БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201 бессознательном "Оно" и устраняются собственно эстетич. критерии. В 20-30-е гг. наряду с вульгарным П., разоблачавшим художество как иллюзию и сводившим его к биол. инстинктам, имеют место серьёзные попытки использовать положения П. в борьбе против формалистич. и вульгарно-социологич. методологии [Л. Выготский, В. Волошинов (М. Бахтин)], осмыслить с его помощью практику новейших течений (дадаизм, сюрреализм, экс-прессионизм, "мифологизм"), найти объяснение загадочным лит. феноменам прошлого (этюды С. Цвейга о Достоевском, Г. фон Клейсте, М. Бонапарт об Э. По, В. В. Брукса о М. Твене), соединить П. с учением о художеств. форме и об обществ. роли лит-ры (X. Рид, Р. Фрай, К. Бёрк, К. Кодуэлл). В послевоен. время на Западе наиболее распространены две версии П.: экз потенциальный П. (Ж. П. Сартр, А. Мальро, С. Дубровский и др.) ищет в лит-ре свидетельства о подлинном человеческом бытии, укоренённом не в биол. природе, но в этич. свободе и достигающем полного личностного самораскрытия в мире художеств. вымысла, где духовная "самость" преодолевает гнёт ист. судьбы и выбирает себя; структуральный П. (Ж. Лакан, К. Морон, Р. Барт, Ж. Деррида) подчёркивает зависимость художника от сверхиндивидуальных механизмов культуры (языка и др. знаковых систем), действующих в сфере бессознательного и обусловливающих структуру произведения безотносительно к его "сознательному" замыслу и смыслу. П. в зап. литературоведении подвергается критике со стороны марксистов; причём имманентно-статич. структурам подсознания противопоставляется динамика социально-историч. жизни как источник творч. процесса. Доктрину П. оспаривают также последователи культурно-историч. школы и приверженцы математич. и кибернетич. методов.

Лит.: Фрейд З., Поэт и фантазия, в кн.: Совр. книга по эстетике, М., 1957 (есть лит. ); Выготский Л., Психология искусства, М., 1968; Кодуэлл К., Иллюзия и действительность, М., 1969; Мorrison С. С., Freud and the critic, Chapel Hill., 1968; Matt P. von, Literaturwissenschaft und Psychoanalyse, Frcib., 1972. М. Н. Этитейн,

ПСИХОГЕНИИ (от психо... и греч. -geneia - часть слова, означающая происхождение, возникновение), группа психич. болезней, возникающих как реакция на тяжёлую жизненную ситуацию (психич. травму). Осн. виды П.- неврозы и реактивные состояния.

ПСИХОГЕННЫЕ ОТРАВЛЯЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА, см. Отравляющие вещества.

ПСИХОГИГИЕНА, раздел гигиены, изучающий меры и средства формирования, сохранения и укрепления психического здоровья людей и предупреждения психич. заболеваний. Теоретич. основа П.- социальная и общая психология, психотерапия, социальная психиатрия и физиология высшей нервной деятельности. Первый спец. труд "Гигиена страстей, или Нравственная гигиена" принадлежит Галену. Исходная для П. идея зависимости психич. здоровья людей от условий их обществ, жизни была выдвинута П. Ж. Ж. Кабанисом. Основоположник П. в России И. П. Мержеевский видел важнейшее средство сохранения душевного здоровья и повышения продуктивности деятельности в высоких стремлениях и интересах личности. Для П. в СССР характерно преим. внимание к таким социальным мерам, как улучшение условий труда и быта, последовательное формирование у подростков активных социально-ценных установок, профессиональная ориентация, способствующая реализации этих установок, а также к психогигиенич. просвещению и обучению спец. методам управления собств. психич. состоянием и самочувствием. Важный метод П.- диспансеризация лиц с нервно-психич. нарушениями. К актуальным задачам П. относятся предупреждение психич. травм у детей и разработка способов рационализации процесса обучения в средней и высшей школе (с целью предотвращения нервно-психич. перегрузок). В связи с последствиями науч.-технич. революции возрастает значение управления психологич. климатом в больших и малых социальных группах, а также методов повышения психич. стойкости работников профессий повышенной сложности. Разделы П.: производственная (П. труда), умств. труда, половой жизни и семейных отношений, детей и подростков, людей пожилого возраста.

