БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201рта (20.3.1811, Париж,- 22.7.1832, замок Шёнбрунн). После падения наполеоновской империи Ж. Ф. Ш. Бонапарт с 1814 жил в Австрии при дворе своего деда - австр. императора Франца I. В 1815 после окончат. поражения Наполеон I отрёкся от престола в пользу своего сына, провозгласив его императором под именем Наполеона П. Практич. значения этот акт не имел, хотя бонапартисты считали Ж. Ф. Ш. Бонапарта законным претендентом на франц. престол.

РЕЙХШТАДТСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1876, секретное соглашение между Россией и Австро-Венгрией по балканскому вопросу. Было заключено 26 июня (8 июля) при свидании имп. Александра II и министра иностр. дел кн. А. М. Горчакова с австр. имп. Францем Иосифом и министром иностр. дел Д. Андраши в замке Рейхштадт (ныне Закупи, Чехия). Р. с. не зафиксировано офиц. документом. Сторонами были лишь сделаны записи переговоров, различающиеся между собой. Соглашение предусматривало невмешательство обеих сторон в войну Сербии и Черногории против Турции. В случае победы турок предполагалось восстановление статус-кво и проведение адм. реформы в Боснии и Герцеговине. При победе Сербии и Черногории первая (по рус. записи) должна была получить Герцеговину и порт Спицца на Адриатическом м., а вторая - часть старой Сербии и Боснии. К Австро-Венгрии переходили бы тур. Хорватия и пограничные р-ны Боснии. По австр. записи, Сербия и Черногория получили бы лишь пограничные р-ны Боснии и Герцеговины, большие же их части переходили бы к Австро-Венгрии, к-рая не желала образования па Балканах большого слав. гос-ва. При этом Австро-Венгрия соглашалась на возврат России Юго-Зап. Бессарабии, отторгнутой у неё по Парижскому мирному договору 1856, и присоединение к ней Батума. В случае "полного крушения" Турции предполагалось: по рус. записи - образование независимых княжеств Болгарии и Румелии, по австр.- предоставление им и Албании автономии в составе Османской империи. Обе державы соглашались на передачу Греции Фессалии и Эпира (по рус. записи) и Крита (по австр. записи), признавая возможным превращение Стамбула (Константинополя) в "вольный город". В связи с дальнейшим обострением положения на Балканах Р. с. было дополнено Русско-австрийской конвенцией 1877.

Публ.: Сб. договоров России с другими государствами, М., 1952.

РЕЙХШТЕЙН (Reichstein) Тадеуш (р. 20.7.1897, Влоцлавек, Польша), швейцарский химик и биохимик, чл. Лондонского королев. об-ва. Окончил Высшую политехнич. школу в Цюрихе (1921). С 1934 проф., с 1938 зав. кафедрой фармакологии, в 1946-60 зав. кафедрой органич. химии Базельского ун-та. Работы посвящены изучению строения и свойств гетероциклич. веществ, Сахаров, витаминов (аскорбиновой и пантотеновой к-т), стероидов, гл. обр. гормонов коры надпочечников, а также сердечных гликозидов, содержащихся в растениях. Нобелевская пр., 1950 (совм. с Ф. Хенчем и Э. Кендаллом). Почётный чл. многих АН, в т. ч. Герм. академии естествоиспытателей "Леопольдина", Сорбонны, об-в химиков, биохимиков и фармакологов ряда стран.

РЕЙШ (Ruysch) Фредерик (1638-1731), голландский анатом. См. Рёйс Ф.

РЕЙШАУЭР (Reischauеr) Эдвин Олдфазер (р. 15.10.1910, Токио), американский историк-японовед, дипломат. Образование получил в ун-тах США, Франции, Японии и Китая. С 1938 на научно-преподавательской работе в Гарвардском ун-те. Во время 2-й мировой войны 1939-45 - на службе в Госдепартаменте, воен. мин-ве и Генштабе. Затем адъюнкт-проф. (1946-50), проф. (1950-61) дальневост. языков, директор (1956-61) Гарвард-Яньцзинского ин-та, с 1966 проф. кафедры дальневосточной политики (там же). В 1961-66 посол США в Японии. Р.- переводчик и исследователь памятников ср.-век. лпон. культуры, автор учебных пособий и работ по истории Японии и междунар. отношениям на Д. Востоке.

