БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201ь в великий Р., предваривший историю европ. романистики нового времени, благодаря, в частности, не умирающей и в последующие века "дон-кихотской ситуации" (противостояние субъективно героической человеческой натуры и прозы жизни).

Приключенч. Р. разных видов возникал и развивался в ту историч. эпоху, когда в обществе ещё не созрели социальные силы, к-рые могли бы идеологически противостоять его старым устоям. Когда же-на подступах к бурж. революциям- такие идейные антагонизмы стали возникать, они сказались на дальнейшем развитии жанра. Тогда писатели с разными обществ, идеалами стали интересоваться таким становлением характеров отд. личностей, к-рое возникало и развивалось в их внутренних, идейных противоречиях с обществом. Тогда на смену при-ключенч. Р. постепенно пришёл Р., в сюжете к-рого развивался единый конфликт - или между гл. героями, занимающими разные жизненные позиции, или между героем и окружающей его социальной средой.

Первыми авторами Р. нового типа были англ, и франц. сентименталисты сер. 18 в. Так, в "Юлии, или Новой Элоизе" (1761) Ж. Ж. Руссо весь сюжет построен на одном конфликте: чувствит. любовь аристократки Юлии и бедного учителя Сен-Пре раскрывает не только глубину их переживаний, но и их внутр. протест против бездушных моральных норм и нравов господствующего дворянского сословия. В 19 в. все крупные романисты, одни сразу (О. Бальзак, Стендаль), другие постепенно (В. Скотт, Ч. Диккенс), усвоили эту новую форму Р., соответствующую его новому содержанию, и она стала господствующей.

В России приключенч. Р. возникли в безымянной лит-ре кон. 17 -нач. 18 вв. ("Повесть о Василии Кориотском" и др.), а затем создавались низовыми демократич. писателями вплоть до "пушкинской" эпохи (М. Д. Чулков, А. Е. Измайлов и др.). Первым рус. Р. нового типа был "Евгений Онегин" А. С. Пушкина; на его традицию опирались мн. романисты 19 в. (М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров и др.).

Р. нового типа, основанные на более принципиальных идейных позициях авторов, а часто и героев, отличались развитием проблематики и вширь и вглубь. Показывая становление характеров героев в сложных конфликтных взаимодействиях, мн. авторы прослеживали и формирование, и изменение этих характеров в определённых национально-исторических условиях и потому охватывали повествованием очень широкие сферы обществ, жизни изображаемых эпох и стран - их гражданские, духовные, бытовые отношения и нравы ("Евгений Онегин" Пушкина, "Отец Горио" Бальзака, "Тяжёлые времена" Диккенса). Такие Р. нередко бывали разветвлёнными, многолинейными по сюжету и монументальными по объёму ("Утраченные иллюзии" Бальзака, "Холодный дом" Диккенса, "Анна Каренина" Л. Н. Толстого, "Братья Карамазовы" Ф. М. Достоевского), а иногда даже объединялись в циклы (в "Человеческой комедии" Бальзака, "Ругон-Маккарах" Э. Золя). А вместе с тем авторы таких Р. проявляли ту или иную степень историзма художеств, мышления и на этой основе приходили (часто стихийно) к раскрытию обусловленности изображаемых характеров обстоятельствами обществ, жизни. Тем самым они приходили к реализму, вскрывавшему глубокие противоречия социальной жизни, к реализму критическому, обычно приводившему даже тех героев, позициям к-рых сочувствовал автор, к неудачам и поражениям. И Р. эти были по преимуществу драматичными или даже трагичными в своих конфликтах и особенно в развязках ("Герой нашего времени" Лермонтова, "Мадам Бовари" Г. Флобера, "Идиот" Достоевского). Нек-рые романисты, обладавшие очень активными нравств. идеалами (Толстой, Достоевский), глубоко раскрыли духовную и психологическую противоречивость сущности человека. 19 век стал классич. стадией развития жанра.

