БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201анров нар. творчества. В 18-20 вв. традиции нар. иск-ва сохранялись и развивались самими нар. массами, в среде к-рых всегда были непроф. мастера - певцы, сказители, сказочники.

История рус. фольклора характеризуется возникновением новых произв. и циклов в пределах одного жанра и сменой жанров - угасанием одних и появлением других. Так, в 19 в. на первое место в песенной лирике выдвинулись частушка и романс, в 20 в. прекратила живое бытование былина. Ряд жанров и произв. фольклора перешёл в книгу.

Благодаря работе неск. поколений собирателей рус. фольклор стал достоянием новой нац. и мировой культуры, одним из важнейших источников творчества писателей, композиторов, художников, актёров. Сб-ки рус. былин, песен, сказок вошли в читательский обиход.

В сов. время рядом с закономерно обусловленным угасанием мн. явлений классич. фольклора наблюдается и процесс, направленный на его сохранение в совр. формах и включение в совр. культуру сов. народа. Наряду с традиционным фольклором приобрели развитие формы совр. нар. устнопоэтич. творчества - песни, частушки, устные рассказы, анекдоты, пословицы. В новых обществ, и культурно-бытовых условиях качественно новый характер получили тематика и идейное содержание фольклора, в значит, степени стираются исторически сложившиеся различия между фольклором и лит-рой.

Разнообразный и богатый фольклор бытует также у различных народностей, населяющих терр. РСФСР (авт. республики, нац. округа).

См. также Нар. поэтич. творчество в ст. Народное творчество.

Б. Н. Путилов.

Древнерусская литература (конец 10- 17 вв.). Лит-pa периода Киевской Руси - общий источник рус., укр. и белорус, лит-р. Др.-рус. лит-pa не выделялась из общей массы письменности, носившей преим. деловой характер (церк.-служебный, ист., географич., юридически-правовой). Художественность изложения была одним из существ, компонентов отд. жанров. Авторское, личностное начало в др.-рус. лит-ре приглушено. Памятники в большинстве анонимны. Тексты читались и переписывались в течение неск. столетий и в зависимости от социально-политич. требований, веяний времени, от изменений лит. вкусов перерабатывались: возникали новые редакции, многочисл. варианты одного и того же памятника. Др.-рус. лит-pa - гл. обр. лит-pa ист. факта: она стремилась описывать исторически-реальные события, в ней редки вымышленные персонажи.

Письм. текст для читателя того времени - как бы бесспорное свидетельство реальности описываемого, поэтому как исторически действительные воспринимались даже фантастич. истории и условные герои, попавшие в лит-ру из устных преданий и переводных источников.

Др.-рус. лит-pa прошла длинный и сложный путь развития в тесной связи с ист. судьбами страны. Поэтому её периодизация в целом совпадает с ист. периодизацией. Оригинальные памятники др.-рус. лит-ры датируются 2-й четв. 11 в., но её возникновение можно отнести к кон. 10 в., когда с проникновением на Русь христианства появились необходимые для богослужения тексты на др.-слав. яз. Др. Русь гл. обр. через Болгарию, откуда пришли эти тексты, сразу же приобщилась к высокоразвитой ви-зант. и юж.-слав, лит-ре. Тексты на др.-слав. яз. составляли общий фонд лит-ры юж. и вост. славян. В этот фонд входили отд. библейские книга или их изложение, богослужебные тексты, соч. отцов церкви, жития святых, памятники всемирной истории (хроники, компилятивные хронографы, "Александрия"), естеств.-науч. соч. ("Шестоднев" Иоанна Болгарского, "Физиолог"), апокрифы. Интересы развивающегося Киевского феод, гос-ва требовали создания собств. произведений, характер к-рых определялся задачами гос. строительства в сложных ист. условиях (набеги кочевников, княжеские междоусобицы). Лит-pa воспитывала чувство патриотизма, утверждала ист. и политич. единство народа и единство рода рус. князей, осуждала княж. распри. Гражданственность, высокий патриотизм - характерные черты рус. лит-ры с начала её существования.

