БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201"малая", или пограничная, П.). Самостоят. разделами являются детская П. и П. старческого возраста (геронтопсихиатрия), судебная П., предмет рассмотрения которой - проблемы вменяемости, трудовая экспертиза психически больных и др. В США, Великобритании, ФРГ организованы самостоятельные ассоциации и журналы социальной и б и о л. П. Отпочковываются военная П., наркология (предмет изучения к-рой - проблемы наркомании) и др.

Мед. описания психич. болезней содержатся ещё в трудах др.-греч. врача Гиппократа, врачей Др. Рима Аретея, Сорана, Цельса, Галена. В средневековье в Зап. Европе господствовали мистич. взгляды на природу психич. болезней. Нек-рые врачи Востока искали естеств. причины их возникновения; так, Ибн Сина объяснял их нарушениями в "соках" организма. По мере роста городов острее ощущалась необходимость изоляции и призрения психически больных; первоначально эти функции осуществлялись монастырями ("дома милосердия") и даже тюрьмами. Спец. учреждения стали появляться в 13-16 вв.: Оломоуц в Чехии, Бедлам (Вифлеем) в Лондоне и др. В России Стоглавый собор (1551) выработал спец. положение о монастырской помощи страдающим психич. заболеваниями.

Становление П. как самостоятельной дисциплины (кон. 18-19 вв.) связано с именами итал. врача В. Кьяруджи; Ф. Пинеля, реформировавшего психиатрич. помощь во Франции и утвердившего гуманное отношение к больным, к-рых до этого содержали в цепях; его ученика Ж. Эскироля - основоположника науч. исследований в П.; В. Гризингера, к-рый обосновал взгляд на психич. заболевания как болезни головного мозга и положил начало нем. школе психиатров, преодолевшей влияние "психиков" и "соматиков" (равно утверждавших невозможность заболевания бессмертной души); английского психиатра Г. Модели, развивавшего эволюционное направление в П. и ставшего родоначальником детской и судебной П.

В России во 2-й пол. 19 в. психиатрич. клиники были созданы в Петерб. медико-хирургич. академии (И. М. Балинский), в Моск. (С. С. Корсаков) и Казанском (А. У. Фрезе) ун-тах. На базе этих клиник сформировались основные школы русских психиатров (И. П. Мержеевский, В. М. Бехтерев, В. П. Сербский, П. Б. Ганнушкин, Н. Н. Баженов и др.). Большую роль в развитии психиатрич. помощи сыграла земская медицина (В. И. Яковенко, П. П. Кащенко, Л. А. Прозоров и мн. др.). В 1861 организовано первое науч. Петерб. общество врачей для помешанных. С 1887 периодически собирались съезды росс. психиатров. Вопросы П. обсуждались также на Пироговских съездах.

Кон. 19 в. ознаменовался в П. созданием нозологической (см. Нозология) классификации психозов (нем. психиатр Э. Крепелин, деятельности к-рого предшествовали исследования К. Кальбаума в Германии, В. X. Кандинского и С. С. Корсакова в России) и развитием "малой" П.- учения о неврозах и психопатиях (франц. врач Ж. М. Шарко и др.). П. выходит за рамки "учения о помешательстве", превращается в науч. дисциплину, исследующую любые болезненные изменения человеческой психики.

В 20 в. сформировались два направления в П. - определившее её успехи материалистическое, представители к-рого изучают природу психозов, опираясь на достижения биологии, нейрофизиологии, морфологии, и идеалистиское, складывавшееся из различных течений (фрейдизма, феноменологии, персонализма и др.); для него показательно положение нем. философа К. Ясперса о "непроходимой пустыне" между физич. и психич. областями. Особая разновидность этого направления - т. н. антипсихиатрия, осн. на концепции франц. философа 20 в. М. Фуко. Прогресс П. был связан с дальнейшей разработкой клиники шизофрении (Э. Блейлер и мн. др.) и пр. психич. заболеваний, применением генетич. анализа, новыми способами лечения [биол. метод терапии прогрессивного паралича, предложенный австр. психиатром Ю. Вагнер-Яуреггом (1917), чему предшествовали исследования рус. врача А. С. Розенблюма (1876); инсулиновая и электросудорожная терапия шизофрении и т. д.], а во 2-й пол. 20 в.- прежде всего с появлением психотропных средств (см. также Психофармакология).