В 20 в. традицию социально-бытового, нередко вместе с тем и психологич. Р. "критического" реализма продолжают мн. писатели (Дж. Голсуорси, А. Франс, Р. Роллан, Р. Тагор, Т. Манн, А. Моравиа, Г. Грин, Э. Хемингуэй, Г. Бёлль, У.Фолкнер и др.). В то же время в развитии жанра наметились две новые и противоположные тенденции. С одной стороны, кризис идеологич. сознания бурж. общества проявился в утере ориентации на объективные процессы и закономерности обществ, жизни, в резком усилении субъективности и индивидуалистичности миросозерцания. Захваченные им романисты отходили от реализма и сосредоточивались на субъективном "потоке сознания" героев, на анализе их эмоциональных впечатлений от жизни, не пронизанном общей идейной концепцией и часто переходящем в психологич. "натурализм". Так возник в мировой лит-ре 20 в. модернистский Р. (А. Белый, М. Пруст, Дж. Джойс, Ф. Кафка и др.; см. также "Новый роман").

С другой стороны, в России, затем в СССР и позже в др. странах в их социалистических лит-pax, выражающих революционное конкретно-историч. миропонимание, создавались Р., продолжавшие демократич. традиции реализма 19 в. Они изображали процесс усвоения нового мировоззрения граждански-активной частью рабоче-крест. масс и демократич. интеллигенции и вместе с тем процесс их участия в революц. движении, в гражд. борьбе, в строительстве и защите нового общества. В основном это - Р. на темы борьбы и труда, социально-политические по своей проблематике и конфликтам, героические или романтико-героические по своему пафосу, критически-утверждающие жизнь, созданные на основе принципов социалистического реализма. В собственно жанровом плане они заключают в себе новое свойство: в них, как и в Р. 19 в., характеры осознаются в их развитии, но развитие это происходит на основе действенного участия героев в революц. становлении нового общества. Такие Р. бывают и не очень велики по сюжетному объёму ("Мать" М. Горького, "Разгром" А. А. Фадеева, "Как закалялась сталь" Н. А. Островского), но часто в связи с особенностями своего содержания достигают монументальных масштабов сюжетного развития, являются романами-эпопеями нового типа. В многонац. советской лит-ре роман-эпопею представляют такие произв., как "Тихий Дон" М. А. Шолохова, "Хождение по мукам" А. Н. Толстого, "Живые и мёртвые" К. Симонова, "Кровь людская - не водица" М. А. Стельмаха, "Просвет в тучах" А. М. Упита, "Путь Абая" М. Ауэзова и др.; в зарубежных социалистич. лит-pax - " Мёртвые остаются молодыми " А. Зегерс, "Коммунисты" Л. Арагона, "Хвала и слава" Я. Ивашкевича.

Лит.: Веселовский А. Н., История или теория романа?, Избр. статьи, Л., 1939; Г р и ф ц о в Б. А., Теория романа, М., 1927; Фоке Р., Роман и народ, пер. с англ., М., I960; Деке П., Семь веков романа, пер. с франц., М., 1962; Кожинов В. В., Происхождение романа, М., 1963; Мотылёва Т. Л., Зарубежный роман сегодня, М., 1966; Левидова И., Роман - в центре споров, "Вопросы литературы", 1967, № 5; Б а х т и н М. М., Эпос и роман, "Вопросы литературы", 1970, № 1; Поспелов Г. Н., Романические жанры в эпосе, в его кн.: Проблемы исторического развития литературы, М., 1972; Судьбы романа, Сб. ст., М., 1975; Kayser W., Entstehung und Krise des modernen Romans, Darmstadt, 1965; Stevick Ph., The theory of novel, N. Y., 1967; Bourneuf R., Ouellet R., L'univers du roman, P., 1972; H i 1 1 e-brand В., Theorie des Romans, Bd 1 - 2, Munch., 1972 (лит.). Г. Н. Поспелов.

