БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201енева, с 1939 в США) в 20-30-е гг. руководил изданием журналов "Экономический сборник", "Русский экономический сборник" и др. Осн. внимание в его работах уделено вопросам аграрной политики и положению рабочего класса при капитализме. Выступал против революц. агр. преобразований, считая главным предоставление крестьянам гражд. прав. С точки зрения П., рабочий класс должен добиваться улучшения своего положения только в рамках капиталистической системы. Один из активных популяризаторов идей Э. Бернштейна в России. По выражению В. И. Ленина, "Прокопович - более бернштейнианец, чем сам Бернштейн" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 4, с. 303). Работы П. по истории нар. х-ва СССР, теории и практике социалистич. стр-ва проникнуты враждебностью к сов. строю.

Соч.: К рабочему вопросу в России, СПБ, 1905; Бюджеты петербургских рабочих, СПБ, 1909; Аграрный кризис и мероприятия правительства, М., 1912; Кооперативное движение в России. Его теория и практика, 2 изд., М., 1918.

Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 2, с. 466); Дробижев В. З., Экономические "исследования" С. Н. Прокоповича и современная реакционная буржуазная историография, "История СССР", 1959, № 2.

ПРОКОПОВИЧ Феофан (Элеазар) [8(18).6.1681, Киев,-8(19).9.1736, Петербург], церковный и общественный деятель, украинский и русский писатель, епископ (1718), архиепископ (1724). Сподвижник Петра I. Сын купца. Окончил Киево-Могилянский коллегиум (1698). Переехав в Польшу, принял униатство и отправился для продолжения образования в Рим, где изучал рим. и греч. классиков, филос. и богословскую лит-ру. В Киеве в 1704 возвратился в православие. Будучи одним из образованнейших людей своего времени, П. сразу же решительно поддержал преобразовательную деятельность Петра I. Сопровождал Петра в Прутском походе (1711); по возвращении в Киев - ректор академии; преподавал пиитику и риторику. В 1715 был вызван в Петербург, где стал помощником Петра по управлению церковью (уничтожение патриаршества и учреждение Синода, вице-президентом к-рого П. был назначен в 1721). Лит.-публицистич. деятельность П. была подчинена обоснованию и защите политич. и культурных мероприятий Петра. В "Слове о власти и чести царской" (1718) защищал неогранич. самодержавную власть и правомерность суда над царевичем Алексеем; в предисл. к "Морскому уставу" (1719) и в "Слове похвальном о флоте российском" (1720) прославлял создание сильного воен.-мор. флота. В "Духовном регламенте" (1721) обосновал новую систему управления церковью во главе с Синодом вместо патриарха. П. писал рус. и лат. стихи, но наибольшее влияние на лит-ру своего времени имел как проповедник. Его проповеди - яркий образец публицистич. жанра. Прежде церковного долга он призывал исполнять долг гражданский, служить гос-ву, а не церкви. В своих проповедях он отказывался от нагромождения словесных украшений и риторич. фигур, но окончательно с этой традицией не порвал. М. В. Ломоносов и А. П. Сумароков создавали свои оды под сильным идейно-тематич. влиянием ораторской прозы П.

П. принимал участие в создании Академии наук. Возглавлял т. н. учёную дружину, в к-рую входили А. Д. Кантемир, В. Н. Татищев и др. Оставил ряд историч. соч.; "Историю императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии" (ок. 1713), "Краткую повесть о смерти Петра Великого, императора Российского" (1726), "Историю об избрании и восшествии на престол... государыни Анны , Иоанновны" (1730) и др. В этих соч. идеализировал Петра I н его деятельность.

Соч.: Слова и речи поучительные похвальные и поздравительные, ч. 1-4, СПБ, 1760-1774; Соч. [Под ред. И. П. Ерёмина], М.-Л., 1961.

Лит.: Чистович И. А., Феофан Прокопович и его время, СПБ, 1868; Морозов П. О., Феофан Прокопович как писатель, СПБ, 1880; Гудзий Н. К., Феофан Прокопович, в кн.: История русской литературы, т. 3, ч. 1, М.- Л,, 1941; Пештин С. Л., Русская историография XVIII в,Л., 1961; Лужный Р., "Поэтика" Ф. Прокоповича и теория поэзии в Киево-Могилянской академии, в кн.: Роль и значение литературы XVIII в., М.- Л., 1966; Винтер Э., Ф. Прокопович и начало русского Просвещения, там же; Просина А. Б., Теоретическое обоснование Ф. Прокоповичем реформ Петра I, "Вестник МГУ. Сер. право", 1969, № 6; Кочеткова Н. Д., Ораторская проза Феофана Прокоповича и пути формирования литературы классицизма, в кн.: XVIII век. Сб. 9, Л., 1974. И. 3. Серман.