Тематика литературы 11 в.- 30-х гг. 13 в. (до монг.-тат. нашествия) определила её стиль - монументальный историзм. Возникает рус. летописание - жанр, не имеющий точных соответствий в др. лит-pax. "Повесть временных лет" (ок. 1113), древнейшая дошедшая до нас рус. летопись, ставит вопрос о месте рус. народа среди др. народов, рассказывает о возникновении и становлении Рус. гос-ва. Создаются первые рус. жития ("Жития Бориса и Глеба", 11 в., "Житие Феодосия Печерского", 80-е гг. 11 в.). Зрелость политич. мысли, патриотизм, публицистичность показательны и для первых памятников ораторской прозы: "Слова о законе и благодати" Илариона (1-я пол. 11 в.), "Слов" Кирилла Туровского (ИЗО-82). Заботами о судьбах страны, глубокой человечностью проникнуто "Поучение" (1117) Владимира Мономаха (1053-1125). Наивысшее достижение лит-ры этого периода - "Слово о полку Игореве" (кон. 12 в.)- памятник высокой гражданственности и словесного мастерства, в к-ром слились традиции торжеств, красноречия с фольклорными по своей природе художеств, приёмами .

Процесс феод, дробления Руси на обособленные княжества приводил к возникновению обл. лит. центров. В лит-ру вторгаются темы местного характера, проникают элементы местного фольклора. Однако и в этих условиях литература не теряет своего общерус. значения. Утверждение единого происхождения всех рус. земель, призывы хранить единство народа, обличение княжеских междоусобий звучат и в произведениях областг ных литератур.

Лит-pa 2-й четв.- кон. 13 в. характеризуется подъёмом нац.-патриотич. настроений в связи с монг.-тат. нашествием и началом монг.-тат. ига. Монументально-ист, стиль приобретает экспрессивный оттенок: создаваемые в это время памятники несут на себе трагич. отпечаток, отличаются лирич. приподнятостью - "Повесть о битве на реке Калке", "Повесть о разорении Рязани Батыем", летописи, памятники торжеств, красноречия ("Слова" Серапиона Владимирского), агиография. Большое значение в лит-ре приобретает идея сильной княж. власти. Черты идеального князя - полководца и гос. деятеля - предстают в "Слове о погибели Русской земли" (1-я пол. 13 в.), в "Житии Александра Невского" (70-е гг. 13 в.), ощущаются в "Молении Даниила Заточника".

Лит-ра 14 в.- 50-х гг. 15 в. отражает идеологию времени объединения княжеств Сев.-Вост. Руси вокруг Москвы, образования рус. народности и постепенного складывания рус. централизов. гос-ва. Создаётся почва для возникновения на Руси "предренессанса". Возрождается интерес к рус. "античности"- Киевской Руси и её лит-ре, снова завязываются и укрепляются связи с Византией и юж. славянами. Центром летописания становится Москва. Развивается жанр легендарно-ист, повестей ("Сказание о битве новгородцев с суздальцами", цикл сказаний об Иоанне Новгородском, "Повесть о новгородском посаднике Шиле", "Повесть о Меркурии Смоленском", "Повесть о Темир-Аксаке" и др.). Широкий отклик в лит-ре получает важная для судеб рус. земли битва на Куликовом поле в 1380 (летописная повесть о Донской битве - "Задонщина", образцом для к-рой послужило "Слово о полку Игореве"; "Сказание о Мамаевом побоище"). Развитие психологич. индивидуализма (в пределах религ. сознания) приводит к росту субъективного начала в лит-ре, к попыткам изображения психологич. состояния человека, к возникновению эмоционально-экспрессивного стиля. Жития приобретают всё более панегирич. характер, словесная изощрённость ("плетение словес") в агиографии достигает наивысшего расцвета: "Житие Стефана Пермского" и "Житие Сергия Радонежского", написанные Епифанием Премудрым, агиографич. тексты Пахомия Логофета (2-я пол. 15 в.).

