БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

216811902355213350920160-66; Р а н о в и ч А. Б., Восточные провинции Римской империи в I - III вв., М. - Л., 1949; Штаерман Е. М., Трофимова М. К., Рабовладельческие отношения в ранней римской империи, М., 1971; К у з и-щ и н В. И., Очерки по истории земледелия Италии II в. до н. э. -I в. н. э., [М.], 1966; его же, Римское рабовладельческое поместье. II в. до н. з. - I в. н. э., [М., 1973]; Albertini E., L'Empire Remain, 3 ed., P., 1938; Bloch R. .Cousin J., Rome et son destin, P., 1960; С h a p о t V., Le monde romain, P., 1951; Nilsson M. R., Imperial Rome, N. Y., 1962; Meyer E., Romischer Staat und Staatsgedanke, 3 Aufl., Stuttg., 1965. Петрушевский Д. М., Очерки из истории средневекового общества и государства, 5 изд., М., 1922; Р е м е н н и-к о в А. М., Борьба племен Северного Причерноморья с Римом в III в. н. э., М., 1954; Штаерман Е. М., Кризис рабовладельческого строя в западных провинциях Римской империи, М., 1957; К а ц А. Л., Проблема падения Римской империи в советской историографии, "Вестник древней истории", 1967, № 2; А 1 f б 1 d i A., Conflict of ideas in the late Roman empire, N. Y.- Oxf., 1952; Dill S., Roman society in the last century of the Western empire, [2 ed.], L., 1959; The fall of Rome. Can it be explained?, ed. M. Chambers, N. Y., 1963; Grosse R., Romische Militargeschichte vom Gallienus bis zu Beginn der byzantinischen Themenver-fassung, В., 1920; Mazzarino S., Aspetti sociali del quarto secolo, Roma, 1951; Piganiol A., L'empire chretien, 325 - 395, P., 1947; Walbank F. W., Decline of the Roman empire in the west, N. Y., 1946.

С. Л. Утченко, Е. М. Штаерман"

Воспитание и просвещение

В древнюю эпоху гл. очагом воспитания была семья. Подрастающее поколение воспитывалось в духе уважения к верованиям и обычаям предков, беспрекословного подчинения "отцовской власти" (patria potestas). Хороший гражданин у римлян отождествлялся с послушным сыном и дисциплинированным воином. Древнее законодательство предусматривало суровые наказания за нарушение родительской воли; в этом же направлении действовала гос. религия с её обожествлением гражданских и воинских добродетелей (Дисциплины, Согласия, Благочестия и т. д.). Летописи жрецов-понтификов фиксировали образцы соблюдения этих добродетелей и осуждали лиц, нарушавших их. Возникновение элементарных школ - ludi в Р. историк Тит Ливии относит к 5 в. до н. э. Обучались гл. обр. дети свободных. Обучение было совместным, принимались дети с 7 лет и занимались в течение 4-5 лет. Дома или в школах детей обучали лат., греч. языкам, письму, чтению и счёту.

