БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201-просветительные учреждения

История нар. образования на терр. РСФСР уходит в глубокую древность. В Киевской Руси элементарная грамотность была распространена среди разных слоев населения, о чём свидетельствуют берестяные грамоты (самые ранние - 11 в.); при церквах и монастырях существовали училища, а при княж. дворе и при Киево-Печерском монастыре - школы повышенного типа. Монг.-тат. иго (13- 15 вв.) нанесло большой ущерб рус. культуре. Известный подъём в развитии образования связан с формированием многонационального рус. гос-ва в 16-17 вв. и возникновением книгопечатания. В 1574 Иваном Фёдоровым был напечатан первый славяно-рус, букварь. В 17 в. открывались средние (грамматич., греко-лат.) школы, в 1687 основана моск. Славяно-греко-латинская академия - высшее общеобразоват. уч. заведение. В программе реформ Петра I большое внимание уделялось организации светских гос. школ. Открылись первые спец. уч. заведения: в Москве в 1701 - Школа математических и навигацких наук и Пушкарская (артиллерийская) школа, в 1707 при воен. госпитале - мед. школа, в 1712 - инж. школа; в Петербурге в 1715 - Мор. академия, в 1719 - инж. школа; на Урале - горнозаводские школы. Арт. школы появляются также в Петербурге (1712) и др. крупнейших городах, навигацкие - в портовых городах. Обществ, потребность в более широком общем образовании обусловила развитие высшего образования. При основанной в Петербурге в 1724 Академии наук были учреждены Академический университет и Академическая гимназия. Однако образование служило сословным интересам дворянского гос-ва; нар. массы оставались неграмотными. В 18 в. возникают закрытые дворянские уч. заведения - кадетские корпуса, институты благородных девиц. Это же время характеризуется развитием просветительских пед. идей, осознанием необходимости гос. системы нар. образования (И. И. Бецкой, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев). Большое значение для развития образования имела деятельность М. В. Ломоносова; по его плану в 1755 был осн. Московский университет и при нём 2 гимназии - для дворян и для разночинцев.

В 1773 в Петербурге было осн. Горное уч-ще, в 1779 в Москве - Землемерная школа. В 1786 проведена школьная реформа, положившая начало созданию школьной системы в городах России (в губернских и уездных городах открывались нар. уч-ща).

В нач. 19 в. на основе Устава учебных заведений 1804 была создана гос. система преемственно связанных учебных заведений: приходские училища (1 год обучения), уездные уч-ща (2 года), губернские гимназии (4 года) и ун-ты (3 года). В 1804 осн. Казанский университет, в 1819 - Петербургский (см. Ленинградский университет), при ун-тах открываются 3-годичные пед. ин-ты. На базе Петерб. пед. .ин-та (1804-16) в 1816 был создан Главный педагогический институт. Близкими к ун-там по уч. планам были лицеи - Царскосельский под Петербургом, Демидовский в Ярославле.

Развитие капиталистич. отношений в 1-й пол. 19 в. обусловило организацию высших технич. уч. заведений (в Петербурге осн. Лесной ин-т в 1803, Ин-т корпуса инженеров путей сообщения в 1809, Практич. технологич. ин-т в 1828, Ин-т гражд. инженеров в 1832, в Москве в 1830- Моск. высшее технич. уч-ще и др.). В 1-й пол. 19 в. в Москве было 20 гимназий, в Петербурге 17, почти в каждом губернском городе были гимназии, уездные и приходские уч-ща, имелись уч-ща и Б уездных городах, но в сел. местности уч. заведений почти не существовало.

