БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201 многих областях физиологии. Н. Е. Введенский создал учения о физиологич. ритмах, взаимопереходе возбуждения и торможения и парабиозе. И. П. Павловым выполнены классич. исследования по физиологии кровообращения (1874-88) и пищеварения (Нобелевская пр., 1904); его работы по высшей нервной деятельности - одно из наиболее значит, достижений науки кон. 19 - нач. 20 вв., во многом определившее направление исследований в физиологии, патологии, клинич. медицине, психологии и др. областях знаний.

В недрах физиологии началось развитие отечеств, биохимии. А. Я. Данилевский открыл синтезирующее свойство ферментов. Он указал на общность их хим. строения. В 1880 Н. И. Лунин обнаружил витамины. В. И. Палладии выявил механизмы биологич. окисления. Мировое признание получили исследования основоположника общей микробиологии в России С. Н. Виноградского. открывшего хемоавтотрофные и азотфиксирующие микроорганизмы, В. Л. Омелянского по брожению, Прянишникова по азотистому обмену растений, перекисная теория окисления А. Н. Баха, метод адсорбц. хроматографии М. С. Цвета.

В области общей патологии наибольшее значение имело открытие Мечниковым явления фагоцитоза и разработка фагоцитарной теории иммунитета (Нобелевская пр., 1908), а также его работы по сравнит, и эволюц. патологии, на базе к-рых развивается совр. общая и экспериментальная патология. В. В. Пашутин создал оригинальную (патофизиологич.) школу рус. патологов. Е. С. Лондон одним из первых исследовал биологич. действие проникающей радиации (1903, 1911). В 1912 Ф. А. Андреев получил удачные результаты по оживлению организма животного. Оформление патологич. анатомии как самостоят, науки связано с именами А. И. Полунина, М. М. Руднева (экспериментальное направление), М. Н. Никифорова (анатомо-клинич. направление). Развитие экспериментального и клинич. направлений в фармакологии связано с работами физиологич. лаборатории клиники С. П. Боткина и особенно с трудами Н. П. Кравкова и его школы.

Русская клинич. медицина становится одной из ведущих в Европе. Боткин, Г. А. Захарьин, А. А. Остроумов и их ученики стали основоположниками оригинальных отечеств, школ в различных медицинских специальностях. Линию Пирогова в хирургии продолжали Н. В. Склифосовский, А. А. Бобров, П. И. Дьяконов и др. Выделение педиатрии в самостоят, дисциплину связано с именами С. Ф. Хотовицкого, Н. А. Тольского, Н. Ф. Филатова, Н. П. Гундобина. А. Я. Кожевников основал первую в мире кафедру нервных болезней (1869) и создал крупную школу рус. невропатологов (В. К. Рот, Г. И. Россолимо и др.) и психиатров. В 1857 И. М. Балинский начал читать самостоят, курс психиатрии. Школа С. С. Корсакова и В. П. Сербского выдвинула рус. психиатрию на одно из первых мест в Европе; в нач. 1900-х гг. формируется оригинальная психоневрологич. школа Бехтерева. В рус. дермато-венерологии создались школы ученика Боткина А. Г. Полотебнова, рассматривавшего болезни кожи как результат поражения целостного организма, и А. И. Поспелова, предложившего неврогенную теорию происхождения нек-рых заболеваний кожи. Значит, вклад в организацию борьбы с венерич. болезнями внёс В. Н. Тарновский. Проблемы оперативной гинекологии разрабатывались А. Я. Крассовским и создателем школы моек, гинекологов учеником Захарьина В. Ф. Снегирёвым. Отечеств, школы офтальмологов созданы Е. В. Адамюком и А. А. Крюковым, оториноларингологов - учеником Боткина Н. П. Симановским.

