БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201орудование для строительства подземных сооружений, Л., 1974. Л. М. Гейман.

ПОДЗЕМНЫЙ СТОК, перемещение подземных вод под действием пьезо-метрич. напора и силы тяжести. П. с. является составной частью круговорота воды на Земле. П. с. характеризует естеств. ресурсы подземных вод, находящихся под дренирующим воздействием рек, озёр, морей или безводных отрицательных форм рельефа. Выражается в виде модуля (л/сек км2) или слоя воды (мм/год), а также в м3/сутки и км3/год. В практике ги дрогеологич. исследований обычно определяются модули и коэффициенты П. с., показывающие (часто в %), какая часть атм. осадков идёт на питание подземных вод. В СССР модуль П. с. изменяется от 0,1 л/сек км2 -0,5 л/сек км2на равнинах Средней Азии до 10 л/сек км2 в Зап. Памире и 20 л/сек км2 на Большом Кавказе. См. также Поверхностный сток.

Лит.: Карта подземного стока СССР (зона интенсивного водообмена). Масштаб 1:5000000, М., 1965; Карта подземного стока СССР в процентах от общего речного стока и коэффициентов подземного стока в процентах от осадков. Масштаб 1 : 5 000 000, М., 1965; Подземный сток на территории СССР, М., 1966. И. С. Зекцер.

ПОДЗОЛИСТЫЕ ПОЧВЫ, тип кислых почв. Формируется в результате процесса подзолообразования, при трансформации материнской породы под влиянием кислотного гидролиза, выносе ила, двух-и трёхвалентных металлов из верхних элювиальных горизонтов почвенного профиля в иллювиальные (вследствие миграции органо-минеральных соединений и лессиважа - вымывания илистых частиц из верхних слоев в нижние без предварит, разрушения алюмосиликатов) и относит, накоплении в них кремнезёма. Подзолообразование протекает на породах любого гранулометрического (механического) состава в том случае, если поверхностные почвенные горизонты периодически избыточно увлажняются, имеют кислую реакцию и промывной водный режим. П. п. впервые были описаны В. В. Докучаевым (1879) в Смоленской губ. Характеризуются кислой реакцией, дифференцированным почвенным профилем, обеднением верхних горизонтов илом и трёхвалентными металлами, относит, обогащением их кремнезёмом; малой мощностью элювиально-гумусового горизонта или даже его отсутствием (в составе гумуса фульвокислоты преобладают над гуминовыми). В профиле П. п. выделяют горизонты: А0 (лесная подстилка) - мощность 1-10 см; A1 (элювиально-гумусовый) - 1-20 см, серого цвета, порошковидной структуры, рыхлого сложения, содержит 1-6% гумуса; А2 (подзолистый) - 2-20 см (иногда больше), светло-серого (почти белёсого) цвета, листоватой структуры, рыхлого сложения, суглинистые и глинистые П. п. содержат орщтейновые зёрна; В (иллювиальный) - 10-50 см, плотный и более тяжёлый по механич. составу, чем верхние горизонты, бурого цвета, с крупномногогранной, реже приз-матич. структурой; С (материнская порода).

В лесной зоне (Сев. Европа, Сибирь, Д. Восток, Центр, и Юж. Канада, С.-В. США) П. п. представлены подтипами: глееподзолистые, подзолистые, дерново-подзолистые и дерново-палево-подзолистые. Возможны межзональные вкрапления этих подтипов, связанные с локальными особенностями почвообразования. Описаны субтропич. и тропич. П. п. в басе. Амазонки, в тропиках Азии и Африки; в СССР - в Колхиде. В зависимости от характера материнской породы и нек-рых особенностей современного и реликтового почвообразования подтипы П. п. подразделяют на роды и виды.

В лесных зонах к П. п. приурочены осн. площади земель с.-х. и лесохоз. использования. Терр. с суглинистыми и глинистыми П. п. относительно обеспечены влагой (во влажные годы возможно вымокание озимых хлебов), наиболее глубокий дефицит влаги наблюдается в почвах лёгкого гранулометрич. состава и в засуху. На П. п. целесообразно известкование, внесение органич. и минеральных удобрений. Эффективно используются в лесохоз. целях, для возделывания с.-х. культур.

