БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201-и. и популяризаторская работа в области философии развёртывается в свете задач, сформулированных в новой Программе КПСС (1961), решениях съездов КПСС, постановлениях ЦК КПСС.

См. также том СССР, раздел Наука. Лит.: П л е х а н о в Г. В., История русской общественной мысли, кн. 1 - 3, М.- Л., 1925; его же, Избр. философские произведения, т. 4, М., 1958; Васецкий Г., И о в ч у к М., Очерки по истории русского материализма XVIII и XIX веков, М., 1942; Ананьев Б. Г., Очерки истории русской психологии XVIII и XIX вв., М., 1947; Из истории русской философии, Сб. ст., М., 1949; Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР. т. 1-2, М., 1955-56; Очерки по истории логики в России, М., 1962; История философии в СССР, т. 1 - 4, М., 1968 - 1971; Галактионов А. А., Н и к а н д р о в П. Ф., Русская философия XI -XIX веков, Л., 1970; Бобров Е. А., Философия в России. Материалы, исследования и заметки, в. 1-6, Каз., 1899-1903; Грузенберг С., Очерки современной русской философии, СПБ, 1911; Филиппов М. М., Судьбы русской философии, ч. 1 - 2, СПБ, 1904; И в а н о в-Р азумникР. В., История русской общественной мысли, т. 1 - 2, СПБ, 1907; Р а д л о в Э., Очерк истории русской философии, 2 изд., П., 1920; Ш п е т Г., Очерк развития русской философии, ч. 1, П., 1922; Яковенко Б., Очерки русской философии, Берлин, 1922; Зеньковский В. В., История русской философии, т. 1 - 2, Париж, 1948 - 50; К о у r е А., Etudes sul'histoire de la pensee philosophique en Russie, P., 1950; L о s s k у Н., History of the Russian philosophie, N. Y. 1951; Walicki A., Rosyjska filozofia i mysl spoleczna od oswiecenia do marksizmu, Warsz., 1973.

В. Е. Евграфов, В. Ф. Пустарнаков.

Историческая наука. В Др. Руси письменные ист. произведения были созданы в кон. 10 - нач. 11 вв. В 11 в. возникли летописные памятники Киева и Новгорода. Их обобщением был общерус. свод 11 - нач. 12 вв.- "Повесть временных .лет", оказавший большое влияние на всю последующую феод, историографию ср.-век. Руси. В 11-13 вв. появились первые рус. ист. произведения, в к-рых фрагментарно излагалась всемирная история ("Еллинский и Римский летописец" и др.). В период феод, раздробленности Руси летописание велось в центрах обособившихся земель и княжеств (тверские, ростовские, новгородские летописи и др.). В ист. повестях, летописных сводах (особенно в общерус. своде 1479-80) обосновывались права моек, князей, объединявших Русь вокруг Москвы, владеть всей Рус. землёй. С образованием Рус. централизов. гос-ва офиц. летописание сосредоточилось при дворе моек. вел. князей и царей и было подчинено осн. политич. задаче - укреплению самодержавной власти ("Степенная книга", Воскресенская летопись и Никоновская летопись). В 16 в. наметился переход от погодной собственно летописной системы изложения к сюжетному ист. повествованию ("История о Казанском царстве", соч. А. М. Курбского "История о великом князе московском" и др.). О расширении кругозора авторов ист. сочинений свидетельствует также появление рус. "Хронографа" (редакции 1512) - обзора всемирной (по тогдашним понятиям) истории с древнейшего времени до 1453 с включением собственно рус. истории. В 30-х гг. 17 в. был составлен т. н. "Новый летописец", подчинённый задаче возвеличения царской династии Романовых. Новые редакции рус. "Хронографа" значительно расширяли его материал. В кон. 16 - нач. 17 вв. создаются сибирские летописи, осн. тема к-рых - походы Ермака и освоение Сибири. Распространяются ист. повести ("Временник" И. Тимофеева, "Сказание" Авраамия Палицына и др.). О приближении рус. историографии к уровню, с к-рого начинается превращение её в ист. науку, свидетельствовали: изданный в 1674 в Киеве "Синопсис" - первое уч. пособие по рус. истории - соч. С. А. Медведева ("Созерцание краткое лет 7190, 7191, 7192...", т. е. 1681 - 1684) и А. И. Лызлова ("Скифская история"). В этих трудах встречаются и нек-рые элементы рационализма.