Во 2-й пол. 15 - нач. 16 вв. продолжается развитие экспрессивно-эмоционального стиля. В агиографию всё чаще проникает изображение реальных человеческих чувств, ист. действительности ("Записка о последних днях Пафнутия Боровского", "Житие Михаила Клопского"). Создаются произв., сюжет к-рых зависит от устных рассказов новеллистич. характера,- сказки, легенды, анекдоты ("Повесть о Петре и Февронии Муромских", "Повесть о Петре, царевиче Ордынском", "Повесть о Дракуле", "Повесть о Басарге" и др.). Появляется большое число переводных беллетристических памятников ("Александрия", "Стефанит и Ихнилат", "Троянские сказания"). В условиях начавшейся централизации Рус. гос-ва особое развитие получает жанр политич. легенды ("Сказание о Вавилоне", "Сказание о князьях Владимирских" и др.). Кон. 15 в.- время расцвета русского летописания, когда создаются разнообразные летописные своды.

Процесс создания сильного централизов. гос-ва в 16 в., в ходе к-рого лит-ра всё больше подчиняется гос. интересам, определяет стиль эпохи. Лит-pa отличается пышностью и торжественностью. Создаются памятники обобщающего характера, регламентирующие духовную, политич., правовую и повседневно-бытовую жизнь ("Великие Минеи Четьи", содержащие тексты для повседневного чтения, одобренные церковью; "Лицевой летописный свод", "Степенная книга", "Стоглав", "Домострой"). В 16 в. расцветает публицистика. В соч. публицистов 1-й пол. 16 в. (Фёдор Карпов, Иван Пересветов, Ермолай-Еразм) отразились нек-рые идеи Возрождения (вера в разум, в силу убеждения и слова, стремление к преобразованию общества, идея служения гос-ва интересам народа). Именно в публицистике 16 в. появляется личная точка зрения писателя на описываемое и возникают индивидуальные особенности стиля (наиболее ярко - в "Посланиях" Ивана Грозного). Публицистичность, сюжетность, лит. вымысел вторгаются и в летописание, и в ист. повествование ("Казанская история", "История о великом князе московском" А. М. Курбского, 1528-83).

В 17 в. лит-pa ср.-век. типа постепенно преобразуется в лит-ру нового времени. Возникают новые, чисто лит. жанры, идёт процесс демократизации лит-ры, значительно расширяется её тематика. События "смутного времени" и Крест, войны (кон. 16 - нач. 17 вв.) изменяют взгляд на историю и роль в ней отд. личности, что приводит к освобождению ист. лит-ры от церк. влияния: писатели этого времени (Авраамий Палицын, Катырев-Ростовский, Иван Тимофеев и др.) пытаются объяснить деяния Ивана Грозного, Бориса Годунова, Лжедмитрия, Василия Шуйского с точки зрения свойств их индивидуального человеческого характера. В лит-ре возникает представление о формировании, изменении и развитии личности под влиянием внешних обстоятельств. В 17 в. расширяется социальная сфера лит-ры. Возникает т. н. лит-ра посада, а также демократич. сатира, к-рая осмеивает гос. и церк. ин-ты, пародируя судопроизводство ("Повесть о Шемякином суде"), церк. службу ("Служба кабаку"), священное писание ("Повесть о крестьянском сыне"), канцелярскую практику ("Повесть о Ерше Ершовиче", "Калязинская челобитная"). Претерпевает изменения и такой консервативный жанр, как агиография. Житийная "Повесть об Ульянии Осоргиной", написанная её сыном Дружиной Осоргиным, становится реальным жизнеописанием с обилием бытовых зарисовок. Дальнейшее преобразование житийного жанра в биографич. повествование происходит в "Житии" (1672-75) протопопа Аввакума (1620 или 1621-82). В этой "исповеди-проповеди" проповеднич. пафос и агиографич. приподнятость сочетаются с личным, автобиографич. началом и глубоким психологизмом.

Сближение лит-ры с бытом, появление в повествовании любовной интриги, психологич. мотивировок поведения героя присущи мн. повестям 17 в. ("Повесть о Марфе и Марии", "Повесть о Тверском Отроче монастыре", "Повесть о Горе-Злочастии", "Повесть о Савве Грудцыне", "Повесть о Фроле Скобееве" и др.). Появляются переводные сб-ки новеллистич. характера ("Великое Зерцало", "Римские деяния", сб-ки фацеций), переводные рыцарские романы, получившие новую жизнь на рус. почве ("Повесть о Бове королевиче", "Повесть о Брунцви-ке", "Повесть о Еруслане Лазаревиче" и др.). Развивается стихотворство ("Приказная школа" 1-й пол. 17 в., Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев, Карион Истомин). В 17 в. завершилась история др.-рус. лит-ры как некоего единого явления, лит-ры, к-рая в значит, мере подготовила рус. лит-ру нового времени. Л. А. Дмитриев.

