БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201onal" (Lima, с 1942); Польша: "Studia psychologiczne" (Wroclaw, с 1956); "Przeglad psychologiczny"(Poznan, с 1952); Португалия: "Boletin de Psychologia" (Lisboa, с 1950); Pумыния: "Rcvista de Psihologie" (Buc., с 1955); С Ш A: "American Journal of Psychology" (Ithaca, с 1887); "Psychological Review" (Lancaster - Princeton, с 1894); "Psychological Bulletin" (Princeton, с 1904); "American Psychologist" (Lancaster, с 1946); "Contemporary Psychology" (Lancaster - Wasch., с 1956); "Behavioral Science in Progress" (Wasch., с 1971); ФРГ: "Psychologische Rundschau" (Gott., с 1949); "Zeitschrift fur experimentelle und angewandte Psychologie" (Gott., с 1953); Франция: "Annee psychologique" (P., с 1894); "Journal de psychologie normale et pathologique" (P., с 1904); "Bulletin de psychologie" (P., с 1948); Швейцария: "Archives de psychologie" (Gen., с 1902); Япония: "Japanese Journal of Psychology" (Tokyo, с 1923); "Japanese Journal of Experimental Psychology" (Kyoto, с 1934).

Международные и региональные П. ж. "International Review of Applied Psychology" (Liverpool, с 1952); "International Journal of Psychology" (P., с 1966); "Cognition" (N. Y.-В., с 1971); "Acta Psychologica" (Amst., с 1935); "Psychologische Rundschau" (Gott., с 1949); "Psychologia" (Kyoto, с 1957); "European Journal of Social Psychology" (The Hague, с 1971). М. Г. Ярошевский.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНГРЕССЫ международные. Идея организации П. к. принадлежала польск. учёному Ю. Охоровичу (1881). На 1-м конгрессе, посвящённом физиологич. психологии (Париж, 1889), рус. делегация была самой многочисленной из иностранных; одним из почётных председателей был избран И. М. Сеченов. Гл. темы - проблемы гипнотизма и внушения, роль наследственности в психич. развитии, зависимость познания от мышечного чувства. 2-й конгресс (Лондон, 1892), проходивший под знаком экспериментальной психологии, имел 2 осн. секции: физиологии и психофизики, гипнотизма. В центре дискуссий находилась проблема причинной обусловленности волевых действий (рус. психолог Н. Н. Ланге, амер. психолог Дж. Болдуин, нем. психолог Г. Мюнстерберг и др.). На 3-м конгрессе (Мюнхен, 1896) обсуждались вопросы психофизиологии, психологии нормального индивида, патопсихологии. От России участвовали Н. Е. Введенский, С. С. Корсаков и др. Развернулась острая полемика между сторонниками естественнонауч. и идеалистич. объяснения психич. явлений. Она продолжалась на 4-м конгрессе (Париж, 1900), где идеалистич. линию отстаивали А. Бергсон (Франция), П. Карус (США) и др., естественнонаучную - Т. Рибо (Франция) и Г. Эббингауз (Германия). 5-й конгресс (Рим, 1905) отразил кризисную ситуацию в психологии, связанную с методологич. трудностями. Наиболее острым являлся вопрос о самонаблюдении (интроспекции) как гл. методе изучения сознания; в противовес интроспекции выдвигалась на первый план бессознательная психич. деятельность (П. Жане, Франция). У. Джемс (США) вообще отрицал существование сознания. 6-й конгресс (Женева, 1909) свидетельствовал о дальнейшем развитии объективных и точных методов в психологии. Значит. внимание уделялось вопросам зоопсихологии. Нек-рые учёные (преим. из США - Р. Йеркс, М. Прайсл и др.) отмечали значение созданного И. П. Павловым метода условных рефлексов. В работе 7-го конгресса (Оксфорд, 1923) участвовало небольшое число учёных; рассматривались вопросы психотехники, психологии труда, разработки тестов для обследования больших контингентов рабочих с целью профотбора и др. На 8-м конгрессе (Гронинген, Нидерланды, 1926) доминировали гештальтпсихология и идеалистич. школа "психологии жизни", требовавшая отказаться от союза с естествознанием и описывать личность в её ориентации на культурные ценности. Существ. место заняли проблемы психологии мышления. Сов. психолог Д. Н. Узнадзе выдвинул понятие об установке как факторе, направляющем деятельность сознания. 