БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201 же можно сказать и о длительности: понятие длительности применимо к отд. явлению постольку, поскольку оно рассматривается как звено в единой цепи событий. Протяжённость любого объекта, по Лейбницу, не есть первичное свойство, а обусловлено силами, действующими внутри объекта; внутр. и внеш. взаимодействия определяют и длительность состояния; что же касается самой природы времени как порядка сменяющихся явлений, то оно отражает их причинно-следственную связь. Логически концепция Лейбница связана со всей его филос. системой в целом.

Однако лейбницева концепция П. и в. не играла существ. роли в естествознании 17-19 вв., т. к. она не могла дать ответа на вопросы, поставленные наукой той эпохи. Прежде всего воззрения Лейбница на пространство казались противоречащими существованию вакуума (только после открытия физич. поля в 19 в. проблема вакуума предстала в новом свете); кроме того, они явно противоречили всеобщему убеждению в единственности и универсальности евклидовой геометрии; наконец, концепция Лейбница представлялась непримиримой с классич. механикой, поскольку казалось, что признание чистой относительности движения не даёт объяснения преимущественной роли инерциальных систем отсчёта. Т. о., современное Лейбницу естествознание оказалось в противоречии с его концепцией П. и в., к-рая строилась на гораздо более широкой филос. основе. Только два века спустя началось накопление науч. фактов, показавших ограниченность господствовавших в то время представлений о П. и в.

Понятия пространства и времени в философии и естествознании 18 - 19 вв. Философы-материалисты 18-19 вв. решали проблему П. и в. в основном в духе концепции Ньютона или Лейбница, хотя, как правило, полностью не принимали к.-л. из них. Большинство философов-материалистов выступало против ньютоновского пустого пространства. Ещё Дж. Толанд указывал, что представление о пустоте связано со взглядом на материю как на инертную, бездеятельную. Таких же воззрений придерживался и Д. Дидро. Ближе к концепции Лейбница стоял Г. Гегель. В концепциях субъективных идеалистов и агностиков проблемы П. и в. сводились гл. обр. к вопросу об отношении П. и в. к сознанию, восприятию. Дж. Беркли отвергал ньютоновское абс. П. и в., но рассматривал пространственные и временные отношения субъективистски, как порядок восприятий; у него не было и речи об объективных геометрич. и механич. законах. Поэтому берклианская точка зрения не сыграла существ. роли в развитии науч. представлений о П. и в. Иначе обстояло дело с воззрениями И. Канта, к-рый сначала примыкал к концепции Лейбница. Противоречие этих представлений и естественно-науч. взглядов того времени привело Канта к принятию ньютоновой концепции и к стремлению философски обосновать её. Главным здесь было объявление П. и в. априорными формами человеческого созерцания, т. е. обоснование их абсолютизации. Взгляды Канта на П. и в. нашли немало сторонников в кон. 18-1-й пол. 19 вв. Их несостоятельность была доказана лишь после создания и принятия неевклидовой геометрии, к-рая по существу противоречила ньютоновому пониманию пространства. Отвергнув его, Н. И. Лобачевский и Б. Риман утверждали, что геометрич. свойства пространства, будучи наиболее общими физич. свойствами, определяются общей природой сил, формирующих тела.

Воззрения диалектич. материализма на П. и в. были сформулированы Ф. Энгельсом. По Энгельсу, находиться в пространстве - значит быть в форме расположения одного возле другого, существовать во времени - значит быть в форме последовательности одного после другого. Энгельс подчёркивал, что "...обе эти формы существования материи без материи суть ничто, пустые представления, абстракции, существующие только в нашей голове" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 550).

Кризис механистич. естествознания на рубеже 19-20 вв. привёл к возрождению на новой основе субъективистских взглядов на П. и в. Критикуя концепцию Ньютона и правильно подмечая её слабые стороны, Э. Мах снова развил взгляд на П. и в. как на "порядок восприятий", подчёркивая опытное происхождение аксиом геометрии. Но опыт понимался Махом субъективистски, поэтому и геометрия Евклида, и геометрии Лобачевского и Римана рассматривались им как различные способы описания одних и тех же пространств. соотношений. Критика субъективистских взглядов Маха на П. и в. была дана В. И. Лениным в кн. "Материализм и эмпириокритицизм".

