БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201обенностей. Продуктивны также возрастные исследования, прослеживающие формирование личности в онтогенезе; они составляют основу теории и практики воспитания и часто сочетаются с педагогич. проблемами, в первую очередь с вопросами нравств. воспитания. В общепсихологич. плане важно изучение становления человеческой личности в процессе обществ.-историч. и онтогенетич. развития, природы самосознания и переживания "Я".

В проблеме методов П. принципиальное значение имеет вопрос о применении интроспекции (самонаблюдения). Отказ от интроспекции как осн. метода психологич. познания и переход к объективному изучению природы психич. явлений не исключает использования субъективных показаний. Объективный характер психологической науки заключается не в игнорировании внутр. субъективных явлений, а в раскрытии порождающих их объективных отношений и управляющих ими законов, которые скрыты от интроспекции.

П. является экспериментальной наукой. Важная роль принадлежит в ней лабораторному эксперименту, позволяющему получать точную квалификацию и измерения изучаемых процессов. В П. применяются и др. конкретные методы, в т. ч. наблюдение в обычных или специально создаваемых условиях, анализ продуктов деятельности, сравнительно-генетич. метод и г. н. формирующий эксперимент; применяются также методы собирания массового материала - психологич. тесты, методы интервьюирования и анкетирования. Большое влияние на развитие экспериментальной П. оказала разработка тонких физиологич. индикаторов исследуемых процессов и состояний (электроэнцефалографических, миографических, плетизмографических и др.), а также электронных устройств для экспозиции предъявления воздействующих сигналов, их комплексов и динамич. ситуаций. Расширилось применение в П. ЭВМ, используемых как для обработки данных, так и для управления экспериментом. Попытки делаются в направлении математич. моделирования психич. процессов, применения теории игр и др. логико-математич. методов.

Психологические науки. Широкое развитие совр. П. привело к её дифференциации. Наряду с общей П. возник ряд спец. отраслей, в т. ч. пограничных, связывающих П. с др. науками. Уже во 2-й пол. 19 в. сложилась психофизиология, к-рая исследует физиологич. механизмы, реализующие психич. явления и процессы. Развиваются исследования в области зоопсихологии. К сер. 20 в., опираясь на успехи в изучении высшей нервной деятельности, исследования рецепторов (органов чувств) и функций нейронов (нервных клеток), психофизиология достигла высокого уровня развития как в СССР, так и во мн. зарубежных странах.

Другая ветвь П.- медицинская психология, к-рая первоначально была ориентирована на практику психотерапии. Впоследствии она дифференцировалась на собственно мед. П., охватывающую вопросы психотерапии, психогигиены и мед. деонтологии, патопсихологию, изучающую психику душевнобольных как в теоретич. целях, так и в интересах лечебной психиатрич. практики, и, наконец, нейропсихологию, решающую задачи локализации дефекта при очаговых поражениях мозга и восстановления нарушенных функций.

Широкое развитие получили детская психология и педагогическая психология, тесно связанные между собой, поскольку психич. развитие ребёнка происходит в условиях усвоения им исторически выработанных знаний, умений и норм поведения, а процесс обучения и воспитания должен учитывать возрастные психологические особенности учащихся и достигнутый уровень развития их личности. Педагогич. психология изучает также процесс обучения взрослых. Помимо этого, выделилась также возрастная психология, охватывающая изменения психики во все периоды жизни индивида, включая период старения (см. Геронтология).

Развитие пром. произ-ва поставило перед П. задачу изучения трудовых процессов в целях повышения их эффективности путём рационализации двигат. операций, приспособления орудий и машин к возможностям человека, улучшения экологич. условий (внеш. среды) на произ-ве и проф. отбора. В связи с этим выделилась психология труда, к-рая в условиях капиталистич. произ-ва направлена прежде всего на усиление эксплуатации трудящихся. В условиях автоматизации производства на первый план выступили восприятие и переработка информации, принятие решений и др. сложные психич. процессы; спец. исследований потребовали вопросы распределения функций между человеком-оператором и машиной и их согласования. В этой связи выделилась инженерная психология, имеющая важное значение не только для рационализации автоматизированных систем управления, но и для их проектирования. С нач. 60-х гг. складывается космическая психология, изучающая особенности деятельности человека в условиях космич. полётов.

