БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201я Р.- гротескно-сатирич. изображение мира, открытие "субъективного" человека, проникновенное воссоздание природы и др.- были унаследованы реализмом 19 в.

Классич. страной Р. была Германия. События Великой франц. революции, ставшие решающей социальной предпосылкой интенсивного общеевроп. развития Р., были пережиты здесь преим. "идеально". Это способствовало перенесению обществ, проблем в сферу спекулятивной философии, а также этики И особенно - эстетики. В эпоху, когда разочарование в бурж. преобразованиях и их последствиях становится всеобщим, своеобразные черты духовной культуры Германии получают всеевроп. значение и оказывают сильнейшее воздействие на обществ, мысль, эстетику, лит-ру, иск-во др. стран. Однако в конкретных национально-историч. условиях каждой страны идеи нем. романтиков нередко получают специфич. интерпретацию, обретают иной, иногда противоположный смысл.

Основы романтич. миросозерцания и романтич. эстетики заложены были нем. писателями и теоретиками иенской школы (В. Г. Ваккенродер, Новалис, бр. Ф. и А. Шлегели, Тик; систематич. форму романтич. философия иск-ва получила в лекциях А. Шлегеля и трудах примыкавшего к иенцам Ф. Шеллинга). Иенцы же создали первые образцы иск-ва Р.: комедия Тика "Кот в сапогах" (1797), лирич. цикл "Гимны к ночи" (1800) и роман "Генрих фон Офтердин-ген" (1802) Новалиса, ряд фантастич. повестей. Прогрессивные национально-освободит. идеи и культ античности характерны для выдающегося поэта-романтика Ф. Гёльдерлина, стоявшего вне иенского содружества.

Второе поколение нем. романтиков (гейдельбергская школа) отличает интерес к религии, нац. старине, фольклору. Важнейшим вкладом в нем. культуру явился сборник нар. песен "Волшебный рог мальчика" (1806-08), составленный Л. Арнимом и Брентано, а также "Детские и семейные сказки" (1812-14) бр. Я. и В. Гримм. Высокого совершенства достигла лирич. поэзия (И. Эйхендорф). Опираясь на мифологич. идеи Шеллинга и бр. Шлегелей, гейдельбергские романтики окончательно оформили принципы первого глубокого, науч. направления в фольклористике и литературоведении - мифологической школы.

В позднем нем. Р. нарастают мотивы трагич. безысходности (драматургия и новеллистика Клейста), критическое отношение к совр. обществу и ощущение разлада мечты с действительностью (рассказы и повести Гофмана). Идеи и художеств, принципы Гофмана оказали сильное влияние на последующую лит-ру как реалистическую (О. Бальзак, Ч. Диккенс, Ф. М. Достоевский), так и символистскую (иррациональные и мистич. мотивы). Демократич. идеи позднего Р. нашли своё выражение в творчестве А. Шамиссо, лирике Г. Мюллера, в поэзии и прозе Гейне, справедливо называвшего себя "последним романтиком" (он выходит за рамки собственно Р. и подвергает его наследие критич. пересмотру).

Для англ. Р. характерна сосредоточенность на проблемах развития общества и человечества в целом, острое ощущение противоречивости, даже катастрофичности историч. процесса. Неприятие современного пром. общества, идеализация старины, добуржуазных, патриархальных отношений, воспевание природы, простых, естеств. чувств - осн. мотивы поэтов "озёрной школы": У. Вордсворта, С. Т. Колриджа, Р. Саути. Не веря в возможность разумного переустройства мира, они утверждали христ. смирение, религиозность, проникновение в иррациональное начало человеческой психики. Интерес к нац. старине, к устной нар. поэзии отличает творчество Скотта - автора романтич. поэм на ср.-век. сюжеты и основоположника жанра историч. романа в европ. лит-ре. Гимном красоте мира и прекрасной человеческой природе может быть названа поэзия Дж. Китса, входившего в группу "лондонских романтиков" (её составили также эссеисты и критики Ч. Лэм, У. Хэзлитт, Ли Хант).

