БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201, действие к-рого происходит во время 1-й мировой войны 1914-18. Поставил "Марсельезу" (1938), где воспроизведён эпизод Великой франц. революции, "На дне" (1936, по М. Горькому), "Человек-зверь" (1938, по Золя), запрещённую в начале 2-й мировой войны 1939-45 комедию "Правила игры" (1939). После капитуляции Франции жил в США. В 1952 вернулся на родину. Фильмы 50-х гг. отличаются театр, зрелищностью, обращением к историческому прошлому ("Золотая карета", 1952, по пьесе "Карета святых даров" Мериме, "Французский канкан", 1956, "Завтрак на траве", 1959, "Завещание доктора Корделье", 1960, и др.). Творчество Р. 30-х гг. оказало известное влияние на итал. неореализм. В фильмах Р. участвовали его брат - Пьер Р. (актёр) и племянник - Клод Р. (оператор).

Лит.: Лепроон П., Современные Французские кинорежиссёры, пер. с франц., М., 1960; Жан Ренуар. Статьи. Интервью. Воспоминания. Сценарий, [пер. с франц.], Сборник, М., 1972. В. И. Божович.

РЕНУАР (Renoir) Пьер Огюст (25.2. 1841, Лимож,-17.12.1919, Кань-сюр-Мер, близ Ниццы), французский живописец, график и скульптор, один из основателей импрессионизма. С 1845 жил в Париже. С 1854 расписывал изделия из фарфора, шторы и веера. В 1862-64 учился в Школе изящных иск-в и в мастерской Ш. Глейра, где сблизился с К. Моне, А. Сислеем и Ф. Базилем. В ранних работах Р. с их плотным письмом и чёткой очерченностью форм заметно влияние Г. Курбе и Э. Мане (портрет четы Сислей, 1868, Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн). На рубеже 1860-70-х гг. Р. переходит к живописи на пленэре, естественно и органично включая человеческую фигуру в изменчивую свето-возд. среду ("Купание на Сене", 1869, Музей изобразит, иск-в им. А. С. Пушкина, Москва). Его палитра светлеет, письмо становится прозрачным, мазок - вибрирующим, колорит насыщается тонкими рефлексами, смягчёнными контрастами тёплых по тону теней и богатых серебристо-жемчужными оттенками освещённых зон ("Ложа", 1874, Ин-т Курто, Лондон). В отличие от большинства импрессионистов, Р. (как и Э. Дега) интересует прежде всего индивидуальность человека - в его единстве с природой, в живом общении с др. людьми, в случайных жизненных ситуациях. Он фиксирует тончайшие нюансы настроения модели (портрет В. Шоке, 1876, частное собрание, США), выявляет эмоциональность артистич. натуры (этюд к портрету актрисы Ж. Самари, 1877, Музей изобразит, иск-в им. А. С. Пушкина, Москва) и непосредственность юного характера ("Мадмуазель Гримпель с голубой лентой", 1880, частное собрание, Париж). И в портретах и в жанровых композициях Р. стремится подчеркнуть ощущение полноты бытия. Его привлекает праздничная сторона городской жизни - балы, танцы, прогулки с их динамикой и пестротой персонажей ("Мулен де ла Галет", 1876, Музей импрессионизма, Париж), сцены безмятежного отдыха ("После обеда", 1879, илл. см. т. 10, табл. V, стр. 208-209). Однако эпизоды, кажущиеся выхваченными Р. из потока жизни, фрагментарными, по сути лишены эффекта мимолётного события, как бы замедлены, продлены во времени, всегда композиционно уравновешены. Особым обаянием проникнуты женские образы Р.; различные по внутр. характеристике, они сходны между собой внешне (миндалевидный разрез глаз, округлость лиц, плавность силуэтов), словно отмечены общей печатью среды и эпохи ("Зонтики", 1879, Нац. гал., Лондон; "Девушки в чёрном", 1883, Музей изобразит, иск-в им. А.С. Пушкина). Современный тип женской красоты Р. утверждает и в изображении обнажённой натуры, достигая редкой изысканности карнации (построенной на сочетании осн. золотистого тона и зеленовато-голубых рефлексов), мягкой и гибкой пластичности в трактовке нагого тела ("Нагая женщина, сидящая на кушетке", 1876, Музей изобразит, иск-в им. А. С. Пушкина, Москва). С 1880-х гг. Р. всё более тяготеет к классич. ясности образов (в 1881-82 он посещает Италию), в его живописи нарастают черты декоративизма, формы ограничиваются контуром, моделировка объёмов становится жёсткой, в колорите преобладают оранжево-розовые тона.