П. труда и дифференцировавшиеся в ней спец. дисциплины образуют вместе с физиологией, экологией, гигиеной и технич. эстетикой комплексную область знания о труде - эргономику. Гл. чертой, характеризующей сов. исследования в области П. труда и пограничных с ней дисциплин, является подход к человеку как активному субъекту трудовой деятельности, в к-рой раскрываются его творч. силы и способности,- подход, противоположный чисто потребит. отношению к человеку, к-рое присуще капиталистич. обществу.

Изучение психологич. особенностей спортивной деятельности составляет предмет психологии спорта.

Одной из важнейших областей П. является социальная психология, исследующая деятельность человека в коллективах - трудовых, учебных и др., имеющих разный характер (т. н. формальные и неформальные коллективы) и различную внутр. структуру. В предмет социальной П. входят также вопросы формирования межличностных отношений в коллективе, дифференциации в нём функций (ролей), вопросы психологич. совместимости участников коллективной деятельности и управления ею. Социальная П. тесно связана с проблемами воздействия на человека средств массовой информации и с П. речевого общения, изучаемой психолингвистикой. В отличие от мн. направлений зарубежной социальной П., психологизирующих обществ. явления, сов. социальная П. рассматривает изучаемые ею процессы как детерминируемые объективными отношениями в обществе, к-рые управляются законами историч. развития (см. Исторический материализм). С социально-психологич. проблемами тесно связаны нек-рые вопросы П. воспитания, а также вопросы криминалистической и судебной П.

Ещё в 19 в. наряду с исследованиями в области физиологич. П. было начато изучение психики народов, стоящих на различных историч. ступенях культурного развития (этнопсихология). Вслед за систематизацией этногр. фактов широкое распространение в зарубежной П. получили т. н. сопоставительные экспериментальные исследования восприятия, памяти, мышления и др. процессов у детей и взрослых, живущих в условиях различных культур. Результаты этих исследований чаще всего интерпретируются с абстрактно-социологич. "культурологических" позиций, использующих в качестве эталона психологич. характеристики представителей европ. и амер. цивилизации.

В общей П. выделился также спец. раздел, посвящённый П. технич., науч. и художеств. творчества, что связало П. с науковедением и эстетикой.

Исторический очерк. Предпосылки науч. воззрений на психику возникли в древнем мире (Индия, Китай, Египет, Вавилон, Греция, Грузия) Б противовес религ.-мифологич. представлению о душе как особой сущности, внешним и случайным образом связанной с телом. Др.-греч. врачами Алкмеоном, Гиппократом, Эрасистратом и др. было открыто, что органом психики является мозг, и развито учение о темпераменте, согласно к-рому психич. свойства человека зависят от различных форм смешения материальных процессов ("соков") в организме. Это естеств.-науч. направление было связано с воззрением на душу человека как на вещественную (огненную, воздушную и т. п.) частицу космоса (Анаксимен, Гераклит, Демокрит и др.). Трудности объяснения с этих позиций проблем теории познания и этики, в частности происхождения абстрактных понятий и нравств. норм, явились одной из предпосылок развития идеалистич. концепций в П. Телу, изменчивой природе была противопоставлена бессмертная душа, способная к созерцанию идей и следованию идеалам (пифагореизм, Платон, неоплатонизм).

Вершиной П. в период античности явилось учение Аристотеля (трактаты "О душе", "Происхождение животных" и др.), в к-ром душа трактуется как форма организации способного к жизни тела. Аристотель дал первую систему психологич. понятий, выработанных на основе объективного и генетич. методов. Однако при объяснении высших форм умственной активности (в учении о разуме) он покидал естеств.-науч. почву и склонялся к дуализму.

