БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201унок. 1. "Фараон на военной колеснице" (Древний Египет). Рисунок на терракоте. 12 в. до н. э. Египетский музей. Каир. 2. Т. н. мастер Ахиллеса (Древняя Греция). Рисунок на аттическом лекифе из Эретрии. Ок. 450 до н. э. Национальный археологический музей. Афины, фрагмент. 3. Виллар де Оннекур (Франция). "План апсиды и фигура Христа". Чернила, перо. 13 в. Национальная библиотека. Париж. 4. "Придворный карлик Мурада III в образе планеты Марс" (Персия). Тушь, золотая краска, перо. Конец 16 в. Музей Фогга. Кембридж, США. 5. Т. н. м а с т е р У. Д. С. (Франция). "Габриель д'Эстре". Итальянский карандаш, сангина. Ок. 1597. Национальная библиотека. Париж, 6. Леонардо да Винчи (Италия), "фигура, иллюстрирующая пропорции человеческого тела согласно Витрувик". Бистр, перо. Ок. 1492. Галерея Академии. Венеция. 7. В. X у б е р (Австрия). "Ущелье в Преттигау". Перо, акварель. 1552. Юниверсити-колледж. Лондон. 8. Тициан (Италия). "Группа деревьев". Перо. Ок. 1516-18. Метрополитен-музей. Нью-Йорк.

К ст. Рисунок. 1. Рембрандт (Голландия). "Стоящий натурщик". Бистр, белила, перо, кисть. Ок. 1646. Альбертина. Вена. 2. П. П. Рубенс (Бельгия). "Геркулес душит немейского льва". Сангина, мел, чернила, белила, кисть. После 1630. Художественный институт Кларка. Уильямстаун. 3. Ж. О. Д. Э н г р. "Семья Гийон-Летьер". Карандаш. 1819. Бостонский музей изящных искусств. 4. Ф. Гойя (Испания). "Щеголь" (из серии "Нескромное зеркало", 1792-97). Тушь, перо. Прадо. Мадрид. 5. Ж. Сера. "Мост Курбевуа". Графитный стержень. 1880-е гг. Собрание Ф. Кеттанех. Нью-Йорк, в. А. Матисс. "Женский портрет". Тушь, перо. 1944. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва. 7. О. Домье. "Дон Кихот и Санчо Панса". Уголь, тушь, кисть. Ок. 1870. Метрополитен-музей. Нью-Йорк. 8. Т. Кулисевич (Польша). "Белые животные" (из серии "Индия"). Тушь, перо. 1956. (3, 5-7- Франция.)

К ст. Рисунок. 1. 1. И. Скородумов. Автопортрет. Бистр, перо. 2-я пол. 18 в. Местонахождение неизвестно. 2. А. А. Иванов. "Мальчик, играющий на свирели". Этюд к картине "Аполлон, Гиацинт и Кипарис". Итальянский карандаш. Ок. 1831-34. 3. К. А. Сомов. "Профиль". 1896. Третьяковская галерея. Москва. 4. П. А. Федотов. "Квартальный и извозчик". 1848-49. 5. И. Е. Репин. "Л. Н. Толстой, пишущий за круглым столом в Ясной Поляне". 1891. в. М. А. Врубель. "После концерта. Портрет Н. И. Забелы-Врубель". Пастель, уголь. 1905. 7. Д. А. Ш м а ри-н о в. "Возвращение" (из серии "Не забудем, не простим!"). Чёрная акварель, уголь. 1942. 8. В. Н. Г о р я е в. Фронтиспис к "Петербургским повестям" Н. б. Гоголя. Карандаш. 1966. 9. Г. С. Верейский. "В саду Русского музея. Ленинград". Тушь, кисть, камышовое перо. 1925. (3 - 5 - графитный карандаш) (2, 6, 7, 9-Третьяковская галерея, Москва; 3-5, 8 - Русский музей, Ленинград.)