Лит.: Роде А. А., Подзолообразователь-ный процесс, М.- Л., 1937; Абрамова М. М., Материалы к характеристике подзолистых и дерново-подзолистых гючв, в сб.: Микроорганизмы и органическое вещество почв, М., 1961; Пономарева В. В., Теория подзолообразовательного процесса, М.- Л., 1964; Таргульян В. О., Почвообразование и выветривание в холодных гумидных областях, М., 1971.

Ф. Р. Зпйделъман.

ПОДЗОНА ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ, подзона ландшафтная, часть зоны физико-географической. П. ф.-г. формируются в пределах зон вследствие постепенного сопряжённого изменения климата, гидрологич. режима, геохимич. и почвообразоват. процессов, структуры биоценозов по широте. Они выделяются по преобладанию ландшафтов того или иного типа. Напр., в зоне экваториальных лесов выделяются подзоны постоянно влажных вечнозелёных лесов (гилей) и гилей с кратким засушливым периодом, границы между к-рыми обычно выражены нечётко. Внутри подзон часто обнаруживаются признаки перехода к соседним подзонам и зонам (напр., в сев. тайге в лесных сообществах встречаются тундровые урочища и т. п.).

ПОДЗОР в архитектуре, декоративные деревянные доски с глухой или сквозной резьбой или металлич. полосы с прорезным узором, окаймляющие свесы кровли.

Подзоры (указаны стрелкой) ризницы (1748, арх. В. Обухов) Большого собора Донского монастыря в Москве.

ПОДИЙ, подиум (лат. podium, от греч. podion - ножка, основание), высокая, обычно прямоугольная платформа, с лестницей с одной стороны и отвесными другими сторонами. На П. возводились антич. (преим. римские и этрусские) храмы. П. называли также стену вокруг арены и возвышение с местами для высокопоставленных зрителей в антич. цирке.

ПОДКАЛИБЕРНЫЙ СНАРЯД, разновидность бронебойного снаряда; предназначен для поражения танков (см. Снаряды артиллерийские). Впервые П. с. были разработаны в СССР (1938). Бронепрооивающей частью П. с. является сердечник высокой прочности, диаметр к-рого примерно в 3 раза меньше калибра орудия (отсюда и назв.).

ПОДКАМЕННАЯ ТУНГУСКА, Чулакан, Средняя Тунгуска, река в Красноярском крае и Иркутской обл. РСФСР, прав, приток Енисея. Дл. 1865 км, пл. бассейна 240 тыс. км2. Берёт начало с Ангарского кряжа. В верховьях (под назв. Катанга) протекает по широкой и глубокой долине; от устья Тэтэрэ долина суживается, река вступает в полосу развития траппов. В русле многочисленны шиверы и пороги (Нижний, Орон, Чам-бинский, Паноликский, Мирюгинский, Дедушка, Вильминские). Скорость течения на порогах до 3-4 м/сек. В 250 км от устья долина расширяется до 20-23 км, в русле много перекатов. Питание преим. снеговое (60%); дождевое 16%, подземное 24%. Половодье с начала мая до конца июня, в низовьях до начала июля. С июля до октября летняя межень, прерываемая паводками (от 1 до 4) с подъёмом уровня на 5,5 м. Ср. расход воды в устье 1750 м3/сек, наибольший -35 000 м3/сек, наименьший (зимой) -3-15 м3/сек. Ледовые явления с середины октября, осенний ледоход 7-16 сит, зажоры. Ледостав с конца октября. Вскрывается в середине мая; ледоход 5-7 сут в верховьях и до 10 сут в низовьях, проходит бурно, при заторах уровень поднимается на 29,7 м. Притоки: справа - Тэтэрэ, Чуня; слева - Камо, Бельмо. Используется для судоходства на 1146 км', в половодье крупные суда доходят до Байкита (571 км), выше-рейсы катеров с баржами. На П. Т.- населённые пункты Ванавара, Байкит, Подкаменная Тунгуска. к. Г. Тихоцкий.

