БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201ание почв). Для количеств. оценки Р. п. употребляют различные показатели: рН суспензии почвы в воде или в растворе КСl; титруемую кислотность или щёлочность и др. См. также Водородный показатель.

Лит.: Ссрдобольский И. П., Методы определения рН и окислительно-восстановительного потенциала при агрохимических исследованиях, в кн.: Агрохимические методы исследования почв, М., 1960; Роде А. Л., Смирнов В. Н., Почвоведение, 2 изд., М., 1972; Ковда В. А., Основы учения о почвах, кн. 2, М., 1973.

Ю. А. Поляков.

РЕАЛ (от нем. Regal), стол с наклонной верхней доской и полками внизу, служащий рабочим местом для ручного наборщика (см. Наборное производство).

РЕАЛ (исп. и португ. real, букв.- королевский), старинная исп. серебряная монета, обращавшаяся с 15 в. до 70-х гг. 19 в. Р. из серебра чеканились также в Португалии и Бразилии.

РЕАЛИЗАЦИЯ (от позднелат. realis - вещественный, действительный), 1) осуществление к.-л. плана, проекта, программы, намерения. 2) В экономике - продажа товара, превращение ценных бумаг или имущества в деньги, размещение займа.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОДУКЦИИ, поступление изготовленной продукции в нар.-хоз. оборот с оплатой её по существующим цепам. Реализованной считается продукция, отпущенная за пределы пром. предприятия и оплаченная потребителем, сбытовой или торгующей организацией. Факт Р. п. свидетельствует о том, что произведённая продукция необходима нар. х-ву для удовлетворения определённых общественных потребностей. Объём Р. п. определяет степень участия предприятий и отраслей нар. х-ва в процессе социалистич. расширенного воспроизводства. Р. п. является важнейшим экономич. показателем, характеризующим хозяйственно-финансовую деятельность пром. предприятий, производств. объединений, мин-в и ведомств.

Р. п. по основной номенклатуре утверждается производств. предприятиям вышестоящей организацией в натуральном и стоимостном выражении, включая показатели качества (см. Качество продукции). Количеств. задания по Р. п. устанавливаются на основе разрабатываемых плановыми органами и мин-вами соответствующих материальных балансов. Для оценки качества реализуемой продукции определяются: объём и удельный вес продукции, качество к-рой находится на уровне лучших отечеств. и зарубежных изделий соответств. вида; объём и удельный вес изделий, аттестованных Государственным знаком качества; показатели сортности и др.

В плановый объём Р. п. включается стоимость предназначенных к поставке потребителям и подлежащих оплате в планируемом периоде готовых изделий и полуфабрикатов собственного произ-ва, а также работ пром. характера, включая капитальный ремонт своего оборудования и транспортных средств, реализацию продукции своему капитальному строительству и непромышленным х-вам, находящимся на балансе предприятия. При определении планового объёма Р. п. учитывается также изменение остатков: нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода; готовых изделий на складе; товаров отгруженных, но не оплаченных, и т. д. В объём Р. п. не включается выручка от непромышленной деятельности предприятия (строительства, жилищно-коммунального х-ва, подсобных с.-х. предприятий).

Объём Р. п. рассчитывается, как правило, по заводскому методу, т. е. в стоимость планируемых к реализации готовых изделий и полуфабрикатов не включается та их часть, к-рая поступает во внутризаводской оборот и используется на собственные нужды предприятия. Для определения объёма Р. п. в производств. объединениях, комбинатах и фирмах, состоящих из неск. заводов и фабрик, не имеющих самостоятельного баланса, из совокупного объёма Р. п. всех предприятий, входящих в данное объединение, исключается внутризаводской оборот. Общий объём Р. п. по отрасли определяется как сумма объёмов реализованной продукции всех входящих в сё состав предприятий.

Плановый объём Р. п. определяется в оптовых ценах предприятий, принятых в плане (без налога с оборота), с учётом установленных в прейскурантах доплат и скидок, а в нек-рых случаях - по неизменным ценам, применяемым для исчисления объёма товарной продукции.

Фактический объём Р. п. определяется: а) в ценах, фактически действующих в отчётном периоде (для определения размеров фактич. прибыли от реализации); б) в оптовых ценах предприятий, принятых в плане (для оценки выполнения плана и темпов роста произ-ва в сопоставимых ценах и для определения размеров фондов экономического стимулирования в соответствии с уровнем выполнения плана).

