БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201ами" (греч. "семейон" имеет оба значения). Удары в квантитативной ритмике - не импульсы, а границы сопоставляемых по величине отрезков, на к-рые делится время. Восприятие времени сближается здесь с пространственным, а понятие Р.- с симметрией. Подчинение временных соотношений определённым заданным формулам, отличающее танец от любых др. движений, переносится и на жанры, непосредственно с танцем не связанные (напр., эпос), где словесный текст укладывается в предустановленные стиховые формулы. Благодаря различиям слогов по длительности стиховой текст становится мерой (метром) для Р., но только как последовательность долгих и кратких слогов; собственно Р. ("течение") стиха, деление на арсисы и тезисы и определяемая ими акцентуация, не связанная со словесными ударениями, относится к музыкально-танц. стороне синкретич. иск-ва. На антич. ритмику опираются представления о Р. как о стройности и размеренности и о метре как о проявлении Р. на речевом материале. Последнее неверно уже по отношению к античности, знавшей свободный (неметрический) речевой Р. ораторской прозы. Возникшие в конце античности чисто речевые стихи, основанные на словесных ударениях, также получили название "ритмов" в отличие от квантитативных "метров".

В "ритмическом" стихосложении, достигшем полного развития в новое время, проявляется третий (после интонационного и квантитативного) тип Р.- акцентный, свойственный поэзии и музыке, отделившимся друг от друга и от танца. Развивающиеся на фоне "искусственной" "книжной" прозы (а не устной речи, как метрич. стихосложение) новые стиховые системы подчёркивают динамическую и эмоциональную стороны Р. Стиховые размеры регулируют акцентные импульсы, а не временные соотношения. При этом свобода и разнообразие Р. ценятся выше его "правильности" (подчинения правилам стихосложения). В реальном звучании предписанная правилами схема стиха взаимодействует с разнообразными акцентами и членениями текста, и это допускаемое в рамках схемы разнообразие играет доминирующую роль и в качестве собственно Р. стиха обычно противопоставляется его метру. Так, в силлабо-тонич. стихосложении, метр к-рого устанавливает правильное чередование сильных и слабых слогов, ритмич. разнообразие достигается тем, что в определённых условиях словесные ударения могут быть не на каждом метрич. ударении, а иногда приходятся и на метрически слабый слог. Дальнейшее разнообразие создаётся размещением словоразделов, синтаксич. пауз и фразовых акцентов.

Аналогичное противопоставление Р. и метра возникает и в отделившейся от стиха музыке. Музыкальный метр представляет собой идеальную схему чередования сильных и слабых ударений, с которой реальная акцентуация может расходиться в большей степени, чем в стихах (см. Синкопа). На фоне этой схемы ритмич. разнообразие создают муз.-смысловые акценты и членения. Сюда относятся: фразировка (поскольку музыкальный метр в отличие от стиховых не предписывает деления на строки, музыка в этом отношении ближе к прозе, чем к стихам) и группировка тактов (см. бетховенские указания "Р. из 3 тактов", "Р. из 4 тактов"); заполнение такта нотами различной длительности, ритмич. рисунок (к к-рому сводят понятие Р. многие учебники элементарной теории музыки). В акцентной ритмике нового времени соотношения длительности теряют самостоят, значение и становятся одним из средств акцентуации (более долгие звуки выделяются по сравнению с короткими). При этом нотные обозначения величин, образующих ритмич. рисунок, укаоывают не реальные длительности, а доли такта, к-рые в муз. исполнении растягиваются и сжимаются в весьма широких пределах.

В музыке 20 в. наблюдается тенденция к большей стабильности временных соотношений, что приводит к возрождению нек-рых черт квантитативной ритмики. Эта тенденция подкрепляется кино и звукозаписью, где длительность может быть выражена в пространственном измерении - в метрах киноплёнки или магнитофонной ленты.

Р. в пластических искусствах является важным средством создания композиции художественного произведения и существенным компонентом в формировании образа. С помощью того или иного ритмического строя художественным произведениям можно придать различную эмоциональную окраску. Ритмич. построения достигаются с помощью различных элементов симметрии, а также чередованием или сопоставлением любых элементов композиц. характера - контрастами или соответствиями масс, отд. предметов, линий, зафиксированных движений, светотеневых и цветовых пятен, пространств, членений и пр. Ритмич. организация способствует достижению гармонич. ясности или острой экспрессии художеств, образа, чёткости восприятия произведения зрителем.

