БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201ской ответственности пр-ва и право президента на досрочный роспуск парламента.

Парламентарная Р. основывается на формальном принципе верховенства парламента, перед к-рым пр-во несёт коллективную политич. ответственность за свою деятельность. Это означает, что пр-во остаётся у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства, в случае утраты этой поддержки оно либо уходит в отставку, либо через главу гос-ва распускает парламент и назначает досрочные парламентские выборы. В парламентарной Р. правительство формируется только парламентским путём из числа депутатов, как правило, ведущих деятелей правящей партии или неск. партий (т. н. коалиционное пр-во). В парламентарной Р. премьер-министр, возглавляющий пр-во, является обычно лидером правящей партии (см. также Парламентаризм).

Р. является единственно возможной формой социалистич. гос-ва; независимо от вида социалистич. Р. (советская республика, нар. республика, нар.-демократич. республика, демократии, республика) все они строятся на единых социалистич. принципах. См. также Государство.

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПАРТИЯ США (Republican Party, US), одна из двух (наряду с Демократической партией) гл. партий монополистич. буржуазии США. Осн. в 1854 на базе коалиции промышленно-торг. буржуазии сев.-вост. штатов и др. социальных слоев, выступавших за ликвидацию политич. власти рабовладельч. олигархии Юга. Борьба между Р. п. и Демократич. партией отражала антагонистич. противоречия между развивавшимся на С. капитализмом и рабовладельч. системой на Юге. Победа на президентских выборах 1860 кандидата Р. п. А. Линкольна стала для рабовладельч. штатов сигналом к отделению и началу Гражданской войны в США 1861-65, завершившейся разгромом рабовладельцев. С изменением расстановки политич. сил в стране после Гражд. войны и Реконструкции Юга Р. п. (как и Демократич. партия) постепенно превратилась в партию крупного капитала, утратив свой прогрессивный характер. Р. п. находилась у власти в 1861-85 (президенты А. Линкольн, Э. Джонсон, У. Грант, Р. Б. Хейс, Дж. Гарфилд, Ч. А. Артур), в 1889-93 (президент Б. Гаррисон), в 1897-1913 (президенты У.Мак-Кинли, Т. Рузвельт, У. X. Тафт), в 1921-33 (президенты У. Гардинг, К. Кулидж, Г. Гувер), в 1953-61 (президент Д. Эйзенхауэр), с 1969 (президенты Р. Никсон, Дж. Форд).

Социальную опору Р. п. составляют тяготеющие к ней круги крупной финансовой буржуазии, часть средней буржуазии и фермерства. Наибольшим влиянием Р. п. пользуется на северо-востоке, Среднем западе и западе страны; после 2-й мировой войны 1939-45 усилилось её влияние и в юж. штатах. В нач. 70-х гг. в условиях изменяющегося соотношения сил в мире в пользу социализма руководство партии проявило реалистический подход к вопросам сов.-амер. отношений, что позволило провести ряд мер по улучшению отношений между США и СССР. По характеру политических группировок, объединяющихся в Р. п., она состоит из либерального, "центристского" и консервативного крыла. Р. п. не имеет постоянного членства, программы и устава. Осн. документом партии, выражающим в общем плане её политич. кредо, является предвыборная программа, принимаемая нац. съездами партии перед каждыми президентскими выборами. На съездах избирается также кандидат партии на пост президента и вице-президента США. Текущую деятельность Р. п. координирует Нац. к-т. Значит, роль играют также парт, фракции в конгрессе. Лидер партии - обычно президент либо кандидат на этот пост на последних выборах. Штаб-квартира Нац. к-та-в Вашингтоне. Лит.: Энгельс Ф., Введение к работе К. Маркса "Гражданская война во Франции", Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 199-200; Ленин В. И., Итоги и значение президентских выборов в Америке, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 22; Goodman W., The two-party system in the United States, 2 ed., N. Y., 1960. В. В. Шимановский,

