БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201ия и тушению пожаров. Общегос. нормы и правила регламентируют меры пожарной безопасности во всех отраслях народного хозяйства.

В большинстве капиталистич. стран государственной службы П. п. нет. Пожарная охрана специализируется только в области тушения пожаров и в незначит. степени выполняет функции по предупреждению пожаров. Исключение составляют Великобритания и Япония, в к-рых организуется проведение отд. профилактич. акций по обеспечению безопасности обществ, зданий. Противопожарное нормирование в пром-сти, гражд. и жил. строительстве не является обязательным для частных предпринимателей .

В капиталистич. странах большую заинтересованность в П. п. проявляют страховые фирмы и компании. Они предоставляют предпринимателям льготы и скидки со страховых платежей за огнестойкое строительство, применение систем извещения и тушения пожаров.

П. С. Савельев.

ПОЖАРНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ, комплекс технич. средств для обнаружения загорания и оповещения о месте его возникновения. П. с. включает пожарные извещатели, приёмные устройства, линии связи, источники питания. Пожарные извещатели представляют собой устройства для подачи электрич. сигнала о пожаре на пункт охраны. Они бывают с ручным включением и автоматически реагирующие на факторы, сопутствующие пожару (тепло, дым, свет). Приёмные устройства П. с. служат для приёма сигналов о пожаре от пожарных извеща-телей, индикации номера охраняемого объекта, с к-рого принят сигнал, и звуковой сигнализации о получении сигнала тревоги, для дистанционного включения пожарной автоматики, трансляции сигнала тревоги в пожарную охрану. Пожарные извещатели могут входить в состав охранной сигнализации; в этом случае сигнализация называется охранно-пожарной.

ПОЖАРНАЯ ТЕХНИКА, технические средства, предназначенные для спасания людей, защиты материальных ценностей и природных богатств от пожара. Осн. средствами П. т. являются пожарные машины (пожарные автомобили, пожарные поезда, пожарные суда, пожарные самолёты и вертолёты). К П. т. относятся также стационарные установки пожаротушений и пожарной сигнализации, огнетушители, пожарные гидранты и др. пожарное оборудование для подачи огнетушащих средств к месту пожара. Попытки создания П. т. относятся к глубокой древности. Ещё до н. э. древнегреческим механиком-изобретателем Кте-сибием была сконструирована машина, к-рая, по описанию рим. арх. Витрувия, была способна "выбрасывать воду вверх". Эта машина имела осн. конструктивные элементы т. н. водоливной пожарной трубы, т. е. поршневого двухцилиндрового насоса (см. Насос). Однако изобретение Ктесибия было забыто, и только в 16 в. в Аугсбурге (Германия) золотых дел мастер Антон Платнер построил подобный ручной пожарный насос, с помощью к-рого можно было подавать воду в виде струй на расстояние 6-8 м от машины. В 1672 в Амстердаме голландец

Ян ван дер Гейде снабдил насос выкидным рукавом, что надолго сделало насос гл. орудием тушения пожаров. В России водоливные пожарные трубы начали применять с 17 в. Они представляли собой ручной поршневой насос в виде трубы с наконечником. Длина труб достигала более аршина (ок. 70 см), изготовляли их из листовой меди или из дерева.

После изобретения паровой машины в Лондоне в 1829 была построена первая пожарная установка, насосы к-рой приводились в движение паром. Она перевозилась на конных повозках. В России паровые пожарные насосы стали применяться с 1862 (рис. 1). Производительность их достигала 1000-2000 л/мин при длине водяной струи до 40 м. Произ-во насосов было налажено в Москве с 1896. Появившиеся паровые автомобили заменили гужевой транспорт, однако они были тяжелы и неудобны, на поднятие давления пара уходило 10-15 мин.

Рис. 1. Паровая пожарная труба.

