БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201 драматич. действия стали сатуры - бытовые комич. сценки, включавшие диалог, пение, музыку и танцы. Вероятно, ок. 300 до н. э. появилась нар. импровизационная комедия - ателлана, отличит, особенностью к-рой было наличие 4 постоянных персонажей-масок. Ателланы разыгрывались вначале молодыми рим. гражданами и лишь позднее - актёрами-профессионалами. С кон. 3 в. до н. э. получил распространение др. вид нар. представлений - мим. Новый период в истории рим. театра связан с постановкой греком-вольноотпущенником Ливнем Андроником первой драмы (240 до н. э.), в основе которой греч. оригинал. В Р. начали ставиться трагедии и комедии, сочинявшиеся по греч. образцам. Драматург Гней Невий создал претексту - жанр трагедии на сюжет из др.-рим. истории. Большим успехом у зрителей пользовалась паллиата - комедия, представлявшая собой переработку новой аттич. комедии. Выдающимися авторами паллиаты были Гней Невий, Цецилий Стаций и особенно Плавт и Те-ренций. Во 2 - нач. 1 вв. до н. э. на смену паллиате пришла тогата, в к-рой изображалась жизнь рим. граждан, преим. из низших слоев населения. В нач. 1 в. до н. э. тогата уступила место литературно обработанной ателлане, к-рая, в свою очередь, в сер. 1 в. до н. э. была оттеснена литературно обработанным мимом.

Театр, представления в Р. устраивались во время ежегодных гос. праздников: на Римских (сентябрь), Плебейских (ноябрь) и Аполлоновых (июль) играх, Мегалесиях (апрель), Флоралиях (апрель - май). Спектакли давались также в связи с триумфальными и погребальными играми, при выборе высших должностных лиц и др. Первоначально представления происходили возле храма божества, в честь к-рого устраивались игры. Постоянных театр, зданий не было. Первый каменный театр сооружён Помпеем в 55-52 до н. э. В конце 1 в. до н. э. были построены ещё 2 каменных театра - Марцелла и Бальба. Подробное описание здания рим. театра в сравнении его с греческим дал рим. архитектор и инженер Витрувий в трактате "Десять книг об архитектуре".

Рим. актёры происходили из среды вольноотпущенников или рабов и занимали низкое обществ, положение. Они объединялись в труппы во главе с хозяином, к-рый по договорённости с магистратом организовывал представления, распределял ден. вознаграждение и сам нередко исполнял гл. роли. В 3-2 вв. до н. э. актёры играли, как правило, без маски, к-рая вошла в употребление ок. 1 в. до н. э.; это позднее проникновение маски на рим. сцену благоприятствовало развитию актёрского иск-ва. Женские роли исполнялись мужчинами. К последнему веку республики особенно выдвинулись актёр-трагик Эзоп и комич. актёр Росций.

В эпоху империи представления устраивались чаще, однако они стали носить гл. обр. развлекательный, зрелищный характер; на сценич. площадке появлялись отряды конницы, пехоты, в действие включались шествия пленных, выступления редких диких зверей и т. п. В 1-2 вв. н. э. в исполнении трагедии на первый план выдвигалось вокальное мастерство актёра. Популярностью пользовалась литературно обработанная ателлана, в к-рой порой содержались острые намёки на политич. события. Особенно большой успех имели пантомим - сольный драматич. танец (обычно на мифологич. сюжет), сопровождавшийся музыкой и пением хора, и пирриха, исполнявшаяся ансамблем танцовщиков и танцовщиц; гл. внимание при этом уделялось роскошным декорациям и разнообразным сценич. эффектам. По-прежнему огромный успех имел мим, вытеснивший ко времени поздней империи все др. виды представлений, кроме танцевальных. Из маленькой бытовой сценки он превратился в большую пьесу (строилась в основном на импровизации), блестящее феерич. зрелище с занимательным и нередко запутанным сюжетом, со значит, числом действующих лиц. Ещё большей популярностью пользовались цирковые представления и бои гладиаторов, устраивавшиеся в Колизее и др. амфитеатрах. В цирках и амфитеатрах показывались также сцены единоборства охотника со зверем или массовой охоты. Иногда такие зрелища входили составной частью в мим или пантомимич. представления. Устраивались инсценировки морских сражений, т. н. навмахии. Упадок художеств, драмы, пристрастие к кровавым зрелищам, тяжёлые правовые условия жизни актёров свидетельствовали о деградации театр, культуры эпохи империи.

