БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201 полярных сияниях), землетрясениях, наводнениях. "Повесть временных лет" свидетельствует, что в 10-11 вв. на Руси располагали геогр. сведениями о Европе и отд. частях Азии. В "Хожении" Даниила Паломника (1106-08) подробно описано путешествие от Константинополя до Иерусалима. Из немногочисленных дошедших до нашего времени памятников астрономич. и матем. лит-ры представляют интерес статьи Русской правды, содержащие вычисления приплода от различных домашних животных, пчёл и др., а также трактат Кирика Новгородца "Учение нмже ведати человеку числа всех лет" (1136), посвящённый вопросам счисления времени.

После введения христианства (кон. 10 в.) на Руси получила распространение переводная визант.-болг. богословская лит-ра. Она содержала (хотя и в искажённой форме) и элементы античной науки. В "Хронике Георгия Амаратола" сообщалось об атомистике Демокрита. "Изборник Святослава" (1073) включал сведения о знаках Зодиака, давал гигиенич. советы. В "Шестодневе" Иоанна Болгарского излагались представления Аристотеля и Платона о строении Вселенной, делении животных на классы, анатомии человека, климатич. поясах Земли и др. В "Источнике знаний" Иоанна Дамаскина - аристотелевское учение о стихиях. "Физиолог" рассказывал о многообразии животного мира. Тяжёлый урон рус. культуре, развитию естествознания и техники на Руси нанесло монг.-тат. нашествие.

Со 2-й пол. 14 в. развивались солеварение, смолокурение, поташное дело, металлургия. В кон. 14 в. (1382) на Руси появились первые пушки, в нач. 15 в.- башенные часы (в Москве, 1404, Новгороде, 1436, Пскове, 1477). Возобновилось стр-во крупных сооружений, при к-ром применялись подъёмные механизмы (блоки, вороты). В качестве двигателей широко использовались водяные колёса. В Москве в кон. 15 в. создан Пушечный двор, где в 1586 А. Чеховым отлита Царь-пушка, в 1534 осн. Монетный двор, в. 1563 - Печатный двор. В 16-17 вв. были открыты месторождения медных, серебряных, железных и др. руд, начата их систематич. разработка. В кон. 16 в. возникли первые мануфактурные произ-ва (бум. мельницы). В 17 в. работали Хамов-ный (полотняный) двор в Москве, железоделательные з-ды в Кашире и Туле, стекольный и пороховой з-ды под Москвой и др.

К кон. 15 в. завершилось образование Рус. централизов. гос-ва. Шло постоянное освоение новых территорий, что стимулировало накопление знаний по отечеств, географии. В результате многочисл. походов землепроходцев и рудознатцев были исследованы огромные пространства побережья Ледовитого ок., Сибири, Д. Востока. Совершались путешествия и за границу, особенно на Восток (см. Географические открытия; раздел История географических исследований в статьях Азия, Европа).

Многообразную деятельность по учёту и освоению новых земель, стр-ву, развитию воен. техники и т. п. осуществляли с нач. 16 в. органы центр, гос. управления - приказы, куда привлекались специалисты, как русские, так и приглашаемые из-за границы. В Разрядном приказе выполнялись картографич. работы по России, создан "Большой чертёж" и первое географич. описание Рус. гос-ва - "Книга большому чертежу". Географич. материалы хранились также в Приказе большого дворца и Посольском, где переводились книги с лат., швед., нем., греч., польского и др. языков (в частности, "Космография" Г. Меркатора); составлен "Устав ратных, пушечных и других дел...". С Аптекарским приказом связано развитие медицины; здесь разводили (в Аптекарском огороде) и изучали травы, изготовляли лекарства, переводили и создавали "лечебники" и "травники", обучали лекарей и аптекарей, в 1654 учреждена первая Врачебная школа. Естеств.-науч. и технич. опыт накапливался и в др. приказах - Каменных дел, Пушкарском, Поместном и др. Приказы были первыми в России ячейками организации науч.-технич. деятельности.

