БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201ика на всю её глубину (см. Оперативное искусство, Глубокая операция). В сов.-финл. войне 1939-40 сов. воен. искусство обогатилось опытом П. укреплённого района (см. "Маннергейма линия"). Методы и способы П. в Сов. Вооруж. Силах получили всестороннее развитие в Великую Отечеств. войну 1941-45. На направлениях гл. ударов создавались мощные ударные группировки и достигалось решительное превосходство над противником в силах и средствах, что позволяло осуществлять П. на всю глубину обороны противника. Развитие П. осуществлялось вводом в сражение подвижных групп фронтов (танк. и механизир. корпусов, а с лета 1943 - танк. армий). Coв. войска успешно прорывали оборону противника на одном, двух и неск. участках с последующим развитием наступления в стороны флангов, окружением и разгромом крупных групировок врага (см. Белорусская операция 1944, Восточно-Прусская операция 1945, Висло-Одерская операция 1945, Берлинская операция 1945 и др.). В послевоен. время способы П. разрабатываются с учётом возможного применения ядерного оружия и дальнейшего совершенствования обычных средств поражения. И. С. Ляпунов.

ПPOPЫBKA ВСХОДОВ, прореживание всходов с.-х. растений, проводящееся вручную.

ПРОСАДОЧНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, просадки, уплотнение грунта, находящегося под действием внешней нагрузки или только собственного веса. Происходит при искусственном замачивании (в лёссе и лёссовидных отложениях), оттаивании (термические просадки в мёрзлых грунтах), динамич. воздействиях (вибрационные просадки). Величина проседания поверхности, вызванная просадкой грунтов, колеблется от долей см до 2 м. Просадки могут вызывать образование трещин на поверхности и в массиве грунта. Если фильтрация влаги в просадочных при замачивании грунтах происходит после окончания П. я., то возможна послепросадочная деформация грунта за счёт выщелачивания из него водорастворимых соединений.

Причины П. я. (в лёссе и лёссовидных отложениях) - недоуплотнённое состояние грунта с теряющими прочность при замачивании связями частиц. При данной влажности грунта каждой величине давления отвечает определённая его пористость, уменьшающаяся с возрастанием давления. Междучастичные связи в грунте могут задержать его уплотнение, несмотря на увеличение (под влиянием веса новых отложений или построенных сооружений) давления, благодаря чему создаётся несоответствие пористости давлению - недоуплотнённое состояние. При снижении прочности связей частиц грунта (напр., при замачивании лёсса в результате утечек из водопроводной сети или при повышении уровня грунтовых вод вблизи водохранилищ) возникают П. я. Недоуплотнённое состояние лёсса и лёссовидных отложений характерно для засушливых полупустынных или степных районов (Ср. Азия, Украина, Сев. Кавказ, Китай, юг Центр. Европы, бассейн Миссисипи). Термич. П. я. могут протекать в зоне развития многолетнемёрзлых горных пород.

Просадочные свойства лёсса и лёссовидных грунтов изучаются в компрессионных приборах, путём замачивания котлованов и др. способами. Отношение величины уплотнения грунта при замачивании к первоначальной высоте образца грунта наз. относительной просадочностью (изменяется от 0 до 0,1 и больше). П. я. возможны при возрастании влажности грунта до нек-рой величины (начальная влажность просадки) и при давлении, превышающем нек-рую величину (начальное давление просадки). Условия стр-ва на лёссе и лёссовидных грунтах подразделяются на два типа: просадки поверхности земли под действием собственного веса замоченного грунта менее 5 см; просадки поверхности более 5 см. Разные типы условий требуют различных строит. мероприятий.

Для борьбы с П. я. в стр-ве производится замачивание грунтов, силикатизация, уплотнение, обжиг (см. Закрепление грунтов, Уплотнение грунтов), осуществляются конструктивные мероприятия и устраняются возможности замачивания оснований сооружений.

Лит.: Денисов Н. Я., Строительные свойства лёсса и лёссовидных суглинков, 2 изд., М., 1953; Абелев Ю. М., Абелев М. Ю., Основы проектирования и строительства на просадочных макропористых грунтах, 2 изд., М., 1968; Гильман Я. Д., Ананьев В. П., Строительные свойства лёссовых грунтов и проектирование оснований и фундаментов, Ростов н/Д., 1971.

Н. И. Кригер.

ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО НЕМЕЦКИХ РАБОЧИХ, основано 7 февр. 1840 в Лондоне К. Шаппером, И. Моллем и др. деятелями "Союза справедливых". После образования Союза коммунистов (1847) руководящая роль в об-ве перешла к местным общинам Союза. Об-во носило интернац. характер. Активно участвовали в его деятельности (в 1847, 1849-50 и с кон. 1850-х гг.) К. Маркс и Ф. Энгельс. В период деятельности 1-го Интернационала об-во стало его нем. секцией в Лондоне. В 1918 общество было закрыто англ. правительством.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 193; т. 8, с. 435; т. 14, с. 629; т. 19, с. 33-34; т. 30, с. 396, 413; Синельникова И. М., Лондонское коммунистическое просветительное общество немецких рабочих и I Интернационал, "Новая и новейшая история", 1964, № 6.

ПРОСВЕТЛЕНИЕ ОПТИКИ, уменьшение отражения коэффициентов поверхностей оптич. деталей путём нанесения на них одной или неск. непоглощающих плёнок. Без таких (просветляющих) плёнок потери на отражение света могут быть значительными; так в видимой области спектра (дл. волны л = 400-700 нм) даже при нормальном падении лучей на границе воздух - оптич. среда они могут составлять до 10% от интенсивности падающего излучения (рис. 1; см. также Отражение света, Френеля формулы). В системах с большим числом поверхностей, напр. в сложных объективах, потери света могут достигать 70% и более. Многократное отражение от преломляющих поверхностей вызывает появление внутри приборов рассеянного света, что ухудшает качество изображений, формируемых оптич. системами приборов. Эти нежелат. явления устраняются с помощью П. о., к-рое является одним из важнейших применений оптики тонких слоев (см. ниже об осн. классах веществ, используемых в качестве материалов для просветляющих плёнок, и способах нанесения плёнок).

Рис. 1. Рассчитанная по формуле Френеля зависимость коэффициента отражения света R, падающего по нормали на границу раздела воздух - стекло, от показателя преломления стекла пст.

П. о.- результат интерференции света, отражаемого от передних и задних границ просветляющих плёнок; она приводит к взаимному "гашению" отражённых световых волн и, следовательно, к усилению интенсивности проходящего света. При углах падения, близких к нормальному, эффект П. о. максимален, если толщина тонкой плёнки равна нечётному числу четвертей длины световой волны в материале плёнки, а преломления показатель (ПП) плёнки удовлетворяет равенству n22 = n1n3, где n1 и n3 - ПП сред, граничащих с плёнкой (часто первой средой является воздух). Отражённый свет ослабляется тем сильнее, чем больше разность n3 - п2; если же n2 > п3, то интерференция отражённых от границ плёнки лучей, напротив, усилит интенсивность отражённого света (рис. 2).

Рис. 2. Зависимость коэффициента отражения R от выраженной в долях световой волны л толщины тонкого слоя, нанесённого на подложку из стекла, для различных значений показателя преломления слоя n2. Показатель преломления стекла n3= = 1,52; n1 = 1 (воздух).

Изменяя толщину просветляющей плёнки, можно сместить минимум отражения в различные участки спектра. Покрытия с минимальным отражением в жёлтой области (л = 555 нм, область наибольшей чувствительности человеческого глаза) наносят на объективы, применяемые в чёрно-белой фотографии; в отражённом свете их поверхности имеют пурпурный оттенок (т. н. голубая оптика). В просветлённых объективах для цветной фотографии отражение минимально в голубой области спектра; оттенок их поверхностей - янтарный. Для деталей из стекла с низким ПП П. о. однослойными плёнками недостаточно эффективно. Применение двухслойных просветляющих плёнок позволяет почти полностью устранить отражение света от поверхности детали-подложки независимо от её ПП, но лишь в узкой области спектра. Трёхслойные просветляющие плёнки дают возможность получить равномерно низкое (~ 0,5%) отражение в широкой спектральной области, напр. во всём видимом диапазоне (рис. 3). Двух- и трёхслойные покрытия используют для П. о., работающей в ультрафиолетовой области, где из-за низкого значения п3 однослойные покрытия малоэффективны. Теоретически наилучшее П. о. в широкой области спектра может быть достигнуто с помощью неоднородных просветляющих плёнок, значение ПП к-рых плавно меняется от п подложки до п окружающей среды.

Рис. 3. Зависимости в диапазоне видимого света (400- 700 нм) коэффициента отражения R поверхности стекла с n3=1,52 от длины волны света л: 1- для непросветлённой поверхности; 2 - для поверхности с однослойной просветляющей плёнкой, показатель преломления к-рой n2=1,40; 3 - то же при n2=1,23; 4 - для поверхности с трёхслойной просветляющей плёнкой.

В практически получаемых неоднородных плёнках п меняется ступенчато; ширина спектральной области с низким отражением увеличивается с возрастанием числа "ступенек", при этом характер изменения ПП становится более плавным.

