БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201 2-й пол. 19 в. Период становления Р. и. связан с деятельностью нем. Мейнингенского театра, Свободных театров А. Антуана в Париже, О. Брама в Берлине, "Независимого театра" в Лондоне, впервые выдвинувших принципы ансамбля, т. е. согласования усилий всех исполнителей, тщательного воспроизведения историч. обстановки, естественности и динамичности массовых сцен, достоверного воссоздания среды, окружающей персонажей. В Р. и. Свободных театров, однако, явственно обозначались господствовавшие в кон. 19 - нач. 20 вв. тенденции натурализма, склонность переводить социальные проблемы в план болезненно биологический. Основатели МХТ (см. Московский Художественный академический театр)-К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко выдвинули и осуществили на практике новые, последовательно реалистические принципы Р. и. В МХТ спектакль являл собой правдивую картину жизни, сотворённую режиссёром на основе глубокого проникновения в текст драматурга, в тесном контакте с актёрами и художником, насыщенную множеством верных подробностей исторически конкретного социального бытия. Р. и. в МХТ обрело тончайший психологизм, несло с собой правду быта, атмосферы и настроения действия, правду актёрского "переживания" роли, покоряющую жизненность. Режиссура МХТ оказала решающее воздействие на развитие русского и мирового Р. и. Возникшая на основе опыта МХТ система Станиславского (см. Станиславского система), творчески используемая режиссёрами, является мощным проводником реализма в Р. и. театра, кино и телевидения, открывая постановщику большие перспективы в важнейшей сфере его деятельности - в работе с актёрами. В нач. 20 в. в Р. и. появилась тенденция, противостоявшая программе МХТ: её сторонники, уделяя гл. внимание выразительности формы спектакля, выдвигали принцип откровенной условности сценич. действия, отказывались от создания на сцене иллюзии реальной действительности. В. Э. Мейерхольд в России, Г. Крэг в Великобритании, М. Рейнхардт в Германии, решая различные стилистич. задачи, сходились в утверждении яркой зрелищности, красоты и поэтичности представления. Эта тенденция, особенно плодотворно сказавшаяся в муз. театре, применялась и развивалась и в драматич. театре. Разнообразие направлений режиссёрских исканий обогащает развитие мирового Р. и. Возникновение в нач. 20 в. киноискусства открыло новые перспективы развития Р. и. Первый крупный кинорежиссёр Д. У. Гриффит (США) использовал возможности экрана для воссоздания масштабных исторических полотен.

Развитие Р. и. в сов. театре связано с творчеством Е. Б. Вахтангова, А. Я. Таирова, К. А. Марджанишвили, А. Ахметели, Л. Курбаса, Г. П. Юры, М. М. Крушельницкого, А. Д. Попова, А. Д. Дикого, Р. Н. Симонова, Н. П. Акимова, М. Н. Кедрова, Н. П. Охлопкова, А. М. Лобанова, Ю. А. Завадского и др.; в зап.-европ. театре - Ж. Коно, Л. Жуве, Э. Пискатора, Б. Брехта, Э. Буриана, Ж. Вилара и др. Каждый из этих художников был создателем самостоятельного театр. направления, каждый из них возглавлял театр со своей творч. программой. Советское Р. и., воодушевлённое идеями Окт. революции 1917, стремилось создавать спектакли, героические по звучанию, народные по духу, проникнутые боевой тенденциозностью. В спектаклях сов. режиссёров повое социальное содержание выражалось в яркой и активной театр. форме. Утверждая метод социалистич. реализма, советское Р. и. свободно синтезировало театр. идеи Станиславского, Немировича-Данченко и Мейерхольда; их творчество в советское время получило новый импульс развития и заложило основы совр. театр. языка.