9-й конгресс (Нью-Хейвен, США, 1929) отличался необычайным многообразием секций. И. П. Павлов в прочитанной им вечерней лекции представил общий очерк учения о высшей нервной деятельности. Возникла дискуссия между Павловым и представителями бихевиоризма (К. Лсшли), отрицавшими роль физиологич. механизмов в регуляции поведения. Сов. учёные защищали естественнонауч. ориентацию и марксистское учение о познании. На 10-м конгрессе (Копенгаген, 1932) подчёркивалась необходимость преодолеть односторонность противоборствующих школ. В докладе Павлова обосновывалась концепция "динамического стереотипа" в деятельности больших полушарий мозга как основы системной организации поведения. На 11-м конгрессе (Париж, 1937) гл. темой была проблема психич. развития в животном мире (Ф. Бёйтендейк, Нидерланды, выдвинувший идеи нового направления - этологии) и у ребёнка (швейц. психолог Ж. Пиаже). Отмечалось значение открытия колебания электрич. потенциалов головного мозга для анализа умственной деятельности (Э. Эдриан, Великобритания). 12-й конгресс (Эдинбург, 1948) выдвинул на первый план проблемы социальной и инж. психологии. Был поставлен вопрос об использовании кибернетики в исследованиях поведения. На 13-м конгрессе (Стокгольм, 1951) дискутировался вопрос о применении матем., теоретико-информационных и др. количеств. методов; обсуждалось отношение науч. психологии к психоанализу. Было принято решение создать интернац. союз науч. психологии, к-рый с тех пор выступает организатором междунар. конгрессов. На 14-м конгрессе (Монреаль, 1954) господствовало естественнонауч. направление, успехи к-рого определил союз психологии с нейрофизиологией. Обсуждались новые методы изучения электрич. активности мозга [У. Пенфилд и Д. Хебб (Канада), Р. Гранит (Швеция) и др.]. Осн. доклады сов. учёных были объединены темой "Современные успехи в изучении условных рефлексов"; рассматривалась роль ориентировочных реакций в построении образов, регулирующих поведение. Проблемы психофизиологии явились центральными и на 15-м конгрессе (Брюссель, 1957). На 16-м конгрессе (Бонн, 1960) внимание учёных привлекли доклады К. Бюлера (США) о целостности и структурности психической деятельности, А. Н. Леонтьева (СССР) о соотношении биологических и социальных факторов в развитии личности, Ж. Пиаже о формировании чувственного восприятия у ребёнка и др. 17-й конгресс (Вашингтон, 1963) отразил становление новых направлений, обусловленное связью психологии с технич. науками и кибернетикой. Обсуждались использование в психологии ЭВМ, технизация процесса обучения и др. 18-й конгресс (Москва, 1966) продемонстрировал крупные успехи сов. психология, науки, базирующейся на ленинской теории отражения. Осн. темы конгресса - проблемы психич. развития, психологии личности и социальная психология. 19-й конгресс (Лондон, 1969) наряду с анализом новых направлений и концепций уделил большое внимание вкладу психологии в улучшение методов обучения и организации социального поведения с целью помочь человеку приспособиться к изменениям, связанным с совр. науч.-технич. революцией. 20-й конгресс (Токио, 1972) в числе главных обсуждал вопрос о развитии психологии в странах Азии, об участии этой науки в разработке актуальных проблем совр. общества.

Лит.: Ярошевский М. Г., Прогресс психологии и международные психологические конгрессы, "Вопросы философии", 1966, №7; Воронова Р. А., О работе XX международного психологического конгресса, "Вопросы психологии", 1973, № 1.