Литература 18 в. Возникновению новой рус. лит-ры в 18 в. предшествовал переходный период (1690-1720-е гг.), когда ещё продолжали развиваться традиц. лит. жанры (церк. проповедь, школьная драма, панегирич. стихи). Напряжённая общественная борьба отражалась преимущественно в публицистике и официальных программных документах, написанных Петром I, а также П. П. Шафировым (1669-1739) и Феофаном Прокоповичем (1681-1736). Впервые в истории рус. обществ, жизни была создана внерелиг. политич. идеология, ставшая содержанием офиц. политич. пропаганды, включавшая представление о правовом гос-ве и просвещённом абсолютизме.

На идеологич. почве, уже подготовленной реформами Петра I, возникает осн. направление обществ, мысли 18 в.- рус. просветительство (см. Просвещение в России). Унаследовав положит, элементы культурно-политич. программы предшеств. эпохи (идеи науч.-пром. прогресса, просвещения в собств. смысле, независимости науки и мысли от церкви), рус. просветительство выступило против идеи "страха", как единств, средства обуздания и приневоливания человека, противопоставив ему понятия гражд. долга и общего блага нации. Осн. темой лит-ры стал конфликт между сознат. выполнением обществ.-этич. долга и эгоистич. потаканием страстям. С 1730-х гг. до кон. 18 в. рус. лит-pa проделала огромный путь. Поэтому лит. направления в рус. лит-ре 18 в. (барокко, классицизм, сентиментализм) отличались особыми идейно-эстетич. свойствами, обрели определённые, исторически обусловленные, нац.-культурные задачи.

Классицизм в рус. лит-ре формировался в борьбе с барокко и всем наследием ср.-век. лит-ры. В теоретич. высказываниях создателей поэзии классицизма А. Д. Кантемира (1708-44), В. К. Тредиаковского (1703-68), М. В. Ломоносова (1711-65) разрыв с допетровским культурным прошлым формулировался как идея создания общенац. литературы, а необходимость лит. реформ представлялась распространением "дела" Петра и на орласть культуры. Кантемир ещё считал возможным новое содержание выражать средствами стиховой системы школы Симеона Полоцкого, т. н. силлабич. стихом. Тредиаковский, а затем Ломоносов в 30-40-е гг. 18 в. разработали взамен силлабич. стиха силлабо-тонический, более соответствующий природе рус. языка, его акцентной системе.

Создание единой нац. лит-ры требовало решения двух основных (кроме проблем стиха) практических, собственно лит.-эстетич. задач: выработки строгой жанровой системы и соответствующей ей языково-стилистич. иерархии. В творч. практике Кантемира, в трактате Тредиаковского "Новый и краткий способ к сложению российских стихов" (1735), "Эпистоле о стихотворстве" (1747) А. П. Сумарокова (1717-77) и "Риторике" (1748) Ломоносова были определены и охарактеризованы все осн. виды лит. жанров и соответствующие им стилистич. нормы. Наибольшее значение теория классицизма придавала "высоким" жанрам: эпич. поэме, трагедии и торжественной или похвальной оде. Создание рус. трагедии Сумароковым и рус. оды Ломоносовым воспринималось современниками как истинное начало новой рус. лит-ры. Рус. классицистич. трагедия в форме этич. конфликта выразила и гл. проблемы политич. самосознания эпохи. Торжеств, ода Ломоносова и его последователей стала одним из осн. лит. жанров этого времени. Как правило, в одах разрабатывались актуальные обществ.-политич. проблемы, а комплиментарность стиля и восхваление царствующих особ были условной формой программного характера этого жанра. Наряду с одой похвальной, оды духовные или стихотворные переложения псалмов Ломоносова, Тредиаковского, Сумарокова, Г. Р. Державина (1743-1816) превратились в особый жанр преим. гражд.-обличительного или этйко-филос. содержания. В 50-60-е гг. возникает особый жанр филос.-дидактич. поэмы: "Письмо о пользе стекла" (1752) Ломоносова, "Феоптия" (1755) Тредиаковского, "Плоды наук" (1761) М. М. Хераскова (1733- 1807), "Сугубое блаженство" (1765) И. Ф. Богдановича (1743-1803).