Соч.: Japan, past and present, 3 ed., Tokyo, 1965; A history of East Asian civilization, v. 1 - 2, Boston, 1960 - 65 (совм. с J. K. Fairbank).

РЕКАБАРРЕН (Rccabarren) Луис Эмилио (6.7.1875-19.12.1924), деятель рабочего движения Чили и др. стран Лат. Америки. Будучи рабочим-типографом, Р. возглавил ряд забастовок печатников и явился инициатором создания в Чили рабочих ежедневных газет марксистского направления ("El Grito Popular", 1911, "El Socialista", 1912, "El Despertar", 1912, "La Vanguardia", 1915, "La Defensa Obrera", 1917, и др.). Он был организатором многих рабочих и проф. кружков, пропагандистом марксизма-ленинизма. Р.- один из основателей и руководителей Социалистич. рабочей партии Чили (осн. в 1912), к-рая в 1922 встала на позиции Коминтерна и стала наз. Коммунистической. Находясь в эмиграции, он участвовал в создании Коммунистической партии Аргентины и был её первым ген. секретарём. В нояб. 1922 - февр. 1923 находился в Сов. Союзе. По возвращении в Чили написал кн. "Рабочая Россия". Автор ряда брошюр по истории рабочего и социалистич. движения в Чили.

Соч.: Obras selectas, [2 ed., Santiago de Chile, 1972].

Лит.: Ермолаев В. И., Королёв Ю. Н., Рекабаррен - великий гражданин Чили, М., 1970.

РЕКАМЬЕ (Recamier) Жюли (4.12.1777, Лион,- 11.5.1849, Париж), жена парижского банкира, салон к-рой был модным политич. и лит. центром, постепенно объединившим людей, оппозиционно настроенных по отношению к Наполеону I. По распоряжению Наполеона I в 1811 была выслана из Парижа, куда вернулась в 1814. В 1819 переселилась в монастырь Аббс-о-Буа, где в её салоне собирались политич. деятели, литераторы, учёные (Ф. Р. Шатобриан, Ж. Ж. Ампер и др.).

РЕКАПИТУЛЯЦИЯ (от лат. recapitulatio - повторение) (биол.), повторение признаков далёких предков в онтогенезе совр. организмов - их структуре, химизме, функциях. Принцип Р. впервые сформулирован в 1859 Ч. Дарвином. Наиболее глубокую морфологич. трактовку Р. получила в теории филэмбриогенеза, предложенной А. Н. Северцовым. Совр. учение о Р. разработано И. И. Шмалъгаузеном. Р. обусловливается существованием в организме сложной системы корреляций и чаще проявляется в особенностях развития взаимосвязанных органов и структур. К Р. ведут сдвиги в конечных стадиях формообразования не организма в целом, а лишь отдельных органов. Эти сдвиги представляют собой надставки (см. Анаболия) из новых корреляций, к-рые вводятся в онтогенез после реализации осн. морфогенетич. процессов. Примеры Р.: закладка у зародышей наземных позвоночных животных жаберных щелей, соответствующих жаберным щелям их рыбообразных предков; смена головной, туловищной и тазовой почек в онтогенезе высших позвоночных повторяет последовательность развития органов выделения в филогенезе их предков; дихотомич. ветвление первых листьев у папоротникообразных повторяет дихотомич. ветвление, характерное для их предков - палеозойских псилофитов; у лягушки в период метаморфоза зрение основано на использовании витамина А2, как у пресноводных рыб, а к моменту завершения метаморфоза сопровождается использованием витамина A1, что характерно для наземных позвоночных. См. также Биогенетический закон.