М. Г. Ярошевский.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА И ОРГАНИЗАЦИИ. Первые психологич. лаборатории появились в кон. 19 в. в Германии - В. Вундта в Лейпциге (1879), в США - С. Холла при ун-те Джона Хопкинса (1883), в Великобритании - Ф. Гальтона в Лондоне (1884), во Франции - А. Бонн и А. Бине в Сорбонне (1889) и в др. странах. Первая в России лаборатория экспериментальной психологии была основана В. М. Бехтеревым в Казани (1886); психологич. лаборатории были созданы вскоре также в Одессе (Н. Н. Ланге), Киеве (Г. И. Челпанов), Юрьеве (В. Ф. Чиж), Петербурге (А. Ф. Лазурский и А. П. Нечаев), Москве (С. С. Корсаков и А. А. Токарский), Харькове (П. И. Ковалевский) и др. городах. Первый в России ин-т психологии был основан Г. И. Челпановым в Москве (1912) при историко-филологич. ф-те Моск. ун-та.

Первые психологич. об-ва: Моск. психологич. об-во (1885), Брит. психологич. об-во, Амер. психологич. ассоциация (1892), Франц. психологич. об-во (1901), Нем. психологич. об-во (1903). Исходной формой междунар. союза науч. психологии были организационный и патронажный комитеты 1-го Междунар. психологич. конгресса в Париже (1889), в состав к-рых входили и рус. психологи: М. М. Троицкий, И. М. Сеченов и Н. Я. Грот, а также польский учёный Ю. Охорович.

Осн. совр. междунар. орг-ция науч. Психологии - Междупар. союз психологич. науки (объединяет 40 нац. об-в). Кроме того, существуют: Междунар. ассоциация прикладной психологии (Стокгольм, Швеция); Межамериканское психологич. об-во (Бруклин, США); Ассоциация науч. психологии стран франц. языка; Междунар. ассоциация психоанализа; Междунар. ассоциация аналитич. психологии (Цюрих, Швейцария). Под руководством Ж. Пиаже работает Междунар. центр. генетич. эпистемологии (Женева). Кроме того, в отд. странах существуют след, психологич. орг-ции.

Болгария: Болгарское психологич. об-во, исследоват. центры при Софийском ун-те и др. Венгрия: Венг. психологич. об-во, Ин-т психологии (Будапешт). ГДР: Об-во психологии ГДР, психологич. центры при ун-тах Дрездена, Лейпцига, Йены, им. Гумбольдта в Берлине. Польша: Польское психологич. об-во, исследоват. центры при ун-тах Варшавы, Люблина, Кракова, Познани. Румыния: Психологич. ассоциация СРР, Ин-т психологии (Бухарест). СССР: Об-во психологов СССР при АПН СССР, Ин-т общей и пед. психологии АПН СССР (Москва), Ин-т психологии АН СССР (Москва), Н.-и. ин-т психологии Мин-ва просвещения УССР (Киев), Н.-и. ин-т психологии им. Д. Н. Узнадзе АН Груз. ССР (Тбилиси), Ин-т дошкольного воспитания АПН РСФСР (Москва), ф-ты психологии в ун-тах Москвы, Ленинграда, отделения и кафедры психологии др. ун-тов и пед. ин-тов. Чехословакия: Чехословацкая психологич. ассоциация, Словацкая психологич. ассоциация, Ин-т психологии (Прага), Ин-т экспериментальной психологии (Братислава), исследоват. центры при ун-тах Праги, Братиславы, Брно. Югославия: Психологич. ассоциация СФРЮ, Сербская психологич. орг-ция, психологич. ин-ты в Белграде и Загребе.