Настроениями борьбы и протеста проникнуто творчество Байрона и Шелли. Их объединяет политич. пафос, резко отрицат. отношение к существующему обществ, строю, сочувствие к угнетённым и обездоленным, защита прав человеческой личности, страстная устремлённость в будущее. Однако неясность политич. идеалов и перспектив обществ, развития рождала в творчестве Байрона чувство трагич. безысходности, "мировую скорбь". Созданные им титанич. образы мятежников-индивидуалистов оказали сильнейшее воздействие на всю европ. лит-ру (т. н. байронизм).

Во Франции, где особенно сильны были традиции классицизма, Р. встретил наибольшее противодействие и утвердился в лит-ре лишь к нач. 1820-х гг. Его отличает связь с наследием Просвещения и с предшествующими художеств, традициями, большая обращённость к современности, к актуальной социально-политич. проблематике. Формирование франц. Р. связано гл. обр. с жанром лирич. интимно-психологич. романа и повести: "Атала" (1801) и "Рене" (1802) Шатобриана, "Дельфина" (1802) и "Коринна, или Италия" (1807) Ж. Сталь, "Оберман" (1804) Э. П. Сенанкура, "Адольф" (1815) Б. Констана. В эпоху господства Р. блестящего расцвета достигает поэзия (Ламартин, Гюго, Виньи, Мюссе, Ш. О. Сент-Бёв, М. Деборд-Вальмор). В результате ожесточённой борьбы с защитниками старого иск-ва романтич. драма (А. Дюма-отец, Гюго, Виньи, Мюссе) прочно утверждается на театр, подмостках. Дальнейшее развитие получает жанр романа: психологического (Мюссе), исторического (Виньи, раннее творчество Бальзака, П. Мериме), социального (Гюго, Жорж Санд, Э. Сю). Романтич. критика представлена трактатами Сталь, теоретич. выступлениями Гюго, этюдами и статьями Сент-Бёва, родоначальника биографического метода.

Р. получил распространение и в др. европ. странах: Италии (Н. У. Фосколо, А. Мандзони, Леопарди), Испании (X. де Эспронседа, Соррилья-и-Мораль), Австрии (драмы Грильпарцера, поэзия Н. Ленау), Дании (А. Эленшлегер), Швеции (Э. Тегнер), Венгрии (Петёфи), Румынии (М. Эминеску); он составил целую эпоху в развитии польской лит-ры (А. Мицкевич, Ю. Словацкий, 3. Красиньский, Ц. Норвид).

Утверждение нац. независимости во многом определяло развитие Р. в США; его отличает большая, чем в европ. странах, близость к традициям просветительства, особенно у ранних романтиков (У. Ирвинг, Купер, У. К. Брайант), оптимистич. иллюзии в ожидании будущего Америки, слабая реминисцентность относительно прошлых эпох (средневековья, Возрождения, барокко), заново открытых европ. Р. Для зрелого амер. Р. (По, Хоторн, Г. У. Лонгфелло, Г. Мелвилл и др.) характерны большая напряжённость и многозначность поисков позитивных ценностей и большая усложнённость. Выделяется особое течение - трансцендентализм (Р. У. Эмерсон, Г. Торо, Хоторн), подвергший критике индустриализацию и урбанизацию и провозгласивший культ природы и простой жизни. Р. своеобразно преломился также в нек-рых лит-pax Лат. Америки и Азии.

Социально-историч. предпосылки зарождения Р. в России - обострение кризиса крепостнич. системы, общенац. подъём 1812, формирование дворянской революционности. Романтич. идеи, настроения, художеств, формы явственно обозначились в рус. лит-ре на исходе 1800-х гг. Первоначально, однако, они скрещивались с разнородными доромантич. традициями сентиментализма (Жуковский), анакреонтич. "лёгкой поэзии" (К. Н. Батюшков, П. А. Вяземский, юный Пушкин, Н. М. Языков), просветительского рационализма (поэты-декабристы - К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, А. И. Одоевский и др.). Вершиной рус. Р. первого периода (до 1825) явилось творчество Пушкина (ряд романтич. стихотворений и цикл "южных поэм").

После 1825 в связи с поражением декабристов романтич. начала усиливаются, обретают самостоят, выражение (позднее творчество писателей-декабристов, филос. лирика Е. А. Баратынского и поэтов - "любомудров" - Д. В. Веневитинова, С. П. Шевырёва, А. С. Хомякова). Получает развитие романтич. проза (А. А. Бестужев-Марлинский, ранние произв. Н. В. Гоголя, А. И. Герцена). Вершиной второго периода стало творчество М. Ю. Лермонтова. Иное вершинное явление рус. Р. и одновременно завершение романтической традиции в рус. лит-ре - филос. лирика Ф. И. Тютчева.