Лит.: Кербиков О. В., Избр. труды, М., 1971, с. 300-11; О психогигиенической работе в школе. Методическое письмо, М., 1961; Carroll Н. А., Mental hygiene, 3 ed., N. Y., 1956; Stevenson G. S., Mental health planning for social action, N. Y,-Toronto - L., 1956; English O. S., Pearsоn G. H. J., Emotional problems of living; avoiding the neurotic pattern, 3 ed., N. Y., [1963]. В. Е. Рожнов.

ПСИХОЗЫ, расстройства психической деятельности; подробнее см. Психические болезни.

ПСИХОЛАМАРКИЗМ, одно из направлений неоламаркизма. Согласно П., источником эволюции животных и растит. организмов являются их сознательные волевые акты. П. наделяет сознанием и памятью не только целостные организмы, но и каждую их клетку. П. противоречит дарвинизму, отвергает материалистич. учение об эволюции посредством естественного отбора.

ПСИХОЛИНГВИСТИКА, наука о закономерностях порождения и восприятия речевых высказываний. Возникла в 50-х гг. 19 в. как реакция на появление практич. задач, для решения к-рых оказался недостаточным аппарат лингвистики и традиционной психологии (социальное воздействие при помощи речи, инженерно-психологич. задачи, интенсификация обучения неродному языку и т. п.).

В СССР П. возникла в 60-х гг. на базе сов. психологич. школы Л. С. Выготского и лингвистич. традиции, идущей от Л. В. Щербы. Сов. П. (иногда наз. также теорией речевой деятельности) рассматривает речь как один из видов целенаправленной деятельности человека, подчиняющейся общим закономерностям организации деятельности. Осн. направления исследования - модели грамма-тич. порождения высказываний (А. А. Леонтьев, Т. В. Рябова, И. А. Зимняя, Е. М. Верещагин), механизмы восприятия и понимания семантич. стороны речи, а также вообще закономерности семантич. организации языковой способности человека (А. А. Брудный, А. П. Клименко и др.); вероятностная организация восприятия речи (Р. М. Фрумкина и др.). Интенсивно разрабатываются проблемы психологии общения, закономерностей строения цельного и связного текста. Осн. области практич. применения - обучение иностр. языку, инженерная и космич. психология, детская речь, проблемы речевого воздействия (радио, ораторская речь и т. д.).

В зарубежной П. представлено неск. направлений; а) необихевиористическое (см. Необихевиоризм), лидером к-рого в США является Ч. Осгуд; б) основанное на теории порождающих грамматик Н. Хомского и возглавляемое амер. психологом Дж. Миллером; в) направление, ответвившееся от предыдущего и стремящееся к синтезу достижений - миллеровской П. и классич. европейской психологии - Р. Румметвейт (Норвегия), Дж. Флорес д'Арке (Италия), В. Левелт (Нидерланды), Дж. Мортон (Англия). П. интенсивно развивается также в Канаде, ФРГ, Австрии, Японии. Позицию, во многом близкую к сов. П., занимают учёные ГДР, Румынии (Т. Слама-Казаку), Чехословакии и др. социалистич. стран.

Лит.: Миллер Дж., Галантер Е., Прибран К., Планы и структура поведения, М., 1965; Леонтьев А. А., Психолингвистика, Л., 1967; Речевое воздействие, М., 1972; Психолингвистика за рубежом, М., 1972; Основы теории речевой деятельности, М., 1974; Psycholinguistics, 3 ed., Bloomington - L., 1967; Slama-Cazacu Т., Introducere in psiholingvistica, Buc., 1968; её же, La psycholingmstique, P., 1972; Advances in psycholinguistics, Amst. - L., 1970; Hermann H., Psycholinguistics, В., 1971; Slobin D., Psycholinguistics, Glenview - L., 1971; Pruсha J., Soviet psycholinguistics, Hague - P., 1972.

