БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201сихологии", 1967, № 6. А. А. Пузырей.

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА, отрасль прикладной психологии, изучающая психологич. аспекты и закономерности трудовой деятельности человека. П. т. начала формироваться на рубеже 19-20 вв. в связи с ростом производств. сферы, появлением новых видов трудовой деятельности и массовых профессий, усложнением требований к человеку (см. также Психотехника).

Возникновение П. т. связано с началом научной организации труда. На первом этапе развития важнейшей проблемой П. т. была проблема проф. отбора. Анализ различий в производительности труда у работников, получивших примерно одинаковую подготовку, привёл к мысли о существовании более или менее стойких индивидуальных различий в сфере т. н. проф. способностей. Были созданы спец. методы - тесты, с помощью к-рых стало возможным количественно оценивать эти способности и на этой основе производить проф. отбор. Возникла необходимость тщательного изучения психологии профессий. Были вскрыты различия в проф. склонностях, интересах и мотивах, побуждающих людей предпочитать одни профессии другим, организованы спец. консультационные бюро по оказанию помощи подросткам, выбирающим профессию. Возникла спец. ветвь П. т.- профессиональная ориентация и проф. консультация. Появились спец. исследования законов развития проф. навыков и качеств, важных для различных видов труда. Задача этого раздела П. т.- разработка рекомендаций по усовершенствованию методов обучения и применению спец. методов упражнения и тренировки.

Важную область П. т. составило изучение колебаний работоспособности, связанных с утомлением, суточным ритмом, обоснование оптимального режима труда, при к-ром производительность и качество работы испытывали бы наименьшие изменения на протяжении рабочего дня, рабочей недели и т. д. Совр. П. т. разрабатывает спец. методики, позволяющие измерять утомляемость и степень снижения работоспособности. В этой области П. т. тесно связана с физиологией труда. П. т. накопила огромный материал по проблемам работоспособности и утомляемости, влияния па человека условий труда, характера выполняемых операций, монотонности и опасности труда, необычных и экстремальных условий работы, трудовой мотивации, развития потребностей и способностей человека в процессе коллективного труда и т. д. Одна из задач П. т.- рациональное реконструирование профессий, выяснение психологически оптимального сочетания входящих в их состав операций, науч. обоснование их целесообразной автоматизации, что имеет важное значение для повышения производительности труда. П. т. координирует свои усилия со специалистами в области механизации и автоматизации. Изучение психологических причин возникновения аварийных ситуаций привело к разработке спец. средств для проф. отбора и предотвращения ошибочных действий с помощью особых методов упражнения и тренировки.

Исследование психологич. особенностей конкретных видов трудовой деятельности, составление профессиограмм (содержательного описания профессий и проф. деятельности с точки зрения включения и использования психич. свойств и способностей человека), определение набора профессионально значимых свойств личности способствовали формированию спец. направлений психологии профессий (напр., психологии авиационной, космической, водительских профессий, конвейерного труда, с.-х. профессий и т. д.).

Наряду с экспериментальным методом большое место в П. т. занимают аналитич. методы. Применяется метод спец. упражнений, связанных с использованием различных устройств, моделирующих основные особенности проф. работы. Важную роль играют методы вариационной статистики.

В условиях совр. науч.-технич. революции П. т. призвана изучать новые условия, формы и возможные стимуляции трудовой деятельности, новые профессии и требования к технически оснащённому труду. П. т. имеет тесные контакты с социологией труда, социальной психологией, инженерной психологией, организационной и экономической психологией, конкретной экономикой, производств. этикой, эргономикой, физиологией и гигиеной труда, кибернетикой, с комплексом управленческих дисциплин, прикладной математикой, квалиметрией, технической эстетикой и т. д.