Австрия: Проф. союз австр. психологов, Австр. психологич. об-во, Психотехнич. ин-т (Вена), психологич. центры при ун-тах Вены, Инсбрука и Граца. Аргентина: Аргентинское психологич. об-во, Ин-т конкретной психологии (Буэнос-Айрес), исследоват. центры при ун-тах Буэнос-Айреса, Кордовы, Ла-Платы. Бельгия: Бельг. психологич. об-во, Центр экспериментальной и сравнит. психологии (Лёвен), Ин-т психологии (Лёвен), исследоват. центры при ун-тах Лёвена, Брюсселя, Льежа. Великобритания: Брит. психологич. об-во, Нац. ин-т индустриальной психологии (Лондон), Ин-т экспериментальной психологии (Оксфорд), исследоват. центры при ун-тах Лондона, Кембриджа и др. Италия: Итал. психологич. об-во, Нац. ин-т психологии (Рим), психологич. центры при ун-тах Рима, Милана и др. Канада: Канадская психологич. ассоциация, Нац. ин-т индустриальной психологии, исследоват. центры при ун-тах Монреаля, Торонто и др. Нидерланды: Ин-т психологии конфликта в Лейдене, психологич. центры в Амстердаме, Неймегене и др. США: Амер. психологич. ассоциация (Вашингтон), Нац. психологич. ассоциация психоанализа (Нью-Йорк), Амер. академия психоанализа (Нью-Йорк), Амер. ин-т исследований в области наук о поведении (Питсбург), Центр исследований в области наук о поведении (Станфорд), Ин-т изучения поведения и развития детей (ун-т Айовы), Ин-т изучения развития детей (ун-т Миннесоты, Миннеаполис), Центр исследования личности (Техасский ун-т); исследоват. центры при ун-тах Гарвардском, Колумбийском, Корнеллском, Сиракьюсском, Калифорнийском, шт. Небраски, г. Буффало, Массачусетсском и Калифорнийском технологич. ин-тах, Свотморском колледже и др. Франция: Франц. психологич. об-во, исследоват. центр социальной психологии (Париж), Ин-т психологич. и социально-психологич. исследований (ун-т Бордо), исследоват. центры при ун-тах Парижа, Марселя и др. ФРГ: Нем. психологич. об-во, исследоват. ин-т психологии труда (Брауншвейг), Ин-т социальной психологии (Кёльн), психологич. центры при ун-тах Берлина (2), Бонна, Вюрцбурга (2), Гейдельберга, Гёттингена, Кёльна (2), Марбурга, Мюнстера (3), Мюнхена и др. Швейцария: Швейцарский проф. союз прикладной психологии, Швейцарское психологич. об-во, Ин-т им. Ж. Ж. Руссо в Женеве, психологич. центры при ун-тах Цюриха, Берна, Невшателя. Швеция: Шведский союз психологов, Ин-т психологии и педагогики в Стокгольме, психологич. центры при ун-тах Стокгольма, Гётеборга и др. Япония: Япон. психологич. ассоциация, Япон. ассоциация прикладной психологии и др., исследоват. центры при ун-тах Токио (4), Нагасаки и др. А. А. Пузырей.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки психологов широкого профиля со специализацией в области общей психологии и психофизиологии, возрастной и пед. психологии, психологии труда, социальной психологии, мед. психологии. Планомерная и систематич. подготовка психологов началась в первом десятилетии 20 в., когда психология стала приобретать широкое прикладное значение. В России центром П. о. стал Моск. ун-т, при к-ром в 1912 был организован Ин-т психологии (ныне Н.-и. ин-т общей и пед. психологии АПН СССР). Становление и развитие П. о. в СССР связано с деятельностью таких учёных, как К. Н. Корнилов, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Б. М. Теплов, Д. Н. Узнадзе, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, А. А. Смирнов, Н. Ф. Добрынин, Г. С. Костюк, Р. Г. Натадзе и др.

До сер. 60-х гг. подготовка психологов (в основном преподавателей для ср. и высшей школы) осуществлялась в небольших масштабах на кафедрах и отделениях психологии ряда ун-тов и пед. ин-тов. В 1966 при Моск. и Ленингр. ун-тах были открыты ф-ты психологии, в ряде ун-тов -отделения. В 1974/75 уч. г. психологов готовили 11 ун-тов: Московский, Ленинградский (ф-ты), Киевский, Тбилисский, Тартуский, Вильнюсский, Ростовский, Саратовский, Ярославский, Ташкентский, Харьковский (отделения); на ф-тах и отделениях психологии обучалось ок. 2,5 тыс. студентов. П. о. осуществляется по дневной и вечерней формам обучения, срок обучения 5-6 лет. П. о. складывается из общенаучной (общественные, биологич., математич. дисциплины, иностр. языки) и спец. психологической подготовки. Специализация включает спец. курсы, семинары, практикум, курсовые и дипломную работы, производственную практику. Независимо от специализации студенты изучают общую психологию, нейропсихологию, патопсихологию, возрастную, пед., социальную, ииж. психологию, психофизиологию, психологию труда. В соответствии с пост. ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР (1972) "О мерах по дальнейшему совершенствованию высшей школы" особое развитие получает подготовка специалистов в области инж. психологии.