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПАРТИЯ PAДИКАЛОВ И РАДИКАЛ-СОЦИАЛИСТОВ (Parti republicain radical et radicalsocialiste), буржуазная партия во Франции; образована в июне 1901 на съезде в Париже; в неё вошли сторонники политич. течений радикализма и радикал-социализма, сложившихся в последней трети 19 в. Партия ставила перед собой двойную задачу: с одной стороны - оградить парламентскую республику от угрозы реакции (клерикально-монархич., бонапартистской и т. п.), с другой - предотвратить социалистич. революцию путём политич. и социальных реформ. Официальная программа принята на 7-м съезде в 1907. Гл. политич. требования: незыблемость всеобщего избират. права и Демократич. свобод, доведение до конца отделения церкви от гос-ва, создание единой светской системы нар. образования; среди социальных - прогрессивный подоходный налог, социальное страхование и пенсии для рабочих, национализация ряда монополий и отраслей х-ва. Отрицая необходимость обобществления средств произ-ва, партия выдвигала утопический лозунг "распространения собственности на всех". Главной социальной опорой партии при Третьей республике были мелкая и средняя буржуазия, крестьянство, интеллигенция. С момента прихода к власти в 1902 партия при образовании пр-в прибегала к коалициям с др. бурж. партиями; на выборах нередко вступала в союз с социалистами и пользовалась в парламенте их поддержкой ("левый блок" в 1902-05 и 1924-26); в 1936-38 участвовала в Народном фронте. Наиболее известные лидеры радикализма: Ж. Клемансо (в 19 в.), Л. Буржуа, Э. Комб и К. Пельтан - до 1-й мировой войны 1914-18, Э. Эррио - в период между мировыми войнами.

Во время 2-й мировой войны 1939-45 партия распалась, но в 1944 была восстановлена. Она участвовала в пр-вах Четвёртой республики. При Пятой республике радикалы находились в оппозиции к режиму личной власти Ш. де Голля. В 1965 они вступили в Федерацию Демократич. и социалистич. левых сил, выдвинувшую единого с коммунистами кандидата на президентских выборах. Непрекращавшаяся внутр. борьба по вопросу о правой или левой ориентации и о сотрудничестве с компартией привела к расколу партии в 1971. Оставшееся в партии правое крыло во главе с Ж. Ж. Серван-Шрейбером вступило в соглашение с Демократич. центром (осн. в 1965), а Движение левых радикалов во главе с Р. Фабром в июле 1972 присоединилось к принятой компартией и социалистич. партией Совместной правительств, программе левых сил. В дек. 1973 состоялся учредит, съезд Движения левых радикалов. С. Н. Гурвич.

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПЕЧАТЬ, в СССР система печатных изданий союзных и автономных республик; охватывает издание книг и брошюр, газет, журналов и др. периодич. и продолжающихся изданий на языках народов СССР. Гос. регистрацию н статистич. учёт выходящей печатной продукции осуществляют республиканские книжные палаты, имеющиеся во всех союзных республиках, а также в Тат. АССР, Башк. АССР и Чуваш. АССР. См. раздел Печать, радиовещание, телевидение в статьях об отдельных республиках.

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ, революционный календарь, введён в период Великой франц. революции декретом Нац. конвента от 5 окт. 1793. Разработан Комитетом нар. образования под рук. Ш. Ж. Ромма. Р. к. отменил христианское летосчисление и установил новую эру (первый день - день провозглашения Республики - 22 сент. 1792), делил год на 12 месяцев по 30 дней в каждом, месяц - на 3 декады. После 360 дней вводились 5 (в високосном году 6) "дополнительных" дней ("санкюлотиды"). Десятый день и все дополнительные считались днями отдыха. Были введены новые назв. месяцев, в которых учитывались особенности времени года: осенние (вандемьер, брюмер, фример), зимние (нивоз, плювиоз, вантоз), весенние (жерминаль, флореалъ, прериаль), летние (мессидор, термидор, фрюктидор), и названия дней недели (в основе лат. количеств, числительное): primidi (первый день), duodi (второй день), "tridi (третий день) и т. д. Р. к. действовал по 1 янв. 1806, когда вновь был заменён в период наполеоновской империи григорианским календарём. Р. к. был восстановлен во время Парижской Коммуны и действовал с 18 марта по 28 мая 1871. После этого вновь был введён григорианский календарь. См. Календарь и лит. при этой статье.

