БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201 и др.). Особенно многочисленны были художники, придерживавшиеся "золотой середины" и эклектически соединявшие романтические принципы с академизмом, трактовавшие романтическую тематику в поверхностно-эффектном салонном и академическом духе (П. Деларош, О. Берне, Э. Месонье и Др.). Романтич. веяниями по-разному было захвачено раннее творчество представителей реализма во франц. иск-ве - живописцев К. Коро, Т. Руссо, мастеров барбизонской школы, Г. Курбе, Ж. Ф. Милле, Э. Мане, скульптора Ж. Б. Карпо; мистицизм и сложный аллегоризм, подчас присущие Р., нашли преемственность в символизме (Г. Моро и др.); характерные черты Р. вновь проявились в неоромантич. тенденциях постимпрессионизма.

Ещё более сложным и противоречивым было развитие Р. в Германии. Ранний нем. Р., к-рому свойственны повышенный интерес ко всему остро индивидуальному и неповторимому, меланхолически-минорная тональность эмоционального строя и как бы отстранённость образов, мисти-ко-пантеистические настроения, связан гл. обр. с поисками в области портрета, аллегорических композиций (Ф. О. Рунге) и пейзажа (австриец И. А. Кох и К. Д. Фридрих). Религиозно-патриархальные идеи, стремление возродить религиозный дух и стилистич. особенности лгал, и немецкой живописи 15 в. питали творчество т. н. наэарейцев (Ф. Овербека, Ю. Шнорра фон Карольсфельда, П. Корнелиуса и др.), чья позиция стала особенно консервативной к сер. 19 в. Для художников дюссельдорфской школы (А. Ретель, В. Шадов, К. Ф. Зон, Т. Хильдебрандт и др.), в известной мере близкой Р., были характерны, помимо воспевания ср.-век. идиллии в духе совр. романтич. поэзии, поверхностная сентиментальность и сюжетная занимательность. Влияние Р. затронуло и творчество представителей бидермейера (австриец Ф. Вальдмюллер, И. П. Хазен-клевер, Ф. Крюгер), а также К. Блехена. С середины 19 в. линия немецкого Р. продолжалась, с одной стороны, в помпезной салонно-академической живописи В. Каульбаха и К. Пилоти, а с другой - в жанрово-повествовательных, камерных по звучанию работах Л. Рихтера, К. Шпицвега и австрийца М. Швинда. Так же, как и во Франции, поздний нем. Р. (в большей мере впитавший здесь черты натурализма, а затем "модерна") к кон. 19 в. сомкнулся с символизмом (творчество швейцарца А. Бёклина, X. Томы, Ф. фон Штука и М. Клингера). В Англии в 1-й пол. 19 в. известной близостью к франц. Р. и вместе с тем самобытностью отмечены пейзажи Дж. Констебла и Р. Бонингтона, романтич. фантастикой и поисками новых выразит, средств (близких в будущем импрессионизму) - пейзажи У. Тёрнера. Релит.-мистич. настроениями, привязанностью к культуре средневековья и Раннего Возрождения, тяготением к лит. реминисценциям, а также надеждами на возрождение ремесленного труда отличалось позд-неромантич. движение прерафаэлитов (Д. Г. Россетти, Дж. Э. Миллес, X. Хант, Э. Берн-Джонс и др.), повлиявшее как на социально осознанное творчество У. Морриса, так и на мистико-символич. живопись Ф. Уотса и сложение стиля "модерн" (О. Бёрдсли и др.).

В США в течение всего 19 в. романтич. направление представлено гл. обр. пейзажем (Т. Кол, Дж. Иннесс, А. П. Райдер). Романтич. пейзаж развивался и в др. странах, однако осн. содержание Р. в тех странах Европы, где пробуждались идеи нац. освобождения и нац. самосознания, составляли интерес к героич. истории своей страны, к нац. культурному и художеств, наследию, темы нар. быта и освободит, борьбы. Таково творчество Г. Вапперса, Л. Галле, X. Лейса и А. Вир-ца в Бельгии; Ф. Айеса, Д. и Дж. Индуно, Дж. Карневали и Д. Морелли в Италии; Д. А. ^Сикейры в Португалии; И. Манеса и И. Навратиля в Чехии; М. Барабаша и В. Мадараса в Венгрии; А. Орловского, П. Михаловского, X. Родаковского и позднего романтика Я. Матейко в Польше.