Кризис полисной системы, превращение Р. из города-гос-ва в огромную средиземноморскую державу затронули все стороны рим. жизни, в т. ч. привели к изменению традиционной системы воспитания и просвещения. Возросший гос. аппарат нуждался в образованных людях. Эта потребность сначала удовлетворялась путём подготовки юношей из знатных и состоятельных семей домашними учителями и воспитателями - высокообразованными греками, такими, как греч. историк Полибий, попавший в Р. в качестве заложника. Полибий был воспитателем и наставником в доме Сципионов. В Р. ввозились греч. библиотеки (первая публичная библиотека Лукулла в 1 в. до н. э.), предметы искусства и т. д. Постепенно складывалась новая система школьного образования. Уже в 60-х гг. 2 в. до н. э. в Р. возникли школы повышенного типа: грамматические школы и риторские школы, к-рые, ввиду того что обучение стоило дорого, были доступны лишь детям знатных и состоятельных римлян. К сер. 1 в. до н. э. в Р. насчитывалось ок. 20 грамма-тич. школ, они получили распространение также в Италии и провинциях. Эти школы давали подростку (обучение проходили дети от 11-12 до 14-15 лет) широкое гуманитарное образование и подготавливали его к деятельности поли-тич. и суд. оратора (грамматики руководили лит. образованием своих питомцев, приучая к чтению и разбору греч. и рим. авторов). В 1 в. н. э. появились грам-матич. школы для девочек. Уже с 1 в. в грамматич. школах стали меньше преподавать красноречие, обучение к-рому сосредоточилось в риторских школах - своего рода высших учебных заведениях. В риторских школах обучались подростки и юноши в возрасте от 13-14 до 16- 19 лет. Риторская школа давала навыки ораторского иск-ва. Первые школы были с преподаванием на греч. языке, и обучаться в них могли лишь те, кто в совершенстве знал этот язык. Уже в нач. 1 в. до н. э. была основана лат. риторская школа. Эта школа, открывавшая путь к политич. карьере относительно широкому кругу лиц, вызвала нападки сторонников сенатской олигархии. В 92 до н. э. был издан эдикт о запрещении лат. риторских школ. Снова эти школы были открыты при Цезаре и получили затем широкое распространение. Учащиеся риторских школ писали сочинения на заданные темы, практиковались в контроверсиях - вымышленных суд. делах, упражнялись в ораторском искусстве. Школы знакомили с правом, философией, историей, поэзией. Концепция риторского образования нашла систематич. разработку в трактатах Цицерона. Теоретик ораторского искусства Квинтилиан оставил довольно подробную программу преподавания в риторской школе. По мере усложнения бюрократич. аппарата росла потребность в специально подготовленных юристах-правоведах. Со 2 в. н. э. появились группы правоведов, занимавшихся только обучением лиц, желавших специализироваться в данной области. Эти юристы-учителя согласовывали своё преподавание друг с другом и постепенно образовали б. или м. устойчивые группы, получившие назв. "кафедр" права. По такому же типу оформляются "кафедры" риторики и философии, затем медицины и архитектуры. В этот же период учреждается неск. высших школ ["Атенеум" - высшая школа в Р. по образцу афинской высшей школы; высшая юридич. школа в Бейруте (Сирия); высшая константинопольская школа и др.]. При покровительстве имп. Марка Аврелия (2 в.) - "философа на троне" - получила дальнейшее развитие высшая школа в Афинах, собиравшая студентов из разных частей империи. Студенты организовывались в "хоры" - землячества, каждое из к-рых примыкало к тому или иному учителю (профессору). На почве соперничества между землячествами и материальных невзгод возникали студенч. беспорядки, в к-рых участвовали и гор. низы. Высшие школы получили распространение и в зап. провинциях Рим. империи, становясь центрами образованности и романизации.

В период республики обучение было частным и гос-во в него не вмешивалось, однако в период империи гос-во поставило образование под свой контроль. Учителя стали гос. служащими, получали жалованье. Имп. Антонин Пий (2 в.) установил число риторов и грамматиков, полагавшихся каждому городу в зависимости от числа жителей, а для учителей - ряд льгот и привилегий. Содержались школы в Италии и провинциях на средства муниципиев. С 362 при имп. Юлиане Отступнике все кандидатуры преподавателей подлежали утверждению императором. Учащиеся также оказались под контролем имп. власти (эдикт 370).

Лит.: Г о р д и е в и ч О., Высшее образование в Риме во времена императоров, К., 1894; Мелихов В. А., Очерк воспитания и обучения в Древнем Риме, ч. 1, Хар., 1913; Цветаев И., Из жизни высших школ римской империи, М., 1902; Сергеевко М. Е., Жизнь древнего Рима, М.- Л., 1964; В 1 u m n е r Н., Die romischen Privataltertumer, Munch., 1911; Gwynn A., Roman education from Cicero to Quintilian, Oxf., 1926; Marrou H.- I., Histoire de Г education dans 1'antiquite, P., 1965; К a h r s t e d t U., Kulturgeschichte der romischen Kaiserzeit, 2 Aufl., Bern, 1958.

