БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201ривыкнут к тому, чтобы никто не управлял" (там же, т. 33, с. 116, см. также т. 38, с. 320). В Программе КПСС отмечается, что следует "...вести дело к тому, чтобы государственный платный аппарат сокращался, чтобы навыками управления овладевали все более широкие массы и работа в этом аппарате в перспективе перестала быть особой профессией" (1974, с. 105).

Решение историч. проблемы устранения существенных различий между умств. и физич. трудом возможно лишь при коммунизме.

Лит.: Маркс К., Критика Готской программы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19; его же, Капитал, там же, т. 23; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; Ленин В. И., Государство и революция, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 33; его же, Речь на I Всероссийском съезде коммунистов - учащихся 17 апреля 1919, там же, т. 38; его же, Проект тезисов о роли и задачах профсоюзов в условиях новой экономической политики, там же, т. 44; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1974; Луначарский А. В., Интеллигенция в ее прошлом, настоящем и будущем, [М.], 1924; Бебель А., Будущее общество, М., 1959; Маневич Е. Л., Труд умственный и труд физический в период развернутого строительства коммунизма, М., 1961; Ельмеев В. Я., Полозов В. Р., Рященко Б. Р., Коммунизм и преодоление различий между умственным и физическим трудом, Л., 1965; Капелян Е. X., Преодоление существенных различий между умственным и физическим трудом, Минск, 1966; Смольков В. Г., Преодоление противоположности и существенных различий между умственным и физическим трудом, М., 1968; Социальные различия и их преодоление, Свердловск, 1969; Курылев А. К., Преодоление социально-классовых различий в СССР в процессе строительства коммунизма, М., 1971; Новоселов Н. С., Умственный труд, его сущность и некоторые тенденции развития, Свердловск, 1972.

Е. Л. Маневич.

ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ЧИСЛА, два числа, равные по абсолютной величине, но имеющие разные знаки, напр. 5 и -5.

ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ в силлогистике, преобразование формы суждения путём последовательного применения операций превращения и обращения.

ПРОТИВОПРИГАРНЫЕ ПОКРЫТИЯ, вспомогательные материалы (краски, пасты и др.), применяемые при формовке для уменьшения пригара формы и стержней к отливке. Краски содержат склеивающие вещества и огнеупорные добавки и увеличивают поверхностную прочность, уменьшают осыпаемость форм и стержней. Пасты применяют преим. в качестве покрытий металлич. форм. См. также Формовочные материалы.

ПРОТИВОРАКЕТНАЯ ОБОРОНА (ПРО), см. в ст. Противовоздушная оборона.

ПРОТИВОРЕЧИЕ, 1) диалектическое - взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, к-рые вместе с тем находятся во внутр. единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития объективного мира и познания. Вьгражая сущность закона, единства и борьбы противоположностей, категория П. занимает центр. место в материалистич. диалектике: по мысли В. И. Ленина, "...диалектику можно определить, как учение о единстве противоположностей" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 203).

В истории диалектики первая значит. концепция П. принадлежит Гераклиту. "вечное становление", возможное только как единство противоположностей, мыслится им в виде непрерывного перехода из одной противоположности в другую; борьбу противоположностей Гераклит понимает как общий для всего сущего закон. Платон, воспринявший диалектич. идеи элеатов (см. Элейская школа) и Сократа, развивает учение о П. в своей диалектике понятий: "единое" и "множество", "покой" и "движение" и т. д. противоречивы по необходимости, по своей внутр. природе; истина достижима посредством сведения противоречащих сторон в единое и целое. Продолжением диалектич. традиции осмысления противоречивости бытия и познания явилась идея тождества (единства) противоположностей, развитая Николаем Кузанским и Дж. Бруно, у к-рых П. трактуется как внутр. соотношение противоположностей, как их взаимопроникновение. Дальнейшее развитие учение о П. получает в нем. классич. философии (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг), в особенности у Г. Гегеля, для к-рого осн. черты П.- всеобщность и объективность. Рассматривая П. как "...корень всякого движения и жизненности" (Соч., т. 5, М.-Л., 1937, с. 520), Гегель показал, что процесс раздвоения единого на противоположности есть фундаментальная характеристика сущности развития. Вместе с плодотворными диалектич. моментами для гегелевского учения о П. характерно отождествление П. объективной действительности с логич. содержанием категории П., а также истолкование в нек-рых случаях разрешения П. как нейтрализации, примирения противоположностей, что было обусловлено исходными идеалистич. и метафизич. посылками его системы.