В России Р. в разной степени проявился в творчестве мн. мастеров. Романтич. приподнятость и взволнованная страстность образов характерны для произв. переселившегося в Россию А. О. Орловского, для ряда портретов О. А. Кипренского, увлечение романтич. мотивами - для нек-рых работ Ф. П. Толстого. Существ, влияние Р. оказал на формирование рус. пейзажа (творчество С. Ф. Щедрина, М. И. Лебедева и особенно М. Н. Воробьёва и И. К. Айвазовского). Черты Р. противоречиво сочетались с академич. классицизмом в живописи К. П. Брюллова и Ф. А. Бруни (в то же время портреты Брюллова дают наиболее яркое выражение принципов Р. на рус. почве). В известной мере влиянием Р. была затронута живопись П. А. Федотова и А. А. Иванова. В отличие от Р. др. стран, рус. Р. не образует прямой связи с неоромантизмом кон. 19 - нач. 20 вв. Во 2-й пол. 19 в. тенденции Р. прослеживаются лишь в своеобразном ре-лиг.-романтич. творчестве Н. Н. Ге и пейзажах А. И. Куинджи.

Лит.: Га им Р., Романтическая школа, пер. с нем., М., 1891; Замотин И. И., Романтизм 20-х гг. 19 столетия в русской литературе, т. 1 - 2, 2 изд., М., 1911 - 13; Жирмунский В. М., Религиозное отречение в истории романтизма, М., 1919; Облом невский Д., Французский романтизм, М., 1947; Реизов Б. Г., Французский исторический роман в эпоху романтизма, Л., 1958; его же, Между классицизмом и романтизмом, Л., 1962; Ел истратова А., Наследие английского романтизма и современность, М., 1960; Г у к о в с к и и Г. А., Пушкин и русские романтики, М., 1965; Дьяконова Н. Я., Лондонские романтики и проблемы английского романтизма, Л., 1970; Б о б р о в а М. Н., Романтизм в американской литературе 19 в., М., 1972; Б е р к о в с к и й Н. Я., Романтизм в Германии, Л., 1973; Европейский романтизм, М., 1973; Романтизм в славянских литературах, М., 1973; К истории русского романтизма, М., 1973; Walzel O., Deutsche Romantik, Bd 1 - 2, 5 Aufl., Ьрг.- В., 1923-26; S t r i с h F., Deutsche Klassik und Romantik oder Vollendung und Unendlichkeit, Bern, 1969; KluckhohnP., Das Ideengut der deutschen Romantik, 4 Aufl., Tubingen, 1961; Schenk H. G., The mind of the Europeen romantics, L., 1966; К о r f f H. A., Geist der Goethezeit, [7 Aufl. ], Tl 3 - 4, Lpz., 1966; Tieghem P., Le romantisme dans la litterature europeenne, 2 ed., P., 1969; Hof f man M. J., The subversive vision. American romanticism in literature, N.Y.- L., 1972; Вопросы романтизма в советском литературоведении. Библиографический указатель. 1956-1968 гг., ред. Н. А. Гуляев, Каз., 1970. Асмус В., Музыкальная эстетика философского романтизма, "Советская музыка", 1934, №1; Соллертинский И., Романтизм, его общая и музыкальная эстетика, в его кн.: Музыкально-исторические этюды, Л., 1956; Житомирский Д., Заметки о музыкальном романтизме. (Шопен и Шуман), "Советская музыка", 1960, № 2; Ванслов В., Эстетика романтизма, М., 1966; 1st el Е., Die Blutezeit der musi-kalischen Romantik in Deutschland, 2 Aufl., Lpz.- В., 1921; Т i e r s о t J., La musique aux temps romantiques, P., 1930; D a m e r i n i A., Classicismo e romanticismo nella musica, Firenze, 1942; Einstein A., Music in the romantic era, N. Y., 1947; Сhantovoine J., Guadefroy-Demombуnes J., Le romantisme dans la musique europeene, P., 1955; Stephenson K., Romantik in der Tonkunst, Koln, 1961; Beitrage zur Geschichte der Musikanschauung im 19 Jahrhundert, hrsg. von W. Salmen, Regensburg, 1965. История западноевропейского театра, т. 3-4, М., 1963-64. Яворская Н. В., Романтизм и реализм во Франции в XIX веке, [М.], 1938; её же, Западноевропейское искусство XIX века, М., 1962; Венту р и Л., Художники нового времени, пер. с итал., М., 1956; История русского искусства, т. 8, кн. 1 - 2, М., 1963-64; Всеобщая история искусств, т. 5, М., 1964; Мастера искусства об искусстве, т. 4, М., 1967; Кожина Е., Романтическая битва, Л., 1969; Живопись французского романтизма. Выставка произведений из собраний музеев Франции. Каталог, М., 1969; Искусство романтической эпохи. [Материалы научной конференции], М., 1969; Р a u I i G., Die Kunst des Klassizismus und der Romantik, В., 1925; Rosentha1 L., L'art et les artistes romantiques, P., 1928; Benz R., Schneider A. v о n, Die Kunst der deutschen Romantik, Munch., 1939; Reau L., L'ere romanti-que. Les arts plastiques, P., 1949; В r i о n M., Romantic art, L.-N. Y., [I960]; Соurthion P., Le Romantisme, [Gen.], 1961; К е у s e r E. de, L'occident romantique. 1789-1850, Gen., 1965; Cogniat R., Le romantisme, Lausanne, 1966. The romantic movement bibliography. 1936-1970, v. 1 - 7, Ann Arbor, 1973. В. П. Большаков, А. М. Гуревич (Р. в лит-ре), Ю. Н. Хохлов (Р. в музыке), В. А. Марков (Р. в изобразит, иск-ве).

