БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201еческих чувствах и отношениях, обогащённый наблюдениями мастера над современной ему нар. жизнью. Как график Р. являлся неутомимым и оригинальнейшим рисовальщиком и непревзойдённым мастером офорта [технику офорта Р. часто соединял с применением сухой иглы и достигал, кроме того, живописных эффектов приёмами печати (т. н. затяжка)].

Рембрандт. Автопортрет. 1660. Лувр. Париж.

Р. родился в семье мельника. После кратковременного пребывания в Лейденском ун-те (1620) Р. всецело посвятил себя иск-ву. Он учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (ок. 1620-23), затем в Амстердаме у П. Ластмана (1623); ок. 1625-31 Р. самостоятельно работал в Лейдене. Ранние картины ("Принесение во храм", ок. 1628-29, Кунстхалле, Гамбург) несколько пестры и мелочны по исполнению, но в них уже есть богатство фантазии, стремление к выразит. передаче эмоций. В 1632 Р. переселился в Амстердам. Большую роль в дальнейшей жизни и деятельности Р. сыграло его супружество с Саскией ван Эйленбюрх (1634-42) и Хендрикье Стоффелс (ок. 1649-63). 1630-е- нач. 1640-х гг.- период наибольшего успеха и личного благополучия мастера. Снискав известность групповым портретом "Урок анатомии доктора Тюлпа" (1632, Маурицхёйс, Гаага), Р. получал обильные заказы; у него обучались многочисл. ученики. Заказные портреты этих лет отличаются детальной передачей черт лица, одежды, драгоценностей ("Проповедник Ансло с женой", 1641, Карт. гал., Берлин-Далем); в автопортретах и портретах своих близких Р. писал шире и искал театрализованных эффектов ("Автопортрет с Саскией", ок. 1635, Карт. гал., Дрезден, илл. см. т. 20, стр. 384). В картинах этих лет Р. нередко отдавал известную дань внешней патетике и динамичности барокко ("Ослепление Самсона", 1636, Штеделевский художественный ин-т, Франкфурт-на-Майне), но создавал и произведения, проникнутые подлинным драматизмом и демократизмом образов ("Снятие со креста", 1634, Эрмитаж, Ленинград), непосредственностью реалистич. трактовки ("Даная", 1636, там же). К 1630-м гг. относятся его первые пейзажи ("Пейзаж с каменным мостом", ок. 1638, Рейксмюсеум, Амстердам), а также первые капитальные гравюры ("Возвращение блудного сына", 1636; автопортрет в берете, 1639). Прибегая к различным технич. приёмам, мастер создал в ранний период многие из своих лучших карандашных рисунков, но чаще всего он обращался к рисунку пером и кистью.

Конфликт, назревавший между иск-вом Р. и требованиями голл. буржуазного общества, утрачивавшего свои демократич. традиции, проявился в 1642, когда картина "Ночной дозор" (Рейксмюсеум) вызвала протесты заказчиков. Вместо ожидавшегося обычного группового портрета Р. создал полную героич. пафоса сцену выступления гильдии стрелков, по сути дела - историч. композицию, пробуждающую воспоминания об освободит. борьбе голл. народа. С этого момента приток заказов почти прекращается, в мастерской Р. остаются лишь единичные ученики. На протяжении 1640-х гг. творчество Р. утрачивает присущие ему ранее черты мажорности, мастер пишет преим. спокойные, проникнутые большой теплотой чувства библейские сцены, раскрывая тончайшие оттенки человеческих переживаний ("Давид и Ионафан", 1642, "Св. семейство", 1645,- обе Эрмитаж; "Христос с учениками в Эммаусс", 1648, Лувр, Париж), продолжает работать над портретами ("Старик в шлеме", ок. 1650, Карт. гал., Берлин-Далем) и пейзажами ("Зимний пейзаж", 1646, Карт. гал., Кассель). Для живописи Р. этого периода характерны богатство светотени, теплота колорита, в к-ром преобладают сочетания красных и золотисто-коричневых тонов. Эмоциональной насыщенностью образного строя, тончайшей светотеневой игрой отмечена графика 1640-х гг. (гравюры: "Христос, исцеляющий больных", или т. н. "Лист в сто гульденов", ок. 1642-46; "Три дерева", 1643, илл. см. т. 7, табл. XXI, стр. 288).