К ст. Рококо. 1. Ж. О б е р. Конюшни в Шантийи. 1719-35. 2. Ж. Л а м у р. Решётка ограды площади Станислас в Нанси. 1750-е гг. 3. И. А. Наль Старший. Библиотека дворца в Сан-Суси (Потсдам, ГДР). 1746. 4. Г. Ж. Б о ф р а н. Овальный зал отеля Субиз в Париже. Ок. 1735. 5. И. М. Ф и ш е р (архитектор), И. М. Фейхтмайр II (автор стукового декора). Паломническая церковь в Цвифальтене (ФРГ). 1741-65. 6. Ф. Буше. "Ринальдо и Армида". 1734. Лувр. Париж. 7. "Арлекин и Коломбина". Фарфоровая группа, изготовленная на Мейсенском заводе по эскизу И. И. Кендлера. 1744. Рейксмюсеум. Амстердам. 8. Т. Ж е р м е н. Миска и поднос. Позолоченное серебро. 1733-34. Лувр. Париж. 9. Ж. Ф. Эбен. Секретер. Ок. 1760. Резиденция баварских герцогов. Мюнхен.

К ст. Романский стиль. 1. Церковь монастыря Мария Лах (ФРГ). 1093-1156. 2. Замок в Лоше (Франция). Основное строительство- 11-12 вв. 3. Церковь Сен-Сернен в Тулузе. 1096-1250. 4. Баптистерий в Парме. Начат в 1196. 5. Собор св. Петра и св. Павла в Крушвице (Польша). 12 в. 6. Церковь Сент-Этьенн в Невере (Франция). 1063-97. Интерьер. 7. Палаццо Ла Дзиза в Палермо. 12 в. 8. Церковь в Сантьяго-де-Компостела (Испания). Ок. 1080-1211. Интерьер.

К ст. Романский стиль. 1. "Царь Давиду. Деталь убранства собора в Сантьяго-де-Компостела (Испания). Начало 12 в. 2. "Пятидесятница". Тимпан церкви Ла Мадлен в Везле (Франция). Ок. 1130. 3. Аналой с фигурами 4 евангелистов из монастыря в Альпирсбахе (ФРГ). Дерево. Сер. 12 в. Городская церковь. Фрёйденштадт. 4. "Ева". Фрагмент рельефа дверей церкви Санкт-Михаэльскирхе в Хильдесхейме (ФРГ). Бронза. 1008-15. Собор. Хильдесхейм. 5. "Осада Памплоны". Фрагмент реликвария Карла Великого. Серебро и медь. 1215. Сокровищница собора. Ахен. 6. "Лев, терзающий человека". Деталь убранства окна собора в Вормсе (ФРГ). Конец 12 в. 7. "Св. Григорий Великий". Лицевая миниатюра из манускрипта "Письма св. Григория" (из Сент-Аманд-ан-Певле, Франция). 2-я пол. 12 в. Национальная библиотека. Париж. 8. "Христос Пантократор и сцены из Ветхого Завета". Фреска на своде крипты собора в Ананьи (Италия). 2-я четв. 13 в. 9. "Благовещение пастухам", фреска на своде "Пантеона королей" в церкви Сан-Исидоро (Леон, Испания). 12 в. фрагмент. (1, 2, 6 - камень.)

К ст. Романтизм. 1. Э. Делах р у а. "Ладья Данте". 1822. 2. А. Л. Жироде-Триозон. "Погребение Аталы". 1808. 3. Т. Щ а с с е р и о. "Туалет Эсфири". 1842. Фрагмент. 4. А. Г р о. "Наполеон в госпитале чумных в Яффе". 1803- 1804. 5, Ф. Г о й я (Испания). "Два монаха". Деталь росписей "Дома Глухого" близ Мадрида. 1820-23. Ныне в Прадо, Мадрид, в. К. Ф. Шинке ль (Германия). "Просвет в скале". 1818. Музей Шинкеля. Берлин. 7. М. Н. Воробьёв (Россия). "Осенняя ночь в Петербурге". 1835. Третьяковская галерея. Москва. Фрагмент. 8. Ф. Рюд "Выступление добровольцев в 1792" ("Марсельеза"). Рельеф на Триумфальной арке на площади де Голля в Париже. Камень. 1833-36. (1-4, 8 - Франция) (1-4- Лувр, Париж.)

