БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201 в к-рых обсуждались метеорологич. и др. явления природы (напр., землетрясения); эти книги мало оригинальны, но по каждому вопросу сообщают мнения более древних авторов. Грандиозной коллекцией раритетов и занимательных сведений является "Естественная история" Плиния - капитальный труд в 37 книгах, значительная часть к-рых посвящена описанию животного мира разных стран.

Характерные черты рим. науки - изложение науч. вопросов в литературно-занимательной форме (поэмы Лукреция и Манилия, "Георгики" Вергилия, астрономические и географические поэмы Ави-ена, поэмы о рыболовстве и охоте Марка Аврелия Немезиана), а также любовь к энциклопедиям. Большой славой пользовалось не дошедшее до нас соч. в 9 книгах "Disciplinae" Варрона, охватывавшее грамматику, логику, риторику, геометрию, арифметику, астрономию, теорию музыки, медицину и архитектуру. Аналогичная энциклопедия была составлена в след, веке Цельсом. Энциклопедич. характер носят поэма "О природе вещей" Лукреция, в к-рой автор, исходя из атомистич. учения Эпикура, освещал вопросы естествознания, а также " Естественная история" Плиния Старшего. Последним рим. учёным можно считать Боэция. Его произведения принадлежали к тем передаточным звеньям, благодаря к-рым элементы античной учёности стали известны в период раннего средневековья.

Территориальный рост Римского гос-ва в 3-1 вв. до н. э. способствовал расширению географич. знаний. Самое значит, географич. сочинение - "География" Страбона (на греч. яз.), содержащая исчерпывающую сводку сведений о всех известных тогда странах и народах. В отличие от неё "География" Птолемея (2 в. н. э.) была посвящена в основном методам науч. картографирования; к книге были приложены 27 карт, в совокупности изображавших все известные тогда части земного шара - от Канарских островов до Китая. Во времена имп. Августа изготовлена большая географич. карта мира, к-рая была выставлена для всеобщего обозрения в портике Октавии в Р.

Первым географич. сочинением на лат. языке была книга Помпония Мелы (1 в. н. э.), представлявшая собой краткое изложение данных, заимствованных в основном из трудов греч. авторов. Много географич. и этнографич. сведений содержится в "Записках" Цезаря, в трудах нумидийского царя Юбы II, взятого в плен Цезарем и получившего образование в Р., в "Естественной истории" Плиния Старшего, а также в историч. сочинениях Тацита, Аммиана Марцеллина и др. Поэт Авиен (4 в.) описал берега Средиземного, Каспийского и Чёрного морей и составил лат. пересказ поэмы греч. географа Дионисия Периегета (1 в.).

Р. не знал науч. учреждений, подобных Александрийскому мусейону. Основание первой обществ, библиотеки приписывают писателю и гос. деятелю Гаю Асинию Поллиону (37 до н. э.). В последние века империи их в Р. было 28.

Юридическая наука. Право Р. отражало и закрепляло сложившиеся в римском рабовладельческом обществе соци-ально-экономич. и политич. порядки (см. Римское право). В древнейший период право, источником к-рого были обычаи и немногочисл. законы (leges latae), характеризовалось влиянием религии и общинных отношений, примитивностью осн. институтов, строгим формализмом. Оно распространялось исключительно на квиритов, т. е. исконных граждан P. (cives romani), а поэтому наз. квиритским (jus Ouiritium), или цивильным (jus civile). Важнейшим памятником Рим. права этой эпохи были Законы XII таблиц (см. Двенадцати таблиц законы).

Расцвет права в Р. приходится на 3 в. дон. э. - 3 в. н. э. Пронизанное традициями цивильное право не смогло приспособиться к новым условиям, порождённым быстрым развитием рабства и товар-но-ден. отношений. Поэтому наряду с ним в процессе правотворческой деятельности магистратов формировалась особая система правовых норм - преторское право (jus praetorium). Большая роль в создании этой системы принадлежала претору Перегринов, на основе эдиктов к-рого сложилось право, не связанное узкими нац. рамками, вобравшее в себя обычаи междунар. оборота и покорённых римлянами народов,- т. н. общенародное право (jus gentium). Постепенное сближение цивильного и общенародного права привело к тому, что рим. право, сохраняя свой консерватизм, освобождалось от чрезмерного формализма, обогащалось новыми институтами, более гибко реагировало на потребности имуществ. оборота. В результате этого процесса и развилось римское право-"...совершеннейшая, какую мы только знаем, форма права, имеющего своей основой частную собственность" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 105).