Ф. Прокопович.

ПРОКОПЬЕВ Максим Прокопьевич. [17(29).1.1884, с. Нырья, ныне Кукморского р-на Тат. АССР,-1.7.1919, под г. Кунгуром], удмуртский советский писатель. Чл. Коммунистич. партии с 1917. Окончил Казанскую учительскую семинарию (1902). Первый полномочный представитель удмуртов в Нар. комиссариате по делам национальностей (1918). Участник Гражд. войны 1918-20. Автор публицистич. стихов ("Политические партии", "Про труд", "О торговле" и др.) и статей, вошедших в его cб. "Творения Максима" (1918). Перевёл на удм. яз. "Интернационал", "Сказку о попе и о работнике его Балде" А. С. Пушкина и др. Погиб в бою против колчаковцев. Лит.: Очерки истории удмуртской советской литературы, Ижевск, 1957, с. 32-40; Никитин А., Максим. Страницы из жизни трибуна, революционера, М., 1973; Писатели Удмуртии. Биобиблиографический справочник, Ижевск, 1963. Ф. К. Ермаков.

ПРОКОПЬЕВСК, город областного подчинения, центр Прокопьевского р-на Кемеровской обл. РСФСР. Расположен на р. Аба (приток Томи). Ж.-д. станция в 269 км к Ю.-В. от Кемерово. 269 тыс.) жит. в 1974 (в 1939-107 тыс.). Один из осн. центров добычи коксующегося: угля (16 угольных шахт и разрез) в Кузбассе. Крупный центр машиностроения, важнейшие з-ды: "Электромашина", шахтной автоматики, подшипниковый, механич., продовольств. машиностроения, ремонтно-трамвайно-троллейбусный. Имеются предприятия лёгкой пром-сти: з-ды фарфоровый и резинотехнич. изделий, швейная ф-ка. Много предприятий пищ. пром-сти: мясокомбинат, молочный, пивоваренный, дрожжевой з-ды, кондитерская ф-ка, а также табачная ф-ка. Развивается пром-сть стройматериалов. В П. находится неск. н.-и. ин-тов угольной пром-сти, вечерний ф-т Сиб. металлургич. ин-та, горный и электромашиностроит. техникумы, мед. и муз. училища, техникум физич. культуры. Драматич. театр. Краеведческий музей.

ПРОКОПЮК Николай Архипович] [25.5(7.6).1902, с. Самчики, ныне Староконстантиновского района Хмельницкой обл.,- 11. 6. 1975, Москва], один из руководителей партизанского движения во время Великой Отечественной войны 1941-45, полковник (1948), Герой Сов. Союза (5.11.1944). Чл. КПСС с 1944. В Красной Армии с 1920, участник Гражд. войны 1918-20, затем служил в органах гос. безопасности. Участвовал в антифаш. войне в Испании в 1937-38. Во время Великой Отечеств. войны в авг. 1942 был заброшен в тыл врага во главе чекистской группы "Охотники", на базе к-рой под его командованием было создано партиз. соединение, действовавшее в 1942-44 на терр. Украины, Польши и Чехословакии, выполняя спец. задания разведыват., диверсионного и политич. характера. Соединение провело 23 крупные боевые операции. В июне 1944 П. возглавлял борьбу сов. и польск. партизан с нем.-фаш. карателями в Яновских лесах. В кон. сент. 1944 соединение П. захватило Русский перевал в Вост. Карпатах и удерживало его до подхода войск 4-го Укр. фронта. С дек. 1944 по июль 1946 участвовал в нац.-освободит. и нар.-освободит. войнах в Китае. С 1950 в запасе. Автор ряда статей о партиз. движении и Движении Сопротивления на рус. и польск. яз. Награждён орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени и медалями, а также 8 иностр. орденами.

А. А. Прокофьев. С. С. Прокофьев.

