БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

21681190235521335092014) - под начальством У. Э. Парри и в двух (1818 и 1829-33) - своего дяди Дж. Росса. На санях Р. в 1830 пересек п-ов Бутия, открыл на 3. пролив, названный позднее его именем, и видел за ним землю, к-рую принял за п-ов (о. Кинг-Уильям); в 1831 открыл сев. магнитный полюс под 70°05'17" с. ш. и 96°'46'45" з.д. В 1840-43 совершил три летних плавания в Антарктику на судах "Эребус" и "Террор". Следуя от о. Тасмания, Р. в 1841 открыл за 72° ю. ш. море, названное его именем, прилегающий участок юж. материка - Землю Виктории, на 77°30' ю. ш.- вулканы Эребус и Террор (на п-ове Росса) и за ними ледяной барьер Росса (обрыв 45-60 м). Продвигаясь на В. вдоль этого барьера (край шельфо-вого ледника Росса), он достиг 78°04' ю. ш., а в 1842 впервые поднялся до 78°09'30" ю. ш., но летом 1842-43, следуя от мыса Доброй Надежды на Ю. через м. Уэдделла, он дошёл только до 71°30' ю. ш. Р. положил на карту вост. берег Земли Виктории, но считал её и все ранее открытые антарктич. земли не частями юж. материка, а островами.

Соч.: Voyage of discovery and reseach in Southern and Antarctic regions during the years 1839-43, v. 1-2, L., 1847.

Лит.: Трешников А. Ф., История открытия и исследования Антарктиды, М., 1963; М а г и д о в и ч И. П., Очерки по истории географических открытий, М., 1967.

И. П. Магидович.

РОСС (Ross) Джон (24.6.1777, Инч, Шотландия,- 30.8.1856, Лондон), английский военный моряк, исследователь Арктики. В 1818, руководя экспедицией по отысканию Сев.-зап. прохода, проследил в море Баффина зап. берег Гренландии до 76°54' с. ш. и существенно исправил его очертания на карте; повернув на Ю., вошёл в пролив Ланкастер, но принял его за залив. В 1829-33 возглавлял экспедицию, открывшую п-ов Бутия.

Соч.: Narrative of a second voyage in search of a North-West passage and or a residence of the Arctic regions during the years 1829-33, [v. 1 - 2], L., 1835.

Лит.: Магидович И. П., История открытия и исследования Северной Америки, М., 1962; Моуэт Ф., Испытание льдом, пер. с англ., М., 1966.

РОСС (Ross) Роналд (13.5.1857, Алмора, Индия,- 16.9.1932, Лондон), английский паразитолог, микробиолог и врач, чл. Лондонского королевского об-ва и Королевской коллегии хирургов. Окончил мед. школу при госпитале Сент-Бартоломью (Лондон) в 1879; в 1881-99 работал в Индии. В 1899 возглавил англ. мед. экспедицию в Зап. Африку для изучения малярийных комаров; после возвращения - проф. Школы тропич. медицины в Ливерпуле (1902-17); с 1926 директор Ин-та тропич. болезней (ныне Ин-т им. Р.). Осуществил экспериментальное заражение тропич. малярией птиц через укусы комаров, что позволило в дальнейшем установить цикл развития возбудителя малярии у человека и роль комаров рода Anopheles в передаче этого заболевания. Член мед. академий Парижа, Турина, Королевской академии Бельгии. В 1902 за работы по малярии удостоен Нобелевской пр.

Соч.: The prevention of malaria, L., 1910; Studies on malaria, L., 1928.

Лит.: К а с с и р с к и и И. А., Рональд Росс и малярийная проблема, М.-Л., 1938.

РОСС (Rosse) Уильям (17.6.1800- 31.10.1867), ирландский астроном; см. Парсонс У.

РОСС АРМАН, псевдоним русского революционера 1870-х гг. М. П. Сажина.