ПОДКАМЕНЩИКИ, керчаковые, бычки-рогатки (Cottidae), семейство рыб отр. скорпенообразных. Голова большая, спинных плавников 2 (первый короче второго), тело голое, но нередко с костными пластинками или шишками. Нек-рые достигают дл. 60-75 см, весят неск. кг; есть и карликовые виды дл. 5-6 см. Ок. 200 видов, относящихся к 60 родам; самая многочисленная по кол-ву видов группа рыб в фауне СССР (ок. 100 видов). Распространены гл. обр. в умеренных и холодных морях и пресных водах Сев. полушария; в Южном - лишь 2 вида (рода Antipodocottus). Представитель мор. П.- европейский керчак (Myoxocephalus scorpius), обычно дл. до 25 см, многочислен в прибрежной зоне Баренцева и Белого м., питается различными беспозвоночными и рыбой; нерест зимой, самец охраняет кладку икры. Ч е т ы р ё х р о г и и бычок, или рогатка (М. quadricornis), обитает в солоноватых прибрежных водах, распространён кругополярно; в крупных озёрах Евразии и Сев. Америки образует реликтовые пресноводные формы. Представитель пресноводных П.- обыкновенный П. (Cottus gobio), дл. до 12 см, населяет реки и озёра Европы (от Сев. Пиренеев до Уральского хребта). Служит пищей щуке, форели, налиму; сам поедает икру этих рыб; питается также различными беспозвоночными. Нерест зимой и весной, самец охраняет икру. В оз. Байкал обитает 24 эндемичных вида П.-широколобок (их иногда выделяют в отд. семейство). Морские П. имеют нек-рое промысловое значение.

А. В. Неелов.

ПОДКАМЕНЬ, посёлок гор. типа в Бродовском р-не Львовской обл. УССР, в 23 км от ж.-д. ст. Броды (на линии Красне-Здолбунов). Предприятия пищевой пром-сти.
2010.htm
ПОДЪЁМНИК, грузоподъёмная машина прерывного (циклического) или непрерывного действия для подъёма груза и людей в специальных грузонесущих устройствах, движущихся по жёстким вертикальным (иногда наклонным) направляющим или рельсовому пути. По способу передачи воздействия от привода к гру-зонесущим устройствам различают канатные, цепные, реечные, винтовые и плунжерные П. Преимущественное распространение получили канатные П., в к-рых грузонесущие устройства подвешиваются на стальных канатах, огибающих канатоведущие шкивы или навиваемых на барабаны подъёмных лебёдок. В П. с канатоведущими шкивами, передающими тяговое усилие трением, грузонесущие устройства (кабина, клеть, скип, платформа, тележка или вагон) уравновешиваются др. такими же устройствами или противовесом, также движущимися по направляющим. В барабанных П. уравновешивание уменьшает нагрузки на привод. При применении дополнит, грузоподъёмных средств для уравновешивания производительность П. увеличивается. П. имеют, как правило, электрич. или реже гидравлич. привод.

П. охватывают широкую сферу применения, чем обусловлено разнообразие их конструктивных форм и типов. В жилых, обществ., адм. и пром. зданиях получили распространение лифты, эскалаторы, реже патерностеры. Для подъёма людей в вагонах по рельсовому наклонному пути на горы, крутые берега и др. естеств. возвышения служат фуникулёры - пасс, канатные П. циклического действия.

Для выдачи на поверхность полезных ископаемых и пустых пород в шахтах, рудниках и карьерах, для загрузки доменных печей применяют скиповые подъёмники (см. Скип); при подземной разработке полезных ископаемых для подъёма (спуска) людей, оборудования, материалов устраивают клетьевые П. (см. Шахтный подъём). Сооружение зданий ведут с помощью строит. П.- мачтовых, канатных, шахтных; монтаж напорных трубопроводов при стр-ве высокогорных ГЭС осуществляют спец. тележечными П. Различные типы П. используются на ремонтных з-дах (напр., для подъёма автомобилей и т. п.), при обслуживании и мелком ремонте зданий, газгольдеров и др. высоких сооружений (напр., П. на автомобилях-вышках). П. наз. также устройства для подъёма судов при движении их по каналам с разными уровнями воды (см. Судоподъёмник).

Лит.: Кифер Л. Г., Абрамович И. И., Грузоподъемные машины, т. 2, М., 1949; Подъемники, М., 1957; Федорова 3. М., Лукин И. Ф., Подъемники. Конструирование и расчет элементов подъемника, Хар., 1971. Я. А. Лобов.