В нар.-хоз. практике продукция считается реализованной после поступления оплаты за неё от покупателя или заказчика на расчётный счёт или на спецссудный счёт предприятия-поставщика. При расчётах путём зачёта взаимных требований продукция считается реализованной после отражения результатов зачёта на счетах предприятия-поставщика. Продукция, отпущенная своему капитальному строительству, учитывается на счёте реализации по мере оплаты её банком с соответствующих счетов финансирования капитальных вложений. Остальные работы пром. характера включаются в объём Р. п. со дня отражения предприятием стоимости этих работ на счёте реализации.

Осн. направления увеличения объёма Р. п.: выпуск продукции более высокого качества, пользующейся повышенным спросом у потребителей; увеличение количества выпускаемой продукции; улучшение работы снабженческо-сбытовых и финансовых служб предприятий; совершенствование кредитных и расчётных отношений; экономически обоснованная политика цен (см. в статьях Цена и Ценообразование).

Объём Р. п. как важнейший экономич. показатель устанавливается предприятиям в соответствии с решениями Сентябрьского (1965) пленума ЦК КПСС. Показатель Р. п. существенно отличается от ранее утверждавшегося предприятиям показателя валовой продукции (см. Валовая продукция промышленного предприятия). Он позволяет более эффективно использовать товарно-денежные отношения при обосновании планов промышленных предприятий, темпов и пропорций развития отраслей, способствует повышению качества изделий, побуждает плановые органы, хоз. организации и предприятия заниматься изучением нар.-хоз. потребностей и спроса населения. Выполнение и перевыполнение предприятием гос. плана по Р. п. непосредственно влияет на рентабельность и величину отчислений от прибыли в фонды экономич. стимулирования предприятия.

Лит.: Котов В. Ф., Планирование реализации продукции, прибыли и рентабельности в промышленности, М., 1969; Основы и практика хозяйственной реформы в СССР, под ред. Н. Е. Дрогичинского, В. Г. Стародубровского, М., 1971; Планирование народного хозяйства СССР, под ред. Л. Я. Берри, 2 изд., М., 1973. В. Ф. Пархоменко.

РЕАЛИЗМ (от позднелат. realis - вещественный, действительный), идсалистич. философское направление, признающее лежащую вне сознания реальность, к-рая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, ср.-век. схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познават. процесса и опыта (философский Р. 20 в.).

Р. в ср. -век. философии - один из основных наряду с номинализмом и концептуализмом вариантов решения спора об универсалиях, выясняющего онтологический статус общих понятий, т. е. вопрос об их реальном (объективном) существовании. В отличие от номинализма, для к-poгo реальна лишь единичная вещь, а универсалия - общее имя, и от концептуализма, для к-рого универсалия - основанное на реальном сходстве предметов обобщение в понятии, Р. считает, что универсалии существуют реально и независимо от сознания (universalia sunt realia).

В богатом оттенками учении Р. обычно выделяют два его вида: крайний Р., считающий универсалии существующими ненезависимо от вещей, и умеренный Р., полагающий, что они реальны, но существуют в единичных вещах. Так же как и номинализм, Р. в крайнем своём выражении из-за пантеистич. тенденций (см. Пантеизм) вошёл в конфликт с церковью, поэтому в средние века господствовал умеренный Р.

Проблема универсалий исторически восходит к учению Платона об организующих мир и самодовлеющих сущностях - "идеях", к-рые, находясь вне конкретных вещей, составляют особый идеальный мир. Аристотель, в отличие от Платона, считал, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой. Оба эти воззрения воспроизводились в схоластике: платоновское - как крайний Р., аристотелевское - как умеренный.

Платоновский Р., переработанный в 3-4 вв. н. э. неоплатонизмом и патристикой (крупнейший представитель последней Августин истолковывал "идеи" как мысли творца и как образцы творения мира), переходит в ср.-век. философию. Иоанн Скот Эриугена (9 в.) считал, что общее целиком присутствует в индивидууме (единичные вещи) и предшествует ему в божественном уме; сама вещь в своей телесности есть результат облечения сущности акциденциями (случайными свойствами) и является суммой умопостигаемых качеств. В 11 в. крайний Р. возникает как оппозиция номинализму И. Росцелина, выраженная в доктрине его ученика Гильома из Шампо, утверждавшего, что универсалии как "первая субстанция" пребывают в вещах в качестве их сущности. В русле платоновского Р. развивают свои учения Анселъм Кентерберийский (11 в.) и Аделард Батский (12 в.). Ансельм признаёт идеальное бытие универсалий в божественном разуме, но не признаёт их существования наряду с вещами и вне человеческого или божественного ума.