Под влиянием обществ. движения 60-х гг. были проведены школьные реформы, предусматривавшие централизацию управления школами; началось превращение сословной школы в школу буржуазную. По Уставу 1864 были утверждены 2 типа ср. школы: классич. гимназии с 7-летним сроком обучения, готовившие к поступлению в ун-ты, и реальные гимназии с 6-летним сроком обучения, дававшие право поступления в высшие технич. уч. заведения. Известное развитие получило женское образование (женские гимназии, женские училища), было положено начало высшему женскому образованию (высшие женские курсы). В 60-70-е гг. осн. первые земские и правительств, учительские семинарии. С 1872 учреждены реальные уч-ща; получают распространение церковноприходские школы. В 1865 открылась Петровская земледельческая и лесная академия в Москве, в 1888 ун-т в Томске и др. Изменился социальный состав студенчества, значит, его часть - выходцы из недворянских сословий. Уже в сер. 19 в. среди студентов Петерб. ун-та насчитывалось 38% разночинцев, Казанского - 56% , Московского - 57% , в высших технич. уч. заведениях этот процент был выше.

На протяжении 19 в. за демократизацию образования вели борьбу представители революц.-демократич. направления рус. освободит, движения: А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев; выдающиеся деятели рус. просвещения: Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. Я. Стоюнин, В. И. Водовозов, В. П. Острогорский, П. Ф. Лесгафт и др. В кон. 19 - нач. 20 вв. в неразрывной связи с революц. рабочим движением в России начала складываться марксистская педагогика. В. И. Ленин сформулировал требования пролетариата в области воспитания и образования. Большое значение для становления марксистской педагогики имели работы Н. К. Крупской, особенно её книга "Народное образование и демократия" (1915).

Система нар. образования в предрево-люц. России имела следующий вид. Начальная школа включала различные типы уч. заведений: 1-классные нач. уч-ща (3-4 года), 2-классные нач. уч-ща (5-6 лет), 4-классные высшие начальные училища (4 года); начальные уч-ща по ведомств, принадлежности делились на земские, церк.-приходские, городские, министерские, фабричные. Ср. образование давали мужские (8 лет) и женские (7-8 лет) гимназии, реальные (6-7 лет) и коммерческие (7-8 лет) уч-ща, духовные уч-ща (4 года) и семинарии (6 лет), кадетские корпуса (7 лет), ин-ты благородных девиц (8 лет), епархиальные училища (7-8 лет). Кроме того, действовали ср. спец. уч. заведения, ремесл., с.-х., торговые и др. уч-ща и школы. Учителей готовили учительские семинарии (4 года) и учительские ин-ты (3 года). Высшее образование давали ун-ты (4 года), высшие технич., с.-х., экономические и др. уч. заведения (4-5 лет), высшие жен. курсы, духовные академии (4 года). Значит, разрыв между программами нач. и ср. школы, неравномерность распределения уч. заведений по стране, плата за обучение в ср. и высших уч. заведениях ограничивали доступ детей трудящихся к образованию.

В кон. 19 в. Россия по уровню образования отставала от развитых европ. стран. По данным переписи 1897, на территории, занимаемой ныне РСФСР, ср. процент грамотности населения в возрасте 9- 49 лет составлял 29,6; среди мужчин 44,4%, среди женщин 15,4% (в сел. местности соответственно 24,6% , 39,5% , 11% ). В районах нац. окраин процент грамотности был значительно ниже (среди якутов, напр., всего 0,7% умели читать). Многие национальности не имели своей письменности. В 1913 Ленин писал: "Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания,- такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России... Четыре пятых молодого поколения осуждены на безграмотность крепостническим государственным устройством России" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 127).