А. И. Немировский,

Древнеримская культура

Древнеримская культура - первоначально культура рим. общины, города-государства (полиса) - прошла сложный путь развития, расширяя границы распространения по мере превращения Р. в огромную средиземноморскую державу, включавшую и такие традиционно греч. научные и культурные центры, как Афины, Александрия, Пергам и др., изменяя свой характер под влиянием этрусской, греческой, эллинистической культур.

Религия и мифология. Религия римлян древнейшего времени основывалась гл. обр. на представлении о внутр. силах, присущих отдельным предметам и людям, и на вере в духов (обычно воспринимавшихся как множественность, из к-рой затем иногда выделялось одно божество) - хранителей и покровителей мест, действий, состояний. К ним относились гении, пенаты, хранительница домашнего очага и неугасимого огня города Веста, к-рой служили девы-весталки, лары (покровители усадьбы и её свободного и несвободного населения), духи умерших - благодетельные маны и злые лемуры, а также божества гор, источников, лесов и отдельных деревьев (напр., священной смоковницы, росшей на месте нар. собрания), божества, ведавшие всеми этапами роста и созревания растений (в первую очередь зерновых) и людей, напр, первым криком и первым шагом ребёнка и т. п. Эти духи и божества были первоначально неантропоморфны и безличны, впоследствии, под влиянием этрусской и греч. религий, им был придан человеческий облик. Неопределёнен был их пол, поэтому нередко они именовались и в муж. и в жен. роде, напр, божества ворот, дверей и всякого начала Янус и Яна, лесные божества Фавн и Фавна, пастушеское божество Палее. Нек-рые божества обозначались описательно (напр., Добрая богиня). Жертвоприношения и религ. церемонии отправлялись или отд. семьями-фамилиями (раньше, видимо, родами) в честь их особых божеств, их ларов, хранителей их терр. границ-терминов (праздник терминалий), духов умерших родственников (праздник паренталии), или частью граждан (напр., фордицидии - жертвоприношение коров для умножения плодородия земли, совершавшееся по куриям; компиталии, справлявшиеся на границах соседних усадеб жителями в честь ларов; паганалии, праздновавшиеся сел. общинами-пагами), или всем народом [напр., амбурбии и амбарвалии - очищение (люстрация) границ города и его полей; авгурии, имевшие целью увеличить плодородие земли; робигалии - для охраны злаков от болезней: лупер-калии - для защиты стад от волков и др.]. Нек-рые празднества, напр, парилии в честь Палее, были и частными и государственными.