Но наиболее устойчивым и приемлемым для церкви оказался Р. Альберта Великого и его ученика Фомы Ливийского (13 в.), синтезировавших идеи Аристотеля, Авиценны и христианской теологии. Универсалии, согласно Фоме, существуют трояко: "до вещей" в божественном разуме - как их "идеи", вечные прообразы; "в вещах" - как их сущности, субстанциальные формы; "после вещей" в человеческом разуме - как понятия, результат абстракции. В томизме универсалии отождествляются с аристотелевской формой, а материя служит принципом индивидуации, т. е. разделения всеобщего на особенное. Умеренный Р., серьёзно поколебленный номиналистом У. Оккамом, продолжает существовать и в 14 в.; последняя значит. доктрина умеренного Р. появляется в 16 в. у Ф. Суареса, Ср. -век. Р. (как и унаследовавший его установки классич. рационализм), пытаясь осмыслить проблему общего и единичного, не разрешил противоречий, обусловленных интерпретацией общих понятий как абстракций, предшествующих обобщающей деятельности познания.

В совр. бурж. философии Р. в основном выступает как идеалистич. гносеологич. концепция, разделяющаяся на школы непосредственного Р. (см. Неореализм) и опосредованного Р. (см. Критический реализм). В бурж. истории философии Р. часто неправомерно противопоставляется идеализму (см. ст. Материализм).

Лит.: Штёкль А., История средневековой философии, М., 1912; Трахтен6ерг О. В., Очерки по истории западноевропейской средневековой философии, М., 1957; Котарбиньский Т., Спор об универсалиях в средние века, Избр. произв,, М., 1963; Богомолов А, С., Философский реализм в XX веке, "Вестник МГУ. Философия", 1971, № 4-6; Тауlor H. О., The mediaeval mind, 4 ed., v. 1-2, Camb., 1959; Grabmann M., Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd 1 - 2, В., 1957; Carre М. Н., Realists and nominalists, Oxf., 1961; Copleston F., A history of philosophy, v. 2-3, N. Y., 1962-63; Stegmuller W., Clauben, Wissen und Erkennen, 2 Aufl., Darmstadt, 1967.

См. также лит. при статьях Неореализм и Критический реализм. А. Л. Доброхотов.

РЕАЛИЗМ в литературе и искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художеств. творчества. В ходе историч. развития иск-ва Р. принимает конкретные формы определённых творческих методов (см. Метод художественный)- напр. просветительский Р., критический" Р., социалистический Р. Методы эти, связанные между собой преемственностью, обладают своими характерными особенностями. Различны проявления реалистич. тенденций и в разных видах и жанрах искусства.

В марксистско-ленинской теории искусства нет единого, установившегося определения как хронологич. границ Р., так и объёма и содержания этого понятия. В многообразии развиваемых точек зрения можно наметить две осн. концепции. Согласно одной из них, Р. представляет собой осн. тенденцию поступательного развития художеств. культуры человечества, в к-рой обнаруживается глубинная сущность искусства как способа духовно-практич. освоения действительности. Мера проникновения в жизнь, художеств. познания её важных сторон и качеств, в первую очередь социальной действительности, определяет и меру реалистичности того или иного художеств. явления. В каждый новый историч. период Р. приобретает новый облик, то обнаруживаясь в более или менее отчётливо выраженной тенденции, то кристаллизуясь в законченный метод, определяющий художеств. культуру своего времени.

Представители др. точки зрения на Р. ограничивают его историю определёнными хронологич. рамками, видя в нём исторически и типологически конкретную форму художеств. сознания. В этом случае начало Р. связывается либо с эпохой Возрождения, либо с 18 в. Наиболее полное раскрытие специфич. черт Р. в прошлом усматривается в критическом Р. 19 в.; новый высший этап Р. представляет в 20 в. социалистический реализм. Характерным признаком Р. в этом случае считается способ обобщения жизненного материала, наз. типизацией в соответствии с характеристикой, данной Ф. Энгельсом в связи с анализом реалистич. романа: "...типичные характеры в типичных обстоятельствах" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 37, с. 35). Р., т. о., исследует социальную действительность и личность человека в его нерасторжимом единстве с обществ, отношениями. Такая трактовка понятия Р. вырабатывалась гл. обр. на материале истории литературы, в то время как первая - на материале преимущественно пластич. искусств.

