БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201ева, зачинателя революц. традиций в России. Осн. вопрос его просветительской по преимуществу философии, характеризующейся в целом преобладанием матер иалистич. направленности,- "что есть истинный человек?". В своё исследование "О человеке, его смертности и бессмертии" Радищев включил проблемы "общего естествознания" и филос. часть, где рассматривались проблемы сущности мира, соотношения в нём материального ("вещественного") и идеального начал.

В 1-й четв. 19 в. с открытием новых ун-тов и введением преподавания философии в гимназиях усилиями профессоров философии (П. Д. Лодий, А. С. Лубкин, А. И. Галич, И. И. Давыдов, Л. К. Якоб и др.), естеств. наук, а также естеств. права создаётся значит, филос. лит-ра. Нек-рые из философов (И. Е. Срезневский, И. Юрьевич) ориентировались ещё на метафизику 18 в. в духе Лейбница и Вольфа, в трудах других отразилось влияние новейших зап.-европ. течений - критич. философии И. Канта и особенно натурфилософии Ф. В. Шеллинга (Д. М. Велланский, в 20-е гг.- М. Г. Павлов, М.А. Максимович). Но большинство философов не отличалось приверженностью к к.-л. одному направлению, а стремилось усвоить результаты, достигнутые самыми различными школами европ. мысли. Приобрела большое значение антиметафизич., антинатурфилос. тенденция, ориентация на опытную науку. За пределами ун-тов центр филос. интересов стал всё более смещаться в сферу философии истории, особенно русской. К возникшей ещё в 18 в. проблеме старой, допетровской Руси и России новой прибавились теперь поднятые до филос.-ист. уровня проблемы: "Россия и Запад"; самобытный, нац., нар. характер рус. культуры, философии, лит-ры, иск-ва; соотношение национального и общечеловеческого. Распространение в кон. 18 - нач. 19 вв. мистицизма масонского толка подготовило почву для проникновения филос. романтизма, гл. представителями к-рого с 20-х гг. стали критики франц. просвещения и почитатели нем. идеализма, особенно шеллингианства - "любомудры" (В. Ф. Одоевский, Д. В. Веневитинов и др.). Гуманистич. и просветит. идеи были характерны для представителей дворянского либерализма (И. П. Пнин, А. С. Кайсаров, В. В. Попугаев, В. Ф. Малиновский).

Русская прогрессивная общественнная мысль 1-й четв. 19 в. достигла высшей ступени своего развития в творчестве декабристов (Н. М. Муравьёв, П. И. Пестель, Н. А. Бестужев, А. А. Бестужев-Марлинский, К. Ф. Рылеев, С. И. Муравьёв-Апостол, В. Ф. Раевский, Н. А. Крюков, А. П. Барятинский, И. Д. Якушкин), в социально-политич. и филос. воззрениях к-рых переплетались просветит, (отрицание самодержавия, крепостничества и феод, привилегий, идеи естеств. права, суверенитета народа, свободы политич. и экономич. деятельности) и романтич. (ориентация на аграрное и торг, развитие России, критика мануфактурно-пром. цивилизации, франц. бурж. революции 18 в., идеализация отд. форм нар. быта, "вольностей" Др. Новгорода и др.) идеи.

В нач. 20-х гг. обскурантистская группа во главе с архимандритом Фотием встала на путь бескомпромиссной борьбы со всем либеральным, "мистическим" и со всякой новейшей философией. Усилиями М. Л. Магницкого, Д. П. Рунича и др. реакционеров организуются беспрецедентные погромы университетской и даже духовно-академич. философии. В 1850 философия (за исключением логики и психологии) изымается из системы университетского преподавания.

Осн. представители теистич. мысли в 30-60-е гг. 19 в.: Ф. Ф. Сидонский, Ф. А. Голубинский, И. М. Скворцов, В. Н. Карпов, О. М. Новицкий, П. Д. Юркевич, С. С. Гогоцкий - занимались в основном историей философии и систематически выступали против новейшей рационалистич. и материалистич. мысли, опираясь преим. на традиции идеализма платоновского толка и стремясь к созданию автономной от богословия православной философии.