Лит.: Северцов А. Н., Морфологические закономерности эволюции, М.-Л. 1939; Шмальгаузен И. И., Организм как целое в индивидуальном и историческом развитии, М.-Л., 1938; Мирзоян Э. Н. Развитие учения о рекапитуляции, М., 1974 Э. Н. Мирзоян

РЕКАШЮС Владас Винцович [3(15).5. 1893, дер. Вийолишкис, ныне Биржайский р-н Литов. ССР,- 13.3.1920, Плунге], участник революц. движения в России, литов. поэт. Чл. Коммунистич. партии с 1914. Род. в семье рабочего. В 1914 сотрудник редакции с.-д. газ. "Вильнис" ("Волна") в Риге; арестован и выслан в Томскую губ. В 1916 бежал из ссылки, вёл парт. работу в Эстонии, был чл. Тартуского к-та и Бюро Сев.-Балт. орг-ции РСДРП. После Февр. революции 1917 работал в Москве, секретарь Богородского к-та РСДРП(б); участник Окт. революции 1917. В 1918 председатель Вятского районного совнархоза. В 1918- 1919 участвовал в борьбе за Сов. власть в Литве, был пред. Купишкского уездного ревкома. В 1919-20 секретарь Тельшяйского подпольного райкома КП Литвы. Убит бурж. националистами.

В поэтич. творчестве Р. преобладали мотивы революц. борьбы, свободы, социалистич. будущего. Он перевёл на литов. яз. "Интернационал", неск. произв. Г. Гейне и др.

Соч. в кн.: Ро raudonaja veliava, Vilnius, 1956.

Лит.: Коmоdaite J., Vladas Rekasius, в кн.: Revoliucinis judejimas Lietuvoje, Vilnius, 1957.

РЕКВИЕМ (от первого слова лат. текста: "Requiem aeternam dona eis, Domine" - "Покой вечный дай им, господи"), траурная заупокойная месса, посвященная памяти усопших. От торжеств. католич. мессы отличается отсутствием нек-рых частей ("Глориа", "Кредо"), вместо к-рых вводятся другие ("Реквием" вначале, далее "Диес ире", "Туба мирум", "Лакримоза" и др.). Композиторы 15-16 вв. создавали Р. в виде циклических полифонич. склада хоровых произв. а капелла, осн. на мелодиях григорианского хорала. В 17-18 вв. Р. превратился в крупное произведение для хора, солистов и оркестра, обычно не связанное с мелодиями григорианского хорала; полифонич. средства выразительности стали сочетаться в нём с гомофонно-гармоническими. Р. в его наиболее выдающихся образцах приобрёл внекультовое значение и, как правило, исполняется в концертных залах. Всемирную известность получил Реквием Моцарта (1791), законченный его учеником Ф. Зюсмайром. В 19 в. к жанру Р. обращались Л. Керубини, Ф. Лист, А. Брукнер, А. Дворжак и др.; наиболее выдающиеся Р. этого времени принадлежат Г. Берлиозу (1837) и Дж. Верди (1874). Особое место занимает "Немецкий реквием" Брамса (1868), написанный на нем. текст. Р. создают и совр. композиторы. В их числе "Военный реквием" Бриттена, в к-ром литургич. лат. текст сочетается со стихотворениями У. Оуэна. Лишены всякой связи с литургич. текстом Р. сов. композиторов - "Симфония-реквием памяти В. И. Ленина" Кабалевского (1933), его же Р., посвящённый памяти жертв фашизма (1963), и др.

Лит.: Schnerich A., Messe und Requiem seit Haydn und Mozart, W. - Lpz., 1909. Б. В. Левик.

К ст. Растрелли В. В. 1. Смольный монастырь в Ленинграде. 1748-54. 2. Дворцовая церковь в Петродворце. 1747-52. 3. Фрагмент Большого зала Большого (Екатерининского) дворца в г. Пушкине. 1752-57. 4. Парадная лестница Большого дворца в Петродворце. 1747-52. (Фото 1940.) 5. Дворец М. И. Воронцова в Ленинграде. 1749-57. 6. Павильон Эрмитаж в г. Пушкине. 1743-54 (совместно с М. Г. Земцовым).

