БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201азования варварских гос-в. На романскую речь оказали влияние языки завоевателей (т. н. суперстрат): германцев (вестготов в Испании, франков и бургундов в Галлии, лангобардов в Италии), арабов в Испании и славян на Балканах. К 10 в. определяются границы совр. Романии (области распространения Р. я. в Европе); Р. я. начинают осознаваться как языки, отличные от латыни и друг от друга. 3) 10-16 вв.- развитие письменности на Р. я., расширение их социальных функций. Первые памятники на франц. яз. восходят к 9 в., на итал., исп., сардинском и провансальском- к 10 в., на ретороманских, каталанском, португ.- к 12 в., на рум.- к 16 в. Возникают наддиалектные лит. языки. Структура ряда Р. я. (напр., франц.) претерпевает значит, изменения. 4) 16-19 вв.- формирование нац. языков, их нормализация, дальнейшее обогащение. Проявляется неравномерность в развитии Р. я.: франц. и исп. яз. складываются в нац. языки в 16-17 вв. и в дальнейшем расширяют сферу употребления как международные языки, итал. и рум. становятся нац. языками в 19 в., прованс. (в меньшей степени галисийский) утрачивает свои прежние социальные функции. 20 в. характеризуется дальнейшим развитием лит. Р. я.; в ряде стран идёт движение за упрочение или расширение социальных функций отд. Р. я. (каталанский в Испании, прованс. во Франции, франц. в Канаде и др.).

С 16 в. в связи с колон, экспансией Р. я. распространяются за пределами Европы. "Новая Романия" охватывает Центр, и Юж. Америку, нек-рые терр. в Сев. Америке, Африке и др. Образуются местные варианты Р. я. (франц. язык Канады, португ. язык Бразилии, исп. язык стран Лат. Америки); возникают креольские языки (на основе франц. или португ. языков).

Лит.: Сергиевский М. В., Введение в романское языкознание, М., 1952; Романские языки, М., 1965. См. также лит. к ст. Романистика. В. Г. Гак.

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ, художественный стиль, господствовавший в Зап. Европе (а также затронувший нек-рые страны Вост. Европы) в 10-12 вв. (в ряде мест - и в 13 в.), один из важнейших этапов развития ср.-век. европ. иск-ва. Термин "Р. с." был введён в нач. 19 в.

Р. с. впитал многочисл. элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры "каролингского возрождения" (а кроме того, иск-ва античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Бл. Востока). В отличие от предшествующих ему тенденций ср.-век. иск-ва, носивших локальный характер, Р. с. явился первой художеств, системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феод, раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европ. стран. Основой единства Р. с. была система развитых феод, отношений и интернац. сущность католич. церкви, к-рая была в ту эпоху наиболее значит, идеологич. силой общества и благодаря отсутствию сильной светской централизованной власти имела основополагающее экономии, и политич. влияние. Главными покровителями иск-в в большинстве гос-в были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, переписчиками и декораторами рукописей - монахи; лишь в кон. 11 в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов).


Членение стены среднего нефа в церквах: Санкт-Михаэльскирхе в Хильдесхейме (ФРГ, 1010 - 1250), Нотр-Дам в Жюмьеже (Франция, 1018 - 1067), а также собора в Борисе (ФРГ, основное строительство - 1170-1240).