В композициях 1650-х гг. ("Иаков, благословляющий сыновей Иосифа", 1656, Карт. гал., Кассель) Р. всё чаще обращается к крупнофигурным сценам, сообщая образам особую ясность и монументальность. В эти годы Р. создаёт многие из своих наиболее значит, портретов [портреты: Яна Сикса, 1654, илл. см. г. .9, табл. XVII, стр. 192-193; сына Титуса за чтением, ок. 1657, Художест-венно-историч. музей, Вена; автопортреты (1660, Лувр, Париж, и др.)], в т. ч. портреты стариков, где воплощены внутренняя красота и мудрость людей, проведших долгую жизнь, полную горестей и лишений (т. н. портрет жены брата Р., 1654, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва; портрет старика в красном, ок. 1652-54, Эрмитаж). Графика Р. 1650-х гг. сходна в осн. чертах с современной ей живописью мастера (гравюры: "Слепой Товий", 1651, илл. см. т. 19, табл. II, стр. 32-33; "Фауст", ок. 1652, илл. см. т. 7, табл. XI, стр. 208-209; "Три креста", 1653).

В 1656 Р. был объявлен несостоятельным должником; в 1657-58 всё его имущество было продано с аукциона. Р. перебирается в еврейский квартал Амстердама и там, в стеснённых обстоятельствах, проводит остаток жизни. В последнее десятилетие творчество Р. достигает наибольших высот и представляет собой как бы синтез всех исканий мастера. В 1661 Р. была заказана большая историч. картина для амстердамской ратуши на тему из далёкого прошлого Голландии ("Заговор Юлия Цивилиса", сохранился лишь фрагмент, 1661, Нац. музей, Стокгольм, илл. см. т. 10, табл. XXXIX, стр. 560-561). Это произведение, отличающееся монументальностью и героич. мощью замысла, не было принято заказчиками из-за его сурового реализма. К позднему периоду относится также ряд наиболее глубоких и сложных по психологич. структуре религ. композиций Р. ("Ассур, Аман и Эсфирь", 1660, Музей изобразит. иск-в им. А. С. Пушкина, Москва; "Возвращение блудного сына", ок. 1668-69, илл. см. т. 17, вклейка к стр. 584-585), замечательные своим лаконизмом и силой характеристик портреты ("Старейшины суконного цеха, или т. н. синдики", 1662, Рейксмюсеум; "Поэт И. Деккер", 1666, Эрмитаж). В поздних произведениях широкая, свободная живопись Р. приобретает особую пространственную глубину, а светотень выступает в качестве мощного средства композиционного построения и раскрытия психологич. коллизий. Поздним рисункам Р. (исполненным преим. тростниковым пером) присущи предельная меткость наблюдений, выделение основных, наиболее характерных особенностей натуры. Хотя из непосредств. учеников Р. лишь немногие (напр., К. Фабрициус и А. де Гелдер) сумели органически воспринять его творческие принципы, реалистич. новаторство произведений Р. сделало его одним из влиятельнейших художников в истории мирового иск-ва.

Лит.: Ровинский Д., Полное собрание гравюр Рембрандта..., т. 1 - [4], СПБ, 1890; Гаман Р., Рембрандт. Гравюры, пер. с нем., [М.], 1924; О Рембрандте. [Сб.], М.- Л., 1936; [Линник И.], Рембрандт ван Рейн. 1606 - 1669. [Альбом], .М., 1956; Ротенберг Е., Рембрандт Гарменс ван Рейн, [М., 1956]; Рембрандт. Художественная культура Западной Европы XVII в., [Сб.], М., 1970; Рембрандт Гарменс ван Рейн. Картины художника в музеях Советского Союза. [Альбом. Авт. текста К. С. Егорова], Л., 1971; её же, Портрет в творчестве Рембрандта, М., 1975; Лазарев В. Н., Рембрандт портретист, в его кн.: Старые европейские мастера, М., 1974, с. 157-201; ВоdeW..Hofstede de GrootC., L'oeuvre complete de Rembrandt, v. 1 - 8, P., 1897 -1906; Hind A. M., Rembrandt's etchings, v. 1 - 2, L., 1923; Neumann K., Rembrandt, Bd 1-2, 4 Aufl., Munch., 1924; Weisbach W., Rembrandt, В.- Lpz., 1926; Вenesсh O. [ed. ], The drawings of Rembrandt. Catalogue, v. 1 - 6, L., [1954-57]; его же, Rembrandt, [Gen., 1957]; Rosenbergj., Rembrandt, v. 1-2, L., [1964]; Bredius A., Gerson H., Rembrandt's paintings, L., 1969; White C., Rembrandt as an etcher, v. 1-2, L. - University Park, [1969]. M. В. Добрoклонский.