РОССА ЛЕДЯНОЙ БАРЬЕР (Ross Ice Barrier), отвесный ледяной обрыв, внешний край шельфового ледника Росса (см. Росса шельфовый ледник), омываемый водами м. Росса. Тянется с В. на 3. от п-ова Эдуарда VII до п-ова Росса. выс. до 50 м. Открыт англ, экспедицией Дж. К. Росса в 1841. Назван именем начальника экспедиции.

РОССА МОРЕ (Ross Sea), окраинное море Тихого ок. у берега Антарктиды, между мысами Адэр (71° 17' ю. ш., 170°18' в. д.) и Колбек (77°07' ю. ш., 158°15' з. д.). Пл. 435 тыс. км2, вместе с обширным водоёмом, находящимся под шельфовым ледником Росса, ок. 960 тыс. км2. Глуб. до 700 м. Берега гористые, сильно изрезанные. Почти весь год покрыто дрейфующими льдами, к-рые разрежаются в конце лета. Много айсбергов. Ср. годовая темп-pa воды ниже -1 "С; летом темп-pa иногда повышается до 2 °С. Солёность 33,75-34,4%о. Течения образуют круговорот по часовой стрелке. Приливы полусуточные, высота до 1 м. Водятся тюлень Росса, тюлень Уэдделла, тюлень-крабоед, киты. Открыто Дж. К. Россом в 1841. В 1956 на п-ове Росса создана осн. база антарктич. экспедиций США Мак-Мердо, в 1957 здесь же была создана новозеландская база Скотт, на мысе Халлетт - науч. станция Халлетт (СШАсовм. с Н. Зеландией).

РОССА ШЕЛЬФОВЫЙ ЛЕДНИК (Ross Shelf Ice), первый по величине шельфовый ледник в Антарктиде, между Землёй Мэри Бэрд на 3. и Землёй Виктории на В. Пл. 527 тыс. км2. Протяжённость с Ю. на С. ок. 850 км, с В. на 3. ок. 1000 км. выс. ок. 60 м. На С. обрывается в м. Росса отвесной стеной выс. до 50 м (см. Росса ледяной барьер). Толщина льда от 150-200 м у внешнего края до 700 м в тыловой части. Ср. скорость движения вост. половины 800 м, западной - 1500 м в год. Открыт в 1841 англ, экспедицией Дж. К. Росса. Первоначальное назв.- Барьер Росса. В 1929-59 (с перерывами) на шельфовом леднике Росса существовала база антарктич. экспедиции США Литл-Америка.

РОССЕЛЛИ (Rosselli) Карло (16.11. 1899, Рим,-9.6.1937, Банъоль-де-л'Орн, Франция), деятель итальянского антифаш. движения. Преподавал социальные науки в ун-те Боккони в Милане и в Высшем коммерч. ин-те в Генуе. В 1924 вступил в Унитарную социалистич. партию. Вместе со своим братом Нелло Р. (историком), Э. Росси и Г. Сальвемини в 1925 издавал нелегальную антифаш. газ. "Нон молларе!" ("Non Mollare!"). В 1926 с П. Ненни издавал журн. "Куарто стато" ("Quarto Stato"). В 1927 за организацию побега из Италии Ф. Турати сослан. В 1929 бежал в Париж, где основал антифаш. демократии, движение "Джустиция э либерта". В 1936-37 участвовал в войне против фашизма в Испании, был ранен. Вместе с братом Нелло был убит франц. кагулярами, действовавшими в сговоре с итал. фаш. разведкой.

