БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201воляет говорить о едином просветительском лагере, единой антифеод. просветительской идеологии, несмотря на неоднородность П., идейные и политич. расхождения внутри лагеря просветителей по многим политич., идеологич., филос. и др. вопросам. Тяжёлое положение гор. и сел. бедноты, страдавшей от двойного (феод. и капиталистич.) гнёта, создавало условия и для возникновения особой, эгалитаристской (см. Эгалитаризм) и коммунистич. тенденций в просветительской лит-ре.

Различия социально-экономич. условий и нац. традиций обусловили специфику П. в разных странах.

В Англии просветительская мысль имела своим истоком идеологию, рождённую Англ. бурж. революцией 17 в. Однако англ. П. сложилось уже в послереволюц. эпоху, когда "героический период" революции завершился компромиссом между крупной буржуазией и частью зем. аристократии ("Славная революция" 1688-89). Этот классовый компромисс отчётливо проявился в филос. и политич. теориях Дж. Локка. В условиях быстрого технич. прогресса и возраставшего экономич. могущества Англии П. в нач. 18 в. проходило под знаком социального оптимизма. Большой популярностью пользовалось учение о всеобщей гармонии (А. Шефтсбери и др.). Оптимистич. мироощущение окрашивало англ. филос. и художеств. мысль 1-й пол. 18 в. (напр., "Опыт о человеке" А. Попа, 1732-34). Критике подвергались лишь моральные изъяны общества, устранимые просвещением и прогрессом. Просветители прославляли экономич. процветание, пафос покорения природы, предприимчивого человека, не теряющего присутствия духа в самых тяжёлых обстоятельствах. Д. Дефо первый представил совр. ему буржуа как "естественного человека". К "Робинзону Крузо" (1719) восходят все последующие робинзонады бурж. лит-ры, философии и политич. экономии, в к-рых отдельный изолированный (взятый вне обществ.-ист. связей) индивид становился исходным пунктом для построения всей системы обществ. отношений. Однако не все просветители разделяли оптимистич. иллюзии. Нек-рые из них отвергали миф о гармонии и универсальном добре и утверждали, что в основе благосостояния Англии лежат пороки и преступления (Б. Мандевиль, прямо полемизировавший с Шефтсбери). Дж. Свифт, веривший в добрую природу человека, считал, однако, что в реальном исторически сложившемся обществе не существует ни гармонии, ни добродетели; идеальное "естественное состояние", одухотворённое добродетельным разумом, он находит лишь в иронич. утопии - царстве разумных лошадей ("Путешествие Гулливера"), Борьба двух противоположных тенденций - вера в благую природу человека и показ столкновения эгоистич. интересов в реальной жизни - пронизывает романы Г. Филдинга. Идеализированный "естественный человек" с его добродетелями одерживает в романах Филдинга верх над силами эгоизма и своекорыстия. Но в творчестве Филдинга и особенно Т. Дж. Смоллетта, в романах к-рого не доброта, а эгоизм, беспринципность, жадность выступают как главные свойства "человеческой природы", уже назревал кризис просветительского оптимизма. Англ. "вольнодумцы" 18 в.- Дж. Толанд, А. Коллинз, Дж. Пристли и др.- развивали в деистической форме идеи материализма, пропагандировали осн. идеи П.- культ разума, призванного заменить слепую веру, равенство людей от рождения, свободу совести и др. Во Франции П. на первых порах заимствовало многие идеи у англичан, но, в отличие от "послереволюционного" англ. П., французы применяли их в преддверии революции, в условиях острой политич. борьбы. Просветительская критика была здесь более действенной и получила огромный обществ. резонанс, будучи направлена в первую очередь против феодальных учреждений, а не обществ. нравов. П. 18 в. имело здесь таких блестящих предшественников, как П. Гассенди, П. Бейль и выдающийся революционный демократ, материалист, атеист Ж. Мелье. Идейными вождями "старшего поколения" франц. просветителей 18 в. были Вольтер и Ш. Монтескье. Филос. основой их воззрений был деизм. С позиций разума франц. просветители боролись с религ. мировоззрением, решительно выступая против католической церкви, против феодального деспотизма и юстиции, они внесли большой вклад в разработку просветительской философии истории. Веря в историч. прогресс, они обычно не связывали его с политич. развитием масс, возлагая надежды на "просвещённого монарха" (Вольтер) или пропагандируя конституц. монархию по англ. образцу и "разделения властей" теорию (Монтескье). Деятели 2-го этапа франц. П.- Д. Дидро, К. А. Гельвеции, П. А. Гольбах и др.- были в своём большинстве материалистами и атеистами. Центр. событием этого этапа стал выпуск "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел" (1751-80). В этом издании, распространявшем антифеод. критику на все области идеологии, принимали участие Дидро - гл. организатор "Энциклопедии", Д'Аламбер, Вольтер, Монтескье, Гельвеции, Гольбах, Ф. Кенэ, А. Тюрго, Э. Б. Кондильяк, Ж. А. Кондорсе и мн. др. (см. Энциклопедисты). По мере приближения революции росло влияние произведений, содержавших более радикальную критику феод. строя и воспринимавшихся как прямой призыв к революции (прежде всего трактат Ж. Ж. Руссо "Об общественном договоре...", 1762). Руссо считал, что, избавившись от сословного строя, люди должны добровольно ограничить свою свободу во имя интересов общества. В будущем разумном обществе вместо суммы личных интересов, конкурирующих между собой, установится единая воля, носителем к-рой выступит гос-во. Новая гражданственность ограничит благо каждого во имя блага всех. В этом и был корень аскетич. добродетели якобинцев - последователей Руссо. Учение о новой морали и о царстве разума, несмотря на субъективную убеждённость франц. просветителей в том, что их проекты несут счастье всему человечеству, на самом деле было "...не чем иным, как идеализированным царством буржуазии..." (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 17). Выразителями особых стремлений и чаяний нар. низов, только формирующейся демократической идеологии стали создатели ранних коммунистич. утопич. теорий - Мелье, Морелли, Г. Б. Мабли.