РЕМЕДЕЛЛО КУЛЬТУРА, археол. культура времени энеолита и ранней бронзы в Сев. Италии (последняя треть 3 - нач. 2-го тыс. до н. э.). Названа по некрополю Ремеделло-Сотто (Remedello Sotto) близ г. Бреша (Ломбардия), где в кон. 19- нач. 20 вв. были раскопаны св. 100 могил и остатки поселения. Могилы, расположенные рядами, содержали скорченные захоронения с керамикой типа колоколовидных кубков культуры, изделиями из полированного нефрита, меди и бронзы (топоры, кинжалы, наконечники стрел), а также с украшениями из раковин.

Лит.: Colini G. А., Il sepolcreto di Remedello Sotto nel Bresciano e il periodo eneolitico in Italia, "Bolletino di Paleontolo-gia Italiana", Parma, 1898-1902, y. 24-28; D u h n F. v о n, Italienische Graberkunde, Tl 1, Hdlb., 1924; Acanfora M., Fontanella Mantovana e la cultura di Remedello, "Bolletino di Paleontologia Italiana", n. s. X, 1956, v. 65, № 2.

РЕМЕДИУМ (от лат. remedium, букв.- средство против чего-либо), установленный государством в условиях золотомонетного стандарта предел отклонений фактич. веса и пробы монеты от законной нормы. В процессе обращения монеты (золотые и серебряные) стирались и превращались в неполноценные. Значение Р. состояло в том, что он ограничивал отклонение нарицат. стоимости монеты от стоимости содержащегося в ней валютного металла. Размеры Р. обычно фиксировались в тысячных долях веса монеты. В России, напр., по Монетному уставу 1899 Р. для 5-рублёвой золотой монеты весом в 1 золотник 0,18 доли составлял 0,003. Издержки, связанные с изнашиванием монеты в пределах Р., принимало на себя государство.

РЕМЕЗОВ Семён Ульянович (1642-после 1720), русский картограф, географ и историк Сибири. Составитель планов и описаний г. Тобольска и Тобольского уезда (1683-1710). Важнейший труд Р. - рукописная "Чертёжная книга Сибири" (1699-1701) - первый рус. географич. атлас из 23 карт большого формата, отличающийся обилием и детальностью сведений и подводящий итог всем имевшимся географич. материалам того времени.

РEМЕЗОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ, сибирская летопись, составленная в кон. 17 в. С. У. Ремезовым', см. Сибирские летописи.

РЕМЕЗЫ (Remizinae), подсемейство птиц сем. синицевых. Размеры мелкие. Клюв острый. Гнёзда закрытые с боковым входом. Р. рода Anthoscopus (6 видов) живут в Африке, рода Auriparus (1 вид)- на Ю.-З. Сев. Америки, рода Reraiz - в Европе и Азии, включая СССР (на В. до Приамурья); единств. вид - обыкновенный P. (R. pendulinus); дл. тела до 11 см. Оперение каштановых, охристых и серых тонов. Передётны; лишь часть особей живёт оседло. Селятся по окраинам зарослей тростника на озёрах или на деревьях по берегам рек и ручьёв.

Обыкновенные ремезы у гнезда: 1-самец; 2 - самка.

Гнёзда из растит. волокон и пуха ивы, тростника и др., висячие на концах ветвей или же между камышинами. В кладке 4-10 яиц. Питаются насекомыми, пауками, мелкими семенами.

РЕМЁННАЯ ПЕРЕДАЧА, механизм, осуществляющий передачу вращат. движения с помощью ремня, охватывающего закреплённые на валах шкивы. Ремень, являясь промежуточной гибкой связью, передаёт крутящий момент с ведущего шкива (рис.) на ведомый за счёт сил трения, возникающих между натянутым ремнём и шкивами. В зависимости от типа используемых ремней Р. п. могут быть плоскоремёнными, клиноремёнными и круглоремёнными. Получают распространение Р. п. с т. н. поликлиновыми ремнями, имеющими клиновые выступы на внутр. стороне. Плоские и круглые ремни используются, как правило, по одному в передаче, а клиновые - по неск. штук (обычно не более 6-8).


Схема ремённой передачи и сечения ремней: а - плоскоремённой; б - клиноремённой; в - круглоремённой; г - поликлиновой; 1 и 3 - ведущий и ведомый шкивы; 2 - ремень.