В 30-60-е гг. 19 в. проблемы ист. судеб России стали доминирующими в рус. неакадемич. мысли. Философию рус. истории, близкую к офиц. доктрине "православия, самодержавия и народности", сформулированной С. С. Уваровым, пропагандировали М. П. Погодин и С. П. Шевырёв. Идеализацией "самобытных" начал допетровских форм нар. быта, сел. общины отличалась философия истории раннего славянофильства (И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, К. С. Аксаков). Критикуя основы зап.-европ. цивилизации, в т. ч. философии (рационализм, материализм, индивидуализм, просветит, понимание свободы и гуманизма и т. д.), славянофилы выдвинули, отталкиваясь от позднешеллингианской "философии откровения" и вост. патристики, идеал самобытной рус. философии, в к-рой акт познания был бы проникнут верой и т. о. осуществлялось бы некое умозрит. единство - "цельное знание". П. Я. Чаадаев в своей филос.-ист. концепции ("Философические письма" и др.) стремился дать представление о всеобщем законе смены ист. эпох, отличное от просветительства, от учений офиц. церкви, а также от славянофильства. Несмотря на пессимизм, связанный с неприятием самодержавно-крепостнич. действительности, Чаадаев был убеждён, что Россия в будущем сможет сыграть всемирно-ист, роль, если оживит свою веру в духе традиций зап.-европ. христианства.

В 30-60-е гг. 19 в. созревает дворянско-бурж. либерализм в России, филос.-ист. принципы к-рого развивали публицисты (Н. А. Полевой, М. Т. Каченовский, Н. И. Надеждин, В. П. Боткин, П. В. Анненков, В. Н. Майков и др.) и либерально настроенные профессора (Т. Н. Грановский, П. Н. Кудрявцев, К. Д. Кавелин). Для них характерны критика спиритуализма и мистицизма с либерально-просветит. позиций, западничество, оппозиция консервативно-романтич. филос. концепциям славянофильского толка, критика патриархальности, но также и идей революц. просветительства и др. В 40-х гг. многие из них пытались преодолеть идеалистич. филос.-ист. концепции (особенно гегелевскую), всё более склоняясь к позитивизму.

40-60-е гг. 19 в.- время оформления и расцвета материалистич. филос. мысли в её классич. виде, явившейся теоре-тич. основой революц.-демократич. и утопически-социалистич. движения в России. Она возникла в кружках Н. В. Станкевича - М. А. Бакунина - В. Г. Белинского, А. И. Герцена -Н. П. Огарёва (в 30-е гг. все они прошли этап объективного идеализма, их просветительство и утопич. социализм окрашивались ещё в романтич. цвета), М. В. Петрашевского, Н. А. Спешнева и др. и нашла своё завершение у Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева и их соратников 60-х гг. (М. А. Антонович, Н. В. Шелгунов и др.). К сер. 40-х гг. завершается формирование материалистич. взглядов Белинского. В становлении в 40-50-х гг. 19 в. цельного филос. материализма, в упрочении солидной материалистич. традиции передовых течений рус. обществ., а также естественнонаучной мысли особенно крупную роль сыграли Герцен ("Письма об изучении природы". 1844-46, и др.) и Чернышевский ("Антропологический принцип в философии", 1860, и др.). Утверждение материалистич. монизма - одно из главнейших достижений рус. мысли 60-х гг. 19 в. Это достижение связано прежде всего с филос. творчеством "...великого русского гегельянца и материалиста Н. Г. Чернышевского" (Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 381). Философия, социология, этика и эстетика строились шестидесятниками на антропологич. началах, во многом и существенном не совпадавших с антропологич. материализмом Л. Фейербаха. В сочинениях Писарева и др. публицистов "Русского слова" наблюдалось заметное влияние вульгарного механистич. материализма и позитивизма, хотя у самого Писарева имелись элементы диалектики. В трудах Чернышевского, Добролюбова, их соратников и последователей получила дальнейшее развитие материалистическая философия русской революционной демократии, представляющая собой - с её тенденциями к преодолению созерцательности материализма 18 в., к соединению материализма с диалектич. идеей развития, к созданию "философии действия" - новую ступень в развитии домарксистского материализма.