К ст. Рафаэль. 1. "Три грации". 1500-02. Музей Конде. Шантийи. 2. "Обручение Марии". 1504. Фрагмент. Пинакотека Брера. Милан. 3. "Положение во гроб". 1507. Галерея Боргезе. Рим. 4. "Диспута". 1509. Фрагмент. 5. "Афинская школа". 1510- 1511. Фрагмент. 6. "Месса в Больсене". 1512. Фреска "Станца д'Элиодоре" в папском дворце в Ватикане. Фрагмент. 7. "Триумф Галатеи". 1513. Фрагмент фрески Виллы Фарнезина в Риме. 8. "Мадонна в кресле". 1514-15. Галерея Питти. Флоренция. 9. Портрет папы Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси. Ок. 1518. Галерея Палатина. Флоренция. (4, 5 - фрески "Станца делла Сеньятура" папского дворца в Ватикане.)

К ст. Резцовая гравюра. 1. М. Раймонди. "Лукреция". 1510. 2. А. Мантенья. "Вакханалия с винной бочкой". 2-я пол. 15 в. 3. Б. Бехам. Портрет Леонхарда фон Эка. 1527. 4. М. Шонгауэр. "Искушение св. Антония". Ок. 1471-73. 5. Лука Лейденский. "Ламех и Каин". 1524. 6. А. Дюрер. "Морское чудище". Ок. 1500. 7. А. Г. Ухтомский. "Вид дворца в Павловске". С картины С. Ф. Щедрина. 8. И. Ф. Зубов. "Измайлово. Отъезд императора Петра II на соколиную охоту". Ок. 1727-30. 9. М. И. Махаев. Портрет первого русского солдата Бухвостова. После 1728.

К ст. Резьба художественная. 1. Статуэтка царицы Анхесенамон из гробницы фараона Тутанхамона в Фивах. Дерево. 1-я пол. 14 в. до н. э. Египетский музей. Каир. 2. "Дева с младенцем". Слоновая кость. 8-9 вв. Кастелло Сфорцеско. Милан. 3. Поднос (Китай). Красный лак. 16 в. 4. Гемма "Увенчание Августа". Оникс, рельефная резьба. Конец 1 в. до н. э. Художественно-исторический музей. Вена. 5. Рельеф (народ санталы, Индия). Деталь. Дерево. 6. Ножи (Индия). Слоновая кость, сквозная резьба. 20 в. 7. "Предок" (Заир). Деталь. Дерево. Королевский музей Центральной Африки. Брюссель, 8. Реликварий. Слоновая кость. 4 в. Музей христианской эпохи. Бреша. 9. Стул (Англия). Дерево. Около 1670-75. Музей Виктории и Альберта. Лондон. 10. "Цветущий лотос" (Китай). Белый нефрит, объёмная и сквозная резьба. 18 в. Частное собрание. Лондон. (1, 7, 9 - объёмная резьба; 2, 8 - высокорельефная резьба; 3, 5 - плоскорельефная резьба; 3, 6 - Музей искусства народов Востока, Москва.)