В математике важнейшую роль играла петерб. школа во главе с Чебышевым, от к-рой отпочковались в дальнейшем численно небольшие науч. школы в Харькове, Варшаве, Казани. Гл. труды Чебышева и его школы (А. Н. Коркин, Е. И. Золотарёв, А. А. Марков, А. М. Ляпунов, Г. Ф. Вороной, Н. Я. Сонин, А. Н. Крылов, В. А. Стеклов и др.) относятся к теории вероятностей, теории чисел, матем. анализу и матем. физике. В связи со своими исследованиями по теории шарнирных механизмов Чебышев создал теорию наилучшего приближения функций. В теории вероятностей Марков заложил основы теории случайных (марковских) процессов. Ляпунов, независимо от А. Пуанкаре, развил теорию устойчивости систем и качественную теорию дифференц. уравнений. Ученику Ляпунова Стеклову принадлежат крупные результаты в матем. физике, а ученику Кор-кина Крылову - в прикладной математике, теоретич. механике, теории корабля. В Казани разрабатывалась неевклидова геометрия. Значит, результаты в ана-литич. теории дифференц. уравнений и её приложений к теории гироскопа получила С. В. Ковалевская. В нач. 20 в. Д. Ф. Егоров и Н. Н. Лузин основали моск. школу теории функций действительного переменного.

В области прикладной математики и механики крупнейшим вкладом явились труды Н. Е. Жуковского и С. А. Чаплыгина по гидроаэродинамике, а также И. В. Мещерского по механике тел переменной массы. Важное значение имели работы Н. В. Маиевского, положившие начало новому этапу в развитии баллистики. Классич. труд по гидродинамич. теории смазки принадлежит Н. П. Петрову. Одним из основателей теории автоматич. регулирования был И. А. Вышнеградский. Основополагающие труды по теории космонавтики и космич. аппаратов созданы К. Э. Циолковским. .

Труды сравнительно немногочисл. рус. физиков последней трети 19 в. находились в русле новых течений в мировой науке, начало к-рых отмечено созданием теории электромагнитного поля. Одним из первых физиков в мире, высоко оценивших теорию поля, был А. Г. Столетов, организовавший физ. лабораторию при Моск. ун-те. Ему принадлежат работы по магнетизму, фотоэффекту, электрич. разряду в газах. П. Н. Лебедев выполнил классич. работы по давлению света на твёрдые тела и газы, получившие мировое признание; он создал в Моск. ун-те школу физиков. Н. А. Умов в 1874 открыл закон распространения энергии в упругих телах. В. А. Михельсон в 1887 применил методы статистич. физики к теории излучения. Крупных успехов достигла рус. кристаллография благодаря трудам Е. С. Фёдорова и Г. В. Вульфа.

В астрономии с 70-х гг. наряду с традиц. астрометрией начинает развиваться астрофизика. В Пулкове работали Ф. А. Бредихин, автор трудов по теории кометных орбит и спектрам комет и туманностей, и его ученик А. А. Белопольский. В Москве В. К. Церасский выполнил ряд работ по астрофотометрии.

В науках о Земле значит, исследования геологич. истории Европ. России проведены А. П. Карпинским. Эволюц. палеонтологию и биостратиграфию развивали А. П. Павлов, Н. И. Андрусов и др. В петрографии выделялись труды Ф. Ю. Левинсон-Лессинга. В 90-х гг. в Моск. ун-те благодаря деятельности В. И. Вернадского возник крупный центр минералогии. К этому времени относится начало разносторонней деятельности Д. Н. Анучина.

Высокого уровня развития достигли рус. океанография (С. О. Макаров, Ю. М. Шокальский, Н. М. Книпович), климатология (А. И. Воейков). В 1900 выпущен "Климатологический атлас Российской империи". К нач. 20 в. относятся работы Б. Б. Голицына, одного из основателей сейсмологии. Во 2-й пол. 19 в. была проведена большая работа по изучению территорий России и непосредственно с ней граничивших стран. Ведущую роль в организации экспедиций в этот период играло Русское географическое общество. Начало экспедициям в Центр. Азию было положено П. П. Семёновым-Тян-Шанским в 1856-57; затем последовали экспедиции Н. М. Пржевальского и В. Н. Роборовского, Г. Н. Потанина, М. В. Певцова, Г. Е. Грумм-Гржимайло, П. К. Козлова и др. Известны геол. исследования Сибири П. А. Кропоткина, И. Д. Черского и В. А. Обручева; В. Л. Комаров исследовал флору Ср. Азии, Д. Востока (Камчатки), Кореи, Маньчжурии и Китая. Продолжались исследования Арктики (экспедиции С. О. Макарова, Э. В. Толля, Г. Я. Седова, Г. В. Брусилова, Б. А. Вилькицкого). Большой вклад в науку внесли путешествия Н. Н. Миклухо-Маклая на Новую Гвинею и др. о-ва Тихого ок.