ПОДЪЁМНО-ОСМОТРОВЫЕ УСТРОИСТВА, сооружения или механизмы, используемые при технич. обслуживании и ремонте автомобилей. П.-о. у. открывают доступ ко всем агрегатам и узлам автомобиля. Осн. типы П.-о. у.: осмотро-вые канавы, эстакады, подъёмники. Осмотр о'вые канавы бывают тупиковыми или прямоточными. Тупиковые канавы рассчитывают на обслуживание одиночных автомобилей. Прямоточные канавы представляют собой длинную траншею и предназначаются для поточного обслуживания автомобилей. При необходимости вывешивания колёс применяют дополнит, подъёмные приспособления гидравлич. или гидропневматич. типа. Эстакады применяются гл. обр. для обслуживания автомобилей под открытым небом и состоят из колейного мостика с наклонными рампами для въезда и съезда. Подъёмники позволяют поднимать автомобиль на различную высоту от уровня пола, фиксируя его в этом положении. Подъёмники делятся на гидравлич., пневматич. и электромеханические. Конструкция электромеханических подъёмников определяется количеством стоек. В основном выпускаются двухстоечные и четырёхстоеч-ные подъёмники. В электромеханич. подъёмниках для подъёма рамы применяются грузовые винты, установленные в стойках. Перемещающиеся по винтам гайки, несущие раму, приводятся в движение от электродвигателя.

А. А. Сабинин.

ПОДЪЁМНО-ТРАНСПОРТНЫЕ МАШИНЫ, устройства для перемещения грузов и людей в вертикальной, горизонтальной и наклонной плоскостях. П.-т. м. являются осн. средством механизации подъёмно-транспортных и погрузочно-разгрузочных работ в пром-сти, стр-ве, на транспорте, в горном деле и в сел. х-ве. П.-т. м. применяют также для перемещения людей в многоэтажных жилых, обществ, и адм. зданиях, шахтах, на станциях метрополитенов и т. д. По характеру выполняемых перемещений и назначению П.-т. м. могут быть условно разделены на 5 укрупнённых групп: грузоподъёмные машины и механизмы, транспортирующие машины, машины подвесного однорельсового транспорта, машины напольного транспорта (в т. ч. безрельсовый транспорт) и погрузочно-разгрузочные машины. П.-т. м. могут быть периодического (цикличного) и непрерывного действия. К машинам нериодич. действия относятся простейшие неприводные грузоподъёмные устройства: блоки, полиспасты и др., а также грузоподъёмные машины, гл. обр. элек-трич. подъёмные краны, грузовые и пасс, лифты, подъёмники. Группу машин непрерывного действия составляют конвейеры различных типов, в т. ч. пассажирские (движущиеся тротуары), элеваторы, эскалаторы, и патерностеры. К машинам однорельсового транспорта относятся электрич. и пневматич., подвесные электротягачи, электро- и автотележки. Представители машин напольного транспорта - авто- и электропогрузчики (см. Погрузчик), электро-штабелёры и др. Погрузочно-разгрузоч-ные машины бывают как периодического действия (одноковшовые погрузчики, автомобилеразгрузчики и вагоноопро-кидыватели, инерционные разгружа-тели, разгрузочные машины скребкового типа), так и непрерывного действия (многоковшовые погрузчики, пневморазгруз-чики, разгрузочно-штабелёвочные машины и др.).

П.-т. м. могут иметь электрич., гидрав-лич., пневматич. привод или получать энергию от двигателя внутр. сгорания. Находят применение также электрич. линейные двигатели (гл. обр. асинхронные), позволяющие осуществлять непосредств. соединение двигателя с машиной (без промежуточной механич. передачи).

Развитие П.-т. м. связано с разработкой конструкций повышенной надёжности, обладающих высокими технич. параметрами, с одновременным снижением металло- и энергоёмкости, а также с созданием комплексов машин, совмещающих функции машин периодич. и непрерывного действия, манипуляторов и машин-роботов (П.-т. м. с программным управлением), выполняющих различные операции в труднодоступных местах, в опасных для здоровья людей условиях и т. п. Примером комплексного подъёмно-трансп. сооружения является подвесная канатная дорога, в к-рую входят механич. и электрич. оборудование конечных и промежуточных станций и рельсовых путей, подвижной состав (вагонетки), тяговые и несущие канаты, механич. оборудование линейных опор, строительные сооружения (здания станций, линейные опоры, предохранительные мосты и др.). Комплексами являются и др. установки, составляющие основу конвейерного транспорта (ленточные и ка-натно-ленточные конвейеры), канатно-подвесного, однорельсового, пневмокап-сульного (см. Пневматический транспорт) транспорта.