В 15-17 вв. продолжали переписываться "Шестоднев", "Христианская топография" и подобные произведения. Но появилась и светская науч. литература, чему способствовали еретич. движения. Нов-городско-моск. еретиками в кон. 15 - нач. 16 вв. переводились произведения арабо-евр. лит-ры, в частности астрономической - "Шестокрыл" (6 таблиц движения Луны) и "Космография". С 16 в. распространялись популярные естеств.-науч. энциклопедии для любознат. читателя - "Луцидарус", азбуковники. С кон. 15 в. появляются первые практич. руководства (рецепты приготовления чернил и красок), к 17 в. их число значительно увеличилось - была прикладная лит-pa по воен. делу, арифметике и геометрии, астрономии, горному делу, с. х-ву, медицине и т. д. С сер. 17 в. в Россию начали проникать с Запада достижения нового естествознания: были переведены "Анатомия" Везалия, "Атлас" Блау, в к-ром излагалась система Коперника, "Селенография" Гевелия.

Несмотря на известные достижения в накоплении и распространении научно-практич. знаний, в России 17 в. почти отсутствовало естеств.-науч. и технич. образование - существовали только Врачебная школа н ремесл. ученичество; в Славяно-греко-латинской академии естествознание по существу не преподавалось. Естеств.-науч. лит-pa оставалась рукописной.

Естественные и технические науки в 18 в. Экономич., воен. и политич. преобразования, начавшиеся на рубеже 17- 18 вв., резко повысили потребность в специалистах, в науч. и технич. знаниях. Под рук. Петра I (при активном участии Я. В. Брюса, В. Н. Татищева, Ф. Прокоповича и др.) была проведена система мероприятий, способствовавших развитию спец. образования в России: организованы спец. уч. заведения в Москве - Пушкарская школа на Пушечном дворе (1701), Школа математических и навигацких наук (1701), госпитальная мед. школа (1707), Инженерная школа (1712); в Петербурге - Морская академия (1715), Инженерная школа (1719), медико-хирургич. школа (1733); на Урале - горнозаводские школы (с 1721) и др. В 1700 основана гос. горно-разведочная служба во главе с Приказом рудных дел (с 1719- Берг-коллегия). В 1714 в Петербурге создан Аптекарский огород (с 1823 - ботанический сад) и основан первый рус. естеств.-науч. музей - Кунсткамера. По указанию Петра I при непосредств. участии Брюса было налажено издание науч.-технич. литературы: в 1703 вышли первый печатный учебник - "Арифметика" Л. Ф. Магницкого и "Таблицы логарифмов", в 1708 - первая набранная новым, гражд. шрифтом "Геометрия славенски землемерие. Приёмы циркуля и линейки" (перевод с нем. Брюса, отредактирована Петром I); выпускались многочисл. руководства (чаще переводные) по архитектуре, фортификации, артиллерии, кораблестроению, геометрии, астрономии и др. В 1722 вышло первое рус. уч. пособие по механике "Наука статическая или механика" Г. Г. Скорнякова-Писарева. При новых уч. заведениях создавались библиотеки, в 1714 осн. первая гос. библиотека (ныне Библиотека Академии наук СССР). При содействии Петра I и Брюса началось изготовление науч. приборов и инструментов, в т. ч. оптических. В 1720 -27 при Берг-коллегии организована хим. лаборатория.

Интенсивно изучалась территория страны. В 1699 адмирал К. Крюйс провёл инструм. съёмку Азовского м. и Дона. В 1714-15 экспедицией под рук. А. Бековича-Черкасского составлена рукописная карта вост. побережья Каспийского м., на основе которой К. Верден и Ф. И. Соймонов составили первую достоверную карту Каспийского м. (издана в 1720). В 1719-21 И. М. Евреинов и Ф.Ф. Лужин составили подробную карту Камчатки и Курильских о-вов. В 1720-27 состоялась экспедиция в Сибирь под рук. Д. Г. Мессершмидта; в 1725-30-1-я Камчатская экспедиция В. И. Беринга и А. И. Чирикова; в 1733-43-2-я Камчатская (Вел. Северная) экспедиция (ок. 2 тыс. чел.), мор. частью к-рой руководили Беринг и Чириков, сухопутной - И. Г. Гмелин и Г. Ф. Миллер (среди участников - С. П. Крашенинников и Г. В. Стеллер; см. в статьях Географические открытия, Азия, раздел История географических исследований). В 1734 И. К. Кирилов издал первый рус. печатный географический "Атлас Всероссийской империи". Значит, географич. труды принадлежат В. Н. Татищеву.