РЕССЕЛЛ, Расселл (Russell) Генри Норрис (25.10.1877, Ойстер-Бей, шт. Нью-Йорк,- 18.2.1957, Принстон), американский астроном. В 1900 окончил Принстонский ун-т (в 1911-47 проф. там же). В 1912-47 директор астрономич. обсерватории Принстонского ун-та. Автор трудов по астрофизике, звёздной астрономии, космогонии. Наиболее важны его работы по классификации звёзд, определению масс звёзд и звёздных параллаксов, вычислению орбит двойных звёзд, в частности затменных переменных звёзд, приложению теории ионизации к астрономич. явлениям, определению блеска и альбедо планет. Р. установил зависимость между светимостью звёзд и их спектральным классом (см. Герцшпрунга - Рессел-ла диаграмма). Автор одной из первых гипотез об эволюции звёзд.

Соч.: Determinations of stellar parallax, Wash., 1911; The masses of the stars, Chi., 1940; в рус. пер.- Астрономия, т. 1 - 2, М,- Л., 1934 - 35 (совм. с Р. С. Дэган, Д. К. Стюарт); Солнечная система и ее происхождение, М.- Л., 1944.

РЕССЕЛЬ (Ressel) Йосеф (29.6.1793, Хрудим, Богемия,- 10.10.1857, Любляна), чешский изобретатель. Учился в Венском ун-те и Венской лесной академии, к-рую окончил в 1817. Работал лесничим близ Триеста. В 1812 разработал проект судна, движущегося с помощью Архимедова винта (см. Водоподъёмная машина). В 1826 успешно испытал гребной винт на лодке, а в 1827 получил на него патент в Австрии. В 1829 построил винтовой пароход "Циветта" водоизмещением 33 т, на к-ром с помощью нового движителя достиг скорости ок. 6 узлов. Дальнейшие работы были прекращены из-за повреждения судовой паровой машины и недостатка средств.

Лит.: Ottuv slovnik naucny, dil 21, Praha, 1904, s. 591 - 94; Pfirucni slovnik naucny, dil 3, Praha, 1966, s. 846; Meyers neues Lexikon, Bd 6, Lpz., 1963, S. 925.

РЕСССОРА (франц. ressort, букв.- упругость, пружина, от старофранц. ressor-tir - отскакивать), вид амортизирующего устройства (см. Амортизатор), упругий элемент подвески транспортной машины (автомобиля, вагона, локомотива и др.), передающий нагрузку кузова на ходовые тележки, колёса, гусеницы, лыжи, полозья и т. п. и смягчающий толчки и удары при прохождении по неровностям пути. Р. бывают металлические, гидравлические и пневматические. Наибольшее распространение получили металлич. Р., к-рые разделяются на листовые, торсионные (см. Торсион) и пружинные. Листовая Р. (рис. 1) состоит из пакета стальных закалённых листов 1 различной длины, соединённых хомутами 2. Хомуты опираются на ходовые элементы трансп. машин и предохраняют листы от относит. бокового смещения, а свободные концы листов шарнирно закрепляются на кузове машины через серьги, ушки или спец. подвески 3. Листовая Р. работает на изгиб, как упругая балка. Для уменьшения рабочих напряжений листам придают изогнутую форму. Пружинная P. имеет одну или неск. пружин (цилиндрических, конических, параболоидных или тарельчатых), расположенных одна в другой или одна над другой. Пружинные Р. часто сочетают с листовыми, напр. в ж.-д. подвижном составе (рис. 2).


Рис. 1. Листовая рессора задней оси автомобиля: 1 - лист; 2 - хомут; 3 - подвеска.



Рис. 2. Смешанная (комбинированная) подвеска железнодорожного подвижного состава.

Пружинные Р. более чувствительны к изменениям нагрузки, а листовые Р. лучше гасят колебания. Это обеспечивает большую плавность хода трансп. машины. В гидравлич. Р. жидкость перетекает из одной полости цилиндра в другую через калиброванные отверстия. В пневматич. Р., кроме того, могут использоваться упругие свойства газа или воздуха. В. С. Киреев.