Исключит, место в процессе правотвор-чества в Р. занимали юристы, к-рые ещё в республиканский период (Юний Брут, Квинт Муций Сцевола, Аквилий Галл и др.) оказывали влияние на деятельность преторов и других магистратов. Наивысший подъём римской юриспруденции приходится на 1-3 вв. н. э.

В этот период сложились две осн. правовые школы - прокулианцев (сторонники республиканского строя) и сабини-анцев (сторонники принципата), к-рые выражали интересы различных слоев рим. общества. Полное несовпадение исходных позиций представителей этих школ обусловило серьёзные расхождения в решении ими вопросов гос. и гражд. права (о законодат. полномочиях императоров, о праве собственности и т. д.). Оба эти направления оставили заметный след в развитии правовой науки и судебной практики Р. (см. также Прокул и Сабин). Начиная с Августа императоры предоставляют видным юристам право давать консультации, имеющие обязательную силу (jus respondendi). Сочинения таких юристов, как Гай, Цельс-отец и Цельс-сын, Юлиан, Помпоний и др., наряду с эдиктами преторов, законами, сенатусконсулътами, императорскими конституциями приобретали характер источников права. По закону 426 трудам 5 виднейших юристов (Гая, Папиниана, Павла, Ульпиана и Модестина), а. также мнениям цитируемых ими юристов была придана обязательная правовая сила. Практицизм рим. юристов, тонкое понимание конкретных жизненных ситуаций позволили им в совершенстве разработать правовую технику, обеспечить всестороннюю охрану интересов частного собственника. В то же время, находясь на службе у императоров, юристы поддерживали их притязания на неограниченную власть, создав, по словам Ф. Энгельса, "...самое гнусное государственное право, какое когда-либо существовало" (там же, т. 19, с. 312).

В 4-5 вв. практически прекращается правотворческая деятельность юристов. Законодат. функции всецело концентрируются в руках императоров, акты к-рых (эдикты, декреты и т. д.) становятся осн. источником права. Однако в это время велась работа по упорядочению и систематизации права Р. В кон. 3 - нач. 4 вв. появились частные сборники законодательства (Codex Gregorianus, Codex Hermogenianus), а в 436 при Феодосии II был составлен офиц. кодекс императорских конституций (Codex Theodosianus). Всесторонняя систематизация права Р. произошла уже после падения Зап. Римской империи при византийском императоре Юстиниане (см. Дигесты, Кодификация Юстиниана).

Историческая наука. Рим. историч. традиция имела своей основой анналы. Согласно рим. преданию, едва ли не с сер. 5 в. до н. э. в Р. существовали т. н. таблицы понтификов (жрецов); верх, жрец (pontifex maximus) вёл по годам записи важнейших событий, к-рые заносились на "белые доски" и выставлялись для всеобщего сведения у дома понтифика. Вначале этот обычай был, видимо, связан с обязанностью жрецов регулировать календарь (к-рый не был твёрдо фиксирован); записи велись весьма примитивно, но постепенно число рубрик в них увеличивалось и, помимо сведений о войнах и стихийных бедствиях, появились сообщения о внутриполитич. событиях, о деятельности сената, об итогах выборов и т. п. Эти таблицы стали как бы хронологич. остовом древнейшей рим. летописи. Ок. 130 до н. э. по распоряжению верх, понтифика П. Муция Сцеволы была опубликована сводка всех погодных записей начиная с основания Р. (в 80 книгах) под назв. "Большие анналы" ("Annales maxi-mi").

