БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201ием стран социалистич. системы и стран, ещё не избавившихся от политич. господства империализма, а также афр. стран с расистскими режимами (ЮАР, Юж. Родезия), Японии, Новой Зеландии и Израиля. Термин "Р. с." пришёл на смену ранее распространённому термину "слаборазвитые страны", к-рый имел, однако, более широкое значение, т. к. охватывал и колонии; обычно в том же значении, что и "Р. с.", употребляют и термин "третий мир".

В число Р. с. входят как страны, уже более 150 лет обладающие суверенитетом (Лат. Америка), гак и завоевавшие политич. независимость после 2-й мировой войны 1939-45 в результате распада колон. системы империализма. Пестрота и разнородность социально-экономич. отношений в странах "третьего мира", равно как и различия в направлении их историч. развития и специфика складывающихся в этих странах производственных отношений, не позволяют объединить их на основе тех социально-экономич. критериев (формационного характера), к-рые объективно объединяют каждую из двух других групп стран: страны социалистические и капиталистические. Из этого очевидны условность и ограниченность термина "Р. с.", дающего возможность объединить множество стран в основном по "негативному признаку" - по критериям отсталости и зависимости. По уровню социально-экономич. развития среди Р. с. можно выделить 4 основные группы:

1-я - наиболее отсталые страны тропич. Африки, для к-рых характерны преим. традиционная структура экономики, строящейся в основном на докапиталистич. производственных отношениях, крайне низкий уровень среднедушевого дохода;

2-я - более развитые страны тропич. Африки и ряд стран Юго-Вост. Азии, отличит. чертой к-рых является уже начавшийся процесс трансформации традиц. методов хозяйствования и постепенное размывание отсталых социальных структур; 3-я - ряд стран Бл. Востока и Сев. Африки, а также Малайзия и Шри-Ланка, в к-рых сохраняется специализация нар. х-ва на производстве сырья на экспорт при отчётливо прослеживающейся тенденции к созданию обрабатывающей пром-сти; 4-я - страны Лат. Америки и Филиппины, представляющие собой наиболее развитый тип экономики; нек-рые из стран этой группы (Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили, Венесуэла) могут быть названы странами среднеразвитого капитализма. Особняком стоит Индия, обладающая рядом черт 2-й, 3-й и 4-й групп.

С достижением политич. независимости борьба народов против империализма не кончается, но переносится гл. обр. в сферу социально-экономич. отношений, оставаясь при этом борьбой политической, направленной на полное освобождение от гнёта империалистич. монополий; социально-экономич. освобождение становится гл. задачей продолжающегося в Р. с. антиимпериалистического нац. -освободит. движения. Борьба Р. с. за экономич. независимость требует преодоления серьёзных трудностей и препятствий. Хотя темпы роста промышленного произ-ва в Р. с. заметно возросли после завоевания независимости, расстояние, отделяющее их по уровню экономич. развития от империалистич. держав, не уменьшается, а разрыв в произ-ве на душу населения непрерывно возрастает. Валовой внутренний продукт на душу населения в странах развитого капитализма в 1950 составлял (по данным журн. "Мировая экономика и международные отношения", 1972, № 3, с. 150) 1570 долл., а в 1970 - 2970 долл.; в Р. с. Африки соответственно 110 и 170 долл., Азии - 105 и 175 долл. (особое положение занимают нек-рые нефтедобывающие страны, величина валового продукта к-рых в нач. 70-х гг. в связи с многократным повышением цен на нефть в условиях т. н. энергетич. кризиса резко возросла). Экономич. и социальное развитие многих Р. с. тормозится отсталой экономикой и отсталой социальной структурой, к-рая характеризуется преобладанием крестьянства, промежуточных городских слоев. Почти все Р. с. страдают от огромной скрытой и частичной безработицы, усугубляющейся т. н. демографическим взрывом, т. е. резким ростом народонаселения в результате снижения детской смертности при сохранении высокого уровня рождаемости. Крайне остро стоит продовольств. проблема. Осуществляемые в Р. с. агр. реформы, хотя и ускорили в нек-рых из них капиталистич. трансформацию с. х-ва и классовую дифференциацию деревни, но привели вместе с тем к широкому распространению полукабальной аренды, к активизации торг. и ростовщич. капитала. Производит. вложения капитала в земледелие в Р. с. всё ещё ограничены. Появление крупного капиталистич. с. х-ва не изменило коренным образом его производств. базы, к-рая в основном остаётся мелкокрестьянской. В целом процесс становления капиталистич. отношений на основе разложения отношений традиционных идёт сравнительно медленно. Капитализм в Р. с. развивается как зависимый и подчинённый компонент мирового капиталистич. х-ва. Развитые капиталистич. страны, опираясь на своё экономич. превосходство, на действующие в Р. с. монополистич. объединения и используя возрастающую задолженность Р. с. и усиление их научно-технич. зависимости в условиях научно-технич. революции, стремятся путём укрепления системы неоколониализма сохранить неравноправное положение Р. с.