Какой бы точки зрения ни придерживаться, несомненно, что реалистич. искусство располагает необычайным многообразием способов подхода к действительности, способов обобщения, стилистич. форм и приёмов. Реализм Дж. Боккаччо и реализм Г. Мопассана, А. Дюрера и О. Домье, А. С. Пушкина и В. В. Маяковского, К. С. Станиславского и Б. Брехта существенно отличаются друг от друга, свидетельствуя о широчайших возможностях глубоко объективного освоения исторически изменяющегося мира художеств. средствами. Однако любой реалистич. метод характеризуется последовательной направленностью на познание и раскрытие противоречий действительности, к-рая, в данных исторически обусловленных пределах оказывается доступной правдивому отражению. В этом смысле Р. свойственна убеждённость в познаваемости сущности объективно-реального мира средствами искусства.

Формы и приёмы отражения действительности в реалистич. искусстве различны в разных видах и жанрах. Глубокое проникновение в сущность жизненных явлений, к-рое с необходимостью присуще реалистич. тенденции и составляет характерную особенность всякого реалистич. метода, по-разному выражается в романе и лирич. стихотворении, в историч. картине и пейзаже, художеств. фильме и мультипликации. Изображение жизни в формах самой жизни, считающееся нек-рыми сов. эстетиками специфич. признаком Р., в действительности широко распространено в реалистич. искусстве, порой доминирует, но не является обязательным признаком реалистич. метода, особенно если эту формулу трактовать как требование адекватности образа эмпирич. облику явлений действительности. Не всякое изображение внешних фактов действительности реалистично. Эмпирич. достоверность художеств. образа обретает смысл лишь в единстве с правдивым отражением существенных сторон действительности, к-рая порой требует для выявления тех или иных граней её глубинного содержания резкой гиперболизации, заострения, гротескной утрировки "форм самой жизни". Самые различные условные приёмы и образы неоднократно являлись средством точного и выразительного раскрытия жизненной правды (напр., в творчестве Ф. Рабле, Ф. Гойи, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. П. Довженко, Брехта), особенно тогда, когда сущность того или иного социального явления или идеи не имеет адекватного выражения в к.-л. одном единичном факте или предмете.

Художеств. правда включает в себя две стороны, нерасторжимо связанные между собой: объективное отражение существенных сторон жизни и истинность эстетич. оценки, т. е. соответствие присущего данному искусству общественно-эстетич. идеала таящимся в действительности потенциям поступательного развития. Это то, что можно назвать правдой идеала или эстетич. оценки. Наиболее глубоких и художественно-гармонических результатов реалистич. искусство достигает тогда, когда обе эти стороны эстетич. истины находятся в органическом единстве, как, напр., в портретах X. Рембрандта, поэзии Пушкина, романах Л.Н. Толстого. Художник-реалист в своих произведениях является не просто летописцем жизни, но осуществляет по отношению к ней "поэтическое правосудие" (см. Ф. Энгельс, там же, т. 36, с. 67), т. е. выносит, как выражался Н. Г. Чернышевский, свой приговор. Здесь коренится основа тенденциозности Р. Там, где тенденция не вытекает "из обстановки и действия" (см. Ф. Энгельс, там же, с. 333), а привносится в произведение извне, возникает чуждый Р. дидактизм или внешняя декларативность. С проблемой идеала в реалистич. искусстве тесно связан и вызывающий в науке острые споры вопрос о соотношении Р. и романтизма.

Не отрицая наличия особого романтич. метода в искусстве, следует подчеркнуть, что романтика является отнюдь не чем-то противоположным Р., но зачастую его неотъемлемым качеством. Особенно очевидно это в искусстве социалистич. Р.

Относительно отд. родов художеств. творчества, к-рые не воспроизводят чувственно воспринимаемых форм действительности, как, напр., музыка и архитектура, проблема Р. прояснена ещё недостаточно. Поскольку любая трактовка сущности Р. невозможна вне категории истины, возникает вопрос - в чём можно видеть правдивость т. н. выразительных искусств. Попытка истолковать, напр., Р. в архитектуре как "правдивость" выражения функции и конструкции в форме несостоятельна, ибо проблема переводится здесь из плана отражения действительности в художественном образе в план конструктивной логики. По-видимому, путь решения проблемы Р. в зодчестве или музыке лежит в подходе к произведениям этих видов искусства как к своеобразным эстетич. моделям действительности. Модель по форме может быть абсолютно не сходна с оригиналом, но она должна быть адекватной ему по содержанию. "Выразительные" искусства моделируют объективную действительность или социально-психологич. строй личности. Так, Р. в музыке определяется правдивостью отражения таких чувств, настроений, переживаний в их становлении, развитии и смене, к-рые соответствуют эстетич. идеалу эпохи.