РЕССУ (Ressu) Камил (28.1.1880, Га-лац,-1.4.1962, Бухарест), румынский живописец и график, нар. худ. СРР., чл. Академия СРР. Учился в школах изящных иск-в в Бухаресте (1897-99) и Яссах (1899-1902), в Мюнхене и в Париже в академии Жюлиана (1902-07). Проф. (с 1924) и ректор (с 1955) Ин-та изобразит, иск-в в Бухаресте. В 1910-20-е гг. выполнял сатирич. рисунки для прогрессивных газет и журналов. Автор портретов и картин на темы крест, жизни, к-рым свойственны демократизм образов, обобщённость рисунка и чётких пластич. объёмов, сдержанность гаммы ("Отдых косарей", 1925; "Подписание воззвания о мире", 1950,- обе в Музее иск-в СРР, Бухарест).

Лит.: Cos ma G., С. Ressu, Buc., 1967.

РЕСТАВРАЦИЯ (от позднелат. restauratio - восстановление), восстановление, возобновление чего-либо в первоначальном (или близком к первоначальному) виде (арх. памятники, произведения иск-ва, звукозаписи, кинофотодокументы, рукописи и т. д.). См. также Консервация.

РЕСТАВРАЦИЯ во Франции, период вторичного правления династии Бурбонов, свергнутой в кон. 18 в. в результате Великой франц. революции. Различают 1-ю Р. (1814-15) и 2-ю Р. (1815- 1830), отделённые одна от другой периодом "Ста дней". Конец режиму Р., представлявшему интересы гл. обр. дворянства и клерикалов, был положен Июльской революцией 1830.

РЕСТАВРАЦИЯ в архитектуре и искусстве, укрепление и восстановление разрушенных, повреждённых или искажённых памятников истории и культуры (архитектурных сооружений, произв. изобразительного и декоративно-прикладного искусства, археологич. находок и пр.) с целью сохранить их исто-рич. и художеств, значение (как частный случай - с целью вернуть первоначальный облик). Р. является составной частью охраны памятников истории и культуры и имеет важное значение для общей истории и истории иск-ва. Проводимые при Р. исследования нередко коренным образом меняют сложившиеся концепции историч. развития (напр., в 1890-е гг. при реставрац. работах И. Е. Забелина в Успенском соборе 12 в. во Владимире были достаточно точно установлены существенные черты стилистики др.-рус. построек домонгольского периода; иногда аналогичную роль играет Р. произв. изобразит, иск-ва). Попытки Р. памятников архитектуры известны уже в античный период, однако до рубежа 18 и 19 вв. они обычно сводились к простому ремонту; под Р. произв. изобразит, иск-ва и памятников материальной культуры вплоть до кон. 19 - нач. 20 вв. подразумевали подновление объекта?., на к-рое большое влияние оказывал уровень знаний в области истории иск-в и материальной культуры. На рубеже 18 и 19 вв. задачей Р. стали считать "восстановление первоначального облика" или "великолепия" повреждённых или искажённых позднейшими перестройками и переделками памятников. Однако цель была поставлена ошибочно, т. к. невозможно полностью вернуть первоначальный облик художеств, произведений, искажённых в течение веков. Отсутствовала и научно разработанная методика Р. (произв. архитектуры, изобразительного искусства и материальной культуры произвольно дополнялись и изменялись в соответствии с изменившимися вкусами, практич. потребностями и т. п.). Это приводило к искажениям и даже утратам выдающихся памятников культуры. Нек-рые ограничения и предписания для производства реставрац. работ (в т. ч. обязательность предшествующего Р. глубокого изучения как самого здания, так и архитектуры периода его постройки, недопустимость компилятивных заимствований даже со зданий одного хронологического периода) были предложены Э. Э. Виолле-ле-Дюком. Архит. одарённость позволила ему в нек-рых Р. (преим. в ранний период деятельности, напр, в соборе Нотр-Дам в Париже в 1840-е - 1850-е гг.) добиться удовлетворит, результатов. Существенные ошибки допускались при реставрац. работах в России и в сер. 19 в. Так, пресловутым стремлением к "единству стиля" была обусловлена Р., напр., Дмитриевского собора во Владимире (были разобраны не только колокольня нач. 19 в., но и приделы 16 в. и даже первоначальные угловые башни 12 в., ошибочно принятые за позднейшие пристройки). Отдельные ценные науч. Р. проводились уже в первые десятилетия 19 в. Лишь с кон. 19 в. накопление систематич. знаний в области истории иск-в и материальной культуры, а также инженерно-технич. знаний сделало возможной подлинно научную Р. На развитие теории и практики Р. большое влияние оказали проведённые греч. арх. Н. Баланосом в 1898-1917 работы по реставрации Парфенона, Эрехтейона, Пропилеи в Афинском акрополе. В России на производство реставрац. работ начала оказывать благотворное влияние Археол. комиссия Рус. археол. об-вэ; П. П. Покрышкин при Р. церкви Спаса на Берестове в Киеве(1903-04) выявил подлинные части здания 11-12 вв., раскрыв их от наслоений, но при этом сохранил колокольню (19 в.), апсиды и главы 17 в. Большую известность получила Р. в 1908-12 церкви Василия (12 в.) в Овруче по проекту А. В. Щусева. На рубеже 19 и 20 вв. складывается науч. теория Р., наиболее разработанная в отношении памятников архитектуры (труды и высказывания К. Бойто и Г. Джованнони в Италии, Ш. Бюльса в Бельгии, Л. Клоке, а позднее П. Леона во Франции, М. Дворжака и А. Ригля в Австро-Венгрии, К. Гурлитта, Г. Хагера в Германии и др.).

