БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201явшими силу феод. отношениями, порождала живучесть здесь просветительских идей, их возрождение. У мн. народов Центр., Юго-Вост. и Вост. Европы просветительская идеология получала дополнит. импульс в борьбе за нац. освобождение (большинство юж. и зап. славян, венгры, а также греки) - здесь имел место синтез прогрессивных черт отечеств. нац.-патриотич. традиции с идеями зап.-европ. П. Для этих стран П. стало идейной основой 1-й фазы т. н. нац. возрождения (2-я фаза обычно проходила уже под знаменем романтизма). В качестве носителей просветительских идей видную роль здесь (напр., в Польше, Венгрии) играли интеллигенты дворянского происхождения. Очень яркое проявление П. в этих странах находило в филологии (защита нац. языка) и в ист. науке (разработка отечеств. истории, идея ист. общности славян - у слав. народов).

В Польше П. 2-й пол. 18 - нач. 19 вв. было тесно связано с нац.-освободит. движением. Во главе польск. П. стояли находившиеся под влиянием франц. просветителей Г. Коллонтай, С. Сташиц, Я. и Е. Снядецкие - антиклерикалы, материалисты, противники сословного строя и крепостного права, проповедовавшие идеи т. н. польск. якобинства, отстаивавшие принципы равноправия наций, неприкосновенности нац. суверенитета, естеств. права и обществ. договора.

Главной фигурой югославянского П. был серб. философ-рационалист Д. Обрадович, испытавший влияние идей англ. П.; большое значение имело творчество и деятельность словен. поэта-просветителя В. Водника, создателя первой словен. газеты, хорв. писателя-просветителя М. А. Рельковича и др.

В Венгрии развитие просветительских идей связано с именами философа-материалиста, писателя, родоначальника венг. П.- Д. Бешшеньеи, поэта В. Чоконаи-Витеза, с венг. якобинцами И. Мартиновичем, поэтом Я. Бачаньи, критиком Ф. Казинци.

Крупнейшими представителями 1-го этапа П. в Чехии (50-70-е гг. 18 в.) были Г. Добнер, историк Ф. М. Пельцль, А. Фойгт, 2-го этапа (80-90-е гг.)- И. Добровский (см. также "Будители"). В целом чеш. П. отличалось известной умеренностью и не дошло до бурж.-демократич. этапа.

В Болгарии П., развивавшееся в 19 в., первоначально связано с деятельностью И. Селиминского, находившегося под влиянием франц. и нем. просветителей. Деятели революц.-демократич. движения - Г. С. Раковский, Л. Каравелов, X. Ботев придали идеологии болг. П. демократич. характер. Большое воздействие на болг. революц.-демократич. идеологию оказали рус. революц. демократы.

Просвещение в странах Востока. В странах Востока антифеод. движение, обычно переплетавшееся с национально-освободит. борьбой, принимало формы, во многом отличные от европейских. Это обстоятельство, связанное с филос. и лит. традициями этих стран и в значит. степени обусловленное более замедленным (по сравнению с Европой) социально-экономич. их развитием, привело к наличию среди сов. исследователей различных точек зрения на самую возможность выделения просветительского этапа в идеологии стран Востока. Нек-рые исследователи считают, что страны, не достигшие того уровня экономич. развития, на к-ром находилась Зап. Европа в 18 в., не знали особого просветительского этапа, но большинство востоковедов признаёт его наличие (чаще всего относя его - по крайней мере для большинства стран В.- к 19 - нач. 20 вв.). Несмотря на значит. специфику просветительского движения (отсутствие чёткой грани между чертами Позднего Возрождения и раннего П., большая роль религ. идеологии в П. стран Востока и др.), важнейшие черты просветительского мировоззрения (антифеод. борьба передовых людей эпохи, затрагивающая широкие области идеологии и углублённая подъёмом нац. самосознания, критика основ феод. строя и его конкретных проявлений, борьба с сословными и религ. предрассудками, вера в силу разума, воспитания и образования) на Востоке в основном аналогичны западным. Эти общие черты - результат не только типологич. единства, но и взаимосвязей, взаимообогащения нац. культур. Позднее П. в странах Востока (2-я пол. 19 - нач. 20 вв.) развивалось под значит. воздействием идей европ. П.