Под сильным воздействием идей англ. и франц. П. (особенно идей Дж. Локка. франц. материалистов, Ж. Ж. Руссо) формировалось просветительское движение в Сев. Америке, где оно стало идейным знаменем первой бурж. революции на Амер. континенте - Войны за независимость в Северной Америке 1775-83. Ведущими деятелями амер. П. были: Б. Франклин - учёный, экономист, писатель, организатор Амер. филос. общества (1743); Т. Джефферсон - революц. демократ, автор Декларации независимости 1776; Т. Пейн - самый радикальный из амер. просветителей. Для амер. П. характерна резко выраженная антиклерикальная позиция, противопоставление христ. религ. культу культа разума. С особенно резкими нападками на христ. церковь выступали Пейн, И. Аллен, К. Колден. Амер. просветители были деистами (не атеистами), ведущим здесь было радикальное, демократич. крыло деистов. Они пропагандировали и другие передовые филос. и обществ. теории своего времени: стояли на позициях рационализма, теории естественного права, развивали положение о врождённом, естественном равенстве людей, были сторонниками республики. Демократизм, непосредственное участие в революции были характерны для большинства амер. просветителей, делавших из своей философии революц. выводы, отстаивавших идеи нар. суверенитета, обосновывавших право народа на революцию. Материалистич. идеи развивали учёные-просветители Т. Купер, Б. Ращ, Дж. Бьюкенен, подчёркивавшие необходимость связи философии с естеств. науками. Помимо науч. трудов и политич. публицистики, П. получило отражение в художеств. лит-ре (поэзия Ф. Френо, сатирич. романы X. Брекенриджа). Революц.-демократич. идеи амер. П. и особенно конституц. документы, принятые в революц. эпоху и воплотившие идеи П.,- виргинская Декларация прав (1776), Декларация независимости 1776-оказали влияние на идеологию и законодательство Великой франц. революции.