Окт. революция открыла путь к знаниям, к культуре для трудящихся всех национальностей. В числе первых 13 нар. комиссариатов учреждён Нар. комиссариат просвещения РСФСР во главе с А. В. Луначарским. На основе ряда декретов, подписанных В. И. Лениным, создаётся новая система нар. образования, отвечающая задачам социалистич. строительства. В кон. 1917 - нач. 1918 приняты декреты об отделении церкви от гос-ва и школы от церкви, национализации всех уч.-воспитат. учреждений и передаче их в ведение Наркомпроса; в окт. 1918 ВЦИК утвердил "Положение о единой трудовой школе РСФСР", к-рое предусматривало обязательное бесплатное обучение всех детей от 8 до 17 лет в школах 1-й и 2-й ступеней. Коммунистич. партия и Сов. гос-во поставили задачу - в кратчайший срок ликвидировать неграмотность среди населения. В 1920 СНК РСФСР учредил при Наркомпросе Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности. В 1923 создано об-во "Долой неграмотность". В 1926 грамотность населения в возрасте 9-49 лет поднялась в РСФСР до 60,9%. В ряде р-нов республики ликвидация неграмотности в основном была завершена к кон. 1932. По переписи 1939, грамотные составляли 89,7% населения, среди мужчин 96%, среди женщин 83,9% (в 1970 грамотность населения достигла 99,7%).

Система нар. образования претерпевала изменения, гл. обр. в типах и структуре школ, в сроках обучения и т. д. Уже с 1930/31 уч. г. введено всеобщее обязат. нач. обучение в сел. местности, а в городах и рабочих посёлках - всеобщее обязат. 7-летнее. В 1930/31 уч. г. на терр. РСФСР обучалось 84,7% детей в возрасте 8-14 лет (46,1% в 1927/28 уч. г.). В период осуществления всеобуча росло число школ и уч-ся в них (в 1928/29 уч. г. в 79,4 тыс. нач. школ - 5998 тыс. уч-ся, в 1931/32 уч. г. соответственно 95,8 тыс. и 9347,7 тыс.). В 1920-е - кон. 30-х гг. особая роль в повышении уровня общего образования принадлежала рабочим факультетам (рабфакам).

После 17-го съезда партии (1934), поставившего задачу завершить во 2-й пятилетке всеобщее обязат. политехнич. обучение в объёме 7-летки, СНК РСФСР в марте 1934 принял пост. "О подготовке к введению семилетнего всеобщего обязательного политехнического обучения"; в нём предусматривалось обеспечить дальнейшее обучение всех детей, окончивших нач. школу, в городах и рабочих посёлках с 1935/36, а в сел. местности с 1937/38 уч. г. В 1949 было введено обязательное 7-летнее обучение с 7 лет. Значительно расширилась сеть школьных интернатов (в 1949/50 уч. г. 3106 интернатов на 75,5 тыс. мест, из них 90% в сел. местности).

В соответствии с решениями 24-го съезда КПСС (1971) сессия Верх. Совета РСФСР (авг. 1974) приняла постановление "О мерах по завершению перехода ко всеобщему среднему образованию в РСФСР". Определены 3 осн. пути осуществления ср. образования - ср. общеобразоват. школы, ср. спец. уч. заведения, ср. проф.-тех. уч-ща. В авг. 1974 Верх. Совет РСФСР принял Закон о нар. образовании. В 1974 в ср. уч. заведения было принято 92% выпускников 8-х классов общеобразоват. школ всех видов (на 18% больше, чем в 1970).

Большое внимание уделяется развитию системы профессионально-технического образования. В 1920 были открыты первые школы фаб.-зав., с.-х. и конторско-торг. ученичества (ФЗУ). В 1940 создана единая система государственных трудовых резервов СССР. На базе значит, части школ ФЗУ были образованы проф.-тех. уч-ща и школы этой системы, к-рые в последующем были преобразованы в гор. и сел. проф.-тех. уч-ща. В связи с переходом ко всеобщему среднему образованию особое внимание обращено на расширение сети средних проф.-тех. уч-щ. В 1974 в средние проф.-тех. уч-ща было принято 237 тыс. чел.

Система дошкольного воспитания создана после Окт. революции. В нач. 1974 работало 67 тыс. постоянных детских садов, яслей-садов и яслей, в к-рых воспитывались 6138 тыс. детей (в 1917 в 0,8 тыс. дошкольных учреждений было 4,2 тыс. детей; к 1940 в 29,9 тыс. дошкольных учреждений 1266 тыс. детей).