Стремительно развивалось и Р. и. кинематографа. С. М. Эйзенштейн, В.И. Пудовкин, А. П. Довженко, Н. М. Шенгелая, Л. В. Кулешов, Д. Вертов, Г. М. Козинцев, Л. З. Трауберг, Ф. М. Эрмлер, бр. Васильевы, М. И. Ромм, С. И. Юткевич, С. А. Герасимов, И. А. Пырьев, М. К. Калатозов, М. С. Донской, Г. В. Александров и др. кинорежиссёры использовали новые средства выразительности киноискусства; их работы оказали мощное влияние на мировой кинематограф. Р. и. советского кино впервые решило проблемы создания на экране революционного эпоса, достоверного показа действий огромных нар. масс и сумело реалистически воплотить образы героев прошлого и современности, демонстрируя тем самым безграничные возможности искусства социалистич. реализма. Выдающиеся зарубежные режиссёры Ч. Чаплин, Э. Штрогейм, Ф. Каира, Р. Клер, Ж. Ренуар, О. Уэллс и др., в свою очередь, развивали и обогащали прогрессивные, дсмократич. тенденции киноискусства, обличая антигуманность капиталистич. строя.

Для совр. Р. и. театра и кино характерно непрестанное развитие и обогащение реалистич. тенденций, определяющих искания таких сов. театр. режиссёров, как Г. А. Товстоногов, Б. И. Равен-ских, В. Н. Плучек, О. Н. Ефремов, А. А. Гончаров, Ф. Е. Шишигин, Ю. П. Любимов, А. В. Эфрос, В. X. Пансо, К. К. Ирд, Ю. И. Мильтинис, Д. А. Алексидзе, В. М. Аджемян и др., и таких кинорежиссёров, как Ю. А. Райзман, И. Е. Хейфиц, А. Г. Зархи, С. Ф. Бондарчук, С, И. Ростоцкий, В. М. Шукшин, Г. Н. Чухрай, Э. А. Рязанов, Л. А. Кулиджанов, Л. И. Гайдай, М. М. Хуциев, А. А. Тарковский, Ю. Н. Озеров, А. А. Алов и В. Н. Наумов, В. П. Жалакявичюс, О. Д. Иоселиани, Т. Е. Абуладзе, Э. Н. и Г. Н. Шенгелая и др. При всём богатстве творч. направлений советского Р. и., при всём различии индивидуальных особенностей его мастеров ему присущи общность идейных целей и широкая демократичность, определяемая принципами социалистич. реализма. Идейный рост, интенсивные творч. поиски отличают Р. и. др. социалистич. стран (А. Мунк, А. Вайда, Е. Кавалсрович - в Польше, М. Фрич, О. Вавра - в Чехословакии, К. Метциг, 3. Дудов, К. Вольф - в ГДР, и др.). В совр. зарубежном Р. и. деятельность крупнейших режиссёров кино (Р. Росселлини, П. Джерми, В. Де Сика, Ф. Феллини, М. Антониони, Л. Висконти, Ф. Рози, Д. Ризи, Э. Петри - в Италии, И. Бергман - в Швеции, С. Креймер, А. Пени, С. Кубрик - в США, Л. Бюнюэль - во Франции и Мексике, Р. Брессон - во Франции, К. Синдо, А. Куросава - в Японии, и др.) и театра (Ж. Л. Барро, М. Планшон - во Франции, Л. Стрелер - в Италии, П. Брук - в Великобритании, и др.) протекает в постоянной борьбе против антидемократич. и антиреалистич. тенденций.