Лит.: Серов А. Н., Ритм как спорное слово. Критические статьи, т. 1, СПБ, 1892; Труды Музыкально-этнографической комиссии, т. 3, в. 1 - Материалы по музыкальной ритмике, М., 1907; Б ю х е р К., Работа и ритм, пер. с нем., М., 1923; Пешковский А. М., Стихи и проза с лингвистической точки зрения, в его кн.: Сб. ст., Л.- М., 1925; Томашевский Б., О стихе. Статьи, Л., 1929; Ритм, пространство и время в литературе и искусстве, Л., 1974; L u s sy М., Le rythme musical, P., 1883; Sievers E., Rhythmisch-melodische Studien, Hdlb., 1912; For el O. L., Le Rythme. Etude psychologique, Lpz., 1920; D и m e s n i 1 R., Le rythme musical, 2 ed., P., 1949; Vortrage und Verhandlungen zum Problemkreise Rhythmus. "Zeitschrift fur Asthetik und allgemeine Kunstwissenschaft", Stuttg., 1927, Bd 21, H. 3. См. также лит. при ст. Метр.

М. Г. Харлап (ритм в музыке и стихе).

РИТМИКА (от греч. rhythmikos - относящийся к ритму), 1) теория ритма. 2) Совокупность ритмич. особенностей определённого языка, поэзии, музыки или определённого стиля, художеств, произведений к.-л. автора (индийская Р., Р. барокко, А. С. Пушкина, Л. Бетховена и т. п.). 3) Раздел стиховедения, в к-ром, в отличие от метрики, устанавливающей правила построения стиха, изучается разнообразие конкретных форм стиха в пределах одного и того же правильного размера стихотворного. 4) Система физич. упражнений под музыку для развития чувства ритма.

РИТМИЧЕСКОЕ ДЕЛЕНИЕ, деление муз. длительности (временной доли) на равные части. В основе Р. д.- деление на две части: целой ноты на две половинные, половинной на две четвертные, четвертной на две восьмые и т. д., а также деление трёхдольных длительностей на три части: целой ноты с точкой на три половинные, половинной с точкой на три четвертные, четвертной с точкой на три восьмые и т. д. Помимо этого, применяется произвольное (условное) деление осн. длительностей на различное число равных долей, не отвечающее господствующему в данном произв. принципу деления; т. о. возникают дуоль, триоль, квартоль, квинтоль, секстоль, септоль, октоль, нонемоль, децимоль, а также группы с большим числом дробных длительностей, не имеющие специальных названий.




2213.htm
РИЦИНОЛЕВАЯ КИСЛОТА, рицинолеиновая кислота, одноосновная ненасыщенная оксикислота жирного ряда, СН3(СН2)5СН(ОН)СН2СН=СН(СН2)7СООН, бесцветная вязкая жидкость; tпл 5,5 °С, tкип 226 - 228 °С (1,33 кн/м2), плотность 0,950 г/см3 (15 °С); не растворяется в воде, хорошо растворяется в спирте и эфире. Эфир Р. к. и глицерина - гл. составная часть (до 85%) касторового масла, из к-рого гидролизом выделяют Р. к. в смеси с др. жирными кислотами. Чистую Р. к. можно получить из этой смеси (обычно применяемой в пром-сти под назв. Р. к.) низкотемпературной кристаллизацией из ацетона. Эфиры Р.к. (напр., бутиловый) и соли кислых эфиров Р. к. и серной кислоты применяют в качестве эмульгаторов, диспергирующих веществ и смачивающих средств в текстильной пром-сти; касторовое масло и получаемый из него метиловый эфир Р. к.- сырьё в произ-ве себациновой и ундециленовой кислот, гептилового альдегида, октанола-2 и мн. др. ценных продуктов.

РИЦИНСКИЙ ЗАПОВЕДНИК, расположен на юж. отрогах Главного Кавказского хребта, на вые. 300-2200 м (наибольшая высота 2543 м и 3263 м). Организован в 1957 (под назв. РицаАвадхарский, существовал с 1947) для охраны озёр Большая Рица и Малая Рица и осн. природных ландшафтов. Пл. 16 167 га (1974). Территория расчленена мн. ущельями. На склонах (выс. 300 - 600 м) преобладают граб обыкновенный, липа кавказская, дуб имеретинский, берест, каштан обыкновенный, самшит колхидский; выше (600-1800 м) пихта и сосна кавказские, встречаются бук и ель восточные; ещё выше (1800-2200 м) преобладают пихта кавказская, бук и ель восточные, сосна Сосновского. Эти леса граничат с субальпийским поясом. Обычны кавказский олень, косуля, серна, кабан, лесная куница, кавказский улар и тетерев. В оз. Большая Рица обитает форель, акклиматизирован сиг.