Автомобили с двигателями внутр. сгорания вначале использовались в пожарном деле как автолинейки, т. е. для перевозки пожарных. В 1892 в Германии был построен первый автомобиль, оборудованный механич. пожарным насосом; в 1907 появилась первая механич. пожарная лестница, смонтированная на автомобиле. Автомобили внесли коренные изменения в тактику тушения пожаров - увеличились границы р-нов, обслуживаемых пожарными частями; сократилось время прибытия пожарных на ложар; появилась возможность механизировать трудоёмкие работы при тушении. В России первая автолинейка была взята на вооружение Моск. пожарной охраной в 1907. Она была изготовлена в Москве на з-де "Густав Лист" и развивала скорость ок. 60 км/ч (рис. 2). На ней выезжал боевой расчёт из 8 чел., а также доставлялись к месту пожара инструменты, лестницы и пожарные рукава. Позднее автомобили поступили в пожарные части Петербурга (Обухов-ский з-д), Риги, Архангельска (торговый порт), Казани. Однако в дореволюц. России этот вид П. т. не получил распространения, и к 1917 в стране насчитывалось немногим более десятка автомобилей.

Рис. 2. Автомобильная линейка.

Длит, время осн. огнетушащим средством была вода, применение к-рой в нек-рых случаях не давало необходимого эффекта (напр., при тушении горящих масел, нефти). В нач. 20 в. преподаватель бакинской гимназии А. Г. Лоран предложил новое средство тушения - огнегасительную хим. пену, генерируемую в огнетушителе. Действие пенного огнетушителя (патент на пену и огнетушитель Лоран получил Е 1902) было основано на хим. реакции растворов щелочей и кислот. Большое внимание развитию П. т. уделялось в СССР с первых месяцев Сов. власти (см. Пожарная охра-па). В стране было налажено произ-во пенообразователей, пенопорошков и пенной аппаратуры. С 1928 начался серийный выпуск пожарных автомобилей. СССР принадлежит приоритет в разработке техники и способов тушения горящих газонефтяных фонтанов методом взрыва, нашедшим широкое применение во всём мире. Начиная с 1967 в СССР стали применять новый вид П. т.- установки газоводяного тушения, обеспечивающие тушение газонефтяных фонтанов смесью отработавших газов турбореактивных двигателей и паров воды.

Развитие П. т. в СССР идёт в направлении механизации процессов тушения пожаров; использования высокоэффективных огнетушащих средств; макс, облегчения и обеспечения безопасности труда пожарных; создания и внедрения быстродействующих стационарных автоматизированных систем, дающих возможность обнаружить и ликвидировать очаги горения в начальный период их возникновения.

Для обеспечения безопасности аэродромов, предприятий нефтеперерабатывающей, нефтехимич., химии, пром-сти применяют спец. виды П. т., в к-рых используются высокоэффективные огнетуша-щие составы на основе галлоидированных углеводородов, инертные газы, порошки, пена ср. кратности и мелкораспылённая (туманообразная) вода.

Пром-стью освоено произ-во пожарных автоцистерн, автонасосов, насосных станций, автомобилей спец. служб, водопен-ной аппаратуры и т. д. Напр., тяжёлый пожарный автомобиль аэродромной службы (рис. 3), оборудованный насосом производительностью 60 л/сек, лафетным стволом, водопенной аппаратурой и цистерной ёмкостью 11 тыс. л, обеспечивает проведение аварийно-спасательных работ и тушение пожаров самолётов любых типов. Для сев. р-нов конструируются спец. виды П. т., обеспечивающие тушение пожаров при темп-ре воздуха от -50 до 35 °С. Созданы новые виды П. т. для борьбы с пожарами в портах, нефтерезервуарных парках, на ж.-д. узлах, морских нефт. промыслах, в лесах и на торфопредприятиях. Для тушения лесных пожаров используются пожарные самолёты и вертолёты. Пожарные суда типа "Генерал Гамидов" могут применяться на мор. нефтепромыслах в любых погодных условиях.

За рубежом ведущее место в произ-ве П. т. занимают ГДР и Чехословакия; многолетний опыт в конструировании автолестниц, пожарных автомобилей, мотопомп имеют з-ды "Метц" и "Магирус" (ФРГ), "Ангус", "Деннис" и "Симон" ^Великобритания) и др.

Рис. 3. Тяжёлый пожарный аэродромный автомобиль АА-60 (543)-160 (СССР).

На рис. 4 показана 30-метровая пожарная автолестница фирмы ч Метц", к-рая смонтирована на спец. шасси "Фаун"; она обладает повышенной манёвренностью, легка и удобна в управлении. На рис. 5 приведён коленчатый подъёмник, монтируемый на вращающейся платформе фирмы "Симон".

Рис. 4. Пожарная автолестница фирмы "Метц" (ФРГ).