Литературная обработка официальных анналов и семейных хроник знатных родов началась в 3 в. до н. э. и бесспорно связана с распространением в Р. элли-нистич. культурных влияний. Ранних рим. историков принято называть анналистами, причём их обычно делят на старших, средних и младших. Родоначальником рим. анналистики считается Квинт Фабий Пиктор (3 в. до н. э.), автор написанных на греч. яз. "Анналов", в к-рых изложена история Р. от легендарных времён до кон. 2-й Пунической войны (201 до н. э.). К старшим анналистам относят ещё ряд авторов, чьи произведения не сохранились, в т. ч. Катона Старшего, автора историч. труда "Начала" ("Origines") - от легендарных времён до нач. 2-й Пунической войны. Катон был первым рим. историком, писавшим на лат. яз. Средние анналисты (Л. Кассий Ге-мина, Л. Кальпурний Пизон и др.) пользовались в основном теми же источниками, что и старшие. Младшая анналистика как особый жанр и направление возникла в эпоху Гракхов (2 в. до н. э.): Клавдий Квадригарий, Валерий Анциат, Лициний Макр и др. (1 в. до н. э.). Если старшие и средние анналисты занимались довольно примитивной, но добросовестной обработкой летописей и хроник, излагая историю Р. с патриотич. позиций, то для младших анналистов история превратилась в раздел риторики и в орудие политич. борьбы. В интересах той или иной политич. группировки они не останавливались перед сознательным приукрашиванием, а иногда и прямым искажением событий, разработав ряд приёмов (повторение событий, заимствования из греч. истории и т. п.).

Первым и наиболее ярким представителем "зрелого" периода рим. историографии, несомненно, был Полибий (2 в. до н. э.). Грек по происхождению, Полибий писал по-гречески, но, прожив 16 лет в Р., стал восторженным почитателем рим. гос. устройства, к-рое, по его мнению, обусловило все успехи Р. и рост его могущества. Эту мысль Полибий проводил в своём труде "История" (в 40 кн. изложена "всеобщая" история Греции, Македонии, М. Азии, Сирии, Египта, Карфагена и Р. в их взаимной связи на протяжении 220-146 до н. э.). Если Полибий был представителем научно-исследовательского направления в антич. историографии, считавшего гл. задачей историка не описание событий, а выяснение причинной связи явлений, то полной противоположностью ему в этом смысле был другой крупнейший рим. историк художественно-дидактического направления Тит Ливии (1 в. до н. э.- нач. 1 в. н. э.). Задача историка, считал Ливии,-учить и воспитывать поколения как на положительных, так и на отрицательных историч. примерах, поэтому следует выбирать наиболее яркие события и личности, описывая их красочно, убедительно. Ливии широко использовал младших анналистов, относясь к ним некритически, обильно уснащая своё повествование легендами, вымышленными речами и т. п. Огромный труд Ливия "Римская история" (142 кн., сохранилось 35) принёс ему славу ещё при жизни и лёг в основу представлений каждого образованного римлянина о прошлом родного города. Изложению всемирной истории были посвящены труды авторов 1 в. до н. э.- 1 в. н. э.- Николая Дамасского, Помпея Грога, Диодора Сицилийского, описанию истории Р. с мифических времён до начала 1-й Пунической войны - "Римские древности" Дионисия Галикарнасского (1 в. до н. э.).

К жанру историко-мемуарной литературы относятся прежде всего "Записки о галльской войне" и "Записки о гражданской войне" Юлия Цезаря, в к-рых дано несколько приукрашенное, но достаточно достоверное изложение хода этих войн. К жанру историч. монографии принадлежат произведения Саллюстия "О заговоре Каталины" и "О Югуртинской войне". Придавая большое значение роли личности в истории, Саллюстий уделял много внимания характеристикам историч. деятелей и потому его считают мастером историч. портрета. Из многочисленных биографий, составленных историком Корнелием Непотом (1 в. до н. э.), сохранились только две биографии рим. деятелей - Аттика и Катона Старшего и 23 биографии полководцев "иноземных народов".

