БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201авод резиновых изделий в Бринмаре (Англия, Южный Уэльс). Главный производственный корпус. 1945-51. Архитекторы О. Аруп, Р. Дженкинс. 2. Машиностроительный завод в Бирре (Швейцария). Главный производственный корпус. 1950-е гг. Архитектор Р. Рон. 3. Машиностроительный завод в Мюнхене (ФРГ). Интерьер цеха сборки прецизионных станков. 1950-е гг. Архитектор В. Хенн. 4. Фабрика высоковольтного оборудования фирмы "АЭГ" в Берлине. 1910. Архитектор П. Беренс. (Фото 1920-х гг.) 5. Автозавод им. И. А. Лихачёва в Москве. Моторный корпус. 1934-37. Архитекторы Е. М. Попов, В. Н. Златолинский и др., инженер М. С. Волчегорский и др. 6. Консервный завод в Дебрецене (Венгерская Народная Республика). Главный производственный корпус. 1960-е гг. Архитектор Л. Фёльдеши. 7. Хлопкопрядильная фабрика в Бухаресте. Интерьер прядильного цеха, 1950-е гг. Архитектор И. Бэлэнеску, инженер А. Таиллер. 8. Металлургический завод близ Исфахана (Иран). Конвертерный цех, 1960-е гг. Советские архитекторы В. С. Пермогенский, Г. В. Вольфензон, Е. Ф. Лунин.

К ст. Псков. 1. Церковь Николы со Усохи. 1536. 2. Вид на Кремль (Кром) в месте слияния рек Великой и Псковы. На первом плане Плоская башня у Нижних решёток (1500), на втором плане - башня Кутекрома (1400). 3. Церковь Георгия со Взвоза. 1494. 4. Церковь Петра и Павла "на брезе>. 16 в. 5. Монумент в честь первых побед Красной Армии под Псковом в 1918 г. Железобетон, кованая медь. Открыт в 1969. Архитектор И. Д. Билибин, скульптор Г. И. Мотовилов. 6. Поганкины палаты (ныне одно из зданий Историко-художественного и архитектурного музея-заповедника). До 1645. 7. Улица Яна Фабрициуса. 8. Площадь имени Ленина. Слева - Кремль с Троицким собором (1682-99), в центре - Дворец культуры профсоюзов и памятник В. И. Ленину (бронза, гранит, 1960, скульптор Г. Е. Арапов, архитектор П. С. Бутенко), справа - здание Педагогического института.

К ст. Псковская школа. 1. Церковь Успения Богородицы в селе Мелётово. 1461. 2. Гремячая (Козьмодемьянская) башня Окольного города в Пскове. 1524. 3. Церковь Николая Чудотворца в г. Остров. Сер. 16 в. 4. Фреска "Положение во гроб" в церкви Успения Богородицы села Мелётово. 1465. S. Церковь Успения с Пароменья. 1521. 6. Фрагмент сцены "Проповедь Христа во храме" фресковых росписей собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря под Псковом. 1313. 7. Церковь Николы Каменоградского. 2-я пол. 15 в. 8. Крыльцо Никольской надвратной церкви (1564) Псково-Печёрского монастыря. 9. Декоративный пояс барабана главы собора Иоанна Богослова (1557) Крыпецкого монастыря. 10. Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря под Псковом. 1310. 11. Церковь Василия с Горки. 1413. 12. Дом Лапина ("Солодёжня"). 1670-80-е гг. (1, 3, 4, 8, 9 - Псковская область.)

К ст. Пушкин А. С. 1. "Руслан и Людмила". Фронтиспис к 1-му изданию. Гравюра М. А. Иванова. Москва. 1820. 2. Рисунки Пушкина к "Сказке о попе и о работнике его Балде". 1830/3. "Сказка о царе Салтане". Илл. И. Я. Билибина. 1905. 4. Михайловское. Литография Г. Александрова по рисунку И. Иванова. 1837. 5. А. С. Пушкин. Гравюра художника Е. Гейтмана. 1822. 6. "Кавказский пленник". Автограф с портретом Н. Раевского. 1820. 7. "Современник". Обложка издававшегося Пушкиным журнала. 8. "Евгений Онегин". Пушкин и Онегин. Гравюра Е. Гейтмана с рисунка А. Нотбека. 1829. 9. "Медный всадник". Илл. А. Н. Бенуа. 1923. 10. "Евгений Онегин". Илл. М. В. Добужинского. Москва. 1947. 11. "Евгений Онегин". Илл. П. П. Соколова. 1855-60. 12. "Граф Нулин". Илл. Н. В. Кузьмина. 1957.