Развитие представлений о пространстве и времени в 20 в. В кон. 19 - нач. 20 вв. произошло глубокое изменение научных представлений о материи и, соответственно, радикальное изменение понятий П. и в. В физич. картину мира вошла концепция поля (см. Поля физические) как формы материальной связи между частицами вещества, как особой формы материи. Все тела, т. о., представляют собой системы заряженных частиц, связанных полем, передающим действия от одних частиц к другим с конечной скоростью - скоростью света. Полагали, что поле - это состояние эфира, абсолютно неподвижной среды, заполняющей мировое абс. пространство. Позже было установлено (X. Лоренц и др.), что при движении тел с очень большими скоростями, близкими к скорости света, происходит изменение поля, приводящее к изменению пространственных и временных свойств тел; при этом Лоренц считал, что длина тел в направлении их движения сокращается, а ритм происходящих в них физич. процессов замедляется, причём пространственные и временные величины изменяются согласованно.

Вначале казалось, что таким путём можно будет определить абс. скорость тела по отношению к эфиру, а следовательно, по отношению к абс. пространству. Однако вся совокупность опытов опровергла этот взгляд. Было установлено, что в любой инерциальной системе отсчёта все физические законы, включая законы электромагнитных (и вообще полевых) взаимодействий, одинаковы. Спец. теория относительности (см. Относительности теория) А. Эйнштейна, основанная на двух фундаментальных положениях - о предельности скорости света и равноправности инерциальных систем отсчёта, явилась новой физич. теорией П. и в. Из неё следует, что пространственные и временные отношения - длина тела (вообще расстояние между двумя материальными точками) и длительность (а также ритм) происходящих в нём процессов - являются не абс. величинами, как утверждала ньютонова механика, а относительными. Частица (напр., нуклон) может проявлять себя по отношению к медленно движущейся относительно неё частице как сферическая, а по отношению к налетающей на неё с очень большой скоростью частице - как сплющенный в направлении движения диск. Соответственно, время жизни медленно движущегося заряженного Пи-мезона составляет ~ 10-8 сек, а быстродвижущегося (с околосветовой скоростью) - во много раз больше. Относительность пространственно-временных характеристик тел полностью подтверждена опытом. Отсюда следует, что представления об абс. П. и в. несостоятельны. П. и в. являются именно общими формами координации материальных явлений, а не самостоятельно существующими (независимо от материи) началами бытия. Теория относительности исключает представление о пустых П. и в., имеющих собств. размеры. Представление о пустом пространстве было отвергнуто в дальнейшем и в квантовой теории поля с его новым понятием вакуума (см. Вакуум физический). Дальнейшее развитие теории относительности (см. Тяготение) показало, что пространственно-временные отношения зависят также от концентрации масс. При переходе к космич. масштабам геометрия П.-в. не является евклидовой (или "плоской", т. е. не зависящей от размеров области П.-в.), а изменяется от одной области космоса к другой в зависимости от плотности масс в этих областях и их движения (см. Космология, где изложен также вопрос о конечности или бесконечности П. и в.). В масштабах метагалактики геометрия пространства изменяется со временем вследствие расширения метагалактики. Т. о., развитие физики и астрономии доказало несостоятельность как априоризма Канта, т. е. понимания П. и в. как априорных форм человеч. восприятия, природа к-рых неизменна и независима от материи, так и ньютоновой догматич. концепции П. и в.

Связь П. и в. с материей выражается не только в зависимости законов П. и в. от общих закономерностей, определяющих взаимодействия материальных объектов. Она проявляется и в наличии характерного ритма существования материальных объектов и процессов - типичных для каждого класса объектов средних времён жизни и средних пространств. размеров.