Рим. театр и прежде всего драматургия сыграли большую роль в развитии мирового театра. Выдающиеся драматурги, начиная с эпохи Возрождения, постоянно обращались к рим. драме, воспринимая через неё гуманистич. традиции антич. культуры. Большое влияние театр Р. оказал также на театральную архитектуру.

Музыка. В музыке Р., развивавшейся под воздействием эллинистич, культуры, сложились муз.-поэтич. жанры, связанные с бытом: песни триумфальные (победные), свадебные, застольные, поминальные, зачастую сопровождавшиеся игрой на тибии (лат. назв. авлоса). Существ, пласт др.-рим. муз. культуры представляли напевы салиев и арвальских братьев (рим. коллегии жрецов). На празднествах салиев исполнялся своего рода воен. танец-игра. Празднества арвальских братьев посвящались урожаю; сохранились молитвы, знаменитый гимн братьев.

Муз. жизнь Р., особенно периода империи, отличалась пестротой, в столицу стекались исполнители из мн. стран (греч. кифареды, сирийские и вавилонские инст-рум. виртуозы, александрийские певцы, андалусские танцовщицы). Поэзия и музыка были тесно связаны. Поэтич. произв., в т. ч. оды Горация, эклоги Вергилия, поэмы Овидия, пелись в сопровождении струнных щипковых инструментов. В рим. драму вводились муз. номера речитативного характера, исполнявшиеся под аккомпанемент тибии. Для исполнения классической (т. е. греч.) музыки, наряду с кифарой и авлосом, применялись инструменты типа арфы: псалтериум, тригонон (треугольная арфа), самбика, реже - разновидности щипковой лиры (барбитос, пектис, магадис). На празднествах в честь бога Вакха - вакханалиях - звучали кимвалы и др. ударно-шумовые инструменты. Рим. аристократия приобретала для своих дворцов и вилл водяные органы - гидравлосы. Существенную роль в развитии др.-римской инструментальной музыки принадлежит театральному жанру пантомимы - своего рода "пантомимич. сюите", исполнявшейся танцором-солистом под пение хора (греческие тексты) и аккомпанемент оркестра. При воен. легионах существовали огромные духовые оркестры, включавшие букцины (изогнутые рога), тубы (прямые трубы) и другие металлические инструменты.

В цирках и театрах Рим. империи выступали огромные хоровые ансамбли, часто с пышным инструм. сопровождением (Сенека отмечал, что иногда в театре было больше исполнителей, чем зрителей). В кон. 1 в. н. э. имп. Домициан основал "капитолийские состязания", в к-рых, наряду с поэтами, участвовали певцы и музыканты. Большой успех имели публичные концерты виртуозов (преим. иноземных - греческих, египетских). Известностью пользовались певец Тигеллий (при дворе Августа), актёр-певец Апеллес (любимец Калигулы), кифаред Месомед Критский (при Адриане; сохранились 3 гимна Месомеда) и др. Имп. Нерон ввёл т. н. "греческое состязание", где выступал сам как поэт, певец и кифаред. В знатных семьях пению и игре на кифаре обучали детей. Профессия учителя музыки, танца была особенно почётна и популярна.

Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Иск-во Р. представляет собой последний,завершающий этап в развитии антич. художеств. культуры. Для римлянина в большей степени, чем для грека, иск-во являлось одним из средств разумной организации жизни; поэтому в Р. ведущее место заняли архитектура, инженерные поиски, отличающийся интересом к конкретной личности скульпт. портрет, историч. рельеф, обстоятельно повествующий о деяниях граждан и правителей. Реальный элемент преобладает в др.-рим. иск-ве над вымыслом, а повествовательное начало - над философским обобщением. Кроме того, в Р. совершилось чёткое разделение иск-ва на официальное и отвечающее запросам частного потребителя. Официальное иск-во играло важную роль в рим. политике, будучи активной формой утверждения гос. идеологии в завоёванных областях. Особенно велико было значение архитектуры, сочетавшей идеологич. функции с организацией обществ, быта; в рим. строит, практике сложилась система конструктивных, планировочных и композиционных приёмов, позволявшая зодчему всякий раз находить решение, прямо вытекающее из назначения данной постройки. Распространяя свой стиль в провинциях империи и зависимых странах, римляне в то же время легко усваивали и претворяли художеств, принципы др. народов: в ранний период - этрусков и греков, позднее - народов эллинистич. Востока и покорённых "варваров". Нередко др.-рим. иск-во давало новые импульсы местному творчеству, в результате чего рождались синкретич. художеств, явления (см. в статьях Египет Древний, Сирия, Парфянское царство, Кельты).