А. А. Леонтьев.

ПСИХОЛОГИЗМ в социологии, методологич. подход, свойственный нек-рым направлениям бурж. социологии, ведущим начало от Г. Тарда, Л. Уорда, У. Мак-Дугалла, Ч. Кули и др., и активно практикуемый совр. школами символического интеракционизма (Дж. Мид и его последователи), неофрейдизма, а также феноменологич. социологией (X. Беккер, Э. Гофман и др.) и этнометодологией. Для всех разновидностей П. характерно стремление объяснить социальные взаимоотношения и структуры на основе психологич. данных. В ранних, более грубых и примитивных формах П. преувеличивалось значение генстич. факторов и формы социального поведения выводились из якобы исконно присущих человеческой психике свойств- сексуальности, агрессивности, аффективности, влечения к смерти и т. д. Свойствами личности (или нац. характера) пытались объяснить такие социальные явления, как войны, расовые и классовые конфликты и т. д. В дальнейшем П. эволюционировал в сторону отказа от идей генетич. предопределённости человеческого поведения, сохранив вместе с тем установку на отрицание реальности таких объектов, как общество, социальная система, организация и т. д. Такого рода понятия объявляются сторонниками П. метафизическими. Приверженцы П. не выходят за рамки анализа непосредств. взаимодействия людей, оперируя гл. обр. такими понятиями, как "непосредственно наблюдаемое поведение", реакция на ситуацию и т. п. Методы психологич. анализа имеют известное значение при исследовании малых групп и коллективов (см. Социометрия), однако несостоятельны при изучении более широких социальных проблем.

В совр. бурж. социологии предпринимаются попытки преодолеть ограниченность принципов и установок П. с помощью соединения его с анализом больших социальных систем (Т. Парсонс, А. Этциони, П. Блау, Ф. Селзник и др., см. Структурно-функциональный анализ). Однако исходные посылки и в этом случае остаются по преимуществу психологическими.

Марксистская социология, показывая ограниченность П., устанавливает реальное соотношение социального и психологического, выражающееся в социальной обусловленности последнего.

Лит.: Замошкин Ю. А., Психологическое направление в современной буржуазной социологии, М., 1958; его же, Кризис буржуазного индивидуализма и личность, М., 1966; Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964; Парыгин Б. Д., Основы социально-психологической теории, М., 1971; Bogardus E. S., The development of social thought, 4 ed., N. Y., [1960]; The behavioral sciences today, ed. by B. Berelson, N. Y.- [a. o.], 1964; Merton R., On theoretical sociology, N. Y., 1967.

Л. А. Седов.