В феод. эпоху развитие конкретно-науч. знаний о психике резко замедлилось, но не прекратилось. Врачи и мыслители арабоязычного мира (Ибн Сина, Ибн аль-Хайсам, Ибн Рушд и др.) подготовили своими идеями последующий расцвет естеств.-науч. П. в Зап. Европе, где с развитием бурж. отношений укрепляется тенденция к опытному исследованию человека как природного существа, поведение к-рого подчиняется естеств. законам (Леонардо да Винчи, X. Вивес, X. Уарте и др.). В 17 -18 вв. складывается принципиально новый подход к психич. деятельности с позиций строгого детерминизма. Психологич. мышление обогащается рядом фундаментальных категорий. Р. Декарт открывает рефлекторную природу поведения (см. Рефлексы), а понятие о душе преобразует в понятие о сознании как непосредств. знании субъекта о собств. психич. актах. Складывается ряд важнейших психологич. учений: об ассоциации как закономерной связи психич. явлений, определяемой связью телесных явлений (Декарт, Т. Гоббс), об аффектах (Б. Спиноза), об апперцепции и бессознательном (Г. Лейбниц), о происхождении знания из индивидуального чувственного опыта (Дж. Локк). Конкретно-науч. разработка в 18 в. принципа ассоциации англ. врачом Д. Гартли сделала этот принцип на полтора столетия гл. понятием П. Несмотря на попытки Дж. Беркли и Д. Юма трактовать ассоциацию как чисто духовную связь, господствующим в ту эпоху являлось представление об её неотделимости от телесного механизма. Учению об ассоциациях противостояло учение о способностях (шотландская школа, школа нем. философа X. Вольфа) как первичных функциях души. Франц. материализм 18 в. поставил проблему различных уровней нервно-психич. организации (Д. Дидро, П. Ж. Кабапис) и проблему развития интересов и способностей личности под воздействием социальной среды (Дидро, К. Гельвеции).

В 19 в. в недрах физиологии зародились экспериментальные методы исследования психич. функций, а также первые попытки ввести в анализ этих функций количеств. оценки. В Германии Г. Фехнер, исходя из работ Э. Вебера, разработал методы психофизич. измерений и установил закон, гласивший, что интенсивность ощущения равна логарифму силы раздражения (1858) (см. Вебера - Фехнера закон). Скорость реакции исследовалась Г. Гельмгольцем (Германия) и Д. Дондерсом (Дания). В психофизиологии органов чувств классич. труды Гельмгольца показали недостаточность анатомо-физиологич. понятий для науч. объяснения формирования чувственных образов, поскольку здесь участвует психич. фактор ("бессознательные умозаключения"). В учении о рефлексе также выявилась роль психич. (сенсорных) моментов в адекватном реагировании организма на раздражитель (Э. Ифлюгер, Германия; И. М. Сеченов, Россия). Ч. Дарвин подчеркнул специфич. роль психич. функций, что нанесло удар по концепциям, считавшим психику лишь тенью нервных процессов и потому отрицавшим её в качестве объекта особой конкретной науки - П.