Слабость местного капитализма, его неспособность полностью решить задачи нац. возрождения приводят к тому, что в Р. с. всё большую роль играет гос-во как руководитель экономич. развития, растёт гос. сектор, способный при опре-дел. политич. условиях превратиться в зародыш будущих социалистич. отношений. Всё более широкие круги населения Р. с. приходят к пониманию того, что капитализм не обеспечит им в близкие сроки ликвидацию отсталости и зависимости. Всё более отчётливо проявляется тяга к некапиталистич. методам преобразования отсталой экономич. и социальной структуры. Пролетариат, часть крестьянства и полупролетарских слоев (городские низы) всё активнее выступают за прогрессивное развитие, не укладывающееся в капиталистич. рамки. Борьбу за некапиталистический путь развития ведут коммунистич. партии Р. с.; в ряде Р. с. её возглавляют сложившиеся там революц.-демократич. партии, многие из к-рых провозгласили социализм своей программной целью. В странах, развитие к-рых направляется по некапиталистич. пути, проводятся социально-экономич. преобразования, создающие необходимые материальные предпосылки для перехода в будущем к строительству социализма. Силы, выступающие за некапиталистич. путь развития, встречают противодействие со стороны враждебных социализму классов и групп. В сохранении старых социальных отношений заинтересованы крупные землевладельцы, но их удельный вес и значение сокращаются, и они в основном стремятся приспособиться к капиталистической трансформации х-ва. Городская и сельская буржуазия стремится закрепить капиталистич. отношения, причём крупная буржуазия в ряде стран идёт на соглашение с неоколониализмом. В обстановке усиливающейся классовой дифференциации часть мелкой буржуазии пытается найти себе место в формирующейся капиталистич. структуре, другая часть включается в поиски новых путей развития.

Образование мировой социалистич. системы х-ва привело к существенному изменению положения Р. с. в системе мирохозяйственных связей. Степень и масштабы воздействия империализма на хоз. процессы в Р. с. перестали быть всеохватывающими. В этой обстановке складываются условия для успешной борьбы Р. с. за радикальное изменение их положения в системе мирового хозяйства.

Внешнеполитич. курс Р. с. основан, как правило, на принципах неприсоединения и позитивного нейтралитета; многие из них вносят активный вклад в борьбу за мир.

Лит.: Ленин В. И., Доклад на II Всероссийском съезде коммунистических организаций народов Востока, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 39; его же, Доклад комиссии по национальному и колониальному вопросам. [II Конгресс Коммунистического Интернационала], там же, т. 41; его же, Итоги дискуссии о самоопределении, там же, т. 30; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969; Зарубежный Восток и современность, т. 1-2, М., 1974; Классы и классовая борьба в развивающихся странах, М., 1967; Национально-освободительное движение. Книга для чтения, М., 1967; Развивающиеся страны: закономерности, тенденции, перспективы, М., 1974; Брутенц К., Современные национально-освободительные революции, М., 1974; Зотов В., Социалистические концепции развивающихся стран и идеологическая борьба, Аш., 1971; Искендеров А. А., Национально-освободительное движение. Проблемы, закономерности, перспективы, М., 1970; Кодаченко А., Экономическое сотрудничество развивающихся стран, М., 1968; Левковский А., Третий мир в современном мире, М., 1970; Солодовников В., Африка выбирает путь. Социально-экономические проблемы и перспективы, М., 1970; Степанов Л., Проблема экономической независимости, М., 1965; Тюльпанов С., Очерки политической экономики. (Развивающиеся страны), М., 1969; Тягуненко В., Проблемы современных национально-освободительных революций, 2 изд., М., 1969; Ульяновский Р., Социализм и освободившиеся страны, М., 1972; Шмелев Н., Проблемы экономического роста развивающихся стран, М., 1970; Эльянов А., На пути в XX век, М., 1969.