ПСИХОЛОГИИ ИНСТИТУТ Академии наук СССР. Организован в 1971 в Москве. Осн. направления исследований: комплексная разработка фундаментальных проблем общей психологии и теоретич. основ её прикладных разделов, перспективной программы её развития в стране; социально-психологич. аспекты организации и деятельности трудовых коллективов, психология личности; психологич. проблемы обществ. труда, творческой деятельности людей, процессов управления; изучение материальных основ психики. На институт возложены функции головного науч. учреждения в разработке общей, социальной, инженерной, педагогической, мед. психологии, психологии спец. прикладных областей, психофизиологии; обязанности по повышению квалификации и подготовке специализированных кадров по психологии (аспирантура, стажёры, соискатели); оказание теоретич. помощи высшим и средним спец. учебным заведениям.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЦИКЛА, бурж. теория, пытающаяся объяснить смену фаз капиталистического цикла субъективно-психологич. факторами. Широкое распространение П. т. ц. получила с кон. 19 в. Англ. экономист У. Джевонс полагал, что циклич. экономические кризисы представляют собой явления чисто психологич. характера: развитие цикла определяется, по его мнению, сменой настроений уныния, оптимизма, ажиотажа, разочарования и паники. В нач. 20 в. П. т. ц. была детально разработана англ. экономистом А. Пигу, к-рый считал, что важнейшую роль в циклич. колебаниях капиталистич. воспроизводства играют изменяющиеся предположения предпринимателей относительно последующего развития конъюнктуры. Кризис перепроизводства, по концепции Пигу, наступает в результате накопления "ошибок оптимизма" делового мира. Среди совр. бурж. теорий капиталистич. цикла преобладают кейнсианские концепции (см. Кейнсианство), составной частью к-рых оказывается П. т. ц. В период циклич. подъёма преувеличенные ожидания, по мнению англ. экономиста Дж. М. Кейнса, берут верх над трезвыми расчётами; в условиях же экономич. кризиса предприниматели утрачивают веру в возможность интенсивного расширения произ-ва. На ход развития капиталистич. цикла влияет ряд "психологических детерминант" и, в частности, осн. психологич. закон, действие к-рого выражается в снижении предельной склонности к потреблению, а также субъективные моменты, связанные со склонностью владельцев ден. капитала к ликвидности. Особенно важное место в кейнсианских концепциях капиталистич. цикла занимают оценки предпринимателем предельной эффективности капитала, к-рые зависят, по мнению Кейнса, от не поддающейся контролю и руководству психологии делового мира. Распространённые в зап. лит-ре экономико-математич. модели капиталистич. цикла пытаются учесть в качестве особого фактора "ожидания", т. е. суждения предпринимателей о возможном расширении или сокращении рыночного спроса, движении цен, рыночных ставок ссудного процента и т. д. Концепции, пытающиеся объяснить циклич. характер капиталистич. воспроизводства чередованием волн оптимизма и пессимизма или др. психологич. факторами, характеризуются ярко выраженной субъективно-идеалистич. методологией. Согласно П. т. ц., кризисы наступают не в результате действия присущих капитализму объективных экономич. законов, а как следствие смены заложенных в самой природе человека оптимистич. и пессимистич. ожиданий. Тем самым проблема капиталистич. цикла приобретает внеисторич. и внесоциальный характер; во всех разрушительных явлениях, связанных с сокращением капиталистич. произ-ва, в кризисном падении доходов трудящихся и увеличении безработицы оказывается виновной, в соответствии с П. т. ц., не капиталистич. система х-ва, а свойственная людям смена настроений и др. психологич. особенности их поведения. Марксистско-ленинская экономич. теория никогда не отрицала роли психологич. факторов в развитии капиталистич. цикла; их действие особенно наглядно проявляется, напр., в периоды биржевой паники, в обострении кредитно-ден. кризисов и массовом истребовании банковских вкладов, однако циклич. ход воспроизводства обществ. капитала обусловлен не психологич. факторами, а осн. противоречием капитализма - между обществ. характером произ-ва и частнокапиталистич. присвоением. Антинауч. характер П. т. ц. проявляется в абсолютизации и игнорировании производного характера "психологических детерминант". В действительности массовая смена настроений всегда является следствием объективных экономич. процессов, вызванных к жизни резким обострением противоречий капиталистич. воспроизводства.