О. Ренуар. Автопортрет. Автолитография. 1915.

Лаконизмом и лёгкостью штриха отличаются многочисл. рисунки Р. Скульптурные работы Р. (гл. обр. нач. 1900-х гг.) стилистически сближаются с произв. А. Майоля ("Венера", бронза, 1914-16, Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн). Жизнерадостное, глубоко гуманистич. творчество Р. оказало значит, воздействие на развитие реалистич. иск-ва 20 в.

Лит.: Воллар А., Ренуар, [пер. с франц., вступ. ст. А. В. Луначарского], Л., 1934; О. Ренуар. [Альбом. Вступ. ст. М. Прокофьевой, М., 1966]; В е л ь ч и нс к а я И., Ренуар. [Альбом], М., [1970]; Riviere G., Renoir et ses amis, P., 1921; Renoir J., Renoir, P., 1962 (рус. пер.- М., 1970). В. А. Калмыков.

РЕНУВЬЕ (Renouvier) Шарль (1.1.1815, Монпелье, -1.9.1903, Прад), французский философ-идеалист, лидер франц. неокантианства (неокритицизма). С 1900 чл. Академии моральных и политич. наук. В. И. Ленин охарактеризовал его философию как "...соединение феноменализма Юма с априоризмом Канта" (Поли, собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 221). В качестве исходного пункта философии Р. выдвигал реальность фактов сознания как нечто самоочевидное. Поэтому Р. отрицал существование "вещей в себе" и рассматривал их как явления. Следуя феноменализму Юма, он считал, что опыт есть совокупность явлений, а отношение мышления и бытия - принципиальная координация субъекта и объекта познания. Продолжая линию априоризма Канта, Р. строил систему категорий, в к рой центр, место занимает категория отношения. Но в отличие от Канта, Р. не проводил различия между формами чувственности и рассудка, поэтому пространство и время также оказываются у него категориями. В более поздних работах Р. занимался гл. обр. проблемами нравственности и свободы воли. Его философия сближается с этич. персонализмом. Этика Р., первоначально созвучная кантов-ской, впоследствии основывается на отрицании необходимости в мире и утверждении свободного творчества множества духовных существ - личностей. Философия Р. оказала влияние на формирование франц. персонализма.

Соч.: Manuel de philosophic moderne, P., 1842; Essais de critique generale, v. 1 - 4, P., 1854 - 64; Esquisse d'une classification syste-matique des doctrines philosophiques, v. 1 - 2, P., 1885 - 86; La nouvelle monadologie, P., 1899; Le personnalisme, P., 1903.:

Лит.: Лапшин И. И., Неокритицизм Шарля Ренувье, в сб.: Новые идеи в философии, № 13, СПБ, 1914; История философии, т. 3, М., 1959, с, 481-85; М i 1 h a u d G., La philosophic de Ch. Renouvier, P., 1927; Verneaux R., L'idealisme de Renouvier, P., 1945. А. П. Огурцов,

РЕНФРУ (Renfrew), быв. графство в Великобритании, в Шотландии, в басе. ниж. Клайда, у зал. Ферт-оф-Клайд. С 1975 - округ в адм. районе Стратклайд. Города- Пейсли, Клайдбанк и др.

РЕНЬЕ (Regnier) Анри Франсуа Жозеф де (псевд.- Гюг В и н ь и, Hugues Vignix) (28.12.1864, Ояфлёр, Кальвадос,-23.5.1936, Париж), французский писатель, чл. Франц. академии (1911). Обучался в парижском коллеже. В первых стихотворных сб-ках Р. "Грядущие дни" (1885), "Успокоение" (1886), "Ландшафты" (1887), "Эпизоды" (1888), написанных под влиянием романтиков и парнасцев (см. "Парнас"), отчасти - П. Верлена, преобладает лирика утончённых чувств. Позже Р. переходит к туманной символике в духе С. Малларме: сб-ки "Стихотворения в античном и рыцарском духе" (1887-90) и "Как во сне" (1892). Пытаясь реформировать франц. стихосложение, Р. пользуется свободным стихом. Однако в следующих сб-ках он возвращается к традиц. строгой форме, сохраняя понимание рифмы: "Глиняные медали" (1900), "Город вод" (1902), "Крылатая сандалия" (1906), "Зеркало часов" (1910), "Vestigia flammae" (лат.; "Следы пламени", 1921). Быстротечность времени, хрупкость прекрасных форм бытия, обретающих бессмертие в творческом воображении поэта,- гл. темы поэзии и прозы Р.: романы "Дважды любимая" (1900), "Живое прошлое" (1905), "Страх перед любовью" (1907), "Грешница" (1920), "Я, она и он" (1935) и др.; рассказы сб-ков "Яшмовая трость" (1897), "Лаковый поднос" (1913), "Утраченное счастье" (1924) и др. Р. стремится воскресить эстетизированяый дворянский быт 17-18 вв. Его проза отмечена чертами декадентского эстетства и нравств. безразличия, но в образно-эмоциональном строе её ощущается неприятие бурж. практицизма, корыстолюбия и ханжества. Р. сумел создать достоверные, а в нек-рых случаях даже сатирические образы аристократов.