Важная особенность развития П. в СССР -создание психиатрических диспансеров. Эта новая организационная форма помощи больным обеспечила внебольничное лечение большинства из них, их трудоустройство, профилактику обострений заболевания. С середины 20 в. внебольничная психиатрическая помощь получила распространение в других социалистических странах, а затем в США, Великобритании, Нидерландах, Франции и т. д. Профилактическое направление расширило возможности изучения начальных и "пограничных" форм психических болезней, генетических исследований, лечения и реабилитации больных. Это направление наряду с нозологическим подходом и теоретической основой - учением о высшей нервной деятельности - характерные черты сов. П. Её науч. центры: ин-ты психиатрии АМН СССР и Мин-ва здравоохранения РСФСР и Ин-т судебной психиатрии им. В. П. Сербского в Москве, психоневрологич. ин-ты в Ленинграде (Ин-т им. В. М. Бехтерева) и Харькове, Ин-т психиатрии им. М. М. Асатиани в Тбилиси, отделы П. в ряде н.-и. ин-тов и ок. 100 кафедр П. в мед. ин-тах и ин-тах усовершенствования врачей. Крупные н.-и. центры за рубежом: Нац. ин-т психич. здоровья в Вашингтоне, ин-ты П. в Нью-Йорке и Лондоне. Исследования по П. в основных сов. и зарубежных центрах ведутся мультидисциплинарным методом: в клинич., социальном и эпидемиологич., психологич., нейрофизиоло-гич., патофизиологич. и патоморфологич. аспектах. Н.-и. ин-ты П. созданы также в Польше, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, ФРГ, Франции, Японии, Индии и др. странах.

Почти 15 тыс. сов. психиатров (1973) объединены Всесоюзным обществом невропатологов и психиатров (осн. в 1927), к-рое с 1968 входит во Всемирную психиатрич. ассоциацию (WPA; осн. в 1961), охватывающую 74 нац. общества. Междунар. конгрессы психиатров проводятся с 1950. Важную роль в организации междунар. психиатрич. исследований играет Отдел психич. здоровья ВОЗ. В СССР проблемы П. освещает "Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова" (с 1901), за рубежом - "Archiv fur Psychiatrie und Nervenkrankheiten" (В., с 1868); "Fortschritte der Neurologie. Psychiatrie und ihre Grenzgebiete" (Stuttg., с 1929); "Les Annales Medico-Psychologiques" (P., с 1843); "L'Evolution Psychiatrique" (P., с 1925); "American Journal of Psychiatry" (Wash., с 1844); "British Journal of Psychiatry" (L., с 1855) и др.

Лит.: Каннабих Ю., История психиатрии, М., 1929; Юдин Т. И., Очерки истории отечественной психиатрии, М., 1951; Ганнушкин П. Б., Избранные труды, М., 1964; "Журнал невропатологии и психиатрииим. С. С. Корсакова", 1973, т. 73, в. 4, с. 589-610 (серия статей по вопросам "антипсихиатрии"); A directory of world psychiatry, Basle, 1971; Leibbrand W., Wettley A., Der Wahnsinn. Geschichte der abendlandischen Psychopathologie, Freiburg - Munch., [1961]; Psychiatrie der Gegenwarht, hrsg. von H. W. Gruhle, 2 Ausgabe, В.- N. Y.- Heidelburg, 1972.

А. В. Снежневский.

ПСИХИКА (от греч. psychikos - душевный), свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности. Важнейшая особенность психич. отражения - его активность. При этом оно не только представляет собой продукт активной деятельности субъекта, но и, опосредствуя её, выполняет функцию ориентации, управления ею. Т. о., психич. явления составляют необходимый внутр. момент предметной деятельности субъекта, и природа П., её законы могут получить науч. объяснение лишь в процессе анализа строения, видов и форм деятельности.