Лит.: Маркс К., Капитал, т, 1, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23; его же, Теории прибавочной стоимости (IV том "Капитала"), там же, т. 26, ч. 2; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18; его же, Марксизм и ревизионизм, там же, т. 17; Кейнс Д. М., Общая теория занятости, процента и денег, пер. с англ., М., 1948; Блюмин И. Г., Критика буржуазной политической экономии, т. 3, М., 1962; Осадчая И. М., Современное кейнсианство, М., 1971; Рigоu А. С., Industrial fluctuations, 2 ed., L., 1929; Duesenberry J. S., Business cycles and economic growth, N. Y., 1958; Lundberg E., Instability and economic growth, New Haven - L., 1968. P. М. Энтов.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА в литературоведении, сложилась в Зап. Европе и России в последнюю треть 19 в., отражая общий поворот социологии, философии и эстетики к психологизму. Пересматривая и развивая идеи культурно-исторической школы и особенно биографического метода, она противопоставляла себя спекулятивной ("общефилософской") эстетике (в т. ч. классической немецкой). Гл. предметом изучения для П. ш. стала внутренняя, психологическая сторона творчества, и прежде всего - душевная жизнь автора, поскольку иск-во, по словам одного из основоположников этой школы В. Вундта, "выражает все то, что человек носит в себе, как впечатления внешнего мира и как свои собственные душевные движения" ("Основы искусства", СПБ, 1910, с. 7). Художник творит для себя: воплощая в образы мучающие его мысли, чувства, настроения, он тем самым освобождается от них; само произведение становится моделью души создателя. Все особенности произведения выводятся из своеобразия личности художника, а различия между произведениями объясняются различием переживаний и психологич. типов (поэты выражения и поэты воплощения, художники-наблюдатели и художники-экспериментаторы). Историч. развитие иск-ва (лит-ры), его обществ. обусловленность отодвигались на второй план. Сторонники П. ш. не признавали объективного характера художеств. содержания: оно всегда сиюминутный процесс, поскольку его порождает ("вкладывает") сам читающий в зависимости от собственного, неповторимого опыта жизни. "Заслуга же художника не в том minimum содержания, какое думалось ему при создании, а в известной гибкости образа, в силе внутренней формы возбуждать самое разнообразное содержание" (Потебня А. А. Мысль и язык, Хар., 1892, с. 187).

П. щ. представляли в Зап. Европе труды литературоведов (С. Жирарден, Э. Эннекен, В. Вец), а также эстетиков и искусствоведов (В. Вундт, Э. Эльстер, Н. Фолькельт); на рубеже 19-20 вв. П. ш. уступает место школам интуитивизма и психоанализа.

В России первым идеи школы изложил А. А. Потебня ("Мысль и язык", 1862); в дальнейшем она представлена в работах его учеников (Д. Н. Овсянико-Куликовский; А. Г. Горнфельд, Т. Райнов, М. С. Григорьев и др.) и в жури. "Вопросы философии и психологии" (1899-1918); как целое перестала существовать в 20-е гг. Осваивая наследие П. ш. (особенно Потебни), марксистские исследователи критиковали её за абсолютизацию субъективной стороны творчества, утверждение безграничности истолкований художеств. идеи и недооценку историч. динамики иск-ва.

Лит.: Овсянико-Куликовский Д. Н., Вопросы психологии творчества, СПБ, 1902; Muller-Freinfels R., Psychologic der Kunst, Bd 1 - 2, Lpz., 1922 - 23. В. В. Курилов.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА, одно из направлений бурж. правовой науки, сложившееся на рубеже 20 в. одновременно с появлением психологич. направлений в социологии и др. социальных науках. С точки зрения представителей П. ш. п., причины, обусловливающие существование и действие права, коренятся не в социально-экономич. и классово-политич. условиях государственно-организованного общества, а в психологии личности или социальной группы. Право рассматривается ими как продукт различного рода психологич. установок, инстинктов (напр., властвования и подчинения), эмоций. Один из родоначальников П. ш. п.- франц. социолог и правовед Г. Тард, считавший, что в основе всех социальных ценностей и норм, в т. ч. и правовых, лежит инстинкт подражания. Наиболее глубоким и оригинальным представителем П. ш. п. был рус. юрист Л. И. Петражицкий. В нем. лит-ре под влиянием фрейдизма и бергсонианства сложилась концепция "правового чувства" (Рюмелин, Рицлер, Изай и др.), согласно к-рой главным в праве являются не нормы, а судебные решения, в основе к-рых лежат интуиция, подсознательные переживания, глубинные психологич. установки судьи. В 30-х гг. эта концепция, безгранично расширяющая в нарушение принципа законности т. н. "свободное судейское усмотрение", была воспринята в США реалистической школой права. После 2-й мировой войны 1939-45 в бурж. лит-ре сохраняли значение такие разновидности П. ш. п., как т. н. скандинавская школа права Хагерстрёма-Росса, концепции Р. Веста, П. А. Сорокина и Н. С. Тимашева, к-рые, модернизируя отд. положения Петражицкого, основой права считали психологию социальной группы, а не отд. индивида.