Ренье. Офорт Т. ван Рейселбергe.

Соч.: CEuvre romanesque, v. 1-5, P., 1929-30; OEuvres, t. 1-7, P., 1930-31; в рус. пер.- Собр. соч., вступ. ст. А. А. Смирнова, т. 1 - 19, Л., 1923 - 26; Лившиц Б., Французские лирики XIX-XX веков, Л., 1937; Тень деревьев. Стихи зарубежных поэтов в пер. И. Эренбурга, М., 1969.

Лит.: История французской литературы, т. 3, М., 1959; Кржевский Б. А., Статьи по зарубежной литературе, М. - Л., 1960; Луначарский А. В., Собр. соч. в 8 томах, т. 5, М., 1965, с. 205-10; G о u r m о n t J. de, Henri de Regnier et son oeuvre, P., 1921; Buenzod E., Henry de Regnier, [Avignon, 1966]; Lowell A., H. de Regnier, в его кн.: Six french poets, Freeport, [1967], p. 149-209. В. Е. Шор.

РЕНЬЕ (Regnier) Жан Луи (1771-1814, Париж), граф, франц. генерал. В армии с 1792. В 1794-95 адъютант ген. Ш. Пишегрю, с 1796 нач. штаба Рейнской армии. Командовал дивизией во время Египетской экспедиции 1798-1801 и в 1805-07 во время войн Франции с 3-й и 4-й коалициями в Италии. В 1808 воен. министр Неаполитанского королевства, с 1809 командовал корпусом (в 1810-11 в Португалии и Испании). Во время похода Наполеона на Россию в 1812 командир 7-го (саксонского) корпуса, действовавшего на Волыни, а в кампании 1813 - в Германии. В ходе Лейпцигского сражения 1813 саксонцы перешли на сторону союзников, а Р. был взят в плен. После обмена пленными уехал в Париж, где вскоре умер.

РЕНЬЕ (Regnier) Матюрен (21.12.1573, Шартр,-22.10.1613, Руан), французский поэт. Продолжил традиции Ф. Рабле и К. Маро, вобрал опыт "Плеяды" и уроки Ф. Малерба. В гл. соч.- "Сатиры" (1608-13) - дана картина жизни франц. общества на рубеже 16-17 вв. Бытовой элемент и точные социальные и психологич. характеристики сочетаются у Р. с филос. и морально-этич. обобщениями. " Сатиры " оказали влияние на развитие этого жанра в лит-ре классицизма (Н. Буа-ло, Ж. де Лафонтен) и отчасти на драматургию (Мольер).

Соч.: C Euvres completes, P., 1958; в рус. пер., в кн.: Поэты французского Возрождения, Л., 1938.

Лит.: Виппер Ю. Б., Формирование классицизма во французской поэзии начала 17 в., М., 1967; V i a n е у J., M. Regnier, Р., 1896.