Интересы развивающегося гос-ва требовали резкого повышения уровня подготовки специалистов и развития науч. исследований. Для решения этих проблем в 1724 была учреждена Академия наук, к-рая совмещала функции н.-и. учреждения и высшего уч. заведения (см. Российская академия наук). Деятельность АН сыграла большую роль в прогрессе отечественной науки, распространении научных знаний. Появились значит, исследования, основанные на атомистич. представлениях о веществе, на принципе сохранения вещества и движения. Интенсивно разрабатывался математич. аппарат механики, развивался эксперимент, систематически изучалась Земля, её флора и фауна. Целую эпоху в истории рус. науки составила деятельность М. В. Ломоносова, органически сочетавшего широкий филос. подход с решением конкретных практич. задач. Труды Ломоносова охватили почти все отрасли знания, он оказал большое влияние на прогресс науки и образования в стране. Математика и механика развивались трудами Л. Эйлера, а также Н. и Д. Бернулли, Я. Германа, X. Гольдбаха, позже - С. К. Котельникова, С. Я. Румовского, И. А. Эйлера, Ф. И. Шуберта, астрономич. исследования плодотворно вели Ж. Н. Делиль, Л. Эйлер, А. Д. Красильников, С. Я. Румовский, А. И. Лексель, П. Б. Иноходцев. Благодаря централизации и чёткой организации астро-номо-геодезич. работ Россия, не имевшая в нач. 18 в. ни одной карты с градусной сеткой, к сер. 18 в. располагала картами, основанными на астропунктах, число к-рых было больше, чем в др. европ. странах. Физика развивалась трудами Ломоносова, Г. В. Рихмана, Ф. У. Т. Эпинуса, Л. Эйлера. Химия благодаря фундаментальным работам Ломоносова приобрела прочную науч. основу. Разнообразные задачи технич. химии решали Э. Лаксман, В. М. Севергин, Я. Д. Захаров, А. А. Мусин-Пушкин, оригинальные исследования провёл Т. Е. Ловиц. В результате академич. экспедиций 1768-74 (П. С. Паллас, И. И. Лепёхин, С. Г. Гмелин, И. А. Гильденштедт, И. Г. Георги, Н. Я. Озерецковский, В. Ф. Зуев) был собран большой геол., геогр. и биол. материал. С 80-х гг. началось составление геол. карт. В России работал К.Ф. Вольф, основоположник науч. эмбриологии. Развивались микроскопич. исследования (М. М. Тереховский, А. М. Шумлянский, Д. С. Самойлович). А. Т. Болотов заложил основы рус. агрономич. науки. Разрабатывались мед. и организац. меры борьбы с инфекциями (Д. С. Самойлович); изучались демографии, проблемы, выдвигались предложения по сокращению смертности, особенно детской, улучшению родовспоможения и ухода за новорождёнными (М. В. Ломоносов, С. Г. Зыбелин, Н. М. Амбодик-Максимович и др.).

Развивалась технич. мысль. А. К. Нартов построил ряд токарно-копиров. станков с суппортом, станки для обработки каналов стволов и цапф пушек, предложил новые способы их отливки, создал (1741) скорострельное орудие из 44 3-фунтовых мортирок. Многочисл. изобретения в области прикладной механики и мостостроения принадлежат И. П. Кулибину. И. И. Ползунов создал в 1763- 1765 на Барнаульском з-де теплосиловую установку. К. Д. Фролов в 1783-89 построил на рудниках Алтая гидросиловую установку.

Во 2-й пол. 18 в., особенно в последней его трети, расширилась подготовка специалистов, увеличился выпуск уч. лит-ры. В 1755 был осн. Моск. ун-т, в 1773 - Горное училище в Петербурге (ныне - Ленинградский горный институт), в 1779 - Землемерная школа в Москве (позже - Межевой институт), в 1798- Медико-хирургич. академия в Петербурге. В 1765 возникло первое рус. науч. об-во - Вольное экономическое общество, способствовавшее разработке науч. основ агрономии, усовершенствованию и созданию с.-х. орудий.