Понимание П. как отражения позволяет преодолеть ложную постановку проблемы о соотношении психологического и физиологического, приводящую либо к отрыву П. от работы мозга, либо к сведению психических явлений к физиологическим, либо, наконец, к простой констатации параллельности их протекания. Раскрытие психического отражения как порождаемого деятельностью, осуществляющей взаимодействия материального субъекта с объективной действительностью, исключает взгляд на психич. явления как чисто духовные, обособленные от телесных мозговых процессов, ибо эти процессы и реализуют деятельность, в к-рой происходит переход отражаемой реальности в психич. отражение. Однако характеристика деятельности субъекта не может быть непосредственно выведена из реализующих её физиол. процессов, т. к. она определяется свойствами и отношениями предметного мира, к-рым она подчиняется и к-рым, соответственно, подчиняется также и возникающее в мозгу субъекта психич. отражение. Т. о., хотя психич. явления существуют только в результате работы мозга и в этом смысле представляют собой его функцию, они не могут быть сведены к физиол. явлениям или выведены из них; они образуют особое качество, проявляющееся лишь в системе отношений деятельности субъекта.

Возникая на определённой ступени биол. эволюции, П. представляет собой необходимое условие дальнейшего развития жизни. Изменяясь и усложняясь, психич. отражение приобретает у человека качественно новую форму - форму сознания, порождаемого его жизнью в обществе, теми обществ. отношениями, к-рые опосредствуют его связи с миром. Необходимость возникновения сознания проистекает из особого характера человеческого труда, качественно отличающегося от инстинктивного поведения животных. Труд, как целесообразная продуктивная деятельность, требует, чтобы объективный результат его был представлен в голове человека в такой субъективной форме, к-рая позволяет сопоставлять его с исходным материалом (предметом труда), его преобразованиями и с достигнутым результатом (продуктом труда). При этом представление, регулирующее деятельность субъекта, находит своё воплощение в её продукте, и в этой опредмеченной форме оно и выступает для человека. Процесс сопоставления представления, опосредствующего деятельность, с отражением её продукта и есть процесс осознания. Он может осуществиться лишь в том случае, если объект выступит для субъекта в своей отражённой в языке форме; поэтому осознанное есть всегда также словесно-означенное. В этой своей функции язык является не только средством общения людей, но он есть их действительное сознание, существующее для индивида лишь постольку, поскольку оно существует для др. людей (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 29). Т. о., сознание как форма индивидуальной психики возможно лишь в обществе. Будучи главной формой П. человека, сознание, однако, не исчерпывает её; у человека имеются и несознаваемые психич. явления и процессы, т. е. такие, в к-рых он не может дать себе отчёта, к-рые скрыты от его самонаблюдения.

Хотя явления сознательного отражения даны для субъекта в его самонаблюдении, природа их может быть выявлена лишь путём объективного анализа. Изучение П. составляет предмет психологии.

Лит. см. при ст. Психология.

А. Н. Леонтьев.

ПСИХИЧЕСКАЯ СЕКРЕЦИЯ, выделение секретов пищеварит. желез при действии раздражителей (вид, запах пищи, обстановка её приёма, разговор о еде), ранее сочетавшихся с приёмом пищи. И. П. Павлов показал, что это явление носит характер условного рефлекса, и поэтому термин "П. с." следует считать неправильным.

ПСИХИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ (устар.- душевные болезни), заболевания человека, характеризующиеся преим. расстройствами психики. Нарушается отражение объективной реальности, изменяются самосознание, отношение к окружающему и поведение. Одни П. б. возникают в результате первичного поражения головного мозга с последующим нарушением деятельности организма в целом, другие - вследствие заболевания тех или иных органов со вторичным нарушением психич. функций. П. б. проявляются различными расстройствами: обманами восприятия (иллюзии, галлюцинации), нарушениями мышления (напр., навязчивые явления, бред), настроения (напр., депрессия), расстройствами сознания, памяти, снижением интеллекта. Современное естествознание не располагает достаточно полными и точными представлениями о нормальных механизмах психич. деятельности, поэтому неясны и механизмы её нарушений. Причинами П. б. могут быть наследств. предрасположение, инфекции, интоксикации, заболевания головного мозга (травмы, опухоли и др.), желез внутренней секреции, внутр. органов, авитаминозы, психич. травмы. В др. случаях имеют значение нарушения внутриутробного развития.

