БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201творчества Р.-К.тех лет во многом определялось его глубокой связью с прогрессивными идейно-художеств. течениями 60-х гг. Отсюда живой интерес композитора к рус. фольклору (особенно древнейшим его пластам). Он составил сб. "100 русских народных песен" (1876, изд. 1877), гармонизовал рус. песни, собранные Т. И. Филипповым ("40 песен", изд. 1882). Увлечение красотой и поэзией нар. обрядов отразилось в операх "Майская ночь" (по Н. В. Гоголю, 1878) и особенно в "Снегурочке" (по А. Н. Островскому, 1881) - одном из наиболее вдохновенных и поэтич. сочинений Р.-К., а также в написанных позднее операх "Млада" (1890), "Ночь перед рождеством" (по Гоголю, 1895). В 80-е гг. создано большинство симф. произв., в т. ч. "Сказка" (1880), "Симфониетта на русские темы" (1885), "Испанское каприччио" (1887), сюита "Шехеразада" (1888), увертюра "Светлый праздник" (1888). Во 2-й пол. 90-х гг. творчество Р.-К. приобрело исключит, интенсивность и разнообразие. После оперы-былины "Садко" (1896), с её красочным контрастом эпич. картин новгородского быта и фантастич. "подводных" сцен, Р.-К. сосредоточивает внимание на внутреннем мире человека. Стремление к углублённой лирич. выразительности проявляется в романсах (1897-98), операх "Моцарт и Сальери" (на текст А. С. Пушкина, 1897), "Боярыня Вера Шелога" (пролог к опере "Псковитянка", 1898) и наиболее полно раскрывается в опере "Царская невеста" (по Мею, 1898) - напряжённо-экспрессивной драме на историко-бытовой основе. Опера "Сказка о царе Салтане" (по Пушкину, 1900), с её подчёркнуто условной театральностью и элементами стилизации нар. лубка, близка новым тенденциям в иск-ве 20 в. Дыхание времени своеобразно проявилось и в величественной, патриотич. опере-легенде "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" (1904), поднимающей высокие нравственно-философские проблемы. Остросовременной социально-политич. направленностью отмечены две оперы-сказки: "Кащей бессмертный" (1901), с её идеей освобождения от деспотич. гнёта, и "Золотой петушок" (по Пушкину, 1907)-беспощадная сатира на царское самодержавие.

Н. А. Римский-Корсаков.

Творчество Р.-К. глубоко самобытно и вместе с тем развивает классич. традиции. Гармоничность мировосприятия, тонкий артистизм, совершенное мастерство и прочная опора на нар. основу роднят его с М. И. Глинкой. Наиболее характерные черты творч. облика Р.-К. выявляются в произв., связанных с миром сказочности, нар. фантастики, с поэзией рус. природы, красочными картинами нар. быта. Здесь раскрываются его замечательный живописно-изобразит. дар, свежесть и особая чистота лирики, искренней, тёплой и несколько созерцательной. Стиль Р.-К. ярко национален. Композитор использует в своих произв. подлинные нар. темы и органично претворяет песенные интонации в собств. мелодиях. Много нового вносит он в гармонию и инструментовку, значительно расширяя и обогащая их колористич. возможности. Его ладо-гармоническая и оркестрово-тембровая палитра отличается богатством оттенков, красочностью и блеском.

Осн. область творчества Р.-К.- опера. 15 его опер представляют необычайное разнообразие жанровых, драматургич., композиционных и стилистич. решений. Преобладает эпич. тенденция, связанная с обращением автора к жанрам нар. иск-ва. Былина, сказка, легенда питают творчество Р.-К. не только сюжетами, но и идеями, помогая композитору понять и передать мировоззрение и идеалы народа, его веру в торжество добра и справедливости. Основой оперной выразительности Р.-К. считал пение. Тем не менее оркестру в операх отведена огромная ролы он выступает как важный, а иногда и главный носитель сквозного муз.-драматургич. развития. Нередко ему поручаются самостоят, симф. картины: напр, вступление "Океан-море синее" к опере "Садко", антракты "Три чуда" и "Сеча при Керженце" в операх-сказках "Сказка о царе Салтане" и "Сказание о невидимом граде Китеже".