В Китае антифеодальная борьба, переплетавшаяся с нац.-освободит. борьбой против маньчжурских захватчиков, зарождение бурж. отношений вызвали идеи, близкие к идеям зап.-европ. Возрождения и П. В 17-18 вв. появляется плеяда учёных, философов и писателей, критически и рационалистически мыслящих, к-рые выдвигают принципы науч. исследования, критикуют догмы и традиц. формы воспитания, пропагандируют образование, осн. на реальных знаниях, а не на схоластич. "экзаменационных сочинениях" и комментариях к конфуцианским классикам. Деятели раннего П.- участники вооруж. борьбы с маньчжурскими завоевателями (Хуан Цзун-си, Гу Янь-у, Ван Фу-чжи) критиковали феод. отношения, но стояли на позициях просвещённого абсолютизма. Законы природы они объясняли с материалистич. позиций, утверждали, что общественная жизнь, как и природа, подчинена определённым закономерностям, развивали теории обществ. равенства, внесословной ценности человека, его естественных прав. Одни из них призывали к "возрождению древности", другие (Ван Фу-чжи) выдвигали идею прогрессивного развития человечества. Деятели 2-го этапа кит. П. (сер. 19 в.) требовали "частичных реформ " по образцу стран Зап. Европы, боролись против политики "закрытых дверей", выступая за контакты с др. странами (Вэй Юань, Гун Цзы-чжэнь, Ван Тао). В кон. 19 в. просветители Кан Ю-вэй, Лян Ци-чао, Тань Сы-тун получили возможность реально осуществить нек-рые бурж. реформы (см. "Сто дней реформ"). Установление причинной связи между средой и человеком, обнаружение обусловленности характера человека обстоятельствами его жизни, представление о природном равенстве людей обогатили кит. лит-ру 18-19 вв., оказав большое влияние на сатирич. роман ("Неофициальная история конфуцианцев" У Цзин-цзы), бытовой роман ("Сон в красном тереме" Цао Сюэ-циня), сатирико-фантастич. роман ("Цветы в зеркале" Ли Жу-чжэня) и обличит. романы нач. 20 в.

В Корее раннее просветительство развивалось в рамках идейного течения "за реальные знания" (Сирхакпха). Его представители - Пак Че Га, Лю Хён Вон, Ли Ик и др. настаивали на необходимости развивать практически полезные науки и знакомиться с науч.-технич. достижениями др. стран. Антифеод. направленность выступает в произв. Пак Чи Бона и Чон Як Ена, на взгляды к-рых большое влияние оказали идеи кит. просветителей Гу Янь-у и Хуан Цзун-си. Образцы кор. просветительской сатиры - новеллы Пак Чи Бона, нек-рые анонимные повести и т. н. новая проза нач. 20 в. В целом на 2-м этапе (в кон. 19 - нач. 20 вв.) кор. П. носило менее радикальный характер: вопросы воспитания и просвещения оттесняли в нём социальные и политич. проблемы. Джи Сок Ён, Пак Ын Сик, Чу Си Ген и др. выступали как пропагандисты европ. науч. и технич. достижений, требовали широких реформ нар. образования.

В Японии уже в 18 в. передовые мыслители противопоставляли конфуцианской схоластике опытные знания, призывали к знакомству с зап. наукой (Миура Байэн, Ямагото Банто), развивали материалистич. идеи (Ито Дзинсай, Андо Сёэки, Камада Рюкю). Япон. П. 2-й пол. 19 в. (после "революции Мэйд-зи" 1867-68) отличалось большим радикализмом просветителей, объединившихся вокруг об-ва "Мэйрокуся" (осн. в 1873) и его журн. "Мэйроку-синси". На япон. яз. переводятся "Дух законов" Монтескье и "Общественный договор" Руссо, проникшие затем и в Китай, Корею, Вьетнам. Расцветает публицистика, появляется жанр политич. романа (Комуро Ангайдо, Яно Рюкэй, Дзиппэнся Икку), закладываются основы реалистич. лит-ры (Фтабатэй Симэй).