РОМАНЦЕМЕНТ (англ, roman cement, букв.- римский цемент), старинный ги-дравлич. вяжущий материал (в России его изготовляли с нач. 18 в.). Вследствие недостаточной прочности Р. в современном строительстве почти не применяется.

РОМАНШ (Romanche), глубоководный жёлоб в Атлантич. ок., расположенный у экватора в пределах поперечно-трансформного разлома Срединно-Атлантич. хр. Глуб. до 7758 м. Назван в честь французского судна "Романш", которое в 1883 впервые измерило здесь большие глубины.

РОМАНШИ, руманши, малочисленный народ ретороманской группы (см. Ретороманцы), живущий в швейцарском кантоне Граубюнден (Гриджони). Говорят на т. н. руманшском диалекте ретороманского языка, многие двуязычны (второй яз.- швейцарско-немецкий). По религии католики. Предками Р. были романизованные племена ретов. Занятия - пастбищное животноводство и земледелие; большое значение имеют промыслы, связанные с обслуживанием туристов.

РОМАНЬЯ (Romagna), историч. область Италии. Назв. Р. носит с 6 в. (так назывались византийские владения в Италии, прежде всего Равеннский экзархат). После падения византийского господства (8 в.) терр. Р. попала под власть лангобардов, затем рим. пап; с 962-в составе "Священной Рим. империи". С нач. 16 в. в Р. прочно укрепилась папская власть. В 1796 Р. была оккупирована франц. войсками и до 1815 входила в различные гос. образования периода франц. господства в Италии. В 1815-59 вновь в составе Папского гос-ва, кроме 1831, когда в ходе Революции 1831 в Центр. Италии в Р. была свергнута папская власть и Р. вошла в Соединённые итальянские провинции; во время Революции 1848-49 Р. примкнула к образовавшейся в ходе её Рим. республике. В 1860 в результате референдума 1859 вошла в Сардинское (с 1861 - Итальянское) королевство. По конституции Итальянской республики 1947 территория Р. включена в состав административной области Эмилия-Романья.