Плоскоремённые передачи просты и удобны, позволяют применять обычные шкивы с гладкой поверхностью, способны работать при высоких скоростях (40-50 м/сек и выше). Однако такие Р. п. имеют невысокое тяговое усилие, значит. габариты и сравнительно малое передаточное отношение (обычно до 5).

Клиноремённые передачи, обеспечивая повышенное сцепление ремней со шкивами, позволяют сократить межосевое расстояние, уменьшить размеры передачи и повысить передаточное отношение (до 10-15). Круглоремённые передачи используются редко, гл. обр. в приводах малой мощности (настольные станки, швейные машины и т. п.).

Достоинства Р. п.: конструктивная простота, относительно малая стоимость, способность передавать мощность на значит. расстояния (до 15 л и более), плавность и бесшумность работы, предохранение механизмов от перегрузки за счёт упругих свойств ремня и его способности пробуксовывать по шкивам. Недостатки Р. п.: короткий срок службы ремней, относительно большие размеры, высокая нагрузка на валы и подшипники, непостоянство передаточного отношения (из-за неизбежного проскальзывания ремня). Получают распространение ремни из высокоэластичных и прочных синтетич. материалов, узкоклиновые и зубчатые ремни. Р. п. распространены в приводах с.-х. машин, электрогенераторов, нек-рых станков, текстильных и других машин. Р. п. применяют обычно для передачи мощности до 30-50 квт. Известны установки мощностью в неск. сотен и даже тысяч квт, в которых также использованы Р. п.

Лит.: Светлицкий В. А., Передачи с гибкой связью, М., 1967; Пронин Б. А., Клиноременные и фрикционные передачи и вариаторы, М., 1960; Детали машин. Расчет и конструирование, под ред. Н. С. Ачеркана, 3 изд., т. 3, М., 1969; Андреев А. В., Передача трением, М., 1963.

А. А. Пархоменко.

РЕМЕНСЫ (от каталанск. remensa - выкуп), крепостные крестьяне ср.-век. Каталонии, на к-рых распространялись "дурные обычаи", в т. ч. ременса - выкуп, к-рый необходимо было уплатить сеньору при уходе от него; величина ременсы определялась сеньором, при этом последнему оставалась и земля. Статус Р. переходил по наследству. Р. становилось также любое лицо, вступившее в брак с Р. либо купившее манс, с к-рым была связана обязанность уплаты ременсы. Р. существовали в Каталонии уже в 10-11 вв., но в юридич. документах упомянуты впервые в 1-й четв. 12 в. Особенно многочисленной категория Р. была в 13-14 вв. В 13 в. рядом постановлений кортесов Р. были полностью подчинены юрисдикции сеньоров. Институт Р. был уничтожен в 1486 Гуадалупской сентенцией.

Лит.: Пискорский В. К., Крепостное право в Каталонии в средние века, К., 1901; Арский И. В., Очерки по истории средневековой Каталонии до соединения с Арагоном (VIII-XII вв.), Л., 1941; Мильская Л. Т., Очерки из истории деревни в Каталонии X-XII вв., М., 1962.

 
2201.htm
РЕМЕНЬ приводной, гибкий элемент ремённой передачи. Определяя в значит, мере работоспособность и долговечность ремённых передач, Р. должны иметь высокую тяговую способность и усталостную прочность, достаточную гибкость и возможно более высокий коэфф. трения. По форме поперечного сечения различают плоские, клиновые, поликлиновые и круглые Р.

Плоские Р. могут быть кожаными, прорезиненными и цельноткаными (хл.-бум. и шерстяными). Кожаные Р. изготовляют из полос высококачеств. кожи (склеенных или прошитых). Прорезиненные Р. состоят из неск. слоев прочной ткани (напр., бёльтинга), связанных вулканизированной резиной; наиболее широко применяются в ремённых передачах. Цельнотканые Р. изготовляют из неск. слоев прочной хл.-бум. или шерстяной пряжи. Для изготовления к л и н о в ы х Р. используют кордовую ткань или шнуры, располагаемые в неск. слоев в резиновом наполнителе. Снаружи Р. обёрнут несколькими слоями прорезиненной ткани. Разновидностью клиновых Р. являются зубчатые клиновые Р. с поперечными зубцами с внутр. стороны для увеличения гибкости Р. Поликлиновые Р. имеют плоскую наружную поверхность и продольные клиновые выступы на внутр. стороне; армируются шнуровым кордом. Кругл ыеР. бывают хл.-бум. и кожаные. Обычно имеют небольшой диаметр (4-8 мм). Перспективно использование полимерных Р. на основе полиамидных смол; такие Р. могут передавать большую мощность (сотни кет) при высоких скоростях (до 100 м/сек). См. также Резиновые изделия. А. А. Пархоменко.