Марксизм не отрицает важной роли индивидуальной и социальной психологии в процессе функционирования права. Однако с точки зрения материалистич. понимания права как продукта социально-экономич. и классово-политич. отношений теоретико-методологические позиции П. ш. п. ошибочны. Они ведут к идеалистич. трактовке социальных корней права и его генезиса, к оправданию субъективно-волюнтаристских тенденций в процессе правотворчества и применения права, к принципиальной недооценке гарантий правопорядка и законности.

Лит.: Резунов М. Д., Марксизм и психологическая школа права, [М.], 1931; Пешка В., Психологические концепции в современной буржуазной теории права, пер. с венг., в сб.: Критика современной буржуазной теории права, М., 1969.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЖУРНАЛЫ, Периодич. издания по проблемам психологии стали выходить в различных странах в последней четв. 19 в., отражая процесс становления психологии как самостоят. науки. Среди первых П. ж. были: "Mind" (L., с 1876) в Великобритании, "Philosophische Studien" (Lpz., 1881-1903), "Zeitschrift fur Psychologie und Physiologie der Sinnesorgane" (Hamb.- Lpz., 1890-1906) в Германии. В 20 в. в Германии выходили "Psychologische Studien" (Lpz., 1905-18), "Psychologische Forschung" (В., 1921-39). В России в кон. 19 - нач. 20 вв. издавались "Вопросы философии и психологии" (1889-1918), "Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии" (СПБ, 1896-1918), "Вестник психологии, криминальной антропологии и педологии" (СПБ, 1904-17).

В 20 в. в связи с дифференциацией психологии, превращением её в систему различных дисциплин, а также в связи с развитием междисциплинарных исследований на стыке психологии с биологич., социальными, технич. и др. науками появляются многочисл. специализированные П. ж. (в нач. 70-х гг. ок. 1 тыс.). Наряду с П. ж., публикующими исследования, проводимые в отд. стране и на языке этой страны, издаются международные, а также региональные П. ж.

В СССР в 1928-32 выходил журн. "Психология". С 1955 издаётся журн. "Вопросы психологии". Статьи по проблемам психологии публикуются также в журн. "Советская педагогика", "Вопросы философии", "Журнал невропатологии и психиатрии им. Корсакова", "Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова" и др.

П. ж. за рубежом. Австралия: "Australian Journal of Psychology" (Melbourne, с 1949); "Australian Psychologist" (Melbourne, с 1966); Австрия: "Wiener Zeitschrift fur Philosophie, Psychologie, Padagogik" (W., с 1947); APE: "Egyptian Journal of Psychology" (Cairo, с 1945); Аргентина: "Anales del institute de psicologia" (Buenos Aires, с 1935); Бельгия: "Psychologica Belgica. Annales de la societe beige de psychologie" (Louvain, с 1954); Бразилия: "Arquivos brasileiros de Psychologia aplicada" (Rio de Janeiro, с 1949); Великобритания: "British Journal of Psychology" (L., с 1904); "British Journal of Social and Clinical Psychology" (L.- N. Y., с 1962); Венгрия: "Magyar psychologiai szemle" (Bdpst, с 1928); ГДР: "Zeitschrift fur Psychologie" (Lpz., с 1890); Индия: "Indian Journal of Psychology" (Calcutta, с 1926); "Indian Journal of Applied Psychology" (Madras, с 1964); "Indian Journal of Experimental Psychology" (Madras, с 1967); "Indian Psychological Review" (Varanasi, с 1964); Испания: "Revista de psicologia general у aplicada" (Madrid, с 1946); Италия: "Rivista di psicologia normale, patologica e applicata" (Firenze, с 1905); "Rivista de psicologia social" (Torino, с 1954); Канадa: "Canadian Journal of Psychology" (Toronto, с 1947); "Canadian Journal of Behavioural Science" (Toronto, с 1969); "Canadian Psychologist" (Ottawa, с 1960); Нидepланды: "Algemeen Nederlands tijdschrift voor wijsbegeerte en psychologie" (Amst., с 1907); Перу: "Boletin del Institute psicopedagogico naci