Лит.: Заповедники Советского Союза, М., 1969.

РИЦИНУЛЕЙ (Ricinulei), отряд класса паукообразных. Тело дл. до 1 см, разделено на головогрудь и широкое членистое брюшко, заканчивающееся маленькой сильно суженной частью (заднебрю-шием). Подвижная складка передней части головогруди прикрывает маленькие 2-члениковые хелицеры. Из яйца выходит шестиногая личинка (как у клещей). Ок. 15 видов; распространены в Зап. Африке и Юж. Америке.

РИЦОС (Ritsos) Яннис (р. 1.5.1909, Монемвасия), греческий поэт. В нач. 30-х гг. печатался в коммунистич. прессе (стихи, поев. К. Марксу, СССР, борющемуся пролетариату др. стран). В сб-ках "Тракторы" (1934), "Пирамиды" (1935) утверждал образ современника-революционера.

В условиях фаш. диктатуры в стране (1936-41) Р. печатает поэмы "Песнь моей сестре" (1937), высоко оценённую К. Паламасом, "Весенняя симфония" (1938) и др. Поэтич. язык Р. усложняется. В годы фаш. оккупации Р. опубликовал сб. стихов "Старая мазурка в ритме дождя" (1942); участник Движения Сопротивления, он создаёт образы мужественных борцов за освобождение страны (сб. "Бдение", 1954). Поэзию Р. одухотворяет вера в социалистич. идеалы. Углублённостью филос. лирики отличается кн. стихов "Показания" (1967). С о ч. в рус. пер.: Стихи, М., 1959; Избр. лирика, [М.], 1968; Избранное, М., 1973.

РИЧАРД (Richard). В Англии: Р. I Львиное Сердце (франц. Coeur de Lion, англ. Lion-Hearted) (8.9.1157, Оксфорд,-6.4.1199, Шалю, Франция), король (с 1189) из династии Плантагенетов. Типичный ср.-век. рыцарь-авантюрист, Р. I вёл беспрерывные войны, чуждые интересам Англии и стоившие ей огромных средств. Участвовал в 3-м крестовом походе (1189-92), во время к-рого захватил о. Кипр и крепость Акру (в Палестине). На обратном пути попал в плен к австр. герцогу Леопольду V, к-рый передал его имп. Генриху VI; был выпущен только в 1194 за огромный выкуп. С 1194 вёл войну с франц. королём Филиппом II Августом, стремившимся отвоевать земли, к-рыми владели Плантагенеты во Франции. Во время войны был убит.

Лит.: Chronicles and memorials of the reign of Richard I, ed. by W. Stubbs, v. 1 - 2, L., 1864-65.

P. II (6.1.1367, Бордо,-14.2.1400, замок Понтекрафт), король (1377-99), последний из династии Плантагенетов. Внук короля Эдуарда III, сын Эдуарда Чёрного принца. В малолетство Р. II управление страной осуществлял совет во главе с его дядей Джоном Гонтом, герцогом Ланкастерским. Р. II принял непосредств. участие в подавлении Уота Тайлера восстания 1381. С 1389 правил самостоятельно, опираясь на парламент и часть знати. В 1397 установил строго единоличное правление, что вызвало мятеж крупных феодалов во главе с сыном Дж. Гонта Генрихом Ланкастером (позднее король Генрих IV); 30 сент. 1399 Р. II был низложен и позднее убит (или умер от голода в заточении). Р. II посвящена историч. драма Шекспира.

Лит.: Steel А. В., Richard II, Camb., 1941.

P. III (2.10.1452, замок Фотерингей,- 22.8.1485, Босворт), король с 1483, последний из династии Йорков. Младший брат короля Эдуарда IV. Герцог Глос-терский (с 1461). Стал королём во время Алой и Белой розы войны; назначенный в 1483 протектором королевства при малолетнем Эдуарде V (сыне Эдуарда IV) низложил его и заключил в Тауэр. В битве при Босворте (1485) потерпел поражение и был убит.

В лит-ре 16 в. Р. III обычно изображался как непосредственный участник убийства низложенного англ, короля Генриха VI, а также Эдуарда V и его брата. Р. III приписывали также отравление его жены Анны и убийство брата - герцога Кларенса. Р. III посвящены "История Ричарда III" Т. Мора (неоконч.; рус. пер. 1973) и историч. драма Шекспира "Ричард III".