Начиная с 1840-х гг. Р. в основных европ. странах уступает ведущее положение критич. реализму и отходит на второй план (см. Реализм). Однако традиции Р. остаются действенными на протяжении всего 19 в., обретя новые импульсы и силы в кон. 19 - нач. 20 вв. вт. н. неоромантизме. Термин "неоромантизм", не имеющий единого и устойчивого науч. применения и не соответствующий к.-л. целостной эстетич. программе, общей поэтич. системе, относится скорее ко всему разнообразному комплексу, умонастроений и художеств, поисков, характерному для бурж. гуманитарной культуры рубежа 19-20 вв. Неопределённость этого понятия усиливается сочетанием (иногда смыканием) неоромантич. тенденций с тенденциями неоклассицизма ("идеальная" реакция на возросший антагонизм общества, на господствующий в идеологии позитивизм, отрицание натурализма в лит-ре и иск-ве). И всё же неоромантизм тесно связан с Р.: не столько темами и мотивами, не столько их специфич. трактовкой и формальным строем произв., сколько умонастроением, общими принципами поэтики - отрицанием всего обыденного и прозаического, "раздвоенностью" рефлексирующего творч. сознания, обращением к иррациональному, "сверхчувственному", склонностью к гротеску и фантастике, обновлением художеств, формы с установкой на главенство муз. начала, тяготением к синтезу всех искусств и др. Так понимаемый неоромантизм объединяет разные явления символизма в европ. лит-pax (творчество П. Верлена, С. Малларме, А. Рембо, Ж. Мореаса и др. во Франции; М. Метерлинка и Э. Верхарна в Бельгии; Р. Рильке и Г. фон Гофмансталя в Австрии; С. Георге в Германии; Д. Мережковского, 3. Гиппиус, К. Бальмонта, А. Ремизова, Ф. Сологуба и др. в России), а также в разной мере близкие символизму "эстетизм" У. Патера и О. Уайльда в Англии, творчество Г. Ибсена и К. Гамсуна в Норвегии, Г. Гауптмана в Германии. Проступавшим в символизме и близких ему доктринах мотивам декадентства (пессимизм, мистич. эзотеричность) в широких границах неоромантизма противостояли возникающие в эту эпоху как в импрессионизме, так и в реализме тенденции к романтич. преображению действительности, героической приподнятости, к утверждению действенности духовных ценностей (напр., Г. Гауптман, Р. Хух-Германия, Дж. Пасколи, А. Фогаццаро- Италия, Э. Ростан - Франция). В строгом значении термин "неоромантизм" общепринят применительно к своеобразной линии англ, лит-ры кон. 19 - нач. 20 вв., связанной с разработкой таких жанров, как приключенческий (Дж. Конрад, Р. Хаггард, Р. Киплинг), исторический (Р. Л. Стивенсон, А. Конан Доил), детективный (Г. К. Честертон). Англ, неоромантизм противостоит как символизму, так и натурализму.

В дальнейшем традиции Р. оказались близки художникам, остро ощущавшим кризис бурж. общества и бурж. культуры. Прямое и опосредованное воздействие идейно-творч. установок Р. ощутимо в экспрессионизме, отчасти в поэзии сюрреализма и нек-рых др. авангардистских течениях.

Романтич. пафос преобразования жизни, высота романтич. идеалов оказались близкими советскому иск-ву и обусловили обращение к наследию романтиков мн. писателей социалистич. реализма.