Из изложенного следует, что П. и в. присущи весьма общие физич. закономерности, относящиеся ко всем объектам и процессам. Это касается и проблем, связанных с топологич. свойствами П. и в. Проблема границы (соприкосновения) отд. объектов и процессов непосредственно связана с поднимавшимся ещё в древности вопросом о конечной или бесконечной делимости П. и в., их дискретности или непрерывности. В античной философии этот вопрос решался чисто умозрительно. Высказывались, напр., предположения о существовании "атомов" времени (Зенон). В науке 17-19 вв. идея атомизма П. и в. потеряла к.-л. значение. Ньютон считал, что П. и в. реально разделены до бесконечности. Этот вывод следовал из его концепции пустых П. и в., наименьшими элементами к-рых являются геометрич. точка и момент времени ("мгновения" в букв. смысле слова). Лейбниц полагал, что хотя П. и в. делимы неограниченно, но реально не разделены на точки - в природе нет объектов и явлений, лишённых размера и длительности. Из представления о неограниченной делимости П. и в. следует, что и границы тел и явлений абсолютны. Представление о непрерывности П. и в. более укрепилось в 19 в. с открытием поля; в классич. понимании поле есть абсолютно непрерывный объект.

Проблема реальной делимости П. и в. была поставлена только в 20 в. в связи с открытием в квантовой механике неопределённостей соотношения, согласно к-рому для абсолютно точной локализации микрочастицы необходимы бесконечно большие импульсы, что физически не может быть осуществлено. Более того, совр. физика элементарных частиц показывает, что при очень сильных воздействиях на частицу она вообще не сохраняется, а происходит даже множественное рождение частиц. В действительности не существует реальных физич. условий, при к-рых можно было бы измерить точное значение напряжённостей поля в каждой точке. Т. о., в совр. физике установлено, что невозможна не только реальная разделённость П. и в. на точки, но принципиально невозможно осуществить процесс их реального бесконечного разделения. Следовательно, геометрич. понятия точки, кривой, поверхности являются абстракциями, отражающими пространств. свойства материальных объектов лишь приближённо. В действительности объекты отделены друг от друга не абсолютно, а лишь относительно. То же справедливо и по отношению к моментам времени. Именно такой взгляд на "точечность" событий вытекает из т. н. теории нелокального поля (см. Нелокальная квантовая теория поля). Одновременно с идеей нелокальности взаимодействия разрабатывается гипотеза о квантовании П. и в., т. е. о существовании наименьших длины и длительности (см. Квантование пространства-времени). Сначала предполагали, что "квант" длины - 10-13 см (порядка классич. радиуса электрона или порядка "длины" сильного взаимодействия). Однако с помощью совр. ускорителей заряженных частиц исследуются явления, связанные с длинами 10-14-10-15 см; поэтому значения кванта длины стали отодвигать ко всё меньшим значениям (10-17, "длина" слабого взаимодействия, и даже 10-33 см).

Решение вопроса о квантовании П. и в. тесно связано с проблемами структуры элементарных частиц. Появились исследования, в к-рых вообще отрицается применимость к субмикроскопич. миру понятий П. и в. Однако понятия П. и в. не должны сводиться ни к метрич., ни к топологич. отношениям известных типов.

Тесная взаимосвязь пространственно-временных свойств и природы взаимодействия объектов обнаруживается также и при анализе симметрии П. и в. Ещё в 1918 (Э. Петер) было доказано, что однородности пространства соответствует закон сохранения импульса, однородности времени - закон сохранения энергии, изотропности пространства - закон сохранения момента количества движения. Т. о., типы симметрии П. и в. как общих форм координации объектов и процессов взаимосвязаны с важнейшими сохранения законами. Симметрия пространства при зеркальном отражении оказалась связанной с существенной характеристикой микрочастиц - с их чётностью.

Одной из важных проблем П. и в. является вопрос о направленности течения времени. В ньютоновой концепции это свойство времени считалось само собой разумеющимся и не нуждающимся в обосновании. У Лейбница необратимость течения времени связывалась с однозначной направленностью цепей причин и следствий. Совр. физика конкретизировала и развила это обоснование, связав его с совр. пониманием причинности. По-видимому, направленность времени связана с такой интегральной характеристикой материальных процессов, как развитие, являющееся принципиально необратимым.