Подлинно научная и последовательно материалистич. разработка и обоснование учения о П. как универсальном принципе всякого развития принадлежит К. Марксу и Ф. Энгельсу, а его дальнейшее творческое развитие - В. И. Ленину.

Развитие объективного мира и познания осуществляется путём раздвоения единого на взаимоисключающие, противоположные моменты, стороны и тенденции, взаимоотношение к-рых характеризует ту или иную систему как нечто целое и качественно определённое и составляет внутр. импульс её изменения, развития, превращения в новое качество. Диалектич. принцип П. отражает двойственное отношение внутри целого: единство противоположностей и их борьбу. При этом единство противоположностей, выражая устойчивость объекта, является относительным, преходящим, борьба же противоположностей - абсолютна, что служит выражением бесконечности процесса развития. Это обусловлено тем, что П. есть не только взаимоотношение между противоположными тенденциями объекта или между противоположными объектами, но и отношение объекта к самому себе, т. е. постоянная самоотрицательность, самопротиворечивость объекта. Энгельс писал: "...если вещи присуща противоположность, то эта вещь находится в противоречии с самой собой; то же относится и к выражению этой вещи в мысли. Например, в том, что вещь остается той же самой и в то же время непрерывно изменяется, что она содержит в себе противоположность между „пребыванием одной и той же" и „изменением", заключается противоречие" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 640).

Противоположные стороны, моменты и тенденции в составе целого, взаимодействие к-рых образует П., не даны извечно в готовом и неизменном виде. Процесс возникновения различий и противоположностей имеет неск. ступеней. На первоначальной ступени, существуя ещё в возможности, П. выступает как тождество, содержащее несущественное различие. След. стадия - существенное различие в тождестве: при общей основе в объекте имеются существенные свойства, тенденции, не соответствующие друг другу. Существенное различие превращается в противоположности (наибольшее различие, полярность, антагонизм), к-рые, взаимоотрицая друг друга, перерастают в П. Маркс отмечал: "Сосуществование двух взаимно-противоречащих сторон, их борьба и слияние в новую категорию составляют сущность диалектического движения" (там же, т. 4, с. 136). Всякое развитие есть возникновение П., их разрешение и в то же время возникновение новых П.

Обладая всеобщим характером, П. по-разному проявляются на различных уровнях структурной организации материи и духовной реальности: притяжение и отталкивание, положительные и отрицательные электрич. заряды, химич. соединение и разложение, ассимиляция и диссимиляция в организмах, возбуждение и торможение нервного процесса, обществ. сотрудничество и социальная борьба и др. Для каждой формы движения материи существуют свои П., к-рые в конце концов ведут к появлению нового качества: или путём развития - к более высокой форме, или путём разрушения - к более низкой форме бытия.

Характер П. зависит от специфики противоположных сторон, а также от тех условий, в к-рых развёртывается их взаимодействие. Различают внутренние и внешние, антагонистич. и неантагонистич., основные и неосновные П. Внутренние П.- это взаимодействие противоположных сторон внутри данного объекта, напр. внутри данного вида животных, внутри данного организма, данного конкретного общества и т. д. Процесс развития объекта характеризуется не только развёртыванием внутренних П., но и постоянным взаимодействием его с внешними условиями, со средой. Внешние П.- это взаимодействие противоположностей, относящихся к разным объектам, напр. между обществом и природой, организмом и средой и т. п. При этом решающими в развитии в конечном счёте являются внутренние П.

Антагонистические П.- это взаимодействие между непримиримо враждебными классами, социальными группами и силами. Они возникают на основе частной собственности на средства произ-ва и враждебности коренных интересов противоположных классов. Такого рода П. разрешаются путём уничтожения данного общественного строя и создания нового. Они, как правило, заостряются до конфликта и выливаются в социальную революцию.

Неантагонистические П., специфичные для всех обществ. отношений неэксплуататорского общества, выступают как взаимодействие между классами, осн. интересы и цели к-рых совпадают. Социалистич. революция разрешила и тем самым устранила антагонистич. П., но она не ликвидировала П. вообще. Социальное единство социалистич. общества не означает ограничения действия закона диалектич. П. В условиях социализма существуют П., носящие неантагонистический характер, напр. между развивающимся произ-вом и растущими потребностями, между передовым и отсталым, между науч. мировоззрением и религией, между творческим мышлением и догматизмом.

Осн. П.- это П., играющее решающую роль в развитии. Напр., осн. П. совр. эпохи - П. между гибнущим капитализмом и утверждающейся коммунистич. формацией. Осн. П. накладывает отпечаток на все остальные П.