Лит.: Станиславский К. С., Собр. соч., т. 1 - 8, М., 1954-61; Немирович-Данченко В. И., Театральное наследие, т. 1 - 2, М., 1952-54; Вахтангов Е., Материалы и статьи, М., 1959; Таиров А. Я., О театре, М., 1970; Мейерхольд В. Э., Статьи. Письма. Речи. Беседы, ч. 1 - 2, М., 1968; Попов А. Д., Художественная целостность спектакля, М., 1959; Сахновский В. Г., Работа режиссёра, М., 1937; его же, Мысли о режиссуре, М.- Л., 1947; Дикий А., Статьи, Переписка, Воспоминания, М., 1967; Завадский Ю., Об искусстве театра, М. ,1965; Акимов Н., О театре, М.- Л., 1962; Захава Б., Мастерство актёра и режиссёра, М., 1964; его же, Современники, Вахтангов, Мейерхольд, М., 1969; Товстоногов Г., О профессии режиссёра, М., 1965; его же, Круг мыслей, Л., 1972; Марджанишвили Коте, Творческое наследие, Письма, Воспоминания и статьи о Марджанишвили, т. 1 - 2, Тбилиси, 1958 - 66; Марков П. А., О театре, т. 1 - 2, М., 1974-75; Вопросы режиссуры. Сб. статей режиссёров советского театра, М., 1954; Режиссура в пути. Сб., М.- Л., 1966; Спектакли и годы, Сб., М., 1969; Портреты режиссеров. Сб., выпуск 1, М., 1972; Строева М., Режиссерские искания Станиславского, М., 1973; Виленкин В., Вл. И. Немирович-Данченко, М., 1941; Зограф Н., Вахтангов, М.- Л., 1939; Горчаков Н. М., Режиссёрские уроки Вахтангова, М., 1957; Рудницкий К., Режиссёр Мейерхольд, М., 1969; Головащенко Ю., Режиссёрское искусство Таирова, М., 1970; Крэг Г., Искусство театра, СПБ, 1912; Вилар Ж., О театральной традиции, пер. с франц., М., 1956; Гасснер Д., Форма и идея в современном театре, пер. с англ., М., 1959; Брехт Б., О театре, пер. с нем., М., 1960; Жуве Л., Мысли о театре, пер. с франц., М., 1960; Барро Ж. Л., Размышления о театре, пер. с франц., М., 1963.

Эйзенштейн С., Избранные произведения, т. 1 - 6, М., 1964-71; Пудовкин В., Избранные статьи, М., 1955; Довженко А., Собр. соч., т. 1 - 4, М., 1966- 1969; Кулешов Л., Основы кинорежиссуры, М., 1941; его же, Кадр и монтаж, М., 1961; Юткевич С., Человек на экране, М., 1947; его же, Контрапункт режиссёра, М., 1960; Козинцев Г., Глубокий экран, М., 1971; его же, Пространство трагедии, М., 1973; Ромм М., Беседы о кино, М., 1964; Шкловский В., Эйзенштейн, М., 1973; Караганов А., Всеволод Пудовкин, М., 1973; Барабаш Ю., Чистое золото правды, пер. с укр., М., 1963; Зоркая Н., Портреты, М., 1966; Божович В., Современные западные кинорежиссеры, М., 1972; Брагинский А., Рене Клер, М., 1963; Шитова В., Лукино Висконти, М., 1965; Соболев Р., Ежи Кавалерович, М., 1965; Неде пин В., Стенли Креймер, М., 1970; Бачелис Т., Феллини, М., 1972; Базен А., Что такое кино?, пер. с франц., М., 1972. К. Л, Рудницкий.

РЕЖИЦА, прежнее (до 1920) название г. Резекне в Латв. ССР. РЕЗ, в Др. Руси прибыль, процент от денег, данных взаймы. Первоначально слово "Р." означало, по-видимому, прирезку, прибавление. Сроки уплаты Р. устанавливались по месяцам, третям года и году. Соответственно Р. назывались месячными, третными и годовыми. Получившее широкое распространение в Киевской Руси ростовщичество было ограничено после восстания 1113 Владимиром Мономахом: ростовщик, дававший деньги под третные Р., имел право получать их два раза, а затем - выданную сумму (исто). Взимание третного Р. трижды лишало ростовщика денег, данных взаймы. Т. о., третный рез составлял, вероятно, 50% долга.

Лит.: Правда Русская, т. 1 - 3, М.- Л., 1940-63.