В эпоху империи получило дальнейшее развитие художественно-дидактич. направление, к к-рому принадлежал крупнейший рим. историк Корнелий Тацит (1 - нач. 2 в.) - автор ряда историч. трудов, из к-рых наиболее известны "Анналы" и "Истории" (изложены события рим. истории от кончины Августа до смерти Домициана, с 14 по 96). Политич. воззрения Тацита характеризуются ненавистью к тирании и деспотизму, недаром А. С. Пушкин называл его "бичом тиранов", а Ф. Энгельс определил Тацита как последнего из римлян "... патрицианского склада и образа мыслей..." (М арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 311).

В эпоху империи в нач. 2 в. н. э. получил развитие историко-биографич. жанр; одним из наиболее значительных его представителей был Плутарх, плодовитый греч. писатель, автор ряда трактатов по вопросам этики, религии и др. Особенно популярны его "Параллельные жизнеописания", излагающие в сопоставлении биографии выдающихся рим. и греч. политич. и воен. деятелей. Плутарх ещё в большей степени, чем историки, подчёркивает стоящие перед ним как биографом морально-этич. задачи. Младшим его современником был Светоний, автор "Жизнеописаний двенадцати Цезарей" и неполностью дошедших до нас "Биографий знаменитых риторов и грамматиков". Поскольку Светоний был секретарём имп. Адриана, он мог пользоваться многими архивными материалами и мемуарами.

Истории Р. были посвящены труды греч. историков 2-й пол. 2 в. Аппиана (из обширного труда к-рого книги 13- 17 излагают историю гражданских войн в Р.) и Диона Кассия - автора рим. истории от древнейших времён до 229 н. э.

Последним крупным историком античности считают обычно Аммиана Марцеллина (4 в. н. э.) - автора "Деяний" (соч., дошедшее до нас не полностью; в сохранившихся частях изложены события времени правления имп. Юлиана, современником и участником к-рых был сам автор). Аммиан Марцеллин, видимо, вполне сознательно и даже "программно" выступал как продолжатель Тацита, строя свой труд по образцу "Анналов" и "Историй".

В эпоху поздней империи возникла и получила развитие христианская историография, представленная именами Евсевия Кесарийского, Августина, Орозия и др. Литература. Древнейшие памятники рим. художеств, словесности (5-4 вв. до н. э.) не сохранились. По позднейшим свидетельствам, лирика в них была представлена обрядовыми песнями (молитвенными, свадебными, похоронными); эпос - "пиршественными песнями" о подвигах рим. героев; драма - муз. представлениями, развившимися из хоровых песен (фесценнин), и фарсовыми сценками (ателланами); проза - ораторскими речами, текстами законов и летописей (анналов). Первый шаг от устной словесности к письменной лит-ре сделал на рубеже 4-3 вв. до н. э. консул Аппий Клавдий, записавший свои речи и составивший под своим именем сборник нравств. сентенций в стихах.

В 3-2 вв. до н. э. Р. подчинил себе большую часть грекоязычного Средиземноморья и подвергся мощному влиянию более развитой греч. культуры. Сначала её усвоение не затрагивало основ полисной идеологии, служа преим. внешнему блеску (театр); затем традиц. идеология начала переосмысляться в духе греч. философии, приобретая черты индивидуализма и духовного совершенствования (аристократич. кружок Сципиона Младшего; националистическое же сопротивление эллинизации нашло выражение в деятельности оратора и историка Катона Старшего). В этот период рим. лит-pa постепенно осваивала все основные жанры греч. лит-ры: "первый римский поэт" грек-вольноотпущенник Ливии Андроник перевёл на лат. язык "Одиссею", греч. трагедии и комедии (сер. 3 в. до н. э.); творцами нац. эпоса считаются Невий ("Песнь о Пунической войне", кон. 3 в. до н. э.) и Энный ("Летопись", нач. 2 в. до н. э.); РИМ. комедию разрабатывали Плавт (кон. 3 - нач. 2 вв. до н. э.), придавший греч. образцам динамику и нар. юмор, и Теренций (сер. 2 в. до н. э.), особенно стремившийся к изяществу языка и психологич. верности; рим. трагедию развили по греч. эталонам Пакувий (нач. 2 в. до н. э.) и Акций (кон. 2 в. до н. э.); специфич. рим. жанр сатуры-стихотворных сценок на свободные темы-создавал по эллини-стич. образцам Луцилий (2-я пол. 2 в. до н. э.); к кон. 2 в. до н. э. появились первые произв. рим. лирики. Из всех этих произв. полностью сохранились лишь комедии Плавта и Теренция, остальное - только в отрывках.

