БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201ые (квадратные, шестигранные и др.), шлицевые, шпоночные, наружные плоские, наружные фасонные. У П. для внутр. протягивания (рис., а)зубья, расположенные на режущей части (постепенно возвышающиеся), выполняют осн. работу по срезанию припуска. Калибрующая часть П. имеет от 3 до 8 зубьев; первый из них срезает очень малый слой металла и придаёт отверстию окончательную форму, остальные являются запасными (работают после переточек П.). П. для наружного протягивания (рис., б) изготовляются в виде прямоугольного бруска; имеют режущую и калибрующую части. Кроме режущих, применяют выглаживающие П., к-рые не режут, а выравнивают и уплотняют металл; уплотнённый слой обладает высокой износостойкостью. Зубья выглаживающих П. не имеют углов резания; такие зубья делают иногда на калибрующей части режущей П.

Протяжки: а - для внутреннего протягивания; 6 - для наружного протягивания; 1 - хвостовик; 2 и 5 - передняя и задняя направляющие части; 3 - режущая часть; 4 - калибрующие зубья.

ПРОТЯЖКА в металлообработке, 1) операция, применяемая при обработке металлов давлением (напр., ковке) с целью уменьшения толщины стенки и увеличения длины исходной заготовки, имеющей форму стакана и обычно полученной в результате несквозной прошивки. Под действием пуансона заготовка протягивается через одну или неск. последовательно расположенных матриц. Обычно П. производят на протяжных гидравлических прессах. 2) То же, что вытяжка.

ПРОТЯЖНАЯ ПЕЧЬ, термическая печь для обработки металлич. ленты, непрерывно протягиваемой через рабочее пространство по опорным роликам или на газовой подушке. Одну или неск. разных П. п. включают в состав поточных линий, в к-рых наряду с термич. и термохимии, обработкой ленту очищают, травят, наносят на неё покрытия (цинковое, алюминиевое, пластиковое, электроизоляционное и др.), окрашивают, сушат, правят и т. д. П. п. классифицируют по назначению (напр., для закалки, нормализации, отжига, отпуска) и по конструкции - горизонтальные и вертикальные (рис.). Длина горизонтальных П. п. достигает 300 м, производительность до 75 т/ч. В них обрабатывают ленту шириной до 2,5 м, толщиной 0,2-6 мм со скоростью до 4 м/сек. Для повышения производительности и экономии площади цеха иногда печи делают 2-5-этажными. Высота вертикальных П. п. 15-45 м, число оборотов ленты 1-50. Общая длина ленты в печи достигает 1 км. В многооборотных вертикальных П. п. обрабатывают ленту толщиной 0,05-1,5 мм при скорости до 10 м/сек с производительностью до 100 т/ч, а в однооборотных - ленту толщиной до 3 мм. Опорные ролики изготовляют из жаропрочной стали. Приводы роликов электрические. Большинство П. п. многокамерные: камеры нагрева, выдержки, медленного и быстрого охлаждения, закалки, сушки и др. устанавливают последовательно и соединяют тамбурами или разделяют перегородками. Число, размеры, назначение, температурный и газовый режим камер выбирают в зависимости от технологии обработки. Тепловой режим П. п.- постоянный во времени и переменный по длине печи. Нагревательные и охлаждающие элементы располагают в печи по обе стороны ленты. П. п. без атмосферы контролируемого состава работают с непосредственным пламенным нагревом и охлаждением ленты воздухом или водой. При работе с атмосферой контролируемого состава П. п. обогревают радиационными трубами или электрич. нагревателями сопротивления, а в камерах охлаждения воздух или вода отделены от ленты и передают тепло к ней через стенки стальных труб или муфеля. Для ускорения нагрева и охлаждения ленты в П. п. применяют циркуляцию печной атмосферы. Перспективны П. п. с использованием скоростных способов нагрева и охлаждения (газо-струйного, электроннолучевого, в металлич. и солевых расплавах и др.). Особые возможности открывает метод транспортирования ленты на газовой подушке с применением струйного нагрева и охлаждения ленты.