Практика науч. исследования показывала, что закономерности, к-рым подчинена психика, не совпадают с анатомо-физиологическими. Начиная с 1870-1880-х гг. складывается система специфич. понятий, методов, категорий П. как самостоят. дисциплины, отличной от философии и физиологии. Выдвигается неск. программ разработки этой дисциплины (В. Вундт, Германия; Сеченов; Ф. Брентано, Австрия; Г. Спенсер, Великобритания, и др.). Гл. центрами разработки П. становятся спец. экспериментальные лаборатории, первая из к-рых была организована Вундтом (Лейпциг, 1879). По её образцу возникают аналогич. учреждения в России, Великобритании, США, Франции и др. странах. Последоват. программу построения П. на основе объективного метода выдвинул Сеченов, идеи к-рого оплодотворили экспериментально-психологич. исследования в России (В. М. Бехтерев, А. А. Токарский, Н. Н. Ланге и др.), а в дальнейшем через труды Бехтерева и И. П. Павлова оказали влияние на разработку объективных методов в мировой П. Осн. темами экспериментальной П. являлись первоначально ощущения, время реакции, ассоциации. Благодаря классич. экспериментам нем. психолога Г. Эббингауза (1885) были установлены общие закономерности зависимости ассоциаций от частоты повторений и их распределения во времени. Большое значение имели также работы по изучению объёма внимания (Дж. Кеттел, США), навыков (У. Брайан и Н. Хардер, США) и др. Параллельно развивались сравнит. П. (Дарвин, К. Ллойд-Морган, Великобритания; В. Вагнер, Россия), а также исследования эмоций (У. Джемс, США; Г. Ланге, Дания; Т. Рибо, Франция), восприятия и внимания (Н. Н. Ланге), двигат. ощущений (А. Бастиан, Г. Мюнстерберг, Германия, и др.). Наряду с поиском общих закономерностей протекания психологич. процессов складывается дифференциальная П., изучающая с помощью измерит. методов индивидуальные различия между людьми (Ф. Гальтон, Великобритания; А. Бине, Франция; А. Ф. Лазурский, Россия; В. Штерн, Германия, и др.). Запросы практики - педагогической, медицинской, криминалистической, а затем во всё возрастающих масштабах практики капиталистич. произ-ва - придали этому направлению большую актуальность и популярность. С целью измерения умственных способностей и свойств личности широко применяются тесты.

На рубеже 19-20 вв. в П. назревает кризис, к-рый означал ломку старых понятий. Терпит крах представление о сознании как совокупности непосредственно переживаемых субъектом явлений. Акцент переносится на ориентацию человека в окружающей среде, па скрытые от сознания факторы его поведения. Хотя ещё пользовался влиянием взгляд, согласно к-рому область П. ограничена "внутренним зрением" индивида (Э. Титченер, США; Т. Липпс, Германия; Дж. Стоут, Великобритания; Г. И. Челпанов, Россия, и др.), складывались новые концепции и подходы. Учение Павлова о высшей нервной деятельности способствовало разработке кардинальных проблем П. поведения. Гл. течением амер. П. становится бихевиоризм, согласно к-рому П. должна изучать только внешние, телесные реакции на стимулы. Динамика этих реакций живого организма мыслилась как слепой поиск, случайно ведущий к успешному действию, закрепляемому повторением (метод "проб и ошибок"). Этой схемой руководствовался уже один из пионеров экспериментального психологич. изучения поведения животных - Э. Торндайк (1898). В дальнейшем она легла в основу бихевиоризма, программные установки к-рого выразил Дж. Уотсон (1913). Дав мощный импульс экспериментальным исследованиям по проблеме научения и укрепив объективный подход к поведению, бихевиоризм стал одним из факторов прогресса П. Но в борьбе с субъективной П. он сам находился под влиянием выдвинутых ею воззрений на сознание и поэтому потребовал исключить из науч. П. все понятия о психич. явлениях, с тем чтобы найти для них поведенческие эквиваленты (логич. мышление - реакции речевого аппарата, чувство - реакции внутр. органов и т. д.). Отрицая отражат. природу психики и игнорируя её нейрофизиологич. механизмы, бихевиоризм оказался в методологич. тупике, что в дальнейшем привело к его распаду.

Другой влиятельной школой выступила гештальтпсихология (М. Вертхеймер, В. Кёлер, К. Левин, К. Коффка, Германия), экспериментальным объектом к-рой явился целостный и структурный характер психич. деятельности, несовместимый с "атомистич." взглядом на сознание и поведение. Открыв важные психологич. феномены и зависимости, эта школа не смогла, однако, дать им адекватную теоретич. интерпретацию.