РЕНЬО (Regnault) Анри Виктор (21.7. 1810, Ахен,-19.1.1878, Париж), французский физик и химик, чл. Парижской АН (1840). Окончив в 1832 Политехнич. школу в Париже, поступил в Горный ин-т. С 1840 проф. химии Политехнич. школы в Париже; в 1841 проф. физики в Коллеж де Франс. С 1847 гл. горный инженер, а с 1854 директор Севрской фарфоровой фабрики. С 1835 занимался исследованием органич. соединений; в 1840 совместно с Ж. Б. А. Дюма предложил хим. типов теорию. Р. провёл чрезвычайно тщательные опыты по определению физ. констант (удельной теплоёмкости, теплового расширения, теплоты испарения, упругости паров и т. д.) газов, паров, жидкостей, твёрдых тел, занимался измерением скорости звука в газах. Доказал, что температурные коэфф. расширения у различных газов неодинаковы. Выполнил опытную проверку Дюлонга и Пти закона, Бойля - Мариотта закона. Наиболее точно для своего времени определил механический эквивалент теплоты, составил таблицы упругости паров. Р. сконструировал воздушный термометр, пирометр и гигрометр, занимался усовершенствованием газового освещения в Париже.

Соч.: Cours elementaire de chimie, 6 ed., t. 1-4, P., 1870; Premiers elements de chimie, 6 ed., P., 1873.

Лит.: Розенбергер Ф., История физики, пер. с нем., ч. 3, в. 2, М.- Л., 1936.

РЕНЬЯР (Regnard) Жан Франсуа (7.2. 1655, Париж,-4.9.1709, замок Грийон близ Дур дана), французский драматург. С 1688 сочинял фарсы с музыкой и танцами (многие написаны совм. с Ш. Р. Дюфрени). В 1694 Р. поставил в театре "Комеди Франсез" пьесу "Серенада" (изд. 1695). Признание принесла Р. комедия в стихах "Игрок" (пост. 1696, изд. 1697). Переодевания, комич. недоразумения, фарсовые сцены характерны для его комедий, написанных на сюжеты Плавта, - "Неожиданное возвращение" (пост, и изд. 1700) и "Менехмы" (пост. 1705, изд. 1706). В центре самой значит, стихотворной комедии Р. "Единственный наследник" (изд. 1708) - образ хитрого и умного слуги. Классицистские комедии Р., лишённые глубины и сатирич. остроты, свойственных Мольеру, носят гл. обр. развлекат. характер. Написал автобио-графич. роман "Провансалка" (изд. 1731).

Соч.: C Euvres completes, P., 1875; в рус. пер.- Комедии, Л.- М., 1960.

Лит.: История французской литературы,. т. 1, М.- Л., 1946, с. 607 - 10; История западноевропейского театра, т. 2, М., 1957, с. 124-29; Galame A., Regnard. sa vie et son ceuvre, P., 1960. И. А. Лилеева.

РЕОБАЗА (от греч. rheos - течение, поток и basis - ход, движение; основание), наименьшая сила постоянного электрич. тока, вызывающая при достаточной длительности его действия возбуждения в живых тканях. Понятие Р. ввёл в физиологию Л. Лапик в 1909, определяя зависимость между силой тока и длительностью его действия при изучении наименьшего (порогового) эффекта возбудимых тканей. Р., как и хронаксия, даёт представление о возбудимости тканей и органов по порогу силы и длительности действия раздражения. Р. соответствует порогу раздражения и выражается в вольтах или миллиамперах. Значение Р. можно вычислить по формуле: i =a/t+b, где i - сила тока, t - длительность его действия, а и b - константы, определяемые свойствами ткани. Константа b является Р., т. к. при длит, действии раздражающего тока отношение a/t будет очень мало и i практически равняется b. Р. нередко наз. пороговые значения не только электрических, но и др. раздражителей.

РЕОБИОНТЫ (от греч. rheos - течение, поток и бионт), растения и животные, обитающие в текучих водах. См. также Реофильные животные.

РЕОВИРУСЫ (от первых букв англ, respiratory enteric orphans и вирусы), группа РНК-содержащих вирусов, выделенных от человека, млекопитающих и птиц. Размер вирусной частицы 60-90 нм. Наружная оболочка (капсид), заключающая внутренний капсид с двухцепочечной рибонуклеиновой кислотой, состоит из белковых субъединиц (капсомеров). Содержат фермент РНК-зависимую РНК-полимеразу. Размножаются в цитоплазме. Патогенность Р. для человека и животных доказана не во всех случаях (условно-патогенные вирусы). К Р. могут быть отнесены также вирус карликовости риса, вирус раневых опухолей растений и вирус цитоплазматического полиэдроза насекомых.