В странах Б л. и Ср. Востока просветительские идеи развивались во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. под влиянием как зап.-европ., так и рус. П. (проводниками его идей нередко были представители вост. народов, входивших в состав Росс. империи, напр. М. Ф. Ахундов). Просветительский характер носило конституц. движение в Турции, связанное с именем Намыка Кемаля, Ибрахима Шинаси и др. (см. "Новые османы"). Иран, просветители под руководством Мирзы Мальком-хана вели борьбу за превращение страны в конституц. монархию. Просветителей Сирии, Египта (Бутрус аль-Бустани, Ф. Марраш, Абдаррахман аль-Кавакиби, Рафаа ат-Тахтави), Ирана (Мальком-хан, Абдаррахман Талибов), Турции (И. Шинаси, Н. Кемаль) объединяла вера в силу образования и просвещения (которые представлялись им важнейшим средством преобразования общества и освобождения народа), вера в неогранич. возможности человеческого разума, пропаганда зап.-европ. науки и культуры, призыв к нац. единству, критика феод. строя и колониализма. Идеи просветителей находили выражение в публицистике и художеств. лит-ре; появляются очерки, эссе, памфлеты, назидательно-филос. повести (Селим аль-Бустани, Фарах Антун), ист. роман (Дж. Зейдан), просветительско-бытовой роман (Н. Кемаль, Ахмед Мидхат и др.). Переводы зап.-европ. лит-ры и появление нац. публицистики способствовали становлению прозаич. лит. языка.