В 1-й четв. 18 в. появились ист. сочинения, в к-рых идеологически обосновывалась политика дворянского абсолютистского гос-ва. В нач. 20-х гг. была составлена "История Свейской войны" (изд. в 1770), 1-я часть, посвящённая событиям до 1715, отредактирована лично Петром I. По указу Петра I началось систематич. разыскание и собирание ист. источников, в т. ч. и археологич. материалов (указы 1718, 1720, 1722). Одним из первых обобщающих ист. сочинений было "Ядро Российской истории" (написано в 1715) А. И. Ман-киева, в к-ром изложение событий доведено до нач. 18 в. После учреждения в 1724 Академии наук разработка рус. истории оказалась в значительной степени в руках приглашённых в Россию зап.-европ. (преим. немецких) учёных. Эти учёные (особенно Г. 3. Байер) создали основу норманской теории. Г. Ф. Миллер занимался историей с древнейших времён до сер. 18 в. Он собрал богатейший материал по истории Сибири и написал науч. труд "История Сибири" (1750) и др. А. Л. Шлецер изучал историю рус. летописания. Крупные успехи рус. историографии связаны с именем В. Н. Татищева. Его 5-томная "История Российская..." (представлена в АН в 1739, опубл. в 1768-1848) доводила изложение до кон. 16 в. и была посвящена преим. политич. истории. С решит, критикой взглядов "норманистов" выступил М. В. Ломоносов, к-рый в критич. замечаниях на диссертацию Миллера и в труде "Древняя Российская история...", доведённом до 1054, доказывал, что рус. государственность возникла до "призвания" варягов, и рассматривал рус. историю как составную часть всеобщей истории. Дальнейшая разработка рус. истории в дворянской историографии связана с именами М. М. Щербатова и И. Н. Болтина.

Зарождение бурж. отношений в России предопределило появление работ по экономич. истории страны, созданных представителями купечества и ср. чиновничества: "Деяния Петра Великого" и "Дополнения к „Деяниям Петра Великого"" (30 тт., 1788-97) И. И. Голикова, "Историческое описание Российской коммерции" (21 том, 1781-1888) М. Д. Чулкова и др. Стала разрабатываться местная история: В. В. Крестинину принадлежат работы по истории Архангельска, Холмогор; П. И. Рычкову-"Топография Оренбургская..." (2 части, 1762) и др. Принципиально новое понимание ист. прошлого содержалось в работах первого рус. революционера-просветителя А. Н. Радищева. Ист. процесс он представлял как циклически развивающуюся борьбу "свободы" и "деспотизма".

Развитию рус. историографии во 2-й пол. 18 - 1-й пол. 19 вв. способствовала широкая для того времени публикация ист. источников. Видное место среди публикаторов заняли рус. просветитель Н. И. Новиков, Н. Н. Бантыш-Каменский, А. И. Мусин-Пушкин. В 1829 по инициативе выдающегося археографа П. М. Строева была учреждена Археографич. экспедиция, к-рая начала систематически собирать и публиковать др.-рус. акты и Полное собрание русских летописей. Значит, расширение круга источников содействовало развитию вспомогат. ист. дисциплин (источниковедения, палеографии, ист. географии, археографии, геральдики, нумизматики и др.). По Университетскому уставу 1835 в ун-тах создавались спец. кафедры рус. истории, превратившиеся в 19 в. в крупные центры развития ист. науки. Возникли различные науч. учреждения и об-ва (см. Исторические общества). В условиях кризиса феод.-крепостнич. строя в России в 1-й четв. 19 в. сложилась ист. концепция Н. М. Карамзина - идеолога дворянско-аристократич. кругов. В его "Истории государства Российского" (12 тт., 1816-29) движущей силой гос-ва представлено самодержавие, опирающееся на дворянство. Близкие к Карамзину позиции занимал и М. П. Погодин.