Лит.: Спивановский А. О., Дьячков В. К., Транспортирующие машины, 2 изд., М., 1968; Машины непрерывного транспорта,М., 1969; Ридель Э. И., По-грузочно-разгрузочные машины на железнодорожном транспорте, М., 1969; Александров М. П., Подъемно-транспортные машины, 4 изд., М., 1972. В. С. Коновалов.

ПОДЪЁМНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, газотурбинный двигатель обычно несколько упрощённой конструкции, развивающий вертикальную тягу у самолёта вертикального взлёта и посадки. П. а. д. устанавливаются на самолёте в сочетании с двигателями, развивающими горизонтальную тягу. П. а. д. должны иметь надёжную систему запуска; для безопасности на самолёте ставится несколько П. а. д. Двигатели, создающие на взлёте и посадке, кроме вертикальной тяги, и горизонтальную, наз. подъёмно-разгонными. У П. а. д. небольшой межремонтный ресурс работы, они могут устанавливаться в сочетании с агрегатами усиления тяги для взлёта и посадки.

ПОДЪЁМНЫЙ КРАН, грузоподъёмная машина циклич. действия с возвратно-поступат. движением грузозахватного органа; служит для подъёма и перемещения грузов. Цикл работы П. к. состоит из захвата груза, рабочего хода для перемещения груза и разгрузки, холостого хода для возврата порожнего грузозахватного устройства к месту приёма груза. Движения П. к. могут быть как рабочими, так и установочными для периодич. изменения положения крана, стрелы и т. п. Осн. характеристика П. к.- грузоподъёмность, под к-рой понимают наибольшую массу поднимаемого груза, причём в случае сменных грузозахватных устройств их масса включается в общую грузоподъёмность.

Историческая справка. Простейшие П. к., как и большинство грузоподъёмных машин, до кон. 18 в. изготовлялись из деревянных деталей и имели ручной привод. К нач. 19 в. ответственные, быстро изнашивающиеся детали (оси, колёса, захваты) стали делать металлическими. В 20-х гг. 19 в. появились первые цельно-металлические П. к. сначала с ручным, а в 30-е гг.- с механич. приводом.

Первый паровой П. к. создан в Великобритании в 1830, гидравлический - там же в 1847. Двигатель внутр. сгорания был использован в П. к. в 1895, а электрич. двигатель в 1880-85 почти одновременно в США и Германии. Это были мостовые краны с одномоторным приводом. В 1890 созданы П. к. с многомоторным индивидуальным приводом в США и Германии.

Изготовление П. к. совр. типа в России началось в кон. 19 в. (Путиловский, Брянский, Краматорский, Николаевский и др. заводы). После Окт. революции 1917 в СССР краностроение превратилось в крупную отрасль тяжёлого машиностроения со специализированными з-дами.

Общие сведения. В зависимости от конструкции и принятой схемы работы П. к. бывают поворотными и неповоротными. Поворотные краны (рис. 1) могут устанавливаться на рельсовом ходу - железнодорожные и кату-чие рельсовые краны; на безрельсовом ходу - пневмоколёсные, автомобильные и гусеничные П. к.; на стенах и крышах зданий - настенно-поворотные и кровельные; на понтонах и судах - плавучие и судовые.

Рнс. 1. Поворотные краны: 1 - железнодорожный; 2 - лневмоколёсный; 3 - гусеничный; 4 - настенно-поворотный передвижной; 5 - плавучий; 6 - судовой; 7 - башенный; 8 - мачтово-стреловой; 9 - портальный.

Имеются также поворотные П. к., перемещающиеся по двум расположенным в разных уровнях (внизу и наверху) рельсам,- т. н. велосипедные краны. Железнодорожные, пневмоколёсные, автомобильные и гусеничные поворотные П. к. часто объединяют общим назв. - стреловые самоходные краны. Поворотная часть П. к. опирается на колонну (кран на неподвижной или на вращающейся колонне) или на поворотный круг с колёсами, катками или шарами (кран на поворотном круге). Поворотная часть может иметь форму высокой башня - башенные краны, мачты - мачтово-стреловые краны (жестконогие и Байтовые). Возможна установка её на портале - портальные краны. Поворотные П. к. могут иметь постоянный или переменный вылет (расстояние груза от оси вращения крана), к-рый изменяется путём качания укосины (стрелы) или передвижения по ней грузовой тележки.