РОМАН (Roman), город на С.-В. Румынии, на р. Молдова, при впадении её в р. Сирет, в уезде Нямц. 46,7 тыс. жит. (1973). 3-д стальных труб, машино-строит., пищ. (сах., маслоб.) пром-сть, произ-во стройматериалов.

РОМАН МСТИСЛАВИЧ (г. рожд. неизв.- ум. 1205), князь новгородский (1168-69), владимиро-волынский (1170- 1205) и одновременно (с 1199) - галицкий, сын вел. князя киевского Мстислава Изяславича и дочери польск. короля Болеслава Кривоустого. Вёл успешную борьбу с боярством и церк. знатью за укрепление княжеской власти. Владея объединённым Галицко-Волынскпм княжеством и распространив свою власть на Киевщину, Р. М. стал одним из сильнейших князей Руси. С ним считались Византия, Польша, Венгрия, а рим. папа Иннокентий III предложил Р. М. королев, корону при условии принятия католичества, но получил отказ. Чтобы укрепить своё влияние на польск. дела и продвинуться в Саксонию, P.M. вмешался в борьбу польск. князей, но в 1205 попал в засаду, организованную поляками у Завихоста на Висле, и был убит.

Лит.: Пашу то В. Т., Очерки по истории Галицко-Волынской Руси, [М.], 1950.

"РОМАН О ЛИСЕ" ("Roman de Renart"), памятник французской гор. лит-ры, сложившийся в основном к сер. 13 в. Прямым источником "Р. о Л." явились нар. басни, бытовавшие в фольклоре европ. народов и оформившиеся в сер. 12 в. на терр. Сев. Франции в циклич. поэму. Др. источник "Р. о Л." - греко-лат. басенная традиция в лит-ре средневековья. "Р. о Л." состоит из 30 частей, "ветвей", объединённых темой борьбы хитрого Лиса-Ренара с грубым и глупым Волком-Изегримом и написанных, подобно фаблио, попарно рифмующимися стихами. В позднейших "ветвях" (13 в.) развлекательный, маскарадный комич. элемент сменяется острой сатирой на королев, власть, феод, знать и духовенство. Памятник переведён на голл., итал., англ., нем. и сканд. языки. К нижненем. версии (1498) восходит поэма И. В. Гёте "Рейнеке Лис" (1793).

Публ.: Le roman de Renart, branches 1 - 17, ed. d'apres le manuscript de Cange par M. Roques, P., 1948 - 60 (изд. продолж.); в рус. пер., в кн.: Хрестоматия по зарубежной литературе. Литература средних веков, сост. Б. И. Пуришев и Р. О. Шор, М., 1953, с. 294-305.

Лит.: История французской литературы, т. 1, М. -Л., 1946, с. 144 - 50; Flinn J., Le Roman de Renart..., [Toronto], 1963; S u d r e L., Les sources du Roman de Renart, Gen., 1974. В. С. Лозовецкий.

"РОМАН О РОЗЕ" ("Roman de la Rose"), памятник французской ср.-век. лит-ры. 1-я часть поэмы написана в 20-е гг. 13 в. Гильомом де Лоррисом. Повествование облечено в форму аллегорич. сна автора, где фигурируют персонифицированные пороки и добродетели, рассказывается в иносказат. форме о любви поэта к Розе, олицетворяющей и идеальную женственность, и божеств, благодать. 2-я часть написана ок. 1260 клириком Жаном де Меном. Пересматривая куртуазные взгляды, ряд филос. воззрений эпохи, он ратует за свободную любовь, разум, равенство людей, показав себя при этом незаурядным сатириком-нравоописателем. "Р. о Р." был популярен в 14-16 вв.

Изд.: Roman de la Rose, t. 1 - 3, P., 1965 - 70; в рус. пер., в кн.: Хрестоматия по зарубежной литературе. Литература средних веков, сост. Б. И. Пурншев н Р. О. Шор, М.. 1953.