В 1-й пол. 19 в. утверждалась и бурж. историография. Разделяя антиреволюц. направленность офиц. дворянской историографии, бурж. историки, однако, не могли признать удовлетворительными её методологич. и источниковедч. основы. Это привело к возникновению "скептической школы" (М. Т. Каченовский, Н. С. Арцыбашев), требовавшей критич. отношения к ист. источникам (изучение их внутр. содержания и сопоставление с др. источниками). Н. А. Полевой, порицая концепцию Карамзина и опираясь на положения передовых бурж. историков Запада (Б.Т. Нибура, Ф. Гизо, О. Тьерри), написал "Историю русского народа" (6 тт., 1829-33), в к-рой пытался показать связь рус. истории с зап.-европейской, а также выдвигал требование раскрыть объективное содержание излагаемых в источниках фактов. Крупнейшее место в рус. бурж. историографии заняли труды С. М. Соловьёва. Выявляя связь между событиями, он подходил к рассмотрению рус. истории как единого и закономерного процесса развития, заключавшегося в переходе от родового строя к торжеству гос. отношений (обобщающий труд - "История России с древнейших времён" в 29 тт.).

Политич. устремления рус. буржуазии выражены в т. н. государственной школе, основоположниками к-рой явились юристы и видные либеральные обществ, деятели К. Д. Кавелин и Б. Н. Чичерин. К гос. школе в ряде вопросов примыкал и С. М. Соловьёв. Признавая идею закономерности, причинной обусловленности ист. процесса, представители гос. школы использовали эту идею для возрождения на новой основе взглядов об исключительности и самобытности рус. ист. процесса.

С обществ.-политич. борьбой сер. 19 в. были связаны ист. взгляды славянофилов (К. С. Аксаков, Д. А. Валуев, И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков, И. Д. Беляев), к-рые рассматривали историю России как самобытный процесс, основанный на общинном быте рус. народа, как мирное сосуществование народа и власти, нарушенное реформами Петра I.

В 1-й пол. 19 в. в России получает развитие и революц. ист. мысль. Дворянские революционеры-декабристы выступили с решительной критикой концепции Н. М. Карамзина. Н. М. Муравьёв в записке об "Истории государства Российского" Карамзина выдвинул в 1818 тезис о том, что "история принадлежит народам". П. И. Пестель, П. Г. Каховский, Н. А. Бестужев и др. рассматривали борьбу народа против угнетения как гл. содержание истории. Подъём революц.-демократия, ист. мысли в России связан с именами революц. демократов - В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. П. Огарёва, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова. Не будучи профессионалами-историками и не выходя в целом за рамки идеалистич. понимания истории, революц. демократы приблизились к материалистич. пониманию коренных вопросов истории. Они оценили важное значение произ-ва материальных благ и особенно роль нар. масс в истории общества.

С критикой отд. положений гос. школы и призывом изучать историю народа выступил Н. И. Костомаров. В 40- 50-е гг. он занимался изучением быта народа, экономич. развития, истории нар. и нац.-освободит, движений на Украине и в России.

Расширение экономич. связей с европ. странами, рост внешнеполитич. значения России, влияние идей Великой франц. революции обусловили развитие исследований в области всеобщей истории, к-рая к сер. 19 в. выделилась в самостоят, отрасль рус. ист. науки. Основоположником рус. медиевистики был проф. Моск. ун-та Т. Н. Грановский. Подъём нац.-освободит, борьбы слав, народов против тур. ига стимулировал развитие рус. славяноведения. Одним из крупных представителей этой отрасли ист. науки был В. И. Ламанский - автор книг "О славянах в Малой Азии, в Африке и в Испании" (1859), "Об историческом изучении грекославянского мира в Европе" (1871) и др., содержащих большой фактич. материал.