П.- важнейший методологич. принцип, логич. форма развития познания. П., возникающие и разрешающиеся в мышлении, отражают. П. объективной реальности. "Так называемая объективная диалектика царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление, есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей, которые и обусловливают жизнь природы своей постоянной борьбой и своим конечным переходом друг в друга, resp. (соответственно.- Ред.) в более высокие формы" (Энгельс Ф., там же, т. 20, с. 526). Если метафизика, ограничиваясь лишь констатацией П., рассматривает противоположные стороны и тенденции противоречивого процесса изолированно друг от друга, то материалистич. диалектика исследует их противоречивое единство. Адекватное познание диалектич. П. предполагает синтетич. подход, раскрывающий возникновение и взаимодействие противоположностей, их единство и взаимопереходы. "Условие познания всех процессов мира в их „самодвижении", в их спонтанейном развитии, в их живой жизни, есть познание их как единства противоположностей" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29. с. 317).

На первоначальном этапе процесса познания, когда объект воспринимается в его исходной целостности и чувственной конкретности, противоречивое единство противоположностей раскрыть невозможно. Поэтому познающий субъект начинает с мысленного расчленения изначального единства, подвергая анализу составляющие его моменты. Познание сторон П. в их обособленности друг от друга и даже противоположности предполагает достижение синтеза ранее разделённых противоположностей. В результате этого преодолевается односторонность первоначального подхода к объекту, связанная с анализом одних его моментов в отрыве от других. Единство противоположностей, постигаемое на этом этапе дознания, характеризует объект как внутренне расчленённое, противоречивое и в силу этого-самодвижущееся органическое целое.

Специфич. формой существования диалектич. П. в познании выступают антиномии, имеющие объективную основу: отражаемое в них содержание является в конечном счёте моментом структуры развивающегося объективного П. Познават. антиномии служат формой теоретич. воспроизведения диалектич. П. в науч. теориях, развитие к-рых осуществляется в результате раскрытия и разрешения П., обнаруживающихся в предшествовавших теориях или уровнях исследования. При этом наиболее плодотворным способом разрешения антиномий, возникающих в теоретич. мышлении, является выход за их пределы, обнаружение их глубокой основы, выявление перехода одной противоположности в другую и раскрытие опосредствующих звеньев этого перехода.

Принцип П. получает идеалистич. и метафизич. истолкование в совр. бурж. философии. Иррационализм (философия жизни, экзистенциализм, "трагическая диалектика", "негативная диалектика") рассматривает П. как нечто принципиально неразрешимое, как такое чисто мистическое совмещение противоположностей, к-рое постигается только интуицией. Позитивизм и неопозитивизм сводят П. к внешнему отношению между противоположными сторонами, находящимися не в противоречивой, а соотносительной (коррелятивной) связи, что по существу влечёт за собой полное отрицание принципа П.

Методологич. основой ревизионистского искажения диалектико-материалистич. учения о П. являются механистич. истолкование диалектики и подмена её релятивизмом. Праворевизионистские идеологи, пытаясь обосновать оппортунизм, подчёркивают момент социального единства при капитализме, пренебрегая при этом борьбой противоположностей. Вместе с тем при рассмотрении П. социализма совр. ревизионисты исключают или сводят на нет момент единства, выдвигая на первый план борьбу. "Левые" ревизионисты, маоисты, непомерно расширяя сферу проявления антагонистич. П., рассматривают их как всеобщие, а неантагонистич. П.- как частный случай антагонистических. Взаимодействие противоположностей сводится ими к превращению одной в другую как взаимной перемене мест, при этом момент борьбы противоположностей неправомерно абсолютизируется, а единство игнорируется, что служит основой для крайнего волюнтаризма и субъективизма в политике. Весь ход развития науки и общества полностью опровергает подобные концепции, не имеющие ничего общего с науч., марксистским подходом в исследования диалектики обществ. жизни.

Диалектико-материалистич. принцип П., составляющий ядро диалектич. метода исследования и преобразования бытия и сознания, имеет большое мировоззренческое и методологич. значение как для науч. познания, так и для обществ. практики, успешной борьбы за коммунизм.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23; Энгельс Ф., Диалектика природы, там же, т. 20; Ленин В. И., Философские тетради, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29; "Капитал" Маркса, философия и современность, М., 1968; Нарский И. С., Проблема противоречия в диалектической логике, М., 1969; История марксистской диалектики, М., 1971; История античной диалектики, М., 1972; Ильенков Э. В., Диалектическая логика, М., 1974; Основы марксистско-ленинской философии, 3 изд., М., 1974. См. также лит. при статьях Диалектика, Диалектическая логика. А. Г. Спиркин.