На рубеже 19-20 вв. сложился и основанный австр. врачом 3. Фрейдом психоанализ. Его предпосылками служили достижения патопсихологии (А. Льебо, И. Бернхейм, Ж. Шарко, Франция), вскрывшие на клиническом материале несостоятельность традиц. трактовки мотивов поведения, выявившие роль неосознаваемой мотивации. Нек-рые клинические материалы дали Фрейду повод к ложному выводу о предопределённости всех психич. актов энергией сексуальных влечений, в связи с чем движущие силы человеческой деятельности предстали в ложном свете. Психоанализ выступил с претензией на объяснение не только индивидуально-психологич. фактов, но и обществ. явлений, истории цивилизации в целом. Попытки понять с идеалистич. позиций зависимость психики человека от мира истории и культуры, от обществ. жизни неотвратимо вели к дуализму, к концепции "двух психологии" (Вундт, В. Дильтей, Г. Риккерт, Германия), согласно к-рой П. не может быть единой наукой, поскольку будто бы естеств.-научный экспериментальный подход к психике в принципе несовместим с культурно-историческим. Психологи, выдвигавшие на первый план роль социальных факторов в регуляции человеческого поведения (М. Болдуин, Дж. Дьюи, Дж. Мид, США, и др.), также не смогли выработать продуктивный подход к социогенезу человеческой личности и её психич. функций, поскольку саму социальность рассматривали как "чистое" общение вне предметной деятельности людей.

Методологич. основой конкретно-психологич. исследований в СССР после победы Окт. революции 1917 стал марксизм. Перестройка П. на базе марксизма происходила в острых дискуссиях со сторонниками различных, несовместимых с ним концепций. Идею этой перестройки активно отстаивали К. Н. Корнилов, П.П. Блонский, М. Я. Басов. Марксистский принцип историзма стал определяющим для исследований Л. С. Выготского и его учеников. Строительство сов. П. шло в тесном содружестве с развитием психофизиология, исследований в трудах Павлова, Бехтерева, А. А. Ухтомского, Л. А. Орбели, С. В. Кравкова, Н. А. Бернштейна и др. Преодолевая идеалистич. и механистич. (реактология, рефлексология) влияния, сов. исследователи утверждали в П. марксистское учение о деятельности и её социально-историч. детерминации, идеи ленинской теории отражения. Они активно включились в решение актуальных задач в области воспитания, обучения, профотбора, науч. организации труда и др. Теоретич. и экспериментальное изучение осн. проблем П. нашло отражение в работах Б. Г. Ананьева, Н. Ф. Добрынина, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейна, А. А. Смирнова, Б. М. Теплова, Л. М. Шварца и др.

Состояние П. в капиталистич. странах в 1930-40-х гг. характеризуется распадом гл. школ. В бихевиористских теориях на первый план выдвигается понятие т. н. промежуточных переменных, т. е. фактов, опосредствующих двигат. реакцию (зависимая переменная) на раздражитель (независимая переменная). Логика развития науки и требования практики направили П. на изучение "центр. процессов", развёртывающихся между сенсорным "входом" и моторным "выходом" системы организма. Эта тенденция окончательно побеждает в 50-60-х гг. (в частности, под влиянием опыта программирования на электронных машинах). Важную роль сыграли также работы швейц. психолога Ж. Пиаже, изучившего преобразование внутр. структуры умств. деятельности в ходе онтогенеза. Изменяется и взгляд на роль нейрофизиологич. механизмов, к-рые рассматриваются теперь как неотъемлемый компонент общей структуры поведения (Д. Хебб, К. Прибрам, США). Предпринимаются попытки распространить объективный метод на изучение чувственно-образного аспекта жизнедеятельности, не сводя его к моторным функциям (Э. Брунсвик, Дж. Гибсон, США).