Лит. см. при ст. Оптика тонких слоев, Л. Н. Капорский.

ПРОСВЕТНАЯ КАРТА перфорационная, то же, что суперпозиционная карта.

ПРОСВЕЩЕНИЕ, идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму, связанное с борьбой нарождавшейся буржуазии и народных масс против феодализма. В ряде стран Зап. Европы (где П. распространилось в 18 в., а частично, напр. в Англии, и в 17 в.) движение это было настолько широким и влиятельным, что уже у его современников возникло представление о пришедшей на смену "мрачному средневековью" эпохе Просвещения (франц. siecles des lumieres, нем. Zeit der Aufklarung, англ. Age of Enlightenment). Термин "П." встречается у Вольтера, И. Гердера и др.; он окончательно утвердился после статьи И. Канта "Что такое Просвещение?" (1784). Ист. и филос. наука 19 в. стала характеризовать П. как эпоху безграничной веры в человеческий разум ("век разума", "век философов"), в возможность перестроить общество на разумных основаниях, как эру крушения теологич. догматизма, торжества науки над ср.-век. схоластикой и церк. мракобесием. К. Маркс и Ф. Энгельс показали, что П. является этапом в истории антифеод. идеологии, они различали в П. его идеологич. форму и стоящее за ней социальное, классовое содержание. Исходя из этого, марксистская наука расширила объём понятия П., в к-рое наряду с узко рационалистич. доктринами стали включать и другие антифеод. идейные течения эпохи (напр., руссоизм; движение "Бури и натиска" в Германии). В. И. Ленин в статье "От какого наследства мы отказываемся?" (1897), характеризуя прогрессивное направление домарксистской обществ. мысли, впервые показал, что П. имело место не только в Зап. Европе, но и в России. Совр. сов. исследователи, изучая проблемы П., привлекают материал, касающийся не только П. в зап.-европ. странах и в Сев. Америке, но и аналогичных идейных движений в странах Вост. Европы, Востока, рассматривая, т. о., П. не как локальное, а как всемирно-ист. явление.

Наряду с термином "П." употребляется термин "просветительство" как однозначный ему; иногда эти понятия разграничивают, причём одни учёные считают более широким понятие "просветительство", другие- "П.". Встречается в лит-ре и понимание просветительства как "сниженного", неполного варианта П., а также как идейного течения "вторичного" порядка (т. е. возникшего в некоторых странах под влиянием идей зап.-европ. П.).

Просвещение в странах Западной Европы и в Северной Америке. Идеология П. возникла в условиях кризиса феод. системы, появления в её недрах капиталистич. производств. отношений, порождающих новые обществ. противоречия и формы классовой борьбы.

Западноевропейское П. многими нитями было связано с Возрождением. Это признавали и подчёркивали сами просветители. Они унаследовали от деятелей Ренессанса гуманистич. идеалы, преклонение перед античностью, ист. оптимизм, свободомыслие. Как первые, так и вторые производили переоценку прежних ценностей, ставили под сомнение старые (феод.-церк.) догмы, традиции и авторитеты. Однако идеология П. возникла на более зрелой стадии формирования капиталистич. уклада и антифеод. борьбы. Поэтому просветительская критика феодализма была острее и глубже ренессансной, затрагивала всю структуру общества и государства. "...В XVIII веке буржуазия достаточно окрепла для того, чтобы создать собственную идеологию, соответствующую ее классовому положению..." (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 294). Идеологи П. поставили вопрос о практическом устройстве будущего общества, считая краеугольным его камнем политич. свободу и гражд. равенство, поэтому их критика была направлена не только против деспотизма церкви, но и против деспотизма абсолютной монархии. Они выступали против всего феод. строя с его системой сословных привилегий. В. И. Ленин отмечал одушевление просветителей "...горячей враждой к крепостному праву и всем его порождениям в экономической, социальной и юридической области" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2, с. 519). Идеология П. становилась активным фактором, помогавшим расшатывать старый, феод. строй, П. (особенно во Франции) было прямой идеологич. подготовкой бурж. революции - деятели П. "...просвещали головы для приближавшейся революции..." (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 16). В эпоху П. передовые антифеод. идеи перестали быть достоянием узкого круга идеологов. Значительно возросло число книг, брошюр, памфлетов, листовок (в т. ч. и запрещённых), пропагандировавших просветительские идеи и обращённых к широкому демократич. читателю.