К ст. Романтизм. 1. Дж. М. У. Тёрнер (Англия). 4 Кораблекрушение". 1805. 2. Д ж. Крон (Англия). "Сланцевые карьеры". Ок. 1805-06. 3. А. В и р ц (Бельгия). "Битва греков с троянцами за тело Патрокла". 1835-36. Музей изящных искусств. Льеж. 4. П. Михаловский (Польша). "Конная ярмарка". 1840-е гг. Художественно-исторический музей. Вена. 5. О. А. Кипренский. "В. А. Жуковский". 1816. Третьяковская галерея. Москва, в. К. Д. Фридрих (Германия). "Монастырское кладбище под снегом". 1819. Картина не сохранилась. Фрагмент. 7. Ф. Айес (Италия). "А. Мандзони". 1841. Пинакотека Брера. Милан. (1, 2 - Галерея Тейт, Лондон.)

РИСОВАЯ ЛЕБЕДА, однолетнее растение сем. маревых; то же, что квиноа.

РИСОВИДКА (Oryzopsis), род многолетних трав сем. злаков. Включает 1 вид - Р. шершаволистную (О. asperifolia)-рыхлодерновинное растение с широкими, снизу опушёнными листьями. Соцветие кистевидное, узкое. Колоски одноцветковые, на ножках; ниж. цветковая чешуя с заходящими друг на друга краями, на верхушке с остью. Завязь со сросшимися почти по всей длине столбиками. Произрастает в Сев. Америке, в горных лесах. Часто в род Р. включают род пиптатерум.

РИСОВКА (Padda oryzivora), птица семейства ткачиковых отряда воробьиных. Дл. тела 14 см. Оперение сизо-серое, бока головы белые, верх головы и хвост чёрные, клюв красный. С островов Ява и Бали завезена в ряд стран Юж. Азии- от Шри-Ланка до Филиппин и Фиджи, на Гавайи, о. Св. Елены, в Танзанию и др. Живёт оседло. Гнёзда на деревьях (в кронах, дуплах и на стволах, обросших эпифитами) и под крышами. В кладке 6-8 белых яиц, насиживают 13 сут. Питается семенами, мелкими плодами, насекомыми; в период созревания риса стаи Р. наносят большой ущерб (отсюда назв.). В Китае и Японии содержат в клетках; выведена белая форма.

РИСОВОЕ ПРОСО, ежовник рисовый (Echinochloa phyllopogon, прежде Е. oryzicola), однолетнее растение сем. злаков. Стебли вые. до 120 см; листья острошероховатые, шир. до 1 см. Соцветие - метёлка; колоски одноцветковые, расположены группами по 2-4. Сорняк рисовых полей, созревающий одновременно с рисом. Зерновки Р. п. засоряют почву и семена риса. Всходы Р. п. похожи на всходы риса, что затрудняет борьбу с сорняком на ранних стадиях. В СССР встречается в рисосеющих районах преимущественно на Кавказе, в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Р. п. часто объединяют с ежовником рисовидным (Е. oryzoides) или рассматривают как его подвид.

"РИСОВЫЕ БУНТЫ" (авг.-сент. 1918), крупнейшие в истории Японии стихийные нар. восстания, явившиеся результатом обострения внутр. капита-листич. противоречий и происходившие под влиянием Окт. революции 1917 в России. Непосредств. поводом к выступлениям послужило спекулятивное повышение властями в интересах помещиков и торговцев цен на рис - гл. продукт питания япон. трудящихся, вызвавшее про-довольств. кризис, инфляцию, дороговизну в стране.