Из зарубежных фирм, производящих автоматич. установки извещения и тушения пожаров, одно из ведущих мест занимают фирмы "Симплекс" (США) и "Церберус" (Швейцария), я. С. Савельев.

Рис. 5. Коленчатый подъёмник фирмы "Симон" (Великобритания).

ПОЖАРНОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ, комплекс сооружений, с помощью к-рых обеспечивается подача воды к месту пожара. Пожарные водопроводы в населённых пунктах и на пром. предприятиях, как правило, объединяются с хоз.-питьевыми и производств, водопроводами (см. Водоснабжение). В СССР устройство самостоят, пожарных водопроводов допускается только для наиболее пожароопасных объектов. Отбор воды из наружной сети осуществляется через пожарные гидранты. В водопроводах низкого давления напор воды (на уровне поверхности земли) при пожаротушении должен быть не менее 0,1 Мн/м2 (1 кгс/см2). Вода от гидрантов к месту пожара подаётся по рукавам передвижными пожарными насосами. В пожарных водопроводах высокого давления (более 0,7 Мн/м2) вода к месту пожара направляется по рукавам непосредственно от гидрантов, а необходимый напор в водопроводе создаётся стационарными насосами. Пожарные водопроводы внутри зданий служат в основном в качестве первичных средств тушения пожаров. Отбор воды из таких водопроводов ведётся через пожарные краны, к к-рым подсоединяются рукава и стволы. Напор в сети внутр. водопровода должен обеспечивать орошение компактными струями самых удалённых точек помещений. П. в. нек-рых предприятий и небольших населённых пунктов осуществляется из естеств. или искусств, водоёмов и резервуаров, оборудованных подъездами для передвижных пожарных насосов. См. также Пожарная техника. А. А. Качалов, Е. М. Иванов.

"ПОЖАРНОЕ ДЕЛО", ежемесячный журнал МВД СССР. Издаётся в Москве с 1925. Осн. внимание уделяет пропаганде передового опыта работы пожарной охраны и добровольных пожарных орг-ций. Освещает вопросы пожарной профилактики, техники тушения пожаров, методики науч. исследований в области пожаряой защиты. Публикует статьи о характерных пожарах, о наиболее значит, событиях в жизни пожарной охраны. Тираж (1975) 135 тыс. экз.

ПОЖАРНОЕ ДЕПО, здание, в к-ром размещается дежурный караул пожарной части, пожарные автомобили и пожарное оборудование. П. д. включает: гараж, пункт связи, классные комнаты и комнаты для отдыха личного состава дежурного караула, посты технич. обслуживания автомобилей, мойки и сушки пожарных рукавов; склад пожарных рукавов и пожарного оборудования и др. помещения. В П. д. обычно находятся от 2 до 8 пожарных автомобилей; в крупных городах строятся более вместительные П. д. Планировка П. д. должна обеспечивать быстрый и безопасный сбор личного состава в гараж по боевой тревоге и выезд пожарных автомобилей в кратчайший срок. Расстановка автомобилей в гараже П. д. однорядная с воротами для каждого автомобиля. На участке П. д. размещаются, кроме осн. здания, учебно-тренировочный городок и бензозаправочная станция.

ПОЖАРНОЕ СУДНО, предназначается для тушения пожаров на судах, а также пожаров, возникших на прибрежной территории. На П. с. устанавливаются насосы, к-рые подают воду в стационарные лафетные стволы или в рукавные линии. Насосы имеют привод от спец. или ходовых двигателей судна. Производительность насосов от 200 до 1000 м3/ч. Лафетные стволы (2-8), как правило, устанавливаются на носу, корме и надстройке. Возможно дистанционное управление лафетными стволами. Ёмкости с пенооб-разующими веществами позволяют использовать П. с. для тушения нефтей и нефтепродуктов на танкерах и в береговых складах. По периметру П. с. прокладываются трубопроводы оросит, системы, благодаря чему судно может близко подходить к горящим объектам. Напр., морское П. с. "Генерал Гамидов" (СССР) водоизмещением ок. 1000 т имеет 8 лафетных стволов общей производительностью 4000 М3/ч, длина струи 100-120 м; с помощью системы воздушно-пенного тушения можно подать в очаг пожара 3400 м3пены в течение 15 мин. Скорость хода 17 узлов (31,5 км/ч).