Отд. романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) нередко создавались среди сельского ландшафта и, размещаясь на холме или на возвышенном берегу реки, господствовали над округой как земное подобие "града божьего" или наглядное выражение могущества сюзерена. Романские здания прекрасно гармонируют с природным окружением, их компактные формы и ясные силуэты как бы повторяют и обогащают естественный рельеф, а местный камень, чаще всего служивший материалом, органично сочетается с почвой и зеленью. Наружный облик построек Р. с. исполнен спокойной и торжественно-суровой силы; в создании этого впечатления немалую роль играли массивные стены, тяжеловесность и толщина к-рых подчёркивались узкими проёмами окон и ступенчато углублёнными порталами, а также башни, к-рые становятся в Р. с. одним из важнейших элементов архит. композиций. Романское здание представляло собой систему простых стереомет-рич. объёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность к-рых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими его монолитной целостности. Храмы Р. с. развивали унаследованные от ранне-христ. зодчества типы базнликальной и центрич. (чаще всего круглой в плане) церкви; в месте пересечения трансепта с продольными нефами возводились обычно световой фонарь или башня. Каждая из главных частей храма представляла собой отд. пространств, ячейку, как внутри, так и снаружи чётко обособленную от остальных, что во многом было обусловлено требованиями церк. иерархии: напр., хор церкви был недоступен для паствы, занимавшей нефы. В интерьере мерные, медлительные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, на значительном расстоянии друг от друга прорезавших кам. массу свода, рождали ощущение незыблемой устойчивости божественного мироустройства; это впечатление усиливалось самими сводами (преим. цилиндрич., крестовыми, крестово-рёберными, реже - куполами), приходящими в Р. с. на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах.


Т. н. 3-я церковь в Клюни (Франция). 11 - 12 вв. План.

Если в раннем Р. с. господствовала настенная живопись, то в кон. 11 - нач. 12 вв., когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, а в интерьере сосредоточенные на капителях. В зрелом Р. с. плоский рельеф сменяется всё более выпуклым, насыщенным светотеневыми эффектами, но неизменно сохраняющим органичную связь со стеной, вставленным в неё или как бы вырастающим из её массива. Эпоха Р. с. явилась также периодом расцвета книжной миниатюры, в целом отличавшейся крупными размерами и монументальностью композиций, а также различных отраслей декоративно-прикладного иск-ва: литья, чеканки, резьбы по кости, эмальерного дела, художеств, ткачества, ковроделия, ювелирного иск-ва.

В романской живописи и скульптуре центр, место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, -"страшный суд" и т. д.). В строго симметричных композициях безраздельно доминировала фигура Христа, значительно превосходящая по размерам остальные фигуры. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные, изредка - ист. сюжеты). Для Р. с. характерны многочисл. отклонения от реальных пропорций (головы непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря к-рым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. Во всех видах романского иск-ва часто существеннейшую роль играли узоры, геом. или составленные из мотивов флоры и фауны (типологически восходящей к произв. звериного стиля и непосредственно отражающей дух языческого прошлого европ. народов). Общая система образов Р. с., на зрелой стадии тяготевшего к универсальному художеств, воплощению ср.-век. картины мира, подготовила свойственное готике представление о соборе как своеобразной "духовной энциклопедии".

Собор в Ле-Пюи (Франция). 11-12 вв. Сводчатое перекрытие центрального нефа.

Дверь собора в Трое (Италия). Бронза. 1119. Фрагмент.

В зодчестве Франции, где первоначальные формы Р. с. появляются уже в кон. 10 в., наибольшее распространение получили трёхнефные базилики с ци-линдрич. сводами в среднем нефе и крестовыми в боковых, а также т. н. паломнические церкви с хором, окружённым обходной галереей с радиальными капеллами (церковь Сен-Сернен в Тулузе, ок. 1080- 12 в.). В целом франц. романское зодчество отмечено крайним многообразием местных школ: к особой монументальности композиций тяготела бургундская школа (т. н. церковь Клюни-3; илл. см. т. 12, стр. 330), к богатству скульпт. декора - школа Пуату (церковь Нотр-Дам в Пуатье, 12 в.); в Провансе отличительной особенностью церквей являлся обильно украшенный скульптурой главный портал (однопролётный или трехпролётный), развивающий, вероятно, мотив др.-рим. триумфальной арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 8- 15 вв.; илл. см. т. 2, стр. 208). Строгие по декору нормандские церкви ясностью своих пространств, членений во многом подготовили готику (церковь Ла Трините в Кане, 1059-66; илл. см. т. 11, стр. 293). В светской архитектуре Р. с. во Франции сложился тип замка-крепости с донжоном. К вершинам романского изобразит, иск-ва Франции принадлежат проникнутая мощной экспрессией скульптура тимпанов бургундских и лангедокских церквей [в Везде, Отене (илл. см. т. 4, стр. 120), Муассаке], многочисл. циклы росписей, памятники миниатюры и декоративно-прикладного иск-ва (в т. ч. лиможские эмали).