2) В формальной логике - пара противоречащих друг другу суждений, т. е. суждений, каждое из к-рых является отрицанием другого. П. наз. также сам факт появления такой пары суждений в ходе к.-л. рассуждения или в рамках к.-л. науч. теории. Соответственно в формализованных языках математич. логики и в основанных на них формальных системах под П. понимают любую пару формул вида А и _|А (_| - знак отрицания) либо конъюнкцию таких формул А&_|А, либо, наконец, констатацию факта обнаружения доказуемости такой конъюнкции. П., полученное в результате нек-рого рассуждения (или формального доказательства), служит свидетельством ложности посылок этого рассуждения (доказательства); в этом состоит известный приём опровержения суждений - т. н. reductio ad absurdum, или приведение к нелепости (см. Доказательство от противного). Точно так же П., обнаруженное в рамках к.-л. теории (содержательной или формальной - безразлично), обесценивает эту теорию и положенные в её основу принципы (аксиомы, постулаты), свидетельствуя об их ложности (или неприемлемости в формальном случае), поскольку в такой противоречивой теории можно получить (вывести, доказать) любое суждение, выразимое на её языке. См. Непротиворечивость, Парадокс, Противоречия принцип и лит. при этих статьях.

ПРОТИВОРЕЧИЯ ПРИНЦИП, закон отрицания противоречия, закон непротиворечия, принцип запрещения противоречия, один из основных общелогических принципов, согласно к-рому никакое противоречие не может быть "допустимо" ("принято") - ни как формально-логич. признак к.-л. "текста" (утверждения, рассуждения или целой теории), ни как объективная характеристика той реальности, описанием к-рой является, быть может, данный текст. Исторически более ранним был именно второй, "онтологический", аспект П. п.; восходя к софистам и будучи известным ещё Сократу (и часто им используемый, согласно Платону), этот принцип получает у Аристотеля след. формулировку: "Невозможно, чтобы одно и то же вместе было и не было присуще одному и тому же и в одном и том же смысле" ("Метафизика", М.- Л., 1934).

Но у того же Аристотеля П. п. фигурирует и как логический (точнее, методологический, или, в совр. терминологии, относящийся к металогике) тезис: каждое слово (а тем самым и каждая фраза, каждое утверждение) должно иметь - во всяком случае, в каждом конкретном контексте - единственное значение. Вполне совр. формулировка П. п. встречается у Г. В. Лейбница ("Новые опыты", М.- Л., 1936): одно и то же высказывание не может быть одновременно истинным и ложным. Поэтому, если в результате нек-рого рассуждения приходят к противоречию, это свидетельствует либо о несовместимости (противоречивости) посылок этого рассуждения, либо о допущенных в нём самом ошибках, либо, наконец, о непригодности, неприемлемости той логич. системы, в рамках к-рой это рассуждение проводится. Наиболее ясную и простую формулировку и объяснение П. п. получает в матем. логике: в исчислении высказываний (или на содержательном уровне в логике высказываний) он принимает вид доказуемой (тождественно-истинной) формулы _|(А&_|А) (здесь А - пропозициональная переменная, могущая восприниматься как обозначение произвольного высказывания), а на методологич. уровне - как утверждение о доказуемости (или истинности, тавтологичности) этой формулы. В исчислении предикатов П. п. получает бесконечное множество формулировок в зависимости от числа аргументных мест, используемых в его формулировке предикатов; напр., для одноместных предикатов: (никакой предмет не может одновременно обладать и не обладать одним и тем же свойством), для двуместных предикатов: (никакие два предмета не могут одновременно находиться и не находиться в одном и том же отношении). Эти чисто логич. формулировки П. п. имеют в то же время очевидные "онтологические" (относящиеся к реальной действительности) интерпретации. Мотивировка всех этих формулировок П. п. очень проста: в подавляющем большинстве логич. и логико-матем. исчислений выводим (доказуем) принцип (из противоречия следует всё, что угодно) или хотя бы более слабый принцип (из противоречия следует отрицание любого утверждения). Поэтому логич. системы, в к-рых нарушается П. п., помимо своей очевидной неприемлемости с интуитивной точки зрения (несоответствие с реальной действительностью, по отношению к к-рой "онтологическая" формулировка П. п., очевидно, верна), не имеют к тому же никакой логич. ценности: наличие противоречий (антиномий, парадоксов) автоматически приводит к тому, что в такой системе доказуемо (или хотя бы опровержимо) любое формулируемое на её языке высказывание. Поэтому непротиворечивость (т. е. справедливость П. п.) логич. (и вообще науч.) теории является столь важным и актуальным критерием её пригодности, а сам П. п. сохранил своё непреходящее значение. Лит.: Колмогоров А.Н., О принципе tertium non datur, "Математический сборник", 1925, т. 32, в. 4; Тарский А., Введение в логику и методологию дедуктивных наук, пер. с англ., М., 1948; Клини С. К., Введение в метаматематику, пер. с англ., М., 1957, гл. III; Чёрч А., Введение в математическую логику, пер. с англ., т. 1, М., 1960, § 17 и 32.