Естественные и технические науки в 19 в. (до 60-х гг.). 1-я пол. 19 в.- период подготовки к переходу от науки, ограничивающейся гл. обр. описанием и систематизацией предметов и явлений, к науке, изучающей процессы, вскрывающей законы и взаимодействия; период кризиса метафизич. мировоззрения, когда на смену механич. картине мира шли представления, основанные на принципах сохранения и превращения энергии, на учении об ист. развитии Земли и органич. мира. В России метафизич. мировоззрение было составной частью феод.-крепостнич. идеологии, развенчание к-рой стало первоочередной задачей прогрессивной рус. мысли. Наблюдался глубокий интерес к принципиальным мировоззренч. проблемам естествознания. В 1-й пол. 19 в. наука развивалась в условиях глубоких социально-экономич. противоречий: формирование капиталистич. уклада требовало расширения изучения природных ресурсов и их применения, развития науч. знаний, но отсталая экономика препятствовала расширению науч. исследований.

В 1-й пол. 1Э в. были созданы ун-ты в Казани, Петербурге и др.; с 1804 начали создаваться физико-матем. ф-ты, разделённые в 1834 на физико-матем. и естеств. отделения. В 1819 введены учёные степени магистра и доктора наук, для занятия должностей в ун-тах стала обязательной защита соответствующих диссертаций. В Петербурге организованы уч. ин-ты: лесной (1803), корпуса инженеров путей сообщения (1809), практич. технологии. (1828); арт. и инж. академии (1855); возобновил работу Главный педагогический институт (1828). При ун-тах и др. высших уч. заведениях создавались обсерватории, хим. лаборатории, физ. кабинеты, оотанич. сады и др.; несмотря на крайний недостаток материальных средств, развивались научные исследования. Возникали науч. об-ва: Моск. об-во испытателей природы (1805), Минералогич. об-во (1817), Моск. об-во с. х-ва (1820), при к-ром в 1822 учреждены школа и опытный хутор, ставшие базой Петровской земледельческой и лесной академии (1865), Рус. геогр. об-во (1845) и др. Создавались науч.-адм. органы при Военном (воен.-топографич. депо) и Морском (гидрографич. управление) мин-вах, Мин-ве финансов (депо образцовых мер и весов, 1842), горном и с.-х. ведомствах (учёные комитеты).

Осн. науч. центром был Петербург, где работали: математики М. В. Остроградский, В. Я. Буняковский, развивавшие матем. анализ, матем. физику и др. разделы математики и механики, и начал свою деятельность основатель петерб. матем. школы П. Л. Чебышев; первый директор основанной в 1839 Пулковской обсерватории В. Я. Струве, автор классич. работ по астрономии; В. В. Петров, открывший электрич. дугу; Э. X. Ленц и Б. С. Якоби, много сделавшие для развития учения об электромагнетизме; Г. И. Гесс, установивший осн. закон термохимии; А. А. Воскресенский, Н. Н. Зинин, Ю. Ф. Фрицше, положившие начало органической химии в России; эмбриолог и анатом X. Пандер; основатель сравнит, эмбриологии К. М. Бэр; автор классических трудов по хирургии и анатомии, основоположник воен.-полевой хирургии Н. И. Пирогов, анатом П. А. Загорский, хирург И. Ф. Буш, анатом и хирург И. В. Буяльский и др.

В Моск. ун-те работали основатель моек. школы аналитич. механики Н. Д. Брашман; астрономы А. Н. Дра-шусов, Б. Я. Швейцер, Ф. А. Бредихин; метеоролог и климатолог М. Ф. Спасский; геолог Г. Е. Щуровский; хирург, анатом и физиолог Е. О. Мухин, терапевт М. Я. Мудров, терапевт и философматериалист И. Е. Дядьковский, хирург Ф. И. Иноземцев; физиологи А. М. Фи-ломафитский, В. А. Басов, И. Т. Глебов и др. В 40-50-е гг., когда усилилась политич. реакция и идея развития природы рассматривалась как подрывающая основы не только религии, но и гос-ва, целостное учение о развитии мира разрабатывал и широко популяризировал К. Ф. Рулье, вокруг него в нач. 50-х гг. сложилась первая в мировой додарвиновской биологии школа зоологов-эволюционистов (Н. А. Северцов, А. П. Богданов, Я. А. Борзенков, С. А. Усов и др.).

В Казанском ун-те работали: создатель неевклидовой геометрии Н. И. Лобачевский; астрономы И. И. Литтров, И. М. Симонов, М. А. Ковальский; основатель казанской школы химиков Н. Н. Зинин, автор основополагающих работ по органич. синтезу; исследователь платиновых металлов К. К. Клаус, открывший в 1844 рутений; зоолог Э. А. Эверсман и др. В Дерптском ун-те начал свою деятельность Струве, руководивший в 1818-38 обсерваторией университета.