Лит.: Kendall Р. М., Richard the Tihrd, L., 1955.

РИЧАРДИЯ, ришардия (Richardia), ричардсония (Richardsonia), род травянистых растений сем. мареновых. Листья супротивные, корни чётковидно-утолщённые. Ок. 10 видов, все - в Юж. Америке. Корни Р. бразильской (R. brasiliensis) и нек-рых др. видов, внешне похожие на корни ипекакуаны, использовались для её фальсификации.

РИЧАРДС (Richards) Дикинсон (р. 30.10.1895, Ориндж, Нью-Джерси), американский кардиолог, чл. Нац. академии наук США. В 1922 окончил Колумбийский ун-т; в 1947-61 проф. медицины, в 1945-61 руководитель, мед. отдела госпиталя Белвью (Нью-Йорк). Совм. с А. Курнаном разработал новые методы исследования функций сердца и лёгких (в т. ч. катетеризацию сердца) в норме и патологии; исследовал особенности сердечной деятельности в условиях травматич. шока. Нобелевская пр. (1956, совм. с А. Курнаном и В. Форсманом).

Соч.: Circulation of the blood. Men and ideas, N. Y., 1964 (совм. с А. Р. Fishman).

РИЧАРДС (Richards) Теодор Уильям (31.1.1868, Джермантаун, Пенсильвания,- 2.4.1928, Кембридж, Массачусетс), американский химик. С 1901 проф. Гарвардского ун-та в Кембридже (США). В 1888-1923 на основе разработанной им новой методики произвёл весьма точные определения атомных масс 25 элементов. В 1902 дал экспериментальное подтверждение Фарадея законов. В 1913 нашёл, что атомные массы РЬ, полученного из урановых и из торцевых руд, различны; это было одним из первых доказательств существования изотопов. Нобелевская пр. (1914).

Соч.: Determinations of atomic weights of silver, lithium and chlorine, Wash., 1910 (совм. с H. H. Willard).

Лит. .-Hartley H., Theodore William Richards memorial lecture, "Journal of the chemical society", 1930, pt 2, p. 1937 - 69.

РИЧАРДСОН (Richardson) Генри Хендел (псевд.; наст, имя и фам. Этель Флоренс Линдсей Ричардсон) (3.1.1870, Мельбурн,-20.3.1946, Фэрлайт, Суссекс), австралийская писательница. Окончила колледж в Мельбурне, муз. образование получила в Лейпциге. С 1888 жила в Европе'(с 1895 - в Великобритании). В романах "Морис Гест" (1908), "Молодая Козима" (1934) и др. реалистическое изображение внутреннего мира человека сочетается с идеализацией "сильной" личности в духе ницшеанства. Трилогия Р. "Судьба Ричарда Маэни" (1917-29), в к-рой на широком фоне австрал. и англ, жизни 2-й пол. 19 в. показана трагедия человека, твёрдого в своих моральных принципах и внутренне обособленного, занимает заметное место в истории австрал. романа. Автор мемуаров, "Я в молодости" (опубл. в 1948).

Лит.: Palmer N.. H. H. Richardson. A study, Sydney, 1950; В и с k l e у V., H. H. Richardson, Canberra, 1963; Но we 1 Is G., H. H. Richardson. 1870-1946. A bibliography..., Canberra, 1970: Green D., Ulysses bound: Henry Handel Richardson and her fiction, Canberra, 1973.

РИЧАРДСОН (Richardson) Генри Хобсон (29.9.1838, Сент-Джеймс, Луизиана,- 27.4.1886, Бруклин, близ Бостона, Массачусетс), американский архитектор. В 1859 окончил Гарвардский ун-т в Кембридже (США), в 1865 Школу изящных иск-в в Париже. С 1865 работал в Нью-Йорке, с 1874 в Бруклине. Наиболее влиятельный амер. архитектор 1870 - 1880-х гг., Р. мастерски использовал массивные, внушительные формы романского стиля для создания подчёркнуто солидных, эффектных, иногда как бы навеянных романтич. легендами композиций (церковь Тринити-чёрч в Бостоне, 1873- 1877; суд и тюрьма графства Аллегейни в Питсбурге, 1884-88). Вместе с тем здания Р., заложившие основу специфически амер. архит. традиции, имели чёткую функциональную организацию, а оптовый магазин "Маршалл Филд" в Чикаго (1885-87, не сохранился) строгой простотой своих фасадов предвосхищает чикагские рационалистич. здания 1880- 1890-х гг. Деревянные дома Р. (Брайентхаус в Кохассете, Массачусетс, 1880) положили начало "гонтовому стилю" компактных и удобных жилищ.