Лит.: Аптерман В. Н., Тымчак В. М., Протяжные печи, М., 1969; Справочник конструктора печей прокатного производства, под ред. В. М. Тымчака, т. 1-2, М., 1970. В. Н. Аптерман.

Основные схемы протяжных печей: а - горизонтальная; б - горизонтальная 3-этажная; в - вертикальная однооборотная; г - вертикальная многооборотная; 1 - опорный ролик; 2 и 3 - устройства для разматывания и сматывания рулонов; 4 - металлическая лента; 5 - камера нагрева; 6 - камера выдержки; 7 - камера охлаждения; 8 - нагреватели.

ПРОТЯЖНОЙ СТАНОК, металлорежущий станок для обработки поверхностей различного профиля инструментом - протяжкой. П. с. разделяются на станки общего назначения и специальные, служат для обработки (протягивания) внутр. и наружных поверхностей. В П. с. рабочим движением является прямолинейное движение каретки, несущей протяжку, либо заготовки при неподвижной протяжке. Выпускаются модели П. с. с горизонтальным (рис.) и вертикальным расположением кареток (от одной до 6), одно- и многопозиционные (с поворотными столами для установки неск. деталей). Особую группу П. с. составляют т. н. станки непрерывного действия - цепные и ротационные. Осн. параметры П. с.: тяговая сила, развиваемая кареткой, достигающая у нек-рых П. с. 1 Мн (100 тс), и длина хода каретки (до 2 м). Скорости протягивания в станках общего назначения составляют 15 -20 м/мин, в спец. станках - до 90 м/мин, в станках непрерывного действия - 1,5-15 м/мин. Привод станка обычно гидравлический, в высокоскоростных станках - электромеханический. П. с. применяются в массовом и крупносерийном произ-ве, обеспечивают высокую точность (1-2-го класса), малую шероховатость обработанных поверхностей (до 8-10-го класса).

Тенденции развития П. с.: автоматизация операций установки заготовки и снятия готовой детали со станка; автоматизация движений подвода инструмента к заготовке, крепления его в зажимном патроне, возвращения в исходное положение; разработка компоновки станка, при к-рой тяговая сила соосна силе протягивания, что обеспечивает существенное снижение сил трения в направляющих каретки и, как следствие, повышение точности обработки; встраивание П. с. в автоматич. линии.

Лит.: Металлорежущие станки, 2 изд., т. 1, М., 1965. Г. А. Левит.

Горизонтальный протяжной станок для внутреннего протягивания: 1 - станина; 2 - патрон для зажима детали; 3 - протяжка; 4 - каретка; 5 - направляющие; 6 - пульт управления.

ПРОФАГ (от греч. pro - раньше, перед и phagos - пожиратель), латентная (скрытая) неинфекционная форма умеренного бактериофага, присутствующая в лизогенных бактериях (см. Лизогенизация). Представляет собой дезоксирибонуклеиновую кислоту (ДНК) умеренного фага, объединённую с ДНК лизогенизированной бактерии. ДНК П. по размерам составляет примерно 1/50-1/100 от размера ДНК бактериальной хромосомы и содержит ок. 105 пар нуклеотидов. Т. о., П. является целым геномом фага, включающим ок. 100 генов. П. чаще занимает определённое место в хромосоме бактерии и наследуется так же, как обычные бактериальные гены. Так, П. фага л локализован в хромосоме кишечной палочки рядом с геном, контролирующим расщепление углевода галактозы. (Местонахождение П. генетически контролируется спец. его областью, составляющей ок. 1/15 общей длины генома.) П. непатогенен для бактериальной клетки и на протяжении мн. поколений воспроизводится одновременно с бактериальной хромосомой. Однако в части растущих лизогенных бактерий (~1 клетка на миллион) П. переходит в инфекционное состояние - индуцируется. В результате индукции он превращается во внутриклеточный вегетативный фаг, не связанный с бактериальной хромосомой. При его размножении происходит лизис и гибель бактериальной клетки. Отдельные лизогенные бактерии могут нести несколько П. См. также ст. Лизогения и лит. при ней.

А. В. Колобов.