Науч. кадры в области психологии готовятся в системе аспирантуры в ун-тах, ряде пед. ин-тов, в Ин-те психологии АН СССР, Н.-и. ин-тс общей и пед. психологии АПН СССР, Н.-и. ин-те психологии УССР, Н.-и. ин-те психологии им. Д. Н. Узнадзе АН Груз. ССР.

Наиболее известные центры П. о. за рубежом - ун-ты Гарвардский, Колумбийский, Станфордский (США), Кембриджский, Оксфордский, Лондонский (Великобритания), Монреальский (Канада), Парижский (Франция), Берлинский (ГДР), Карлов (Чехословакия), Варшавский (Польша). В. А. Иванников.

ПСИХОЛОГИЯ (от психо... и ...логия), наука о законах порождения и функционирования психич. отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных.

Предмет, основные проблемы и методы. В своей непосредственности явления психич. отражения выступают для человека в форме внутр. переживаний, недоступных объективному наблюдению: ощущений и образов восприятия, мыслей и чувств. Этот особый характер психич. явлений служил основанием для их противопоставления как явлениям внеш. мира, так и явлениям телесной жизни субъекта, что приводило к обособлению П. от др. наук, изучающих природу и общество.

Формирование знаний о психич. явлениях протекало в условиях борьбы между двумя осн. филос. линиями - материализмом и идеализмом, что, в конечном счёте, определяло собой то или иное решение фундаментальных теоретич. проблем П., от к-рых зависело направление конкретных исследований. Испытывая на себе влияние различных форм идеализма и механицизма, домарксистская П. оказалась ареной столкновений противоположных подходов к изучению психики. Так возникло противопоставление субъективно-эмпирической, описательной, П. и естественнонаучной, объяснительной, П.; П. "целостной" и П. "атомистической", разлагающей сложные психологич. образования на отд. элементы. Всё это создавало почву для эклектич. взглядов, тенденций к прагматизму и голому эмпиризму. Однако конкретные науч. достижения П. не соответствовали сложившимся теоретич. представлениям, что побуждало искать новые методологич. подходы. Принципиально новые позиции утвердились в сов. П. на основе марксистско-ленинского учения о психике и сознании.

Марксистско-ленинская философия вносит коренные изменения в понимание предмета П., её метода и осн. проблем. Вводя в П. понятие об отражении, она требует подходить к психич. явлениям как к особой форме отражения субъектом объективной реальности - того, что существует первично и независимо от него.

П. изучает психику в её филогенетич. и онтогенетич. развитии как на уровне животных, так и на уровне человека. Однако важнейший предмет П.- изучение психики человека и её высшей, специфически человеческой формы - сознания. Развитие трудовой деятельности и основанных на труде общения людей и языка необходимо породило новую форму психич. отражения - сознание. Особенность сознания состоит в том, что отражаемое содержание словесно означается и открывается перед субъектом как являющаяся ему картина мира, включающая в себя его собств. действия.

Сознание - высшая, хотя и не единственная форма психич. отражения у человека. Одна из фундаментальных проблем П. заключается в изучении условий и "механизмов" осознания, связи между несознаваемыми формами психич. отражения и сознанием. Недоступная для самонаблюдения, эта связь, как показывают совр. исследования восприятия, памяти, словесных обобщений и др., успешно решается с помощью объективных методов. Др. фундаментальную проблему П. составляет раскрытие природы тех процессов, к-рые субъективно переживаются как происходящие во внутр. мире. Изучение сложной (интеллектуальной) деятельности высших животных, т. п. наглядно-действенного мышления у человека и особенно онтогенетич. формирования умственных процессов привело к необходимости устранения в П. противопоставления внутр. деятельности (как якобы единственно входящей в её предмет) и деятельности внешней и практической, анализ к-рой прежде изымался из психологич. исследования. Были показаны генетич. связь между этими формами деятельности, общность их принципиального строения, а также существование взаимопереходов между ними; особо исследовался самый процесс преобразования внеш. действий и операций во внутренние, умственные; вместе с тем перед П. открылся и противоположно направленный процесс - развёртывание внутр. деятельности во внеш. формах.