РЕОГРАФИЯ (от греч. rheos - течение, поток и ...графия), метод изучения кровенаполнения к.-л. участка тела путём графич. регистрации колебаний его электрич. сопротивления. Применяется в физиологии и медицине. Метод основан на том, что при пропускании через участок тела переменного тока звуковой или сверхзвуковой частоты (16-300 кгц) роль проводника тока выполняют жидкие среды организма, прежде всего кровь в крупных сосудах; это даёт возможность судить о состоянии кровообращения в определённой области тела или органе (напр., конечности, мозге, сердце, печени, лёгких). На кровенаполнение влияют тонус сосудов и общее количество крови, поэтому Р. даёт косвенное представление о пери-ферич. сопротивлении току крови в сосудах и об объёме циркулирующей крови. Реограмму записывают с помощью реографа, состоящего из блока питания, генератора тока высокой частоты, усилителя, записывающего прибора и электродов. В медицине Р. применяется как один из диагностич. методов при заболеваниях сердца и сосудов, др. внутр. органов, а также при кровопотере и шоке. См. также Плетизмография.

РЕОЛОГИЯ (от греч. rheos - течение, поток и ...логия), наука о деформациях и текучести вещества. Р. рассматривает процессы, связанные с необратимыми остаточными деформациями и течением разнообразных вязких и пластич. материалов (неньютоновских жидкостей, дисперсных систем и др.), а также явления релаксации напряжений, упругого последействия и т. д.

Термин "Р." ввёл амер. учёный Ю. Бинтам, к-рому принадлежат ценные реологич. исследования жидкостей и дисперсных систем. Официально термин "Р." принят на 3-м симпозиуме по пластичности (1929, США), однако отд. положения Р. были установлены задолго до этого. Р. тесно переплетается с гидромеханикой, теориями упругости, пластичности и ползучести; в ней широко пользуются методами вискозиметрии. В основу Р. легли законы И. Ньютона о сопротивлении движению вязкой жидкости, Навье - Стокса уравнения движения несжимаемой вязкой жидкости, работы Дж. Максвелла, У. Томсона и др. Значит, вклад внесён рус. учёными: Д. И. Менделеевым, Н. П. Петровым, Ф. Н. Шведовым и сов. учёными П. А. Ребин-дером, М. П. Воларовичем, Г. В. Виноградовым и др.

С проблемами Р. приходится встречаться в технике: при разработке технологии разнообразных производств, процессов, при проектных работах и конструкторских расчётах, относящихся к самым различным материалам: металлам (особенно при высоких темп-pax), композиционным материалам, полимерным системам, нефтепродуктам, глинам и др. грунтам, горным породам, строит, материалам (бетонам, силикатам и др.), пищевым продуктам и т. д.

В Р. существует неск. подразделов. Теоретическая Р. (феноменологическая Р., или макрореология) может рассматриваться как часть механики сплошных сред, она занимает промежуточное положение между гидромеханикой и теориями упругости, пластичности и ползучести. Она устанавливает зависимости между действующими на тело механич. напряжениями, вызываемыми деформациями, и их изменениями во времени. При обычных в механике сплошных сред допущениях об однородности и сплошности материала теоретич. Р. решает разные краевые задачи деформирования и течения твёрдых, жидких и иных тел. Осн. внимание обращается на сложное реологич. поведение вещества, напр, когда одновременно проявляются вязкие и упругие свойства или вязкие и пластические. Общее реологич. уравнение состояния вещества пока не установлено, имеются ур-ния лишь для отдельных частных случаев. Для описания реологич. поведения материалов пользуются механич. моделями, для к-рых составляют дифференц. уравнения, куда входят различные комбинации упругих и вязких характеристик. Реологич. моделями пользуются при изучении механич. свойств полимеров, внутр. трения в твёрдых телах и др. свойств реальных тел.

Экспериментальная Р. (р е о м е т р и я) определяет различные реологич. свойства веществ с помощью спец. приборов и испытат. машин.

Микрореология исследует деформации и течение в микрообъёмах, напр, в объёмах, соизмеримых с размерами частиц дисперсной фазы в дисперсных системах или с размерами атомов и молекул.

Биореология исследует течение разнообразных биологич. жидкостей (напр., крови, синовиальной, плевральной и др.), деформации различных тканей (мышц, костей, кровеносных сосудов) у человека и животных.

Лит.: Реология, пер. с англ., М., 1962; Рейнер М., Реология, пер. с англ., М., 1965; Вол а ров и ч М. П., Малинин Н. И., Исследования в области феноменологической реологии, "Инженерно-физический журнал", 1969, т. 16, № 2; Успехи реологии полимеров, под ред. Г. В. Виноградова, М., 1970; Rheology, v. 1 - 5, N. Y., 1956-69; Flow properties of blood and other biological systems, Oxf.- [a. o. ], 1960.