В 1974/75 уч. г. в 91,6 тыс. общеобразоват. школ всех видов обучались 23 941 тыс. уч-ся; в 2477 ср. спец. уч. заведениях 2673 тыс. (в 1940/41 уч. г. в 2188 ср. спец. уч. заведениях 594 тыс. чел.), в т. ч. в уч. заведениях пром-сти и стр-ва 1187 тыс., в сельскохозяйственных 422 тыс. На 1 янв. 1975 в 3589 проф.-тех. уч-щах системы Гос. проф. образования обучались 1701 тыс. уч-ся. Кроме того, 16,5 млн. рабочих и служащих обучались новым профессиям и повышали квалификацию на предприятиях, в учреждениях и орг-циях.

Подготовку пед. кадров для дошкольных и внешкольных учреждений, общеобразоват. школ, ср. спец. уч. заведений, проф.-тех. уч-щ осуществляют пед. уч-ща, пед. ин-ты и ун-ты (см. Педагогическое образование). Для повышения квалификации учителей в 1974 действовало 80 ин-тов усовершенствования учителей. Количество общеобразоват. школ, численность учителей, уч-ся общеобразоват. школ, ср. спец. и высших уч. заведений см. в табл. 16 и 17.

В 1974 действовало 475 вузов (в 1914 в 72 вузах 86,5 тыс. студентов), в т. ч. 38 ун-тов (32 открыто после Окт. революции), 169 политехнич. ин-тов, вузов пром-сти, стр-ва, транспорта и связи, 54 с.-х. ин-та и академии, 45 мед. ин-тов, 125 ип-тов педагогических, культуры, иск-ва и физкультуры; обучалось 2798 тыс. студентов, в т. ч. в вузах пром-сти и стр-ва 1232 тыс., просвещения 708 тыс., сельскохозяйственных 236 тыс. В р-нах Урала, Сибири и Д. Востока св. 140 вузов, большинство из них открыто после Окт. революции.

РСФСР - многонац. республика; обучение в ней осуществляется на 47 языках. Уч. планы нац. школ предусматривают изучение нац. языка и лит-ры по спец. программам и учебникам. Объём знаний по др. предметам не отличается от объёма знаний, к-рые даёт школа с рус. языком обучения. Рост числа уч-ся в общеобразоват. школах, ср. спец. и высших уч. заведениях по авт. республикам см. в табл. 18.

Табл. 18. - Число учащихся в общеобразовательных школах всех видов, средних специальных и высших учебных заведениях по автономным- республикам РСФСР (на начало учебного года), тыс.




Число учащихся в общеобразовательных школах всех видов

Число учащихся в средник специальных учебных заведениях*

Число студентов в высших учебных заведениях*
1914/15

1940/41

1974/75

1940/41

1974/75

1940/41

1974/75
Башкирская АССР

132,5

627,0

892,2

16,0

69,1

3,3

48,4
Бурятская АССР

13,5

100,1

190,3

2,1

23,1

0,8

21,6
Дагестанская АССР

13,2

214,3

467,5

5,2

25,6

2,4

22,2
Кабардино-Балкарская АССР

6,7

75,0

150,9

1,9

11,2

0,9

9,0
Калмыцкая АССР

4,0

30,8

72,0

0,3

6,0





4,5
Каоельская АССР

16,0

91,4

136,5

1,6

16,8

0,8

9,5
Коми АССР

15,1

58,7

218,0

2,5

17,9

0,6

10,8
Марийская АССР

25,9

108,6

154,2

3,3

11,7

1,8

14,6
Мордовская АССР

58,0

197,4

227,6

5,1

16,5

1,3

19,2
Северо-Осетинская АССР

17,1

82,4

116,4

4,2

14,8

3,2

18,2
Татарская АССР

117,2

541,8

702,5

12,9

53,2

12,1

65,1
Тувинская АССР









66,4





4,1





1,9
Удмуртская АССР

58,6

226,7

302,8

7,0

21,9

2,6

22,5
Чечено-Ингушская АССР

12,8

106,4

291,7

2,9

15,3

1,2

11,3
Чувашская АССР

29,9

184,3

293,3

6,8

22.4

1,7

14,3
Якутская АССР

4,7

63,8

177,8

3,7

10,4

0,8

6,3

Табл. 16. - Число общеобразовательных школ, численность учителей в России и в РСФСР (на начало учебного года), тыс.