Введение в П. категории деятельности создало возможность и для адекватного подхода к проблеме биологического и социального в развитии психики человека. Решение этой проблемы в домарксистской и немарксистской П. сводилось к утверждению того, что психика имеет у человека двойную детерминацию - биологическую и социальную, что вопрос заключается лишь в относит. значении каждой из этих детерминант; при этом упускалось то, что в процессе усвоения человеческим индивидом опыта общественно-историч. практики человечества необходимо преобразуются его исходные биологич. потребности и влечения, врождённые способы поведения и познания. Поэтому проблема биологического и социального в П. не сводится к соотношению двух разных сил или факторов, движущих развитием психики,- наследственности и социальной среды, а выступает как проблема снятия законов биологич. развития психики законами её обществ.- историч. формирования.

Наиболее изученными в П. являются познават. процессы - ощущение, восприятие, память и мышление, к-рые всё более рассматриваются как различные моменты, виды и формы предметной деятельности субъекта, функционально или генетически связанные с внеш. деятельностью, с практикой. Это выразилось в развитии исследований мышечных движений, входящих в состав процессов непосредственно чувственного отражения, в подходе к процессам воспринимания, запоминания и припоминания как к особым действиям и операциям и в понимании мыслит. деятельности как происходящей из деятельности практической. Благодаря этому психологич. исследования распространились также на внешнедвигат. активность, к-рая в субъективно-эмпирич. П. выступала гл. обр. в качестве выражающей внутр. психич. явления. Вместе с тем преодолевался взгляд на психику как на совокупность отд. "психических функций": было обнаружено их сложное системное строение, реализуемое целым ансамблем элементарных сенсорных, моторных, мнестических и тонич. процессов. Изменилось и понимание соотношения мышления и восприятия; сохранив идею относит. самостоятельности мышления, к-рое способно далеко выходить за пределы чувственного познания, совр. П. раскрыла важную роль образов как в протекании мыслит. процессов, так и в отнесении мысли к познаваемой реальности.

Гораздо более сложными являются проблемы внутр. регуляции деятельности - проблемы потребностей, мотивов, аффективно-волевых процессов. Хотя их изучению посвящено большое число исследований, однако понимание их у разных авторов остаётся далеко не однозначным. Гл. причина этого лежит в смешении разных уровней анализа - физиологического и психологического, требующего рассматривать эти проблемы в общей системе психич. регуляции предметной деятельности, и прежде всего со стороны тех специфич. особенностей, к-рые приобретают потребности, мотивы и чувства человека в зависимости от обществ. отношений, в к-рые он вступает, и от того места, к-рое он в них занимает. В результате человеческие побуждения описываются большинством зарубежных авторов как состояния и процессы двоякого ряда, биологические и социальные, к-рые объявляются сосуществующими и взаимно конкурирующими. В сов. П. указанные проблемы освещаются с позиций учения об изначально историч. природе всех человеческих потребностей, об определяющей мотивацию и чувства человека деятельности в конкретных обществ. условиях, в к-рых формируются направленность сознания и шкала субъективных ценностей.

Крупнейшую проблему представляет собой изучение личности, к-рое развивается в П. по трём направлениям: дифференциально-психологическому (изучение индивидуальных особенностей), онтогенетическому (формирование личности в детском, подростковом и юношеском возрасте) и общепсихологическому (характеристика целостности личности в отличие от целостности человека как биологич. индивида). Наибольшее число исследований относится к дифференциальной П. личности; они имеют важное практич. значение для проф. ориентации, отбора и расстановки кадров. В большинстве случаев эти исследования носят комплексный характер, включая в себя изучение черт соматической конституции человека, типов высшей нервной деятельности и др. индивидуальных ос