Г. И. Мирский.

РАЗВИТИЕ, необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех трёх указанных свойств выделяет процессы Р. среди др. изменений: обратимость изменений характеризует процессы функционирования (циклич. воспроизведение постоянной системы функций); отсутствие закономерности характерно для случайных процессов катастрофич. типа; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, и потому процесс лишается характерной для Р. единой, внутренне взаимосвязанной линии. В результате Р. возникает новое качеств. состояние объекта, к-рое выступает как изменение его состава или структуры (т. е. возникновение, трансформация или исчезновение его элементов или связей). Способность к Р. составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания.

Существенную характеристику процессов Р. составляет время: во-первых, всякое Р. осуществляется в реальном времени, во-вторых, только время выявляет направленность Р. Поэтому история науч. представлений о Р. начинается лишь с тех пор, как сформировались теоретич. представления о направленности времени. В силу этого древняя философия и наука не знали идеи Р. в точном смысле этого слова, поскольку время тогда мыслилось как протекающее циклически и все процессы воспринимались как совершающиеся по заданной "от века" программе, воспроизводящие неизменную совокупность циклов: "Восходит солнце, и заходит солнце, и на место своё поспешает, чтобы там опять взойти; бежит на юг и кружит на север, кружит, кружит на бегу своём ветер, и на круги свои возвращается ветер... Что было, то и будет, и что творилось, то и будет твориться, и нет ничего нового под солнцем" ("Экклесиаст", 1, 5, 6, 9). Для антич. мировоззрения не существовало проблемы необратимых изменений, а вопрос о происхождении мира в целом и его объектов сводился главным образом к вопросу о том, из чего происходит нечто; что же касается механизма происхождения, то он толковался чисто умозрительно. Идея абсолютно совершенного космоса, лежавшая в основании всего антич. мышления, исключала даже постановку вопроса о направленных изменениях, порождающих принципиально новые структуры и связи. Речь могла идти не о Р., а лишь о развёртывании нек-рых потенций, изначально присущих объекту и просто скрытых в нём (этот принцип нашёл отчётливое выражение в концепции преформации). Вместе с тем высокая логич. культура позволила античности создать богатую технику анализа различных типов изменения, движения, что послужило одной из важных методологич. предпосылок позднейшего изучения процессов Р.

Представления о времени и его направлении меняются с утверждением христианства, выдвинувшего идею линейного направления времени, к-рая распространялась им, правда, лишь на сферу духа, а из сферы естеств. процессов полностью изгонялась. С возникновением опытной науки нового времени идея линейного направления времени постепенно начинает пробивать себе дорогу в исследовании природы и ведёт к формированию представлений о естеств. истории, о направленных и необратимых изменениях в природе и обществе. Переломную роль здесь сыграло создание науч. космологии и теории эволюции в биологии (классич. форму к-рой дал Ч. Дарвин) и геологии (Ч. Лайелъ). Идея Р. прочно утверждается в естествознании и почти одновременно становится предметом филос. исследования. Глубокую её разработку даёт нем. классич. философия, в особенности Г. Гегель, диалектика к-рого есть по существу учение о всеобщем Р., но выраженное в идеалистич. форме. Опираясь на диалектич. метод, Гегель не только показал универсальность принципа Р., но и раскрыл его всеобщий механизм и источник - возникновение, борьбу и преодоление противоположностей.

Целостную науч. концепцию Р. построил марксизм: Р. понимается здесь как универсальное свойство материи, как подлинно всеобщий принцип, служащий также (в форме историзма) основой объяснения истории общества и познания. Гл. особенности процессов Р. выражает содержание оси. законов материалистич. диалектики-единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания закона. Осн. идеи диалектико-материалистич. концепции Р. сформулировал В. И. Ленин: "Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе („отрицание отрицания"), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии;- развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное; - „перерывы постепенности"; превращение количества в качество;- внутренние импульсы к развитию, даваемые противоречием, столкновением различных сил и тенденций, действующих на данное тело или в пределах данного явления или внутри данного общества; - взаимозависимость и теснейшая, неразрывная связь всех сторон каждого явления (причем история открывает все новые и новые стороны), связь, дающая единый, закономерный мировой процесс движения,- таковы некоторые черты диалектики, как более содержательного (чем обычное) учения о развитии" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 55). Диалектико-материалистич. учение о Р. составило филос.-методологич. фундамент теории революц. преобразования общества на коммунистич. началах. Перерабатывая и углубляя гегелевскую диалектику, марксизм показал принципиальное различие и вместе с тем органич. единство двух осн. типов Р.- эволюции и революции. При этом особенно обстоятельно был проанализирован социально-практич. аспект этой проблемы, что нашло непосредств. выражение в теории социалистич. революции и перерастания социализма в коммунизм. Благодаря диалектич. учению о Р. существенно расширился арсенал средств науч. познания, в к-ром важнейшее место занял историч. метод в его различных конкретных модификациях. На этой основе возникает ряд науч. дисциплин, предмет которых составляют конкретные процессы Р. в природе и обществе.

