БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201неров-демократов В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. П. Огарёва, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, к-рые резко критиковали существовавшее гос-во и право, призывали к свержению самодержавия и установлению демократии. Их революц. взгляды содействовали росту политич. самосознания передовых слоев рус. общества.

При подготовке судебной реформы 1864 осн. автором уставов, свидетельствующих о высоком уровне правовой науки, был С.И. Зарудный, опубликовавший также ряд работ по сравнит, правоведению.

В кон. 19 - нач. 20 вв. в области теории права существовал ряд направлений. На позициях юридич. позитивизма стояли Г. Ф. Шершеневич и Н. М. Коркунов. С. А. Муромцев был предшественником социологич. направления в праве, к-рое получило затем широкое распространение на Западе. Неокантианские течения в праве были представлены в работах Б. А. Кистяковского, П. И. Новгородцева и Е. Н. Трубецкого. Психологич. теория права Л. И. Петражицкого оказала глубокое влияние на развитие правовой мысли мн. стран.

В области истории политич. учений значит, вклад внесли Б. Н. Чичерин, опубликовавший в 1869-1902 обширную "Историю политических учений" в 5 ч., и Новгородцев. Над проблемами гос. права работали А. Д. Градовский, написавший на основе сравнит, метода первый в европ. лит-ре общий курс гос. права, и Коркунов - автор 2-томного курса рус. гос. права.

Важное значение имели труды М. Ф. Владимирского-Буданова по истории гос-ва и права ("Обзор истории русского права", до нач. 20 в., в. 1-2, 1886), Н. П. Павлова-Сильванского ("Феодализм в Древней Руси", 1907, хрестоматия по истории рус. права). Значительный вклад в правовую науку внёс М. М. Ковалевский, изучавший происхождение общины на основе обобщения большого этнографич. материала; о его трудах положительно отзывался Ф. Энгельс. Крупнейшим историком права был П. Г. Виноградов.

В этот период создана обширная лит-ра по гражд. и торг, праву (труды Ю. С. Гамбарова, И. А. Покровского, Шершеневича). Среди работ по уголовному праву наиболее известны труды Н. С. Таганцева. Значит, труды созданы рус. юристами-международниками В. А. Незабитовским, Д. И. Каченовским, Л. А. Комаровским. В 1874-1906 Ф. Ф. Мартене опубликовал "Собрание трактатов и конвенций, заключённых Россиею с иностранными державами" в 15 тт. В кон. 19 - нач. 20 вв. рус. юридич. наука не отставала от науки зап.-европ. стран, хотя она сложилась значительно позднее. В социально-политическом плане для рус. юридической науки 20 в. в целом характерна бурж.-либеральная ориентация, наиболее крупные правоведы были и видными деятелями кадетской партии.

Ко времени Окт. революции 1917 марксистско-ленинская теория дала принципиальное решение осн. вопросов гос-ва и права. В работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина содержалась подлинно научная, материалистич. концепция гос-ва и права, что сделало возможным образование новой юридической науки, в корне отличающейся от буржуазного государствоведения и правоведения.

На основе марксистской концепции проблем гос-ва и права уже в первые годы после Великой Окт. революции была разработана новая, сов. конституция - Конституция РСФСР 1918, воплотившая ленинские принципы единства гос. власти, самоопределения наций, Советов как гос. формы диктатуры пролетариата. Дальнейшее развитие сов. теория гос. права получила в Конституциях РСФСР 1924 и 1937 (см. Конституции советские). Была создана научно обоснованная суд. система, предусматривавшая участие трудящихся в отправлении правосудия, образованы органы надзора за соблюдением законности всеми орг-ция-ми и гражданами (см. Прокуратура СССР). В 20-е гг. приняты кодексы законов по всем отраслям права.