В древнейший период иск-во Р. развивалось в рамках среднеиталийских археол. культур эпохи железа (Вилла-нова культуры и др.). В пору формирования собственно др.-рим. художеств, культуры (8-4 вв. до н. э.) рим. зодчество испытывало основополагающее влияние этрусского, у к-рого оно заимствовало высокую строит, технику и исходные типы ряда сооружений. Этрусские черты древнейших храмов (храм Юпитера Капитолийского в г. Риме, освящён в 509 до н. э.; сохранились незначит. фрагменты): трёхчастная целла, подий, акцентировка гл. фасада портиком и лестницей - впоследствии стали характерными особенностями рим. культовой архитектуры. Тесно связаны с иск-вом этрусков и наиболее ранние образцы др.-рим. живописи, а также декоративно-прикладного иск-ва.

В период Пунических войн и поздней республики (3 в. - первые 3 четверти 1 в. до н. э.) в иск-ве преобладали черты практицизма и рациональности, однако специфически рим. строгость стиля порой сочеталась с изысканностью, навеянной иск-вом Великой Греции (Юж. Италии) и захваченных римлянами вост.-греч. городов. Для архитектуры этого времени характерны широкие градостро-ит. мероприятия, прямоугольные, повторяющие разбивку воен. лагеря планировочные схемы, в основе к-рых лежат 2 гл. магистрали -"кардо" (с севера на юг) и "декуманус" (с востока на запад). По мере формирования композиции форума складывались важнейшие принципы планировочного решения др.-рим. комплексов: тяготение к симметричности, осевое построение, акцентировка фасада гл. здания и устройство подъёма к нему от торжественного входа на участок. В жилой архитектуре развивался тип атриумного дома (см. Атрий), центром композиции к-рого во 2 в. до н. э. стал сад перистиля, свидетельствующий о тяге к природе, необычайно возросшей с урбанизацией антич. общества. Тенденции к синтезу планировочных решений с природой нашли выражение в загородных виллах, нередко живописно расположенных на склонах холмов. Великолепию аристократич. жилищ противостоит рядовая застройка гор. кварталов инсулами. Со 2 в. до н. э. применение бетона не только упростило и удешевило кладку массивных несущих конструкций, но и обеспечило гибкость и многообразие их формы, создало возможности для возведения построек, включавших большие крытые помещения. На протяжении 2 - 1-й пол. 1 вв. до н. э. складывались и совершенствовались важнейшие типы рим. сооружений: базилики, термы, различные зрелищные сооружения (где, в отличие от др.-греч. театров, места для зрителей располагались на вспомогат. конструкциях, прорезанных галереями и лестницами), величественные инженерные постройки (арочные мосты, водопроводы, склады).

В изобразит, иск-ве 3-1 вв. до н. э. широко распространились портретные статуи и бюсты, генетически связанные с этрусской пластикой и отличавшиеся подчёркнутой конструктивностью и суровостью образного строя; наряду с официальной портретной скульптурой, украшавшей города, создавались портреты по частному заказу, устанавливавшиеся в домах или на гробницах. В период республики появились также ист. рельефы, где граничившее с обыденностью бытовое правдоподобие обстановки сочеталось с мифологич. элементами. В позднереспуб-ликанской скульптуре развивалось эллинизирующее направление, приобрело широкий размах копирование греч. статуй. Важной областью художеств, культуры этой эпохи была монументально-декоративная живопись; если для т. н. первого, или чинкрустационного", стиля (2-я пол. 2 - нач. 1 вв. до н. э.) характерна имитация кладки стены, то во втором, или "архитектурно-перспективном", стиле (80- 30-е гг. до н. э.) центр стены превратился в перспективно написанную эдикулу, обрамлявшую пейзаж, жанровую или мифологич. сцену. Развивалось также иск-во мозаики (многоцветные композиции из кубич. частичек цветных камней, украшавшие полы) и глиптики (геммы из твёрдых пород полудрагоценных камней).