В 1882 создан Геол. комитет, возглавивший геол. исследования в разных частях страны и поставивший задачу составления общей геол. карты России в 10-вёрстном масштабе. Однако до 1917 10-вёрстной съёмкой было охвачено всего лишь 10% территории. Успешно изучались Урал (Карпинский и Ф. Н.Чернышёв), Донбасс (Л. И. Лутугин), Ср. Азия (И. В. Мушкетов). В 90-х гг. начались первые в России планомерные палеонтологич. раскопки (В. П. Амалицкий).

Развивались технич. науки. К. П. Поленов разработал и внедрил "русское бессемерование" (1875-76). Вышли классич. труды основоположника металлографии и теории термич. обработки стали Д. К. Чернова. Одним из величайших открытий в области техники явилось изобретение радио А. С. Поповым (1895). Рус. учёные заняли одно из ведущих мест в электротехнике. А. Н. Лодыгин изобрёл лампу накаливания (1872), П. Н. Яблочков - первую практически применимую дуговую лампу (1876), Н. Н. Бенардос и Н. Г. Славянов разработали осн. способы дуговой электросварки (1882-88). Работы М. О. Доливо-Добровольского оказали существенное влияние на развитие техники трёхфазного тока. Большой вклад в развитие ж.-д. транспорта внесли А. П. Бородин, Н. Н. Митинский и др. С именем механика и теплотехника В. И. Калашникова связано развитие судостроения и судоходства. В области мор. кораблестроения работали А. Н. Крылов, С. О. Макаров, И. Г. Бубнов, Н. П. Налетов; по стр-ву мор. гидротехнич. сооружений - М. С. Герсеванов. Значит, развитие получило трансп. стр-во - проходка ж.-д. тоннелей, сооружение мостов и др. (Д. И. Журавский, Н. А. Белелюбский, Л. Ф. Николаи, Ф. С. Ясинский). Во многих областях механики и машиностроения работали К. А. Тиме, К. А. Зворыкин, В. Л. Кирпичёв и др.: техники и стр-ва - Н. П. Петров, В. Г. Шухов. Основы горной механики разрабатывал М. М. Протодьяконов, новые методы проектирования рудников- Б. И. Бокий и др.; проблемы бурения глубоких скважин - С. Г. Войслав, И. Н. Глушков. В воен. технике среди теоретич. и конструкторских работ по созданию нарезных орудий важное место занимали исследования Н. В. Маиевского, В. С. Барановского, Н. А. Забудского, А. В. Гадолина. Стрелковое и минно-торпедное вооружение, арт. приборы создавали С. И. Мосин, М. М. Боресков, В. Н. Михаловский, А. П. Давыдов. Зарождалась авиация. В 1881 А. Ф. Можайский получил патент на чвоздухолетательный снаряд" с паровым двигателем. В 1909-14 был создан ряд оригинальных конструкций самолётов (Я. М. Гаккель, Д. П. Григорович, И. И. Сикорский).

В 18 в. и отчасти в 1-й пол. 19 в. ведущее место среди науч. учреждений занимала АН, но уже в 60-х гг. большее значение приобрели ун-ты. Однако их число было невелико (на терр. совр. РСФСР в 1917 - 7 ун-тов). Важной формой науч. работы были съезды естествоиспытателей И врачей (13 съездов за 1867-1913). Съезды стимулировали дальнейший рост числа формировавшихся гл. обр. при ун-тах науч. обществ. Универсальные об-ва естествоиспытателей возникли в Петербурге (1868), Казани (1869), Томске (1889). В Москве было осн. Об-во любителей естествознания, антропологии и этнографии (1863). Создавались и спец. науч. об-ва: Рус. химическое (1868, Петербург), Рус. физическое (1872, там же; в 1878 эти два об-ва объединились в Рус. физико-хим. об-во), Рус. техническое (1866, Петербург), Моск. математическое (1867), Моск.-Петерб. медицинское (1883), любителей физики и астрономии в Н. Новгороде (1888), Казанское физико-математическое (1890) и др. Сеть спец. науч. учреждений росла медленно. В 70-х гг. появились первые мор. биологич. станции: Севастопольская (1871), Соловецкая (1881). В 1915 при АН по инициативе группы академиков во главе с В. И. Вернадским образована Комиссия по изучению производит, сил России (КЕПС). Науч. учреждения России оставались организационно разрозненными и недостаточно оборудованными. Лишь единицы из них приближались по типу к н.-и. ин-ту. В составе АН насчитывалось 5 лабораторий, 5 музеев, 14 комитетов и комиссий, неск. обсерваторий. Во всех науч. подразделениях АН было занято 109 науч. сотрудников и ок. 180 вспомогат. и др. работников.