В Индии у истоков просветительского движения 1-й пол. 19 в, стоял Раммохан Рай, один из основателей инд. прессы, пропагандист идей Ф. Бэкона, франц. просветителей и англ. утопич. социалистов. После Инд. нар. восстания 1857 - 59 возникают просветительско-реформаторские общества и группы, к-рые переводят на инд. языки европ. лит-ру, ведут борьбу за открытие уч. заведений зап. типа, требуют свободы слова и печати. Ведущей фигурой инд. П. кон. 19 - нач. 20 вв. был Свами Вивекананда. Идеи инд. П. нашли яркое выражение в творчестве романистов Н. Ахмада, Ф. Сепапти, П. Митро, а также в драме (М. М. Дотто) и сатирич. повестях.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., 2 изд., т. 2; их же, Немецкая идеология, там же, т. 3; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20, с. 16-17; Ленин В. И., От какого наследства мы отказываемся?, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2; Плеханов Г. В., К вопросу о развитии монистического взгляда на историю, Избр. философские произведения, т. 1, М., 1956, гл. 2; его же, История русской общественной мысли, т. 2-3, М., 1918; Меринг Ф., Легенда о Лессинге, в его кн.: Литературно-критические статьи, т. 1, М.- Л., 1934; История философии, т. 1, М., 1957; Деборин А. М., Социально-политические учения нового и новейшего времени, т. 1 - 2, М., 1958-67; Политцер Ж., "Философия просвещения" и современная мысль, в сб.: Французские коммунисты в борьбе за прогрессивную идеологию, М., 1953; Конрад Н. И., Запад и Восток, [2 изд.], М., 1972; Западный сборник, [т.] 1, М.- Л., 1937; Проблемы Просвещения в мировой литературе, М., 1970; Тураев С. В., Введение в западноевропейскую литературу XVIII в., М., 1962; Музыкальная эстетика Западной Европы XVII - XVIII вв., М., 1971; История английской литературы, т. 1. в. 2, М.- Л., 1945; Алексеев М. П., Из истории английской литературы, М.- Л., 1960; Ел истратова А. А., Английский роман эпохи Просвещения, М., 1966; История французской литературы, т. 1, М.- Л,, 1946; Волгин В. П., Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в., М., 1958; История немецкой литературы, т. 2, М., 1963; Жирмунский В. М., Очерки по истории классической немецкой литературы, Л., 1972; Неустроев В. П., Немецкая литература эпохи Просвещения, М., 1958; Тройская М. Л., Немецкая сатира эпохи Просвещения, Л., 1952; её же, Немецкий сентиментально-юмористический роман эпохи Просвещения, Л., 1965; Реизов Б. Г., Итальянская литература XVIII в., Л., 1966; Американские просветители, [пер. с англ.], т. 1-2, М., 1968-69; Гольдберг Н. М., Свободомыслие и атеизм в США, М.- Л., 1965; Паррингтон В. Л., Основные течения американской мысли, пер. с англ., т. 1, М., 1962; Макагоненко Г., Н. Новиков и русское просвещение XVIII в., М.- Л., 1951; Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII в., т. 1-2, М., 1952; Орлов В., Русские просветители 1790-1800-х гг., 2 изд., М., 1953; Проблемы русского просвещения в литературе XVIII в., М.- Л., 1961; Русские просветители. (От Радищева до декабристов), т. 1 - 2, М., 1966; Эпоха просвещения. Из истории международных связей русской литературы, Л., 1967; История философии в СССР, т. 1 - 2, М., 1968; Виленская Э. С., К истории статьи В. И. Ленина "От какого наследства мы отказываемся?", в кн.: Источниковедение, М., 1969; Уткина Н. Ф., Естественнонаучный материализм в России XVIII в., М., 1971; Каменский 3. А., Философские идеи русского Просвещения, М., 1971; Краснобаев Б. И., Очерки истории русской культуры 18 в., М., 1972; Славянское возрождение. Сб. ст. и материалов, М., 1966; Осипова Е. В., Философия польского просвещения, М., 1961; Просветительство в литературах Востока, М., 1973; Зарождение идеологии национально-освободительного движения (XIX - начало XX в.), М., 1973; Тихвинский С. Л., Движение за реформы в Китае в конце XIX в. и Кан Ю-вэй, М., 1959; Фишман О. Л., Китайский сатирический роман. (Эпоха Просвещения), М., 1966; Тягай Г. Д., Общественная мысль Кореи в эпоху позднего феодализма, М., 1971; Конрад Н. И., Очерки японской литературы, М., 1973; Долинина А. А., Очерки истории арабской литературы нового времени. Египет и Сирия. Публицистика 1870 - 1914 гг., М., 1968; Брагинский И., Комиссаров Д., Персидская литература, М., 1963; Алькаева Л. О., Бабаев А. А., Турецкая литература, М., 1967; Кямилев X., У истоков современной турецкой литературы. (Турецкие писатели-просветители второй половины XIX в.), М., 1967; Cassirer E., Die Philosophic der Aufklarung, Tubingen, 1932; Anchor R., The Enlightenment tradition N. Y., [1967]; Hazard P., La pensee europeenne au XVIII siecle. De Montesquieu a Lessing, t. 1, P., 1946; The enlightenment. The culture of the XVIII century, ed. by Schneider, N. Y., 1965; Gay P., Age of enlightenment, N. Y., [1966]; The enlightenment, ed. by J. Lively, N. Y., [1966]; Utopieet institutions au XVIII siecle. Le Pragmatisme des lumieres, P., 1963; Hampson N., The enlightenment, Harmondsworth, 1968; Chaunu P., La civilisation de l'Europe des lumieres, Grenoble-P., 1971; Plongeron В., Theologie et politique au siecle des lumieres (1770-1820), Gen., 1973; The influence of the enlightenment on the French revolution, ed. by W. F. Church, Boston, [1964]; Fra nkel Сh., The faith of reason: the idea of progress in the French enlightenment, N. Y., 1948; Hearnschaw F. J. C., (ed.), Social and political ideas of same great French thinkers of the age of reason, N. Y., 1950; Моrnet D., Les orig ines intellectuelles de la revolution francaise (1715 -1787). 2 ed., P., 1934; Krauss W., Studien zur deutschen und franzosischen Aufklarung, В., [1963]; Wоlff H., Die Weltanschauung der deutschen Aufklarung in geschichtlicher Entwicklung, 2 Aufl., Bern, [1963]; Lin Моu-sheng, Men and Ideas, N. Y., [1942]. А. Г. Левинтон, О. Л. Фишман (Просвещение в странах Зап. Европы и в Сев. Америке, Просвещение в странах Востока); А. И. Володин, Б. И. Краснобаев (Просвещение в России).

ПРОСВЕЩЕНИЕ, распространение знаний, образования; система воспитательно-образовательных мероприятий и учреждений в к.-л. roc-ве. См. ст. Народное образование и разделы о нар. образовании (просвещении) в статьях о странах, республиках СССР.