Лит.: Липман О , Психология профессий, пер. с нем., П., 1923; Трудовой метод изучения профессий. Сб., под ред. И. Н. Шпильрейна, М., 1925; Смирнов А. А., Психология профессий, М., 1927; Геллерштейн С. Г., Вопросы психологии труда, в сб.; Психологическая наука в СССР, т. 2, М., 1960; Психология промышленного труда, М., 1962; Левитов Н. Д., Психология труда, М., 1963; Личность и труд, М., 1965; Психология труда, ч. 1 - 2, М., 1969; Платонов К. К., Вопросы психологии труда, 2 изд., М., 1970; Psihologia muncii industriale, sub. red. Al. Rosca, Buc., 1967; Tomekovic Т., Psihologija rada. Kadrovi i rad, Bepgrad, 1965; Tiffin I. and Me Cormick E. J., Industrial psychology, 3 ed., L., 1966; Okoii J., Paluszkiewicz.. L., Psychologia w zakladzie pracy, Warsz., 1967; Ruziсka J., Clovek a prace, Praha, 1972. С. Г. Геллерштейн, М. И. Бобнева.

ПСИХОПАТИЯ (от психо... и греч. pathos - болезнь, страдание), патологические характеры, психопатические конституции, группа психических болезней, относящихся к т. н. малой, или пограничной, психиатрии, проявляющихся дисгармоничным складом личности, от к-рого страдают или сами больные, или общество. Чёткая грань между П. и вариантами "нормальных" характеров отсутствует. Отнесение П. к психич. заболеваниям условно, т. к., в отличие от болезней, имеющих закономерное развитие (возникновение, течение, исход), П. стабильны, присущи человеку в течение всей жизни (хотя степень выраженности патологич. черт характера может колебаться) и обычно не сопровождаются симптомами резких нарушений психич. деятельности (бред, галлюцинации и др.). Причины П.- наследств. факторы, внутриутробные повреждения плода, родовые травмы, инфекции и интоксикации в младенчестве, неправильное воспитание, отрицательные социальные влияния.

Проявления П. разнообразны. По преобладанию определённых черт психич. склада различают клинич. типы П. Так, асте личные (немощные) психопаты отличаются большой впечатлительностью, психич. возбудимостью в сочетании с быстрой истощаемостью; они плохо переносят физич. и психич. нагрузки, нерешительны, малодушны. Психастеничные психопаты необычайно мнительны, полны вечных сомнений в правильности своих суждений и действий, неспособны принять решение (см. Психастения). Возбудимые (взрывчатые) психопаты характеризуются чрезмерной силой эмоциональных реакций, несдержанны, склонны к агрессивным действиям, повышенному влечению (в частности, нередко пристрастны к алкоголю, употребление к-рого резко усиливает проявление патологич. черт характера). Паранойяльные психопаты склонны к продуцированию т. ц. сверхценных идей, к-рые доминируют над всеми впечатлениями и переживаниями; всё, что не соответствует им, остаётся без внимания (примеры паранойяльных личностей - патологич. ревнивцы, сутяги, фанатики и т. п.). Истеричные психопаты склонны к фантазированию, к-рое как бы заменяет им реальную действительность, для их поведения характерны аффектация, театральность (см. Истерия). Выделяют и др. типы П. Состояния, аналогичные тем, к-рые встречаются при П., могут возникать как результат шизофрении, органич. заболеваний мозга и др. - их паз. психопатоподобными.

Профилактика и лечение П.: правильное воспитание в детстве, постоянное корригирующее влияние семьи, школы, производств. коллектива; при декомпенсациях П., а также в трудных жизненных ситуациях показаны психотерапия и психотропные средства.

Лит.: Ганнушкин П. Б., Клиника психопатий. Их статика, динамика, систематика, М., 1933; Кербиков О. В., К учению о динамике психопатий. Избр. труды, М., 1971, с. 163 - 87; Leоnhard К., Normale und abnorme Personlichkeiten, В., 1964. М. И. Фотьянов.

ПСИХОСОМАТИКА (от психо... и греч. soma - тело), в широком смысле - термин, принятый в медицине для обозначения такого подхода к объяснению болезней, при к-ром особое внимание уделяется роли психич. факторов в возникновении, течении и исходе соматических заболеваний.