Симф. творчество Р.-К. представлено жанровыми произв., продолжающими традиции Глинки и связанными с разработкой нар. тем ("Сербская фантазия", "Испанское каприччио" и др.), а также характерными для "кучкистов" программными сочинениями преим. живописно-картинного или сказочного содержания ("Садко", "Антар"). Большинство симф. произв. основано на принципе контрастного сопоставления внутренне законченных образов. Отсюда преобладание таких муз. форм, как увертюра и сюита.

Творчество Р.-К.- ярчайшая страница в истории рус. культуры. Его воздействие на рус. и зарубежную музыку не исчерпывается созданными композитором произведениями. Огромную роль сыграла самоотверженная редакторская работа Р.-К., благодаря к-рой увидели свет и были исполнены мн. шедевры рус. иск-ва ("Каменный гость" Даргомыжского, "Князь Игорь" Бородина, "Борис Годунов" и "Хованщина" Мусоргского; он также подготовил к изд. совм. с М. А. Балакиревым и А. К. Лядовым оперные партитуры Глинки). Исключит, значение имела педагогич. деятельность Р.-К. Он был главой крупной школы, воспитал св. 200 учеников, среди к-рых - А. К. Глазунов, А. К. Лядов, М. М. Ипполитов-Иванов, А. С. Аренский, Н. Я. Мясковский, Н. В. Лысенко, А. А. Спендиа-ров, М. А. Баланчивадзе, Я. Витол и др. Нек-рые из них сыграли затем важную роль в формировании проф. музыки народов СССР. Частичным обобщением педагогич. труда Р.-К. явились его учебники гармонии и оркестровки. Автобиографич. кн. "Летопись моей музыкальной жизни" (1909), освещающая важнейший период становления рус. музыки,- ценный историч. документ. В г. Тихвине в 1944 в доме, где родился композитор, открыт музей (Дом-музей Р.-К.).

Соч.: Полн. собр. соч., т. 1 - 50, М. - Л., 1946 - 70 (издание продолжается).

Лит.: Римский-Корсаков А. Н., Н. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество, в. 1 - 5, М., 1933 - 46: А с ацф ь е в Б. (Игорь Глебов), Н. А. Римский-Корсаков (1844-1944), М.- Л., 1944; его же, Симфонические этюды, Л., 1970; Янковский М., Римский-Корсаков и революция 1905 года, М.- Л., 1950; Римский-Корсаков. Исследования. Материалы. Письма, т. 1 - 2, М., 1953-54 (Музыкальное наследство); Гнесин М. Ф., Мысли и воспоминания о Н. А. Римском-Корсакове, М., 1956; Ястребцев В. В., Н. А. Римский-Корсаков. Воспоминания, т. 1-2, Л., 1959-60; Д а н и л е в и ч Л. В., Последние оперы Н. А. Римского-Корсакова, М., 1961; Соловцов А., Жизнь и творчество Н. А. Римского-Корсакова, 2 изд., М., 1969; Кунин И., Н. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество в воспоминаниях, письмах и критических отзывах, Л.. 1974. О. Б. Степанов.

РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Петрович [21.11(2.12).1793, Петербург,- 31.10(12.11).1848, там же], русский военно-морской деятель и педагог, вице-адмирал (1848). Окончил Морской кадетский корпус (1807). Участник Отечественной войны 1812. С 1816 на службе в воен. флоте. Совершил ряд мор. походов, в 1823-26 участник кругосветного плавания под команд. О. Е. Коцебу. Участник русско-турецкой войны 1828- 1829. С 1842 пом. директора, с 1843 директор Морского кадетского корпуса. Усилил практич. характер учебного процесса, содействовал пополнению музея корпуса. Именем Р.-К. назван остров в Тихом океане.

Лит.: К р о т к о в А., Морской кадетский корпус, СПБ, 1901.

РИМСКОЕ ПРАВО, наиболее развитая система рабовладельческого права, сложившаяся в крупнейшем государстве античности - Др. Риме. Закрепляло классовые интересы рабовладельцев и эксплуатацию рабов.