ПРОФАЗА (от греч. pro - раньше, перед и phasis - появление), одна из стадий митотического деления клетки - митоза. В П. происходит спирализация хромосом, состоящих уже из 2 сестринских хроматид, и формирование митотического аппарата. У большинства клеток в П. ядерная оболочка распадается на отд. фрагменты, ядрышко разрушается.

ПРОФАНАЦИЯ (от лат. profanatio - осквернение святыни), искажение, извращение; непочтительное отношение к достойному уважения, опошление (идеи, учения, произв. иск-ва и т. д.).

ПРОФЕРМЕНТЫ, преферменты, зимогены, неактивные предшественники ферментов, образующиеся в процессе их биосинтеза. Превращаются в активные ферменты в результате реакции т. н. ограниченного протеолиза: после расщепления обычно одной пептидной связи в молекуле П. происходит частичное изменение её структуры, к-рое приводит к окончат. формированию активного центра фермента. В виде П. синтезируются мн. протеолитические ферменты животных и бактерий (типичные П.- пепсиноген, трипсиноген, протромбин), а также фосфолипаза. Биол. значение П. заключается в предотвращении преждевременного проявления ферментативной активности внутри клеток и тканей, в к-рых осуществляется биосинтез ферментов.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ, слово, характерное для той или иной профессии, часто сохраняет диалектные черты района бытования. Мн. П. непонятны для людей другой профессии, напр. П. лесосплавщиков: "кошма" - плот леса, "кошель" - до 5 тыс. брёвен; коневоды различают до 35 назв. конской побежки ("ступа", "хода", "нарысь" и т. д.).

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АРМИЯ, армия, в к-рой воен. служба является для всего личного состава осн. профессией и родом деятельности. В истории вооружённых сил П. а. известны в Др. Греции, Др. Риме и др. гос-вах; в 14-18 вв. в странах Зап. Европы - Франции, Италии, Германии, Испании, Нидерландах и др. существовали наёмные армии (вначале непостоянные, а затем постоянные), состоявшие из воинов-профессионалов. В России регулярная армия 18-1-й пол. 19 вв., комплектовавшаяся рекрутами, служившими в армии длительный срок, также фактически являлась П. а. В 19 в. с введением в большинстве европ. стран всеобщей воинской повинности вооруж. силы стали комплектоваться гражданами, призываемыми на сравнительно короткий срок воен. службы. В совр. вооруж. силах П. а. (полностью или частично) существуют в Великобритании, США и нек-рых др. гос-вах.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ, система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии (с учётом особенностей личности и потребностей нар. х-ва в кадрах), на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.

В СССР и др. социалистич. странах П. о.- часть системы коммунистич. воспитания, одно из средств рационального распределения трудовых ресурсов. П. о. способствует всестороннему развитию личности, раскрытию её потенциальных возможностей, интенсификации процесса обучения. В СССР работа по П. о. началась ещё в 20-х гг. В системе Наркомата труда РСФСР были организованы бюро проф. консультации (в Ленинграде, Свердловске, Брянске, Киеве, Ярославле и др.), Межведомственный координационный совет по проф. подбору и проф. консультации, спец. лаборатории и кабинеты П. о. включает ознакомление молодёжи с отраслями народного хозяйства, формами профессиональной подготовки, с потребностями нар. х-ва в кадрах, возможностями трудоустройства, пропаганду наиболее нужных нар. х-ву профессий; формирование определённой проф. направленности, непосредственную помощь в выборе профессии, в трудоустройстве. Важнейшее направление П. о.- формирование у молодёжи интереса к рабочим специальностям. С П. о. тесно связаны проф. отбор, проф. адаптация. П. о. осуществляется с учётом составляемых в масштабе республик и областей планов приёма уч-ся средних школ в профтехучилища, средние спец. и высшие уч. заведения. Ведущая роль в П. о. уч-ся принадлежит ср. общеобразовательной школе, где П. о.- органич. часть учебно-воспитательного процесса (изучение основ наук, политехнич. образование, трудовое обучение и воспитание). П. о. учащихся старших классов, обучение их первоначальным навыкам труда по избранной профессии, ознакомление с трудовыми процессами и содержанием труда рабочих на предприятиях - осн. задачи межшкольных учебно-производств. комбинатов, к-рые создаются исполкомами гор. и районных Советов депутатов трудящихся с участием пром. и с.-х. предприятий, гос. и кооперативных организаций и находятся в ведении органов нар. образования. Для уч-ся проводятся экскурсии на производство и в уч. заведения, индивидуальные и групповые проф. консультации, встречи с представителями разных профессий; осуществляется изучение школьников путём наблюдений, опросов, анкетирования. В работе по П. о. школе помогают предприятия, проф.-технич., средние спец. и высшие учебные заведения (дни открытых дверей, кружки, олимпиады и др.), спец. профориентационные учреждения (создаваемые гл. обр. в системе нар. образования), комиссии по трудоустройству молодёжи и комиссии по делам несовершеннолетних при исполкомах Советов депутатов трудящихся, общественные организации и др., радиовещание, телевидение, периодич. печать. Издаётся лит-ра по вопросам теории и практики П. о. Руководят работой по П. о. органы нар. образования, профтехобразования и по использованию трудовых ресурсов. В республиках, краях и областях, городах и районах функционируют межведомственные советы по П. о.