Вхождение в состав Росс, империи народов Закавказья и Ср. Азии и усиление связей с ними, а также освоение Сибири и Аляски стимулировали развитие изучения Востока. В 1855 был открыт вост. ф-т Петерб. ун-та. Крупным центром востоковедения стал Казанский ун-т, проф. к-рого И. Н. Березин изучал историю монголов, опубликовал переводы текстов Шейбани, Рашидаддина и Аб-дулгази. Основоположником рус. китаеведения был Н. Я. Бичурин (Иакинф), к-рый во время пребывания в Китае собрал большой и ценный материал по истории Китая и др. стран Азии и перевёл его на рус. язык.

С 60-х гг. 19 в. расширялась тематика ист. исследований. Усилился интерес к истории пром-сти, торговли и финансов, городов, истории сословий, особенно крестьянства, но подход к решению этих проблем обусловливался идеологич. позицией историков разных направлений. Офиц. дворянская историография обращалась к прошлому с целью обоснования незыблемости монархич. порядков в России (Н. П. Барсуков, Н. Ф. Дубровин, Д. И. Иловайский, Н. К. Шильдер, К. Н. Бестужев-Рюмин) и др. Бурж. историография в пореформенный период заняла господств, положение, расширяя тематику исследований и круг источников и разрабатывая методологию ист. исследований.

Крупным рус. бурж. историком был ученик С. М. Соловьёва В. О. Ключевский, создавший ряд ценных исследований по вопросам социально-экономич. истории и источниковедения (обобщающий труд-"Курс русской истории"). Он ввёл в науч. оборот важный и новый фактич. материал, подверг критике мн. положения гос. школы, показав несостоятельность её взглядов на происхождение крепостного права в России и по др. вопросам, впервые сформулировав в рус. историографии понятие об обществ, классах. Экономич. истории России были посвящены ранние работы С. Б. Веселовского, К). В. Готье, С. В. Бахрушина.

Особое место в бурж. историографии кон. 19 - нач. 20 вв. занимал Н. П. Павлов-Сильванский, отстаивавший идею единства рус. и зап.-европ. ист. процесса и доказавший наличие феодализма в ср.-век. России.

Новой темой стало изучение истории реформ 60-70-х гг. 19 в. (И. И. Иванюков, Г. А. Джаншисв и А. А. Корнилов). Видную роль в развитии источниковедения сыграли труды А. А. Шахматова, разработавшего методику анализа внутр. содержания летописных сводов в связи с данными языкознания и с ист. условиями возникновения летописей. Вопросами дипломатики и др. вспомогат. ист. дисциплин занимались А. С. Лаппо-Дани-левский, Н. П. Лихачёв, А. И. Андреев, С. Н. Валк. Проблемам ист. географии были посвящены труды Н. П. Барсова, С. М. Середонина и М. К. Любавского.

Во 2-й пол. 19 в. оформилось революц.-демократич. направление в рус. историографии, зародившееся в дореформенный период. Историк-демократ А. П. Щапов, испытавший сильное влияние взглядов Н. Г. Чернышевского и Д. И. Писарева, считал историю народа осн. темой ист. исследований. Первым к истории рабочего класса России обратился В. В. Берви-Флеровский, собравший по этой теме большой фактич. материал ("Положение рабочего класса в России", 1869). Его работа получила высокую оценку К. Маркса. Особое внимание истории крестьянства уделяли теоретики народничества П. Л. Лавров и др. Был поставлен вопрос о развитии капитализма в России (Н.Ф. Даниельсон, В. П. Воронцов, В. Е. Постников). Делались попытки доказать, что для России, развивавшейся самобытным путём, капитализм случаен и что она может миновать капиталистич. стадию развития и через крест, общину подойти к социализму. На богатом материале, впервые извлечённом из архивов, изучал историю крестьянства видный народнич. историк В. И. Семевский.

Наиболее важным явлением в рус. историографии пореформенного периода было возникновение в 80-х гг. 19 в. марксистского направления и распространение в России материалистич. взгляда на историю. Большое значение для пропаганды и защиты теории ист. материализма имели труды Г. В. Плеханова, к-рый первым стал разрабатывать историю пролет, революц. движения в России, начал исследовать историю рус. обществ, мысли с марксистских позиций.