П. в более узком смысле, или психосоматич. медицина, представляет собой направление в совр. зарубежной медицине, возникшее на основе применения теории и техники психоанализа к истолкованию и терапии т. н. неврозов органов и органических заболеваний. Получила распространение в США, Нидерландах, ФРГ, Швейцарии и др. зап.-европ. странах. По оценке представителей психосоматич. медицины, ок. 50% всех органических заболеваний в индустриально развитых странах имеют психогенный характер. Наряду с гипертонией, язвой желудка, тиреотоксикозом и т. п. к психосоматич. заболеваниям относят также бронхиальную астму, сахарный диабет, глаукому, ревматич. артрит и др. Были предприняты попытки разработать систему соответствий между тем или иным органическим заболеванием и специфич. чертами характера и личности (Ф. Данбар, США), типами эмоциональных конфликтов (Ф. Александер и чикагская школа).

В механизме возникновения этих заболеваний ("соматизации") особая роль отводится нарушениям в эндокринной системе. Осн. методом лечения выступает психотерапия, цель к-рой заключается в установлении скрытых для самого пациента связей между его эмоциональными конфликтами и возникновением соматич. симптомов. На теоретич. построения П. оказали влияние, помимо психоанализа, такие школы идеалистич. философии 20 в., как экзистенциализм (Л. Бинсвангер), нем. филос. антропология 20 в. (мед. антропология В. Вейцзеккера) и др.

Лит.: Alexander F., Psychosomatische Medizin, В., 1951; D unbar F., Emotions and bodily changes, 4 cd., N. Y., 1954; Weiss E., English O. S., Psychosomatic medicine, 3 ed., Phil.- L., 1957; Weizsacker V., Wуss D., Zwischen Medizin und Philosophic, Gott., 1957; Rattner J., Psychosornatische Medizin heute, Z., 1964. Д. Н. Ляликов.

ПСИХОТЕРАПИЯ (от психо... и греч. therapeia - лечение), система психических воздействий, направленных на лечение больного. Цель П.- устранить болезненные отклонения, изменить отношение больного к себе, своему состоянию и окружающей среде. Возможность оказывать влияние на психику человека была замечена ещё в древности. Формирование науч. П. началось в 40-х гг. 19 в. (работы англ. врача Дж. Брэда, к-рый объяснил действенность психич. влияния функциональными особенностями нервной системы человека). Теоретич. обоснование и практич. разработка спец. методов П. связаны с деятельностью Ж. М. Шарко, В. М. Бехтерева и мн. др. Определённое влияние на развитие П. оказал метод психоанализа, усиливший внимание к миру внутр. человеческих переживаний, к той роли, к-рую они играют в происхождении и развитии болезней; однако фрейдизму (а ранее - в 1-й пол. 19 в.- школе "психиков", рассматривавшей психич. болезни как результат "гнёта греха") присущ иррациональный подход к пониманию природы психич. заболеваний. П. в СССР основывается на данных мед. психологии и физиологии высшей нервной деятельности, клинико-экспериментальном методе исследования.

Различают общую и частную, или специальную, П. Под общей П. понимают комплекс психологич. воздействий, укрепляющих силы больного в борьбе с заболеванием (взаимоотношения врача и больного, оптимальный психологич, климат в леч. учреждении, исключающий психич. травматизацию и ятрогенные заболевания, предупреждение и своевременное устранение вторичных невротич. наслоений, к-рые могут вызываться осн. заболеванием). Общая П.- необходимый компонент леч. процесса при всех формах заболеваний. Частная П. - метод лечения больных с т. н. пограничными формами нервно-психич. расстройств (неврозы, психопатии и др.), использующий спец. способы психотерапевтич. воздействия: рациональную (разъясняющую) П., внушение в состоянии бодрствования и в гипнозе, отвлекающую П., аутогенную тренировку, коллективную П. и др. (в сочетании с медикаментозным и др. методами лечения). П. неосуществима без положительного эмоционального контакта с больным.