Голова статуи мужчины (так называемый Брут). Бронза. Зв. дон. э. Национальный музей. Рим.

"Эроты, удяшие рыбу". Деталь кратера из Гильдесгеймского клада. - Серебро. 1 в. до н. э. Античное собрание. Берлин-Далем.

Наивысшие достижения др.-рим. зодчества относятся к периоду расцвета империи (20-е гг. 1 в. до н. э.- 2 в. н. э.). Отличительные особенности построек этого времени - монументальная пластичность могучих масс, доминирующая роль арки и производных от неё форм (свод, купол), огромные, динамически соподчинённые пространства интерьеров или открытых помещений, быстро совершенствовавшаяся облицовка бетонных стен камнем и кирпичом со всё более обильными вкраплениями мрамора, широкое применение живописи и скульптуры. Специфич. особенностью зрелой др.-рим. архитектуры становится т. н. ордерная аркада (система поярусных ордеров, наложенная на прорезанную арками стену), придававшая сооружениям величавую масштабность. Архитектура всё чаще становится средством прославления личности императора и пропаганды могущества империи, что заметно уже в постройках времени Августа в г. Риме (форум Августа, кон. 1 в. до н. э.- нач. 1 в. н. э.). Главенствующим типом архит, памятного монумента является арка триумфальная, а надгробия, в респ. эпоху скромные по масштабам, превращаются в крупные, подчас и грандиозные сооружения. К сер. 1 в. усилилось тяготение к пышной репрезентативности архит. композиций [дворцы: Нерона (т. н. Золотой дом, 64-69; не сохранился), Флавиев на Палатине (92) - оба в г. Риме]. При Флавиях строится также крупнейший из др.-рим. амфитеатров - Колизей, при Траяне - наиболее развитый и сложный из форумов г. Рима (111-114, арх. Аполлодор из Дамаска), при Адриане - грандиознейшее купольное сооружение древнего мира - Пантеон. Начиная с эпохи Адриана в зодчестве наметился перелом в сторону изысканной усложнённости образа, отчасти связанный с влиянием иск-ва эллинистич. Востока (вилла Адриана близ Тиволи, 125-135).

В официальной скульптуре ранней империи нарастали идеализирующие тенденции и отчасти сглаживались индивидуальные особенности портретируемых, к-рые любили подчёркивать мастера респ. эпохи. Вместе с тем в произведения вводятся светотеневые контрасты, элементы движения, рафинированной пластич. разработки (напр., виртуозная передача причёсок в женских портретах эпохи Флавиев, 60-90-е гг. 1 в.). Если время Траяна ознаменовалось возвратом к героически суровому стилю республики, то в период правления Адриана и Антонинов активизировались поиски эмоциональной экспрессивности и психологич. глубины образа. Историч. рельефы императорского Р. первоначально были отмечены размеренностью композиц. ритмов и сдержанностью пластич. языка (рельефы алтаря Мира в г. Риме, мрамор, 13-9 до н. э.); черты живописности, напряжённой динамики, усиливавшиеся в рельефах времени Флавиев (рельефы арки Тита и г. Рима, мрамор, 81), особенно характерны для периода Траяна, когда складывался тип батального рельефа (скульпт. убранство колонны Траяна в г. Риме, мрамор, 111-114). Воздействие греко-эллинистических традиций достигло апогея в период Адриана, когда школы копиистов др.-греч. пластики развили особенно интенсивную деятельность. В декоративной живописи до 63 преобладал т. н. третий стиль (лёгкие, графичные узоры и небольшие сюжетные картины, располагавшиеся на фоне обширных свободных пространств). Ему на смену пришёл четвёртый стиль, или стиль "фантастической архитектуры" (сложные, иллюзорно-пространственные архит. композиции). Многоплановость построений, сложность архит. и пейзажных фонов характерны и для мозаик, палитра к-рых обогащалась смальтой многообразных оттенков; со 2 в. распространилась также чёрно-белая кам. мозаика. В декоративно-прикладном иск-ве эпохи империи особенно выделялись произведения торевтики, "красно-лаковая" керамика с рельефным декором, изделия из стекла (в т. ч. расписные и двухслойные вазы с рельефными изображениями и орнаментами), геммы, где живописно сопоставлялись чередующиеся слои полудрагоценных камней.