В романской архитектуре Германии выделялись саксонская школа [церкви с двумя симметричными хорами на 3. и В., иногда с 2 трансептами, лишённые лицевой фасадной стороны (Санкт-Михаэльскирхе в Хильдесхейме, после 1001-33)], а в зрелый период - церковное зодчество прирейнских городов, где в 11-13 вв. были построены грандиозные соборы [в Шпейере, Майнце (илл. см. т. 15,стр. 221), Вормсе (илл. см. т. 5. стр. 357)]; здесь широко применялась т. н. связанная система перекрытий, при к-рой каждой травее среднего нефа соответствовали 2 травеи боковых нефов. Характерные для нем. романики идеи величия императорской власти нашли яркое выражение в стр-ве императорских дворцов (пфальцев). В чоттоновский период" Р. с. (2-я пол. 10 - 1-я пол. 11 вв.) переживает расцвет нем. книжная миниатюра (важнейшие центры - аббатство Рейхенау и Трир), а также искусство литья (бронзовые двери в соборе в Хильдесхейме; илл. см. т. 4, табл. II, стр. 48- 49). В эпоху зрелого нем. Р. с. всё большее значение приобретает кам. и стукко-вая скульптура.

В Италии элементы Р. с. ранее всего зародились в ломбардской школе, где уже в 9-10 вв. сложился т. н. первый Р. с. (регулярная кладка стен и опор, кам. перекрытия, тектонич. декор внешних поверхностей при отсутствии ещё ясной взаимосвязи элементов объёмно-пространственной композиции). Для итал. Р. с. типичны преим. гор. характер архитектуры, постоянные антич. и (в Юж. Италии и Сицилии) арабские влияния. Теснее связано с герм, и франц. романикой зодчество Тосканы (соборный комплекс в Пизе; илл. см. т. 11, табл. III, стр. 48-49), где возник инкрустационный стиль.

Рукоять епископского посоха с евангельскими сценами (из Кентербери, Великобритания). Слоновая кость. Ок. 1180. Музей Виктории и Альберта. Лондон.

В Испании, отчасти в связи с Реконкистой, в романскую эпоху широко (как нигде в Европе) развернулось стр-во замков-крепостей и гор. укреплений (напр., в Авиле; илл. см. т. 1, стр. 70). Церк. архитектура Испании нередко следовала франц. "паломническим" прототипам (собор в Саламанке; илл. см. при ст. Сала-манка), но в целом отличалась сравнит, простотой композиц. решений. Исп. скульптура Р. с. в ряде случаев предвосхищает сложные образные системы готики. В Испании (преим. в Каталонии) сохранились также многочисл. романские росписи, отмеченные резкой лапидарностью рисунка и крайней интенсивностью колорита.

Верхний край и днище литургического сосуда (из монастыря в Вильтене. ФРГ). Позолоченное серебро. Ок. 1160-70. Художественно-исторический музей. Вена.

Р. с. развивается также в Англии (после норманнского завоевания 1066; в архитектуре здесь традиции местного деревянного зодчества сочетались с воздействием нормандской школы, а в живописи ведущее значение получила миниатюра, для к-рой характерно особое богатство растит, орнамента), в странах Скандинавии (если большие гор. соборы здесь следуют преим. нем. образцам, то в приходских и сельских церквах отчётливо проступают черты местного своеобразия), в Польше, Чехословакии, Венгрии. За пределами Европы очагами Р. с. были замки, возведённые крестоносцами в 12- 13 вв. в Палестине и Сирии (замок Крак де Шевалье, 12-13 вв.). Отд. черты Р. с., обусловленные не столько прямыми влияниями, сколько нек-рым сходством идейно-художеств. задач, проявились в иск-ве Др. Руси (напр., в архитектуре и пластике владимиро-суздалъской школы).