РОССЕЛЛИНИ (Rossellini) Роберто (р. 8.5.1906, Рим), итальянский кинорежиссёр. Совм. с Ф. Де Робертисом поставил милитаристские фильмы: "Белый корабль" (1941), "Пилот возвращается" и "Человек с крестом" (оба в 1942), однако в них он сосредоточивал внимание на страданиях, к-рые несёт людям война, старался придать фильмам жизненную достоверность. В 1945 поставил фильм "Рим - открытый город", поев, борьбе рим. участников Сопротивления и проникнутый духом антифаш. единства, героич. патетикой. Этот .фильм стал манифестом неореализма. Значителен был и трагический по звучанию антифашистский фильм "Пайза" (1946). В кон. 40-х - нач. 50-х гг. Р. поставил неск. картин, развивавших тему нравственной деградации: "Германия, год нулевой" (1948), "Европа 51" (1951), "Где свобода?" (1952). Религиозно-мистич. мотивы прозвучали в его фильмах "Франциск, менестрель бога" (1950), "Стромболи" (1950). Подъём демократич. движения помог Р. преодолеть творч. кризис. Он ставит фильм "Индия 1958" (1958) и ряд картин, в к-рых возвращается к патрио-тич. и антифаш. тематике: "Генерал Делла Ровере" (1959), "В Риме была ночь" (1960) и "Да здравствует Италия!" (1960)- о походах Дж. Гарибальди.

В cер. 60-х гг. Р. работал на телевидении. Снял ряд общеобразоват. историч. телефильмов ("Взятие власти Людовиком XIV", "Сократ", "Паскаль" и др.), оставаясь в стороне от передового итал. киноискусства, в частности от возникшего на рубеже 60-70-х гг. направления "политическое кино". В 1975 пост, художеств, фильм "Италия, год первый", искажённо рисующий политич. жизнь страны в послевоенный период.

Лит.: Феррара Дж., Новое итальянское кино, пер. с итал., М., 1959.

Г. Д. Богемский.

РОССЕЛЛИНО (Rossellino), семья итальянских скульпторов и архитекторов Раннего Возрождения. Наиболее известны Бернардо и Антонио Р. Б е р н а р д о Р. (1409, Сеттиньяно, Тоскана,- 23.9.1464, Флоренция), архитектор и скульптор. Сотрудничал с Л. Б. Альберти в строительстве Палаццо Ручеллаи во Флоренции (илл. см. т. 1, табл. XL, стр. 369). Гл. архит. работа - планировка и стр-во (с 1459) г. Пиенца, впервые воплотившего гуманистич. представления об "идеальном городе" (среди возведённых Бернардо здания Пиенцы - Палаццо Пикколомини; илл. см. т. 5, табл. IX, стр. 448). Свойственное архит. творчеству Бернардо тяготение к ясности и уравновешенности образа проявляется и в его пластике (вызвавшая многочисл. подражания гробница Л. Бруни в церкви Сан-та-Кроче во Флоренции, мрамор, 1446- 1447). Антонио Р. (1427, Сеттиньяно, Тоскана,- около 1479, Флоренция), скульптор, брат и ученик Бернардо. Для его произведений (портрет Джованни Келлини, 1456, музей Виктории и Альберта, Лондон, алтарь св. Себастьяна в Колледжате в Эмполи, Тоскана, ок. 1470, оба мрамор) характерны более свободная, чем у Бернардо, композиция, любовь к тончайшим живописным эффектам в моделировке лица и одежд.

А. Росселлино. Гробница кардина-ла Португальского в церкви Сан-Миньято аль Монте во Флоренции. Мрамор. 1461 - 66. (Архитектурные детали исполнены, возможно, Б. Росселлино.)

Лит.: Planiscig L., Bernardo und Antonio Rossellino, W., [1942].

РОССЕЛЬ (Rossel) Луи Натаниель (9.9. 1844, Сен-Бриё,-28.11.1871, Сатори), французский воен. и политич. деятель. Получил воен. образование. Участвовал в качестве офицера инженерных войск во франко-прус. войне 1870-71. Возмущённый предательскими действиями реакц. генералитета, подал 19 марта 1871 в отставку. Прибыв в Париж 20 марта, стал на сторону Парижской Коммуны. Занимал посты: командира 17-го легиона Нац. гвардии, пред. воен. трибунала, нач. гл. штаба воен. министерства. С 30 апр. воен. делегат Коммуны. Разработал план наступательных действий против версальцев. После падения форта Исси (30 апр. 1871) подал 9 мая 1871 в отставку. Был арестован по распоряжению Коммуны, бежал и скрылся. После вступления версальцев в Париж был арестован и расстрелян по приговору воен. суда.