Важнейшими задачами юридич. науки в первые годы Сов. власти было развитие теоретич. основ новой, социалистич. государственности, показ материально-экономич. обусловленности права, его классовой сущности, критика бурж. правовой идеологии. Широкая дискуссия прошла по вопросу определения сов. права. В эти годы были опубликованы труды по гос. праву В. Н. Дурденевского, А. М. Турубинера, Г. С. Гурвича, адм. праву посвящён ряд работ А. И. Елистратова, общей теории права - работы А. М. Рейснер, П. И. Стучки, Е. Б. Пашуканиса, Н. В. Крыленко. Велась также разработка гражд., уголовного, трудового и др. отраслей сов. права (работы В. А. Краснокутского, А. А. Пионтковского, Д. М. Генкина, М. Н. Гернета и др.).

Огромную роль в развитии юридич. науки сыграли пост. ЦК КПСС "О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юридического образования в стране" (1964) и "О мерах по дальнейшему развитию общественных наук и повышению их роли в коммунистическом строительстве" (1967). На базе этих постановлений ведётся серьёзная разработка важнейших теоретич. проблем гос.-правового строительства: развитие социалистич. демократии, организация и деятельность Советов депутатов трудящихся, науч. основы гос. управления, правового регулирования хоз. деятельности и обществ, отношений, правовое положение личности и укрепление законности и правопорядка, правовые аспекты социалистич. экономич. интеграции, совершенствование сов. законодательства. Учёные и специалисты по междунар. праву ведут большую работу по изучению и разработке различных правовых проблем, связанных с междунар. деятельностью СССР, осуществляющего программу мира, выдвинутую на 24-м съезде КПСС. Обширные исследования проводятся по проблемам борьбы с преступностью. Большое внимание уделяется борьбе с бурж. и ревизионистской правовой идеологией.

Учёные-юристы РСФСР приняли активное участие в разработке Основ законодательства СССР по различным отраслям права, кодексов РСФСР и др. важнейших законедат. актов.

Первым н.-и. правовым учреждением в РСФСР был созданный в 1925 на базе Секции сов. строительства Коммунистич. академии Ин-т сов. строительства (с 1936 Государства и права институт АН СССР). В РСФСР в области юридич. науки работают н.-и. правовые учреждения (н.-и. ин-ты: сов. законодательства, изучения причин и разработки мер по предупреждению преступности, криминалистич. экспертизы и др.), кафедры юридич. ф-тов в МГУ, ЛГУ, Казанском и др. ун-тах, Академия МВД и др. высшие уч. юридич. заведения.

См. также том СССР, раздел Наука. П. С. Грацианский.

Литературоведение в России всегда было тесно связано с ист.-лит. процессом, обществ, жизнью страны. На ранних стадиях оно не имело самостоят, значения. В 17-18 вв. получают распространение школьные пособия, пиитики и риторики (в т. ч. Ф. Прокоповича), а также "служебные" жанры: библиографич. описи, перечни книг. Появляются словари писателей ("Опыт исторического словаря о российских писателях" Н. И. Новикова, 1772). В трактатах по риторике шло накопление знаний по теории лит-ры и стилистике. Собственно теоретич.

осмысление художеств, практики первоначально в значит, мере связано с обсуждением проблем стихосложения (трактаты М. В. Ломоносова, В. К. Тредиаковского, А. П. Сумарокова). В нач. 80-х гг. 18 в. создана академия Российская, преобразованная в 19 в. в Отделение рус. языка и словесности АН. В нач. 19 в. формирование ист. концепций лит-ры и языка проходило в борьбе против нормативно-иерархич. методологии (полемика Н. М. Карамзина и А. С. Шишкова). Карамзин впервые в России ввёл постоянный отдел критики и библиографии в журнале.