Лит.: Всеобщая история искусств, т. 2, кн. 1, М., 1960; Всеобщая история архитектуры, т. 4, Л.- М., 1966; Grabar A., Nordenfalk С., Romanesque painting from the llth to the 13th century, N. Y., [1958]; Conant K. J., Carolingian and romanes^iue architecture. 800 - 1200, [Harmondsworth, 1959]; Demus O., Romanische Wandmalerei, Munch., [1968]; Fi1litz H., Das Mittelalter, Bd 1, В., 1969; Francastel P., L'humanisme roman, P.- La Haye, [1970]. E. П. Ювалова.

РОМАНСЫ ИСПАНСКИЕ, жанр испанской средневековой сюжетной лиро-эпич. поэзии (любовное, "чудесное", воинское стих.). Ос.новные темы - борьба с маврами и рыцарственная дружба с врагами, испанская история, подвиги рыцарей Карла Великого или короля Артура. Жанр сложился к 14 в. в фольклоре на основе лиро-эпического осмысления реальных фактов и переработки материала рыцарских поэм ("Песнь о моем Сиде" и др.). В 16 в. появились первые печатные издания Р. и., в 1600-05 - первый общий свод Р. и. Примерно в это время жанр Р. и. усваивается книжной поэзией (Л. де Гонгора-и-Арготе, Л. Ф. де Вега Карпьо, Ф. Кеведо-и-Вильегас и др.); развивается рыцарский, "мавританский", лирич., пасторальный, шуточный Р. и. Возникли подражания Р. и. в др. литературах, особенно в эпоху романтизма. В лит. поэзии жанр Р. и. продолжает жить в наши дни, а в фольклоре постепенно отмирает. Известной жанровой близостью Р. и. и англ, и шотл. баллады объясняется параллелизм их воздействия на романтич. лит-ру. См. также Романсеро и Романс.

Лит. см. при ст. Романсеро.

М. Л. Гаспаров.

РОМАНТИЗМ (франц. romantisme), идейное и художеств, направление в ев-роп. и амер. духовной культуре кон. 18 - 1-й пол. 19 вв. Франц. romantisme ведёт родословную от исп. romance (так называли в ср. века романсы испанские, а затем и рыцарский роман) через англ, romantic (романтический), передаваемое по-французски romanesque, а затем rоmantique и означавшее в 18 в. "странное", "фантастическое", "живописное". В нач. 19 в. слово "Р." становится термином для обозначения нового лит. направления, противоположного классицизму.

В сов. литературоведении термину "Р." нередко придают и другой, расширительный смысл. Им обозначают противостоящий реализму (в широком смысле) тип художеств, творчества, в к-ром решающую роль играет не воспроизведение действительности, а её активное пересоздание, воплощение идеала художника. Такому типу творчества присуще тяготение к демонстративной условности формы, к фантастике, гротеску, символике.

Р.- в традиционном, конкретно-исто-рич. значении этого слова - явился как бы высшей точкой антипросветительского движения (см. Просвещение), прокатившегося по всем европейским странам; его основная социально-идеологич. предпосылка - разочарование в бурж. цивилизации, в социальном, пром., политич. и науч. прогрессе, принёсшем новые контрасты и антагонизмы, а также "дробление", нивелировку и духовное опустошение личности. "...Установленные „победой разума" общественные и политические учреждения оказались злой, вызывающей горькое разочарование карикатурой на блестящие обещания просветителей" (Э н г е л ь с Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 193). Неприятие бурж. образа жизни, протест против пошлости и прозаичности, бездуховности и эгоизма бурж. отношении, наметившиеся в недрах самого просветительства и нашедшие первонач. выражение в сентиментализме и предромантизме, обрели у романтиков особую остроту. Действительность, реальность истории оказалась неподвластной "разуму", иррациональной, полной тайн и непредвиденностей, а совр. мироустройство - враждебным природе человека и его личностной свободе.