В Италии П. ("Illuminismo") было связано с борьбой за нац. объединение. Большое место в трудах просветителей занимал вопрос о едином лит. итал. языке: "Опыт философии языков" (1800) М. Чезаротти, статьи в "Венецианской газете" и "Наблюдателе" (изд. Г. Гоцци), журналах "Литературный бич" (издатель Дж. Беррети) и "Кафе" (издатели братья П. и А. Верри). Особенно отчётливо просветительские идеи сказались в творчестве и деятельности философов, юристов, экономистов П. Верри, Ч. Беккариа, Г. Филанджери. В художеств. лит-ре итал. П. ведущая роль принадлежала К. Гольдони, создателю реалистич., выражавших демократич. идеи бытовых комедий, В. Альфьери, автору классицистич., проникнутых идеями П. трагедий.

В Испании П. развивалось под влиянием идей франц. физиократов и энциклопедистов. Просветители 18 в. подвергли критике ср.-век. схоластику и религ. догмы, проповедовали опытное знание, просветительскую эстетику (Б. Фейхоо), отстаивали принципы атомизма Гассенди (философы А. Эксимено-и-Пухадес, Хуан Андрее, А. Авенданьо, X. Б. Берии и др.), развивали учение физиократов (П. Кампоманес и др.). Одним из крупнейших деятелей П. был Г. Ховельянос. Несмотря на известную слабость и половинчатость П. в Испании, просветители здесь внесли существенный вклад в идейную подготовку 1-й Исп. революции 1808-14.

В Германии на П. наложили отпечаток относительная экономич. и политич. отсталость страны, её раздробленность, политич. незрелость нарождавшейся буржуазии. Просветительская деятельность в Германии отражала протест против феод. раздробленности, абсолютистского произвола, идейной нетерпимости. Творчество ранних нем. просветителей носило умозрительный, теоретич. характер. Первое выражение П. получило в сфере науки и философии. Труды X. Томазия, Г. В. Лейбница, X. Вольфа знаменуют ранний, оптимистич. этап П., связанный с утверждением всемогущества разума, к-рый способен разрешить любые противоречия реального мира. На этом этапе важно было отделить философию от теологии, обосновать свободную от религии светскую мораль, эмансипировать науч. знание (хотя при слабости материалистич. направления в нем. П. борьба с официальной церк. идеологией приобретала здесь чаще всего половинчатый, компромиссный характер). У ранних просветителей социально-обличит. мотивы звучали ещё слабо. С кон. 50-60-х гг. 18 в. усилились критика существующего строя, протесты против феод. произвола. На этом этапе центр. фигурой П. стал Г. Э. Лессинг с его обличением феод. тирании, осуждением религ. нетерпимости. Лессинг обосновывает принципы эстетики просветительского реализма. Ф. Г. Клопшток открывает традицию гражд. лирики, утверждает самобытный путь нем. поэзии. И. И. Винкельман, в противовес нем. условиям жизни, превозносит породившую великое иск-во демократию древних греков. И. Г. Гердер утверждает единство ист. процесса, развивает принципы историзма и нац. своеобразия в искусстве. Эти идеи оказали большое влияние на деятелей нем. П., связанных с движением "Бури и натиска", развившимся в 70-х гг. 18 в. Это движение, проникнутое духом бунтарства, отразило рост антифеод. настроений (творчество молодого И. В. Гёте, ранние драмы Ф. Шиллера, пьесы Ф. М. Клингера и Я. М. Р. Ленца, баллады Г. А. Бюргера, лирика и публицистика К. Ф. Д. Шубарта и др.). Последний этап нем. П. связан с переворотом в умах, порождённым Великой франц. революцией. В этих условиях в рамках нем. П., с одной стороны, формировалась революц.-демократич. идеология (нем. "якобинцы" - Г. Форстер, В. Л. Векрлин, А. Ребман), а с другой - т. н. веймарский классицизм Гёте и Шиллера (веймарского периода их жизни), устремивших свои поиски в сторону гуманистич. морали, эстетич. воспитания как средства разрешения противоречий культуры и истории; наметился выход за рамки просветительской идеологии, развивалась антибурж. тенденция. Выход за пределы рационализма П. обозначился и в философии И. Канта, взгляды к-рого Маркс назвал "...немецкой теорией французской революции..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 88). Нем. П. 2-й пол. 18 в. существенно обогатило развитие общеевроп. просветительской мысли и явилось своего рода итогом всего зап.-европ. П.