До Великой Окт. социалистич. революции на терр. совр. РСФСР имелось 231 науч. учреждение, в основном науч. об-ва, лаборатории, экспериментальные станции и т. п. На терр. восточнее Урала было всего 20 науч. учреждений. В России насчитывалось ок. 12 тыс. науч. работников.

Перед Окт. революцией рус. наука достигла высокого уровня благодаря работам выдающихся учёных в самых различных областях знания. Однако мн. задачи не могли быть разрешены в условиях царской России.

Развитие естественных и технических наук и научных учреждений после Окт. революции 1917. Великая Окт. социалистич. революция открыла новую эпоху в истории русской науки. "...Только социализм освободит науку от буржуазных пут, - предсказывал В. И. Ленин, - от ее порабощения капиталу, от ее рабства перед интересами грязного капиталистического корыстолюбия" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 36, с. 381). Коммунистическая партия и Сов. правительство рассматривали науку как необходимое орудие построения социализма. Она стала активной силой экономич., обществ, и культурного возрождения народов России. Одним из важных средств развития науки партия и правительство считали формирование общегос. сети н.-и. учреждений. В результате Окт. революции рус. наука изменилась не только количественно, но и качественно. Принципиально иной стала социальная ориентация науки, расширилась проблематика. С первых дней существования РСФСР наука была поставлена на службу социалистич. строительству. Задачи нсследоват. работы были чётко определены в трудах В. И. Ленина "Очередные задачи Советской власти", "Набросок плана научно-технических работ" и др. В резолюции 8-го съезда РКП(б) записано: "РКП ... стремится к ... созданию наиболее благоприятных условий научной работы в ее связи с поднятием производительных сил страны" ("КПСС в резолюциях...", 8 изд., т. 2, 1970, с. 53).

Учёные РСФСР активно участвовали в создании плана ГОЭЛРО, в работе по освоению производит, ресурсов страны, в разработке и осуществлении гос. планов развития нар. х-ва, индустриализации страны и обеспечения пром-сти минеральным сырьём, подъёме с. х-ва и проведении коллективизации; осуществлении культурной революции. Развернувшиеся широким фронтом фундаментальные и прикладные исследования способствовали превращению страны из отсталой в передовую, помогли создать базу для победы в Великой Отечественной войне 1941-45, подготовили основу для быстрого науч.-технич. прогресса в послевоен. десятилетия.

Учёные РСФСР внесли существ, вклад в развитие многих отраслей науки и техники. При их участии было создано ядерное оружие, построены первая в мире атомная электростанция и первый гражданский атомоход, запущен первый искусств, спутник Земли, осуществлены первый полёт человека по околоземной орбите и первый выход в открытое космич. пространство, стыковка кораблей с экипажами в космосе, мягкая посадка автоматич. межпланетных станций на Луне, Венере и Марсе; осваивались Арктика и Антарктика, изучался Мировой океан. О развитии отдельных отраслей науки и техники см. том СССР, раздел Наука.

С первых лет Сов. власти при непосредственном участии В. И. Ленина решались вопросы создания новых иссле-доват. учреждений, улучшения положения науч. кадров и условий их работы. Впервые в истории России все науч. учреждения были объединены в целостную централизов. систему. При Наркомпросе весной 1918 образован Науч. отдел, на который была возложена задача консолидации научных сил и организации исследований в АН, высших учебных заведениях, научных об-вах и т. п. Для научного обслуживания нар. х-ва в составе ВСНХ создан Научно-технич. отдел (НТО, 1918, зав. Н. П. Горбунов). При нём работала Науч. комиссия из видных учёных. НТО было предоставлено право координировать прикладные научно-технич. работы в стране.