"Р. б." начались 3 авг. 1918 с манифестации жён рыбаков небольшого посёлка Нисихасамати в сев. части префектуры Тояма, потребовавших прекращения вывоза риса на экспорт и продажи его по удешевлённым ценам внутри страны. Вскоре движение охватило 33 префектуры. Участники "Р. б." (гл. обр. городские низы) сжигали и разрушали склады и дома торговцев, отказывавшихся продавать рис по удешевлённой цене, помещения полицейских участков, дома крупных фабрикантов. "Р. б." произошли в 37 крупных и 104 средних и мелких городах, в 97 деревнях и рыбацких посёлках, на 29 рудниках и шахтах. В 60 местах на подавление "Р. б." пр-во направило войска, учинив жестокую расправу над участниками движения. Было арестовано 8185 чел., из к-рых 7708 были преданы суду, В то же время пр-во было вынуждено ассигновать 10 млн. иен для обеспечения продажи риса по удешевлённым ценам.

Несмотря на стихийный характер, "Р. б." сыграли важную роль в революц. борьбе япон. народа. Они способствовали росту классового самосознания япон. пролетариата. "Р. б." привели к падению воен.-бюрократич. кабинета ген. Тэраути и образованию первого в истории Японии т. н. партийного кабинета (кабинет Хара).

Лит.: Катаяма Сэн, К 15-летшо рисовых бунтов 1918 г. в Японии, в его кн.: Статьи и мемуары, М., 1959; Георгиев Ю. В., "Рисовые бунты" и пробуждение японского пролетариата, "Вопросы истории КПСС", 1968, № 8; е г о же, Новые материалы о "рисовых бунтах", "Народы Азии и Африки", 1970, № 5. П. П. Топеха.

РИСОВЫЕ НЕМАТОДЫ, паразитич. круглые черви сем. Tylenchidae, вызывающие болезни риса. Р. н. Ditylenchus angustus вызывает т. н. уфру. Дл. тела самки 0,7-1,2 мм, самца 0,6-1,1 мм (рис. 1). Распространена в Индии (Бенгалия и другие провинции), Египте, странах полуострова Малакка и др. В СССР отсутствует (карантинный объект). Обитает в пазухах листьев, под чешуйками колоска, в точке роста (рис. 2); питается молодыми тканями и соками растения, прокалывая клетки ротовым копьём. За лето даёт не менее трёх поколений. При сильном заражении Р. н. (рис. 3) многие растения погибают, урожай резко снижается, местами гибнет полностью. Поражаются в основном поздние сорта риса, высеваемые семенами. Ранние сорта, высаживаемые рассадой, страдают значительно меньше. Болезнь афеленхоидоз, или "беловершинность", риса вызывает другая Р. н.- Aphelenchoides besseyi (A. oryzae).

Рис. 1. Рисовая нематода Ditylenchus angustus: a - самец; б - самка; в - личинка; г - яйцо.



Рис. 2. Скопление червей под колосковыми чешуйками вокруг цветка, где происхон дит их размножение.


Рис. 3. Метёлки риса, сильно поражённые рисовой нематодой

О мерах борьбы, а также лит. см. в ст. Нематодные болезни растений.

РИСОВЫЙ ДОЛГОНОСИК [Calandra (sitophilus) oryzae], жук сем. долгоносиков; опасный вредитель зерна, гл. обр. риса и зернопродуктов. Дл. тела 2- 3,5 мм, окраска коричневая. Родина - Индия, откуда распространился с рисом по всему земному шару. В СССР наибольший вред приносит на Кавказе, Украине и в республиках Средней Азии. Обитает обычно в тёплых зернохранилищах, встречается и в поле (Кавказ). Вредят жуки и личинки, питающиеся зёрнами риса, ржи, пшеницы, ячменя, кукурузы, гречихи, пшена, овса и продуктами из них. Зерно, повреждённое Р. д., уменьшается в весе, снижаются его пищевые и семенные качества. В год Р. д. даёт до 7 поколений.