Лит.: Thomas E., Rossel. 1844-1871, Р., [1967].

РОССЕТТИ (Rossetti) Габриеле (28.2. 1783, Васто, Абруцци,- 24.4.1854, Лондон), итальянский поэт. Во время Неаполитанской революции 1820-21 создал гимн "Ты прекрасна, звёзды в твоих волосах". После разгрома революции бежал; с 1824 жил в Англии. На политич. события в Италии отзывался пламенными песнями и стихами. Нек-рые произв. проникнуты мистич. религиозностью (трактат "Об антипапском духе...", 1832, сб. стихов "Бог и человек. Цитра", 1833, и др.). В "Аналитическом комментарии к „Божественной комедии"" Данте (1826) рассматривал её как аллегорич. поэму, в к-рой якобы отстаивалась необходимость обновления церкви.

Соч.: Poesie di G. Rossetti, Firenze, 1861; 2 ed., 1879; Poesie politiche, Roma, 1891; Opere inedite e rare, Lanciano, 1910.

Лит.: Giannantonio P., Biblio-grafia di G. Rossetti (1806-1958), Firenze, [1959].

РОССЕТТИ (Rossetti) Данте Габриел (собств. Габриел Чарлз Данте) (12. 5. 1828, Лондон,- 9. 4. 1882, Берчинг-тон, Кент), английский живописец и поэт, один из основателей "Братства прерафаэлитов" (см. Прерафаэлиты). Сын Г. Россетти. Учился в Лондоне в рисовальной школе X. Сэсса (с 1843), в АХ (с 1845), позднее у Ф. М. Брауна. Отвергая вульгарный прозаизм в совр. иск-ве, Р. в поисках источника вдохновения обращался к живописи итал. примитивов, черпал темы и сюжеты в итал. поэзии средневековья и Раннего Возрождения (особенно у Данте), ср.-век. легендах и хрониках, произв. англ, романтиков, придавал образам осязаемо-чувственный характер и вместе с тем мистич. окраску (картина "Детство Марии", 1849, гал. Тейт, Лондон; стихи "Небесная подруга", 1850). Эмоциональный строй живописных работ Р. (с их неизменно женскими персонажами) характеризует парадоксальное сочетание интенсивности чувств героинь и внешней статичности, скованности их поз и жестов. Соединение объёмно выписанных фигур с условным декоративным фоном (часто - узором из листьев и цветов), яркая полихромия и тонкая линеарность в композициях Р. во многом предвосхищают стиль "модерн" ("Beata Beatrix", 1863, гал. Тейт, Лондон; "Сон Данте", 1870-71, Художеств, гал. Уокера, Ливерпул). Лит. произв. Р. отличаются живостью и зримой убедительностью образов, пластичностью языка, точностью метафор; в них проявляется типичная для всего его творчества любовь к неожиданным ассоциациям и сочным деталям (сб-ки - "Стихи", 1870, -"Баллады и сонеты", т. 1-2, 1881). Ряд стихотворений Р. посвящён освободит, борьбе итал. народа. Р. много работал как иллюстратор и оформитель книг, выполнял (сотрудничая с У. Моррисом) эскизы для витражей и панно, обращался к монументально-декоративной живописи.

Д. Г. Россетти.

К. И. Росси.

Э. Росси.

Д. Г. Р о с с е т т и. "Благовешение". 1850. Галерея Тейт. Лондон.

Соч.: Collected works, v. 1 - 2, L., 1890; The complete poetical works, Boston, 1903 Letters, v. 1 -4, Oxf., 1965 - 67; в рус. пер. в кн.: Антология новой английской поэзии Л., 1937.