К ст. Пушкин А. С. 1. "Пир во время чумы". Илл. А. И. Кравченко. 1937. 2. "Скупой рыцарь". Барон в подвале. Гравюра на дереве В. А. Фаворского. 1961. 3. Рисунки Пушкина на рукописи "Евгения Онегина". 4. "Пушкин на прогулке". Рисунок В. Серова. 1899. 5. Автопортрет. 1832. 6. А. С. Пушкин, портрет работы И. Л. Линёва, 1836 (?). 7. "Дубровский". Пожар в усадьбе Дубровского. Рисунок Б. Кустодиева. 1923. 8. Памятник Пушкину в Лицейском саду в г. Пушкине (б. Царское Село). Скульптор Р. Р. Бах. Открыт в 1900. 9. Н. Н. Пушкина. Акварель А. П. Брюллова. 1832. 10. Сцена из спектакля "Борис Годунов". Московский Художественный театр. 1907. 11. Извещение о смерти Пушкина.

К ст. ПУШКИН (город). 1. Грот, 1753-57. 2. Большой (Екатерининский) дворец. 1752-57. Фрагмент фасада. 3. Мраморный мост. 1770-76. 4. Камеронова галерея. Перспектива колоннады. 5. Резное оформление двери Картинного зала Большого (Екатерининского) дворца, в. Парадная лестница Большого (Екатерининского) дворца. 7. Пандус. 8. "Агатовые комнаты". 9. Беседка "Большой каприз". 1770-е гг. 10. Лицей. 1789-91. Архитектор И. В. Неелов. Перестроен архитектором В. П. Стасовым в 1811. (1, 2,5,6 - архитектор В. В. Растрелли; 3, 9 - архитектор В. И. Неелов; 4, 7, 8 - 1780-90-е гг., архитектор Ч. Камерон.)

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, форма проф. образования, имеющая целью подготовку квалифицированных рабочих для отраслей нар. х-ва в проф.-технич. уч. заведениях; совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, позволяющих квалифицированно выполнять работу по определённой рабочей профессии, специальности; в социалистич. странах П.-т. о.- органич. часть системы народного образования.

В рабовладельч. обществе проф. умения и навыки передавались в процессе трудовой деятельности. В феод. обществе, в условиях дифференциации и специализации ремесленного труда, возникла необходимость обучения ремеслу путём специально организованного индивидуального ученичества. Рост крупного машинного производства в эпоху капитализма обусловил создание проф.-технич. школ различного уровня и профиля (при сохранении ученичества), в к-рых дети рабочих не только обучались практич. применению различных орудий производства, но и знакомились с его технологией. Как самостоятельная ступень проф. образования система П.-т. о. начала формироваться в развитых капиталистич. странах Европы во 2-й пол. 19 в., а в США - после 1-й мировой войны 1914-18 (когда резко сократилось поступление квалифицированной рабочей силы из Европы).

В России в 1-й пол. 19 в. в профессионально-технических учебных заведениях применялась предметная, или "вещевая", система обучения (изготовление в процессе обучения заданных предметов). Во мн. уч-щах на преподавание спец. дисциплины отводилось незначит. количество уч. часов; в нек-рых - не изучались общеобразовательные предметы. Прогрессивная общественность выступала за развитие и совершенствование П.-т. о. К. Д. Ушинский в 1868 в ст. "Необходимость ремесленных школ в столицах" (см. Собр. соч., т. 3, 1948, с. 589-97) писал о том, что хорошая подготовка подмастерьев и мастеров избавит Россию от необходимости приглашать иностр. специалистов.