Лит.: История французской литературы, т. 1, М.-Л., 1946, с. 150 - 54; J u n g M. R., Etudes sur le роете allegorique en France au Moyen age, Berne, 1971; Hilder G., Der scholastische Wortschatz bei Jean de Meun, Tubingen, 1972. А. Д. Михайлов.

РОМАН СЛАДКОПЕВЕЦ (Romanes Melodos) (кон. 5 в., Эмеса, Сирия,- ок. 560, Константинополь), византийский церковный поэт. Придал лит. совершенство форме кондака (стихотв. проповедь со строфич. делением и рефреном, часто с элементами драматизации). Стихи Р. С. отличаются цельностью нравств. эмоции, простотой и яркостью выражения. Под именем Р. С. дошло 85 текстов, из к-рых 60 подлинны. Нек-рые кондаки Р. С. были усвоены церк. обиходом в слав, странах, в т. ч. на Руси.

Соч.: Romanes le Melode, Hymnes, in-trod., texte critique, trad, et notes de J. Gros-didier de Matons, t. 1 - 3, P., 1964 - 65; в рус. пер., в кн.: Памятники византийской литературы IV -IX вв., М., 1968, с. 209 - 14.

Лит.: История Византии, т. 1, М., 1967, с. 426-28.

"РОМАН-ГАЗЕТА", массовое периодич. издание совр. художеств, литературы, преим. романов и повестей. Возникнув по мысли В. И. Ленина и инициативе М. Горького в июле 1927, "Р.-г." выходила в изд-ве "Московский рабочий", с 1931 - в Гослитиздате (изд-во "Художественная литература"). Периодичность 1 номер, а с 1957-2 номера в месяц. Редактировали "Р.-г." И. М. Беспалов, М. И. Серебрянский, В. Кин, В.Г. Ильинков и др. "Р.-г." призвана популяризировать лучшие произв. совр. советских и зарубежных авторов, ранее уже выходившие на рус. яз. В "Р.-г." печатались "Дело Артамоновых" М. Горького, "Тихий Дон" М. А. Шолохова, поэма "Василий Тёркин" А. Т. Твардовского, "Повести гор и степей" Ч. Айтматова, "Ледовая книга" Ю. Смуула; романы "В огне" А. Барбюса, "На западном фронте без перемен" Э. М. Ремарка, "Слово перед казнью" Ю. Фучика и мн. др. Тираж св. 1,5 млн. экз. (1975).

В. А. Калашников.

РОМАНЕЛЛИ (Romanelli) Пьетро (р. 20.12.1889, Рим), итальянский археолог, чл. Нац. академии деи Линчей (1950). Проф. Римского ун-та (1926-60). Производил раскопки в Анатолии (1913), в Триполитании (1919-23; в частности в Лептис-Магна) и этрусского г. Тарквинии (1930-38). На Палатинском холме в Риме им открыты (1946-60) остатки древнейшего поселения.

Соч.: Leptis Magna, Roma, 1925; La Cirenaica romana, Verbania, 1943; Tarquinia. La necropoli e il museo, Roma, 1951; Storia delle province romane dell'Africa, Roma, 1959; II Foro rpmano, Bologna, 1959; Topografia e archeologia dell'Africa romana, Torino, 1970 (Enciclopedia classica, ser. III).

РОМАНЕНКО Прокофий Каленикович [26.7(8.8). 1906, с. Сосонка, ныне Винницкого р-на Винницкой обл. УССР, -17.7. 1965, там же], новатор колхозного производства, дважды Герой Социалистического Труда (1950, 1958). Чл. КПСС с 1938. В 1930-37 и 1944-50 пред, сельского Совета. В 1950-59 пред, колхоза "Ленинский шлях" Калиновского (ныне Винницкого) р-на Винницкой обл. Под руководством Р. колхоз ежегодно получал высокие урожаи с.-х. культур и добился успехов в развитии животноводства. В 1957 урожай с 1 га составил: зерновых культур 24,4 ц, сах. свёклы 394,6 ц; на 100 га с.-х. угодий было произведено 354 ц молока, 43,6 ц мяса. Надой молока от фуражной коровы 3884 кг. Награждён орденом Ленина. Портрет стр. 188.