На эту примитивную религию рано стали оказывать влияние верования соседних италийских племён, особенно этрусков. От последних были заимствованы бог Сатурн, возможно, лесной бог Сильван и т. н. небесная патрицианская троица (Юпитер, первоначально бог погоды, затем верх, бог рим. гос-ва, Юнона и Минерва), к-рой был выстроен храм на Капитолии; отсюда её назв. капитолийская триада. Ей была противопоставлена плебейская троица: Церера (богиня злаков), Либер (бог виноградников) и Ли-бера; в честь этой троицы в 493 до н. э. был выстроен храм, ставший центром плебеев. После уравнения в правах патрициев и плебеев эти боги стали общегосударственными. От этрусков были заимствованы также гадания (по полёту птиц, удару молнии, печени жертвенных животных), осуществлявшиеся жрецами авгурами и гаруспиками. Обычай строить храмы был также привнесён этрусками. До знакомства с ним римляне почитали своих богов в рощах, на горах, на открытых местах, где ставились алтари. По нек-рым предположениям, у этрусков была заимствована не получившая потом развития мифология, связанная с эпосом о борьбе этрусских и рим. героев. Через Этрурию пришла в Р. легенда о странствованиях троянского героя Энея - предка основателей Р. - Ромула и Рема. В дальнейшем мифология римлян в основном была связана именно с легендами об Энее, Ромуле и сменивших Ромула царях. Общеиталийскими, почитавшимися также в Р. божествами были Марс, Диана, Фортуна, Венера, богиня земли Ферония, в храме к-рой освобождали рабов, и др. Древнейшими РИМ. жреч. коллегиями были луперки, салии, арвальские братья, фециалы (ведавшие вопросами войны и мира), а также фламины (жрецы) Юпитера, Марса, Квирина и др. богов. В царский период верх, жрецом был царь, затем надзор за культом осуществлялся коллегией понтификов во главе с верх, понтификом. Нек-рые боги особенно почитались лицами одного сословия или одной профессии. Так, всадники чтили Нептуна, Кастора и Поллукса, ремесленники - Минерву, торговцы - Меркурия (храм его был выстроен в 495 до н. э.). Рабы больше всего почитали Диану, Фортуну и ларов, на алтаре к-рых искали защиты от гнева господ, а также Феронию. По мере сближения с греч. миром в гос. пантеон стали включаться и греч. боги [напр., бог врачевания Эскулап, Аполлон и приобретший вскоре широкую популярность Геркулес (Геракл)]. Рим. боги отождествлялись с греческими, изображались по греч. образцам, к ним приурочивались сказания греч. мифологии. Проникли в Р. и греч. формы культа, торжественные жертвоприношения, шествия, устраивавшиеся во время празднеств, зрелища-игры. В 4 и особенно в 3 вв. до н. э. также под греч. влиянием распространился культ обожествлённых добродетелей: Согласия, Мужества, Свободы, Чести, Стойкости, Верности, в честь к-рых воздвигались храмы, сооружались статуи. В 3 в. до н. э. были введены устраивавшиеся раз в сто лет секулярные игры в честь подземных богов и ежегодно справлявшиеся сатурналии. Не признанные гос-вом культы запрещались (напр., в 186 до н. э. были жестоко репрессированы почитатели бога Вакха, участники вакханалий). Однако по мере усложнения жизни и ослабления многих старых связей росла потребность в менее формализованной религии, укреплялась вера в бессмертие души. Всё это способствовало в кон. 2-1 вв. до н. э. проникновению вост. культов Исиды, Осириса, Кибелы, с к-рыми рим. солдаты и торговцы знакомились в эллинистич. странах. В связи с бедствиями, вызываемыми гражданскими войнами 1 в. до н. э., распространились различные пророчества, вера в возвращение "золотого века", астрология, магия. Одновременно под воздействием греч. философии слабела вера в исконных рим. богов, религии стали даваться рационалистич. объяснения, старые обряды забывались. Став властителем империи, Август (конец 1 в. до н. э.- 1 в. н. э.) провозгласил "возвращение к нравам предков" и старался реставрировать старую рим. религию и культ. Однако всё большее влияние на неё стал оказывать возникший с началом принципата обязательный для всех граждан культ гения правящего императора и умерших обожествлённых императоров. Он сочетался с культом особенно чтимых императорами богов, именовавшихся Августами, императорских побед и добродетелей - Мужества, Справедливости, Снисходительности, Щедрости - и якобы воцарившегося в их правление "золотого века". Страдавшие от тяжёлого гнёта рабы и беднота противопоставляли официальным божествам своих, не входивших в гос. пантеон богов - Сильвана, Приапа, Пана, близких трудящемуся человеку и вместе с тем всемогущих творцов космоса. Росло число приверженцев вост. богов, культ к-рых связывался с надеждой на бессмертие души и на приход некоего спасителя (мистерии Митры, Диониса, Исиды и др.), обещавший верующим и посвящённым в мистерии загробное блаженство. Рим. религия постепенно приходила в упадок. В широких массах всё более распространялось христианство. В кон. 4 в. н. э. имп. Феодосии I запретил отправление языческих обрядов, и рим. религия перестала существовать .

Философия. Рим. философия развивалась под определяющим влиянием греч. философии эпохи эллинизма, переняв её понятийный аппарат, терминологию и важнейшие направления; она обобщила специфич. социальный опыт Р. Начальный этап рим. философии связан с кризисом полисной идеологии, освобождением мысли от подчинения религии и мифологии; этот период можно назвать просветительским, или периодом секуляризации (3-1 вв. до н. э.). Почти офиц. доктриной рим. государства стал стоицизм с его требованиями освободить личность от всякой зависимости, с его материализмом, провиденциализмом и фатализмом (кружок Сципиона Младшего, ученика греч. стоика Панеция; существовал во 2-й пол. 2 в. до н. э.). Прагматически ориентированный эклектизм на основе скептич. платонизма Академии платоновской был представлен Цицероном. Материалистич. учение эпикуреизма было изложено Лукрецием в его поэме "О природе вещей". Скептицизм, равно как и эклектизм, имели в Р. таких приверженцев, как Варрон, представители школы Секстиев. Многие шли от эпикурейства к стоицизму, как, напр., поэты Вергилий и Гораций.