В музыке Р. как направление складывается в 1820-е гг.; завершающий период его развития, получивший назв. неоромантизма, охватывает последние десятилетия 19 в. Ранее всего музыкальный Р. проявился в Австрии (Ф. Шуберт), Германии (Э. Т. А. Гофман, К. М. Вебер, Л. Шпор, Ф. Мен-дельсон-Бартольди, Р. Шуман, Р. Вагнер и др.) и Италии (Н. Паганини, В. Беллини, ранний Дж. Верди и др.), несколько позднее - во Франции (Г. Берлиоз, Д. Ф. Обер, Дж. Мейербер и др.), Польше (Ф. Шопен), Венгрии (Ф. Лист). В каждой стране он обретал нац. форму; порой и в одной стране складывались различные романтич. течения (лейпцигская школа и веймарская школа в Германии). В ряде стран Р., не получив целостного самостоятельного выражения, проявился в творчестве отдельных композиторов (А. А. Алябьев, А. Н. Верстовский, ранний М. И. Глинка, Н. А. Римский-Корсаков и др. "кучкисты", П. И. Чайковский и А. Н. Скрябин в России, Б. Сметана и А. Дворжак в Чехии, Э. Григ в Норвегии и др.). В Австрии и Германии важные романтич. черты получили развитие в творчестве И. Брамса, А. Брукнера, Р. Штрауса и др.

Наряду с общими для всего художеств. Р. оощественно-историч. предпосылками формирование муз. Р. определялось также влиянием лит. Р. и всем ходом внутр. развития музыки. Если эстетика классицизма ориентировалась на пластические иск-ва с присущими им устойчивостью и завершённостью художеств, образа, то для романтиков выражением сути искусства стала музыка как воплощение бесконечной динамики внутр. переживаний.

Муз. Р. воспринял такие важнейшие общие тенденции Р., как антирационализм, примат духовного и его универсализм, сосредоточенность на внутр. мире человека, бесконечности его чувств и настроений. Отсюда особая роль лирич. начала, эмоциональная непосредственность, свобода выражения. Как и романтич. писателям, муз. романтикам присущ интерес к прошлому, к далёким экзотич. странам, любовь к природе, преклонение перед нар. иск-вом. В их сочинениях были претворены многочисл. нар. сказания, легенды, поверья. Нар. песню они рассматривали как праоснову профессионального муз. иск-ва. Фольклор был для них подлинным носителем нац. колорита, вне к-рого они не мыслили иск-ва.

Романтич. музыка существенно отличается от предшествующей музыки венской классич. школы (см. Австрия, раздел Музыка); она менее обобщена по содержанию, отображает действительность не в объективно-созерцат. плане, а через индивидуальные, личные переживания человека (художника) во всём богатстве их оттенков; ей свойственно тяготение к сфере характерного и вместе с тем - портретно-индивидуального, при этом характерное фиксируется в двух осн. разновидностях - психологической и жан-рово-бытовой. Гораздо шире представлены ирония, юмор, даже гротеск; одновременно усиливается национально-патриотич. и героико-освободит. тематика (Шопен, а также Лист, Берлиоз и др.). Большое значение приобретают муз. изобразительность, звукопись.

Существенно обновляются выразит, средства. Мелодия становится более индивидуализированной, рельефной, характеристичной, внутренне изменчивой, "отзывчивой" на тончайшие сдвиги душевных состояний; гармония и инструментовка - более богатыми, яркими, красочными; в противовес уравновешенным и логически упорядоченным структурам классиков возрастает роль сопоставлений, свободных сочетаний разнохарактерных эпизодов.

В соответствии с общими тенденциями романтич. эстетики мн. композиторы-романтики стремились к синтезу иск-в. Синтетич. жанры, обновившись, приобрели в эпоху Р. особое значение. Так, скромную прежде песню Шуберт, а позднее Шуман, Лист и X. Вольф сделали носителем глубокого содержания и вывели на одно из самых почётных мест среди других жанров. В качестве разновидности песни большое развитие получает вокально-инструментальная баллада. Складывается и достигает расцвета жанр песенного цикла ("Прекрасная мельничиха" и "Зимний путь" Шуберта, "Любовь и жизнь женщины" и "Любовь поэта" Шумана и др.).

Центром внимания мн. композиторов стал наиболее синтетич. жанр - опера, основанная у романтиков гл. обр. на сказочно-фантастических, "волшебных", рыцарско-приключенч. и экзотич. сюжетах. Первой романтич. оперой была "Ундина" Гофмана; позднее большой вклад внёс Вебер (оперы "Вольный стрелок", 1820; "Эврианта", 1823; "Оберон", 1826, и др.); романтич. оперы создали также Г. Мар-шнер и А. Лорцинг, Беллини и Верди, Берлиоз, Обер, Мейербер. и др. Вагнер, романтически переосмысливая оперу, выдвинул идею "объединяющего все искусства произведения" (Gesamtkunstwerk) и пытался осуществить её в зрелых операх ("Летучий голландец", 1841; "Лоэнгрин", 1848; тетралогия "Кольцо нибелунга", 1854-74; "Тристан и Изольда", 1859; "Нюрнбергские мейстерзингеры", 1867; "Парсифаль", 1882).