"ПРОСВЕЩЕНИЕ", крупнейшее сов. учебно-педагогич. издательство в системе Гос. комитета Сов. Мин. РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Осн. в Москве в 1931 (до 1964 называлось Учпедгиз). Выпускает на русском языке учебники и учебные пособия для всех типов общеобразоват. школы и пед. учебных заведений, методич. лит-ру для учителей, лит-ру по внеклассному чтению для учащихся, методич. журналы, различного рода программно-методич. издания, печатные наглядные пособия. Изд-во и его непосредств. предшественники - лит.-издат. отдел Наркомпроса (с нояб. 1917) и пед. отдел Госиздата РСФСР (с 1919) сыграли большую роль в ликвидации неграмотности, в осуществлении всеобщего начального, а затем восьмилетнего образования, коммунистич. воспитания детей и подростков. Особенно широкий размах деятельность изд-ва приобрела в 60 - нач. 70-х гг., когда стало осуществляться всеобщее среднее образование; для этого периода характерно привлечение к подготовке учебной и др. лит-ры крупных учёных (академики Б. Е. Быховский, В. В. Парин, Л. А. Зенкевич, А. Н. Колмогоров, И. К. Кикоин, М. В. Нечкина, В. М. Хвостов и др.). "П." выпускает журналы "Начальная школа", "Дошкольное воспитание", "Русский язык в школе", "Литература в школе", "Иностранные языки в школе". Объём работы изд-ва в 1973: 1257 названий, 3,7 млрд. печатных листов-оттисков, тираж 279 млн. экз. Награждено орденом Трудового Красного Знамени (1974).

"ПРОСВЕЩЕНИЕ", большевистский легальный ежемесячный обществ.-политич. и литературный журнал; издавался в Петербурге с дек. 1911 по июнь 1914. Вышло 27 номеров. Тираж отд. номеров до 5 тыс. экз. Создан по инициативе В. И. Ленина вместо закрытого царским пр-вом журн. "Мысль". Руководство осуществляла заграничная редколлегия во главе с Лениным. Практическую работу по изданию "П." вела редколлегия в России, в неё в разное время входили А. И. Ульянова-Елизарова, Л. М. Михайлов, М. С. Ольминский, А. А. Рябинин, М. А. Савельев, Н. А. Скрыпник и др. С 1913 беллетристич. отделом "П." руководил М. Горький. Как теоретич. орган большевиков журнал вёл борьбу с ликвидаторами, отзовистами, троцкистами, бурж. националистами. В "П." было опубликовано 28 статей Ленина, в т. ч. "Критические заметки по национальному вопросу", "О праве наций на самоопределение". Журнал подвергался постоянным репрессиям и был закрыт пр-вом. Осенью 1917 издание возобновилось, но был выпущен только один (двойной) номер, в к-ром напечатаны работы Ленина "Удержат ли большевики государственную власть?" и "К пересмотру партийной программы".

Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 2, с. 513); Никитин Л. Н., Большевистский журнал "Просвещение", М., 1955.

ПРОСВЕЩЁННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ, политика ряда европ. абсолютистских гос-в (см. Абсолютизм) во 2-й пол. 18 в., принимавшая форму следования идеям Просвещения; выражалась в проведении реформ, уничтожавших некоторые, наиболее устаревшие феод. институты (а иногда делавших шаг в сторону бурж. развития).

Мысль о гос-ве во главе с "просвещённым монархом", способным преобразовать обществ. жизнь на новых, разумных началах, получила в 18 в. широкое распространение среди части просветителей (Вольтер и др.). С др. стороны, и сами европ. монархи в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистич. уклада, распространения идей Просвещения вынуждены были встать на путь реформ. В ряде стран были уничтожены нек-рые сословные привилегии и феод. монополии, проведены крест. реформы, реформы церкви (подчинение церкви гос-ву, секуляризация церк. земель, изгнание иезуитов, закрытие монашеских орденов), школьного обучения, суда и судопроизводства, сделаны шаги в сторону веротерпимости, смягчения цензуры и др.; иногда в государственной практике отражались идеи физиократов. Реформы в духе П. а. проводились в Пруссии - в первые годы правления Фридриха II, в Австр. монархии - отчасти уже при Марии Терезии и особенно при Иосифе II, в Испании - при Карле III (просветители и гос. деятели - П. Аранда, П. Кампоманес, X. Флоридабланка), в Португалии - при министре С. Помбале, в Дании - при министрах Ю. X. Э. Бернсторфе, И. Ф. Струэнсе, при регенте принце Фредерике, в Швеции - при короле Густаве III, в России - при Екатерине II (в 60-е гг. 18 в.). Хотя объективно нек-рые реформы П. а. способствовали развитию капиталистич. уклада, в практич. деятельности "просвещённых государей" превалировали феод.-деспотич. черты. Несовместимость принципов Просвещения с абсолютистским режимом наиболее отчётливо проявилась в Пруссии при Фридрихе II. В тех же случаях, когда феод.-абсолютистское гос-во шло на реформы, ущемлявшие дворянство, особенно когда реформы приобретали уже отчётливо бурж. характер (напр., реформы А. Р. Ж. Тюрго в 1774-76 во Франции), они вызывали решит. противодействие феод. кругов и в конечном счёте не проводились в жизнь. Вообще политика П. а. имела успех только в тех странах, где буржуазия достигла сравнительно слабой степени развития. Но и там период П. а. оказался весьма кратковременным: в условиях революц. ломки феод.-абсолютистского строя, проведённой Великой франц. революцией, европ. монархи покончили с "либеральными" начинаниями в духе П. а., сменившегося почти повсеместно политикой открытой феод. реакции [в России такой поворот был связан с подавлением Крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачёва (1773 - 1775)].