ПРОТИВОСАМОЛЁТНАЯ ОБОРОНА, см. в ст. Противовоздушная оборона.

ПРОТИВОСИФИЛИТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, лекарственные препараты для лечения сифилиса. Специфич. действием по отношению к возбудителю сифилиса (бледной трепонеме) обладают нек-рые антибиотики (пенициллин, экмоновоциллин, бициллин, эритромицин и др.), органич. препараты мышьяка (новарсенол, миарсенол, осарсол), соли тяжёлых металлов (бийохинол, бисмоверол, сулема, цианистая и двуиодистая ртуть), йодистые щёлочи (иодиды натрия и калия). Под действием П. с. погибают возбудители болезни, исчезают первичные и вторичные проявления сифилиса, положит. серологич. реакции становятся отрицательными и т. д. Наружно применяют мази: 5-10%-ную белую ртутную, пенициллиновую, 1-10%-ную синтомициновую эмульсию, растворы сулемы. Для лучшего терапевтич. эффекта специфич. терапию сочетают обычно с неспецифич. методами лечения (см. Сифилис). Пути введения препаратов и их дозы устанавливают по спец. схемам лечения.

ПРОТИВОСИЯНИЕ, слабосветящееся малоконтрастное диффузное пятно, расположенное на ночном небе в области, противоположной Солнцу. П. соединяется с конусами Зодиакального Света т. н. зодиакальной полосой - очень слабым свечением, распространяющимся вдоль эклиптики в виде полосы шириной ок. 10°. Яркость П. превышает яркость фона ночного неба всего на 10-15%, вследствие чего его можно видеть только в тёмные, безлунные ночи при хорошей прозрачности атмосферы, когда область неба, противоположная Солнцу, находится вдали от горизонта и Млечного Пути (весной, осенью). Впервые П. наблюдал А. Гумбольдт в 1799-1803. П. исследуется фотометрия, и спектрографич. методами. Важные результаты получены по наблюдениям, выполненным со спутников и космич. зондов. Диаметр П. ок. 20°. Его яркость уменьшается от центра к периферии. В спектре П. обнаружены фраунгоферовы линии солнечного спектра; установлено, что П. обусловлено рассеянием солнечного света на пылинках межпланетного пространства. Однако пространств. распределение массы пыли, вызывающей П., изучено ещё мало. Для объяснения природы П. выдвигались различные гипотезы, в частности: гипотеза об околосолнечном пылевом облаке; гипотеза о скоплении пылевых частиц в т. н. антисолнечной либрационной точке системы Солнце - Земля, расположенной на расстоянии 1,5 млн. км от Земли; гипотеза пылевого и газового хвостов Земли, подобных хвостам комет. Измерения, проведённые с амер. космич. аппарата "Пионер-10", когда он находился на расстоянии 5-8 млн. км от Земли и 1,011 а. е. от Солнца, свидетельствуют, однако, о том, что П. не связано с Землёй и обусловлено рассеянием солнечного света на пылевых частицах межпланетного пространства, расположенных за пределами земной орбиты. Н. Б. Дивари.

ПРОТИВОСТОЯНИЕ планеты, см. в ст. Конфигурации в астрономии.

ПРОТИВОСУДОРОЖНЫЕ СРЕДСТВА, группа различных по химич. природе лекарств. препаратов, обладающих способностью предупреждать или ослаблять судороги. К П. с. относят ряд веществ снотворного и успокаивающего действия (напр., бромиды, хлоралгидрат, сульфат магния, фенобарбитал), а также вещества, оказывающие избирательное противосудорожное действие (напр., дифенин, гексамидин, триметин, хлоракон). П. с. применяют гл. обр. при лечении эпилепсии.

Лит.: Машковский М. Д., Лекарственные средства, 7 изд.,