Основу теории совр. Р. составляет понятие о реставрац. методе и дифференциации различных реставрац. методов, из к-рых для совр. практики имеют значение три: консервация, т. е. работы, не меняющие облик памятника, сохранившийся к моменту начала этих работ; аналитический (археологический) метод, сложившийся в гл. чертах в ходе работ на Афинском акрополе и получивший яркое выражение в Италии в Хартии реставраторов (утверждена в 1932 и является осн. методич. руководством для Р. в стране), а в СССР сформулированный И. Э. Грабарём и применявшийся в практич. работах под его руководством; синтетический метод, применяемый как исключение и предусматривающий во всех случаях целостную Р. памятника. Важнейшие принципы аналитич. метода, утверждённые 2-м Междунар. конгрессом архитекторов и технич. специалистов по историч. памятникам в Венеции (1964), сводятся к следующему: памятник - это науч. документ, историч. источник; осн. целью Р. является "прочтение" этого документа и тщательное укрепление подлинных древних частей памятника; для достижения цели Р. проводится по возможности наименьший объём работ, все вновь добавленные элементы должны быть выделены; все пристройки выполняются в совр. стиле. Совр. приёмы Р. допускают использование для укрепления памятника всех новейших достижений строит, техники и различных физико-химич. методов.

Портик кариатид храма Эрехтейона (421 - 406 гг. до н- э.) на акрополе в Афинах. Реставрация Н. Баланоса. 1902 - 1909. Светлым материалом выделены добавленные части.