В 60-х гг. 19 в. группа инженеров-механиков под рук. Д. К. Советкина разработала в Московском технич. уч-ще новую систему производственного обучения, назв. операционной (уч-ся овладевают профессией последовательно, изучая все приёмы и операции, из к-рых складывается рабочий процесс по специальности). Эта система демонстрировалась и получила признание на международных выставках в Вене (1873), Филадельфии (1876), Париже (1900) и ряде др. Отмечалось, что у русских обучение ручному труду превратилось в науку. В совершенствование операционной системы внесли вклад инженеры С. А. Владимирский, П. И. Устинов (освоение комбинаций, приёмов и операций работы, обучение уч-ся в процессе изготовления полезных изделий как в уч. мастерских, так и в цехах предприятий).

В лучших низших технич. и ремесленных уч-щах работали квалифицированные мастера и преподаватели, имелось хорошее учебно-производственное оборудование, уч. документация. Однако в большинстве проф.-технич. уч. заведений эксплуатировался труд подростков, в качестве мастеров зачастую использовались малоквалифицированные рабочие, нередко отсутствовали уч. программы, перечень учебных изделий был ограниченным, теоретич. подготовку уч-ся во мн. случаях не получали.

П. - т. о. в СССР. Окт. революция 1917 внесла коренные изменения в систему П.-т. о. В 1918 введено обязательное обучение подростков 15-17 лет, работавших на предприятиях и в учреждениях. На базе ранее существовавших ремесленных уч-щ и школ создана сеть проф.-технич. курсов, школ, клубов с целью проф. и общеобразовательной подготовки молодёжи. В 1919 при Наркомпросе РСФСР учреждена секция П.-т. о., преобразованная в 1920 в Главный комитет проф. образования (Главпрофобр). В 1919 принят декрет Совнаркома РСФСР "О мерах к распространению профессионально-технических знаний", в к-ром указывалось, что "необходимым условием окончательного торжества рабоче-крестьянской революции является поднятие производительности народного труда, а ...наиболее быстрым и верным способом такого поднятия является распространение в широких народных массах профессионально-технических знаний и умений..." (Известия ВЦИК, № 135, 24 июня 1919). В целях ликвидации технич. безграмотности рабочих и удовлетворения острой нужды пром-сти в квалифицированной рабочей силе в соответствии с декретом "Об учебной профессионально-технической повинности" (1920) введено обязательное П.-т. о. всех рабочих в возрасте от 18 до 40 лет (за исключением лиц, имевших подготовку не ниже бывших ремесленных уч-щ или обучавшихся в технич. уч. заведениях) на предприятиях, где не было фабрично-заводских школ, - с 14-летнего возраста. В 1920 утверждено "Положение о профессионально-технических школах", в 1921 - положения о заводском ученичестве в металлообрабатывающей пром-сти, о школах фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), в 1924 - новое положение о школах ФЗУ. В 20-е гг. Главпрофобром разработан примерный уч. план: для школ ФЗУ 60-65% уч. времени отводилось на производственное и 35-40% на теоретич. обучение. Объединяя общее, проф. и политич. образование подростков, сочетая обучение с производит. трудом, школы ФЗУ явились новым, социалистич. типом проф. уч. заведения для рабочей молодежи. В 20-30-е гг. в школах ФЗУ и др. проф. уч. заведениях использовались три системы производств. обучения - предметная, операционная и комбинированная (предметно-операционная ). В сер. 30-х гг. на основе лучших элементов операционной и комбинированной систем была разработана операционно-комплексная система, к-рая с 40-х гг. является основной: уч-ся последовательно осваивают отд. приёмы и операции проф. деятельности, затем комплексные работы по возрастающей сложности, обучение проводится в процессе изготовления полезной и сложной продукции; всё это подготавливает уч-ся к самостоятельному выполнению работ, включению в производительный труд.