Основы точных лингвистич. и палеографич. знаний заложил А. X. Востоков, изучение рус. древностей начал А. Л. Шлёцер. Первые сочинения по теоретич. вопросам носили нормативно-умозрительный характер ("Опыт науки изящного" А. И. Галича, 1825). Дальнейшее развитие эстетич. проблемы литературоведения получили в работах т. н. филос. направления (Д. В. Веневитинов, И. Ф. Одоевский, Н. И. Надеждин). В 1-й трети 19 в. бурно развивалась лит. критика, к-рую В.Г. Белинский определил как "движущуюся эстетику". Потребность в осмыслении совр. лит-ры вызвала к жизни жанр критич. обозрения (в числе первых - А. А. Бестужев, И. В. Киреевский, затем Белинский). На страницах журналов интенсивно освещались ист.-лит. методологич. и теоретич. проблемы. Лит. критика при этом далеко выходила за рамки лит-ры, поднимая острые обществ.-филос. вопросы. Большое значение в становлении и развитии литературоведения имела критич. деятельность самих писателей: А. С. Пушкина, А. И. Герцена, Н. В. Гоголя, позднее Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и др. Пушкину, в частности, принадлежит мысль о первостепенной роли "способа изложения исторического". Это было тем зерном, из которого развились затем методологические начала науки о литературе.

Наряду с трудами по теории создаются первые ист.-лит. работы - "учебные книги", "опыты", "очерки" Н. И. Греча, Н. А. Полевого, С. П. Шевырёва, позднее А. В. Никитенко, отмеченные эмпиричностью.

В работах Белинского определился решительный поворот к вопросам современности и нац. своеобразия лит-ры. Выдвинув мысль об ускоренном развитии рус. лит-ры, Белинский рассмотрел её соотношение с другими нац. лит-рами, наметил периоды и внутр. логику её движения. Он сформулировал основы реалистич. иск-ва и создал систему теоретич. взглядов, ведущую к матер иалистич. объяснению лит-ры. Переосмыслив принцип единства содержания и формы, разработанный в эстетике Г. Гегеля, Белинский обосновал тезис о "пафосе художественности" в его связи с "пафосом социальности". Образцом сочетания эстетич., исторического и критич. подхода к иск-ву стали статьи Белинского о Пушкине.

Продолжая сделанное Белинским, Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов отстаивали принципы историзма, народности и реализма. Выработка новых концепций проходила в острых идейных столкновениях и критич. дискуссиях. Чернышевский и Добролюбов выдвинули на первый план проблемы отношения искусства к действительности, сущности типического, обществ, функции эстетического идеала. В эстетике революц. демократов оформилась материалистич. концепция иск-ва и реальной критики. "Очерки гоголевского периода русской литературы" Чернышевского были следующим шагом в создании ист. концепции развития лит-ры. Но в целом принцип историзма был ещё подчинён просветит, взглядам на лит-ру. Это подчас уводило от историзма к однозначным и схематичным суждениям, получившим крайнее выражение в критике Д. И. Писарева (ст. "Пушкин и Белинский").

Критикуя просветит. методологию, А. А. Григорьев, Н. Н. Страхов и отчасти Достоевский решали проблемы историзма и нац. своеобразия рус. лит-ры с позиций славянофильства (см. Славянофилы) и почвенничества.

Во 2-й пол. 19 в. дедуктивный подход к лит-ре уступил в значит, мере индуктивным методам: стали складываться более определённые направления науч. исследования. От общего понимания историзма наука о лит-ре обращается к конкретному изучению лит. процесса. Начинается интенсивное изучение рус. фольклора и др.-рус. лит-ры, их взаимодействия (Ф. И. Буслаев), оформляется ист. критика и текстология (А. А. Шахматов). Много было сделано для изучения памятников др.-рус. лит-ры, летописей, Русской правды, "Слова о полку Игореве". Широко публикуются ист. материалы в журналах "Русский архив", "Русская старина".

В кон. 19 в. в рус. литературоведении выделялись школы: культурно-историческая (Н. С. Тихонравов, А. Н. Пыпин), мифологическая (Буслаев, А. Н. Афанасьев) и сравнительно-историческая (А. Н. Веселовский). Проводилась работа в области изучения психологии и социологии творчества (Н. А. Котлярев-ский, Д. Н. Овсянико-Куликовский); исследовались художеств. специфика лит-ры, место, занимаемое ею среди др. форм мышления, проблемы поэтики, стиля, языка (А. А. Потебня, В. Н. Перетц).