Согласно принятой номенклатуре болезней, различают три осн. вида П. б.: психозы [шизофрения, маниакально-депрессивный психоз и др.,- они составляют важнейшую группу П. б.; отсюда и более широкое (устар.) толкование термина "психозы" как синонима П. б.], т. н. пограничные нервно-психич. расстройства (неврозы, психопатии и др. заболевания непсихотич. характера, в частности наркомании), умств. отсталость (см. Олигофрения). Течение П. б. различно: от однократных или редких приступов с полноценной ремиссией до тяжёлых хронич. психозов с грубой дезорганизацией психич. деятельности и исходом в слабоумие. Смерть при П. б. наступает чаще вследствие присоединения др. болезни, от несчастного случая или самоубийства. Изучение П. б.- предмет мед. науч. дисциплины - психиатрии.

В сер. 20 в. проблема П. б. стала одной из важнейших для мед. науки и здравоохранения экономически развитых стран. Рост заболеваемости (в начале 70-х гг. во всех странах, по ориентировочным подсчётам, 70 млн. чел. с психич. расстройствами нуждались в госпитализации; в некоторых экономически развитых странах заболеваемость достигла 110-140 чел. на 1 тыс. населения) в существенной мере определяется нервными нагрузками, связанными с усложнением социальной жизни в условиях науч.-технич. революция. Кроме того, повышенные требования к индивидууму, обусловленные спецификой совр. жизни, выявляют те формы психич. расстройств, к-рые в иной обстановке остаются компенсированными. Увеличение показателей заболеваемости связано и с возросшими возможностями медицины в выявлении П. б. В капиталистич. странах дополнительно сказывается неблагоприятное влияние таких факторов, как неуверенность в будущем, обусловл. угрозой безработицы и нагнетаемым страхом термоядерной войны, чрезмерная интенсификация труда, разобщённость людей в условиях отчуждения. Алкоголизм и др. виды наркомании во мн. странах стали нац. бедствием.

Для лечения большинства П. б. применяют психотропные средства, при нек-рых психозах - инсулино-коматозное и электросудорожное лечение; психотерапию применяют гл. обр. при неврозах и психопатиях. Для оказания помощи психически больным в СССР создана общедоступная сеть специализир. мед. учреждений - психиатрич. больницы, диспансеры, дневные стационары, леч.-трудовые мастерские, позволяющие осуществлять принцип непрерывности и преемственности терапии (см. Психиатрия).

Лит.: Осипов В. П., Руководство по психиатрии, М.- Л., 1931; Гиляровский В. А., Психиатрия, 4 изд., М.. 1954; Справочник невропатолога и психиатра, под ред. Н. И. Гращенкова и А. В. Снежневского, 2 изд., М., 1968; Петраков Б. Д., Психическая заболеваемость в некоторых странах в XX в., М., 1972; Weitbrecht Н. J., Psychiatrie im Grundriss, В., 1973.

М. И. Фотьянов.

ПСИХО... (от греч. psyche - душа), часть сложных слов, указывающая на отношение к психике (напр., психология, психотерапия ).