ПОЖАРНО-ПРИКЛАДНОЙ СПОРТ, вид спорта, в к-рый входят комплексы разнообразных приёмов, применяемых в практике тушения пожаров. Соревнования (личные и командные) по П.-п. с. включают различные сочетания упражнений в преодолении препятствий, подъёмах по пожарным лестницам, умении пользоваться пожарно-технич. вооружением и др.; в совр. программе П.-п. с. 6 видов соревнований (все выполняются в боевой одежде пожарного).

П.-п. с. зародился в СССР. В 1937 состоялись первые соревнования пожарной охраны НКВД. С 1945 соревнования по П.-п. с. проводятся регулярно, с 1948 - всесоюзные, с 1965 - чемпионаты СССР, всесоюзные и респ. первенства спортивных обществ "Динамо", "Локомотив", Спорткомитета Мин-ва обороны СССР и др., с 1970-всесоюзные юношеские соревнования. В 1963 П.-п. с. включён в Единую всесоюзную спортивную классификацию. В 1964 создана Федерация П.-п. с. СССР. В 1974 П.-п. с. занималось ок. 1 млн. чел.; в 1964-74 подготовлено более 1 тыс. мастеров, св. 30 раз обновлялись всесоюзные рекорды в различных видах П.-п. с. Многократные чемпионы и рекордсмены СССР по П.-п. с.- В. В. Кипко и Н. Ф. Тарунов В 60-е гг. П.-п. с. получил развитие в др. социалистич. странах, а также ряде капиталистич. стран. В 1968 в Ленинграде состоялись первые междунар. соревнования по П.-п. с., в к-рых участвовали команды СССР, НРБ, ГДР, СРР, ЧССР. Междуяар. соревнования по П.-п. с. проводились: в СРР (1969) ПНР (1970), ВНР (1971), НРБ (1973), ЧССР (1973), участвовали команды ок. 20 стран. В. А. Сергеев.

ПОЖАРНЫЙ АВТОМОБИЛЬ, состоит на вооружении пожарной охраны и предназначен для доставки к месту пожара боевого расчёта, огнетушащих средств и пожарного оборудования. В СССР П. а. выпускают на базе серийных шасси. В зависимости от условий эксплуатации П. а. могут монтироваться на шасси повышенной проходимости, а также на шасси, выполненных в сев. или тропич. исполнении. Привод вспомогат. агрегатов (гидрооборудования, компрессорных установок и т. п.), установленных на П. а., осуществляется от двигателя автомобиля.

Различают 3 вида П. а.: основные, специальные и вспомогательные. К о с-новным П. а. относят автоцистерны, насосно-рукавные П. а. и автонасосы, насосные станции, газоводяные, воздушно-пенные и порошковые, аэродромные и др. П. а., гл. назначением к-рых явля-егся подача огнетушащего средства в очаг пожара. Наиболее распространённый тип осн. П. а.- автоцистерны, служащие для доставки к месту пожара боевого расчёта, пожарного оборудования и запаса огнетушащих средств, для подачи воды или воздушно-механич. пены и подвоза воды в безводных р-нах. Боевой расчёт автоцистерны 3-7 чел. Газоводяные П. а., оборудованные турбореактивной установкой, используются для тушения пожаров на нефт. и газовых скважинах. Воздушно-пенные П. а. служат для подачи воздушно-механич. пены в очаг пожара при горении нефтепродуктов на нефтеперерабатывающих заводах или в резервуарах.

К специальным относят технич., штабные, связные, рукавные и др. П. а., автомобильные пожарные лестницы. П. а. технич. службы доставляют к месту пожара боевой расчёт, а также оборудование и инструменты, предназначаемые для удаления дыма из помещения или подачи в него воздуха; для проведения работ по вскрытию конструкций, разборке зданий и завалов, пробивке отверстий в стенах и перекрытиях; для транспортировки потерпевших аварию П. а. Рукавные П. а., работающие совместно с пожарными насосными станциями, используют на крупных пожарах для доставки напорных рукавов, прокладывания их в линию на ходу автомобиля, механизир. намотки рукавов и их погрузки после тушения пожара.

Вспомогательные П. а. обеспечивают работу пожарной техники на крупных пожарах (заправку, ремонт, технич. обслуживание и т. п.), их используют для проведения агитационной работы (агитмашины). В качестве этого типа П. а. применяются автомобили общетранспортного назначения (заправщики, автобусы и пр.). Все П. а. с целью выделения их из трансп. потока окрашивают в красный цвет (или красный и белый). П. а. оборудуют проблесковыми маяками синего света, а также звуковым сигналом типа "сирена". Историю развития II. а. см. в ст. Пожарная техника. Ю. Ф. Яковенко.