Эти школы, много сделавшие для выработки науч. методов, были обособлены от текущего лит. процесса. Оставаясь в русле позитивизма, представители культурно-ист, школы искали в истории лит-ры психологию народа (Пыпин). Изучение "филиации идей" сторонниками сравнительно-ист, школы вело подчас к поверхностному компаративизму, а закономерности развития лит-ры сводились к эволюционизму.

В условиях нарастания общественно-революционного движения к нач. 20 в. происходят поляризация и размежевание научных взглядов. С одной стороны, оформляются идеалистические концепции (В. С. Соловьёв, Д. С. Мережковский, В. В. Розанов, Вяч. И. Иванов), с другой - вырабатывается социальный подход к искусству, возникает марксистское направление в литературоведении (Г. В. Плеханов, А. В. Луначарский, В. В. Боровский). В работах В. И. Ленина формируется идея партийности лит-ры, изучение лит. процесса ставится в связь с освободит, движением (статья о Герцене), ведётся с учётом идейно-художеств. содержания творчества (статьи о Л. Н. Толстом). На основе марксистской методологии возникают новые возможности понимания лит. явлений в ист., социальном и эстетич. аспектах; принципиальное значение приобретает учение о диалектич. единстве содержания и формы. Огромную роль в формировании социалистич. культуры сыграли ленинские суждения о рус. классич. лит-ре, о наследии классиков.

После Октябрьской революции 1917 начинается интенсивное массовое издание произведений классич. лит-ры, текстологическая и комментаторская работа, вырабатываются принципы "критики текста". Создаётся уникальное издание "Литературное наследством, публикующее материалы и исследования о рус. и зап.-европ. лит-pax, эстетич. работы классиков марксизма (вышло к кон. 1975 ок. 90 тт. этого издания). Свой вклад в публикацию малодоступных текстов вносит также серия "Литературные памятники". Изданы полные академич. собрания соч. Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Белинского, Тургенева, Герцена, Маяковского, издаются соч. Некрасова, Достоевского, Чехова, М. Горького.

Марксистская критика и литературоведение, заявившие о себе ещё в предреволюц. период (А. В. Луначарский, П. И. Лебедев-Полянский, В. М. Фриче, П. Н. Сакулин, Н. К. Пиксанов), исследовали обществ, аспекты художеств, творчества, проблемы творч. метода, мировоззрения, методологии. Наряду с этим велось исследование поэтики, лит. стилей и языка лит-ры. В 20-е гг. сказалось прямолинейное противопоставление "социально-генетич." и формалистич. подходов к изучению литературы. Это привело к односторонней интерпретации литературы представителями ОПОЯЗа, с одной стороны, и вульгарного социологизма- с другой.

По инициативе М. Горького в 1932 создан Ин-т мировой лит-ры АН СССР. Активизировал свою деятельность Ин-т рус. лит-ры (Пушкинский дом). Для развития сов. науки о лит-ре важное значение имели работы академиков А. С. Орлова, Н. И. Конрада, В. Ф. Шишма-рёва, В. В. Виноградова, В. М. Жирмунского, М. П. Алексеева, Д. С. Лихачёва, М. Б. Храпченко. Сов. литературоведение, тесно связанное с эстетикой, философией, социологией, историей, психологией, концентрирует свои усилия в области изучения отношения иск-ва к действительности, методологии исторического и социального анализа, ведёт комплексное исследование художеств. творчества. Центр, место занимает разработка таких категорий, как партийность, народность лит-ры, творч. метод и особенно метод социалистического реализма. По-новому осмысляется творчество Пушкина, Некрасова, Достоевского, Чехова, революц. демократов, классиков зарубежной лит-ры и многонац. сов. лит-ры. Преодоление разрыва в изучении идейного содержания и художеств, формы приводит к созданию крупных трудов по истории и теории лит-ры. В 60- нач. 70-х гг. проведены дискуссии о реализме, о проблемах гуманизма в лит-ре; ряд всесоюзных конференций по актуальным проблемам социалистич. реализма. Первостепенное значение получил принцип историзма в решении теоретич. проблем и проблем истории лит-ры. Особое место в совр. литературоведении занимают работы семантич. и структуралистского направлений, давшие определённые результаты в области фольклора, изучения архаич. текстов.