Лит.: Платонов К. И., Слово как физиологический и лечебный фактор, 3 изд., М., 1962; Руководство по психотерапии, под ред. В. Е. Рожнова, М., 1974; Langen D., Psychotherapie, 2 Aufl. Stuttg., 1971.

В. Е. Рожнов.

ПСИХОТЕХНИКА, отрасль психологии, предметом к-рой явилось приложение психологии к решению практич. вопросов, в основном связанных с трудовой деятельностью человека; по своему содержанию и методам в значит. части совпадает с психологией труда. П. возникла в нач. 20 в. Термин "П." был предложен в 1903 нем. психологом В. Штерном, а в 1908 нем. психолог Г. Мюнстерберг сделал попытку оформить П. как науку, определив её содержание и методы. В задачи П. включалось решение таких вопросов, как проф. отбор и проф. консультация, проф. обучение, рационализация труда, борьба с проф. утомлением и несчастными случаями, создание психологически обоснованных конструкций машин и инструментов, психич. гигиена, психология воздействия (в частности, средствами плаката, рекламы, кино и т. п.), психотерапия, психология искусства. Интенсивное развитие П. приходится на время 1-й мировой войны 1914-18, когда первоочередными стали вопросы проф. отбора для нужд армии и воен. произ-ва. В связи с этим широкое применение в П. имеет метод тестов. Теоретич. основой П. стала дифференциальная психология. Особенно широкое развитие П. получила в 20-1-й пол. 30-х гг. Издавались специальные журналы: в СССР - "Психофизиология труда и психотехника" (1928-32, с 1932- "Советская психотехника"), в Германии - "Psychotechnische Zeitschrift" (с 1925) и др. В дальнейшем термин "П." получал все меньшее распространение в лит-ре. Содержание П., её проблемы и методы вошли в сферу психологии труда, индустриальной психологии, инженерной психологии, прикладной психологии.

Лит.: Мюнстерберг Г., Основы психотехники, пер. с нем., 2 изд., ч. 1 - 2, М., 1924-25; Баумгартен Ф., Психотехника, 2 изд., М., 1926; Геллерштейн С. Г., Психотехника, [М.], 1926; Левитов Н. Д., Психотехника и профессиональная пригодность, М., 1928; Руководство по психотехническому профессиональному подбору, под ред. И. Н. Шпильрейна, М.- Л., 1929; Giese F., Theorie der Psychotechnik, Braunschweig, 1925.

С. Г. Геллерштейн.

ПСИХОТРОПНЫЕ СРЕДСТВА (от психо... и греч. tropos - поворот, направление), группа лекарственных веществ с преим. влиянием на психику. В отличие от др. веществ, влияющих на психич. процессы, П. с. способны регулировать нарушенную психич. деятельность и применяются для лечения психич. болезней. П. с. действуют не только на высшие отделы центр. нервной системы (психотропное действие), но и на другие её отделы (нейротропное действие), а также на соматич. функции (соматотропное действие) и поэтому применяются также в неврологии, терапии, хирургии, акушерстве и т. д. С появлением в 50-х гг. 20 в. П. с. стала развиваться новая отрасль психиатрии - клинич. психофармакология,

Большинство совр. классификаций П. с. опирается на схему франц. психиатра Ж. Деле, предложенную в 1957 и выделяющую психолептич., психоаналептич. и психодислептич. П. с. Психолептич. средства (психоингибиторы), к-рые обладают успокаивающим действием, делят на нейролептические средства, эффективные при психозах, и транквилизаторы, применяемые для лечения неврозов, реактивных состояний, психопатии. Психоаналептич. средства (стимуляторы, энергизаторы, активаторы) делят на антидепрессанты и психотонич. средства. Психодислептич. препараты (психотомиметики) вызывают экспериментальные психозы и в леч. практике не применяются. В каждой из групп П. с. различают по их хим. структуре или по предполагаемым механизмам действия. Так, среди антидепрессантов различают средства, способные повышать болезненно подавленное настроение за счёт наличия в их составе трициклических соединений (например, мслипрамин, амитриптилин и др.), и ингибиторы моноаминоксидазы, антидепрессивный эффект к-рых связан с их влиянием на обмен нейрогормонов.