РОМАНЕНКО Прокофий Логвинович [13(25).2.1897, хутор Романенки, ныне Роменского р-на Сумской обл.,- 10.3.1949, Москва], советский военачальник, ген.-полковник (1944). Чл. КПСС с 1920. Из крестьян. Окончил школу прапорщиков (1917). Участвовал в 1-й мировой войне 1914-18. С 1918 в Красной Армии. Участвовал в Гражд. войне 1918-20 - командир полка. Окончил Воен. академию им. М. В. Фрунзе (1933) и Высшую воен. академию им. К. Е. Ворошилова (1948). В Великую Отечеств, войну 1941-45 - командующий 17-й армией Забайкальского фронта и 3-й танк, армией Брянского фронта (194Г- сент. 1942), зам. командующего Брянским фронтом (сент.- нояб. 1942), командующий 5-й и 2-й танк. (нояб. 1942 - февр. 1943), 48-й (1943 - дек. 1944) армиями на Зап., Брянском, Юго-Зап. и 1-м Белорус. фронтах. В 1945-47 командовал Вост.-Сиб. воен. округом. Деп. Верх. Совета СССР 2-го созыва. Награждён 2 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Суворова 1-й степени, 2 орденами Кутузова 1-й степени и медалями, а также орденом МНР.

РОМАНИЗМ, направление в нидерландском искусстве 16 в. Представители Р. (живописцы и гравёры: основатель течения Ян Госсарт, Барент ван Орлей, Мартен ван Хемскерк, Ян ван Скорел, Франс Флорис, отчасти Лука Лейденский) под влиянием художеств, культуры итал. Возрождения разрабатывали новые для нидерл. иск-ва проблемы (анатомия, перспектива) и темы (антич. мифология, обнажённая натура). Романисты способствовали упрочению гуманистич. тенденций в иск-ве, но, будучи не в состоянии органически сочетать итал. ренессансную и старонидерл. традиции, нередко склонялись к эклектизму.

Я. Г о с с а р т. "Нептун и Амфитрита". 1516. Картинная галерея. Берлин.

Лит.: Ф е х н е р Е. Ю., Нидерландская живопись XVI в., Л., 1949; Виппер Б. Р., Становление реализма в голландской живописи XVII века, М., 1957; Р и у v e I d e L. van, La peinture flamande au siecle de Bosch et Breughel, P., 1962.

РОМАНИСТИКА, область филологии, изучающая романские языки и литературы, фольклор и культуру романских народов. Р. возникла в ср. века, но получила развитие в эпоху Возрождения. Одним из первых филологов-романистов был Данте. В трактате "О народном красноречии" (1305-08) он выступил в защиту живых нар. языков, к-рые обычно рассматривались как недостаточно "благородные" по сравнению с лат. языком, имевшим богатую лит. традицию. В 16-17 вв. вопросы изучения романских языков и лит-р обсуждались в Италии, Испании и особенно во Франции. В 18 в. романским языкам и лит-рам были посвящены статьи в "Энциклопедии наук, искусств и ремёсел" (1751-80), руководимой Д. Дидро и Ж. Л. Д'Аламбером. Новая эпоха для Р. наступает в 1-й трети 19 в., когда был открыт и обоснован сравнительно-историч. метод изучения родства языков. Романские языки дали обширный материал для подкрепления этого метода: их язык-источник (лат. язык) хорошо сохранился в многочисл. и разнообразных текстах, предоставляя возможность проследить пути историч. формирования одной из родственных групп индоевропейских языков. Большой вклад в становление и развитие Р. внесли нем. языковед Ф. Диц, австр. языковеды В. Мейер-Любке, X. Шухардт, итал. языковед Г. Асколи, франц. языковед Э. Бурсье, рус. филологи А. Н. Веселов-ский, В. Ф. Шишмарёв, М. В. Сергиевский и др.