Лит.: Mittenzwei J., Ober das Problem des aufgeklarten Absolutismus, "Zeitschrift fur Geschichtswissenschaft", 1970, H. 9; Дpужинин Н. М., Просвещенный абсолютизм в России, в сб.: Абсолютизм в России (XVII - XVIII вв.), М., 1964.

ПРОСВИРНИК, просвирки, нек-рые распространённые дикорастущие виды рода мальва. Наиболее известны П. лесной, или мальва лесная (Malva sylvestris), П. пренебрежённый (М. neglecta), П. курчавый (М. crispa), а также декоративные - П. мавританский (М. mauritiana), П. мускусный (М. moschata).

ПРОСВИРНИКОВЫЕ, семейство двудольных растений; то же, что мальвовые.

ПРОСЕК, горизонтальная горная выработка в толще полезного ископаемого для проветривания шахты или соединения выработок.

ПРОСЕКА в лесу, узкая полоса, прорубаемая в лесном массиве. В лесном х-ве П. прокладывают для обозначения границ кварталов (см. Квартал лесной), для строит. целей, линий электропередач, трубопроводов. П. делят лес на хоз. части для его эксплуатации, проведения учёта, планирования и организации х-ва, для борьбы с пожарами, транспортировки древесины. Ширина П. обычно 4 - 8 м, в противопожарных целях её доводят до 20 м.

ПРОСЕЧКА в металлообработке, заключительная операция получения сквозного отверстия в заготовке при ковке и штамповке. С целью сокращения отходов металла перед П. производят намётку отверстия прошивкой. П. оставшейся после этого перемычки производят прошивнями (при ковке) или с использованием пуансона и матрицы, имеющих острые кромки (при штамповке).

ПРОСКЕНИЙ (от греч. proskenion - место перед сценой), 1) в др.-греч. театре классич. эпохи (5 - 4 вв. до н. э.) деревянный фасад скены или особая декоративная стена, сооружавшаяся перед ней. В трагедии, где действие часто происходило перед дворцом или храмом, П. представлял собой обычно их переднюю часть, крытую колоннаду и др., в комедии - фасад жилого дома. 2) В театре эпохи эллинизма (4-1 вв. до н. э.) каменная пристройка к скене (в виде колоннады или портика) с плоской деревянной крышей. На крышу было перенесено представление спектакля, и слово "П." (или логейон) стало обозначать не только пристройку, но и саму сценич. площадку,

ПРОСКРИПЦИИ (от лат. proscriptio, букв. - письменное обнародование), в Др. Риме списки лиц, объявленных вне закона. За выдачу или убийство включённого в списки назначалась награда (даже рабу), за укрывательство - казнь. Имущество проскрибинированного подвергалось конфискации, потомки лишались почётных прав и состояния. Изобретённые Суллой как орудие массового политич. террора (82-81 до н. э.), П. использовались им и его приближёнными также для сведения личных счётов и как средство обогащения. П. ознаменовал свой приход к власти в 43 до н. э. 2-й триумвират (Октавиан, Лепид и Антоний).

ПРОСКУРА Георгий Фёдорович [16(28).4.1876, Смела, ныне Черкасской обл.,-30.10.1958, Харьков], советский учёный, специалист в области гидромашиностроения и гидроаэродинамики, акад. АН УССР (1929), засл. деят. науки и техники УССР (1944). В 1901 окончил Моск. высшее технич. уч-ще. С 1911 проф