Широкое развитие практич. и н.-и. работа по П. о. получила и в др. социалистич. странах.

В крупных капиталистических странах П. о. стала одним из направлений деятельности буржуазного гос-ва в области экономич. и социального распределения кадров в интересах развития капиталистич. произ-ва, идеологич. воздействия на молодёжь. Работа по П. о. в общеобразоват. школах включает изучение подростков (применяются различные методы определения проф. пригодности, особенно распространены испытания с помощью тестов), ознакомление учащихся с профессиями, рынком труда, возможностями получения проф. подготовки. Биржи труда и спец. профориентационные учреждения направляют эту работу, осуществляют групповое и индивидуальное консультирование уч-ся. Организована подготовка кадров по П. о. на курсах и в спец. уч. заведениях. Общее руководство работой по П. о. принадлежит, как правило, мин-вам труда. Важное значение придаётся разработке характеристик профессий и их классификации. Регулярно выпускаются справочники (словари), содержащие сведения о профессиях, о текущих и перспективных потребностях в кадрах, путях получения специальности. Ю. П. Аверичев.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, совокупность спец. знаний, умений и навыков, позволяющих выполнять работу в определённой области деятельности. В зависимости от квалификации различают 4 осн. уровня П. п., требующих соответствующего профессионального образования: высшего, среднего специального, профессионально-технического и элементарного (подготовка работников низшей квалификации на проф. курсах, путём бригадно-индивидуального обучения на производстве и др.). П. п. совершенствуется в процессе трудовой деятельности, в системе повышения квалификации, путём самообразования.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ, см. Преступность профессиональная.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ, особая категория болезней, вызываемых исключительно или преимущественно влиянием производств. среды или трудового процесса, оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего. В СССР список П. з. и инструкция по его применению утверждены Мин-вом здравоохранения и ВЦСПС 25-26 февраля 1970. Для лиц, страдающих П. з., установлен ряд льгот в области условий труда, социального страхования и обеспечения. См. также Профессиональные болезни.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, образование, получаемое в процессе обучения в высших, средних спец. и проф.-технич. уч. заведениях, а также на спец. курсах. См. Высшее образование, Среднее специальное образование, Профессионалъно-техническое образование, Курсы; статьи об отд. отраслях образования, напр. Горное образование, Педагогическое образование.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ, училища и школы различного типа и профиля, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих; осн. звено системы профессионально-технического образования.

До появления крупной машинной индустрии профессиональное обучение рабочих проводилось в основном в процессе ремесленного ученичества на произ-ве, хотя отд. проф. уч. заведения существовали с древности. Первые проф.-технич. школы созданы в Германии в нач. 18 в., во Франции в нач. 19 в., в США в 70-х гг. 19 в.