Рим. юристы делили право на публичное (jus publicum) и частное (jus privatum): первое относится "к положению римского государства", второе - "к выгоде отдельных лиц". Это деление, впервые данное Ульпианом, отразило присущее классово-антагонистич. обществу противоречие между частным и общественным интересом; оно позднее легло в основу правовых систем бурж. гос-в. Нормы публичного права (государственно-правовые, уголовно-правовые и т. д.), отражавшие классовые отношения рабовладельч. общества Др. Рима, не оставили значит, следа в истории права. Иную роль сыграло рим. частное право, отличавшееся ярко выраженным индивидуалистич. началом и закреплявшее за отдельной личностью значит, правовую и хоз. автономию. Для него характерно признание принципа равенства лиц в гражд. обороне, к-рый в 212 был распространён на всех свободных людей. На всех этапах своего развития Р. п. не считало рабов субъектами права, они рассматривались как вещь (говорящее орудие), не имели политич. прав. Основной стержень Р. п.- право частной собственности, к-рое, как и другие виды вещных прав (владение, сервитуты), было всесторонне и тщательно разработано. Были установлены способы приобретения и прекращения прав собственности, определены правомочия собственника, предусмотрены различные формы защиты вещных прав и т. д. Важное место среди институтов рим. частного права занимает обязательственное право и прежде всего договор (contractus). Разработанная рим. юристами система договоров охватывала самые разнообразные хоз. отношения общества простых товаропроизводителей и обеспечивала стабильность и прочность торг, оборота. В Р. п. сложились и были развиты такие важнейшие правовые понятия, как правоспособность, юридич. лицо, давность, гражданство и т. д., проблемы гражданско-правовой ответственности, были тщательно урегулированы наследственные отношения.

Всеобъемлющий характер Р. п., детальная разработка отношений, связанных с торг, оборотом, сделали его "...классическим юридическим выражением жизненных условий и конфликтов общества, в котором господствует чистая частная собственность..." (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 412). Многие его положения могли регулировать частные имущественные отношения в разных историч. условиях, с равным успехом способны были служить защите имущественных интересов как рабовладельцев, так и феодалов и капиталистов. Как отмечал К. Маркс, "римское частное право есть частное право в его классическом выражении" (там же, т. 1, с. 347). Этим объясняется возрождение норм Р. п. в праве феод, и бурж. гос-в, особенно значительное в странах Зап. Европы в эпоху феодализма (см. также Рецепция римского права).

Исключит, место, к-рое Р. п. заняло в истории права и культуры человеческого общества, определяется также высоким уровнем его юридич. техники: точность и простота определений, логичность аргументации и формулировок сделали его образцом юридич. искусства. В законодательстве ряда стран сохраняются многие термины и принципы Р. п., по введённой Р. п. институционной системе (см. Институции) строятся кодексы законов и т. д.

Лит.: Капустин М., Институции римского права, М., 1880; Г р и м м Д., Лекции по догме римского нрава, 5 изд., П., 1906; Барон, Система римского гражданского права, пер. с нем., 3 изд., в. 1 - 4 Киев, 1908 - 10; Римское частное право, М. 1948; Перетерский И. С., Дигесты Юстиниана, М., 1956; Новицкий И. Б. Основы римского гражданского права, 3 изд. М., 1972. О. А. Жидков

РИМША Пятрас [11(23X11.1881, с. Науджяй, ныне Вилкавишкского р-на Литов. ССР,-2.10.1961, Каунас], советский скульптор, нар. худ. Литов. ССР (1951). Учился в школе изящных иск-в в Париже (1903-04) у А. Мерсье, в АХ в Кракове (1904-05) у К. Лащки, в школе Об-ва поощрения художеств в Петербурге (1909-11). С 1919 работал в Литве. Ранние произв. Р. нередко проникнуты социально-критич. тенденциями, по манере исполнения близки рус. академич. скульптуре нач. 20 в. В 1910-20-е гг. Р. испытал влияние стиля "модерн" и литов. нар. резьбы по дереву. С 20-х гг. создавал преим. портретные барельефы и медали, для к-рых характерны ритмич. напряжённость композиции, орнаментально-плоскостная трактовка форм и ювелирная тщательность исполнения (медаль "К. Донелайтис", бронза, 1955, Каунасский художеств, музей им. М. К. Чюрлениса; илл. см. т. 14, стр. 553).

П. Р и м ш а. "Пахарь". Гипс. 1907. Художественный музей Литовской ССР. Вильнюс.

Лит.: Б у д р и с С., Пятрас Римша, М., 1961; Rimantas J., Petras Rimsa pasakoja, Vilnius, 1964.