Заметному оживлению лит. критики и литературоведения в нач. 70-х гг. способствовало пост. ЦК КПСС "О литературно-художественной критике" (1972), в к-ром намечены меры по активизации критич. мысли, определена её роль в развитии сов. многонац. лит-ры.

См. также том СССР, раздел Наука.

Лит.: Маркс К. иЭнгельс Ф., Об искусстве, т. 1 - 2, М., 1967; Ленин В. И., О литературе и искусстве, 4 изд., М., 1969; В е с е л о в с к и и А. Н., О методе и задачах истории литературы как науки, в его кн.: Историческая поэтика, Л., 1940; Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении, [т. 1 - 3], М., 1962-65; ТимофеевЛ. И., Основы теории литературы, 4 изд., М., 1971; Советское литературоведение и критика. Русская советская литература. (Общие работы). Книги и статьи 1917 - 1962 гг. Библиографический указатель, М., 1966, [кн. 2], Книги и статьи 1963- 1967гг., М., 1970. Н.К.Гей.

Языкознание. В кон. 16 - нач. 17 вв. были созданы первые собств. слав, грамматики Л. Зизания (1596) и М. Г. Смотрицкого (1619) - единств, руководства по употреблению рус. языка до сер. 18 в. В 1731 появилась в рукописи первая грамматика рус. языка В. Е. Адодурова, переведённая (1750) на швед, язык М. Тренингом .

Основоположником рус. науч. языкознания был М. В. Ломоносов, создавший основы рус. науч. грамматики и терминологии, . теорию 3 стилей в рус. лит. языке, впервые выдвинувший идею сравнительно-ист, изучения языков в России. Во 2-й пол. 18 в. рус. язык стал предметом активного исследования. Грамматики рус. языка Н. Г. Курганова (1769), А. А. Барсова (1773), "Российская грамматика, сочиненная Российской Академией" (1802) отражали состояние рус. лит. языка и живой нар. речи в её разных социально-стилевых и местных видоизменениях; в синтаксисе были разграничены учение о словосочетании и учение о предложении. В конце 18 в. созданы словари разных типов (толковые - "Словарь Академии Российской", 1878-79 и 1806-22; многоязычные).

В нач. 19 в. появляется интерес к идеям всеобщей грамматики (особенно в работах И. С. Рижского, И. Орнатовского, И. Ф. Тимковского, содержащих также сведения об ист. развитии рус: языка, его родстве с греч., лат., нем. языками; даётся классификация частей речи). В книге Л. Г. Якоба "Курс философии для гимназий Российской империи... Часть вторая, содержащая начертание всеобщей грамматики" (1812) язык определялся как система знаков для выражения мыслей, содержались замечания о форме языка. Намеченный Ломоносовым принцип ист. изучения языка был развит А. X. Востоковым, заложившим основы сравнит, слав, языкознания в России. Одновременно с работами по сравнительно-ист, языкознанию Р. Раска, Ф. Боппа и Я. Гримма, установивших звуковые соответствия между согласными в герм, языках, он выявил закономерные соответствия гласных звуков в рус. и др. слав, языках, выдвинул идею реконструкции праслав. языка путём сравнения сохранившихся слав, диалектов, открыл существование в праслав. языке носовых гласных, установил преобладание двучленного построения предложения в рус. языке.

30 - 70-е гг. 19 в. характеризуются постановкой общетеоретич. проблем, утверждением принципов сравнительно-ист, метода (Г. П. Павский, И. И. Давыдов, сопоставлявшие рус. язык с индо-европейскими, в т. ч. родственными слав, языками); Н. И. Греч выдвинул идею рассмотрения языка в современном и ист. аспектах. Первое в рус. языкознании филос. осмысление проблем языка (в конспективной форме) дано К. П. Зеленецким ("Система и содержание философского языкоучения с приложением к языку русскому", 1841), к-рый выделил внешние (ист. жизнь народа, особенности почвы, климата и т. д.) и внутренние (различное восприятие народами категорий времени и места и отражение этих категорий в языке) причины многообразия языков. Высказывались мысли о связи языка и мышления.