Интенсивно развиваются сатирич. жанры лит-ры классицизма. Стихотворные сатиры Кантемира, распространявшиеся в 30-50-х гг. только в списках, подготовили появление в 50-е гг. стихотворной басни (Сумароков, Ломоносов), в кон. 50-х гг.- комедии, в кон. 60-х гг.- прозаич. журнальной нравоописат. сатиры. На основе разработанных в баснях приёмов комич. диалога я речевой характеристики создаётся стилистика рус. комедии, в к-рой отчётливо прослеживаются два направления: одно, связанное с воздействием т. н. серьёзной комедии и "слёзной драмы", разрабатывает преим. нравоучит. проблематику (В. И. Лукин, 1737-94), другое осуществляет сатирич. разоблачение средствами драматургич. комизма, не пренебрегая и нар.-фарсовыми традициями,- Сумароков в комедиях 60-х гг., Д. И. Фонвизин (ок. 1744-92), Я. Б. Княжнин (1742-91), А. И. Клушин (1763-1804).

Опыт басенной сатиры 50-60-х гг. восприняли и сатирич. журналы 1769-72, особенно журналы Н. И. Новикова (1744-1818) и Ф. А. Эмина (1735-70), в к-рых происходит всё более интенсивное вовлечение бытового, социально-значительного материала действительности в систему условных комич. типов, социальных масок; осн. приёмом сатиры остаётся комич. саморазоблачение отрицат. персонажей. После вынужденного прекращения издания сатирических журналов в 1772 эта традиция воскресает позднее, в журналах И. А. Крылова (17б8- 1844). Опыт малых стихотворных сатирич. жанров 60-х гг. и нравоописат. журнальной прозы синтезировал В. И. Майков (1728-78) в ироикомической, шуточной поэме "Елисей, или Раздражённый Вакх" (1771); поэтика стихотворной сказки получила развитие в поэме Богдановича "Душенька" (1778, полное изд. 1783).

Для 60-х гг. характерен также переход повествоват. прозы от рукописного существования к печати (Эмин; М. Д. Чулков, 1734, по др. данным, 1733-92; М. И. Попов, 1742-90). В последней четв. 18 в. после "Недоросля" (пост. 1782, опубл. 1783) Фонвизина новое развитие получает комедия; на то же время приходится подъём и серьёзное обновление жанра трагедии. В трагедиях наиболее видных последователей Сумарокова - Княжнина и Н. П. Николева (1758-1815) - произошло перемещение интереса от этич. проблем к социально-политическим, а в стиле трагедии получила преобладание "рупорность" речи персонажей, обращённой непосредственно к зрит. залу. Одическая военно-политич. тематика послужила материалом для создания больших поэм Хераскова "Чесменский бой" (1771) и "Россияда" (1779); "Россияда", созданная с учётом опыта европ. эпич. поэзии нового времени ("Освобождённый Иерусалим" Т. Тассо, "Генриада" Вольтера), была первой законченной рус. эпопеей и рассматривалась современниками как вершина поэтич. достижений рус. классицизма. В кон. 70-х гг. появляются первые оды Державина, к-рый соединил в них сатиру нравов и гражд. пафос, допустил смешение высокого и низкого "штилей" и сделал оду живым и плодотворным поэтическим жанром.

С сер. 70-х гг. рус. лит-pa испытывает воздействие предромантич. и сентименталистских художеств, идей и принципов, воспринимаемых преим. из англ, лит-ры и нем. критич. мысли. Не менее значительным было влияние на рус. сентиментализм идей Ж. Ж. Руссо. Формирование новых жанров стало осн. путём лит. эволюции с кон. 70-х и до 1800-х гг. Начинается усиленная разработка жанров баллады, песни, дружеского послания. В творчестве И. И. Дмитриева (1760-1837), наиболее видного поэта сентиментализма, стилистич. переработке подвергается и такой устойчивый жанр, как басня; песни и дружеские послания Дмитриева отличаются приятностью и интимностью тона. Стиль у сентименталистов становится понятием индивидуально-авторским, а не общелитературным, как утверждали теоретики классицизма.