РИНАЛЬДИ (Rinaldi) Антонио (ок. 1710-10.4.1794, Рим), итальянский архитектор, работавший в России. Учился у Л. Ъанвителли. В России - с 1751, в 1756-90 придворный архитектор. Сооружения Р. отражают переход от сложности объёмно-пространств. композиции и пластин, богатства деталей в архитектуре барокко (постройки в Ораниенбауме, ныне г. Ломоносов,- дворец Петра III, 1758-62, Китайский дворец, 1762-68, павильон "Катальная горка", 1762-1774), изощрённой декоративности рококо (интерьеры Китайского дворца) к характерным для классицизма спокойной сдержанности наружного облика здания,простоте членений и чёткости объёмов (дворец в Гатчине, 1766-81, позже перестроен; илл. см. т. 6, стр. 142; Мраморный дворец в Петербурге, ныне Лени игр. филиал Центр, музея В. И. Ленина, 1768-85). Все постройки Р. отличаются высоким мастерством внутренней отделки и искусным введением в архитектурную композицию живописных и скульптурных панно.

А. Ринальди. Павильон "Катальная горка" в г. Ломоносове. 1762-74.

Лит.: Гатчина. [Альбом. Вступ. ст. и текст С. Н. Балаевой и А. В. Помарниц-кого], М., 1952; Город Ломоносов (Ораниенбаум). [Альбом. Вступ. ст. и текст Г. И. Со-лосина], М., 1954.

РИНГ (англ, ring, нем. Ring, букв.- кольцо, Круг), один из простейших видов монополистич. объединений; врем, соглашение спекулятивного характера между неск. капиталистами о скупке на рынке или задержке на складах к.-л. товара до момента, наиболее выгодного для его продажи по повышенным ценам. Первые соглашения типа Р. появились в средние века и представляли собой сговор отдельных купцов с целью установления монополии. В условиях пром. капитализма Р. обычно имел место в периоды общей нехватки товаров (в связи с войнами, стихийными бедствиями и т. п.). В эпоху империализма Р. используется монополиями как одно из средств установления монопольных цен с целью увеличения прибыли.


"РИНАШИТА" ("Rinascita" - "Возрождение"), еженедельный журнал, политический и теоретический орган Итальянской коммунистической партии. Выходит в Риме. Основан в 1944. Освещает проблемы итальянского и международного коммунистич. и рабочего движения, вопросы внутр. и внеш. политики Италии, внутрипартийную жизнь.

РИНГ (англ, ring) боксёрский, площадка квадратной формы для проведения поединков боксёров. Стороны Р. (5-6 м) ограничены тремя рядами канатов, обёрнутых полосками белой материи, или тросов в защитной оболочке (толщиной 2,5-3 см), туго натянутых между угловыми столбами на вые. 40, 80 и 120 см от пола. Пол Р. покрыт мягким настилом с нескользящей поверхностью (войлок, брезент, синтетич. материалы). Р. обычно устанавливается на помосте выс. 0,75-1,25 м, длина сторон 6-8 м. Конструкция современного Р. ведёт свою историю с 1838, когда были утверждены правила "Лондонского призового ринга". См. также Бокс.


РИНГВАССЁ (Ringvassoy), острову сев. побережья Скандинавского п-ова. Принадлежит Норвегии. Пл. 656 км2. Преобладают холмы и низкогорья вые. до 1001 м. Гранитные скалы. Растительность - луга и тундры. Птичьи базары, рыболовство (треска, сельдь). Основной населённый пункт - Грунфьорд.

РИНГЕРА РАСТВОР, сбалансированный солевой раствор, близкий по составу и концентрации ионов мор. воде; один из физиологических растворов. Предложен (1882) англ, физиологом С. Ринге-ром (S. Ringer).

РИНДА ПАПИРУС, древнеегипетская математич. рукопись, хранящаяся в Британском музее (Лондон); Р. п. назван по имени его владельца - англ, египтолога А. Г. Ринда (А. Н. Rhind). См. Папирусы математ ические.

РИНДЖАНИ (Rinjani), действующий вулкан на о. Ломбок, в Индонезии. Вые. 3726 м. На конусообразной вершине - кратер глубиной 480 м и диаметром от 860 до 650л*. К 3. от вершины находится кальдера дл. 4800 м, шир. до 3500 л, в центр, части к-рой расположено озеро (вые. уровня 2008 м, глуб. до 230 м). У вост. берега озера - конус Бару (вые. до 2376 м). Извержения отмечались только на Бару (9 извержений с 1847, последние - в 1953 и 1965-66). На Р. проявляется сольфаторная деятельность.