"Процессия жрецов ц членов семьи Августа". Деталь фриза алтаря Мира в Риме. Мрамор. 13-9 до н. э.

Так называемая Портландская ваза. Двухслойное стекло. Конец 1 в. до н. э.- начало 1 в. н. э. Британский музей. Лондон.

Камея с портретами Клавдия, Германика и их супруг. Оникс. Середина 1 в. н. э. Художественно-исторический музей. Вена.

В период упадка империи (3-4 вв.) в др.-рим. искусстве проявились черты внутреннего надлома. Для зодчества этого периода характерны необычайно крупные масштабы сооружений, любовь к пышным эффектам, роскошь отделки и беспокойная пластика стен. Строительная деятельность развернулась гл. обр. в провинциях, где возводились новые форумы, гигантские храмовые комплексы (напр., в Баалъбеке). Традиции др.-рим. архитектуры органически развивались в постройках г. Рима [термы Каракаллы (206-217) и Диоклетиана (306), базилика Максенция (ок. 315)] и нек-рых .провинциальных сооружениях [дворец Диоклетиана в Сплите (Хорватия), ок. 300; илл. ом. т. 7, стр. 592].

В позднерим. скульпт. портрете утрачивается интерес к достоверной передаче телесного облика человека: внешние черты трактуются всё более суммарно, а в кон. 3-4 вв. застылое лицо резко контрастирует с подчёркнуто патетич. взглядом широко открытых глаз. Элементы условности и стилизации в скульптуре (в т. ч. и в историч. рельефе) порою свидетельствуют об усилившемся влиянии иск-ва вост. провинций. Среди художеств, изделий 3-4 вв. выделяются портретные миниатюры на золотой фольге, помещённые между двумя слоями стекла, мраморные саркофаги с сюжетными рельефами, в к-рых с 3 в. получила распространение христ. тематика. С христ. культом связаны и росписи катакомб, стиль к-рых на протяжении 2-4 вв. эволюционировал в сторону всё большей плоскостности и графичности. Зарождавшиеся в позднерим. иск-ве художеств, формы, исполненные напряжённой духовной экспрессии, предвосхищали художеств. культуру европ. средневековья.

Лит.: Маркс К., Тетради по истории эпикурейской, стоической и скептической философии, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956; Кун Н. А., Предшественники христианства. (Восточные культуры в Римской империи), М., 1922; Н е м и р о в с к и й А. И., Идеология и культура раннего Рима, Воронеж, 1964; Буассье Г., Римская религия от времён Августа до Антонинов, пер. с франц., М.,[1914]; Latte К., Romische Religionsgeschichte, Munch., 1960; W i s s о w a G., Religion und Kultus der Romer, 2 Aufl., Munch., 1912.