В России первые П.-т. у. з. (горнозаводские школы и др.) появились в нач. 18 в., однако более широкое развитие они получили с сер. 19 в. в связи со значит. потребностью капиталистич. произ-ва в квалифицированных рабочих. В соответствии с "Основными положениями о промышленных училищах" (1888), имевшими силу закона, устанавливались 2 типа П.-т. у. з.: низшие технич. уч-ща и ремесленные уч-ща, к-рые готовили младший технич. персонал, бригадиров (старших рабочих), фабричных и заводских рабочих. Созданные в 1893 школы ремесленных учеников давали подросткам проф. знания и умения, необходимые для освоения ремесла по окончании школы. В кон. 19 - нач. 20 вв. для подготовки с.-х. рабочих были организованы низшие ремесленные школы и сел. ремесленные уч. мастерские. В школы и училища, как правило, принимались подростки 13-15 лет, окончившие городские, уездные или сел. двухклассные начальные уч-ща (обучались 3-5 лет). В 1913 было ок. 100 профтехшкол и уч-щ (106 тыс. уч-ся).

В первые годы Сов. власти (1917-20) действовали: профтехшколы (срок обучения 3-4 г.), школы-клубы на предприятиях для общеобразоват., проф. и политич. подготовки работающей молодёжи (2 г.), учебно-показательные мастерские по подготовке рабочих для ремонта с.-х. машин и работы в мелкой и кустарной пром-сти (3 г.), школы ученичества для подготовки рабочих начальных разрядов (5-6 мес). В 20-е гг. по инициативе комсомола созданы школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), положившие начало новому, социалистич. типу П.-т. у. з. Имелись ФЗУ промышленные, ж.-д., речного и морского транспорта, с.-х., торгово-конторские, строительные. Вначале срок обучения был 3 - 4 г., с 30-х гг. - 1 - 2 г. В организованной в 1940 системе Гос. трудовых резервов СССР были приняты 3 типа П.-т. у. з.: ремесленные училища, ж.-д. уч-ща, школы фабрично-заводского обучения (ФЗО). Ремесленные и ж.-д. уч-ща (2 г. обучения) готовили квалифицированных рабочих для пром-сти, транспорта, связи и др., школы ФЗО (6 мес)-рабочих массовых профессий для угольной, горнорудной, металлургич., нефтяной пром-сти и строит. орг-ций. Уч-ща и школы комплектовались по призыву (мобилизации), а также за счёт свободного приёма молодёжи, окончившей 7-летнюю общеобразоват. школу, а школы ФЗО - нач. школу. Уч-ся находились на гос. обеспечении. В 1943 организованы спец. ремесленные уч-ща (4 г. обучения) для детей воинов Сов. Армии и партизан, а также детей, родители к-рых погибли во время войны; в них принимались дети 12-13 лет, окончившие нач. школу. Уч-ща давали общеобразовательную (в объёме 7-летней школы) и проф. подготовку. В 1947 созданы спец. ремесленные уч-ща (3 г. обучения) и с.-х. уч-ща (4 г.) для оставшихся без родителей подростков 13-15 лет, окончивших 3 класса нач. школы. Уч-ся получали рабочую специальность и общее образование за 4-5-й классы. В ряд с.-х. уч-щ принимались подростки, окончившие 5 классов, они получали проф. подготовку и заканчивали 7-летнюю школу. В 1948 для детей кадровых рабочих угольной пром-сти созданы спец. горнотехнич. уч-ща (7 лет обучения), к-рые наряду с проф.-тсхнич. давали общее ср. образование; принимались дети 12-14 лет, окончившие 4- 5 классов. В 1949 они были преобразованы в 2-годичные горнопром. уч-ща. В 1953 учреждены уч-ща механизации с. х-ва для подготовки механиков-комбайнеров, трактористов-машинистов и бригадиров тракторных бригад (принималась молодёжь, окончившая 7-летнюю школу, срок обучения 2 г.). В 1954 для выпускников ср. школы были открыты технические училища (1-2 г.). В 1958-1959 все типы П.-т. у. з. реорганизованы в городские и сельские проф.-технич. уч-ща (ПТУ) и переданы в ведение к-тов по проф.-тсхнич. образованию союзных республик. В ПТУ (1-2 г. обучения) принималась молодёжь, окончившая 8-летнюю школу. Уч-ся обеспечивались питанием, одеждой (или стипендией). В 1966 были восстановлены технич. уч-ща (со сроком обучения 1-1,5 г.). В соответствии с постановлениями ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР "О мерах по дальнейшему улучшению подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях системы профессионально-технического образования" (1969) и "О совершенствовании системы профессионально-технического образования" (1972) создан новый тип П.-т. у. з.- средние ПТУ, к-рые наряду с рабочей специальностью дают уч-ся общее ср. образование (принимаются окончившие 8 классов, срок обучения 3-4 г.). В СССР имеются также уч-ща и школы мин-в и ведомств: торговые и кулинарные уч-ща, мореходные уч-ща, школы ФЗУ и профтехшколы республиканских мин-в лёгкой, пищевой и мясо-молочной пром-сти и др. (принимаются окончившие 8 классов, срок обучения 1-3 г.).