В пореформенный период филос. жизнь в рус. обществе постепенно оживилась, обострилась борьба различных филос. направлений, в первую очередь материализма и идеализма. После восстановления с 1863 преподавания философии в ун-тах они стали одним из очагов распространения идеалистич. мысли. П. Д. Юркевич, тяготевший к христ. платонизму, разрабатывал преим. проблемы антропологии. Определённое влияние получил позитивизм (М. М. Троицкий, последователь ассоциаиизма в психологии, Г. Е. Струве и др.). Н. Я. Грот, пред. Моск. психологич. об-ва (осн. 1889) и редактор журн. "Вопросы философии и психологии" (издавался в 1889-1918), перешёл от позитивизма к построению метафизики на основе данных опытной науки (т. н. монодуализм), А. А. Козлов - к спиритуалистич. "панпсихизму". В условиях наметившегося в 60-90-х гг. 19 в. кризиса офиц. православия умножились попытки его рационализации и "философизации". Один из представителей духовно-академич. философии пореформенной России В. Д. Кудрявцев пропагандировал христ. философию "трансцендентального монизма", призванную противостоять как материализму, так и идеализму. Тенденции приспособления православной церкви к современности проявились в попытках установить союз религии с гегельянством, неокантианством и позитивизмом (Н. Г. Деболь-ский, А. И. Бровкович, П. А. Милослав-ский).

Во 2-й пол. 19 в. сформировалось влиятельное направление естественнонаучного материализма - И. М, Сеченов, К. А. Тимирязев, И. И. Мечников, Д. И. Менделеев, А. Г. Столетов, Н. А. Умов, И. П. Павлов и др. В трудах представителей этого направления содержалась критика идеалистич. концепций и разрабатывались теоретико-познавательные концепции, к-рые, несмотря на известное влияние позитивизма, оставались в основе своей материалистическими.

В пореформенный период к "перерождению общества" посредством "консервативной реакции" стремились в своих филос.-ист. построениях Р. А. Фадеев, В. П. Мещерский и др. Одна из крайних форм этого - идеи К. Н. Леонтьева о перестройке рус. общества на началах "ви-зантизмах Социально-филос. идеи т. н. государственников-националистов пропагандировали М. Н. Катков и К. П. Победоносцев. Гл. идеологом панславизма стал Н. Я. Данилевский, создатель теории "культурно-ист. типов". Продолжали свою деятельность в этот период и славянофилы (Ю. Ф. Самарин, А. И. Кошелев, И. С. Аксаков). В кон. 19 в. появились т. н. славянофилы-националисты (А. А. Киреев).

Своеобразное сочетание консервативно-романтич. и гуманистич. элементов характерно для таких направлений филос. мысли, как "почвенничество", представлявшее собой модификацию славянофильского учения о самобытном пути развития России (гл. идеологи - А. А. Григорьев, Н. Н. Страхов, Ф. М. Достоевский), толстовство, в основу к-рого легли этико-филос. идеи Л. Н. Толстого о "всеобщей любви", непротивлении злу насилием и нравственном совершенствовании.

Утопич. попытка "универсального синтеза" философии, теологии и опытной науки была предпринята Вл. Соловьёвым, к-рый выдвинул концепцию "цельного знания, или свободной теософии", а также социальный идеал универсальной человеческой организации - "цельного общества, или свободной теократии". Идеи Соловьёва, особенно его учение о "всеединстве", оказали значит, влияние на последующее развитие рус. идеалистич. философии. Ведущими философами и социологами дворянско-либеральной ориентации в пореформенный период были Б. Н. Чичерин, близкий философской метафизике гегельянского типа, и Кавелин, сторонник дуалистич. психофизич. параллелизма. Начиная с 60-х гг. гл. органом бурж. либерализма был журн. "Вестник Европы" во главе с М. М. Стасюлевичем. Идейно-филос. установки либерализма - "точная", "положит." наука, философия "реализма", отвергающая суеверия и крайний мистицизм, вместе с тем противостоящая материализму и совместимая со "здоровым идеализмом" и религией. Такие идеи проводились в политич. экономии, юриспруденции, а также литературоведении и историографии; среди философов-позитивистов выделялись Г. Н. Вырубов, представлявший направление О. Конта, и Е. В. Роберти.