Обожествление гос. власти и культ императора, связанные с концом республики и становлением империи (1 в. до н.э.- 1 в.н.э.), явились началом сакрализации философии, т. е. подчинения её религии. В 1 в. до н. э. представитель греческой Средней Стой Посидоний реформировал стоицизм в платоническом направлении, в результате чего появилось целое течение стоич. платонизма, или Средняя Стоя в её более позднем виде, получившая в Р. огромное распространение. Крупнейшие представители рим. стоицизма - Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий. Стоицизм этого времени легко объединялся с науч. астрономич. исследованиями (Манилий, Германик) и с аллегорич. мифологич. толкованиями (Корнут), и с поэтич. творчеством (ученики Корнута - Персии и Лукан), историографией (Тацит) и доходил до проповеди честной простоты нравов, как, напр., у Колумеллы. Чисто практич. направление стоицизма представляли Катон Младший (Утический), Пет Тразея и Гельвидий Приск.

2-3 вв.- период развитой сакрализации философии. Платонизм начал решительную борьбу со стоицизмом, используя при этом Аристотеля (его концепциями заменялся материализм древних стоиков), а также пифагореизм, вместе с к-рым вводились в философию не только мистич. числовые операции, но также интенсивная религ. практика. Теперь учились уже не у стоиков, но у пифагорействующих платоников типа Плутарха, с традицией к-рого связан Апулей из Мадавры. К платоникам относятся известный критик христианства Цельс, Север - комментатор "Тимея" Платона, и грамматик Цензорин.

3-4 вв.- кульминация сакрализованной философии, господство неоплатонизма, в к-ром на абсолютной идеалисгач. основе восторжествовал синтез универсализма и субъективизма. Основатель неоплатонизма греч. философ Плотин жил и работал в Р., так что начальная стадия неоплатонизма носит название рим. неоплатонизма; традиции его затем продолжил христ. философ Августин. Философы 4-5 вв. больше переводили греков на лат. яз., комментировали Платона и Аристотеля и занимались собиранием историко-философских и историко-религ. материалов, чем выработкой собств. концепций. К ним относятся Халкидий, Марий Викторин, Макробий. Сакрализованная рим. философия оказалась настолько сильной, что пережила падение Рим. империи и греко-рим. язычества. Она легла в основу теократич. идеологии ср. веков, в тех или др. формах не раз выступала и в новое время, когда рим. мыслители Лукреций, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий, Апулей становились властителями дум иногда не меньше, чем Платон и Аристотель.

Естественнонаучные взгляды. Памятники лат. науч. лит-ры эпохи Римской республики крайне немногочисленны. В 1 в. до н. э., когда весь Балканский п-ов и страны Малой Азии оказались под властью Р., резко усилилось греч. культурное влияние. В 88 до н. э. диктатор Сулла вывез в Р. библиотеку афинского собирателя книг Апелликона, в к-рой был обнаружен свод соч. Аристотеля. Это стимулировало возрождение интереса к филос. и естественнонауч. воззрениям Аристотеля и его школы; живший в Р. грамматик Тираннион и глава перипатетич. школы Андроник Родосский придали соч. Аристотеля тот вид, в к-ром они в дальнейшем усиленно изучались и комментировались .