Во 2-й пол. 19 в. идея Р. получает широкое распространение. При этом бурж. сознание принимает её в форме плоского эволюционизма (чему в немалой степени способствовало влияние философии Г. Спенсера). Из всего богатства представлений о Р. здесь берётся лишь тезис о монотонном эволюц. процессе, имеющем линейную направленность. Подобное же понимание Р. лежит в основе идеологии реформизма. В то же время догматич. ограниченность плоского эволюционизма породила и его критику в бурж. философии и социологии. Эта критика, с одной стороны, отрицала самую идею Р. и принцип историзма, а с другой - сопровождалась появлением концепций т. п. "творческой эволюции" (см., напр., Эмерджентная эволюция), проникнутых духом индетерминизма и субъективно-идеалистич. тенденциями.

Социальная практика эпохи империализма и развитие науки давали всё более обширный материал, подтверждающий сложный, неоднозначный характер процессов Р. и их механизмов. Прежде всего было опровергнуто характерное для позитивизма представление о Р. как о линейном прогрессе, вытекавшее из концепции строго линейного направления времени. Практика социальных движений 20 в. убедительно показала, что историч. прогресс достигается отнюдь не автоматически, что общая восходящая линия Р. общества есть результат сложного диалектич. взаимодействия множества процессов, что среди этих процессов есть и такие, к-рые либо ведут в сторону от прогресса, либо даже регрессивны. Всё это выявило непосредств. связь социального Р. с идеологич. борьбой, что стало особенно очевидно в условиях противоборства двух мировых социальных систем - социализма и капитализма. В такой ситуации подлинно прогрессивное Р. общества выступает как результат целенаправленной деятельности народных масс, опирающейся на объективные законы истории. Поэтому в совр. эпоху прогрессивное Р. неразрывно связано с идеологией марксизма-ленинизма, с научно обоснованным социальным управлением, способным вырабатывать адекватные цели Р. и обеспечивать их реализацию.

Расширились представления о Р. как в естеств., так и в обществ. науках. Если 19 в. был преим. веком освоения самой идеи Р. и утверждения эволюц. схем мышления, то в 20 в. предметом изучения становятся прежде всего внутр. механизмы Р. Напр., Дарвину для формулирования теории органич. эволюции было достаточно указать на естественный отбор как на осн. фактор эволюции, действующий через наследственность и изменчивость; это успешно объясняло схему эволюц. процесса в целом. Биология же 20 в. изучает конкретные механизмы наследственности и изменчивости. От анализа общей схемы процесса Р. она переходит к анализу его внутр. структуры и условий его протекания. На этой основе возникает совр. т. н. синтетическая теория эволюции в биологии (см. Эволюционное учение).

Такая переориентация существенно обогатила общие представления о Р. Во-первых, биология, а также история культуры показали, что процесс Р. не универсален и не однороден. Если рассматривать крупные линии Р. (такую, напр., как органич. эволюция), то внутри них достаточно очевидно диалектич. взаимодействие разнонаправленных процессов: общая линия прогрессивного Р. (см. Прогресс) переплетается с изменениями, к-рые образуют т. н. тупиковые ходы эволюции или даже направлены в сторону регресса. Более того, в космич. масштабах процессы прогрессивного и регрессивного Р., по-видимому, равноправны по своему значению.