В эпоху, наступившую после Великой франц. революции, несоответствие между просветительскими идеалами и устанавливавшимся бурж. строем, обнажение противоречий капиталистич. общества (в условиях начавшегося пром. переворота) влекли за собой возрастающее разочарование прогрессивных мыслителей в результатах революции и бурж. прогресса в целом, осознание того, что "...установленные „победой разума" общественные и политические учреждения оказались злой, вызывающей горькое разочарование карикатурой на блестящие обещания просветителей" (Энгельс Ф., там же, т. 19, с. 193). Кризис просветительской идеологии (в англ. П. он наметился уже в 18 в.), выразившийся в скептич. пересмотре возможностей человеческого разума, сомнении в бурж. прогрессе, разрушении эстетич. просветительского идеала и др., всё более выявлявшиеся слабые стороны и ограниченность системы просветительского мировоззрения (антиисторизм, метафизичность, жёсткая нормативность и др.) привели в 1-й пол. 19 в. к утверждению - в качестве господствующего - нового идейного и художеств. течения - романтизма. Одновременно шло наступление на идеологию П. как со стороны сил феод. реакции, так и - в возрастающей степени - со стороны идеологов самой буржуазии, становившейся всё более консервативной. В направлениях бурж. обществ. мысли взгляды просветителей вульгаризировались, теряли свою революц. направленность (напр., утилитаризм И. Бентама и Дж. С. Милля, позитивизм О. Конта и др.), истолковывались в духе бурж. либерализма, оборачиваясь апологетикой бурж. строя. Генетически сохранял известную связь с идеями П. утопический социализм, представлявший, однако, уже качественно новый этап в развитии обществ. мысли. Неразрешённость задач бурж. революции в ряде стран вызывала оживление идей П. и в 19 в. Напр., в Германии это проявилось в филос. творчестве Л. Фейербаха, в ист. концепциях историков гейдельбергской школы (Ф. К. Шлоссер и др.).

Просвещение в России. В России, как и в Зап. Европе, П. представляло собой процесс духовной подготовки бурж. революции, характерную форму антифеод. идеологии, пока и поскольку она отражала нерасчленённость антифеод. сил. Осн. черты П. в России сформулированы В. И. Лениным: 1) вражда "...к крепостному праву и всем его порождениям в экономической, социальной и юридической области"; 2) "...защита просвещения, самоуправления, свободы, европейских форм жизни и вообще всесторонней европеизации России"; 3) "...отстаивание интересов народных масс, главным образом крестьян, ...искренняя вера в то, что отмена крепостного права и его остатков принесет с собой общее благосостояние и искреннее желание содействовать этому" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2, с. 519). Наличие родственных черт между зап.-европ. и росс. антифеод. движением обусловило совпадение осн. идей П. в России и Зап. Европе, сходство его проявлений в философии, иск-ве, лит-ре и др. формах духовной жизни (борьба с религиозно-моральным догматизмом, рационализм, теории естественного права, обществ. договора, "разумного эгоизма" и т. п.). Своеобразие ист. процесса (характер самодержавия и крепостного права, позднее развитие капитализма и формирование буржуазии в класс) определило особенности рус. П.: необычайную остроту в постановке крест. вопроса, преобладание в числе просветителей выходцев из дворянства, воздействие на П. противоречий бурж. развития зап. стран, с одной стороны, и реформаторских актов царизма - с другой. Проблема ликвидации крепостничества, бывшая средоточием всей идеологич. и политич. борьбы на протяжении столетия (1760-е гг.- 1861), обусловила длительность и сложность процесса П. в России, к-рое развивалось то сопутствуя стихийным выступлениям крест. масс, то откатываясь назад под давлением феод. реакции, то сопровождая отд. либеральные начинания верхов. Представители рус. П., объединённые общей задачей борьбы с крепостнич. порядками и феод. идеологией, расходились во взглядах при разработке положит. программ и концепций как в сфере социально-политической, так и в различных областях культуры. Нек-рые просветители отстаивали идею т. н. просвещённого абсолютизма, надеялись на реформы сверху, к-рые позволили бы избежать кровопролития, неизбежного при насильств. обществ. переворотах, осуществляемых "тёмными" массами (в совр. лит-ре существует точка зрения, отождествляющая П. только с этим течением). Представители др. направления считали необходимым приобщить к науке, к "свету разума" и активному созидат. творчеству трудовой народ; нек-рые из них приходили к идее общенар. восстания против деспотизма, выдвигали требования демократич. республики и политич. равенства всех граждан. Расхождение в стремлениях "левых" и "правых" в рус. П. было более значительным, чем в зап.-европ. П. Нек-рые просветительские идеи встречались у деятелей "учёной дружины" Петра I (Феофан Прокопович, А. Д. Кантемир, В. Н. Татищев) и в ещё большей степени у М. В. Ломоносова: критика церкви, идея внесословной ценности человека, концепция просвещённого абсолютизма.