РЕЗА АББАСИ, Ризайе Аббаси (ок. 1575, Кашан,-1635), иранский миниатюрист. Ведущий художник исфаханской школы при Аббасе I. Исполнял жанровые сценки и портреты (в т. ч. пастухов, крестьян), редко - иллюстрации. Эволюция творчества Р. А. (опирающегося на традиции живописи Мухаммеди - одного из крупнейших миниатюристов Тебриза) отмечена переходом от поэтически-умиротворённых композиций, где силуэты фигур очерчивает ровная и плавная замкнутая линия (как бы изолирующая фигуру от окружающей среды), к листам, полным глубокого внутр. напряжения. В последних изменчивая, прерывистая линия (острота к-рой подчёркивается мягкостью тональных переходов) выявляет пластику фигур, их связь с окружающим пространством. Работы Р. А. имеются во мн. музеях мира (в т. ч. в СССР - в Ленинграде и Москве). Илл. см. т. 10, табл. XXVI (стр. 352-353), вклейка к стр. 417, а также на стр. 585.

Лит.: Веймарн Б. В., Искусство арабских стран и Ирана VII-XVII вв., М., 1974, с. 137-41; Stchoukine I. V., Les peintures des manuscrits de Shah Abbas I-er a la fin des Safavis, P., 1964, p. 85 - 133.

РЕЗАЙЕ, Урмия, бессточное озеро на 3. Ирана. Дл. 140 км, пл. ок. 5,8 тыс. км2, глуб. до 15 м. Расположено на Выс. 1275 м (весной уровень повышается). Сотеность 150-230о/оо, по побережью - местами солончаки. В Р. впадают многочисл. реки (общая площадь водосборного басс. ок. 50 тыс. км2), крупнейшая - Джагату; дельты рек часто заболочены. Ок. 60 островов (гл. обр. в юж. части Р.). Рыбы нет, водятся лишь мелкие ракообразные. Судоходство. Вблизи зап. побережья - гг. Резайе, Шахпур.

РЕЗАЙЕ (до 1926 - Урмия), город в Иране, адм. ц. остана Зап. Азербайджан. Расположен около зап. побережья оз. Резайе (Урмия), на шоссе Хой - Мехабад. 120 тыс. жит. (1971). Центр виноградарства и садоводства (вывоз сабзы, изюма, сухофруктов). Сах. з-д. Кустарное произ-во ковров, кож. изделий, поделок из дерева.

РЕЗАК (Falcaria), род многолетних, дву- или однолетних трав сем. зонтичных. Листья тройчатые, дваждытройчатые или цельные, кожистые, с хрящеватыми остропильчатыми режущими краями (отсюда назв.). Зубцы чашечки заметные; лепестки белые. Плод продолговатый, сжатый с боков. 4-5 видов, в умеренном поясе Евразии и в Северной Африке. В СССР 2-3 вида. Р. обыкновенный (F. vulgaris, прежде F. sioides)встречается по сухим лугам, опушкам, склонам, степям, вдоль дорог, по парам, залежам, а. также как сорняк в посевах, преим. яровых культур; растёт почти по всей Европ. части, на Кавказе, в Зап. Сибири и Ср. Азии. В юж. р-нах служит пастбищным кормом гл. обр. для овец и верблюдов. Молодые листья в отваренном виде используют как приправу и овощ; семена употребляют подобно тмину.

Резак обыкновенный; а - цветок; 6 -плод.

РЕЗАК для кислородной резки, инструмент для кислородной резки и обработки металлов. Состоит из подогреват. и режущей частей. Подогреват. часть Р. аналогична сварочной горелке. В зависимости от давления горючего газа (ацетилена, пропано-бутановой смеси, природного газа) или жидкого горючего подогреват. часть может быть с инжектором (рис. ) или без него (Р. равного давления, внутрисоплового или внешнего смешения). Обычно струя режущего кислорода, поступающего из цилиндрич. сопла или сопла с криволинейными образующими, располагается концентрично внутри подогреват. пламени. Выпускают Р. для ручной и машинной резки, разделит. резки и кислородной обработки, кислородно-флюсовой, подводной резки и т. д.