Лит.:История английской литературы, т. 3 М., 1958, с. 23 - 28; Johnston R. D. D. G. Rossetti, N. Y., [1969]; Surtees V. The paintings and drawings of D. G. Rossetti v. 1 - 2, Oxf., 1971. Т. И. Володина

РОССИ Карл Иванович [18(29). 12.1775, Петербург,- 6(18).4.1849, там же], русский архитектор, представитель позднего классицизма. Рос в артистич. среде (мать - итал. балерина Г. Росси). С 1796 работал помощником арх. В. Ф. Бренны, в 1802-03 учился в Италии. В 1804 назначен художником на стекольный и фарфоровый заводы в Петербурге, в 1806 - архитектором Кабинета его величества, в 1809 направлен в Экспедицию Кремлёвского строения в Москву (моек, постройки Р. не сохранились). Среди ранних работ - перестройка Путевого дворца в Твери (1809; илл. см. т. 11, стр. 208). В 1815 вернулся в Петербург, с 1816 один из гл. архитекторов Комитета для строений и гидравлич. работ. С этого времени начался период расцвета творчества Р., создавшего на основе обширных градостроит. планов ряд монументальных ансамблей Петербурга, к-рые во многом определили облик центр, частей города. После сооружения живописного дворцово-паркового комплекса на Елагичом острове Р. осуществил стр-во величеств. Михайловского дворца (1819-25; ныне здание Русского музея) и торжественного ансамбля Михайловской площади (ныне Искусств площадь; план см. т. 10, стр. 465) и Михайловской ул. (ныне ул. Бродского), соединяющей её с Невским проспектом. Выполненные по проекту Р. интерьеры Михайловского дворца (напр., Белый зал; илл. см. т. 10, табл. XVII, стр. 352- 353) свидетельствуют о его высоком мастерстве декоратора. В 1819-29 Р. возвёл ансамбль Гл. штаба, смело решив трудную композиц. и планировочную задачу и создав триумфальный въезд на Дворцовую площадь (илл. см. т. 7, стр. 595): Р. изменил направление Морской ул. (ныне ул. Герцена), ориентировал её на центр Зимнего дворца и перекрыл мощной двойной аркой (илл. см. т. 1, табл. XLVI, стр. 528-529). В 1816-34 Р. создал один из наиболее значит, ансамблей Петербурга, возникший в связи с постройкой Александрийского театра (ныне Ленинградский академический театр драмы им. А. С. Пушкина; илл. см. т. 14, табл. XXV, стр. 320-321) и состоящий из Театральной ул. (ныне ул. Зодчего Росси; илл. см. т. 12, стр. 272), Александрийской пл. (ныне Островского площадь; план см. т. 2, стр. 299) и Чернышёва моста пл. (ныне пл. Ломоносова). Последним крупным сооружением - зданиями Сената и Синода (ныне Центр, ист. архив СССР) Р. в 1829-34 завершил формирование Сенатской пл. (ныне пл. Декабристов). Отличающиеся грандиозным размахом, ясностью объёмно-пространств. композиции, разнообразием и органичностью решений, петерб. ансамбли Р. составили вершину градостроит. иск-ва рус. классицизма. Для творчества Р., одного из создателей рус. варианта ампира, характерны широта в охвате архит. задач (от планировки крупнейших ансамблей до разработки в деталях убранства интерьеров), выразительность и богатство ордерных композиций, гармонич. сочетание архит. форм с аллегорич. скульптурой (с Р. сотрудничали скульпторы С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский и др.), новаторские конструктивные приёмы (напр., металлич. перекрытия). Подчёркнуто триумфальный характер сооружений Р. отражал патриотич. идеи величия России - победительницы в Отечеств, войне 1812. Р. также построил в Павловске библиотеку дворца (1822-24) и Николаевские чугунные ворота с оградой (1826), в Новгороде - колокольню Юрьева монастыря (1838-41); в Петербурге в Зимнем дворце оформил Гал. Отечеств, войны 1812 (1826; после пожара 1837 восстановлена В. П. Стасовым). Градостроит. идеи Р., воплощённые им в величавых гор. ансамблях, явились качественно новым вкладом в архитектуру рус. классицизма. Вместе с тем в позднем творчестве Р. наметились и кризисные черты позднего классицизма, элементы архит. эклектики.