В 1-й пол. 19 в. было совершено ок. 40 кругосветных плаваний, в к-рых участвовали астрономы, физики, биологи и др. Одним из стимулов организации экспедиций была необходимость постоянной связи с возникшими в кон. 18 в. рус. поселениями на Аляске и Алеутских о-вах и трудностями сухопутного сообщения с ними через Сибирь. В плаваниях И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского (1803-06), В. М. Головкина (1807-09, 1817-19), О. Е. Коцебу (1815-18, 1823-26), Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева (1819-21), М. Н. Васильева и Г. С. Шишмарёва (1819-22), Ф. П. Литке (1826-29) и др. открыты сотни островов, Антарктида (1820), собраны ценные океанологич., геофизич., биол., этнографич. материалы. Продолжались исследования Арктики, Аляски (см. в ст. Северная Америка, раздел История географических исследований), Д. Востока (Г. И. Невельской, 1848-55), Сибири (А. Ф. Миддендорф, 1842-45), Алтая (П. А. Чихачёв, 1842), Аральского м. (А. И. Бутаков, 1848-49) и Каспийского м. (К. М. Бэр, 1853-56).

В 1801-04 издана т. н. "столистовая карта" России в масштабе 20 вёрст в 1 дюйме; в 1839 составлена 10-вёрстная карта Зап. России. В 1816-55 проведены рус.-швед, градусные измерения дуги меридиана длиной ок. 25°20' - от устья Дуная до берегов Сев. Ледовитого океана (Струве, К. И. Теннер). Организовывались геол. исследования Донецкого горного кряжа (Е. П. Ковалевский, 1829), Подмосковного угольного бассейна (Г. П. Гельмерсен, Г. Д. Романовский, 1840-50-е гг.), Кавказа (Г. В. Абих, 1847-76), Урала и Алтая (Г. Е. Щуровский, 1838, 1844), Забайкалья, Сибири и др. Были составлены геол. карты Европ. России (Н. И. Кокшаров, 1840; Г. П. Гельмерсен, 1841). На средства рус. пр-ва были организованы экспедиции нем. учёного А. Гумбольдта (1829, Урал, Алтай, Ср. Азия) и англ, геолога Р. Мурчисона (1840, Европ. Россия; 1841, Урал). Выходили труды по минералогии (В. М. Севергин, А. М. Теряев, Д. И. Соколов), биостратиграфии и палеонтологии (X. Пандер, П. М. Языков, Э. И. Эйхвальд) и др.

Развивалась электротехника (П. Л. Шиллинг, Б. С. Якоби), металлургия (П. Г. Соболевский, И. И. Любарский, П. П. Амосов, П. Р. Багратион, И. М. Обухов, В. С. Пятов), ракетное дело (А. Д. Засядко, К. И. Константинов), мостостроение (С. В. Кербедз), ж.-д. дело (Н. О. Крафт, П. П. Мельников); П. К. Фролов построил в 1806-09 конно-чугунную дорогу, Е. А. и М. Е. Черепановы в 1833- первый в России паровоз. В 1812 введены привилегии, охранявшие права изобретателей в России.

Естественные и технические науки в 1861 -1917. Быстрый рост капитализма после отмены крепостного права в 1861 обусловил, особенно в последней трети 19 в., бурное развитие производит, сил. Возникли условия для подъёма естеств. и технических наук. Русские учёные внесли выдающийся вклад в решение коренных проблем естествознания 2-й пол. 19 в. В 1861 А. М. Бутлеров создал теорию хим. строения, послужившую теоретич. основой хим. синтеза. В 1863 труд И. М. Сеченова "Рефлексы головного мозга" открыл новую эпоху в физиологии мозга - материалистич. понимание высшей нервной деятельности. В 60-х гг. А. О. Ковалевский создал эволюц. эмбриологию, В. О. Ковалевский - эволюц. палеонтологию. В 1869 Д. И. Менделеев открыл периодич. закон хим. элементов, ставший основой атомной физики и химии в 20 в. С 60-х гг. началась науч. деятельность К. А. Тимирязева, внёсшего крупный вклад в учение о фотосинтезе и выступившего с блестящей защитой дарвинизма. В 1883 вышел классический труд В. В. Докучаева "Русский чернозём", в котором были заложены основы генетического почвоведения. Формировались многие научные школы, сыгравшие значительную роль в распространении и дальнейшем развитии научных идей, особенно в химии, биологии и математике.