Народничество как течение обществ, мысли основывалось в первую очередь на т. н. субъективной социологии, с её неприятием "безличной" эволюции, проповедью нравств. отношения к явлениям обществ, жизни, активного вмешательства личности в ход истории, верой в ист. прогресс и перестройку общества в соответствии с этич. идеалами "передовой", развитой личности [П. Л. Лавров ("Исторические письма", 1870), Н. К. Михайловский и др.]. Известным влиянием среди народников пользовались также идеи "экономич. материализма" (М. А. Бакунин, П. Н. Ткачёв), отчасти противостоящие этич. субъективизму. В целом для народников была типична т. н. идеал-реалистич. философия, построенная путём синтеза элементов разнородных - материалистических и идеалистических - систем.

К пореформенному периоду относится начало широкого распространения в России идей марксизма. Вышла рецензия И. И. Кауфмана на "Капитал" К. Маркса, прошла дискуссия в связи с выходом в свет рус. перевода "Капитала", в кон. 70-х гг. появились публикации Н. И. Зибера о марксистской диалектике в связи с "Анти-Дюрингом" Ф. Энгельса. Наибольшее влияние марксизм оказал на рус. мысль 60 - нач. 80-х гг. 19 в., гл. обр. в области политич. экономии и социологии, что создало благоприятную почву для перехода в 80-е гг. части революц. народников, и прежде всего Г. В. Плеханова него единомышленников, на позиции марксизма. В 90-х гг. 19 в. марксизм стал самостоятельным течением рус. обществ, и философской мысли.

В кон. 19 - нач. 20 вв. в рус. ун-тах наиболее влиятельные идеалистич. филос. течения представляли С. Н. Трубецкой, шедший от метафизики "всеединства" Соловьёва к концепции "конкретного идеализма", Л. М. Лопатин ("пси-хологич. метафизика" с тенденцией к этич. персонализму), Н. О. Лосский ("органический идеал-реализм" в метафизике и интуитивизм в гносеологии), С. Л. Франк (примирявший платонизм с интуитивизмом Бергсона), неокантианцы - А-др И. Введенский, И. И. Лапшин, Г. И. Челпанов, П. И. Новгородцев, Б. В. Яковенко. Менее влиятельными направлениями были неогегельянство (И. А. Ильин), гуссерлианство (Г. Г. Шпет), персонализм (Е. А. Бобров), экзистенциализм (Л. Шестов). Рационалистич. идеализм кон. 19 - нач. 20 вв. уделял довольно много внимания, в частности под влиянием неокантианства, разработке проблем гносеологии и логики; стала заметной тенденция к сведению философии к теории познания. Однако наиболее характерными были эволюция к мистике и иррационализму и тенденция к построению "новых" концепций метафизики. К христ. персонализму тяготела антропологич. концепция В. И. Несмелова; этико-субъективный метод господствовал в неортодоксальной религ. философии М. М. Тареева. Была предпринята пародоксальная попытка построить христ. метафизику, отталкиваясь от платонизма с привлечением новейших естеств.-науч. принципов (П. А. Флоренский).

Экстравагантный пример консервативной философии кон. 19 - нач. 20 вв. представлял В. В. Розанов своими соч. по антропологии, "метафизике пола", семейному вопросу. В нач. 20 в. с проповедью "нового религ. сознания" выступил Д. С. Мережковский, организовавший вместе с Розановым в 1901 религ.-филос. собрания в Петербурге и ставший одним из ведущих деятелей богоискательства.