К проблемам П. и в., также обсуждавшимся ещё в древности, относится и вопрос о числе измерений П. и в. В ньютоновой концепции это число считалось изначальным. Однако ещё Аристотель обосновывал трёхмерность пространства числом возможных сечений (делений) тела. Интерес к этой проблеме возрос в 20 в. с развитием топологии. Л. Брауэр установил, что размерность

пространства есть топологии, инвариант - число, не изменяющееся при непрерывных и взаимно однозначных преобразованиях пространства. В ряде исследований была показана связь между числом измерений пространства и структурой электромагнитного поля (Г. Вейль), между трёхмерностью пространства и спиральностью элементарных частиц. Всё это показало, что число измерений П. и в. неразрывно связано с материальной структурой окружающего нас мира.

Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20; его же, Анти-Дюринг, там же; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 18; Эйнштейн А., Основы теории относительности, 2 изд., М.- Л., 1935; Ньютон И., Математические начала натуральной философии, М.- Л., 1936; Марков М. А., Гипероны и К-мезоны, М., 1958, § 34; Свидерский В. И., Пространство и время, М., 1958; Полемика Г. Лейбница и С. Кларка по вопросам философии и естествознания (1715 - 1716 гг.), [Л.], 1960; Фок В. А., Теория пространства, времени и тяготения, 2 изд., М., 1961; Штейнман Р. Я., Пространство и время, М., 1962; Грюнбаум А., Философские проблемы пространства и времени, пер. с англ., М., 1969; Мостепаненко А. М., Пространство и время в макро-, мега- и микромире, М., 1974; Jammеr М., Concepts of space, Camb., 1954. P. Я. Штейнман.

ПРОСТРАНСТВО ИЗОБРАЖЕНИЙ в оптике, см. Изображение оптическое.

ПРОСТРАНСТВО ПРЕДМЕТОВ в оптике, см. Изображение оптическое.

ПРОСТРАЦИЯ (позднелат. prostratio, от лат. prosterno - опрокидываю, разрушаю), устаревшее, недостаточно чёткое мед. понятие, обозначающее крайнюю степень изнеможения, расслабленности, упадка психич. активности. Возникает при тяжёлых инфекц. заболеваниях, отравлениях, чрезмерном истощении, после внезапных нервных потрясений.

ПРОСТРЕЛ (Pulsatilla), род многолетних трав сем. лютиковых. Прикорневые листья черешчатые, перисто- или пальчаторассечённые, стеблевые - обычно сидячие, при основании сросшиеся, более или менее сильно рассечённые. Цветки одиночные, довольно крупные, б. ч. фиолетоВыс. Плод - многоорешек; плодики с длинными перистоволосистыми столбиками. Ок. 35 видов, в умеренном, субтропич. и отчасти в холодном поясах Сев. полушария. В СССР ок. 30 видов. П. раскрытый, или сон-трава (P. patens), произрастающий в Европ. части и Зап. Сибири, и П. луговой (P. pratensis), встречающийся на З. Европ. части, растут по сухим склонам, песчаным холмам, светлым сосновым борам. Это ядовитые растения, содержащие в траве (как и др. виды П.) гликозид ранункулин. Экстракт из их листьев обладает сильными бактерицидными и фунгицидными свойствами. П. раскрытый, П. весенний (P. vernalis), П. албанский (P. albana) и др. разводят как декоративные.

Прострел раскрытый; а - плодик; б - цветок в разрезе.

ПРОСТУПОК, вид правонарушения. Общественно вредное деяние, не предусмотренное уголовным законом или не обладающее всеми указанными в нём признаками. В отличие от преступления, П. обычно лишён общественно опасного характера (малозначителен в смысле уголовного права). Различают гражд., адм. и дисциплинарные П. и соответственно привлечение к гражд., адм. или дисциплинарной ответственности.