Марксистскую концепцию истории России разработал В. И. Ленин. В многочисл. фундаментальных исследованиях и публицистич. выступлениях Ленин осветил коренные вопросы русской и мн. вопросы всемирной истории ("Что такое „друзья народа" и как они воюют против социал-демократов", 1894; "Развитие капитализма в России", 1896-99; "Империализм, как высшая стадия капитализма", 1916; "Доклад о революции 1905 года", 1917, и мн. др.). Ленин внёс крупнейший вклад в учение о взаимоотношении общих, особенных и частных законов развития общества, развитии производит, сил и производств, отношений, классах и классовой борьбе, социальной революции, марксистской партии нового типа, нации и нац.-освободит, движении и др. Он исследовал пореформенное социально-экономич. и политич. развитие России, внутр. и внеш. политику царизма, историю революц. движения и революц. социал-демократии. Существенно дополнив марксистский анализ капитализма, Ленин создал учение об империализме. Он развил марксистскую теорию со-циалистич. революции и сделал вывод о возможности победы социализма первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой стране. Для утверждения и развития марксистской историографии огромное значение имели разработанные Лениным принципы партийности в ист. науке, классового подхода к оценке событий, критика им методологич. основ дворянской, бурж. и мелкобурж., в т. ч. реформистской, историографии.

Марксистская концепция отечеств. и всемирной истории стала разрабатываться такими марксистами, как А. Г. Шлихтер, А. М. Стопани, А. В. Шестаков, М. П. Милютин, Н. Н. Батурин, В. В. Воровский, М. Н. Лядов, Н. М. Лукин, Ф. А. Ротштейн, И. И. Скворцов-Степанов, А. В. Луначарский. Первый систематич. труд по рус. истории был создан М. Н. Покровским, попытавшимся с марксистских позиций осветить историю России. Им противостояли дворянские и бурж. историки: П. Н. Милюков, ЛаппоДанилевский и др.

В кон. 19 - нач. 20 вв. в бурж. историографии появляются работы т. н. "легальных марксистов" (М. И. Туган-Барановского, П. Б. Струве). Сторонники этого направления разделяли взгляды зап.-европ. бурж. экономистов и социологов, но для обоснования закономерности развития капитализма в России использовали отд. положения учения К. Маркса. Противоречивой была система взглядов Н. А. Рожкова, принадлежавшего к меньшевикам.

Вопросам всеобщей истории посвятили свои труды В. И. Герье, И. В. Лучицкий, Н. И. Кареев, П. Н. Виноградов, Р. Ю. Виппер, Д. М. Петрушевский, В. В. Латышев, В. П. Бузескул, М. М. Хвостов, В. И. Модестов и др. Большой вклад в развитие ист. знаний внёс М. М. Ковалевский, работы которого в области изучения истории первобытнообщинного строя были использованы Ф. Энгельсом. Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. бурж. историография достигла значит, успехов в изучении истории славян (работы Ф. И. Леонтовича, Ф. И. Успенского, М. К. Любавского). Крупными византиноведами были В. Г. Василевский, Ф. И. Успенский. В области востоковедения плодотворно работали В. П. Васильев, М. В. Никольский, Б. А. Тураев, В. В. Бартольд и др. Значит, успехов в области открытия и изучения памятников материальной культуры достигла в этот период рус. археология. Важное значение имели работы А. А. Спицына, В. А. Городцова, Б. В. Фармаковского и М. И. Ростовцева, Н. И. Веселовского, Н. Я. Марра, И. Е. Забелина, введшие в науку большой новый материал.