Лит.: Вейнерт Н., Росси, М.- Л., 1939; Гримм Г. Г., Площадь искусств и площадь Островского,Л.- М., 1946; П и-л я в с к и и В. И., Зодчий Росси, М.-Л., 1951.

РОССИ (Rossi) Эрнесто (27.3.1827, Ливорно,- 4.6.1896, Пескара), итальянский актёр. В 1846 начал сценич. деятельность в бродячей труппе (Ливорно). Важную роль в художеств, развитии Р. сыграл актёр Г. Модена. Р. создал образы в произв. драматургов-романтиков, проникнутых идеями патриотизма и освободит, борьбы: Паоло ("Франческа да Римини" Пеллико), Антонио Фоскарини и Джованни да Прочида ("Джован-ни да Прочида" Никколини) и др. С обращением к драматургии У. Шекспира связан расцвет творчества Р. Одна из лучших ролей - Гамлет (играл с 1856 до конца жизни); исполнял также роли Отелло ("Отелло"), Макбета ("Макбет"), Ромео ("Ромео и Джульетта") и др. Его игра отличалась простотой, правдивостью переживаний, выразительностью пластич. рисунка. С 1855 постоянно гастролировал в странах Европы и Америки, а также в Египте и Турции. Особое место занимали в жизни Р. выступления в России (1877, 1878, 1890, 1895, 1896), где его искусство получило высокую оценку рус. критики. Автор работы "Этюды о драматическом искусстве" (1885), мемуаров "40 лет артистической жизни" (т. 1-3, 1887-89).

Э. Р о с с и в роли Гамлета ("Гамлет" У. Шекспира)

Лит.: История западноевропейского театра, т. 3, М., 1963.

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ, научный центр по изучению русского языка и словесности в Петербурге (1783-1841); см. Академия Российская.

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК, до мая 1917 общепринятое название - Петербургская академия наук (по регламенту 1747 Императорская Академия наук и художеств, с 1803 Императорская АН, с 1836 Императорская Санкт-Петербургская АН, с мая 1917 Российская АН, с июля 1925 Академия наук СССР), высшее науч. учреждение России, РСФСР, СССР. Осн. 28 янв. (8 февр.) 1724 в Петербурге указом имп. Петра I. Регулярные науч. заседания начались в авг.- сент. 1725; торжеств, открытие состоялось 27 дек. 1725 (7 янв. 1726). Первый регламент (устав) утверждён в 1747; до 1747 действовал рассмотренный 22 янв. 1724 Сенатом проект положения об учреждении Академии наук и художеств, составленный по указаниям Петра I после его детального ознакомления с академиями наук Зап. Европы и консультаций сГ. В. Лейбницем и X. Вольфом. По этому проекту АН состояла из 11 академиков (их в первые десятилетия называли также профессорами). Предусматривалось 3 класса (отделения): I - математика, астрономия с географией и навигацией, механика (два академика); II - физика, анатомия, химия, ботаника; III - красноречие (элоквенция) и древности, история, право. Предполагалась выборность президента, что не было реализовано до 1917. Академики были обязаны не только вести исследования, но и читать лекции, т. о. академия одновременно являлась и ун-том (см. Академический университет). При академиках состояли помощники-студенты (позж-е - адъюнкты), преподававшие в академической гимназии. Подобная организация не имела аналогий среди академий др. стран. АН находилась на положении гос. учреждения с твёрдым бюджетом и штатами, располагала лучшим по тому времени оборудованием: богатой библиотекой, естественнонаучным музеем (Кунсткамерой), физич. кабинетом, обсерваторией, химич. лабораторией (осн. М. В. Ломоносовым), инструментальными и художеств, (до образования в 1757 Академии художеств, см. Академии художественные) мастерскими; имела типографию, в к-рой печатались монографии академиков, учебники, академич. ежегодные сборники, научно-популярные журналы, календари, газета, художеств, лит-ра.