К нач. 20 в. под влиянием новых идей И. А. Бодуэна де Куртенэ и позднее Ф. де Соссюра учёные "тали обращать внимание не только на историю романских языков и лит-р, но и на их совр. (синхронное) состояние (изучение разговорной речи, языка художеств, лит-ры и др.). Стали успешно развиваться лингвогеография, стилистика, изучаются проблемы связи языка и культуры и др. Однако менее изученными остаются более "редкие" романские языки и лит-ры (в Португалии, Каталонии, Провансе, Лат. Америке), история романских лит. языков (их грамматич. структура, формирование лексики). Возникают новые проблемы, относящиеся к взаимодействию между романскими языками и лит-рами и шире - между культурами народов, говорящих на романских языках.

Центры изучения романских языков и лит-р существуют гл. обр. в романских странах (Франция, Италия, ФРГ, Румыния). В СССР - в ун-тах и ин-тах языкознания в Москве, Ленинграде, Кишинёве. Романское лингвистич. об-во ("Societe de linguistique romane", пред. К. Бальдингер, ФРГ) 1 раз в 3 года созывает междунар. конгрессы по Р. (1-й в 1895, Бордо, 14-й в 1974, Неаполь).

Лит.: Бурсье Э., Основы романского языкознания, пер. с франц., М., 1952; Степанов Г. В., Испанский язык в странах Латинской Америки, М., 1963; Будагов Р. А., Литературные языки и языковые стили, М., 1967; Иордан И., Романское языкознание. Историческое развитие, течения, методы, пер. с рум., М., 1971; Шишмарёв В. Ф., История итальянской литературы и итальянского языка, Л., 1972; Сравнительно-сопоставительная грамматика романских языков. Проблема структурной общности, М., 1972; Е 1 с о с k W., The romance languages, L., I960; Niculescu A., Individualitatea limbii romane intre limbile romanice, Buc., 1965; Wartburg W. v о n. La fragmentation linguistique de la Romania, P., 1967; В a 1 W., Introduction aux etudes de linguistique romane, P., 1966 (есть лит.); М о u r i n L., Pohl J., Bibliographic de linguistique romane, 4ed., Brux., 1971; Baldinger K., La formacion de los dominios linguisticos de la peninsula iberica, Madrid, 1972.

P. А. Будагов.



РОМАНИЦКИЙ Борис Васильевич [р. 18(30).3.1891, с. Чернобай, ныне Черкасской обл.], украинский советский актёр и режиссёр, нар. арт. СССР (1944). Чл. КПСС с 1940. В 1913 начал выступать в труппе П. К. Саксаганского, будучи студентом Киевской муз.-драматич. школы им. Н. В. Лысенко (окончил в 1915). Ученик М. К. Заньковецкой и Саксаганского, оказавших большое влияние на его иск-во. В 1922 - один из основателей и художеств, руководитель (до 1948), актёр и режиссёр Укр. театра им. М. К. Заньковецкой (г. Ль"ов). Остротой характеристики, разнообразием красок отличается интерпретация Р. ролей в пьесах укр. классики и произв. сов. драматургии: Чалый ("Савва Чалый" Карпенко-Карого), Микола Задорожный ("Украденное счастье" Франко), Храпов ("Васса Железнова" Горького), Гайдай ("Гибель эскадры" Корнейчука), Раевич ("Шторм" Билль-Белоцер-ковского) и др. Среди лучших ролей в пьесах рус. и зарубежной классики: Войницкий ("Дядя Ваня" Чехова), Карл ("Разбойники" Шиллера), Отелло ("Отелло" Шекспира, впервые на укр. сцене). Поставил спектакли: "Гибель эскадры" (1933); "На большую землю" Хижняка (1949; Гос. пр. СССР, 1950). Автор книги "Украинский театр в прошлом и настоящем" (1950). Гос. пр. УССР им. Т. Шевченко (1974). Награждён 2 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

Лит.: tC о р д и а н и Б. Ф., Б. В. Романицкий - народный артист СССР, К., 1960.