1914/15

1940/41

1974/75
Число общеобразовательных школ всех видов

77,4

116,9

91,6*
Численность учителей

167,2

711,2

1283,3

* Сокращение числа дневных общеобразоват. школ объясняется их реорганизацией и укрупнением, особенно в сел. местности.

Табл. 17. -Число учащихся в общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях в России и в РСФСР (на начало учебного года), тыс.




1914/15

1940/41

1974/75
В общеобразовательных школах всех видов

5684

20633

23941
В средних специальных учебных заведениях

35,4

594

2673
В высших учебных заведениях

86,5

478

2798

За годы Сов. власти создана сеть внешкольных учреждений. В нач. 1974 имелось 2350 дворцов и домов пионеров и школьников, 414 станций юных техников, 228 станций юных натуралистов, 90 экскурсионно-туристских станций, 98 детских парков системы Мин-ва просвещения.

Большая роль в коммунистич. воспитании трудящихся и нар. образовании принадлежит культ.-просвет, учреждениям - библиотекам, музеям, дворцам и домам культуры. В 1974 было св. 62 тыс. массовых библиотек с общим фондом 848,3 млн. единиц хранения (9,3 тыс. библиотек, 6,7 млн. тт. в 1913). В РСФСР находятся крупнейшие универсальные библиотеки - Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина в Москве, Гос. публичная б-ка им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде (методич. центр массовых библиотек РСФСР), а также Гос. публичная ист. б-ка РСФСР в Москве, науч. библиотеки Моск., Ленингр., Казанского ун-тов и др. вузов, Центр, политехнич. б-ка и др. центр, отраслевые библиотеки в Москве.

В 1974 имелось 639 музеев, в т. ч. 87 историко-революц. и исторических, 304 краеведческих, 109 мемориальных, 87 искусствоведческих и др. Среди крупнейших музеев - музеи В. И. Ленина, Центр, музей Революции СССР, Третьяковская гал. и Музей изобразит, иск-в. им. А. С. Пушкина в Москве, Русский музей и Эрмитаж в Ленинграде и мн. др. См. также Москва, Ленинград. В 1974 насчитывалось 76,9 тыс. клубных учреждений, в т. ч. в сел. местности 66 тыс. Сведения о нар. образовании и культ.-просвет, учреждениях в отд. краях, областях, автономных республиках, автономных областях и нац. округах РСФСР см. в соответствующих разделах этих статей.

Лит.: Народное образование в РСФСР, под ред. М. П. Кашина и Е. М. Чехарина, М., 1970; Константинов Н. А..Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф., История педагогики, 4 изд., М., 1974.

Н. В. Александров, И. М. Терехов.