Во-вторых, анализ механизмов Р. потребовал более глубокого изучения внутр. строения развивающихся объектов, в частности их организации и функционирования. Такой анализ оказался необходим и для выработки объективных критериев, позволяющих реализовать количеств. подход к изучению процессов Р.: подобным критерием обычно служит повышение или понижение уровня организации в процессе Р. Но проблематика организации и функционирования оказалась настолько обширной и разнообразной, что потребовала выделения особых предметов изучения. На этой основе в сер. 20 в. наметилось известное обособление тех областей знания, к-рые заняты изучением организации и функционирования развивающихся объектов. Методологически подобное обособление оправдано в той мере, в какой процессы функционирования действительно составляют самостоят. предмет изучения, если при этом учитывается, что получаемое в итоге теоретич. изображение объекта является частичным, неполным. Однако в нек-рых науч. направлениях этот функциональный аспект был гипертрофирован в ущерб аспекту эволюционному. Это свойственно, в частности, многим представителям структурно-функционального анализа в бурж. социологии, а также нек-рым сторонникам структурализма, отдавшим предпочтение структурному плану анализа перед планом историческим. Такая позиция породила дискуссии о приоритете структурного или историч. подхода (особенно активно развернувшиеся в историч. науке, этнографии и языкознании, но затронувшие также и биологию). Хотя мн. вопросы здесь нельзя считать решёнными, сами дискуссии и практика совр. исследований показывают, что как аспект Р., так и аспект организации могут иметь вполне самосгоят. значение при изучении развивающихся объектов. Необходимо только учитывать реальные возможности и границы каждого из этих двух подходов, а также тот факт, что на определённом этапе познания возникает потребность в синтезе эволюционных и организационных представлений об объекте (как это происходит, напр., в совр. теоретической биологии). Для реализации подобного синтеза важное значение имеет углубление представлений о времени: само по себе различение эволюционного и структурного аспектов предполагает и соответствующее различение масштабов времени, причём на передний план выступает не физич. время, пе простая хронология, а внутреннее время объекта - ритмика его функционирования и Р.

При оценке перспектив построения синтетич. теорий развивающихся объектов следует учитывать, что техника анализа процессов функционирования более развита, чем техника исследования процессов Р. (это объясняется большей сложностью последних). Поэтому одна из важных методологических задач - совершенствование представлений о структуре и механизмах процессов Р., об их взаимосвязи с процессами функционирования.

Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20; Ленин В. И., Философские тетради, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 29; Асмус В. Ф., Маркс и буржуазный историзм, М,- Л., 1933; Северцов А. Н., Морфологические закономерности эволюции, М.- Л., 1939; Грушин Б. А., Очерки логики исторического исследования (процесс развития и проблемы его научного воспроизведения), М., 1961; Богомолов А. С., Идея развития в буржуазной философии 19 - 20 вв., М., 1962; Шмальгаузен И. И., Проблемы дарвинизма, 2 изд., Л., 1969; Гайденко П. П., Категория времени в буржуазной европейской философии истории XX века, в кн.; Философские проблемы исторической науки, М., 1969; Принцип историзма в познании социальных явлений, М., 1972; Майр Э., Популяции, виды и эволюция, пер. с англ., М., 1974.

Э. Г. Юдин,

РАЗВИТИЕ организмов, 1) индивидуальное Р., или онтогенез,- совокупность последовательных морфологич. и физиологич. изменений, претерпеваемых каждым организмом от момента его зарождения до конца жизни. Р.- процесс тесно взаимосвязанных количеств. и качеств. преобразований. Количеств. изменения - рост - представляют собой увеличение массы, размеров тела в целом, его частей или органов. Качеств. изменения - дифференцировка - представляют собой преобразования структуры и функций организма, его частей и органов. 2) Историческое Р., или филогенез, организмов и их систематич. групп (типов, классов, отрядов, семейств, родов, видов) в течение всего времени существования жизни на Земле. Связь онто- и филогенеза выражается в том, что филогенез представляет собой историч. ряд прошедших естественный отбор онтогеиезов.

"РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИЗМА В РОССИИ. Процесс образования внутреннего рынка для крупной промышленности", работа В. И. Ленина, в к-рой исследованы экономика и социально-классовая структура России последней трети 19 в. Опубл. в конце марта 1899 под псевдонимом "Владимир Ильин". В 5-м изд. Полн. собр. соч. напечатана в 3-м томе. Работу над произведением Ленин начал в 1896 в тюрьме после ареста по делу Петерб. "Союза борьбы за освобождение рабочего класса" и закончил в ссылке в селе Шушенском в конце января 1899. В "Р. к. в Р." обобщён цикл его работ 90-х гг. На основе использования обширного материала по экономике России (всего цитируется ок. 600 названий) сделан ряд важнейших тео