Расцвет раннего рус. П. относится к 1760-80-м гг., когда появились произведения Н. И. Новикова, Д. И. Фонвизина, А. Я. Поленова, Я. П. Козельского, С. Е. Десницкого и др. Первые рус. просветители возлагали надежды на "просвещённого монарха", справедливые законы, осн. на естественном праве, смягчение нравов в результате распространения образования и правильного воспитания; выступали за пробуждение нац. самосознания и достоинства личности, за патриотизм, равно чуждый и нац. спеси, и "чужебесию". В сатирич. журналах Новикова, в комедиях Фонвизина осуждались помещичье "жестокосердие", невежество, грубость нравов как результат растлевающего влияния крепостнических отношений. Идеал рус. просветителя 18 в.- гуманный, образованный, внимательный к своим крестьянам дворянин (Стародум, Правдин в "Недоросле"). В пед. трудах Новикова вопреки офиц. педагогике, пронизанной идеей подчинения личности гос-ву, на первом месте стоял человек, его личность, его счастье.

Распространение идей П. вызвало противодействие росс. пр-ва и церкви. Екатерина II, состоявшая в переписке с многими зап.-европ. просветителями и прослывшая среди них "мудрецом на троне", с рус. просветителями вела борьбу в печати и путём репрессий. Цензурным запретам и искажениям подверглась диссертация Д. С. Аничкова о происхождении религии (1769), Фонвизину было запрещено издавать задуманный им журнал (1788), Новикову - продолжать книгоиздат. дело, сам он был заключён в крепость (1792). Вынуждены были прекратить издат. деятельность И. А. Крылов (1793) и И. Г. Рахманинов, предпринявший издание сочинений Вольтера (из 20 томов вышло 4). Выход из тупика, в к-ром оказалась просветительская мысль, был найден А. Н. Радищевым. Он отверг упования на "просвещённого монарха", на благотворную силу просвещения, выдвинул идею нар. революции против самодержавия. Его кн. "Путешествие из Петербурга в Москву" (1790) стала вершиной рус. П. 18 в., а автор её - родоначальником революц. направления в рус. П.

Идеология рус. просветителей нач. 19 в. (В. В. Попугаев, И. П. Пнин, А. П. Куницын и др.), продолжая оставаться умеренной в политич. и теоретич. отношениях, всё более наполняется бурж. содержанием.

Первой попыткой претворения идей П. в жизнь было движение декабристов, деятельность и лит. творчество к-рых (П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер и др.) отличали идеи гражд. служения, активной борьбы за воплощение идеалов общечеловеческой свободы и разумного общества.