О мерах борьбы см. в ст. Вредители зерна и зернопродуктов.

РИСОРДЖИМЕНТО (итал. Risorgimento, букв.- возрождение), нац.-освободит, движение итал. народа против иноземного (австр.) гнёта, за объединение раздробленной на мелкие гос-ва Италии в единое нац. гос-во; Р. обозначает также период, в пределах к-рого это движение происходило,- кон. 18 в.- 1861; окончательно Р. завершилось в 1870 присоединением Рима к Итал. королевству.

Движение Р. отражало назревшую в итал. гос-вах объективно-историч. необходимость уничтожения отживших феодально-абсолютистских порядков и утверждения бурж. строя. Широкий антифеод, фронт классовых сил возглавляла буржуазия. Неоднородная по своему социальному составу, она была представлена двумя осн. политич. течениями- умеренно либеральным, выражавшим интересы крупной земельной, торгово-ростовщической и пром. буржуазии, выступавшей в союзе с обуржуазившимся дворянством, и демократическим, выражавшим интересы мелкой и средней буржуазии. Эти полнтич. течения выдвигали принципиально расходящиеся программы общественного преобразования страны: либералы в основном стремились к созданию единой Италии во главе с римским папой или с монархом из Савойской династии, демократы боролись за единую Италию в форме демократической республики.

Принимая в ходе развития всё больший размах, движение Р. в моменты наивысшего подъёма переходило в бурж. и бурж.-демократич. революции (Неаполитанская революция 1820-21, Пьемонтская революция 1821, Революция 1831 в Центр. Италии, Революция 1848-49 в Италии, Революция 1859-60). Значительными и на определённых этапах решающими являлись революц. выступления широких нар. масс (в Римской республике 1848- 1849, в революц. событиях 1859-60, особенно на Юге). Италия, как отмечал Ф. Энгельс, была объединена (в отличие от Германии) не "сверху", династия, войнами и дипломатич. маневрами, а революцией (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 21, с. 430). Однако в ходе сложного процесса Р. демократич., республиканское течение вследствие классовой ограниченности бурж. демократов оказалось неспособным осуществить бурж.-демократич. преобразования в стране. Бурж. демократы не только не решились развязать широкое крестьянское движение с целью радикальной ломки феод, аграрных отношений, но отчасти парализовали и революц. действие городских низов. Политич. руководством движения завладело либеральное течение. В результате созданное в 1861 объединённое итал. гос-во было конституционно-монархическим, а утвердившаяся в нём капиталистич. социально-экономич. структура унаследовала ряд феод, пережитков.

Вторым Р. в Италии называют освободит, антифаш. борьбу итал. народа в 1943-45, развернувшуюся во время 2-й мировой войны 1939-45.

К. Ф. Мизиано.

РИСО-РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО, комбинированное прудовое рыбоводное хозяйство, в к-ром залитое водой рисовое поле одновременно используется для выращивания риса и рыбы. Рисовые поля (чеки) в период вегетации растений представляют собой мелководные (глубина 10-30 см) водоёмы, в к-рых могут обитать теплолюбивые рыбы: карп, сазан и др. Карпы в поисках пищи разрыхляют почву, поедают личинок рисового комара и др. вредителей риса, семена сорняков, удобряют почву своими экскрементами; в результате повышается урожай риса. При кормлении карпа и удобрении чеков возрастает также рыбопродуктивность с 1 га водной площади. При совр. агротехнике метод совместного выращивания риса и рыбы в СССР стал уступать более эффективному методу раздельного выращивания, при к-ром зарыбляют рисовые поля, находящиеся под водным паром. В СССР на таких полях выращивают обычно рис совместно с карпом, белым амуром, толстолобиком. Рисовые чеки удобряют, заливают водой на глубину 60-70 см. Выход рыбы возрастает, снижается засорённость рисовых полей. В последующий год на чеках, где предшественником был зарыбленный водный пар, урожай риса увеличивается. Комплексный метод использования земли с древнейших времён применяется в Китае, Японии, Индии, Индонезии, Вьетнаме, на о. Тайвань, в странах Юж. Америки. В j>0 в., в связи с расширением площадей под посевами риса, этот метод получил распространение в Италии, Испании, Венгрии и др. странах Европы. Большинство зарубежных стран для зарыбления рисовых чеков использует карпа и сазана. В странах Юго-Восточной Азии выращивают также серебряного карася, ханос, теляпию, Мозамбика, гурами, сома, змееголова, в Южной Америке - большеротого буффало, сома и большеротого окуня. Используются методы совместного и раздельного выращивания риса и рыбы.