В 1-й пол. 1 в. до н. э. греч. культура окончательно была освоена Р. и стала основой высшего расцвета рим. лит-ры. Новая культура вышла за пределы ари-стократич. кружков и распространилась в средних слоях населения через посредство риторских школ и популярных филос. трактатов и диалогов. Цицерон формулировал новый культурный идеал человека, соединяющего образованность философскую (как средство индивидуального совершенствования) и риторическую (как средство обществ, воздействия). В обстановке обществ, противоречий теряли значение жанры, рассчитанные на широкую и однородную аудиторию (эпос, драма); получили развитие красноречие как главное средство обществ, борьбы, с одной стороны, и поэзия как средство ухода от обществ, кризиса в личную жизнь - с другой. Центр, фигура в иск-ве красноречия - Цицерон; именно он, упорядочив выразит, средства лат. языка, больше всего сделал для выработки всех оттенков лат. прозаич. стиля - высокого и низкого, свободного и строгого ("золотой век римской прозы"). Поэзия этого времени представлена произв. эпикурейца Лукреция, к-рый в дидактич. поэме "О природе вещей" прославил познание мира и примирение со смертью как спасением от жизненных бурь, и Катулла, в тревожных и острых лирич. стихах славившего любовь и дружбу как тот мир, к-рый должен заменить человеку мир обществ, отношений, потерявший всякую ценность.

В период становления империи (2-я пол. 1 в. до н. э.) Август обращал особое внимание на организацию обществ, мнения, укреплявшего его власть, и привлекал к себе лучших писателей своего времени - эпика Вергилия, лирика Горация и др., объединённых т. н. "кружком Мецената". Эти писатели видели в новой эпохе искупление грехов предков и возрождение древней республики с её доблестями; поэтому, несмотря на похвалы Августу и его политич. мероприятиям, их творчество являлось скорее завершением эпохи республики, чем началом эпохи империи. Их эстетич. идеал - монументальность, гармония и ясность; поэтич. язык, стиль, метрика, композиция получили у них тончайшую разработку ("золотой век римской поэзии").Самая значит, фигура этого времени - поэт Вергилий. В его идиллиях ("Буколики") выразилась тоска о минувшем "золотом веке", в дидактич. поэме "Георгики" он воспевает труд, возрождающий человечество, в героич. поэме "Энеида" прославляет историческую миссию Р., справедливой властью умиротворяющего весь мир. Та же эволюция от раннего "неприятия" к позднейшему "приятию" действительности характерна и для Горация (от "Эподов" и "Сатир" к зрелым "Одам" и "Посланиям") и менее свойственна поэтам младшего поколения - Тибуллу и Про-перцию, авторам любовных элегий. Поэзия господствовала в лит-ре эпохи: идеал человека, совмещающего философию и словесное иск-во, для Цицерона воплощался в ораторе, для Горация ("Наука поэзии") - в поэте. Проза отходит на второй план: красноречие в условиях монархии теряло значение, историч. жанр в трудах Тита Ливия сближался с эпич. поэзией.