РЕМЕНЬ-PЫБA (Regalecus glesne), рыба отряда лампридообразных. Тело узкое, очень удлинённое (до 9 м); рыбы дл. 5,5 м весят ок. 250 кг. Спинной плавник красного цвета, начинается на голове и тянется вдоль всей спины; передние 10-15 лучей удлинены и образуют над головой -"султан". Обитают в тёплых и умеренных водах Мирового ок. на глубине 50-700 м, а иногда вблизи поверхности. Плавают в вертикальном положении головой кверху. Раньше рыбаки принимали Р.-р. за морского змея с лошадиной головой и огненно-рыжей гривой. Встречаются в косяках сельдей (отсюда второе назв.- сельдяной король). Несъедобна.

РЁМЕР (Romer) Оле Кристенсен (25.9. 1644, Орхус,-19.9.1710, Копенгаген), датский астроном. Проф. Копенгагенского ун-та (с 1681). В 1675 по наблюдениям затмений спутников Юпитера определил скорость распространения света. Изобрёл несколько астрономических инструментов: меридианный круг, экваториал с часовым кругом и кругом склонений и др. Пользуясь ими, определил склонения и прямые восхождения более 1000 звёзд.

РЕМЕРИЯ (Roemeria), род растений сем. маковых. Однолетние ветвистые опушённые травы с жёлтым млечным соком. Листья дваждыперисторассечённые, прикорневые - черешчатые, верхние - сидячие. Цветки крупные, одиночные. Лепестков 4; тычинок много. Плод - длинная цилиндрическая коробочка. 6-8 видов, в Средиземноморье, Зап., Ср. и Центр. Азии. В СССР 2 вида (в Крыму, на Кавказе и в Ср. Азии): Р. фиолетовая (R. hybrida) с тёмно-фиолетовыми цветками и Р. отогнутая (R. refracta) с ярко-красными цветками; растут по сухим глинистым склонам, садам, полям, залежам. Ядовитые и лекарств, растения, содержащие алкалоиды, гл. обр. ремерии, обладающий курареподобным действием.

РЕМЕСЛЕННИК, непосредственный производитель, занимающийся изготовлением ручным способом к.-л. изделий при помощи собственных орудий труда. См. Ремесло.

РЕМЕСЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО, см. в ст. Ремесло.

РЕМЕСЛЕННЫЕ УЧИЛИЩА в СССР, проф.-технич. учебные заведения в 40-50-е гг. по подготовке квали-фицир. рабочих для пром-сти, транспорта, связи, с. х-ва и др. В дореволюц. России в кон. 19- нач. 20 вв. существовало несколько типов ремесленных учебных заведений: Р. у., школы ремесленных учеников, низшие ремесленные школы, сел. ремесленные уч. мастерские. В 1910 действовала свыше 1,9 тыс. таких училищ и школ (90,3 тыс. уч-ся), большая часть из них финансировалась за счёт пожертвований.

В СССР в 20-30-е гг. действовали школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), к-рые в 1940 реорганизованы в Р. у., созданные в соответствии с Указом Президиума Верх. Совета СССР "О государственных трудовых резервах" (2 окт. 1940) с целью подготовки квали-фицир. рабочих-металлургов, металлистов, химиков, горняков, нефтяников, рабочих для предприятий связи, мор. и речного флотов, с. х-ва и др. В Р. у. принималась молодёжь в возрасте 14- 17 лет, как правило, с 7-летним образованием. Срок обучения в большинстве Р. у. был 2-3 года. Учащиеся находились на гос. обеспечении. В 1959 Р. у. преобразованы в проф.-технич. училища.

В. Н. Ремесло.

Профессионально-технические учебные заведения, Профессионально-техническое образование. И. Г. Коваленко.