РОМАНКОВ Пётр Григорьевич [р. 4(17). 1.1904, г. Ейск, ныне Краснодарского края], советский химик-технолог, чл.-корр. АН СССР (1964). Окончил (1929) Ленингр. технологич. ин-т. В 1929-33 ассистент Моск. высшего технич. уч-ща им. Н. Э. Баумана; в 1933-34 преподавал в Моск. химико-технологич. ин-те им. Д. И. Менделеева и в Моск. ин-те хим. машиностроения. С 1934 работает в Ленингр. технологич. ин-те им. Ленсовета (с 1941 зав. кафедрой процессов и аппаратов). Осн. труды в области кинетики процессов хим. технологии. Награждён 5 орденами, а также медалями.

Соч.: Сушка во взвешенном состоянии, 2 изд., Л., 1968 (совм. с Н. Б. Рашковской); Непрерывная адсорбция паров и газов, Л., 1968 (совм. с В. 'Н. Лепилиным); Примеры и задачи по курсу процессов и аппаратов химической технологии, 7 изд., [Л.], 1969 (совм. с К. Ф. Павловым и А. А. Носковым); Гидромеханические процессы химической технологии, 2 изд., Л., 1974 (совм. с М. И. Курочкиной ).

РОМАН-КОШ, самая высокая вершина Крымского п-ова. Расположена на зап. крае массива Бабуган-Яйла, в Юж. гряде Крымских гор. выс. 1545 м. Сложена известняками; ландшафт каменистого горного луга; у вост. подножия - типичный карстовый ландшафт.

РОМАНО (Romano) Джулио (1492 или 1499-1546), итальянский архитектор и живописец; см. Джулио Романа.

РОМАНОВ Борис Александрович [29.1(10.2). 1889, Петербург,- 18.7.1957, Ленинград], советский историк, доктор ист. наук (1941), проф. (1947). Окончил Петерб. ун-т (1912). В 1918-29 работал в Центрархиве; с сер. 30-х гг.- в ин-тах АН СССР, в 1944-57 - в Ленингр. отделении Ин-та истории АН. Одновременно вёл педагогич. работу в ЛГУ (1919-27 и 1944-51). Осн. труды по древнерус. истории, источниковедению, истории рус. империализма: проблемы дальневост. политики в кон. 19 - нач. 20 вв., дипломатическая история рус.-япон. войны, финансовые отношения со странами Запада и т. д.

Соч.: Люди и нравы древней Руси (Историко-бытовые очерки XI - XIII вв.), 2 изд., М.- Л., 1966; Комментарии к "Русской Правде", в кн.: Правда Русская, т. 2, М. -Л., 1947; Очерки дипломатической истории русско-японской войны, 1895-1907, 2 изд., М.-Л., 1955.

Лит.: Вал к С. Н., Б. А. Романов, в сб.: Исторические записки, т. 62, М., 1958 (приведён список трудов Р.).

РОМАНОВ Григорий Васильевич (р. 7.2.1923, дер. Зихново, ныне Борович-ского р-на Новгородской обл.), советский гос. и парт, деятель. Чл. КПСС с 1944. Род. в крест, семье. В 1953 окончил Ленингр. кораблестроит. ин-т (заочно). Участник Великой Отечеств. войны 1941-45. В 1946-54 конструктор, нач. сектора Центр, конструкторского бюро на з-де им. А. А. Жданова (Ленинград) Мин-ва строит, пром-сти. В 1955-57 секретарь парткома, парторг ЦК КПСС на том же з-де. В 1957-61 секретарь, 1-й секретарь Кировского райкома КПСС в Ленинграде. В 1961-62 секретарь Ленингр. горкома КПСС. В 1962-63 секретарь, в 1963-70 2-й секретарь Ленингр. обкома КПСС (в 1963-64 2-й секретарь Ленингр. пром. обкома КПСС). С сент. 1970 1