Н. И. Малинин.

PEОМЕТР (от греч. rheos - течение, поток и ...метр), прибор для измерения объёмного расхода газа; разновидность расходомера. Действие Р. осн. на измерении перепада давления в дросселирующем (сужающем сечение потока) устройстве (диафрагме, капилляре), установленном в трубопроводе, по к-рому поступает газ. Перепад давления, связанный однозначной зависимостью с расходом газа, измеряется дифманометром, шкала к-poro градуируется, как правило, в единицах расхода газа - см3/мин, л/ч. Р. применяют для измерения небольших расходов газа (до 104л/ч) в промышленных и лабораторных установках, напр, в аппаратах для хлорирования воды, в приборах для количеств, анализа состава газов и т. п.

Лит. см. при ст. Расходомер.

РЕОМЮР (Reaumur) Рене Антуан (28.2. 1683, Ла-Рошель, -17.10.1757, замок Бермондьер, Мен), французский естествоиспытатель, чл. Парижской АН (1708). Осн. труды в области физики, зоологии и др. В 1730 описал изобретённый им спиртовой термометр, шкала к-рого определялась точками кипения и замерзания воды и была разделена на 80 градусов (см. Реомюра шкала). В области зоологии осветил вопросы биологии общественных насекомых и тлей, отношения насекомых к растениям; уточнил функции особей пчелиной семьи.

Соч.: Memoires pour servir a 1'histoire des insectes, v. 1-6, P., 1734-42; Regies pour construire les thermometres, dont les degressoient comparables, в кн.: Histoire de 1'Academie royale de sciences, Annee 1730. Avec les memoires de mathematique et de physique pour la meme annee, P., 1732.

Лит.: ЛункевичВ. В., От Гераклита до Дарвина, 2 изд., т. 2, М., 1960.

РЕОМЮРА ШКАЛА, практическая температурная шкала, предложенная в 1730 Р. А. Реомюром. Единица Р. ш.- градус Реомюра (°R). 1 °R равен 1/80 части температурного интервала между точками таяния льда (0 °R) и кипения воды (80 °R), т. е. 1 °R = 1,25 °С. Р. ш. вышла из употребления.

РЕОРГАНИЗАЦИЯ (от ре... и организация), преобразование, перестройка, изменение структуры и функции учреждений, орг-ций и др.

РЕОСТАТ (от греч. rheos - течение, поток и statos - стоящий, неподвижный), электрический аппарат (устройство) для регулирования и ограничения тока или напряжения в электрич. цепи, осн. часть к-рого - проводящий элемент (ПЭ) с переменным электрич. сопротивлением. Величина сопротивления ПЭ может изменяться плавно или ступенчато. При необходимости изменения тока или напряжения в небольших пределах Р. включают в электрич. цепь последовательно (напр., при ограничении пускового тока в электрич. машинах). Для регулирования тока или напряжения в широком диапазоне (от нуля до макс, значения) применяется потенциометрическое включение Р., являющегося в этом случае регулируемым делителем напряжения.

В соответствии с назначением Р. их разделяют на пусковые, пускорегулиро-вочные, нагрузочные и Р. возбуждения. По способу теплоотвода различают Р. с воздушным, масляным и водяным охлаждением. В зависимости от материала, из к-рого изготовлен ПЭ, Р. делятся на металлические (наиболее распространены), жидкостные и угольные. Простейшие металлич. Р.- ползунковые, у к-рых сопротивление изменяется перемещением контактного ползунка непосредственно по виткам проволоки из материала с высоким удельным сопротивлением (манганин, константан, нихром, фехраль, сталь), намотанной на цилиндр из электроизоляционного материала (фарфор, стеатит). Жидкостный Р. состоит из сосуда, наполненного электролитом (10- 15%-ный раствор Na2СО3 или К2СО3 в воде), с опущенными в него электродами. Регулирование его сопротивления осуществляется изменением расстояния между электродами или глубины их погружения в жидкость. Угольный Р. выполняют в виде столбиков, набранных из тонких угольных шайб. Его сопротивление регулируется изменением давления, приложенного к столбикам.

Лит.: Ч у н и х и н А. А., Электрические аппараты, М., 1975. Т. Н. Дильдина.

РЕОСТАТНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ, торможение электри