Эпоху П. в Зап. Европе предваряет широко развернувшийся в 17 в. общий прогресс реальных знаний, необходимых для нужд материального производства, торговли и мореплавания. Науч. деятельность Т. Гоббса, Р. Декарта, Г. В. Лейбница, И. Ньютона, Б. Спинозы и голл. картезианцев (см. Картезианство) знаменовала важный этап в освобождении науки от духовной власти религии, бурный рост точных и естеств. наук - физики, математики, механики, астрономии, становление материализма нового времени (хотя и в его метафизич., механистич. форме и только в объяснении природы). Научно-технич. прогресс сопутствовал и способствовал формированию антифеод. идеологии.

Ею проникнуты были филос. воззрения просветителей, формировавшиеся в соответствии с наукой того времени. Мн. просветители развивали материалистич. учения о материи как единственной реальности, обладающей бесконечным разнообразием свойств. В полемике с теистич. учением (см. Теизм) о сотворении мира богом они рассматривали природу как изначально организованное целое, связанное цепью естественных причинно-следственных связей и законов. В теории познания было развито сенсуалистич. направление (см. Сенсуализм), отрицавшее существование врождённых идей (включая идею бога), а источником человеческого знания считавшее ощущения, восприятия (результат воздействия на человека внеш. мира). Оставаясь в основном в рамках механистич. и метафизич. материализма, материалисты эпохи П. (прежде всего французские) в ряде важных вопросов подошли к диалектич. пониманию природы. Они впервые в истории философии сделали из материализма атеистич. и социально-политич. выводы, направленные против феод. мировоззрения и обществ. строя.

Феод.-религ. догмам о божеств. происхождении монархич. власти и всех феод. установлений просветители противопоставили рационалистич. теории общества и государства, морали и даже самой религии (деизм, идея "естественной религии", религии разума).

С культом разума связано стремление просветителей подчинить идеальному, разумному началу и обществ. строй, гос. учреждения (к-рым надлежало, по их мнению, заботиться об "общем благе"), и жизнь людей (обществ. нравы и обычаи). Феод. строй и его институты расценивались как "неестественные", "неразумные". В вопросах обществ. развития просветители были идеалистами; их теории, базировавшиеся на абстрактных представлениях о неизменной человеческой природе, о "человеке вообще", отличались антиисторизмом и метафизичностью. Но в тех условиях эти теории, в частности теория естественного права, исходившая из представления о прирождённом равенстве людей, идеологически обосновывали требования демократич. свобод. Против феод.-абсолютистского государства была направлена теория общественного договора, согласно к-рой государство представляло собой не божеств. установление, а институт, возникший путём заключения договора между людьми; эта теория давала право народу лишить власти государя, нарушающего условия договора, плохо охраняющего естественные права граждан. Нек-рые из просветителей возлагали надежды на "просвещённого монарха", рассчитывая, что абсолютизм, уже лишивший политич. независимости феод. сеньоров, осуществивший преобразования, направленные на ликвидацию провинциальной обособленности и установление политич. единства нации, в дальнейшем проведёт необходимые бурж. реформы,- возникла идея просвещённого абсолютизма. Однако та часть просветителей, к-рая в большей мере представляла интересы народа, шла значительно дальше, отстаивая идеи нар. суверенитета и демократич. республики.

В области экономики большинство просветителей считали нормальным соревнование частных интересов, требовали введения свободы торговли, правовых гарантий частной собственности от феод. ограничений и произвола (с П. связаны экономич. теории физиократов и др. направлений классической буржуазной политической экономии).

Оружием борьбы с феод. мировоззрением была для деятелей П. и история, к-рую они рассматривали как "школу морали и политики". Для просветительских взглядов на историю наиболее характерны: изгнание теологии из объяснения историч. процесса; резко отрицат. отношение к ср. векам (к-рые объявлялись эпохой невежества, фанатизма, религ. предрассудков, тирании); преклонение перед античностью (здесь просветители искали подтверждения своих идеалов); ист. оптимизм, вера в прогресс, рассматривавшийся как поступательное развитие культуры, торговли, пром-сти, техники; всемирно-ист. подход, представление о человечестве как едином целом, признание закономерного характера ист. развития (подчинённого определённым "естественным законам").

В соответствии со всей системой взглядов просветителей, с верой в великую преобразующую силу разума находилось их особое внимание к проблемам воспитания. Они не только беспощадно критиковали пережитки ср.-век. системы воспитания, но и внесли новые принципы в пед. науку (Дж. Локк, К. А. Гельвеции, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо, позднее швейц. педагог-демократ И. Г. Песталоцци и др.) - идеи решающего влияния среды на воспитание, природного равенства способностей, необходимости соответствия воспитания человеческой природе, естеств. склонностям ребёнка, требование реального образования и др.