РОМАС Яков Дорофеевич [29.1(11.2). 1902, Соколка, ныне Сокулка, Белостокское воеводство, ПНР,- 18.5.1969, Астрахань], советский живописец и мастер оформительского искусства, нар. худ. СССР (1965), действительный чл. АХ СССР (1958). Чл. КПСС с 1929. Учился в моск. Вхутемасе - Вхутеине (1924-30). Участник праздничного оформления центр, площадей Москвы (1924-37), оформления Центр, музея В. И. Ленина(1935- 1936) и сов. павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке (1939), гл. художник ВСХВ (1950-54). Для творчества Р.-станковиста характерны пейзажные и пейзажно-жанровые композиции, где преобладает тема широких морских или речных пространств ("На плоту", 1947, Третьяковская гал., Гос. пр. СССР, 1948). Награждён орденом Отечественной войны 2-й степени и медалями.

Я. Д. Р о м а с. "Конец путины". 1961. Третьяковская галерея. Москва.

Я. Д. Ромас.

Лит.: Яков Дорофеевич Ромас. Каталог выставки, М., 1962.

РОМАШИН Михаил Петрович [11(24). 11.1905, дер. Крыловка, ныне Брянского р-на Брянской обл.,-9.9.1964, Брянск], один из руководителей партиз. движения на Брянщине в годы Великой Отечеств, войны 1941-45, Герой Советского Союза (1.9.1942). Чл. КПСС с 1928. Род. в семье рабочего. С 1920 рабочий. В 1930 в числе двадцатипятитысячников направлен на колхозное строительство. С 1939 секретарь Брянского райкома ВКП(б). С осени 1941 командир Брянского партиз. отряда, затем бригады им. Н. А. Щорса. Весной 1943 руководил операциями по подрыву ж.-д. мостов Навлинского (через р. Навля) и Выгоничского ("Голубого", через р. Десна), игравших важную роль в подготовке нем.-фаш. наступления на Курской дуге. После освобождения области от фаш. оккупантов (сент. 1943) на советской и партийной работе. С 1961 персональный пенсионер. Награждён орденом Ленина и медалями. Именем Р. в Брянске названа улица.

Лит.: Брянские партизаны, Брянск, 1951; Чернов Ю., Операция "Голубой мост", "Военно-исторический журнал", 1971, № 11; Костин Ф., Есть улица в Брянске..., в сб.: Люди легенд, в. 5, М., 1974.

РОМАШКА (Matricaria), род невысоких однолетних пахучих трав сем. сложноцветных. Листья просто- или дважды-перисторассечённые. Корзинки диам. 4- 15 мм в общем щитковидном соцветии, с белыми язычковыми пестичными краевыми цветками и жёлтыми трубчатыми обоеполыми цветками диска или только с трубчатыми цветками. Цветоложе полое, б. ч. коническое. Семянки с едва заметным хохолком или без него и 3- 4 тонкими рёбрами. Ок. 50 видов, в Евразии и Африке. В СССР 4 вида; наиболее распространены Р. аптечная, или ободранная (М. recutita, прежде М. chamomilla), и Р. ромашковидная, или пахучая (М. matricarioides, прежде М. suaveolens). Корзинки Р. аптечной содержат эфирное масло, азулен, антемисовую к-ту, гликозид и др. Применяют в виде чая или настоя при спазмах кишечника, метеоризме и поносах, а также как потогонное средство; как слабое антисептич. и вяжущее средство - наружно для полосканий, примочек и ванн. Р. аптечную культивируют в СССР, Болгарии, Румынии, Польше и многих других странах. Наиболее высокие урожаи получают на плодородных чернозёмных суглинках. Лучшие предшественники Р. аптечной - чистый пар или озимые зерновые, следующие по чистому пару; допустимы также хорошо удобренные пропашные культуры. Посев - озимый (июль - август), подзимний и ранневесенний. Удобрения вносят под основную вспашку и при посеве (лучшие из азотных удобрений - сульфат аммония или мочевина). Соцветия собирают в период массового цветения; сушат их под навесами или на огневых сушилках при темп-ре не выше 45 "С. Р. наз. также нек-рые виды пиретрума, пупавки, нивяник и трёхрёберник.