Лит.: Авруцкий Г. Я., Современные психотропные средства и их применение в лечении шизофрении, М., 1964; Райский В. А., Психофармакологические средства в медицинской практике, М., 1972; Александровский Ю. А., Клиническая фармакология транквилизаторов, М., 1973; Delay J., DenikerP., Metodes chimiotherapiques en psychiatric, P., 1961; Kalinowsky L. В., Hосh P. H., Somatic treatments in psychiatry, N. Y. - L., 1961; Bobon D. P., Classifications and terminology of psychotropic drugs, "Pharma-kopsychiatrie", 1973, t. 6, №1, p.1-12.

Г. Я. Авруцкий.

ПСИХОФАРМАКОЛОГИЯ (от психо... и фармакология), комплексный раздел теоретич. и клииич. медицины, занимающийся созданием и изучением механизмов действия и клииич. эффективности психотропных средств. Теоретич. П. развивается на основе достижений и с использованием методов фармакологии, биохимии, нейрофизиологии и др. дисциплин. В совр. П. намечается обособление таких разделов, как психофармакокинетика, психофармакогенетика и др. Особое значение П. имеет для психиатрии, в рамках к-рой развивается клинич. П., или психофармакотерапия, разрабатывающая методы лекарственного лечения психических болезней. Термин "П." введён нем. учёным Д. Махтом в 1920. Развитие П. как науч. направления началось с 1952, когда франц. фармакологом Ф. Курвуазье и хирургом А. М. Лабори были изучены свойства фенотиазинового производного хлорпромазина (аминазина), способного вызывать своеобразное состояние успокоения без нарушения сознания (в отличие от наркотических средств), а франц. психиатры Ж. Деле, П. Деникер и Ж. Харль применили этот препарат для лечения психозов. Психофармакотерапия благодаря простоте и безопасности стала методом массового лечения психически больных как в стационарных, так и во внебольничных условиях. Сочетание длит. лечения психотропными средствами и мер социально-трудовой реабилитации позволило возвращать в семью и к трудовой деятельности многих больных, ранее проводивших большую часть жизни в психиатрич. больницах. Психофармакотерапия изменила и клинич. картину мн. психозов: появились более благоприятные варианты их течения (лекарственный патоморфоз). Использование методов П. для изучения закономерностей клиники и течения психозов привело к формированию нового направления - фармакопсихиатрии. Особенность клинич. П. в СССР обусловлена системой диспансеризации - изучением влияния психотропных средств на течение психозов не только в стационаре, в периоде обострения, но и во внебольничных условиях, т. с. на всю динамику заболевания и на организм в целом. Не воздействуя на причины заболеваний, психофармакотерапия существенно влияет на их патогенез, клинич. проявления и течение.

Лит.: ТемковИ., Киров К., Клиническая психофармакология, пер. с болг., М., 1971; Авруцкий Г. Я., Гурович И. Я., Громова В. В., Фармакотерапия психических заболеваний, М., 1974; Laborit H., Huguenard P., Alluaume R., Un nouveau stabilisateur veg-etatif (Le 4560 RP), "Presse medicale", 1952, y. 60, № 10, p. 206 - 08; Delay J., Deniker P., Harl J., M., Utilisationen en therapeutique, psychiatrique d'une phenothiazime d'actipn centrale elective (4560RP), "Annales medico-psychologiques", 1952, v. 110 (2), p. 112 - 17; Biological treatment of mental illness, ed. M. Rinkel, N. Y., [1966]. Г. Я. Авруцкий.

ПСИХОФИЗИКА, психологич. дисциплина, изучающая количеств. отношения между физическими характеристиками стимула и интенсивностью ощущения, возникающего как ответ на этот стимул. П. охватывает две осн. группы проблем: измерение порога ощущений, т. е. предела чувствительности сенсорной системы человека, и построение психофизич. шкал. Первая группа проблем возникла в свяаи с измерениями интенсивности ощущения, проведёнными в 19 в. нем. учёными В. Э. Вебером и Г. Фехнером (т. н. косвенное шкалирование, где величина ощущения- математич. функция величины стимула).