Clarke M. L., The Roman mind, studies in the history of thought from Cicero to Marcus Aurelius, Camb., 1956; Klingner F., Romische Geisteswelt, 3 Aufl., Munch., 1956; H e i n z e R., Vom Geist des Romertums, 3 Aufl., Darmstadt, 1960; К г о 1 1 W., Die Kultur der ciceronischen Zeit, Bd 1 - 2, Lpz., 1963; Гейберг И. Л., Естествознание и математика в классической древности, пер. под ред. А. П. Юшкевича, М. - Л., 1936; Т at on R., Histoire generate des sciences, t. 1, P., 1970; Br u n e t P., M i e 1 i A., Histoire des sciences, t. 1-Antiquite, P., 1935; S t a h 1 W. H., Roman science. Origins, development, and influence to the Later middle ages, Madison, 1962. Бpунс К. Г., Ленель О., Внешняя история римского права, пер. с нем., М., 1904; Боголепов Н., Учебник истории римского права, 3 изд., М., 1907; К и п п Т., История источников римского права, СПБ, 1908; 3 о м Р., Институции. Учебник истории и системы римского гражданского права, в. [1] - 2, СПБ, 1908; С и н а й с к и й В. И., История источников римского права, Варшава, 1911; Хвостов В. М., История римского права, 7 изд., [М.], 1919; Перетерский И. С., Всеобщая история государства и права, ч. 1, в. 2 - Древний Рим, М., 1945. Утченко С. Л., Римская историография и римские историки, в кн.: Историки Рима, М., 1970. Модестов В. И., Лекции по истории римской литературы, СПБ, 1888; Н а г у -е в с к и й Д., История римской литературы, т. 1 - 2, Казань, 1911 - 15; История римской литературы, под ред. С. И. Соболевского [и др.], т. 1 - 2, М., 1959 - 62; Тройский И. М., История античной литературы, 3 изд., Л., 1957; SchanzM., Ноsius С., К г u g e r G., Geschichte der romischen Literatur, 4 Aufl., Bd 1 - 2, Munch., 1927 - 35; Bd 3, 3 Aufl., Munch., 1922; Bd 4, Halfte 1-2, Munch., 1914-20; T e u f f e 1 W. S., Geschichte der romischen Literatur, neu bearb. von W. Kroll und F. Skutsch, Bd 1 - 3, Lpz.- В., 1913-20; В i с k e 1 E., Lehrbuch der Geschichte der romischen Literatur, Hdlb., 1937; N о r d e n E., Romische Literatur, 6 Aufl., Lpz., 1961; Rostagni A., Storia della letteratura latina, 3 ed., v. 1-3, Torino, 1964. Мокульский С., История западноевропейского театра, т. 1, М., 1956; Варнеке Б. В., История античного театра, М.- Л., 1940; В i e b е г М., The history of the Greek and Roman theater, Princeton, 1961. Музыкальная культура древнего мира. [Сб. статей], под ред. и с вступ. ст. Р. Грубера, Л., 1937; Грубер Р., Всеобщая история музыки, 3 изд., М., 1965. Кобылина М., Искусство Древнего Рима, М. - Л., 1939; В о щ и н н н а А. И., Очерк истории древнеримского искусства, Л., 1947; Римская живопись. [Альбом. Сост. и авт. вступ. ст. А. Чубова, Л., 1966]; Соколов Г., Искусство Древнего Рима, М., 1971; Всеобщая история архитектуры, [2 изд.], т. 2, М., 1973; К о с h H., Romische Kunst, 2 Aufl., Weimar, 1949; Charles-PicardG., L'art romam, P., 1962; Kaschnitz von Weinberg G., Romische Kunst, [Bd] 1-4, [Hamb.], 1961 - 63; К r a u s Th., Das romische Weltreich, В., 1967. E. M. Штаерман (Религия и мифология), А. Ф. Лосев (Философия), Л. Д. Рожанский (Естественнонаучные взгляды), Д. А. Жидков (Юридическая наука), С. Л. Утченко (Историческая наука), М. Л. Гаспаров (Литература), Г. М. Соколов (Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство).

Изучение древнеримской культуры

Начало изучению др.-рим. культуры, так же как и др.-греческой (см. Греция Древняя, раздел Изучение древнегреческой культуры), было положено ещё в античности греч. и рим. историками и филологами. С падением Зап. Рим. империи интерес к др.-рим. культуре уменьшился, но не исчез. В монастырях Европы (в то время средоточиях учёности) хранились лат. и греч. тексты, использовавшиеся в учебных целях. В ср.-век. хрониках рассматривалась история Р. Исп. учёный 7 в. Исидор Севилъский создал ряд трудов по рим. быту и лат. языку. Новое пробуждение интереса к др.-рим. культуре относится к эпохе Возрождения, начавшейся как "возрождение" именно антич. древностей. Разыскивались, собирались и издавались антич. рукописи, изучались надписи на др.-рим. архит. сооружениях, началось составление коллекций статуй, ваз и др. антиков. С 15 в. получила развитие гуманистич. историография, в к-рой выделились два направления: т. н. антикварное, рассматривавшее др.-рим. культуру (быт, искусство, религию, право - "римские древности") как единое целое (его основатель итал. гуманист Флавио Бьондо, продолжатели Л