Разочарование в обществе, к-рое предвещали, обосновывали и проповедовали (как самое "естественное" и "разумное"!) лучшие умы Европы, постепенно разрослось до "космического пессимизма" (особенно у поздних зап.-европ. романтиков); принимая общечеловеческий, универсальный характер, оно сопровождалось настроениями безнадёжности, отчаяния, "мировой скорби" ("болезнь века", присущая героям Ф. Р. Шатобриана, А. Мюссе, Дж. Байрона, А. Виньи, А. Ламартина, Дж. Леопарди, Г. Гейне и др.). Возможности социального совершенствования казались утраченными навсегда; мир предстал "лежащим во зле": материальный мир затемнён силами распада, в человеке воскресает "древний хаос", в практике торжествует "мировое зло". Внутр. тема "страшного мира" (с его слепой властью материальных отношений, иррациональностью судеб, тоской вечного однообразия повседневной жизни) прошла через всю историю романтич. лит-ры, воплотившись наиболее явственно в специфич. "чёрном жанре" (в пред-романтическом "готическом романе" - А. Радклиф, Ч. Мэтьюрин, в "драме рока", или "трагедии рока",- 3. Вер-нер, Г. Клейст, Ф. Грильпарцер), а также в произв. Байрона, К. Брентано, Э. Т. А. Гофмана, Э. По и Н. Хоторна. Однако Р. глубоко осмыслил и ярко выразил идеи и духовные ценности полярные "страшному миру". По замечанию Ф. Шеллинга, у ранних нем. романтиков человеческий дух был раскован, считал себя вправе всему существующему противополагать свою действительную свободу и спрашивать не о том, что есть, но что возможно. От Р. в целом неотделим провозглашённый и пережитый "энтузиазм" - чувство сопричастности развивающемуся и обновляющемуся миру, включённости в стихийно-безостановочный поток жизни, в мировой историч. процесс, ощущение скрытого богатства и неисчерпаемых возможностей бытия. Глубине и всеобщности разочарования в действительности, в возможностях цивилизации и прогресса полярно противополагается тяга к "бесконечному", к идеалам абсолютным и универсальным. Романтики мечтали не о частичном усовершенствовании жизни, а о целостном разрешении всех её противоречий. Страстная, всезахватывающая жажда обновления и совершенства - одна из важных особенностей романтич. миросозерцания. "Поскольку человечество движется, оно приближается к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого" (А. де Виньи). Разлад между идеалом и действительностью, характерный и для предшествующих направлений, приобретает в Р. необычайную остроту и напряжённость, что составляет сущность т. н. романтического двоемирия. При этом в творчестве одних романтиков преобладала мысль о господстве в жизни непостижимых и загадочных сил, о необходимости подчиняться судьбе (поэты "озёрной школы", Шатобриан, В. А. Жуковский). В творчестве других (напр., Байрон, П. Б. Шелли, Щ. Петёфи, А. Мицкевич, ранний А. С. Пушкин) преобладали настроения борьбы и протеста против царящего в мире зла.

Одной из характерных форм противопоставления идеала и действительности была т. н. романтич. ирония (Ф. Шлегель, К. В. Ф. Зольгер, Жан Поль, Л. Тик, Брентано, Байрой, Мюссе). Первоначально она означала ограниченность любой точки зрения (в т. ч. и собственно романтической, если она устремлена только к "бесконечному"), относительность всякой историч. действительности, кроме жизни и мира в целом, несоизмеримость безграничных возможностей бытия с эмпирич. реальностью. Впоследствии в ней отразилось сознание неосуществимости романтич. идеалов и даже взаимовраждебности мечты и жизни (отчасти Байрон и особенно Гофман и Гейне).