За годы существования (1920 - 40) школы ФЗУ подготовили для нар. х-ва 2,5 млн. квалифицированных рабочих. В то же время ведомственная разобщённость школ ФЗУ затрудняла централизованное руководство проф. обучением рабочих кадров, разработку единых уч. планов, программ, учебников и др. Для расширения организованной подготовки квалифицированных рабочих, упорядочения руководства П.-т. о. и ликвидации ведомственной разобщённости профшкол в 1940 создана система Государственных трудовых резервов СССР, к-рой переданы школы ФЗУ, реорганизованные в ремесленные, ж.-д. уч-ща и в школы фабрично-заводского обучения (ФЗО).

В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 уч-ща и школы трудовых резервов сыграли видную роль в подготовке рабочих кадров для отраслей оборонной пром-сти. На ряде предприятий, особенно в вост. районах, воспитанники трудовых резервов составляли св. 50% всех рабочих. 20 тыс. уч-ся и работников уч-щ и школ за помощь фронту награждены орденами и медалями.

В 50-е гг. система Гос. трудовых резервов развивалась в направлении специализации подготовки рабочих по отраслям пром-сти, транспорта, стр-ва, с. х-ва, повышения уровня спец. и общеобразоват. подготовки уч-ся. В связи с развитием общего среднего образования были созданы технические училища для П.-т. о. молодёжи, окончившей ср. общеобразоват. школу. Для подготовки сел. механизаторов организованы уч-ща (по типу ремесленных) механизации с. х-ва.

Для планомерного обеспечения квалифицированными рабочими кадрами отраслей нар. х-ва в условиях научно-технич. прогресса Гос. трудовые резервы преобразованы в 1958 в Гос. систему П.-т. о. с осн. типом уч. заведений - гор. и сел. профтехучилищами (ПТУ) для подготовки квалифицированных рабочих из молодёжи, окончившей неполную среднюю общеобразовательную школу. С кон. 60-х гг. началось развитие ПТУ, к-рые наряду с рабочей профессией дают общее среднее образование (принимаются выпускники восьмилетней школы). Средние ПТУ становятся одним из перспективных путей осуществления всеобщего ср. образования. В 70-е гг. значительно расширена сеть и укреплена материальная база средних сельских ПТУ. Роль и место П.-т. о. в сов. системе нар. образования определены в постановлениях ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР - "О повышении роли Гос. комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию в подготовке квалифицированных рабочих для народного хозяйства" (1966), "О мерах по дальнейшему улучшению подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях системы профессионально-технического образования" (1969), "О совершенствовании системы профессионально-технического образования" (1972), "О мерах по расширению сети средних сельских профессионально-технических училищ и по улучшению их работы" (1975), в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании (1973), в постановлении Верх. Совета СССР "О состоянии народного образования и мерах по дальнейшему совершенствованию общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в СССР" (1973) и др.

Уч. заведения системы П.-т. о. специализированы по группам родственных профессий (металлисты, химики, строители, металлурги, горняки, нефтяники, работники ж.-д. транспорта, с. х-ва, коммунально-бытовых предприятий и др.- всего ок. 1100 профессий). Специализация уч-щ позволяет повышать качество обучения, оптимально использовать учебно-производств. оборудование, рационально комплектовать уч-ща педагогами-специалистами.

Теоретич. обучение включает цикл спец. и общеобразовательных (в т. ч. общественно-политич.) дисциплин, необходимых для овладения изучаемой профессии. В процессе производственного обучения уч-ся овладевают проф. знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения всех операций по специальности, учатся работать, используя совр. технику и передовые методы труда.

Производственное обучение чередуется с теоретическим. Для каждой группы специальностей устанавливается наиболее рациональное соотношение между теоретич. и практич. обучением. В средних ПТУ на изучение общеобразоват. дисциплин отводится ок. 40% уч. времени, специальных- ок. 20%, на производственное обучение - 40%, в технич. уч-щах и обычных ПТУ (для окончивших ср. школу) соответственно-10%, 20%, 70%.

Характерная черта сов. системы П.-т. о.- органич. связь уч. заведений с предприятиями. Базовые предприятия выделяют уч-щам оборудование, материалы и инструменты, предоставляют места для проведения производственной практики в цехах предприятия и др. Окончившие уч-ща направляются, как правило, на предприятия, где они прошли производственную практику.