ПРОСТУПОК АДМИНИСТРАТИВНЫЙ, см. Административное правонарушение.

ПРОСЦЕНИУМ (лат. proscaenium, от греч. proskenion), передняя, ближайшая к зрителям часть сцены, расположенная перед порталом сцены. В др.-рим. театре П. наз. площадка для игры актёров (другое её назв.- пульпитум), находившаяся перед сценой (греч. схема). Дальнейшее развитие П. получил в Италии в 16 в. ("Театро Олимпико" в Виченце с П. шир. 25,72 м и глуб. 6 м). В Англии 16 в. существовал П., отделённый от сцены раздвижным занавесом или колоннами; просторный, глубоко вдающийся в зрительный зал П. перешёл в англ. театр 17-18 вв. Постоянные П. имеются в Ленингр. ТЮЗе, Королев. шекспировском театре (Стратфорд-он-Эйвон).

ПРОСЯНАЯ, посёлок гор. типа в Покровском р-не Днепропетровской обл. УССР. Ж.-д. ст. на линии Чаплине - Донецк. Комбинаты: каолиновый, хлебопродуктов.

ПРОСЯНКА (Emberiza calandra), птица семейства овсянковых отр. воробьиных. Дл. тела 18-20 см, весит ок. 50 г. Спинная сторона буроватая, брюшная - беловатая с продольными тёмными пестринами. Распространена в Европе, Сев. Африке и на юге Зап. Азии, в СССР - от юга Белоруссии до юго-вост. Казахстана. Населяет поля, луга и горные степи с высоким бурьяном и кустами. Гнёзда на земле, в кладке 4-6 яиц. Насиживает только самка, 12-13 суток. В лето возможны 2 кладки: Питается семенами, насекомыми.

ПРОСЯНОЙ КОМАРИК (Stenodiplosis panici), насекомое (1,6-2,0 мм) семейства галлиц', опасный вредитель проса. Окраска жёлто-бурая, глаза и отд. части груди и спинки чёрные, брюшко красноватое. П. к. вылетают во время вымётывания куриного проса и образования метёлок у проса посевного; при этом не питаются. Самки откладывают яйца в нераспустившиеся цветки. Отродившиеся личинки питаются завязью и др. частями цветка. Повреждённые цветки остаются бесплодными. Урожай проса снижается. Развитие одного поколения 15-45 суток. В разных зонах П. к. имеет 1-5 поколений в год. Меры борьбы: зяблевая вспашка с предплужником просянищ и др. полей, засорённых растениями, к-рыми питается П. к.; сжигание хозяйственно негодных отходов после уборки проса; отдалённое размещение посевов проса от мест зимовки П. к.; посев проса в ранние сроки; обработка посевов в период первого лёта П. к. (при массовом размножении) инсектицидами.

ПРОТАГОР (Protagoras) и з Абдеры (ок. 480 - ок. 410 до н. э.), др.-греч. философ, основатель школы софистов. Разъезжал по Греции с пропагандой своего учения, много раз бывал в Афинах, одно время был близок к Периклу и Еврипиду, во время олигархии, переворота в 411 обвинялся в атеизме; его книга о богах была сожжена в Афинах. Особенно поражало современников П. то, что он устраивал публичные диспуты, брал плату за обучение, ввёл в оборот софизмы. Трактаты П. до нас не дошли. П. прославился своим тезисом: "Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют". Содержащийся здесь субъективизм понимался П. как вывод из учения Гераклита (вернее, его последователей) о всеобщей текучести вещей: если всё меняется каждое мгновение, то всё существует лишь постольку, поскольку может быть схвачено индивидом в тот или иной момент; обо всём можно сказать как что-то одно, так одновременно и нечто иное, ему противоречащее. Этот релятивизм проводился у П. и в религ. области: "О богах я не могу знать ни того, что они существуют, ни того, что их нет, ни того, каковы они по виду". По-видимому, П. признавал существование и богов, и мира в целом, но в противоположность древней натурфилософии отрицал возможность достоверного познания объективного мира и признавал только текучесть чувств. явлений. В этике и политике П., по-видимому, был не склонен к последоват. проведению своего релятивизма: если мы не знаем истины, то можем знать, что полезно, об этом нам говорят естеств. право и гос. законы; так, законодательство необходимо, поскольку в нас с самого начала вложены богами "справедливость" и "стыд",- здесь П. являлся сторонником как бы нек-рого прагматизма. Имеются сведения о занятиях П. грамматикой, риторикой и художеств. воспитанием.