Для Р. могут применяться различные материалы, но внешне они должны приближаться к материалам, из к-рых был сооружён памятник, хотя подделка под подлинный материал не допускается. Разборка подлинных частей памятника, как правило, исключается, т. к. совр. техника Р. позволяет укреплять повреждённую кладку без её нарушения. Реставрац. работам предшествует тщательное и всестороннее исследование памятника: натурное (архитектурное и инженерное) и историко-архивные изыскания. На натуре изучаются причины обветшания, повреждений, нарушения статич. равновесия памятника; для исследования состояния конструкций используются технич. средства. Выясняются возможные способы устранения повреждений и деформаций памятника и исследуются специфич. особенности осн. строит, материалов и растворов. Если состояние памятника угрожающее, то уже в процессе предварит, обследования принимаются меры по аварийному ремонту. Изучаются элементы и детали, относящиеся к первонач. облику здания, его стилевая характеристика, имеющиеся позднейшие наслоения, пристройки и переделки с их строит, и стилистич. особенностями. Историч. и художеств, ценность этих наслоений, пристроек и переделок устанавливает спец. комиссия. Затем (или одновременно) проводится полный археологич. обмер памятника и его фотофиксация. В ходе историко-архив-ного исследования изучаются все, даже косвенные, письменные источники, фотографии, картины, рисунки, на к-рых воспроизведён памятник, а также др. его изображения (напр., на медалях, печатях). Для ценных в историч. или в художеств, отношении памятников, а также для объектов, имеющих значение памятников истории материальной культуры, обычно применяют метод консервации или аналитич. с ограниченным раскрытием и сохранением наслоений, имеющих историч. или художеств, ценность.

Замок Кэрби Мэкслоо (15 в.) в Англии после реставрации. 1950-е гг. Выявлены и реставрированы подлинные сохранившиеся части.

Для Р. разрушенных сравнительно недавно памятников, имеющих выдающееся нац. значение, иногда применяется синтетич. метод. Часто одновременно с Р. составляется проект приспособления памятника к его новому использованию (напр., бывшего жилого дома для размещения музейной экспозиции). При применении аналитич. метода Р. различные аналогии на др. зданиях (отд. элементы здания, декоративные детали, конструкции, приёмы каменной кладки и т. п.) используются лишь для общих выводов и анализа памятника, при синтетич.- могут играть существ, роль для восстановления в натуре частей и отд. деталей памятника. Необходимые раскрытия ведутся послойно и с большой осторожностью, т. к. в наслоениях могут быть ценные фрагменты или их следы. Раскрытия проводятся только после предварит, зондажей или шурфов, когда известно, что под наслоениями есть ценные и хорошо сохранившиеся элементы. Замена и восстановление разрушенных элементов производятся только на основе бесспорных данных об их первонач. или прежнем облике. В количеств, соотношении подлинных и восстановленных частей и элементов обязательно должны преобладать первые. Весь процесс Р. подробно фиксируется в дневниках и фотографиях. Р. произв. изобразит, иск-ва и материальной культуры чаще преследует цель их восстановления в состоянии и виде наиболее близком к первоначальному. Как и Р. памятников архитектуры, она объединяет в себе понятия и процессы консервации и собственно Р. Научно обоснованная совр. Р. развивается на основе изучения материалов и технологии создания объекта Р., причин и видов его разрушений и привнесённых искажений, глубокого изучения истории иск-ва и материальной культуры. Р. предшествует предварит, всестороннее изучение объекта Р. с привлечением химич., оптич. и физич. исследований материалов и технологии создания объекта (спектральный, хроматографич., микрокристаллич. и др. анализы, обзорное рентгенографирование, микро- и макрофотография, обследование в инфракрасных лучах и др.). В процессе Р. восстанавливаются утраченная механич. прочность объекта Р. путём введения в его структуру родственных материалов (напр., пропитка известковой водой слоя штукатурки под стенной живописью, животным клеем грунта икон и картин масляной живописи, красочного слоя клеевой живописи) или высокопрочных синтетич., не оказывающих вредного воздействия на памятник. Исправляются деформированные части основы, грунта и красочного слоя живописи, раскраски и позолоты произв. скульптуры и резьбы, удаляются (целиком или отд. участками) или восстанавливаются химически и структурно изменившиеся элементы объекта (удаление потемневшего лака или олифы с живописи, рыхлой патины со скульптуры и различных изделий из сплавов меди и др. металлов, отбеливание бумаги, восстановление цвета свинцовых белил и др.). Проводится частичное или полное удаление позднейших дополнений к скульптуре, предметам декоративно-прикладного иск-ва, к станковой и монумент, живописи. Дополнения в живописи, если они не мешают восприятию сохранившихся авторских частей, сохраняют как художественно-историч. документ. Если поздние слои живописи имеют художеств, или историч. ценность, то их по возможности отслаивают и переносят на новый грунт и основу. Выполнение утр