Новыми для рус. лит-ры жанрами, введёнными сентиментализмом, были путешествия и чувствит. повесть. Первым рус. оригинальным лит. путешествием была книга А. Н. Радищева (1749-1802) "Путешествие из Петербурга в Москву" (1790), в к-ром чувствительность, т. е. способность мыслящего человека воспринимать жизненные впечатления и обществ, противоречия как внутр. душевное дело, явилась источником непримиримой революц. вражды к крепостнич. строю в целом. "Путешествие..." Радищева не оказало непосредств. влияния на лит-ру 18 в., его воздействие ощутилось позже, в эпоху декабристского движения. Пути развития сентименталистской прозы определили повести и "Письма русского путешественника" (опубл. 1791-92) Н. М. Карамзина (1766-1826). В его прозе была создана новая для рус. лит-ры эмоционально-психологич. структура повествования и анализа душевной жизни: именно у него повествоват. жанры стали "зеркалом души" совр. человека и средством выражения личности в её многообразии и индивидуальной неповторимости, что оказало влияние на дальнейшее развитие рус. прозы. И. 3. Серман.

Литература 1-й пол. 19 в. Литературная жизнь нач. 19 в. определялась обострением кризиса крепостнич. системы, нац. подъёмом 1812, созреванием идей дворянской революционности, предвещавших начало первого этапа освободит, движения в России. Совершался процесс постепенного перехода от идейно-эстетич. концепций классицизма, "просветит, реализма" и сентиментализма к иным типам художеств, творчества, прежде всего к романтизму и реализму. Одной из центр, фигур лит. движения первых десятилетий 19 в. оставался Карамзин - преобразователь рус. лит. языка, автор "Истории государства Российского", издатель "Вестника Европы" (1802-03), где он в критич. статьях излагал свою эстетич. программу, способствовавшую формированию самобытности рус. лит-ры. Черты классицизма и сентиментализма сочетались в стихотворных трагедиях В. А. Озерова (1769-1816). Развивалась полемика между "архаистами" и карам-зинистами вокруг проблемы "старого" и "нового" слога; она нашла острое выражение в борьбе лит. об-ва "Беседа любителей русского слова" и "Арзамас". Традиции "просветит, реализма" своеобразно преломились в творчестве В. Т. Нарежного (1780-1825). Центр, место занимала поэзия, где выделялись 2 течения, условно называемые элегическим и гражданским (впрочем, грань между ними порой стиралась).

Родоначальниками элегич. поэзии явились В. А. Жуковский (1783-1852) и К. Н. Батюшков (1787-1855). В 20-е гг. её традиции были сильны в творчестве А. А. Дельвига (1798-1831), Н. М. Языкова (1803-46), Е. А. Баратынского (1800-44). Творчество этих поэтов было проникнуто глубокой неудовлетворённостью существующим. Не веруя в переустройство общества, они ориентировали своё творчество на создание гармонии во внутреннем мире человека. Жуковский видел высшие ценности в духовных переживаниях идеального порядка, Батюшков и его последователи - в одухотворённых нравств. пафосом "земных" радостях, в дружбе, любви, чувственном наслаждении. Элегики обновили поэтич. язык, разработали утончённые формы поэтической выразительности, создали многообразие метрич., строфич. и ритмико-интонац. структур. В элегич. поэзии постепенно проступали романтич. тенденции (см. Романтизм). У Жуковского они выражались в своеобразном мистико-романтич. тяготении к поэтич. фантастике. Намечалась характерная для романтич. эстетики разработка фольклорных мотивов и форм разных времён и народов (баллады Жуковского, новаторская трактовка антологич. жанра у Батюшкова, идиллии и рус. песни Дельвига).

Другое течение образовала поэзия гражданская. Нек-рые существенные для неё принципы наметились в начале века - в творчестве поэтов, группировавшихся вокруг Вольного общества любителей словесности, наук и художеств (И. П. Пнин, 1773-1805, В. В. Попугаев, 1778-1816, И. М. Борн, г. рожд. неизв.- 1851, и др.). Наи