За годы Сов. власти в уч. заведениях П.-т. о. подготовлено св. 36 млн. квалифицированных рабочих.

Для молодёжи, поступающей на произ-во после окончания общеобразоват. школы, и для лиц, работающих в нар. х-ве и желающих получить новую профессию или повысить квалификацию, организуются вечерние (сменные) ПТУ, курсы, учебно-курсовые комбинаты и др. формы курсового и индивидуально-бригадного обучения непосредственно на произ-ве. В 1973 на предприятиях, в учреждениях и организациях новые профессии и специальности получили 5 млн. рабочих, повысили свою квалификацию 9,6 млн. В колхозах обучены новым профессиям и специальностям и повысили квалификацию 1,7 млн. чел. Кроме того, 231 тыс. квалифицированных работников подготовили школы ФЗУ и др. профшколы и уч-ща при предприятиях.

В воспитании ц проф. обучении рабочей молодёжи активно участвуют высококвалифицированные кадровые рабочие-наставники, в 70-е гг. наставничество стало массовым движением.

В системе П.-т. о. в 1973 было занято св. 360 тыс. работников, в т. ч. 218 тыс. преподавателей и мастеров производственного обучения. В ведении Гос. комитета П.-т. о. 69 индустриально-педагогических техникумов, к-рые готовят техников-мастеров производственного обучения (ежегодный выпуск св. 10 тыс. специалистов). Преподавателей спец. дисциплин готовят инженерно-педагогич. ф-ты 13 политехнич. ин-тов (1974). Повышение квалификации преподавателей осуществляют Всесоюзный ин-т повышения квалификации инженерно-педагогич. работников профтехобразования (осн. в 1966 в Ленинграде) и св. 20 его филиалов в др. городах, а также ин-ты усовершенствования учителей, спец. отделения и курсы при отраслевых вузах. Мастера производств. обучения один раз в 5 лет проходят стажировку на предприятиях. Всесоюзный н.-и. ин-т П.-т. о. (осн. в 1966) совместно с н.-и. ин-тами отраслевых мин-в и Академии пед. наук СССР изучает обусловленные технич. прогрессом изменения характера труда рабочих и в соответствии с этим определяет содержание и формы подготовки рабочих.

Уч. пособия и оборудование для системы П.-т. о. выпускает Всесоюзный трест производственных предприятий Гос. комитета Сов. Мин. СССР по П.-т. о. (осн. в 1947), учебники и др. уч. лит-ру - изд-во\ "Высшая школа" и ряд др. центр. изд-в. Ежегодно выпускается ок. 2 тыс. наименований уч. пособий и оборудования на общую сумму ок. 25 млн. руб., св. 150 названий спец. учебников и др. уч. лит-ры тиражом 5,5 млн. экз.

Получили развитие технич. и художеств. творчество уч-ся профтехучилищ.

Развитие сети учебных заведений и рост численности учащихся в системе профессионально-технического образования





1920


1925


1931


1941


1946


1956


1966


1971


1974
Количество учебных


43


927


3970


1551


2488


3145


4319


5351


6028
в том числе средних ПТУ


_


-


-


-


-


-


-


324


2200
Количество учащихся, тыс. чел.


2


88,6


925


602


603


755


1599


2380


3000
в том числе в средних ПТУ


-


-


-


-


-


-


-


168


900

В 1974 в различных коллективах художеств. самодеятельности и технич. кружках занималось св. 2/3 уч-ся. Физкультурно-спортивную работу в системе П.-т. о. организует Всесоюзное добровольное спортивное об-во "Трудовые резервы". С 1959 на ВДНХ в Москве работает постоянно действующий павильон "Профессионально-техническое образование". Издаётся ежемесячный журн. "Профессионально-техническое образование".