Возбуждение обществ. мнения в последекабристский период было в значит. мере обязано художеств. лит-ре, особенно творчеству А. С. Пушкина. Вклад в развитие идей П. внесли Н. В. Станкевич, Н. А. Полевой, Н. И. Надеждин. В 40-е гг. благодаря лит.-критич. выступлениям В. Г. Белинского, филос. трудам и художественным произведениям А. И. Герцена, деятельности петрашевцев рус. П. поднялось на качественно новую ступень. Сильное воздействие идей П. испытали лит-pa и иск-во ("натуральная школа", М. Е. Салтыков-Щедрин). Вершина П. этого периода - письмо Белинского к Гоголю (1847), распространявшееся в списках. Обличая ретроградство существующего режима, утверждая неизбежность социальных преобразований, защищая концепцию обществ. "действования" в пользу народа, рус. просветители 40-х гг. обращались к действительности и науке Зап. Европы. Наиболее радикальные из западников не могли не заметить значит. противоречий, к-рые были присущи развивавшемуся зап.-европ. капитализму.

Различия внутри рус. П., наметившиеся ещё со времени Радищева, к сер. 19 в. стали более резкими: сформировалось 2 направления рус. П.- либерально-реформаторское и революционно-демократическое. Представители первого (К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин и др.) выступали против привлечения нар. масс к общественно-политическим преобразованиям. Революц. демократы (Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Герцен, Н. П. Огарёв и др.), напротив, видели осн. задачу в пробуждении революц. инициативы народа. Однако общность антифеод. целей позволяла обоим направлениям П., несмотря на теоретич. разногласия, до нач. 1860-х гг. выступать совместно по мл. вопросам. Революционная ситуация 1859-61 и крестьянская реформа 1861 провели окончат. размежевание: радикальное крыло просветителей, открыто провозгласив революц.-демократич. и социалистич. программу, решительно стало на сторону ограбленного крестьянства. От них отмежевалось либеральное течение, напуганное крест. движением и отчасти удовлетворённое царской реформой. Часть просветителей открыто перешла в лагерь охранителей (М. Н. Катков). В 1860-е гг. всё более расходившиеся течения рус. П. ещё выступали вместе против пережитков крепостничества: М. Е. Салтыков-Щедрин и Д. И. Писарев, с одной стороны, И. С. Тургенев и Ф. П. Еленев (Скалдин) - с другой. Осн. задачи рус. П. после реформ 1860-х гг., направивших Россию на путь капитализма, оказались исчерпанными, и как специфическое явление оно прекратило существование. Радикальное, революц.-демократич. течение рус. П., выражавшее интересы трудового крестьянства, пошло по пути народничества. Либеральное течение защищало интересы молодой рус. буржуазии. Поскольку пережитки феод. системы сохранялись в России до 1917, элементы просветительства присутствовали как в произведениях писателей-народников, так и в либеральной журналистике, но особенно в творчестве Тургенева, Л. Н. Толстого, В. Г. Короленко. Своеобразными просветителями выступали многие мыслители и писатели народов Росс. империи, боровшиеся за рост гражд. и нац. самосознания, против нац., феод. и религ. гнёта (И. Франко и Т. Г. Шевченко на Украине, А. Хыждеу в Молдавии, М. Ф. Ахундов в Азербайджане, X. Абовян в Армении, И. Чавчавадзе в Грузии, Ч. Валиханов и Абай Кунанбаев в Казахстане и др.). Наследницей идей росс. просветителей, их борьбы против феод.-самодержавных порядков выступила революц. социал-демократия.

Просвещение в других странах Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европы. В этих странах, хотя не дозревших в 18 - нач. 19 вв. до бурж. революций, но уже вступивших в стадию разложения феод.-крепостнич. строя, объективная потребность в антифеод., бурж. преобразованиях явилась основой распространения просветительской идеологии, усвоения передовыми представителями интеллигенции идей зап.-европ. П. Вместе с тем П. оказывалось здесь нередко выраженным менее отчётливо, признаки его проявлялись часто в сложном сплаве с иными, непросветительскими чертами. С др. стороны, относит. замедленность капиталистич. развития, тормозившегося сохран