В инструментальной музыке остались определяющими жанры симфонии, камерного инструментального ансамбля, сонаты для фп. и для др. инструментов, однако они были преобразованы изнутри. Напр., в сонатно-симф. циклах стали главенствовать не драматич. напряжение и логика развития темы, а свободное сопоставление отд. эпизодов, "картин настроений" (симфонии, камерные ансамбли и сонаты Шуберта и Шумана). Общая лирич. направленность обусловила в сонате и симфонии большую, чем прежде, роль песенности, напевного начала. В инструментальных соч. разных форм ярче сказываются тенденции к муз. живописи. Возникают новые жанровые разновидности, напр. симфонич. поэма, сочетающая черты сонатного аллегро и сонатно-симфонич. цикла; её появление связано с тем, что муз. программность выступает в Р. как одна из форм синтеза иск-в, обогащения инструментальной музыки через единение с лит-рой. Программность становится важной не только в симфонич. музыке, но и в др. видах муз. инструментализма, в т. ч. в фп. музыке. Новым жанром явилась также инструментальная баллада. Склонность романтиков к восприятию жизни как пёстрой череды отд. состояний, картин, сцен обусловила развитие различного рода миниатюр и их циклов (В. Томашек, Шуберт, Шуман, Шопен, Лист, молодой Брамс).

В музыкально-исполнительском иск-ве Р. проявился в эмоциональной насыщенности исполнения, богатстве красок, в ярких контрастах, виртуозности (Паганини, Шопен, Лист). В муз. исполнительстве, как и в творчестве менее значит, композиторов, романтич. черты нередко совмещаются с внешней эффектностью, салонностью.

Романтич. музыка остаётся непреходящей художеств, ценностью и живым, действенным наследием для последующих эпох.

В театр, иск-ве Р. сформировался в 1810-40-х гг. При всём на-ционально-историч. различии творчество крупнейших актёров-романтиков - Э. Кина (Англия), Л. Девриента (Германия), Г. Модены и А. Ристори (Италия), П. Бокажа, М. Дорваль, Фредерика-Леметра (Франция), П. С. Мочалова (Россия), Э. Форреста, Ш. Кашмен (США), Г. Эгрешши (Венгрия) и др.- сближали глубокий гуманизм, ненависть к филистеру и буржуа, протест против царящей в мире бесчеловечности.

Основой театр, эстетики стали воображение и чувство. Восстав против клас-сицистского принципа "облагороженной природы", актёры сосредоточили внимание на изображении контрастов и противоречий человеческой жизни. Общественный пафос, страстность обличения, верность идеалу определили бурную эмоциональность, яркую драматич. экспрессию иск-ва актёров, стремит, жест. Однако романтич. мироощущение несло в себе и опасность творч. субъективизма (акцентирование исключительного, причудливого); эмоциональность иногда подменялась риторич. эффектами, мелодраматизмом.

Романтич. театр впервые утвердил сце-нич. переживание (непосредственность, правдивость и искренность игры) как осн. содержание актёрского творчества. Р. обогатил выразит, средства театра (воссоздание "местного колорита", историч. верность декораций и костюмов, жанровая правдивость массовых сцен и постановочных деталей); его художеств, свершения подготовили и во многом определили осн. принципы реалистич. театра. С традициями высокого, героич. Р. связано в России иск-во М. Н. Ермоловой, А. И. Южина, П. Адамяна, В. С. Алек-си- Месхишвили, М. К. Заньковецкой, Г. Араблинского, позднее - Ю. М. Юрьева, А. А. Остужева, В. К. Папазяна, М. Касымова, Ш. Бурханова, А. Хоравы, А. Хидоятова, Н. Д. Мордвинова и др.