К ст. Резьба художественная. 1. Подвесная налобная бляха из 2-го Пазырыкского кургана (Восточный Алтай). Рог оленя, сквозная и плоскорельефная резьба. Сер. 5 в. до н. э. Эрмитаж. Ленинград. 2. Чарон (сосуд для кумыса; Якутия). Дерево. 1974. Н.-и. ин-т художественной промышленности. Москва. 3. Панно (Узбекистан). Алебастр. 12 в. Музей искусства народов Востока. Москва. 4. Шкатулка (Ивано-Франковская область). Дерево, плоскорельефная резьба, инкрустация. 1960-е гг. 5. Фрагмент декоративного портала "Охрана границ СССР". Дерево, заовальная резьба. 193л Мастер В. П. Ворносков и его сыновья. Загорский историко-художественный музей-заповедник. 6. Прялка (Вологодская губерния). Дерево, трёхгранновыемчатая резьба. 1880. Исторический музей. Москва. 7. Туесок (Великий Устюг). Просечная берёста. 20 в. 8. Ларец (Россия). Кость мамонта, сквозная резьба. Сер. 17 в. 9. Рельефы стен Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Белый камень, плоско-рельефная резьба. 1230-34. 10. "Моржи" (Чукотка). Кость, объёмная резьба. 20 в. (2, 3 - выемчатая резьба; 7, 10- Музей народного искусства, Москва.)

К ст. Рейкьявик. 1. Общий вид. 2. Альтинг (парламент). 1880-81. Архитектор Ф. Мельдаль. 3. Национальная библиотека. 1908. Архитектор М. Нильсен. 4. Памятник Ингольфру Арнарсону. 1907. Скульптор Эйнар Иоунссон. 5. Музей Асмундура Свейссона. 1944. Архитектор Асмундур Свейссон. 6. Многоквартирный дом секционного типа на улице Миклабрейт. 1958. Архитектор Сигвальди Тордарсон. 7. Административное здание. 1960-е гг. 8. Отель "Сага". 1962. Архитектор Халдор Йонссон.

К ст. Рельеф. 1. Ассирийский рельеф "Царь и бог" из дворца Ашшурнасирпала II в Кальху. Известняк. 883-859 до н. э. 2. Древнеегипетский рельеф с изображением полевых работ. Известняк. Сер. 3-го тысячелетия до н. э. Лувр. Париж. 3. Скопас. "Амазономахия". Фрагмент рельефного фриза Галикарнасского мавзолея. Мрамор. Около 350 до н. э. 4. Л. Гиберти. "Жертвоприношение Авраама". Рельеф для северных дверей баптистерия во Флоренции. Бронза. 1401-02. Национальный музей. Флоренция. 5. "Тайная вечеря". Рельеф на ограде западного хора собора в Наумбурге. Камень. Около 1250-60. 6. Ф. П. Толстой. Рельефный медальон "Бой при Малом Ярославле". Воск. Около 1818. Русский музей. Ленинград. 7. Дж. Манцу. "Смерть насильственная". Эскиз рельефа для "Врат смерти" собора св. Петра в Риме. Гипс. 1947-64. 8. К. Менье. "Индустрия". Рельеф для "Памятника труду" в Брюсселе. Бронза. 1901. Музей Менье. Брюссель. 9. А. С. Голубкина. "Волна" ("Пловец"). Рельеф над входом Московского Художественного театра. Гипс. 1901. 10. Г. А. Дауман, М. Г. Шварцман. "Обуздание атомной энергии". Фрагмент рельефа в вестибюле Московского инженерно-физического института. Цемент и смальтовая мозаика. 1962.

К ст. Рембрандт. 1. "Ночной дозор". 1642. 2. "Три креста". Офорт. 1653. 3. Автопортрет. 1658. Собрание Фрик. Нью-Йорк. 4. "Синдики". 1662. 5. "Флора". 1634. 6. "Кухня". Рисунок. Перо, кисть. Ок. 1650. Фрагмент. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва. 7. "Еврейская невеста". Ок. 1666. Фрагмент. 8. "Святое семейство". 1654. (1, 4, 7 - Рейксмюсеум, Амстердам; 5, 8 - Эрмитаж, Ленинград.)

РЕКВИЗИТ (от лат. requisitum - требуемое, необходимое), совокупность вещей (подлинных или бутафорских), необходимых актёрам на сцене по ходу действия спектакля.