ПСИХОАНАЛИЗ (от психо... и анализ), метод психотерапии и психологич. учение, ставящее в центр внимания бессознательные психич. процессы и мотивации. Был разработан в кон. 19 - нач. 20 вв. австр. врачом З. Фрейдом. От П. как конкретной теории и метода психотерапии следует отличать фрейдизм, возводящий положения П. в ранг философско-антропологич. принципов. Отд. положения П. можно обнаружить у Ж. Шарко и П. Жане (психологич. теория неврозов); ещё в 1882 венский психиатр Й. Брёйер показал, что можно достигнуть излечения тяжёлой формы истерии, если с помощью гипноза заставить пациента вспомнить и "отреагировать" забытую им травматич. ситуацию, послужившую источником невроза. Позднее Фрейд заменил гипноз методом свободных ассоциаций, к-рый и лёг в основу техники П. Было обнаружено, что травматич. события, аффективные переживания, неисполнившиеся желания и т. п. не исчезают из психики, а подвергаются вытеснению - активному удалению из сознания в сферу бессознательного, где продолжают активно воздействовать на психич. жизнь, проявляясь часто в замаскированной, "зашифрованной" форме в виде невротич. симптомов. Последние рассматриваются в П. как компромиссные психич. образования, возникшие в результате столкновения вытесненных влечений с противостоящей им внутр. "цензурой", представляющей собой механизм защиты сознательного "Я" против опасных влечений и импульсов. Такого же рода компромиссные образования П. усмотрел в сновидениях, ошибочных действиях (оговорках, описках и т. д.), остротах. Эти наблюдения вывели П. за пределы собственно психиатрии и позволили установить связь между нормальными и патологич. явлениями психики: в тех и других П. обнаружил общие психич. механизмы символизации, замещения, конденсации и пр.

С точки зрения П. каждое психич. явление должно быть раскрыто в трёх аспектах - динамическом (как результат взаимодействия и столкновения различных психич. сил), энергетическом (распределение связанной и свободной энергии, вовлечённой в тот или иной процесс; по аналогии с физич. энергией П. вводит понятие о квантуме психич. энергии, её "зарядах" - катексисах, способах её распределения и перемещения и т. п.) и структурном. На первом этапе развития П. (кон. 90-х - нач. 900-х гг.) было разработано учение о различных формах и проявлениях психич. энергии с акцентом на сексуальных влечениях (либидо). Учение о психич. структуре возникло в П. позднее (3. Фрейд, "Я" и "Оно", 1921). Наиболее архаическая, безличная, всецело бессознательная часть психич. аппарата получила наименование "Оно". Это резервуар психич. энергии, "кипящий котёл" влечений, стремящихся к немедленному удовлетворению. Эта часть психики связана с соматич. областью, служащей для неё источником энергии влечений. Она лишена контактов с внешним миром и не знает различия между внеш. реальностью и субъективной сферой. Вторая психич. структура - сознательное "Я" формируется как "оттиск" внеш. реальности на начальной массе влечений и импульсов. Среди факторов формирования "Я" особую роль П. придаёт идентификации. "Я" - посредник между внеш. миром и "Оно", влечением и удовлетворением. "Я" руководствуется не принципом удовлетворения, а требованиями реальности, сдерживает иррациональные импульсы "Оно" с помощью различных защитных механизмов, основанных на вытеснении. К ним относятся проекция; реактивное образование, построенное на амбивалентности влечений, при к-ром к.-л. влечение заменяется в сознании на противоположное, сохраняя в бессознательном свой первоначальный характер (бессознательная любовь проявляется как сознательная ненависть, жестокость - как чрезмерная доброта и т. п.); инверсия - влечение, направленное первоначально на внеш. объект, под действием страха обращается человеком на самого себя. Третья психич. структура - "Сверх-Я" формируется в результате интроекции социальных норм, воспитательных запретов и поощрений и выступает как источник моральных установок индивида. "Сверх-Я" функционирует большей частью бессознательно, проявляясь в сознании как совесть; вызываемые им напряжения в психич. структуре воспринимаются как чувства страха, вины, депрессии, неполноценности и т. п. После формирования "Сверх-Я" весь психич. аппарат начинает функционировать как целое.