Как науч. дисциплина выделилась ист. грамматика рус. языка. Продолжались исследования по ист. изучению рус. языка (фонетика, морфология, синтаксис, семантика). Рус. язык сравнивался не только с классич. индоевроп. языками, но также с языками тур., араб., кит. и другими. И. И. Срезневский, развивая идеи Востокова, наметил программу и сформулировал задачу сравнит.-ист. исследования рус. языка (исследование лексики и грамматики древних памятников; описание наречий и говоров; науч. анализ рус. языка и языка писателей; сравнение рус. языка со слав, языками). Он же стал основоположником лингвистич. географии в рус. языкознании, тщательно описав диалекты, изучив геогр. распространение фонетич. и грамматич. особенностей рус. языка. Мн. положения Срезневского были развиты Ф. И. Буслаевым, выдвинувшим тезис о связи истории языка с историей народа, ист. изучения рус. языка со сравнительным изучением, о необходимости исследовать диалекты. Труды Буслаева надолго определили содержание последующих работ по сравнит.-ист. изучению рус. языка. Становление сравнит.-типологич. метода изучения синтаксич. явлений в родственных и неродственных языках связано с трудами Ф. Е. Корша.

А. А. Потебня, развивавший психологич. направление (существовавшее одновременно и в европ. языкознании), в общей теории языка занимался филос. проблемами, а на материале рус. яз. разработал принцип историч. изменчивости синтаксич. категорий.

Большую роль в развитии философии языка сыграл также К. С. Аксаков, отметивший, что слово представляет единство двух сторон-внешней и внутренней, материальной и идеальной. Аксаков рассматривал язык в его статике и ист. развитии (динамике).

Традицией рус. языкознания было совмещение разработки теоретич. проблем с лексикографич. работой ("Словарь церковнославянского и русского языка, составленный Вторым отделением Императорской Академии наук", 1847; "Словарь церковнославянского языка" Востокова, 1858-61; "Толковый словарь живого великорусского языка" В. И. Даля, 1863-66).

На становление теоретич. языкознания в кон. 19 - нач. 20 вв. большое влияние оказала деятельность представителей московской (основатель Ф. Ф. Фортунатов) и казанской (основатель И. А. Бодуэн де Куртенэ) лингвистич. школ. Общелингвистич. теория Фортунатова углубила ист. подход к явлениям языка. Она характеризовалась сложным взаимодействием сравнительно-исторической концепции (см. Сравнительно-историческое языкознание) и общей теории языка на психологической основе. Выявление Фортунатовым формы слова и словосочетания на базе противопоставления основы и аффикса, основных и формальных единиц языка, формулирование понятия нулевой формы (флексии), указание на необходимость принимать во внимание существование в языке системных отношений между грамматич. формами было новым для лингвистики кон. 19 в. Фортунатов сформулировал классич. теорию общеслав. и общеиндо-европ. ударения. Его идеи развивали А. А. Шахматов и М. М. Покровский. Шахматов расширил и углубил изучение истории рус. языка в связи с историей народа, впервые создал общую картину происхождения рус. языка и его наречий в связи с общей проблемой о происхождении всего славянства, и вост. славянства в частности. Им проводились исследования фонетич. строя рус. языка, типов простого предложения и т. д. В философии языка Шахматов выдвинул понятие психологич. коммуникации - особого акта мышления, в к-ром происходит соединение психологич. представлений. Покровский положил начало сравнит.-ист. семантике и исследовал лексику в её системной организации.

Представители казанской лингвистич. школы - Бодуэн де Куртенэ, Н. В. Крушевский, В. А. Богородицкий сыграли большую роль в разработке общетеоретич. проблем, лежащих в основе совр. лингвистич. исследований. Бодуэн де Куртенэ задолго до Ф. де Соссюра выдвинул идеи о необходимости разгран