Г. X. Ричардсон. Здания суда и тюрьмы в Питсбурге. 1884-88.

Лит.: Hitchcock H. R., The architecture of H. H. Richardson and his times, new ed., Camb. (Mass.), 1966.

РИЧАРДСОН (Richardson) Джеймс (3.11.1806, Бостон,-4.3.1851, Кукава, близ оз. Чад), английский исследователь Африки. В 1845-46 путешествовал по Сахаре, первым из европейцев проник из Триполи через Гадамес в оазис Гат. В 1849-51 возглавлял экспедицию в глубь Африки, в ходе к-рой прошёл из Туниса в Триполи и затем пересек Сахару (через Мурзук, Гат и Агадес). Исследования Р. продолжили его спутники Г. Барт и А. Офервег.

Соч.: Travels in the great Desert of Sahara in 1845 and 1846, v. 1-2, L., 1848; Narrative of a mission to Central Africa, v. 1-2, L., 1853.

Лит. .Горнунг М. Б.,Липец Ю. Г., Олейников И. Н., История открытия и исследования Африки, М., 1973.

РИЧАРДСОН (Richardson) Джон (5.11.1787, Дамфрис, Шотландия,- 5.6.1865, Грасмир, Великобритания), шотландский исследователь Канадской Арктики, врач. В 1819-22 и 1825-27 участвовал в экспедициях Дж. Франклина; в 1826, следуя во главе морского отряда на В. от зал. Макензи, открыл участок сев. берега Сев. Америки (дл. более 1500 км), в частности п-ов Парри и прол. Долфин-энд-Юнион. В 1848 Р. прошёл вдоль берега по суше от устья р. Макензи до п-ова Бутия. Член Королевского об-ва (1825).

Соч.: Arctic searching expedition, a journal of a boat-voyage throught Rupert's land and the Arctic sea, in search of the discovery ships under command of sir John Franklin, L., 1851.

Лит.: Магидович И. П., История открытия и исследования Северной Америки,

РИЧАРДСОН (Richardson) Оуэн Уилланс (26.4.1879, Дьюсбери, Йоркшир,- 15.2.1959, Элтон, Хэмпшир), английский физик, чл. Лондонского королев, об-ва (с 1913). Окончил Кембриджский ун-т (1900). В 1900-06 сотрудник Кавендиш-ской лаборатории, в 1906-13 проф. Прин-стонского ун-та. В 1914-24 проф., в 1924-44 руководитель науч. исследований по физике, с 1944 почётный проф. Лондонского ун-та. Осн. труды по термоэлектронной эмиссии. В 1901 нашёл зависимость плотности тока термоэлектронной эмиссии от темп-ры поверхности металла (см. Ричардсона формула). Р. занимался также изучением фотоэлектрического эффекта, эмиссии электронов под действием химич. агентов, нек-рых вопросов магнетизма, квантовой теории, спектроскопии, физики рентгеновских лучей и т. д. Нобелевская пр. (1928).

Соч.: The electron theory of matter, 2 ed., Camb., 1916; The emission of electricity from hot bodies, 2 ed., L.- N. Y-, 1921; Molecular hydrogen and its spectrum, New-Haven - L., 1934.

Лит.: Wilson W., Owen Willans Richardson (1879-1959), "Biographical Memoirs of Fellows of the Royal Society", 1959, v. 5, p. 207 - 15 (лит.).