Сохранив жизнеспособные, исторически сложившиеся формыорганизации науч. деятельности, опираясь на лучшие традиции отечеств, науки, органы Сов. власти приступили к созданию новых научных учреждений. Уже в первые годы после Окт. революции в системе Наркомпроса образованы ин-ты: физико-химич. анализа, платины, оптический (ГОИ), керамический, рентгенологический и радиологический и др. Одновременно в системе НТО ВСНХ основаны ин-ты: аэрогидродинамический (ЦАГИ), прикладной химии (ГИПХ), химический им. Л. Я. Карпова, механич. обработки полезных ископаемых (Механобр), автомоторный (НАМИ), экспериментальный электротехнический (ГЭЭИ) и др. Появились ин-ты и при др. ведомствах: при Наркомздраве - Гос. ин-т нар. здравоохранения (ГИНЗ, в 1923 объединял 8 самостоят. НИИ); при Нар. комиссариате почт и телеграфов - Нижегородская радиолаборатория; при Нар-комземе - Ин-т опытной агрономии и др. Ряд НИИ и науч. лабораторий образован при ун-тах и др. высших уч. заведениях. Новые НИИ, проводившие как фундаментальные, так и прикладные исследования, положили начало формированию системы отраслевых науч. учреждений, создали науч. базу нар. х-ва. Открылись новые университеты в Воронеже, Горьком, Иркутске (все в 1918), Свердловске (1920).

Опыт гос. организации науч. исследований, накопленный в РСФСР к нач. 20-х гг., использовали и др. союзные республики, а с образованием СССР он распространился во всесоюзном масштабе.

После 1922 значит, часть науч. учреждений РСФСР перешла в общесоюзное подчинение. Н.-и. ин-ты НТО ВСНХ в 30-х гг. превратились в ин-ты отраслевых пром. наркоматов СССР. В 1925 Российская АН была преобразована в Академию наук СССР. Она сыграла большую роль в развитии науч. исследований в авт. республиках и др. р-нах РСФСР, а также в др. союзных республиках. Виднейшие рус. учёные способствовали развитию науки на бывших окраинах России - В. Л. Комаров на Дальнем Востоке, А. Е. Ферсман на Кольском п-ове, К. И. Скрябин в Киргизии, Е. Н. Павловский в Таджикистане, Б. А. Келлер в Туркмении и др. С 30-х гг. началось создание филиалов и баз АН СССР. Возникли Кольский (1930), Дальневосточный и Уральский (оба - 1932) филиалы. В период Великой Отечеств, войны 1941-45 организован Западно-Сибирский (1943), а после её окончания Казанский, Карельский (оба - 1945), Коми (1949), Дагестанский (1950), Башкирский (1951) филиалы. Учреждения АН СССР на местах стали ведущими науч. организациями, координирующими исследования по мн. проблемам; они передавали вновь созданным науч. ин-там лучшие традиции отечеств, науки. В 1957 организовано Сибирское отделение Академии наук СССР, в него вошли Якутский (1947), Восточно-Сибирский (1949) и Бурятский (1966) филиалы АН СССР. Были основаны ун-ты в Саранске, Нальчике, Уфе, Махачкале и др. столицах авт. республик.

В 1969 ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР приняли постановление "О развитии научных учреждений в отдельных экономических районах РСФСР". Были созданы Дальневосточный научный центр Академии наук СССР, Уральский научный центр Академии наук СССР, а также Северо-Кавказский научный центр высшей школы. На терр. РСФСР работают отраслевые всесоюзные академии: ВАСХНИЛ и её отделения - Сибирское (осн. в 1969) и Нечернозёмной зоны (осн. в 1975); АМН СССР и её Сибирский филиал (организован в 1971).

В нач. 70-х гг. в Москве, Ленинграде, Воронеже и др. городах созданы научно-производственные объединения. Большую науч. работу ведут вузы и НИИ при них (ин-ты ядерной физики, механики, астрономический им. П. К. Штернберга при МГУ,; Горьковский радиофизич. ин-т; Ин-т' механики и прикладной математики Ростовского ун-та; Сибирский физико-технич. НИИ Томского ун-та; проблемные лаборатории Ленингр. технологич. ин-та им. Ленсовета и др.). В системе Мин-ва высшего и среднего спец. образования РСФСР созданы региональные советы и головные советы по отраслям науки и техники, а также Гл. управление н.-и. работ для координации исследований в вузах.