Ручной резак для кислородной резки: 1- корпус; 2 и 9 - вентили для ацетилена и кислорода; 3 - инжектор; 4 - смесительная камера; 5 - трубка горючей смеси; 6 - наконечник; 7 - трубка режущего кислорода; 8 - вентиль для режущего кислорода.

РЕЗАК в кино- и фототехнике, устройство для обрезания киноплёнки и фотопозитивов. Различают Р. с прямыми режущими кромками (для киноплёнки и фотопозитивов), с неровными, узорчатыми кромками (исключительно для фотопозитивов), а также Р., состоящие из ножа и направляющего устройства, предназначенные для продольного разрезания широкой киноплёнки на две меньшей ширины.

РЕЗАНА, одна из единиц кунной ден. системы Др. Руси (см. Куна). Согласно краткой редакции Русской правды, в 11 в. Р. равнялась 1/50 гривны, 2/5 ногаты, 1/2 куны и 3 веверицам. Слово "Р." происходит от глагола "резать": первоначально Р. назывались обрубки и обрезки широко обращавшихся в Др. Руси арабских дирхемов. В 12 в. Р. фактически была приравнена к куне и заимствовала её название.

РЕЗАНЕЦ (Allium schoenoprasum), многолетнее растение сем. лилейных; то же, что шнитт-лук (см. Лук).

РЕЗАНИЕ МЕТАЛЛОВ, см. Обработка металлов резанием.

РЕЗАНОВ Николай Петрович [28.3(8.4). 1764, Петербург,-1(13).3.1807, Красноярск], русский гос. деятель, почётный член Петербургской АН (1803). Один из учредителей Российско-американской компании. В 1799 был назначен т. н. корреспондентом компании (фактически выполнял функции правительств. контролёра за сё действиями), затем возглавлял правление компании, переведённое в 1800 из Иркутска в Петербург. Участвовал в организации в 1803 кругосветной экспедиции во главе с И. Ф. Крузенштерном и Ю. Ф. Лисянским. 27 июля 1803 Р. отправился с экспедицией в качестве полномочного посланника с поручением установить торговые отношения с Японией. Во время путешествия вёл дневник, составил "Словарь японского языка" и "Руководство к познанию японского языка". С 26 сент. 1804 по 6 апр. 1805 Р. находился в Японии, однако цель его миссии в Японию не была достигнута вследствие противодействия япон. пр-ва. Посетил рус. поселения в Америке, Р. через Охотск вернулся в Россию. Скончался по дороге в Петербург.

РЕЗА-ШАХ ПЕХЛЕВИ [16.3.1878, Мазендеран, -26.7.1944, Йоханнесбург, ЮАР; похоронен в г. Рей (под Тегераном)], шах Ирана (1925-41), основатель династии Пехлеви. Сын офицера, мелкого помещика из Мазендерана. Начал воен. службу в перс. казачьей бригаде с низших чинов. Возглавлял казачью бригаду, к-рая 21 февр. 1921 совершила гос. переворот ("3-го хута"). В 1921-23 воен. министр. С окт. 1923 до кон. 1925 премьер-министр. 12 дек. 1925, после низложения (31 окт. 1925) династии Каджаров, Учредит. собрание провозгласило его шахом Ирана. Осуществляя централизацию страны, вёл борьбу с сепаратизмом феод. ханов. Провёл реформы - судебную, военную, в области просвещения; меры по укреплению политич. суверенитета и защите экономич. интересов гос-ва (отмена режима капитуляций, 1928; введение автономного таможенного режима, 1928, и др.). В годы правления Р.-ш. П. жестоко преследовались демократич. орг-ции и пресса. С сер. 30-х гг. началось проникновение в Иран фаш. Германии. После вступления (авг. 1941) сов. и англ. войск в Иран Р.-ш. П. отрёкся от престола в пользу своего сына Мохаммеда Реза Пехлеви и выехал из Ирана.