Лит.: Мейен В. А., Разведение рыбы на рисовых полях, М., 1940; Рекомендации по выращиванию рыбы на рисовых чеках, Краснодар, 1970. Н. И. Чижов.

РИССЕР (Riesser) Якоб (17.11.1853, Франкфурт-на-Майне,- 6.5.1932, Берлин), немецкий экономист и банковский деятель. Был директором Дармштадтского банка (1888-1905), основателем и президентом "Союза Ганзы" (1909) и Центр, объединения нем. банков и банковского дела (1901). Наиболее значит, работа Р.- книга "Германские крупные банки и их концентрация" (1905), в к-рой приводятся данные об изменении роли биржи, укрупнении банков, образовании междунар. монополий. В целях апологии империализма Р. затушёвывал и приукрашивал "механику" образования финанс. олигархии, методы её деятельности, размеры доходов, связи с парламентами, гос. аппаратом и пр.

Лит.: Ленин В. И., Тетради по империализму, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 28, с. 318 - 48.

РИССКИЙ ВЕК, рисское оледенение, рисе (от нем. Rip - Рис, назв. одного из притоков Дуная), максимальное по размерам за антропогеновый (четвертичный) период оледенение Альп. Подразделяется на две стадии наступания ледников (рисе I и рисе II), к-рые разделялись временем существенного потепления климата. Рисе I сопоставляют обычно с днепровским оледенением, а рисс II с московским оледенением Восточно-Европейской равнины. См. Антропогеновая система (период).

РИСТИЧ (РистиЬ) Йован (13.2.1831, Крагуевац,-5.9.1899, Белград), сербский гос. и политич. деятель, историк. Получил ист. образование во Франции и Германии, с 1852 доктор философии. В 1861-67 серб, посланник в Турции. В 1867 преемник И. Гарашанина на посту мин. иностр. дел. В 1868-72 - один из регентов при князе Милане Обреновиче. В 1869 по настоянию Р. была принята конституция, несколько сдерживавшая единоличную власть князя. В 1873, 1878- 1880, 1887 премьер-министр. В 1872- 1873, 1875, 1876-78 мин. иностр. дел. Выступал противником проавстр. ориентации Милана Обреновича. В 1889- 1893-один из регентов при кн. Александре Обреновиче. Был представителем Сербии на Берлинском конгрессе 1878. Р.- автор работ по серб, дипломатич. истории 19 в.

Лит.: Popovic-Petkovic R., Bibliografia radowa Jovana Ristica i radova о njemu, "Arhivist", 1962, jNfe 2, s. 217 - 39.

РИСТОРИ (Ristori) Аделаида (29.1. 1822, Чивидале-дель-Фриули,-8.10. 1906, Турин), итальянская актриса. Род. в актёрской семье, с раннего детства выступала на сцене. Проф. сценич. деятельность начала в 1837. Играла преим. в комедиях; лучшие роли - Мирандолина и Памела ("Хозяйка гостиницы", "Памела" Гольдони). Работа над образом Марии Стюарт ("Мария Стюарт" Шиллера) ознаменовала начало расцвета искусства Р. Она создавала образы сильных, мятежных женщин, погибающих, но не сломленных: Франческа ("Франческа да Римини" Пеллико), Юдифь ("Юдифь" Джакометти), Медея ("Медея" Лсгуве), леди Макбет ("Макбет" Шекспира) и др. Утвердила на итал. сцене традиции героич. стиля исполнения, первая добилась мирового признания итал. театра. Гастролировала в 1856-85 в странах Америки и Европы (в 1860 и 1861 - в России). Автор книги "Этюды и воспоминания" (1887, рус. пер. 1904).