Отвергая повседневную жизнь совр. цивилизованного общества как бесцветную и прозаическую, романтики стремились ко всему необычному. Их привлекали фантастика, нар. предания и нар. творчество вообще, минувшие историч. эпохи. Их волновали необыкновенные и яркие картины природы, жизнь, быт и нравы далёких стран и народов. Низменной материальной практике противопоставляли они сильные страсти (романтич. концепция любви) и жизнь духа, в особенности высшие её сферы: религию, иск-во, философию.

Наследуя традиции иск-ва средневековья, исп. барокко и англ. Ренессанса, романтики раскрыли необычайную сложность, глубину и антиномичность внутреннего, субъективного человека, внутреннюю бесконечность индивидуальной личности. Человек для них - малая вселенная, микрокосмос. Напряжённый интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души, к "ночной" её стороне, тяга к интуитивному и бессознательному - сущностные черты романтич. иск-ва. Столь же характерна для Р. защита свободы, суверенности и самоценности личности (в к-рой, по мысли Шеллинга, весь "пафос земного", вся "острота жизни"), повышенное внимание к единичному, неповторимому в человеке, культ индивидуального. Принцип личности служил как бы самозащитой от нараставшей нивелировки индивидов в бурж. обществе, но одновременно и от безжалостной десницы истории и гос-ва.

Вслед за Дж. Вико и И. Г. Гердером романтики глубоко интересовались неповторимым в нации (своеобразными, первоосновными чертами нац. характера, особенностями нац. духа и культуры), а также своеобразием и самоценностью различных историч. эпох. Требование историзма и народности искусства, верного воссоздания колорита места и времени - одно из важнейших непреходящих завоеваний романтич. теории иск-ва. Историзм мышления романтиков особенно наглядво и целостно реализовал себя в созданном ими жанре историч. романа (Ф. Купер, Виньи, В. Гюго и перераставший рамки романтизма В. Скотт), в трудах историков франц. романтич. школы (О. Тьерри, Ф. Гизо, Ф. О. Менье). Бесконечное разнообразие местных, эпохальных, национальных, исторических, индивидуальных особенностей имело в глазах романтиков определённый филос. смысл: оно было обнаружением богатства единого мирового целого - универсума.

В области эстетики Р. противопоставил классицистич. "подражанию природе" творч. активность художника, преображение реального мира. Художник создаёт свой, особый мир, более прекрасный и истинный, а потому и более реальный, нежели эмпирич. действительность, ибо само иск-во, творчество являет собой сокровенную суть, глубинный смысл и высшую ценность мира, а значит и высшую реальность. Произв. иск-ва уподобляются живому организму, а художеств, форма истолковывается не как внешняя оболочка содержания, а как нечто вырастающее из его глубин и неразрывно с ним связанное. Романтики страстно защищают творч. свободу художника, его фантазию и отвергают нормативность в эстетике, рационалистич. регламентацию в иск-ве. Гений не подчиняется правилам, но творит их - эта мысль И. Канта усвоена теоретиками Р.

Романтики обновили художеств, формы: создали жанр историч. романа, фантастич. повести, лиро-эпич. поэмы, реформировали сцену. Блестящего расцвета достигла в эпоху Р. лирика. Возможности поэтич. слова были расширены за счёт многозначности, ассоциативности, сгущённой метафоричности, а также за счёт открытий в области стихосложения, метра, ритма. Романтики проповедовали разомкнутость лит. родов и жанров, взаимопроникновение искусств, синтез иск-ва, философии, религии. Они заботились о музыкальности и живописности лит-ры, смело смешивали высокое и низменное, трагическое и комическое, обыденное и необычное, тяготели к фантастике, гротеску, демонстративной условности формы. Высшие художеств, достижени