Расширяется и совершенствуется подготовка квалифицированных рабочих в системе П.-т. о. в др. социалистич. странах. Повышается уровень общего и проф. образования уч-ся проф.-технич. уч. заведений, растёт число средних проф. уч-щ разного профиля. Как правило, П.-т. о. осуществляется на базе 8-летней (Болгария, Венгрия, Румыния, Югославия) или 10-летней (ГДР, Чехословакия) школы. Срок обучения обычно 2-4 г. Существуют 1-2-годичные профшколы для молодёжи, имеющей общее ср. образование. Подготовка и повышение квалификации рабочих организуется и непосредственно на предприятиях. В системе П.-т. о. в Болгарии в 1960 подготовлено 42,1 тыс. рабочих, в 1970 - 106 тыс., соответственно в Венгрии - 125,3 тыс. и 200 тыс., ГДР - 338 тыс. и 530 тыс., Польше- 363 тыс. и 850 тыс., Румынии - 127 тыс. и 245 тыс., Чехословакии - 245 тыс. и 355 тыс.

Ежегодно проводятся научно-методич. совещания работников П.-т. о. социалистич. стран.

В нек-рых капиталистич. странах (США, Японии и др.) П.-т. о. осуществляется в проф. классах средних общеобразовательных школ (после окончания 8 классов в течение 4 лет); в Великобритании, Франции, Италии, Австрии, Швеции, Норвегии, Финляндии - в стационарных профшколах со сроком обучения 2-3 г.; в ФРГ - в уч. мастерских предприятий и в профшколах со сроком обучения 2-3 г. Во мн. странах имеются проф. уч-ща с 3-4-годичным сроком обучения, созданные фирмами. Обучение в большинстве профшкол платное. В США, Великобритании, Франции, ФРГ и др. странах получила развитие проф. подготовка квалифицированных рабочих в системе ученичества со сроком обучения от 2 до 5, а иногда и более лет, существует сеть гос., общественных и частных школ, курсов для проф. обучения взрослых без отрыва от работы. Методич. руководство профшколами осуществляют мин-ва просвещения, хозяйственно-финансовое и административное - пром. и с.-х. мин-ва. Все вопросы, связанные с организацией проф. подготовки в системе ученичества, решаются мин-вами труда.

Коммунистич. и рабочие партии, прогрессивные профсоюзные, молодёжные и др. общественные организации в капиталистич. странах выступают за расширение и совершенствование П.-т. о., за создание единой гос. системы П.-т. о., исключающей эксплуатацию молодёжи в процессе получения рабочих профессий.

Лит.: Веселов А. Н., Профессионально-техническое образование в СССР, М., 1961; Булгаков А. А., Профессионально-техническое образование и профсоюзы, [М.], 1967; Коваленко И., Омельяненко Б., Технический прогресс и рабочие кадры. Зарубежный опыт, [М.], 1969; Батышев С. Я., формирование квалифицированных рабочих кадров в СССР, 2 изд., М., 1974. В. А. Саюшев.

"ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ", ежемесячный массовый пед. иллюстрированный журнал, орган Гос. комитета Сов. Мин. СССР по профессионально-технич. образованию. Выходит в Москве. Осн. в 1941 под назв. "Производственное обучение". С июня 1941 по март 1945 не издавался, с 1953 выходит под назв. "П.-т. о.". Предназначен для работников системы проф.-технич. образования и работников, осуществляющих индивидуально-бригадную подготовку рабочих на предприятиях. В журнале освещаются вопросы учебно-воспитательной, методич. и н.-и. работы в области проф.-технич. образования, повышения квалификации инженерно-пед. кадров, обобщения и распространения передового пед. опыта и др. Публикуются материалы из истории проф.-технич. образования, о его развитии за рубежом, о последних достижениях техники, новинках спец. лит-ры и др. Тираж (1975) св. 100 тыс. экз.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ БОЛЕЗНИ, 1) заболевания, возникающие при воздействии на организм профессиональных вредностей. Различают П. б., развивающиеся в результате действия нек-рых видов пыли (см. Пневмокониозы), токсич. веществ (напр., бензола, свинца, ртути), нек-рых физич. факторов: вибрации (см. Вибрационная болезнь), интенсивного шума, высокой и низкой темп-ры воздуха в рабочем помещении, повышенного или пониженного атм. да