Ромашка аптечная: а - разрез трубчатого цветка; б - язычковый цветок; в -семянка; г-продольный разрез корзинки.

Лит.: Флора СССР, т. 26, М.- Л., 1961; Атлас лекарственных растений СССР, М., 1962. Т. Г. Леонова.

РОМАШКИН Пётр Семёнович [15(28). 6.1915, дер. Шугурово, ныне Лениногорского р-на Татарской АССР,- 4.7.1975, Москва], советский юрист, чл.-корр. АН СССР (1958). Чл. КПСС с 1939. В 1936 окончил Казанский правовой институт. В 1939-58 работал в аппарате Совета Министров СССР, в 1958-64 директор Института гос-ва и права АН СССР, с 1964 зав. сектором общих проблем уголовного права этого ин-та. Основные работы - в области уголовного и между-нар.-уголовного права. Награждён 2 орденами, а также медалями.

РОМАШОВ Борис Сергеевич [18(30).6. 1895, Петербург,-6.5.1958, Москва], русский советский драматург, критик, засл. деятель иск-в РСФСР (1949). Из семьи актёров. Учился в Моск. ун-те. С 1916 выступал как актёр, режиссёр, с 1922 - и как журналист. Первая значит, драма "Федька-есаул" (1924) поев. Гражд. войне 1918-20. Большую роль в становлении сов. сатирич. драматургии сыграли комедии "Воздушный пирог" (1925) и "Конец Криворыльска" ("Заре навстречу", 1926, обе поставлены Театром Революции), где наряду с обличением перерожденцев и мещан даны образы положит, героев. Драма "Огненный мост" (1929, Малый театр) посвящена судьбам интеллигенции в революции. Автор пьес "Смена героев" (1933), "Бойцы" (1933), "Родной дом" (1938), "Звёзды не могут погаснуть" (1942), "Знатная фамилия" (1943) и др. В пьесе "Великая сила" (1947, Гос. премия СССР, Малый театр, 1948) стремился показать борьбу идей в среде сов. науч. интеллигенции. Лучшие пьесы Р. отличаются определённостью характеров, гражд. пафосом, сценичностью, сюжетной остротой. Р.- автор статей о театре и драматургии. Награждён 3 орденами, а также медалями.

Соч.: Пьесы, М., 1954; Драматург и театр. Статьи, выступления, очерки, М., 1953; Вместе с вами. Биографические ц документальные материалы писателя. [Предисл. Н. Абалкина], М., 1964; Звёзды не могут погаснуть. Из неизданного. [Предпсл. Ю. Зубкова], М., 1966.

Лит.: Петров Н., Встречи с драматургами, М., 1957; 3 о л о т н и ц к и и Д. И., Ромашов, в кн.: Очерки истории русской советской драматургии, т. 1, Л.- М., 1963; Абалкин Н., Театральные горизонты, М., 1964; Пименов В., Год за годом, М., 1970. В. Н. Дмитриевский.

РОМБ (греч. rhombos), плоский четырёхугольник с равными сторонами (см. рис.). Р. можно рассматривать как частный случай параллелограмма, у к-рого или две смежные стороны равны, или диагонали взаимно перпендикулярны, или диагональ делит угол пополам. Р. с прямыми углами наз. квадратом.