РИНЕККЕР (Rienacker) Гюнтер (р. 13.5. 1904, Бремен), немецкий химик, акад. АН ГДР (1953). Чл. СЕПГ с 1946. Высшее образование получил (1922-26) в Мюнхенском ун-те. С 1936 экстраординарный проф. Гёттингенского ун-та; с 1942 проф. и директор Ин-та неорганич. химии Рос-токского ун-та. Директор Ин-та неорганич. катализа (1951-69), генеральный секретарь АН ГДР (1957-68). Чл. ЦК СЕПГ (1958-63). Руководитель исследований Центр, ин-та физич. химии АН ГДР (с 1969). Осн. работы в области неорганического катализа; многие исследования посвящены изучению механизма каталитических процессов на металлах и смешанных окислах, а также новым методам получения катализаторов. Р. выполнил ряд исследований по интенсификации пром. каталитич. процессов. Нац. пр. ГДР (1955). Иностр. чл. АН СССР (1966).

РИНИОФИТЫ (Rhyniophyta), псилофиты (Psilophyta), самая древняя и примитивная вымершая группа (отдел) высших растений. Характеризовались верхушечным расположением спорангиев и равноспоровостью, отсутствием корней и листьев, дихотомич. или дихоподиаль-ным (псевдомоноподиальным) ветвлением, примитивным анатомич. строением. Проводящая система-типичная протостела. Протоксилема располагалась в центре ксилемы; метаксилема состояла из тра-хеид с кольчатыми или (реже) лестничными утолщениями. Опорные ткани отсутствовали. Р. ещё не обладали способностью ко вторичному росту (меристемы у них были только верхушечные). Спорангии примитивные, от шаровидных (диам. ок. 1 мм) до продолговато-цилиндрических (дл. до 12 мм), толстостенные. Гамето-фиты Р. достоверно не известны (нек-рые авторы считают гаметофитами горизонтальные корневищеподобные органы - т. н. р и з о м о и д ы). Р. произрастали на влажных и болотистых местах, а также в прибрежном мелководье. Отдел Р. включает один класс - риниопси-ды (Rhyniopsida) с двумя порядками - Rhyniales (сем. Cooksoniaceae, Rhynia-ceae, Hedeiaceae) и Psilophytales (сем. Psilophytaceae). Для порядка Rhyniales характерны дихотомич. ветвление и тонкая, слабо развитая стела. Ксилема из трахеид с кольчатыми утолщениями. Древнейший представитель Р.- род кук-сония, первоначально обнаруженный в Уэльсе в отложениях конца силурийского периода (ок. 400 млн. лет назад). Наиболее полно изучены нижнедевонские роды- риния и отчасти хорнеофит, у к-рого ризо-моид (вверх от него отходили стебли, вниз - многочисл. ризоиды) был расчленён на чётковидно расположенные клубневидные сегменты, лишён проводящих тканей и целиком состоял из паренхим-ных клеток. Полагают, что в процессе эволюции ризомоиды Р. дали начало корням. У обоих родов стенка спорангия была многослойной, покрытой кутикулой. Хорнеофит характеризуется своеобразной спороносной полостью, которая образует купол, сводообразно покрывающий центральную колонку стерильной ткани, представляющей собой продолжение флоэмы стебля. Этим хор-неофит напоминает современный сфагнум. В сем. риниевых включают также род тениокрада, мн. виды к-рого образовывали подводные заросли в среднем н верхнем девоне. В отдельное сем. хедеевых иногда выделяют нижнедевонские роды хедея и яравия. Нижнедевонский род сциадофит, обычно выделяемый в отдельное сем. сциадофитовых,- небольшое растение, состоявшее из розетки простых или слабо дихотомированных тонких стеблей со стелой. Для порядка Psilophytales характерны дихоподиальное ветвление и более сильно развитая стела. У наиболее известного рода - псилофит (из нижнедевонских отложений в Вост. Канаде) - неравно развитые ветви образовывали ложную гл. ось дихоподия с более тонкими боковыми ветвями; стебель был окружён кутинизированной эпидермой с устьицами; поверхность стебля была голая или покрыта шипами дл. 2-2,5 мм, концы к-рых дисковидно расширялись, что, вероятно, указывало на их секреторную роль. Спорангии раскрывались продольной трещиной. К псилофиту близки нижнедевонские роды тримерофит и пертика.