Первым президентом 7 дек. 1725 назначен лейбмедик Л. Блюментрост, помогавший Петру I в создании АН; в дальнейшем президентами назначались, как правило, лица, близкие двору (список президентов АН см. в ст. Академия наук СССР); в 30-40-х гг. 18 в. АН фактически управляла Канцелярия во главе с И. Д. Шумахером. Первые академики - математик Я. Герман, астроном Ж. Н. Делиль, физиолог и математик Д. Бернулли и его брат механик Н. Бернулли, физик Г. Б. Бюльфингер и др., приглашённые из-за границы, были отобраны среди лучших учёных Европы, гл. обр. с помощью рус. дипломатов Б. И. Куракина (в Париже) и А. Г. Головкина (в Берлине). Академиков продолжали приглашать из-за границы в течение всего 18 в., однако вскоре ведущее место заняли учёные, воспитанные в самой АН. Уже к 1731 были назначены 5 профессоров из адъюнктов, в т. ч. приехавший в 1727 20-летним адъюнктом и ставший в АН знаменитым математиком Л. Эйлер и будущий исследователь Сибири И.Г.Гмелин. Первый рус. адъюнкт - В. Е. Адодуров (с 1733), первый профессор из уроженцев России - Г. В. Рихман (с 1741, адъюнкт с 1740), первые рус. профессора (с 1745) - М. В. Ломоносов (студент с 1735, адъюнкт с 1742) и поэт В. К. Тредиаковский. Во 2-й пол. 18 в. выдвинулись рус. академики: натуралисты и путешественники С. П. Крашенинников, И. И. Лепёхин, Н. Я. Озерецковский, В. Ф. Зуев, математик С. К. Котельников, астрономы Н. И. Попов, С. Я. Румовский, П. Б. Иноходцев, химик Я. Д. Захаров, минералог В. М. Севергин и др. Быстрому науч. росту членов АН (большинство получало звание академика до 40 лет, а около трети - до 30 лет) способствовала связь их. работы с практич. задачами.

Осн. достижения 18 в. относятся к области физико-матем. и естеств. наук и связаны прежде всего с именами Эйлера и Ломоносова, а также астрономов Ж. Н. Делиля и Румовского, физиков Рихмана и Ф. У. Т. Эпинуса, физиолога К. Ф. Вольфа. АН возглавила естественнонауч. изучение России. В Геогр. департаменте во главе с Делилем был подготовлен "Атлас Российской" (1745) - первое собрание карт, имевших астрономо-математическую основу. Организовывались экспедиции на огромной территории- от зап. границ до Камчатки, в результате к-рых уточнялись геогр. карты, изучались природные богатства, растит, и животный мир, быт и культура народов. По инициативе Ломоносова АН организовала сбор экономико-геогр. сведений (с помощью рассылки анкет) и получение с мест образцов руд. Значительны труды АН в собирании и публикации источников по истории России и в изучении стран Востока. Ломоносов положил начало рус. филологии. В 1783 для изучения проблем рус. языка и словесности создана академия Российская. АН издавала ежегодные сборники (см. Научный журнал). 1- 2 раза в год проводились публичные собрания, в которых с речами выступали члены АН; речи публиковались. Поддерживались связи с зарубежными учёными и научными учреждениями. Велась оживлённая переписка; Эйлер, Делиль, Ломоносов и др. были членами иностр. АН; иностр. чл. АН были X. Вольф, И. Бернулли, Р. А. Реомюр, Вольтер, Д. Дидро, Ж. Л. Л. Бюффон, Ж. Л. Лагранж, Б. Франклин и др.; с 1749 ежегодно объявлялись междунар. конкурсы по актуальным проблемам науки с присуждением премий.