В период расцвета и кризиса империи (1-3 вв. н. э.) рим. культура развивалась параллельно с греческой, но уже вполне самостоятельно, соперничая с ней и развивая основы, заложенные писателями "золотого века". Распространение культуры захватывало не только Р. и Италию, но и провинции, давшие многих видных писателей этого времени. Однако обществ, значение лит-ры в новых условиях падало, её идеологич. содержание или питалось оппозиц. настроениями (в лучших произв.), или сводилось к официозной панегиричности. Уже последний великий поэт эпохи Августа Овидий попадает в ссылку за неугодный императору аполитизм его любовных и мифологич. поэм ("Наука любви", "Метаморфозы" и др.). Лит-pa постепенно вырождалась в самодовлеющую игру стиля; по характеру этих стилистич. экспериментов в этом периоде можно выделить три этапа. Первый этап (1-я пол.- сер. 1 в. н. э.)- господство "нового стиля", выработанного в риторских школах, сентенциозного, эффектного и броского. Он нашёл выражение в филос. трактатах, дидактических письмах и предназначенных для декламации патетических трагедиях Сенеки. Лукан переносит "новый стиль" в эпос, в своей трагической поэме из римской истории "Фарсалия" как бы полемизируя с оптимизмом Вергилия; Персии Флакк переносит "новый стиль" в страстную стоич. сатиру, как бы соперничая с мягкими сатирами Горация. В стороне от господств, манеры стоит сатирич. роман в прозе и стихах Петрания "Сатирикон", эпикурейски иронический и свободный от всякого пафоса. Более демократич. струя в лит-ре этого времени представлена стихотворными "Баснями" Федра, рассчитанными на восприятие масс. Второй этап (конец 1 - нач. 2 вв. н. э.) - это реакция на "новый стиль", господство неоклассицизма, возрождение стиля "золотого века". Ритор Квинтилиан в своём трактате "Об образовании оратора" переработал гуманистич. идеал Цицерона применительно к новой обществ, обстановке. Его ученик Плиний Младший в речах и письмах стремился подражать Цицерону, поэты Стаций, Силий Италик и Валерий Флакк в мифологических и исторических поэмах - Вергилию. Но это подражание ограничивалось внешними чертами, подлинное возрождение классики было уже невозможно. Более жизнеспособными оказались традиции "нового стиля" в иронич. эпиграммах Марциала, в патетич. сатирах Ювенала, в историч. прозе Тацита. Третий этап (2 - нач. 3 вв.) - господство архаизма: бурное возрождение греч. лит-ры в Рим. империи оттесняет лат. лит-ру на второй план, мн. рим. писатели (Марк Аврелий, Элиан) пишут свои соч. по-гречески, а по аналогии с греч. модой на возрождение древнего языка и стиля (т. н. аттикизм) в Р. начинают предпочитать Вергилию Энния, Цицерону - Катона. Наиболее значительный писатель этого времени - Апулей (2 в.), автор романа "Метаморфозы" ("Золотой осёл"), в содержании к-рого причудливо сочетаются бытописание, сказочность и мистич. аллегоризм, а в стиле - пёстрая масса архаизмов, неологизмов, диалектизмов, вульгаризмов и пр. Социально-политич. кризису 3 в. в лит-ре сопутствовало почти полное бесплодие; только с 4 в. начался новый лит. подъём, но уже на иной культурной основе, подготовившей лит-ру ср. веков.

В период 4-5 вв. на первый план выдвигается христ. лит-pa. Ограниченная ранее догматич. и полемич. сочинениями (Тертуллиан, Минуций Феликс, Киприан, поэт Коммодиан, ритор Лактанций), теперь она усваивала лит. технику рим. риторики и поэзии. Произв. большой художеств, ценности - проповеди и гимны Амвросия, письма Иеронима и особенно "Исповедь" Августина, открывающая для лит-ры психологич. глубину, не доступную античности. Отступили на второй план авторы, продолжавшие языческие лит. традиции,- Авсоний, поэт малых жанров, пытавшийся возродить мифологич. и историч. эпос, историк Аммиан Марцеллин и др.

Лит-pa постепенно замыкалась в пределах отд. провинций, а затем - отд. варварских королевств: Галлия дала стихотворца Рутилия Намациана (4-5 вв.), Италия - поэта и философа Боэция (6 в.), Африка - поэтов т. н. "латинской антологии" (6 в.); к кон. 6 в. традиции антич. лит. форм и антич. культурного наследия быстро слабеют и сходят на нет. Наступает полоса т. н. "тёмных веков" - первый этап латинской литературы средних веков.

Театр. Возникновение театр, иск-ва в Р. связано с празднествами сбора урожая, участники к-рых исполняли шуточные, грубоватые песни в форме диалога - фесценнины. Дальнейшим развитием этих зачатков