Деятели П. противопоставляли христианско-религ. морали с присущей ей идеей отрешения от мирских благ и безусловного подчинения индивида церк.-феод. иерархии идеи эмансипации личности, раскрепощения её от уз феод. морали, религии, сословных и иных ограничений, индивидуалистические теории "разумного эгоизма", мораль, основанную на здравом смысле. Но в эту же эпоху (особенно накануне Великой франц. революции) получили развитие и иные этич. и гуманистич. принципы - возникла идея новой гражданственности, требовавшей самоограничения личности, дисциплинирования индивида в духе революц. морали,- благо гос-ва, республики ставится выше блага отд. человека.

Не только философия П., взгляды на историю, политику, мораль, но и эстетич. воззрения просветителей, их художеств. творчество складывались в единую систему, пронизанную отрицанием феод. идеологии, духом борьбы за раскрепощение личности. Идеология П. находила выражение в разных художеств. направлениях лит-ры, изобразит. иск-ва: просветительском классицизме, просветительском реализме, сентиментализме (к-рый многими гранями соприкасался с просветительским реализмом); ни одно из них не стало направлением, единственно выражавшим эпоху, в большинстве случаев они сосуществовали. Но все эти художеств. направления несли просветительскую идейную нагрузку. Для них было характерно утверждение некой нормы и отрицание всего, что её нарушает или искажает. Просветительский реализм исходил из нормы, устанавливаемой разумом, нарушение её обличалось или высмеивалось в сатирич. жанрах лит-ры, утверждение же нормы (определённого этич. или обществ. идеала) олицетворялось в образах положит. героев семейно-бытового романа, т. н. мещанской драмы. Для сентименталистов нормой человеческого поведения было "естественное", поэтому они признавали приоритет не разума, а чувства, что было своеобразной формой протеста против сословных предрассудков, политич. насилия и иных форм нарушения нормы (естественных прав). Эстетика просветительского классицизма ставила проблему конфликта между идеалом человека и его реальным образом; "добрая природа" человека противопоставлялась человеку "социальному", "продукту среды", нарушающему этич. норму (идеал). Для писателей эпохи П. характерно стремление приблизить лит-ру к жизни, превратить её в действенный фактор, преобразующий обществ. нравы. Лит-ру П. отличало ярко выраженное публицистич., пропагандистское начало; она несла высокие гражд. идеалы, пафос утверждения положит. героя и т. д. В наиболее выдающихся произв. просветительской художеств. лит-ры известная ограниченность просветительского мышления, дидактичность, назидательность преодолевались. Яркие образцы просветительской художеств. лит-ры дали Вольтер, Руссо, Дидро, П. О. К. Бомарше (Франция), Г. Э. Лессинг, молодые И. В. Гёте и Ф. Шиллер (Германия), С. Ричардсон, Г. Филдинг, Т. Дж. Смоллетт, Р. Б. Шеридан (Англия) и мн. др. Ведущую роль среди лит. жанров играли сатирич. и семейно-бытовой роман, "роман воспитания", сатирико-нравоучит. эссе, философская повесть, драма, особенно т. н. мещанская драма.

Осн. направлениями в изобразит. иск-ве этой эпохи были классицизм, обретший отчётливо просветительский оттенок (напр., в творчестве арх. К. Н. Леду и живописца Ж. Л. Давида во Франции), и просветительский реализм, распространившийся преим. в живописи и графике (Ж. Б. Грёз во Франции, У. Хогарт в Англии, Д. Н. Холовецкий в Германии и др.).

Идеи П. оказали существ. влияние и на музыку (особенно во Франции, Германии, Австрии). Просветители (Руссо и Дидро во Франции, И. И. Винкельман и Лессинг в Германии и др.) выработали новую систему эстетических (в т. ч. муз.-эстетич.) взглядов. Их воззрения на задачи муз.-драматич. иск-ва непосредственно подготовили оперную реформу К. В. Глюка, провозгласившего "простоту, правду и естественность" единств. критериями красоты для всех произведений иск-ва. Общественно-политич., этич. и эстетич. идеи просветителей явились духовной основой формирования венской классической школы, ярко проявившись в творчестве её крупнейших представителей - Й. Гайдна, В. А. Моцарта, в музыке к-рых главенствует оптимистич., гармоничное мировосприятие, Л. Бетховена, в творчестве к-рого, проникнутом духом героики, нашли отражение идеи Великой франц. революции.

Острота противоречий между нарождавшимся капитализмом и феодализмом, неразвитость внутр. антагонизмов бурж. общества дали возможность просветителям выступать в качестве представителей интересов всей угнетённой нации, определили смелость бурж. мысли того времени. Это поз