РОМБИЧЕСКАЯ АНТЕННА, разновидность бегущей волны антенны; выполняется в виде рамки из проводов, имеющей форму ромба. Предложена американским инж. Брюсом в 1931. Р. а. применяют в качестве передающей или приёмной антенны, преим. для радиосвязи и радиовещания на декаметровых (коротких) волнах. Обычно её подвешивают в горизонтальном положении на высоте 15-40 м (рис., а). Длина l каждой стороны ромба равна 50-160 м. К проводам ромба у одного из его острых углов подключают радиопередатчик (радиоприёмник), а у др. острого угла, направленного в сторону корреспондента,- резистор, сопротивление к-рого близко к волновому сопротивлению Р. а. (600- 700 ом). Благодаря этому в антенне устанавливается режим бегущей волны. Макс, интенсивность излучения (приёма) наблюдается под нек-рым углом к горизонту (углом места). У Р. а., предназначенных для линий связи большой протяжённости (2500-3000 км и более), острый угол ромба равен 30-50°, а угол места направления макс, излучения (приёма) изменяется в пределах рабочего диапазона волн от 5 до 20°. Минимальная длина волны рабочего диапазона Лмин обычно выбирается равной ~ (0,1-0,18) l, максимальная Лмакс~(2-4)Лмин. Коэфф. направленного действия Р. а. достигает 160-200, коэфф. усиления (по отношению к коэфф. усиления полуволнового вибратора в свободном пространстве) составляет 25-80.

Ромбическая антенна: а - одиночная; б - двойная (вид сверху); l - сторона ромба; Ф - фидер, соединяющий антенну с передатчиком или приёмником; R - резистор; D - смещение ромбов. Стрелкой показано направление максимальной интенсивности излучения.

Существенные недостатки Р. а.- поглощение значит, части (20-40% ) поступающей в антенну мощности резистором и рассеяние значит, части (до 50% ) излучаемой мощности в боковых лепестках диаграммы направленности. Эти потери мощности можно уменьшить, если применить предложенную сов. учёным Г. 3. Айзенбергом двойную Р. а. (рис., б), состоящую из двух ромбов, смещённых в горизонтальной плоскости друг относительно друга на (0,17-0,25) l, и стороны ромба выполнить из двух или более параллельных проводов. Коэфф. усиления двойной Р. а. в 1,5-2 раза больше, чем коэфф. усиления одиночной Р. а. Лит. см. при ст. Антенна.

Г. К. Галимов.

РОМБОВИКИ, краевики (Coreidae), семейство клопов. Дл. тела 5- 30 мм. Щиток небольшой, хоботок и усики 4-члениковые; лапки 3-члениковые.

Краевики: 1 - ромбический; 2 - щавелевый; 3 - шпорцевый.

Брюшко расширено посередине, нередко ромбовидное, края его не прикрыты надкрыльями. Распространены широко. Ок. 1500 видов; в СССР - около 100 видов. Растительноядны. Обычен краевик окаймлённый (Coreus marginatus); дл. 11-16 мм, окраска бурая; живёт на щавеле, ревене и др.

РОМБОЭДР (от ромб и греч. hedra - основание, грань), параллелепипед (обычно наклонный), грани к-рого являются равными ромбами. По крайней мере две вершины Р. таковы, что все прилежащие к ним углы равны между собой. Параллелепипед является Р. тогда и только тогда, когда он имеет ось симметрии третьего порядка. См. Симметрия.

РОМБЫ, ромбовые, калкановые (Bothidae), семейство рыб отряда камбал. Тело ромбич. формы (отсюда назв.). Оба глаза расположены на левой стороне тела. Брюшные плавники асимметричные. Икринки пелагические. Ок. 200 видов, объединённых в 3 прдсем.: Paralichthyinae (21 род) и Bothinae (13 родов) обитают в тропич. и умеренных широтах, Scophthalminae (4 рода) - в умеренных широтах, в СССР - в Чёрном, Азовском, Японском, реже - в Баренцевом морях. Объект промысла.

Большой ромб.

Лит.: Никольский Г. В., Частная ихтиология, 3 изд., М., 1971; Промысловые рыбы СССР (Текст к атласу цветных рисунков рыб), М., 1949; Световидов А. Н., Рыбы Чёрного моря, М.- Л., 1964; Жизнь животных, т. 4, ч. 1, М., 1971.