А. Ристори в роли Медеи ("Медея" Э. Легуве)

Лит.: История западноевропейского театра, т. 3, М., 1963.

РИСУНОК, какое-либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств - контурной линии, штриха, пятна. Различными сочетаниями этих средств (комбинации штрихов, сочетание пятна и линии и т. д.) в Р. достигаются пластич. моделировка, тональные и светотеневые эффекты. Р., как правило, выполняется одним цветом либо с более или менее органич. использованием разных цветов. Сфера применения Р. чрезвычайно обширна и включает как многообразные виды Р. научно-вспомогательного, прикладного, технич. характера, так и художественный - одну из важнейших и широко развитых областей изобразительного искусства. Р. лежит в основе всех видов художеств, изображения на плоскости (живопись, графика, рельеф). Он составляет обычно начальную стадию выполнения произв. живописи и играет важнейшую роль в определении очертаний, формы, объёма предметов и расположения их в пространстве. Поэтому термином "Р." обозначается вообще совокупность линейно-пластич. элементов живописи, определяющая структуру и пространств, соотношение форм. Р. как самостоят, область художеств, творчества является осн. разделом графики. На основе иск-ва Р. развиваются и другие виды графики - гравюра и литография. Имеющий исключительное значение как средство познания и изучения художником действительности, Р. (прежде всего рисование с натуры, учебное рисование) составляет основу художественного образования.

Существуют многочисленные разновидности Р., различающиеся по методам рисования, по темам и жанрам, по назначению, по технике и характеру исполнения. Р. может выполняться как самостоят, по значению (станковое) произв. графики или служить вспомогат. материалом для создания живописных, гра-фич., реже скульпт. произведений. Подсобные Р. (наброски, эскизы, этюды) часто имеют выдающуюся художеств. ценность. Особое место занимают Р., фиксирующие архит. замысел.

В технологич. отношении различаются Р. сухими и жидкими красящими веществами. К числу древнейших сухих красящих веществ относится уголь. Известные ещё со времён античности, в 12-16 вв. получили широкое распространение ме-таллич. (свинцовые, серебряные) штифты. В эпоху Возрождения входят в употребление сланцевый, т. н. итальянский, карандаш ("чёрный мел") и сангина ("красный мел"). С 16 в. применяется графит, с кон. 18 в.- современного типа карандаши в деревянной оправе. В качестве жидких красящих средств, наносимых пером (тростниковым, птичьим, метал-лич.) или кистью, употребляются гл. обр. тушь, бистр, сепия, чернила. Основой, на к-рую наносится Р., служат самые разнообразные материалы. В древнем мире широко употреблялся папирус, в средние века - пергамент, иногда покрывавшийся спец. грунтом. С эпохи Возрождения осн. материалом для Р. служит бумага, изобретённая в Китае и известная в Европе с 10-12 вв. Бумага также нередко грунтуется и окрашивается в разные цвета (на цветной бумаге рисуют итал. карандашом, углём, выделяя светлые места мелом или белилами). Разнообразие применяемых в Р. материалов и способов их использования, возможность комбинирования тех и других способствуют необычайному богатству изобразит, приёмов и художеств, разновидностей Р.- от беглых, быстро исполненных набросков (т. н. кроки) до тщательно законченных, проработанных в деталях; от чётких линеарных Р. карандашом или пером (в к-рые элементы светотени и тона вводятся штриховкой, растушёвкой или размывкой) до чисто тоновых Р. кистью, приближающихся по характеру к живописи. Условность грани, разделяющей Р. и живопись, определяется и тем, что наряду с монохромными и подцвеченными Р. существуют многоцветные. Акварель, гуаш