ПОЖАРНЫЙ ВОДОЁМ, искусственный или естественный источник (хранилище) воды, используемой при тушении пожаров; входит в комплекс сооружений пожарного водоснабжения.

ПОЖАРНЫЙ ГИДРАНТ, стационарное устройство для отбора воды на пожарные нужды из наружной водопроводной сети. Различают подземные и наземные П. г. Подземный П. г. размещается в колодце, закрытом крышкой. Для отбора воды на такой П. г. навинчивается пожарная колонка (рис.), имеющая 2 выходных патрубка для подсоединения рукавов.

Гидрант-колонка (а) и подземный гидрант (б): 1 - штанга; 2 - клапан; 3 - пожарная подставка; 4 - напорный патрубок.

Пример наземного П. г.- гидрант-колонка, служащая для отбора воды на хоз. и пожарные нужды; представляет собой совмещённый вариант водоразборной колонки и наземного П. г.

ПОЖАРНЫЙ ПОЕЗД, ж.-д. состав, предназначенный для тушения пожаров на жел. дорогах и на объектах, расположенных вблизи полосы отвода. В СССР П. п. находится на вооружении подразделений пожарной охраны Мнн-ва путей сообщения СССР. П. п. включает вагон-насосную станцию, неск. цистерн-водохранилищ и вагон-гараж. Вагон-насосная станция оборудуется на базе пасс, вагона, в к-ром предусмотрено отделение для личного состава и машинное отделение, где устанавливают пожарные центробежные насосы с двигателями внутр. сгорания или прицепные пожарные мотопомпы, а также размещают пожарное оборудование. Ёмкость цистерн 25-50 м3. В вагоне-гараже устанавливают пожарную автоцистерну.

ПОЖАРНЫЙ САМОЛЁТ, предназначается для тушения пожаров, гл. обр. лесных. П. с. оборудуют ёмкостями, вмещающими 600-1000 л жидких огнетушащих веществ (вода или спец. растворы), к-рые в месте очага пожара пилот выбрасывает за 1,5-2 сек. На П. с.-гидропланах в качестве ёмкостей используют поплавки; отсеки поплавков заполняются водой во время пробега гидросамолёта по поверхности реки или озера. В качестве П. с. могут применяться специально оборудованные вертолёты, вмещающие до 8 тводы. В СССР (1975) в качестве П. с. используются АН-2, ЯК-12; вертолёты МИ-6, МИ-8, В-8. См. также Пожарная техника.

ПОЖАРОВ Николай Арсеньевич [25. 11(7.12). 1895, дер. Золотково, ныне Владимирской обл.,-20.6.1928, Смоленск], участник революционного движения в России. Чл. Коммунистической партии с 1916. Род. в крест, семье. С 1914 рабочий в Петрограде, с 1915 матрос Балтийского флота. В 1916 арестован за рево-люц. пропаганду. После Февр. революции 1917 чл. Исполкома Кронштадтского совета, с июня чл. Центрофлота; чл. Кронштадтского к-та РСДРП(б), Воен.-технич. комиссии при Исполкоме Совета, во время ликвидации корниловщины был комиссаром гаваней Кронштадта. В сентябре 1917 командирован ЦК РСДРП(б) в Севастополь, где избран секретарём к-та партии, в декабре пред. Совета, чл. ВРК и комиссар по охране крепости и города. В 1918 чл. ЦИК Таврической республики и губкома партии, затем чл. Воен.-мор. комиссариата в Москве. С июня 1918 пред. Ярославского уиспол-кома, губ. ВРК и губкома РКП(б), участвовал в подавлении контрреволюц. мятежа в Ярославле. В 1919-20 комиссар штаба Сев. фронта, председатель ревтрибунала 16-й, затем 6-й армии. С 1921 Работал в органах ВЧК, затем ГПУ. С 923 на партийной и хозяйственной работе.

Лит.: Ч и ж о в И. Г., Н. Пожаров, М., 1955.

Н. А. Пожаров.