Изучение строения Р. и их эволюц. взаимоотношений имеет большое значение для эволюц. морфологии и филогении высших растений. По-видимому, первоначальным органом спорофита высших растений был дихотомически ветвящийся стебель с верхушечными спорангиями; корни и листья произошли позже спорангия и стебля. Есть все основания считать Р. исходной предковой группой, от к-рой произошли мохообразные, плауно-видные, хвощевидные и папоротники. Согласно др. точке зрения, мохообразные и плауновидные имеют лишь общее происхождение с Р.

Лит.: Основы палеонтологии. Водоросли, мохообразные, псилофитовые, плауновидные, членистостебелъные, папоротники, М., 1963; Traite de paleobotanique, t. 2, Bryophyta. Psilophyta. Lycophyta, P., 1967.

А. Л. Тахтаджян.

РИНИТ (от греч. rhis, род. падеж rhinos - нос), острое или хронич. воспаление слизистой оболочки носа. Может быть самостоят, заболеванием или симптомом острого катара верхних дыхат. путей, гриппа и др., а также проявлением аллергии или следствием травмы слизистой оболочки. Подробнее см. в ст. Насморк.

РИНИТ ИНФЕКЦИОННЫЙ кроликов, заразный насморк, ин фекционная болезнь, проявляющаяся чиханием и слизисто-гноиными истечениями из носовой полости. Распространён повсеместно. Этиология окончательно не выяснена, наиболее признанным возбудителем считается Pasteurella mulfocida, поэтому Р. и. часто считают хронич. течением пастереллёза. Выздоровление наступает редко. В крупных х-вах больных животных выбраковывают.

Лит.: Болезни кроликов, 2 изд., М., 1974.

РИНОВИРУСЫ (от греч. rhis, род. падеж rhinos - HOC и вирусы), группа мелких РНК-содержащих вирусов, относящихся к семейству пикорнавирусов. Размножаются в клетках слизистой оболочки носоглотки, вызывая воспалительные заболевания верхних дыхат. путей. Насчитывают много различных серологических типов Р., что затрудняет борьбу со вспышками респираторных острых заболеваний.

РИНОДЕРМЫ (Rhinodermatinae), подсемейство бесхвостых земноводных сем. короткоголовых лягушек. 2 рода. Распространены в Юж. Америке. Лучше изучен род собственно P. (Rhinoderma), представленный одним видом - ринодерма Дарвина (R. darwini); встречается в горах Чили. Дл. тела до 3 см. Морда вытянута в мягкий заострённый хоботок, к-рый сидящее в воде животное выставляет наружу для дыхания. Окраска зеленоватая или красновато-бурая. Самец помещает откладываемые самкой немногочисленные крупные яйца в рот, откуда они переходят в сильно разросшийся горловой мешок. Вылупляющиеся из яиц личинки вначале питаются остатками желтка, а затем срастаются спинной стороной со стенками горлового мешка отца и получают питание из пронизывающих стенки кровеносных сосудов. По завершении развития утратившие хвост головастики поочерёдно покидают горловой мешок и переходят к жизни в водоёме.

Ринодерма Дарвина.

Ринхолит из меловых отложений Грузии: а - вид сбоку; б - вид сверху.

РИНОЛОГИЯ (от греч. rhis, род. падеж rhinos - HOC и ...логия), раздел оториноларингологии, изучающий анатомию, физиологию и патологию носа, а также методы лечения и профилактики его заболеваний.

РИНОСКОПИЯ (от греч. rhis, род. падеж rhinos - нос и skopeo - смотрю), инструментальный диагностический метод осмотра полости носа, при к-ром можно исследовать носовые раковины, перегородку носа (сошник), носоглотку. Термин введён в 1860 чеш. физиологом И. Чермаком. Для Р. используют двустворчатые носовые зеркала, носовые расширители или спец. зеркала.

РИНОСПОРИДИОЗ, глубокий хронич. микоз человека и животных, характеризующийся образованием полипозных разрастаний на слизистых оболочках носа, глаз, ушей, гортани и в др. органах.