РЕЗЕДА (Reseda), род травянистых растений сем. резедовых. Листья очередные, цельные, раздельные, перистонадрезные или перисторассечённые. Цветки мелкие, обоеполые, неправильные, в верхушечных кистевидных или колосовидных соцветиях. Лепестки белые, жёлтые или зеленовато-жёлтые. Завязь верхняя, из 3-4 плодолистиков. Плод - коробочка, содержит много мелких семян. 50-60 видов, б. ч.-в странах Средиземноморья и далее на В. до Вост. Африки и Индии; в Европе нск-рые виды произрастают до 60° с. ш. В СССР ок. 10 видов, гл. обр. в Ср. Азии и на Кавказе, немногие - в Европейской части, 1 вид - в Зап. Сибири; растут по сухим холмам и склонам, на каменистых почвах и известняках, нек-рые - как сорные в посевах, на пустырях и т. п. Р. душистую (R. odorata) - с ароматными белыми цветками - культивируют в садах; иногда дичает. Нек-рые виды Р., напр. Р. жёлтая (R. lutea), содержат в надземной части жёлтую краску и используются как красители. М. Э. Кирпичников.

РЕЗЕКНЕ (до 1920 - Режица), город республиканского подчинения, центр Резекненского р-на Латв. ССР. Расположен на р. Резекне (впадает в оз. Лубанас). Узел ж.-д. линий Рига - Москва и Ленинград - Варшава. 34 тыс. жит. (1974). Молочноконсервный, плодоовощной и мясной комбинаты, з-ды доильных установок, строит. инструмента, железобетонных конструкций, комбинированных кормов и льнообрабатывающий. Прикладного иск-ва и музыкальное училища. Краеведческий музей. Город - с 1773.

РЕЗЕКЦИЯ (лат. resectio, от reseco - обрезаю), операция частичного иссечения поражённого органа. Отсечение периферич. части органа называют ампутацией, а полное его удаление - экстирпацией. В практич. хирургии наиболее часта Р. желудка (при его раке или язве, осложнённой кровотечением, стенозом его выходного отдела и т. д.). Р. тонкой или толстой кишки применяют при травматич. их разрывах, непроходимости, опухолях. Р. желудка или кишки заканчивается наложением анастомоза (соустья) между культёй желудка и 12-перстной или тощей кишкой либо между оставшимися отделами кишки. Применяют также Р. щитовидной железы, лёгких, суставов.

РЕЗЕРВ (франц. reserve, от лат. reservo- сберегаю, сохраняю), 1) запас чего-либо на случай надобности. 2) Источник, откуда черпаются необходимые новые материалы, силы. См. также Резервы внутрипроизводственные, Резервы военные, Резервы государственные.

РЕЗЕРВАЖ (франц. reservage), разновидность офорта, получившая распространение со 2-й пол. 19 в. Рисунок (специальными или обыкновенными чернилами, а также гуашью или тушью с добавлением сахара), нанесённый пером или кистью непосредственно на гладкую поверхность металла, покрывается кислотоупорным грунтом. Печатная форма опускается в воду. Разбухая, чернила приподнимают лежащие над ними частицы грунта, к-рые легко снимаются и обнажают металл. В результате травления получают гравюру, напоминающую набросок пером или рисунок кистью.

РЕЗЕРВАТ, 1) один из видов охраняемых природных территорий. В СССР термин употребляется для названия зарубежных природных комплексов (в Великобритании, Бирме, Танзании), режим охраны к-рых недостаточно ясен; обычно приравнивается к долгосрочному или постоянному заказнику (иногда заповеднику). 2) См. Резервации.

РЕЗЕРВАЦИИ, резерваты (от лат. reservo - сберегаю, сохраняю), территории, отведённые в нек-рых капиталистич. странах для насильств. поселения остатков коренного населения. Существуют в США, Канаде и Бразилии для индейцев, в Австрал. Союзе для аборигенов Австралии, в ЮАР для африканцев.