РОМЕН (Remains) Жюль (псевд.; наст, имя - Луи Фаригуль; Farigoule) (26.8.1885, Сен-Жюльен-Шаптёй, деп. Верхняя Луара,- 14.8.1972, Париж), французский писатель. Чл. Франц. академии (1946). Окончил Высшую нормальную школу в Париже (1906). Начал как поэт; участник течения унанимизма. В 20-е гг. Р. создал гротескные фарсы, разоблачающие политич. нравы, науч. и лит. шарлатанство: "Кнок, или Торжество медицины" (1924, пост. 1923), кинороман "Доногоо-Тонка" (1920, пост. 1930), комедия "Господин Ле Труадек в лапах разврата" (1923). В 30-е гг. в политич. воззрениях Р. происходит сдвиг вправо. Непонимание тенденций историч. развития обусловило неудачу Р. в его попытке создать эпопею жизни Франции 1908-33 в романе "Люди доброй воли" (т. 1-27, 1932-46, рус. пер. т. 1-4, 1933), отличающемся протокольным объективизмом художеств, манеры. Статьи и речи Р. (1939-60) о 2-й мировой войне 1939-45 и судьбах Франции, о бурж. демократии составили сб. "Высоты и низины свободы" (1960), сб. филос. эссе "Чтобы сохранить разум" (т. 1-3, 1960-67), сб. воспоминаний "Симпатии и встречи" (1970).

Соч.: Portraits d'inconnus, P., [1962]; в рус. пер.- Собр. соч., т. 1 - 9, Л., 1925 - 30; Избр. стихи, пер. А. Эфроса, М., 1928.

Лит.: Луначарский А. В., Молодая французская поэзия, Собр. соч., т. 5, М., 1965; его же, Предисловие, в кн.: Роман Ж., Господин Труадэк в лапах разврата, М., [1925]; История французской литературы, т. 3, М., 1959; т. 4, М., 1963; Berry M., Jules Remains, P., [1959]; "Livres de France", 1966, № 8 (спец. №); Cuisenier A., J. Romains..., P., [1969] (лит.); [Некролог]: "L'Humanite", 1972, 18 aout, p. 7. М. В. Толмачёв.

РОМЕНС (Romanes) Джордж Джон (20.5.1848, Кингстон, Канада,- 23.5. 1894, Оксфорд), английский натуралист. Учился в Кембриджском ун-те, занимался богословием. Позже заинтересовался медициной. С 1875 вёл экспериментальные исследования по физиологии нервной системы беспозвоночных (медуз, актиний, иглокожих). Автор трудов по эволюции и зоопсихологии. В 1886 в дополнение к теории естеств. отбора Ч. Дарвина выдвинул свою гипотезу физиологич. отбора, подчёркивающую роль физиол. изоляции в дивергенции видов. Опубликовал работы по эволюции психич. способностей животных.

Соч. в рус. пер.: Теория Ч. Дарвина и важнейшие из ее применений, М., 1899.

РОМЕНСКИЕ ГУСИ (от назв. г. Ромны Сумской обл.), местные гуси нек-рых р-нов Украинской ССР. На животе у большинства Р. г. одна или две складки, голова без шишки и "кошелька". Оперение серое, белое, рябое. Гусаки весят 5,0-5,5 кг, гусыни 4,5-4,7 кг. Яйценоскость гусынь 14-15 яиц, максимальная до 48. Масса яиц ок. 150 г.

РОМЕНСКО-БОРЩЕВСКАЯ КУЛЬTУРА, роменско-борщевская культура, археол. славянская культура времени складывания Древнерус. гос-ва (8-10 вв.), распространённая в лесостепной зоне левого берега Днепра. Названа по двум исследованным группам памятников, расположенным близ г. Ромны Сумской обл. и с. Боршево (Борщево) Воронежской обл. Для памятников этой культуры характерны: укреплённый тип поселения (г