РЕКВИЗИТЫ, обязательные сведения, к-рые должны содержаться в документе (напр., в договоре, транспортной накладной) для признания его действительным. Такими сведениями являются: наименование и дата составления документа; название и адрес предприятия (орг-ции), составляющего документ; стороны, участвующие в совершении операции; содержание совершаемой операции; основание к совершению операции; единицы измерения и объём операции (в натуральном и стоимостном выражении); подписи ответственных лиц. Отсутствие одного или нескольких Р. в случаях, предусмотренных законом, влечёт за собой недействительность или оспоримость документа. Наиболее строгие требования установлены для Р. бухгалтерских документов, в к-рых могут быть предусмотрены дополнит. Р.

РЕКВИЗИЦИЯ (от лат. requisitio - требование), принудительное изъятие гос-вом имущества у собственника с выплатой ему стоимости имущества. В СССР Р. допускается только в случаях, предусмотренных законом, при наличии особо серьёзной необходимости и чрезвычайных обстоятельств (война, стихийные бедствия, эпидемии и т. п.). В РСФСР действует Сводный закон о реквизиции и конфискации имущества от 28 марта 1927 (СУ РСФСР, 1927, № 38, ст. 248), устанавливающий, что Р. могут быть подвергнуты средства транспорта, одежда, продукты питания и т. д. Стоимость изъятого имущества выплачивается по гос. ценам не позднее одного месяца после Р. Иногда при чрезвычайных обстоятельствах Р. производится временно (напр., Р. лодок во время половодья рек); по прекращении этих обстоятельств имущество возвращается собственнику.

РЕКЕМЧУК Александр Евсеевич (р. 25.12.1927, Одесса), русский советский писатель. Чл. КПСС с 1948. Окончил Лит. ин-т им. А. М. Горького (1952). Работал журналистом в Коми АССР. Близкое знакомство с жизнью сев. края определило содержание творчества Р.: сб-ки рассказов и очерков "Стужа" (1956) и "Берега" (1958), повести "Всё впереди" (1957), "Время летних отпусков" (1959; сценарий одноим. фильма, 1960), "Молодо-зелено" (1961; сценарий одноим. фильма, 1962). В центре внимания писателя - развитие личности, тема ответственности за порученное дело. Стиль Р. отмечен многообразием интонаций (объективно повествовательной, юмористической, лирической). Повесть "Товарищ Ганс" (1965, сценарий фильма "Они не пройдут", 1965), посвящена интернациональной солидарности антифашистов. Роман "Скудный материк" (1968) продолжает "северный" цикл. Книги Р. переведены на нек-рые языки народов СССР и иностр. языки.

Соч.: Повести, М., 1963; Старое русло Клязьмы, "Москва", 1969, № 6; Дочкина свадьба. Рассказы, М., 1971; Мальчики. Повесть, М., 1973; Товарищ Ганс. Время летних отпусков. Скудный материк. Повести. Роман, М., 1974.

Лит.: Львов С., Новое имя, "Новый мир", 1959, № 12; Макаров А., Через пять лет, Статья первая, "Знамя", 1966, № 2; Тевекелян Д., Исток и устье. О прозе Александра Рекемчука, "Литературная газета", 1969, 4 июня; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографический указатель, т. 7, ч. 2, М., 1972.

РЕКЕСЕНС-И-СУНЬИГА (Requesens у Zufiiga) Луис (25.8.1528, Барселона,- 5.3.1576, Брюссель), испанский воен. и гос. деятель. Адмирал исп. средиземноморского флота (1568-71), участник битвы при Лепанто (1571). Став в 1573 в разгар Нидерландской бурж. революции исп. правителем в Нидерландах (вместо герцога Альбы), безуспешно пытался путём мелких уступок, переговоров и воен. нажима принудить восставшие сев. провинции к капитуляции.

РЕКИ, водные потоки, текущие в естеств. руслах и питающиеся за счёт поверхностного и подземного стока с их бассейнов. Р. являются предметом изучения одного из разделов гидрологии суши - речной гидрологии.

Общие сведения. В каждой Р. различают место её зарождения - исток и место (участок) впадения в море, озеро или слияния с др. Р.- устье.