Пережив в 1 в. до н. э. - 1 в. н. э. спад, астрономия и математика, прославившие александрийскую науч. школу (см. в ст. Эллинистическая культура), в кон. 1 в. вновь испытали подъём. К кон. 1 в. относится деятельность др.-греч. астронома и математика Менелая Александрийского, проводившего систематич. наблюдения небесных светил и написавшего книгу по сферич. геометрии и тригонометрии. В знаменитом "Альмагесте" Птолемея (2 в. н. э.) была изложена законченная геоцентрич. система мира. Большой популярностью пользовалась пришедшая с Востока астрология, к-рой занимались и крупнейшие астрономы ("Четырёхкнижие" Птолемея). Диофант написал (предположительно в 3 в.) "Арифметику". В 3-4 вв. выделялись Папп Александрийский, к-рый составил "Математический сборник", содержавший сведения о математике предшествующих эпох, а также Теон, отец знаменитой Ги-патии, гибель к-рой в 415 символизировала конец александрийской науч. школы. В 5 в. математич. мысль ещё теплилась в Афинах, где жили неоплатоник Прокл, написавший комментарий к "Началам" Евклида, и Евтокий - комментатор Архимеда и Аполлония. В трудах Герона Александрийского (1 в.) изложены достижения антич. мира по прикладной механике. Им написаны также соч. по геометрич. оптике, к-рая получила развитие в работах Птолемея.

Математика и механика у самих римлян носили узкоприкладной характер и сводились к правилам грубо приближённых вычислений, нужных для практич. целей. Рим. нумерация (возникла в 5 в. до н. э.) не способствовала развитию арифметики и вынуждала пользоваться счётными досками и камешками (отсюда "калькуляция" - от лат. calculi-камешки). Астрономич. лит-pa на лат. яз. крайне скудна и малооригинальна (Гигин, 1 в. до н. э.; Манилий, 1 в. до н. э.; приписываемая Цезарю и не дошедшая до нас поэма "О звёздах", и др.); в Р. получила распространение астрологич. лит-ра (Матери, 4 в.). В 46 до н. э. Цезарем была проведена реформа календаря.

В области естеств. наук у римлян разрабатывались гл. обр. прикладные дисциплины. Наиболее своеобразные памятники римской науч.-технич. лит-ры - сочинения по с. х-ву (Катона Старшего, 2 в. до н. э.; Варрона, 1 в. до н. э.; Колумеллы, 1 в. н. э.; Палладия, 4 в., а также сохранившийся в отрывках трактат о ветеринарном искусстве Гаргилия Марциа-ла, 3 в.). Большое число трудов рим. авторов посвящено архитектуре, строит. делу, гидротехнике, воен. технике. В кон. 1 в. до н. э. Витрувий написал "Десять книг об архитектуре". Описание рим. водопроводов содержится в соч. землемера и гидротехника 1 в. н. э. Секста Юлия Фронтина. В "Записках о Галльской войне" Цезаря дано детальное описание свайного моста, построенного по его приказу при переходе через Рейн. Потребности воен. дела, а также основание новых колоний и раздача зем. наделов обусловили появление работ рим. агрименсоров (землемеров); расцвет этой лит-ры приходится на 1-2 вв. Богатый военно-технич. опыт римлян отражён в соч. писателя Вегеция (конец 4 в.), в к-ром были изложены многие технич. вопросы, связанные с разбивкой лагерей, строительством крепостей и т. д.

Описательное естествознание в эпоху поздней античности развивалось неравномерно. Ни один из трудов по зоологии не вносил существенно нового по сравнению с "Историей животных" Аристотеля, зато ботаника, являвшаяся основой фармакологии, обнаружила значит, прогресс. Наибольшей славой в древности и в ср. века пользовалось ботанико-фармакологич. сочинение Диоскорида из Киликии, в к-ром описано 600 лекарств, растений. Успехов достигла медицина - Асклепиад из Вифинии (1 в.), Соран Эфесский (2 в.), Архиген Сирийский (2 в.), Орибасий Пергамский (4 в.) и др. Достижения античной медицины синтезированы в трудах Галена, к-рый был не только врачом-практиком, но и величайшим анатомом и физиологом. Из лат. сочинений по медицине до нас дошла небольшая книга Авла Корнелия Цельса (1 в.), написанная на основе греческого труда. В книге Цен-зорина "О дне рождения" (3 в.) эмбрио-логич. материал переплетается с астрологич. данными; фармакологич. сочинение Скрибония Ларга (1-я пол. 1 в.) "Compositiones" содержит первое в истории упоминание о приготовлении опиума.

Представителями естествознания в широком смысле слова были Сенека и Плиний Старший. До нас дошли 7 книг "Естественнонаучных вопросов" Сенеки,