Победа Окт. революции 1917 привела к утверждению марксистско-ленинской методологии в ист. исследованиях. Ленинское идейное наследие определило важнейшие направления и проблематику ист. исследований. Становление сов. ист. науки происходило в обстановке острой борьбы между бурж. и марксистской идеологиями. Проблемы истории изучались в Социалистич. академии обществ, наук (см. Академия коммунистическая), в Росс, академии истории материальной культуры (см. Археологии институт), в комиссиях по истории Коммунистич. партии (Истпарт), профсоюзного (Ист-проф) и молодёжного (Истмол) движений в России, в ин-те К. Маркса и Ф. Энгельса (см. Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС), в нек-рых уч. заведениях, а также в Обществе бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев, Обществе старых большевиков, Обществе историков-марксистов, с 1929 - в Ин-те истории АН СССР. В 20-е гг. начали выходить журналы, сыгравшие значит, роль в становлении сов. ист. науки ("Пролетарская революция", "Красная летопись", "Красный архив", "Летопись революции", "Каторга и ссылка", "Историк-марксист" и др.). В 20-е гг. в РСФСР были созданы первые работы по истории Февральской и Окт. революций, Гражд. войны, началось изучение истории социалистич. строительства, большое внимание уделялось исследованию истории Коммунистич. партии. Началось изучение росс, капитализма и империализма. Продолжали работу над проблемами всеобщей и отечеств, истории историки старой формации, к-рые начали постепенно переходить на марксистские позиции. Историки РСФСР разрабатывали и вопросы всеобщей истории - историю бурж. революций, рабочего класса и революц. движения, междунар. отношений, нац.-освободит, движений в новейшее время. Пост. ЦК ВКП(б) и СНК СССР 1934-36 об изучении и преподавании истории в школах и вузах содействовали развитию и ист. науки в РСФСР.

Накануне и в период Великой Отечеств, войны 1941-45 значит, внимание было уделено воен.-ист. тематике, истории слав, народов, борьбе против фаш. идеологии и фаш. фальсификаций всемирного ист. процесса.

В послевоен. период историки РСФСР продолжали изучать важнейшие проблемы отечеств, истории: историю крестьянства, развитие феод, гос-ва, историю революц. движения, историю нар. х-ва и др. В области всеобщей истории исследовались вопросы древнейшей истории Востока, античности, медиевистики, византиноведения, массовых движений эпохи капитализма, междунар. отношений и истории войн. Началось изучение нар.-демократич. революций, развития стран нар. демократии и возникновения мировой социалистич. системы.

Решения 20-го съезда КПСС (1956) и пост. ЦК КПСС от 30 июня 1956 "О преодолении культа личности и его последствий" оказали благотворное влияние на развитие ист. науки. В работах по истории феодализма в России значит, место заняли проблемы, связанные со становлением феод, формации: развитие производит, сил и формирование обществ, отношений, феод, рента и смена форм эксплуатации, история крестьянства, классовая борьба, развитие феод, города, эволюция феод, гос-ва, междунар. связи, история феод, идеологии и культуры. Много сделали в исследовании феодализма археологи РСФСР. Резко расширилась тематика работ по истории рус. капитализма. Глубже стали изучаться переход от феодализма к капитализму, развитие капиталистич. пром-сти и формирование рабочего класса, агр. история, проблемы империализма и созревания предпосылок социалистич. революции в России. Разносторонне изучалась история Великой Окт. социалистич. революции 1917. Продолжались исследования по истории Гражд. войны и воен. интервенции 1918-20, по истории нэпа и социалистич. строительства, истории сов. крестьянства и рабочего класса, коллективизации и индустриализации, истории культурной революции и создания сов. социалистич. культуры. В работе историков РСФСР значит, место занимает изучение жизни и деятельности В. И. Ленина и значения его трудов для ист. науки. Важную роль в развитии сов. ист. науки сыграли постановления ЦК КПСС по идеологич. вопросам, особенно пост. 1967 "О мерах по дальнейшему развитию общественных наук и повышению их роли в коммунистическом строительстве", решения съездов и пленумов ЦК КПСС.

Значительным достижением историков РСФСР явилось создание многотомных работ: "История Москвы" (т. 1 - 6), "Очерки истории Ленинграда" (т. 1-6), "История АН СССР" (т. 1-2), "История Сибири с древнейших времён до наших дней" (т. 1-5), истории автономных республик и ряда городов (Волгограда, Свердловска, Тулы и др.). Исследоват. работу по истории КПСС ведут в РСФСР головное ист.-парт, учреждение страны ИМЛ при ЦК КПСС, его Моск. и Ленингр. филиалы, кафедры истории КПСС в вузах. Наряду с общими проблемами истории КПСС, в разработке к-рых они занимают ведущее место, большая работа, совместно с архивами при обкома