Художественная самодеятельность. Самодеят. коллективы возникли сразу после Окт. революции 1917. На фронтах Гражд. войны 1918-20 выступали сотни драматич. кружков. В нач. 1919 при ТЕО (Театр, отделе) Наркомпроса был создан подотдел рабоче-крест. театра, занимавшийся развитием театр, самодеятельности. В сер. 1920-х гг. большое распространение получили такие формы самодеятельности, как "Живая газета", "Синяя блуза" (в городе), "Красная рубаха" (в деревне). Репертуар этих небольших коллективов состоял из обозрений, отд. концертных номеров, лит. монтажей, сатирич. частушек, поев, злободневным темам. Авторами нередко были сами участники кружков. В кон. 20-х - нач. 30-х гг. зародилось т. н. трамовское движение (см. Театр рабочей молодёжи). Пост. СНК РСФСР "Об улучшении театрального дела" (1930) способствовало усилению связей проф. и самодеят. театра. С кон. 30-х гг. в репертуар самодеят. театров начинают входить лучшие пьесы сов. драматургов, рус. и зарубежной классики. В 1932 для руководства и помощи самодеятельности в Москве был создан Центр, дом самодеят. иск-ва (ЦЕДИСК), при к-ром в 1934 организованы курсы заочного обучения для руководителей и участников художеств, самодеятельности (ныне Заочный нар. ун-т иск-в; в 1974 обучалось св. 17 тыс. чел.). В 1936 ЦЕДИСК был реорганизован во Всесоюзный (позднее - Центральный) дом нар. творчества им. Н.К.Крупской. В 1940-е гг. дома нар. творчества возникли во всех автономных республиках и областях РСФСР. В период Великой Отечественной войны 1941-45 самодеят. коллективы выступали на фронтах, на оборонных предприятиях, в военных госпиталях.

В клубных учреждениях работают коллективы: хоровые, драматич., хореографич., цирковые, эстрадные, ансамбли песни и пляски, оркестры (нар. инструментов, симфонич., эстрадные, духовые), вокальные и инструм. ансамбли различных составов, агитац. художеств, бригады, творческие объединения чтецов, художников, кино- и фотолюбителей. Наиболее популярные и массовые коллективы - хоровые и вокальные. Значит, распространение получили агитбригады- ежегодно только в сел. местностях они дают до 200 тыс. концертов, широко используя местный материал. Много внимания в самодеят. иск-ве уделяется преемственности и сохранению нац. нар. традиций, сбору и популяризации произв. нар. творчества. Новой, более высокой ступенью развития художеств, самодеятельности стали народные театры. Это звание с 1959 присваивается Мин-вом культуры РСФСР наиболее зрелым драматич. коллективам, завоевавшим авторитет у общественности высоким уровнем спектаклей, систематич. выступлениями; с 1960 лучшим хорам, ансамблям, оркестрам, танц. коллективам присуждается звание любительских (нар.) коллективов.

Существ, влияние на развитие самодеятельности оказывают регулярно проводимые в РСФСР и её авт. республиках смотры самодеятельности; развитию фольклорных коллективов - проводимые на местах праздники и фестивали. Коллективам художеств, самодеятельности принадлежит важная роль в культурном обслуживании населения (особенно в городах, районных центрах, посёлках, не имеющих проф. театра). В 1974 самодеят. коллективы клубных учреждений только гос. системы дали св. миллиона концертов, на к-рых присутствовало 136 млн. зрителей. В 1975 в клубных учреждениях гос. системы работало ок. 250 тыс. кружков, объединяющих 2,4 млн. участников.

Лит.: 3 о г р а ф Н. Г., Театральная самодеятельность, в кн.: Очерки истории русского советского драматического театра, т. 2, М., 1960; Кукаретин В. И., Самодеятельное искусство, там же, т. 3, М., 1961. Л. И. Заславская.

IX. Наука и научные учреждения

1. ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Естественнонаучные знания до кон.

17 в. Ранний период развития Др. Руси - время накопления эмпирич. знаний о природе. Вырабатывались и передавались из поколения в поколение технич. навыки, формировались основанные на наблюдении и опыте естеств.-науч. представления; зарождались элементы науч. знания. В Киевской Руси достигли высокого уровня строит, техника (крепостные сооружения, храмы) и ремесло. Изготовлялись различные орудия труда, оружие, уникальные изделия ювелирного искусства, многообразные предметы из стекла и керамики.

Разнообразные естеств.-ист. сведения содержатся в летописях. Многочисленны упоминания об астрономич. и метеорологич. явлениях (солнечных пятнах, затмениях, кометах,