Распространение П. в Европе началось после создания в 1908 Междунар. психоаналитич. ассоциации (с 1912 издавался журн. "Imago", с 1913 - "Internationale Zeitschrift fur Psychoanalyse") и особенно интенсивно шло после 1-й мировой войны 1914-18. В 1920 был открыт Психоаналитич. ин-т в Берлине, начавший выпускать проф. врачей-аналитиков. С приходом к власти фашизма в 1933 П. подвергается запрету в Германии, с 1938 - в Австрии. С этого времени начинается быстрое развитие П. в Великобритании и особенно в США, куда эмигрировало большинство психоаналитиков из Европы. На США, где организовано св. 20 учебных и исследоват. ин-тов П., приходится ок. 3/4 всей публикуемой лит-ры по П.

П. послужил отправным пунктом для развития многообразных течений глубинной психологии. Внутр. противоречия концепции П. у Фрейда и его последователей привели к появлению новых школ и направлений - индивидуальной психологии А. Адлера, аналитич. психологии К. Г. Юнга и др. В противовес односторонней ориентации на бессознательные процессы получила разработку т. п. эгопсихология (X. Гартман и др.), утверждающая относит. автономию сознательного "Я". После 2-й мировой войны 1939-45 развитие П. в Европе проходило в значит. мере под влиянием идеалистич. философии экзистенциализма, феноменологии, неотомизма, в США - неофрейдизма. Попытки применения метода П. характерны для ряда модернистских направлений иск-ва и лит-ры 20 в.: школы "потока сознания", сюрреализма и др.

Сов. психология, отмечая, что П. ввёл в науч. рассмотрение целый ряд важных явлений человеческой психики (бессознательные процессы и мотивы, влияние переживаний раннего детства на формирование характера и его патологич. деформации и др.), критикует его за сведение разнотипных и изменчивых отношений между неосознаваемой высшей нервной деятельностью и деятельностью сознания к изначальному антагонизму сознания и бессознательного, за универсализацию психоаналитич. понятий и механическое перенесение их в сферу социальных явлений, ведущее к психо-логизации человеческого общества, личности и культуры.

Лит.: Фрейд З., Лекции по введению в психоанализ, [т. 1 -2 ], М. - П., 1922; его же, Основные психологические теории в психоанализе, М.- П., 1923; Психоанализ детского возраста. [Сб. ст.], М., 1924; Бассин Ф. В., Проблема "бессознательного", М., 1968; Grinstein A., The index of psychoanalytic writings, v. 1 -10, N. Y., 1956 - 72; Pumpian-Mindiin E., Psychoanalysis as science, [2 ed.], N. Y., [1956]; Art and psychoanalysis, N. Y., 1963; Psychoanalysis and current biological thought, Madison - Milwaukee, 1965; Encyclopedia of psychoanalysis, N. Y.- L., 1968. См. также лит. при ст. Глубинная психология.

Д. Н. Ляликов.

П. в литературоведении - способ трактовки лит. произведений с точки зрения психологич. учения о бессознательном. П. рассматривает художеств. творчество как сублимированное (см. Сублимация) символич. выражение изначальных психич. импульсов и влечений (сексуальных и инфантильных в своей основе), отвергнутых реальностью и находящих компенсаторное удовлетворение в области фантазии. П. выявляет в истории лит-ры ряд устойчивых сюжетных схем, в к-рых автор идентифицирует себя с героем и рисует либо исполнение своих подсознат. желаний, либо их трагич. столкновение с силами социального и нравств. запрета (так, в "Царе Эдипе" Софокла, "Гамлете" Шекспира и "Братьях Карамазовых" Ф. М. Достоевского варьируется, согласно П., один мотив отцеубийства, связанный с вытесненным "эдиповым комплексом").

Первые образцы применения П. к лит-ре и иск-ву дал З. Фрейд ("Поэт и фантазия", "Достоевский и отцеубийство"), предупреждавший, однако, против смешения задач П. и литературоведения: П. подходит к лит-ре только как к сюжетно-иллюстративному материалу и сам по себе не способен объяснить разницу между шедевром и его пересказом или репродукцией, между великим писателем и рядовым невротиком или сновидцем. Наиболее адекватно П. приложим к изучению продуктов мифологии и "массовой куьтуры", где сознательное "Я" личности растворяется в