Фрагменты в рус. пер.: Маковельский А., Софисты, в. 1, Баку, 1940, фрагм. 5 - 21.

Лит.: Ягодинский И. И., Софист Протагор, Каз., 1906; Чернышев Б., Софисты, М., 1929; Loenen D., Protagoras and the Greek community, Amst., [1941].

А. Ф. Лосев.

ПРОТАЗАН (нем. Partisane, от франц. pertuisane), копьё с плоским и длинным наконечником, насаженным на древко. Оружие ландскнехтов в 16 в. и телохранителей при монархах в 17 в. Общая длина П. с древком достигала 2,5 м и более. Древко П. украшалось бархатом, шёлком или раскрашивалось. В России П. являлся почётным оружием штаб- и обер-офицеров в 18 в.; боевого значения не имел.

ПРОТАЗАНОВ Яков Александрович [23.1(4.2).1881, Москва,-8.8.1945, там же], советский кинорежиссёр, засл. деят. иск-в РСФСР (1935) и Узб. ССР (1943). Один из зачинателей рус. кинематографа. В 1911 -18 поставил ок. 80 фильмов, в т. ч. такие значительные, как "Пиковая дама" (1916) и "Отец Сергий" (1918). Уже в этот период творчество П. отличалось высоким проф. мастерством, интересом к классич. рус. литературе, вниманием к иск-ву актёра. Вынужденный в эти годы нередко заниматься коммерч. постановками, он в лучших работах продемонстрировал возможности рус. кино. После пребывания за рубежом П. возвратился в 1923 в Россию. В первых фильмах, созданных на сов. киностудиях, - "Аэлита" (1924) и "Его призыв" (1925) - он избрал темы, связанные с жизнью страны. Ставил комедии: "Закройщик из Торжка" (1925), "Процесс о трёх миллионах" (1926), "Дон Диего и Пелагея" (1928), "Праздник святого Йоргена" (1930). В них ярко проявилось мастерство популярных актёров И. В. Ильинского, В. П. Марецкой, А. П. Кторова, М. М. Климова, М. М, Блюменталь- Тамариной и др. В историко-революционном фильме "Сорок первый" (1927) П. добился глубокой достоверности в передаче эпохи и создании образов гл. героев. П. привлёк В. И. Качалова и В. Э. Мейерхольда для исполнения главных ролей в фильме "Белый орёл" (1928). В период звукового кино после муз. комедии-памфлета "Марионетки" (1934) П. поставил фильм "Бесприданница" (1937), к-рый стал одной из лучших сов. экранизаций классич. драматургии. Историч. фильм "Салават Юлаев" (1941) и комедия "Насреддин в Бухаре" (1943)- последние работы режиссёра.

Лит.: Зоркая Н. М., Портреты, М., 1966; Арлазоров М. С., Протазанов, М., 1973.

Я. А. Протазанов.

ПРОТАКТИНИЙ (лат. Protactinium), Ра, радиоактивный хим. элемент, ат. н. 91, относится к актиноидам. Первый изотоп П. (точнее, ядерный изомер) - короткоживущий 234тРа (период полураспада Т1/2 =1,18 мин) был обнаружен в 1913 К. Фаянсом и нем. физиком О. Герингом в радиоактивном ряду урана - радия. В 1918 О. Тан совм. с Л. Майтнер и независимо от них Ф. Содди и англ. химик Дж. Кранстон получили и долгоживущий изотоп 231Ра (Т1/2 = 32 400 лет), относящийся к рад