ПОЖАРСКИЙ Дмитрий Михайлович [1.11.1578-20(30).4. 1642, Москва, похоронен в Суздале], гос. и воен. деятель России, князь. Происходил из ветви рода кн. Стародубских. В 1598 стряпчий и чл. Земского собора (см. Земские соборы), с 1602 стольник, с 1613 боярин. Участвовал в подавлении Крестьянского восстания под предводительством И. И. Болотникова; в 1608-10 сторонник Василия Ивановича Шуйского в его борьбе с Лжедмитрием II; с нач. 1610 воевода в Зарайске. Участник Первого ополчения 1611 и восстания против польско-литовских интервентов в Москве 19-20 марта, в ходе которого был ранен. С конца октября 1611 один из руководителей второго ополчения (см. Народное ополчение под руководством Минина и Пожарского). В кон. 1612 - нач. 1613 П. (вместе с Д. Т. Трубецким) во главе врем, пр-ва. В 1615 руководил боевыми действиями против польск. отрядов А. И. Ли-совского на Ю.-З. страны, в 1618 участвовал в отражении похода польск. войск во главе с Владиславом IV, в 1633-34 2-й воевода рус. резервной группы войск в Можайске. В 1616-18 и в 1632-33 возглавлял сбор пятины; руководил приказами: Галицкой четью (1617), Ямским (1619-28), Разбойным (1621-28), Приказных дел (1631-32), Моск. судным [1634-38, 1639 (нояб.) - 40]. Участник рус.-английских (1617), рус.-польских (1635) и рус.-крымских (1630-40) переговоров. Воевода в Новгороде (1628-1630). Был одним из богатейших землевладельцев 1-й пол. 17 в. В 1804-18 П. и К. Минину сооружён памятник на Красной площади в Москве (бронза, гранит, скульптор И. П. Мартос).

Лит.: Савелов Л. М., Князья Пожарские, т. 1, М., 1906; Любомиров П. Г., Очерк истории Нижегородского ополчения 1611 - 1613 гг., М., 1939. В. Д. Назаров.

ПОЖВА, посёлок гор. типа в Юсьвин-ском р-не Коми-Пермяцкого нац. округа Пермской обл. РСФСР. Пристань на Камском водохранилище, в 170 км к С. от Перми. 3-д по производству оборудования для лесозаготовительной промышленности.

ПОЖЕЛА Каролис Юозович [17(29).2. 1896, дер. Бардишкяй, ныне Пакруойский р-н Литов. ССР,-27.12.1926, Каунас], участник революц. движения в России, один из организаторов Коммуни-стич. партии Литвы. Род. в крест. семье. Студентом Дерптского (Тартуского) ун-та в 1916 вступил в большевистскую партию, вёл парт. работу в Эстонии. Участник Февр. и Окт. революций 1917. Весной 1918 организовал одну из первых ячеек КП Литвы на оккупированной герм. войсками территории; делегат учредит. подпольного съезда партии (окт. 1918). После падения Сов. власти в Литве (авг. 1919) на подпольной парт, работе в Расей-няе и Каунасе, где в 1920 создал нелегальную парт. типографию "Спартакас", был редактором газ. "Теса", органа ЦК КП Литвы, и ряда др. парт, изданий. С 1921 чл., с 1923 секретарь ЦК КП Литвы. Делегат 5-го конгресса Коминтерна (1924). Арестован и расстрелян вместе с др. руководящими работниками КП Литвы после фаш. переворота в Литве.

Соч.: Raltai, Vilnius, 1966.

Лит.: Мицкявичус-Капсучкас В., Фашистский переворот в Литве, М., 1927; Арвасявичус И. Я., Славный сын Компартии Литвы, "Вопросы истории", 1974, № 11; A b r a m a v i с i us F., S a us a s L., Mirties nuosprendis, Vilnius, 1960; Lagauskiene E., Keturi komunistai. Bibliografine rodykle, Vilnius, 1964.

ПОЖИЗНЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ, в СССР гражд.-правовой договор, в силу к-рого лицо, нетрудоспособное по возрасту или по состоянию здоровья (от-чуждатель), передаёт жилой дом (часть его), а также др. имущество в собственность приобретателя, к-рый в уплату за имущество обязуется пожизненно предоставлять нетрудоспособному материальное обеспечение в натуре (жильё, питание, уход и иную необходимую помощь). Договор П. с. регулируется ГК союзных республик (напр., ГК РСФСР, ст. 253, 254; ГК УССР, ст. 425, 429). Заключается только между гражданами и оформляется по правилам купли-прода