Р., непосредственно впадающие в океаны, моря, озёра или теряющиеся в песках и болотах, наз. главными; впадающие в гл. Р.- притоками. Главная Р. со всеми её притоками образует речную систему, к-рая характеризуется густотой речной сети. Поверхность суши, с к-рой речная система собирает свои воды, наз. водосбором, или водосборной площадью. Водосборная площадь вместе с верх. слоями земной коры, включающая в себя данную речную систему и отделённая от др. речных систем водоразделами, наз. речным бассейном (см. Бассейн речной).

Р. обычно текут в вытянутых пониженных формах рельефа - долинах, наиболее пониженная часть к-рых наз. руслом, а часть дна долины, заливаемая высокими речными водами,- поймой, или пойменной террасой. В руслах чередуются более глубокие места - плёсы и мелководные участки - перекаты. Линия наибольших глубин русла образует фарватер, а линия наибольших скоростей течения наз. стрежнем. Разность высот между истоком и устьем Р. наз. падением Р.; отношение падения Р. или отд. её участков к их длине наз. уклоном Р. (участка) и выражается в % или в °/оо.

В зависимости от рельефа местности, в пределах к-рой текут Р., они разделяются на горные и равнинные. На многих Р. перемежаются участки горного и равнинного характера. Горные Р., как правило, отличаются большими уклонами, бурным течением, текут в узких долинах; преобладают процессы размыва. Для равнинных Р. характерно наличие извилин русла, или меандр, образующихся в результате русловых процессов. На равнинных Р. чередуются участки размыва русла и аккумуляции на нём наносов, в результате к-рой образуются мелководья и перекаты, а в устьях - дельты. Иногда ответвлённые от Р. рукава сливаются с др. Р. (см. Бифуркация рек).

По поверхности земного шара Р. распределены крайне неравномерно. На каждом материке можно наметить гл. водоразделы - границы областей стока, поступающего в различные океаны. Гл. водораздел Земли делит поверхность материков на 2 осн. бассейна: атлантико-арктич. (сток с площади к-рого поступает в Атлантич. и Сев. Ледовитый океаны) и тихоокеанский (сток в Тихий и Индийский океаны). Объём стока с площади первого из этих бассейнов значительно больше, чем с площади второго. Густота речной сети и направление течения зависят от комплекса совр. природных условий, но часто в той или иной мере сохраняет черты прежних геол. эпох. Наибольшей густоты она достигает в экваториальном поясе, где текут величайшие Р. мира - Амазонка, Конго; в тропич. и умеренных поясах она также бывает высокой, особенно в горных р-нах (Альпы, Кавказ, Скалистые горы и др.). В пустынных областях распространены эпизодически текущие Р., превращающиеся изредка при снеготаянии или интенсивных ливнях в мощные потоки (Р. равнинного Казахстана, уэды Сахары, крики Австралии и др.).

Водный режим. Скорость течения в Р. колеблется в больших пределах - от неск. см/сек (равнинные Р.) до 6- 7 м/сек (горные Р.) и распределяется неравномерно по живому сечению Р. С повышением уровня воды скорость течения, как правило, увеличивается на плёсах и уменьшается на перекатах. Кроме течения, направленного в общем вдоль русла, в речных потоках наблюдаются циркуляционные, винтообразные течения, характер и направление к-рых зависят от конфигурации русла в поперечном разрезе и в плане. Вследствие турбулентного перемешивания на многих Р. темп-ра воды распределяется равномерно по всему живому сечению Р. Темп-pa воды в Р. в тёплый период следует (с нек-рым отставанием) за ходом темп-ры воздуха. Во время ледостава темп-pa воды ок. 0°С.

Ледовые явления на Р. наблюдаются примерно на 1/4 терр. суши, почти исключительно в Сев. полушарии. В СССР ледостав раньше всего наступает на Р. Сев.-Вост. Сибири (в конце сент.), а позднее всего на Р. юго-зап. Европ. части и в Ср. Азии (конец