Порог рассматривался как точка в последовательности стимулов возрастающей интенсивности, делящая эту последовательность па две части: вызывающую ощущение и не вызывающую его. В совр. П. (точнее, её прикладной ветви - теории обнаружения сигнала на фоне шума) порог рассматривается как "пороговая зона", в пределах к-рой вероятность ответной реакции изменяется от 0 до 1. Существуют теории, отрицающие существование сенсорного порога как самостоят. реальности (теории т. и. динамич. чувствительности). Др. группа проблем возникла в связи с использованием С. Стивенсом (США) непосредств. шкалирования, когда величина ощущения - точка на сенсорной шкале - определяется самим испытуемым путём указания на расстояние или отношение между интенсивностями стимулов в условных единицах. Обе группы исследований объединяются вокруг осн. теоретич. проблемы П.- изучения структуры и метрики психофизич. стимульного пространства ощущений, понимаемого как многовекторное, неэвклидово пространство. См. также Вебера - Фехнера закон.

Лит.: Кравков С. В., Очерк общей психофизиологии органов чувств, М.- Л., 1946; Экспериментальная психология, ред.-сост. П. Фресс и Ж. Пиаже, пер. с франц., в. 1 - 2, М., 1966; Проблемы психофизики. Сб., М., 1974; Fechner G. Т., Elementе der Psychophysik, 3 Aufl., Bd 1 - 2, Lpz., 1907; Guilford J. P., Psychometric methods, 2 ed., N. Y., 1954. В. И. Максименко.

ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА, в широком смысле - вопрос об отношении психических явлений к физическим, в более узком - о соотношении между психическими и физиологическими (нейрогуморальными) процессами. Мысль о зависимости психики (душевных проявлений) от внеш. природы и от жизни тела обосновывалась ещё в др.-греч. натурфилософии. Особую разработку П. п. получила в новое время, когда в философии 17 в. сложилась механистич. картина мира и психич. явления стали рассматриваться в качестве неотделимых от тела и подчинённых единым для всего мироздания законам. В 17 в. возникли два варианта решения П. п., оказавшие большое влияние на последующую филос. и науч. мысль,- психофизич. взаимодействие (Р. Декарт) и психофизич. параллелизм (Г. Лейбниц). Согласно Декарту, живое тело является своего рода машиной, тогда как сознание (мышление, воля), будучи отличной от тела субстанцией, с одной стороны, испытывает его влияние (при ощущениях, аффектах и т. д.), с другой - способно воздействовать на него (напр., при волевом усилии). Это учение о взаимодействии психического и физического было отвергнуто сторонниками неразделённости сознания и мозга, как с идеалистич. (Лейбниц, Н. Мальбранш), так и с материалистич. (Д. Гартли) позиций. Идее взаимодействия был противопоставлен принцип параллельного протекания психич. и физич. процессов. Он приобрёл большую популярность в 19 в., когда открытие закона сохранения энергии сделало невозможным представлять сознание по типу особой силы, способной произвольно изменять поведение организма. Вместе с тем дарвиновское учение требовало понять психику как активный фактор регуляции жизненных процессов. Это требование получило ложное преломление в новых вариантах психофизич. взаимодействия (У. Джемс). В кон. 19 - нач. 20 вв. распространилась махистская трактовка П. п. (см. Махизм), согласно к-рой душа и тело "построены" из одних и тех же "элементов" (ощущений), и поэтому нужно говорить не о соотношении реальных процессов - физиологических и психических, а о различных "комплексах ощущений". Эта идеалистич. концепция была подвергнута критике В. И. Лениным в работе "Материализм и эмпириокритицизм". Диалектич. материализм решает П. п. на основе понимания психики как активного отображения реальности, возникающего в процессе в