Лит.: История естествознания в России, т. 1 - 3, М., 1957 - 62; Развитие советской науки за 50 лет. Указатель юбилейной литературы, М., 1972; см. также лит. при статьях Академия наук СССР, Российская академия наук.

2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ . НАУКИ

Философия. В Др. Руси, как и в др. феод, обществах, "...церковная догма была исходным моментом и основой всякого мышления" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 495). Содержание философии приводилось в соответствие с учением вост. христ. церкви; появилась обширная переводная лит-pa вост. патристики. Филос. идеи высказывались в соч. светских и религ. писателей Др. Руси (Иларион, Кирилл Туровский, Климент Смолятич, Владимир Мономах, Никифор, Нестор и др.). Важным стимулом развития самобытной филос. мысли явились социаль-но-религ. движения 11-16 вв. (см. Ереси в России, Нестяжатели, Иосифляне). В 16 в. Максим Грек, Зиновий Отенский и Ермолай-Еразм выступали уже не только как богословы, но одновременно и как собственно философы. В 1687 в Москве создаётся Славяно-греко-латинская академия, в к-рой выходцы из Греции Иоанникий и Софроний Лихуды прочли первые курсы "естеств. философии" и логики в духе аристотелизма. К кон. 17 в. стал заметным процесс обмирщения рус. филос. мысли (С. Полоцкий, А. Белобоцкий, Ю. Крижанич).

Реформы Петра I значительно изменили духовную жизнь рус. общества: сильный импульс был дан для развития науки, светской культуры и философии. В 1713 опубликован первый на рус. языке систематич. курс аристотелевской космологии "Зерцало естествозрительное". В духе схоластич. аристотелизма писали Стефан Яворский и Феофилакт Лопатинский. Ф. Прокопович и его единомышленники в Славяно-греко-латинской академии способствовали смягчению к сер. 18 в. традиц. схоластики и проникновению в Россию филос. идей Б. Спинозы, Р. Декарта, Ф. Бэкона, Г. Лейбница, X. Вольфа. Видную роль в критике схоластич. представлений, упрочении светской филос. мысли в 1-й пол. 18 в. сыграли А. Д. Кантемир, В. Н. Татищев, В. К. Тредиаковский. Оставаясь на позициях теизма, они стремились согласовать веру с разумом, разграничить, не противопоставляя их друг другу, философию и богословие. Родоначальником опытного естествознания и материалистич. филос. традиции в России явился М. В. Ломоносов. Истолковывая идею творца в духе деизма, он считал осн. задачей философии объяснение явлений естеств. мира и выработал оригинальный "метод философствования, опирающийся на атомы", или "систему корпускулярной философии".

В высших уч. заведениях 2-й пол. 18 в. использовались учебники популяризатора лейбницевско-вольфианской философии Ф. Баумейстера. С 1755 гл. центром философии становится Моск. ун-т; в нём преподавали философию ученик Ломоносова - Н. Н. Поповский, Д. С. Аничков, у к-рого заметны просветительско-материалистич. тенденции, И. М. Шаден, И. Г. Шварц, А. М. Брянцев, проявивший интерес к кантовской философии. Во 2-й пол. 18 в. усиливается интерес к таким проблемам, как природа человека, его назначение, счастье, будущее, его смертность и бессмертие, а также к проблемам философии истории. Историософская и этич. концепция М. М. Щербатова - первая теоретически выраженная консервативная реакция на процесс европеизации России в результате петровских реформ. Внецерковным религ.-филос. течением было масонство, разрабатывавшее в русле неортодоксальной христ. мистики идеи самопознания и религ.-нравств. совершенствования. Зарождались и крепли идеи гуманистически-просветительской философии, опиравшиеся, как правило, на прак-тич. "нравственную" философию (Я. П. Козельский, С. Е. Десницкий, И. А. Третьяков, А. Я. Поленов). Филос. концепцию, близкую к классич. просвещению 18 в., дал Козельский. К гуманистич. философии 2-й пол. 18 в. относятся и идеи выдающегося моралиста Н. И. Новикова.

Высшее достижение рус. филос. мысли 2-й пол. 18 в.- философия А. Н. Радищ