В изобразит, иск-ве Р. наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчётливо - в скульптуре. (В архитектуре Р. получил слабое отражение, повлияв гл. обр. на садово-парковое иск-во и архитектуру малых форм, где сказалось увлечение экзотич. мотивами, а также на направление т. н. ложной готики.) В кон. 18 - нач. 19 вв. черты Р. в разной мере уже присущи: в Англии - живописным и графич. произв. швейцарца И. Г. Фюсли, в к-рых сквозь классицистич. ясность образов нередко прорывается мрачный, изощрённый гротеск; живописи и графике (а также поэзии) У. Блейка, проникнутым мистическим визионерством; в Испании - позднему творчеству Ф. Гойи, исполненному безудержной фантазии и трагич. пафоса, страстного протеста против феод, и нац. гнёта и насилия; во Франции - приподнято-взволнованным портретам, созданным Ж. Л. Давидом в период Великой франц. революции, ранним напряжённо-драматич. картинам и портретам А. Ж. Гро, пронизанным мечтательным лиризмом (порой экзальтацией образов) работам П. П. Прюдона и противоречиво сочетающим романтич. тенденции с ака-демич. нормами произведениям А. Л. Жи-роде-Триозона и Ф. Жерара.

Наиболее последоват. школа Р. сложилась во Франции в период Реставрации и Июльской монархии в упорной борьбе с догматизмом и отвлечённым рационализмом официального иск-ва академич. классицизма. Основателем романтич. школы явился Т. Жерико, смелый новатор в живописи, в творчестве к-рого всё более нарастали протест против окружающей действительности и стремление откликаться на исключит, события современности; признанным главой школы с 1820-х гг. стал Э. Делакруа, создавший ряд картин, проникнутых революц. пафосом, особенно полно и ярко воплотивший тяготение Р. к большим темам, эмоциональной насыщенности образов, поискам новых выразительных средств живописи. К ним примыкали А. Г. Декан, пейзажисты Ж. Мишель и П. Юэ, скульпторы П. Ж. Давид д'Анже, А. Л. Бари и Ф. Рюд. Отвергая в настоящем всё обыденное и косное, обращаясь только к кульминационным, драматически острым моментам совр. истории, франц. романтики находили темы и сюжеты в историч. прошлом, легендах и фольклоре, в экзотич. жизни Востока, в произв. Данте, Шекспира, Байрона, Гёте - создателей монументальных образов и сильных характеров. В портрете главным для романтиков было выявление яркой индивидуальности, напряжённой духовной жизни человека, движения его мимолётных чувств; отголоском человеческих страстей становится и романтич. пейзаж, в к-ром подчёркивается мощь природных стихий. Отстаивая неогранич. свободу творчества, его раскрепощение от академич. канонов, романтики стремились придать образам мятежную страстность и героич. приподнятость, воссоздать натуру во всех её неожиданных и неповторимых проявлениях, в напряжённо-выразительной взволнованной художеств, форме. Классицистич. "подражанию природе" и следованию антич. образцам они противопоставили принцип преображения реальности, творч. активность художника, создающего новую, прекрасную и истинную реальность. В противовес классицизму, романтики придавали композиции повыш. динамику, объединяя формы бурным движением и прибегая к резким объёмно-пространств. эффектам, использовали яркий, насыщенный колорит, основанный на контрастах света и тени, тёплых и холодных тонов, сверкающую и лёгкую, нередко обобщённую манеру письма. Франц. романтики сделали более массовым иск-во графики, создав новые гибкие формы в литографии и книжной ксилографии (Н. Т. Шарле, А. Девериа, Ж. Жигу и др.). С романтич. школой связано и демократическое в своей идейной основе творчество крупнейшего графика-карикатуриста О. Домье, на живопись к-рого Р. повлиял особенно сильно. Разрыв между высокими идеалами и будничной жизнью, идеализация далёких от повседневности явлений, подчёркнутый индивидуализм мировосприятия, склонность к театрализации мотивов, свойственные Р. в целом, нередко переходили в трагич. пессимизм, апологию средневековья, крайне субъективную окраску образов и их мелодраматич. патетику. Консервативные тенденции Р., порой приводившие к открытому культу монархии и религии, нашли проявление в творчестве мн. франц. романтиков (Э. Девериа, А. Шеффер и др.) и повлияли также на Ж. О. Д. Энгра, лидера враждебного Р. позднего классицизма, и его учеников (Т. Шассерио