В недрах психоанализа возникает неофрейдизм - течение, связавшее бессознат. психич. механику с действием социально-культурных факторов (К. Хорни, X. Салливан, Э. Фромм, США) и использовавшее психотерапию не только для лечения неврозов, но и с целью помочь нормальным людям избавиться от чувства беспомощности, страха, неудовлетворённости. Резко возрастает число проф. психологов-консультантов, в функции к-рых входит содействие индивиду в "оптимальной адаптации" к неблагоприятным социальным условиям. Наряду с новыми вариантами бихевиоризма и фрейдизма на роль третьей силы в П. в капиталистич. странах начинает претендовать т. н. "экзистенциальная" ("гуманистическая") П. (К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт, США, и др.), утверждающая, что использование науч. понятий и объективных методов исследования личности ведёт к её "дегуманизации" и дезинтеграции, препятствует её стремлению к саморазвитию. Это направление приходит к откровенному иррационализму. Неудовлетворённость биологизаторскими и идеалистич. концепциями способствовала пробуждению у передовых психологов капиталистич. стран (напр., во Франции Ж. Лолитцер, А. Валлон, Л. Сев, в ФРГ К. Хольцкамп и др.) интереса к диалектико-материалистич. пониманию психич. деятельности.

В рамках марксистской методологии сов. психологи и психологи др. социалистич. стран успешно разрабатывают актуальные проблемы П. в тесной связи с задачами социалистич. и коммунистич. строительства.

Лит.: Маркс К., Экономическо-философские рукописи 1844 года, Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956; Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20; Ленин В. И., Философские тетради, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29; Выготский Л. С., Развитие высших психических функций, М., 1960; Рубинштейн С. Л., Основы общей психологии, 2 изд., М., 1946; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966; его же, Психология в XX столетии, М., 1971; Петровский А. В., История советской психологии, М., 1967; Психологическая наука в СССР, т. 1 - 2, М., 1959 - 60; Экспериментальная психология, под ред. С. Стивенса, пер. с англ., т. 1 - 2, М., 1960-1963; Экспериментальная психология, ред.-сост. П. Фресс и Ж. Пиаже, пер. с франц., в. 1 - 5, М., 1966-75; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, 3 изд., М., 1972; Murphy G., Historical introduction to modern psychology, N. Y., 1949; Воring E., A history of the experimental psychology, 2 ed., N. Y., 1950; Psychology: a study of a science, ed. S. Koch, v. 1 - 6, N. Y., 1959 - 63; Miller G. A., Psychology: The science of mental life, [reprint], N. Y., 1967; Misiak H., Sexton V., History of psychology, 2 ed., N. Y.- L., 1968.

Л. Н. Леонтьев, М. Г. Ярошевский.

ПСИХОЛОГИЯ РЕБЁНКА, см. Детская психология.

ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА, отрасль психологии, изучающая и разрабатывающая психологич. основы физич. воспитания и спортивного мастерства. Психологич. подготовка спортсмена наряду с его физич., технич. и тактической подготовкой во многом определяют успех его выступления на соревнованиях. В связи с этим возникают задачи изучения особенностей спорта по сравнению с др. видами деятельности, выделения осн. психологич. функций и качеств личности, к-рые играют решающую роль в различных видах спорта, а также выяснения психологич. структуры знаний, к-рые должны быть усвоены в ходе обучения и тренировки. Решение мн. проблем П. с., таких, напр., как проблемы оперативно-тактич. мышления и групповой динамики в спортивных коллективах, указание эффективных способов управления психич. состояниями человека в экстремальных и стрессовых (см. Стресс) ситуациях, имеет и общепсихологич. значение.

Лит.: Вопросы психологии спорта, М., 1955; Пуни А. Ц., Психологическая подготовка к соревнованию в спорте, М., 1969; Проблемы психологии спорта, в. 1 - 2, 4 - 6, М., 1960 -68; Рудик П. А., Психология спорта в СССР за 50 лет, "Вопросы п