В Казани ученик Бутлерова А. М. Зайцев разработал методы синтеза предельных и непредельных спиртов; начали свою деятельность ученики Зайцева - Е. Е. Вагнер, А. Е. Арбузов и др.; сформировался виднейший последователь Бутлерова В. В. Марковников, перешедший в 1873 в Моск. ун-т, где создал науч. школу, развивавшую далее бутлеровскую теорию хим. строения и внёсшую большой вклад в изучение состава кавк. нефти. Ученики Марковникова - М. И. Коновалов, Н. Я. Демьянов и Н. М. Кижнер открыли реакции, позволившие получить много новых органич. соединений и послужившие основой для совр. тонкого органич. синтеза. Новым этапом в химии ацетиленовых углеводородов были исследования ученика Бутлерова А. Е. Фаворского, создавшего в Петербурге школу химиков-органиков. Учение Менделеева об определённых и неопределённых соединениях (типа сплавов) было развито в трудах Н. С. Курнакова и основанной им школы физико-хим. анализа. В химии комплексных соединений основателем большой школы в Петербурге был Л. А. Чугаев. Работы Менделеева о растворах были продолжены Д. П. Коноваловым, М. С. Вревским и др. Важным этапом в истории термохимии и физ. химии вообще явились труды Н. Н. Бекетова и его сотрудников. Исследования по хим. кинетике и катализу были проведены в Петербурге Н. А. Меншуткиным, в Москве - Н. А. Шиловым и Коноваловым. Русских учёных волновали перспективы развития производит, сил страны. Неустанную борьбу за использование природных богатств России вёл Менделеев. Вопросами минеральных удобрений и известкования почв занимались Г. Г. Густавсон, А. Н. Энгельгардт и др. В кон. 80-х гг. началась деятельность Д. Н. Прянишникова.

Интенсивно развивалась биология. Выдающиеся русские биологи не только отстаивали эволюционную теорию, но и внесли крупный вклад в перестройку ряда разделов биологии на основе дарвинизма. И. И. Мечников применил эволюц. идеи в патологии. Сравнит.-анатомич. изучением путей и факторов эволюции занималась моек, школа во главе с М. А. Мензбиром, а затем А. Н. Северцовым. Морфологич. исследования Северцова и его школы легли в основу науч. представлений о путях эволюции позвоночных. Он создал последоват. учение о соотношении онтогенеза и филогенеза.

Мировую известность получило открытие в 1898 двойного оплодотворения покрытосеменных растений С. Г. Навашиным. Создателем школы ботанич. географии был А. Н. Бекетов. Крупный вклад внесли рус. учёные в развитие с.-х. науки. П. А. Костычев заложил основы агроно-мич. почвоведения, И. В. Мичурин - науч. селекции с.-х. культур; труды Г. Ф. Морозова оказали большое влияние на развитие биогеоценологии и лесоведения. Значительны работы по зоотехнии Н. П. Чирвинского, П. Н. Кулешова, М. И. Придорогина, М. Ф. Иванова, Е. А. Богданова, И. И. Иванова и др.

Отечеств, морфологи и физиологи обогатили мировую науку классич. исследованиями по анатомии, гистологии и физиологии нервной системы, исследованиями структуры и механизмов нервной регуляции физиологич. процессов высшей нервной деятельности. Характерен синтез гистологич. и физиологич. исследований нервной системы (казанская школа - В. М. Бехтерев, Ф. В. Овсянников и др.). А. И. Бабухип и Овсянников внесли большой вклад в развитие экспериментального и эволюционного направлений в гистологии, П. Ф. Лесгафт - функционального направления в анатомии, Бехтерев создал учение о проводящих путях спинного и головного мозга. В. А. Бец исследовал цитоархитектонику коры головного мозга, А. С. Догель был основоположником морфологии интерорецепторов. Сеченов открыл центральное торможение (1862), доказал рефлекторную природу всех сознательных и бессознательных актов жизнедеятельности (1863), заложил основы сравнит., эволюц. и возрастной физиологии и физиологии труда. Его многочисл. ученики и последователи (В. Ф. Вериго, И. Р. Тарханов, В. Ю. Чаговец, И. Ф. Цион, М. Н. Шатерников и др.) получили важные экспериментальные результаты и сделали глубокие обобщения во