К неповоротным кранам (рис. 2) относятся П. к. пролётного типа (мостовые краны и перегружатели), а также настенно-консольные краны. Мостовые краны имеют катучий мост, перемещающийся по рельсам, уложенным на стенах зданий или на специальных эстакадах вне здания. По мосту передвигается грузовая тележка с подъёмной лебёдкой, в нек-рых конструкциях грузовая тележка снабжается поворотной стрелой. Настенно-консольные краны состоят из консольной настенной фермы и передвигающейся по ней грузовой тележки с подъёмной лебёдкой. Перегружатели аналогичны по устройству мостовым кранам, но их мост имеет высокие опоры (ноги), перемещающиеся по наземным путям. При больших пролётах их наз. мостовыми перегружателями или перегрузочными мостами, а при малых пролётах - козловыми кранами. Однако чёткого подразделения нет. Мосты перегружателей могут иметь неподвижные или выдвижные консоли; вдоль моста передвигается грузовая тележка или поворотный кран. Консольные перегружатели, предназначенные для погрузки (разгрузки) судов, т. н. береговые консольные перегружатели, могут устанавливаться также на судах (судовые перегружатели). Особый тип перегружателя -кабельный кран, у к-рого грузовая тележка перемещается при помощи тягового каната по несущему канату, натянутому между 2 катучими башнями или стационарными мачтами. Разновидностью кабельных кранов являются мосто-ка-бельные краны, у к-рых несущий канат крепится к концам мостовой фермы. К крановым устройствам конструктивно близки монорельсовые дороги, вагонетки к-рых имеют механизмы подъёма.

В совр. условиях стр-ва используют также вертолёты-краны (рис. 3) с устройствами для захвата грузов. С их помощью ведут работы в труднодоступных местностях.

Области применения подъёмных кранов. Мостовые краны относятся к типовому оборудованию производств, цехов, электростанций, закрытых и открытых складов. Их грузоподъёмность достигает 500-600 т, пролёты (расстояния между осями подкрановых рельсов)-50-60 м, возможная высота подъёма груза - 40-50 лив спец. исполнении до 500 м', скорость движения моста (рабочее движение) -30-160 м/мин, грузовой тележки -10-60 м/мин, подъёма груза до 60 м/мин. На мосту могут располагаться 2 грузовые тележки на одном или двух (смежных или двухрядных по высоте) путях. К мостовым П. к. общего назначения относят крюковые, магнитные, грейферные и магнитно-грейферные краны. Крюковые однобалочные краны простейшего типа (см. Кран-балка), опорные и подвесные, имеют в качестве грузовой тележки самоходную электрическую таль. К особой группе относятся металлургич. мостовые П. к. (литейные, завалочные, колодцевые, для "раздевания" слитков и др.), к-рые оборудованы спец. грузозахватными устройствами и механизмами управления ими. Одна из разновидностей мостовых П. к.- кран-штабелер с грузовой тележкой, имеющей поворотную колонну, по к-рой перемещается вилочный захват, несущий пакет груза на поддоне и позволяющий производить укладку и разбор пакетных штабелей.

Рис. 2. Неповоротные краны: 1 - мостовой; 2 - настенно-консольный; 3 - мостовой перегружатель; 4 - козловой; 5 - береговой консольный перегружатель; 6 - мосто-кабельный кран.

Рис. 3. Вертолёт-кран.

Настенно-консольные неповоротные краны применяют гл. обр. в цехах для уменьшения объёма работы мостовых кранов. Их грузоподъёмность обычно 3-10 т, вылет 5-10 м, скорость передвижения (рабочая) 90-200 м/мин.

Козловые краны применяют обычно для обслуживания открытых (реже крытых) складов, гл. обр. штучных грузов, контейнеров и лесных грузов, для монтажа сборных пром. и гражд. сооружений, обслуживания гидроэлектростанций и секционного монтажа в судостроении. Они изготовляются преим.