РИЧАРДСОН (Richardson) Сэмюэл (1689, Дербишир, - 4.7.1761, Парсонс-Грин), английский писатель. Сын столяра, ученик лондонского типографа, затем хозяин собственной типографии. Выступил с романом "Памела, или Вознаграждённая добродетель" (1740; рус. пер. 1787), в центре которого мастерски разработанный социально-этич. конфликт между служанкой и помещиком, между "щепетильной" моралью буржуа и сословной бесцеремонностью аристократа. Демократич. пафос романа - в утверждении духовных и нравств. возможностей простолюдина. Однако гуманистич. просветит, идеал Р. ограничен пуританскими предрассудками автора. Роман вызвал пародийные переложения и "продолжения" (см. в ст. Г. Филдинг). Вершина творчества Р.- проблемный роман "Кларисса" (т. 1-7, 1747-48; рус. пер. 1791-92). Уравняв Клариссу и её соблазнителя Ловласа в обществ, положении, Р. сосредоточивает внимание на психологич. и нравств. сторонах конфликта героини с пошлым, расчётливым окружением, показывает растлевающую силу денег. Кларисса - один из первых трагич. характеров в прозе нового времени. Завоеванием просветит, реализма стал и образ Ловласа, в к-ром "аристократические" пороки уживаются с гуманными душевными порывами. Попытка создать безупречно положит, героя в "Истории сэра Чарльза Грандисона" (т. 1-7, 1754; рус. пер. 1793-94) успехом не увенчалась. Нек-рыми мотивами последний роман Р. близок лит-ре предромантизма. Творчество Р. высоко ценили Вольтер, Д. Дидро. В 20 в. интерес к Р. возрождается. Встречаются попытки модернистского истолкования его творчества (напр., с точки зрения психоанализа, лит-ры "потока сознания").

С. Ричардсон

С о ч.: Novels, v. 1 - 19, Oxf., 1930; Selected letters, Oxf., 1964.

Лит.: Г е т г н е р Г., История всеобщей литературы, т. 1, СПБ, 1896; Е л и с т р а-т о в а А., Английский роман эпохи Просвещения, М., 1966; Cordasco F., Samuel Richardson, Brooklyn, 1948; В r i s s e n d e n R., Samuel Richardson, Lincoln (Nebr.), 1958; Watt I., The rise of the novel, Berkeley - Los Ang., 1962; Eaves Т. С. D u n k a n and Kimpel Ben D., S. Richardson. A biography, Oxf., 1971. В. А. Харитонов.

РИЧАРДСОН (Richardson) Тони (наст, имя Сесил Антони) (р. 5.6.1928, Шипли, Йоркшир), английский режиссёр театра и кино. Окончил Оксфордский университет. В 1949-51 президент Драматического общества этого ун-та. Творч. деятельность начал на телевидении. В 1955 зам. художественного руководителя "Ройял корт тиэтр" (труппа "Инглиш стейдж компани"), где поставил пьесы совр. драматургов, в к-рых затрагиваются острые социальные вопросы: "Оглянись во гневе" (1956, в 195/спектакль показан в Москве), "Комедиант" (1957) и "Лютер" (1961) Осборна, "Орфей спускается в ад" Теннесси Уильямса (1959). Среди работ в др. театрах: "Перикл" (1958) и "Отелло" (1959, с участием П. Робсона) Шекспира в Шекспировском мемориальном театре (Стратфорд-он-Эйвон), "Вкус мёда" Дилэни, "Св. Иоанна скотобоен" Брехта, "Карьера Артура Уи" Брехта и др. С 1959 работает в кино. Среди фильмов - "Оглянись во гневе" (1958), "Комедиант" (1960), "Вкус мёда" (1961), "Том Джонс" (1963).

Лит.: Современный английский театр, [Сб.], М., 1963.

РИЧАРДСОНА ФОРМУЛА, выражение, определяющее величину плотности j тока насыщения термоэлектронной эмиссии. Первоначально была получена О. У. Ричардсоном на основе классич. электронной теории металлов, затем уточнена им при термодинамич. рассмотрении термоэлектронной эмиссии. Окончательно уточнил Р. ф. амер. учёный С. Дэшман на основе квантовой теории. Полученная им формула обычно наз. формулой Ричардсона - Дэшмана.

Лит. см. при ст. Термоэлектронная эмиссия.

РИЧАРДСОНА ЭФФЕКТ, то же, что термоэлектронная эмиссия.

РИЧАРДСОНИЯ, растение семейства мареновых; то же, что ричардия.

РИЧЕРКАР (итал. ricercar, от ricercarе - искать, разыскивать), в зап.-европ. музыке 16-17 вв. род полифонич. пьесы имитационного склада, родственной фантазии; предшественник фуги. Название связано с тем, что имитация воспринималась как нахождение различными голосами той же темы. Зародился в Италии в лютневой музыке, позднее широкое распространение получил и Р. для органа (К. Меруло, А. Вилларт, А. Габриели, Дж. Фрескобальди и др.). С кон. 16 в. Р. развивали гл. обр. немецкие композиторы (И. Фробергер, Д. Букете-худе, И. С. Бах).

РИЧИ -КРЕТЬЕНА СИСТЕМА РЕФЛЕКТОРА, один из типов рефлекторов. В этой системе параллельные пучки света, и