Бурж. либерализм на рубеже 19-20 вв. эволюционировал в области политики от "легального марксизма" к кадетизму. Для П. Б. Струве и его единомышленников, взгляды к-рых получили наиболее полное выражение в сб. "Проблемы идеализма" (1902), а затем в "Вехах" (1909), подвергнутых резкой критике Лениным и др. рус. марксистами, характерно стремление соединить политич. принципы либерализма либо с рациопалистич. идеализмом неокантианского толка (Струве, Новгородцев и др.), либо с религ. метафизикой и философией истории (Н. А. Бердяев, эволюционировавший к христ. персонализму и экзистенциализму, и С. Н. Булгаков, перешедший затем к православному богословию, С. Л. Франк и др.).

Рационалистически-позитивистская тенденция бурж. либерализма проявлялась особенно в сфере социологии. Идей позитивистской социологии придерживались мн. рус. бурж. юристы, напр, кадет С. А. Муромцев (пытался примирить в социологии биологизм с психологизмом), а также Л. И. Петражицкий и Н. М. Коркунов (представители психо-логич. направления). Одним из крупнейших идеологов бурж. либерализма в нач. 20 в. являлся социолог-позитивист М. М. Ковалевский. Н. И. Кареев мыслил в духе этико-социологич. школы, близкой к народнич. субъективной социологии. Сторонником практически-эмпирической линии выступал П. Н. Милюков, считавший, что на место "метафизики" должна стать "современная научная социология ".

В тесной связи с идеями Сеченова и Павлова развивалось естеств.-науч. направление в психологии - "объективная психология", или "психорефлексология" В. М. Бехтерева, "биопсихология" В. А. Вагнера, "реальная психология" Н. Н. Ланге. Широкую известность получили исследования по логике М. И. Карийского, Л. В. Рутковского, П. С. Порецкого, С. Н. Поварнина, Г. И. Челпанова.

Мелкобурж. идеологию кон. 19 - нач. 20 вв. представляли неонародники (эсеры, энесы и др.) и анархисты. Философ эсеров - В. М. Чернов разрабатывал, опираясь на субъективный метод Михайловского и Лаврова, неокантианство и махизм, антропоцентрич. систему, к-рая была бы одновременно "философией действительности" и "философией действия". Гл. теоретик анархизма 20 в. П. А. Кропоткин стремился к созданию т. н. синтетич. философии, к-рая охватывала бы все явления природы и общества, в его учении переплетались механистический материализм и позитивизм.

Наибольшее влияние в росс. с.-д. движении имела философия диалектич. материализма. Важное значение для её распространения, для защиты теории ист. материализма имели труды Плеханова "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю", "К вопросу о роли личности в истории", "Основные вопросы марксизма" и др. Плеханов оригинально решил вопрос о месте философии в марксистском мировоззрении, её задачах, функциях, предмете и её взаимоотношениях с конкретными науками. Плеханов подверг критике субъективно-идеалистич. концепции народничества и филос. ревизионизм в росс, и междунар. рабочем движении, выступил как историк революционно-демократической мысли в России, опиравшийся на её традиции. Филос. единомышленниками Плеханова были Л. И. Аксельрод и А. М. Дебор ин.

В нач. 20 в. определённое распространение в росс. с.-д. движении получили идеи эмпириокритицизма. Влияние их испытали А. А. Богданов, В. А. Базаров, А. В. Луначарский и др., к-рые объявляли центр, категорией марксистской философии не материю, а труд, деятельность, что, по их мнению, охватывало всю человеческую практику. В. И. Ленин охарактеризовал концепцию Богданова и его единомышленников как филос. ревизионизм.

Работы В. И. Ленина открыли качественно новый этап в философии марксизма. Ленин осудил ревизионистские попытки подменить диалектич. и ист. материализм неокантианством, махизмом и др. немарксистскими концепциями, а также попытки нек-рых теоретиков 2-го Интернационала занять нейтральную позицию в филос. вопросах. Приняв за основу идеи К. Маркса и Ф. Энгельса о предмете марксистской философии, Ленин конкретизировал их, развивал диалектич. и ист. материализм в единстве его мировоззренческой, гносеологич. и методоло-гич. функций. В центре его внимания - разработка диалектики как филос. науки, универсальной теории развития, логики и теории познания материализма. Ленин сформулировал идею тождества диалектики, логики и теории познания, закон единства и борьбы противоположностей как осн. закон диалектики, развил теорию отражения, органически связав её с диалектикой, конкретизировал учение об объективной истине, о взаимоотношении истины относительной и абсолютной, раскрыл движение познания от живого созерцания к абстрактному мышлению, обосновал роль практики как основы познания и критерия истины, дал новое определение материи. Ленин обобщил новейшие данные естествознания, обосновал необходимость союза философов и естествоиспытателей.