В США Р. ведает созданное в 1842 Бюро по делам индейцев (БДИ). Фактически деятельность его направлена в основном на урезывание земель Р. (с 1887 по 1961 их площадь сократилась со 138 млн. акров до 43 млн.). Разработку естеств. богатств Р. БДИ передаёт частным монополиям. В 1950-х гг. конгресс США принял ряд законов, направленных на ликвидацию Р. и выселение из них индейцев.

В Канаде деятельность Отдела по индейским делам (создан в 1860) также способствовала сокращению площади Р. и передаче их естеств. богатств на откуп монополиям. В 1966 площадь Р. составляла ок. 6 млн. акров, считавшихся собственностью 230 тыс. индейцев. В 1969 канадское правительство объявило о намерении ликвидировать Р.

В Австралии под Р. понимаются территории, населённые аборигенами, куда имеют доступ только правительств. служащие и лица, получившие спец. разрешение. Наибольшее число Р.- в Зап. Австралии, Квинсленде и Сев. территории (св. 255 тыс. км2 или 130 тыс. кв. миль). В одних Р. аборигены сохраняют до известной степени традиц. образ жизни, в других "детрибализованные" (т. е. утратившие свои родо-племенные связи) аборигены живут оседло, нанимаясь на работу или получая пособия от благотворит. орг-ций и миссий.

В ЮАР площадь Р. составляет (1970) ок. 13% терр. страны, в них живёт ок. 1/3 афр. населения ЮАР. С нач. 1960-х гг. расистское правительство страны приступило к организации (путём объединения мелких Р.) т. н. бантустанов (Транскей, Сискей, Зулуленд и др.). Афр. население официально пользуется нек-рыми правами только на их территории, в др. частях страны, объявленных "белыми территориями", африканцы обладают лишь статусом "временно пребывающих". В условиях ЮАР бантустаны - важный резервуар дешёвой и бесправной рабочей силы. Планы создания Р. для коренного афр. населения рассматриваются также расистскими властями Родезии.

Загнанные в Р. индейцы, африканцы, аборигены Австралии ведут мужественную и упорную борьбу против дискриминации, за восстановление прав на свои исконные земли или получение справедливой компенсации за насильственно отторженные территории (напр., вооружённое выступление в 1973 индейцев в селении Вундед-Ни резервации Пайн-Ридж, США, шт. Юж. Дакота).

Лит.: Кабо В. Р., Современное положение аборигенов Австралии, "Советская этнография", 1962, № 5; Бантинг Б., Становление южно-африканского рейха, пер. с англ., М., 1965, с. 368, 372; Национальные проблемы Канады, М., 1972; Национальные процессы в США, М., 1973.

РЕЗЕРВИРОВАНИЕ, эффективный метод повышения надёжности технич. устройств посредством введения дополнит. числа элементов и связей по сравнению с минимально необходимым для выполнения заданных функций в данных условиях работы. Элементы минимизированной структуры устройства, обеспечивающей его работоспособность, наз. основными элементами (ОЭ); резервными элементами (РЭ) наз. элементы, предназначенные для обеспечения работоспособности устройства в случае отказа ОЭ. Р. классифицируют по ряду признаков, осн. из к-рых - уровень Р., кратность Р., состояние РЭ до момента включения их в работу, возможность совместной работы ОЭ и РЭ с общей нагрузкой, способ соединения ОЭ и РЭ.

По уровню Р. его подразделяют на общее, при к-ром резерв предусматривается на случай отказа объекта в целом, и раздельное, при к-ром резервируются отд. части объекта (блоки, узлы, элементы); возможно также сочетание общего и раздельного Р.- т. н. смешанное Р. Под кратностью Р. понимают отношение числа РЭ к числу ОЭ устройства. Однократное Р. наз. дублированием. В зависимости от состояния РЭ до