В 1974 в СССР было св. 6 тыс. П.-т. у. з. (в т. ч. 2200 средних ПТУ), в которых обучалось 3 млн. чел. В 1920-74 П.-т. у. з. подготовили для нар. х-ва 36 млн. квалифицированных рабочих; в 1941-73 - 31,5 млн., в т. ч. для работы в пром-сти 10 млн., с. х-ве 7,6 млн., стр-ве 5 млн., др. отраслях 8,9 млн. Средние ПТУ играют значит. роль в осуществлении всеобщего среднего образования в стране.

О подготовке квалифицированных рабочих в профтехшколе в др. странах см. в ст. Профессионально-техническое образование. И. Г. Коваленко,

К ст. Пророков В. И. 1. "Тревога". 2. "Хлеба!". Гуашь, пастель. 3. "За колючей проволокой". 4. "Помнить Сонгми!" (из серии "Борьба", 1969-70). Пастель, гуашь. Воронежский областной музей изобразительных искусств. 5. "Танки Трумэна на дно!" (из серии "За мир", 1950). Тушь. 6. "Свободы!". Гуашь, акварель. 7. "У Бабьего Яра" 8. "Победа будет за нами!" (из серии "Сыну", 1957). Темпера. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник. 9. "Крест Америки" (из серии "Международная хроника", 1968). Темпера. Дирекция художественных выставок Союза художников СССР. 10. "Отчаяние" (из серии "Рисунки к стихотворению В. Маяковского „Сифилис"", 1954). Тушь, акварель. 11. "Налёт" (1, 3, 7, 11 - из серии "Это не должно повториться!", тушь, акварель, 1958-59, Русский музей, Ленинград; 2,6 - из серии "Канун революции", 1970, Музей-усадьба "Абрамцево"; 5, 10 - Третьяковская галерея, Москва.)

К ст. Промышленные здания. 1-2. Шёлкоткацкая фабрика им. Я. М. Свердлова в Москве. Производственный корпус. Интерьер и внешний вид. 1960-61. Архитектор С. И. Бурдо, инженеры С. Н. Добрынин, А. С. Шевелёв. 3. Ковровый комбинат в Бресте (БССР). Главный корпус. 1960-е гг. Архитекторы И. И. Бовт, Л. Т. Мицкевич, Н. И. Шпигельман. 4. Часовой завод "Луч" в Минске. Интерьер сборочного цеха. 1956-62. Архитекторы И. И. Бовт, Н. И. Шпигельман. 5. Фрунзенское производственное трикотажное объединение в г. Фрунзе. Корпус головного производства. 1964. Архитекторы А. П. Коржемпо, Ю. С. Медведев, 6. Волжский автозавод им. 50-летия СССР в г. Тольятти. Главный корпус. 1967-70. Архитекторы М. М. Меламед, И. О. Куркчи, А. П. Степанец, И. И. Щукин и др., инженер В. А. Успенский. 7. Белорусский автозавод в г. Жодино. Главный конвейер. 1960-е гг. Архитекторы И. И. Бовт, В. Ф. Дудин, Л. Я. Сагалов. 8. Горьковский автозавод. Конвейер окончательной сборки легковых автомобилей. 1934-35. Архитекторы А. С. Фисенко, Л. Б. Великовский и др.

К ст. Промышленные здания. 1. З