Ленин развил учение об ист. материализме как органич. составной части философии марксизма, общетеоретич. и методологич. основе науч. социологии, разработал проблемы обществ, бытия и обществ, сознания, обществ.-зкономич. формаций, классов, гос-ва, национальных отношений, субъективного фактора, роли революционной теории, развил теорию социалистич. революции. Ленин подверг критике как полуфаталистические, объективистские, пассивно-созерцат. концепции "философии истории" в духе учений росс, "экономистов" и меньшевиков, теорий автоматич. краха капитализма у идеологов 2-го Интернационала и т. п., так и волюнтаристские, субъективистские учения типа анархо-синдикализма, неонародничества и т. д. Ленинское философское наследие стало основой развития марксистской философии после Великой Окт. социалистической революции.

В первые годы после Окт. революции развернулось широкое наступление марксистско-ленинской филос. науки на чуждые марксизму течения идеалистич. философии, а также против полумахист-ских филос. идей идеологов Пролеткульта. С 1918 марксистские исследования в области философии начались в Социалистической (с 1924 - Коммунистическая) академии ЦИК РСФСР и др. науч. учреждениях. Созданный при Ком-академии ин-т философии наряду с ин-том науч. философии при Росс, ассоциации н.-и. ин-тов обществ, наук (РАНИОН) и филос. отделением Ин-та красной профессуры становится в 20-е гг. центром марксистской филос. мысли страны. В гл. филос. журн. "Под знаменем марксизма" весной 1922 опубликовано филос. завещание В. И. Ленина - ст. "О значении воинствующего материализма". С 20-х гг. начинается интенсивная работа по изданию и переизданию классич. филос. наследия, к-рая продолжается и в 70-е гг. Во 2-й пол. 20-х гг. прошли филос. дискуссии между т. Я. диалектиками (группа философов во главе с Дебориным) и "механистами" (А. К. Тимирязев, И. И. Скворцов-Степанов, Л. И. Аксельрод и др.). В 1929-30 впервые полностью опубликованы "Философские тетради" В. И. Ленина, способствовавшие дальнейшей разработке проблем ленинского этапа философии марксизма. После пост. ЦК ВКП(о)о журн. "Под знаменем марксизма" (1931) активизировалось участие философов в решении задач социалистич. строительства. Марксистско-ленинская философия завоевала господствующее положение не только в общественных, но и в естсств. науках. В 1936 создан Ин-т философии АН СССР. В кон. 30-нач. 40-х гг. возросло число ист.-филос. исследован ий; из дана "История философии" (вышло 3 тт.). Пост. ЦКВКП(б) "О недостатках в научной работе в области философии" (1944) и др. парт.решения по идеологии, вопросам, принятые в 40-х гг., определили характер и направленность филос. исследований в послевоен. годы. С 1947 выходит журн. "Вопросы философии". В ходе дискуссии 1947 по кн. Г. Ф. Александрова "История западно-европейской философии" наметились пути перестройки сов. филос. науки применительно к новым условиям междунар. и внутр. жизни страны. Оживилась н.-и. и популяризаторская работа по диалектич. и ист. материализму, филос. вопросам естествознания; появились первые спец. исследования по этике и эстетике. Предпринятые в 50-х гг. мероприятия партии по очищению идеологич. атмосферы от наслоений культа личности благоприятно отразились на развитии сов. филос. науки. Создан ряд фундаментальных трудов по проблемам диалектики как методологии и логики науч. мышления, по диалектике развития социализма и перехода к коммунизму, "История философии" (т. 1-6), "Философская энциклопедия" (т. 1 - 5), "История философии в СССР" (т. 1-4) и др. С 60-х гг. н.