РЕМЕСЛО Василий Николаевич [р. 28.1 (10.2).1907, с. Теплово, ныне Тепловка Пирятинского р-на Полтавской обл.], советский селекционер, акад. АН СССР (1974) и ВАСХНИЛ (1964), Герой Социалистического Труда (1966). Чл. КПСС с 1942. В 1928 окончил Масловский ин-т селекции и семеноводства им. К. А. Тимирязева (Киевская обл.). В 1933-37 старший науч. сотрудник Новоурен-ской (ныне Ульяновская) селекционно-опытной станции, в 1938-42 и 1947-48 работал на Северо-Донецкой гос. селекционной станции (в 1941-42 директор). В 1948-64 зам. директора и с 1964 директор Мироновского н.-и. ин-та селекции и семеноводства пшеницы (до 1968 - Мироновская селекционная станция). Р. разработал методы селекции, позволившие создать ценные сорта пшеницы. Автор сортов озимой пшеницы: Мироновская 808, Мироновская юбилейная и др., широко распространённых в СССР и за рубежом.

Делегат 22-го и 23-го съездов КПСС. Делегат 22-24-го съездов КП Украины. Член ЦК КП Украины (с 1966). Деп. Верх. Совета УССР 6-8-го созывов. Зам. председателя Верх. Совета УССР (с 1972). Ленинская пр. (1963). Награждён орденом Ленина, орденом Октябрьской Революции, 3 др. орденами, а также медалями.

Соч.: Озимая пшеница Мироновская 264 и Мироновская 808, М., 1964; Мироновские пшеницы, М., 1972 (совм. с др.).

Лит.: Компанеец М., Счастье - дарить людям хлеб, М., 1972.

РЕМЕСЛО, мелкое ручное произ-во промышленных изделий, господствовавшее до появления крупной машинной индустрии (а затем частично сохранившееся наряду с нею). Для Р. характерны: применение простых орудий труда; решающее значение в производств, деятельности ремесленника его личного мастерства, к-рое позволяет производить высококачественные, а часто и высокохудожественные (см. ст. Народное творчество, Народные художественные промыслы) изделия; мелкий характер произ-ва (ремесленник работает один или с крайне ограниченным числом помощников). Р. возникает вместе с началом производств, деятельности человека и, развиваясь вместе с развитием техники в рамках различных обществ, формаций, принимает различные формы. В соответствии со стадиями обществ, разделения труда оно обычно подразделяется на домашнее Р., ремесло на заказ, Р. на рынок. Домашнее Р.- произ-во изделий для удовлетворения нужд того х-ва, членами к-рого они изготовлены. Это первая форма Р., при к-рой оно ещё . не обособилось в самостоят, отрасль хоз. деятельности. Домашнее Р.- неотъемлемая принадлежность натурального хозяйства. Р. на заказ - произ-во изделий ремесленником по заказу потребителя из своего сырья или сырья заказчика. К Р. на заказ примыкает и работа, выполняемая ремесленником в чужом х-ве на условиях сдельной или подённой оплаты (иногда выделяется в отдельную разновидность Р., особенно если в поисках работы ремесленники постоянно переходят с места на место - т. н. бродячие ремесленники). Р. на рынок представляет собой мелкотоварное произ-во, при к-ром ремесленник либо сам продаёт свои изделия потребителю на местном рынке, либо сбывает их купцу, Ремесл. произ-во на местный рынок, когда сохраняется личный контакт производителя и потребителя, основано, подобно Р. на заказ, на узком разделении труда внутри небольшого городского или сел. района. Произ-во, рассчитанное на сбыт в отдалённые р-ны, базируется на более широком разделении труда, к-рое влечёт за собой развитие обмена и появление купечества как особой социальной группы. С возникновением Р. на заказ и особенно на рынок связано появление и развитие городов как ремесл.-торг. центров.

В историч. и экономич. лит-ре встречаются и другие, более узкие определения Р. и иное подразделение его на различные виды. Часто в содержание понятия Р. не включается домашнее Р., к-рое в таком случае обозначается к.-л. другим термином, напр, в применении к крест, домашнему Р. наз. домашней промышленностью или домашними промыслами. Иногда Р. называют лишь Р. на заказ (в этом случае Р. на рынок часто называется кустарной пром-стью) или же Р. на заказ и на рынок только на той стадии их развития, когда ремесленники являются мелкими экономически самостоят, производителями, владеющими в качестве личной собственности своими средствами произ-ва (в этом случае из понятия Р. исключаются, с одной стороны, домашнее Р. и часть Р. на заказ, с другой - работа ремесленников, уже закабалённых капиталом, т. е. капиталистич. работа на дому). В рус. экономич. и статистич. лит-ре часто все ремесленники 19-20 вв. наз. кустарями. Многозначность по