Как бы ни были широки и многообразны возможности и варианты реалистич. методов в искусстве, они отнюдь не беспредельны. Там, где художеств. творчество отрывается от реальной действительности, уходит в своеобразный эстетич. агностицизм, отдаётся субъективистскому произволу, как в совр. модернизме, там уже нет места Р. Попытки ревизионистской эстетики (Р. Гароди, Э. Фишер) утвердить идею "реализма без берегов" имеют своей целью затушевать противоположность Р. и упадочного бурж. искусства. В совр. эпоху борьба идеологий в сфере художеств. творчества выражается в противоборстве Р. и декадентского модернизма, Р. и массового иск-ва (см. "Массовая культура"), воинствующе буржуазного по содержанию, но ради доступности охотно имитирующего реалистич. формы изображения. Ревизионизм в эстетике в своих определениях Р. игнорирует критерий истины, тем самым снимая всякую возможность его объективного определения.

Но совр. Р., так же как и Р. прошлого, не всегда предстаёт в "химически чистом" виде. Реалистич. тенденции зачастую пробиваются в борьбе с тенденциями, тормозящими или ограничивающими развитие Р. как целостного метода. Так, напр., живая правда действительности противоречиво переплетается с религ. спиритуализмом и мистикой в ряде произведений готического искусства. При этом далеко не всегда можно механически отделить реальное начало от чуждых ему эстетич. принципов. Нередко наблюдаются художеств. образования, в к-рых одновременно существуют и реалистич. и не связанные с Р. черты (напр., символистич. тенденции в творчестве М. А. Врубеля или А. А. Блока), находящиеся в творчестве самого художника в нерасторжимом единстве. Так, у раннего Маяковского глубоко правдивый в основе своей протест против бурж.

обывательского мира органически связан с футуристич. стилистикой. В ряде случаев может возникнуть противоречие между субъективистским восприятием действительности и правдивостью общественно-эстетич. идеала художника, что характерно, напр., для ряда совр. прогрессивных художников капиталистич. стран. Нередко это противоречие разрешается победой реалистич. начала в их творчестве (напр., преодоление сюрреализма П. Элюаром и Л. Арагоном, драмы абсурда А. Адамовым).

Реалистич. искусство часто бывает "умнее" своего творца: правдивое раскрытие действительности приводит к "победе" Р. над социальными иллюзиями и политич. консерватизмом, как это, в частности, показали Ф. Энгельс на примере Бальзака (см. там же, т. 37, с. 37) и В. И. Ленин на примере Л. Толстого. Искусство того или иного художника может быть порой глубже, правдивее, богаче его социально-политических и философских взглядов, отмеченных сложными противоречиями (напр., И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский). Однако отсюда нельзя делать вывод, будто художеств. творчество не зависит от мировоззрения автора. В большинстве случаев Р. связан с передовыми социальными движениями, возникает как художеств. выражение прогрессивных потенций общества. Ему зачастую свойственна открытая тенденциозность в выражении обществ. идей, что отчётливо видно в высших проявлениях критич. Р. 19 в. и в особенности в Р. социалистическом, специфика к-рого требует последовательной партийности.

Социальная почва Р. исторически изменчива. Но подъём реалистич. искусства, как правило, совпадает с периодами широких связей художеств. культуры с нар. массами. Это не означает, что Р. всегда выражает непосредственные интересы трудящихся. Однако поскольку именно Р. доступен разносторонний охват жизни народа, важных обществ. вопросов, ему в высокой мере присуще качество народности.

Поскольку любая историч. форма Р. более всего открыта определённым сторонам и аспектам действительности, чутка к тем или иным граням идеологии и психологии своей эпохи, она неизбежно оказывается исторически ограниченной. И эта ограниченность выступает каждый раз как внутренне присущая ей односторонность. Так, искусство высокого Ренессанса "слепо" к обществ. антагонизмам и, наоборот, особенно охотно улавливает свойственные времени утопич. мечты о социальной гармонии. Роман же критич. Р. 19 в., объективно проникая в жизнь бурж. общества, дал несравненные образцы художеств. исследования социальных антагонизмов и сложной диалектики человеческих характеров. Т. о., задача анализа реалистич. искусства заключается не в том, чтобы механически отграничить его от некоего абстрактного "антиреализма". Такая позиция вульгарна и догматична. Диалектика изучения Р. требует раскрытия его внутр. содержания, где нерасторжимы и завоевания в познании действительности, и исторически обусловленная ограниченность. В этом плане и может быть обнаружена логика "художеств. прогресса", подводящая в конце концов к искусств