ПРОКОФЬЕВ Александр Андреевич [19.11(2.12).1900, дер. Кобона, ныне Волховского р-на Ленингр. обл.,- 18.9.1971, Ленинград], русский советский поэт, Герой Социалистич. Труда (1970). Чл. КПСС с 1919. Первые сб-ки стихов -"Полдень", "Улица Красных зорь" (оба - 1931), "Победа" (1931) - посв. Гражд. войне 1918-20, участником которой был П., ломке традиц. деревенского уклада. Герои П.- крестьяне-рыбаки, недавние красноармейцы, рядовые парни- "сосновые кряжи"; пейзаж связан с родными местами поэта - Приладожьем. В 30-е гг. П. опубл. сб-ки лирич. стихов "Временник" (1934), "В защиту влюблённых" (1939) и др. Во время сов.-финл. войны 1939-40 и Великой Отечеств. войны 1941-45 П. - воен. журналист, чл. писательской группы при политуправлении Ленингр. фронта, автор боевых агитац. стихов, частушек, лозунгов. Значит. творческим достижением П. явилась поэма "Россия" (1944; Гос. пр. СССР, 1946) - о красоте рус. природы и патриотизме сов. народа. Сб-ки "Заречье" (1955) и "Приглашение к путешествию" (1960, Ленинская пр., 1961) отмечены масштабностью замысла, ясностью и глубиной формы. П.- своеобразный и яркий художник, широко пользующийся нар. речью и фольклором; поэзия его эмоциональна, энергична, многоцветна. Опубл. также неск. сб-ков стихов для детей. Переводил произв. укр. и белорус. поэтов. В 1945-48 и 1955-65 ответств. секретарь Ленингр. отделения СП РСФСР. Награждён 4 орденами Ленина, 4 др. орденами, а также медалями.

Соч.: Собр. соч. [Вступ. ст. Вас. Федорова], т. 1-4, М.-Л., 1965-66; Прощание с приморьем, Л., 1969; Бессмертие, Л., 1970; Звенья, Л., 1972.

Лит.: Молдавский Дм., Поэзия Александра Прокофьева, Л., 1959; Бахтин В., Александр Прокофьев, 2 изд., М.-Л., 1963; Дементьев В., Голубое иго. Поэзия Александра Прокофьева, М., 1964; Шошин В., Поэт Александр Прокофьев, Л., 1965. В. С. Бахтин.

ПРОКОФЬЕВ Иван Прокофьевич [24.1(4.2).1758, Петербург,-10(22 ).2. 1828, там же], русский скульптор. Учился в петерб. АХ (1764-79) у Н. Ф. Жилле и Ф. Г. Гордеева. Пенсионер петерб. АХ в Париже (1779-84), где работал под руководством П. Жюльена. Преподавал в петерб. АХ (1784-1828, с 1785 - академик). В первых значит. произв. П. ("Актеон, преследуемый собаками", бронза, 1784, Третьяковская гал.), отмеченных динамикой композиции и изяществом силуэта, ещё заметно влияние рококо. Идиллич. по духу рельефы в здании петерб. АХ (гипс, 1785-86) и во дворце в Павловске (гипс, 1785-87) с их мерным и плавным ритмом знаменуют переход к классицизму. Зрелое творчество П. многообразно. Он создаёт декоративные статуи и группы для фонтанов Петергофа ("Тритоны", бронза, 1800), созвучные своей бурной патетикой барочной архитектуре ансамбля, монументальный, полный драматизма рельеф "Поклонение медному змию" на аттике Казанского собора в Ленинграде (камень, 1805-06), выполняет меткие по характеристике портреты (напр., А. Ф. и А. Е. Лабзиных; оба - терракота, 1802, Рус. музей, Ленинград), многочисл. фигуры и группы из гипса и терракоты, работает как рисовальщик.

И. П. Прокофьев. "Актеон, преследуемый собаками". Бронза. 1784. Третьяковская галерея. Москва.

Лит.: Ромм А., И. П. Прокофьев, М.- Л., 1948.

ПРОКОФЬЕВ Михаил Алексеевич [р. 5(18).11.1910, с. Воскресенское, ныне Темкинского р-на Смоленской обл.], советский гос. и парт. деятель, чл.-корр. АН СССР (1966, химия биополимеров и др. природных соединений), действит. член АПН СССР (1967). Чл. КПСС с 1941. Род. в семье крестьянина. В 1935 окончил МГУ. В 1935-37 и 1941-46 в Сов. Армии. В 1937-41 в аспирантуре, в 1946-51 на науч. и парт. работе в МГУ. В 1951-59 в Мин-ве высшего образования СССР и Мин-ве культуры СССР. В 1959-66 первый зам. министра высшего и среднего спец. образования СССР, с мая 1966 мин. просвещения РСФСР, с дек. 1966 мин. просвещения СССР. На 24-м съезде КПСС (1971) избран в члены ЦК КПСС. Деп. Верх. Совета СССР 7-9-го созывов. Награждён орденом Ленина, 4 др. орденами, а также медалями.

ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич [11(23). 4.1891, Сонцовка, ныне с. Красное Красноармейского р-на Донецкой обл.,- 5.3. 1953, Москва], советский композитор, пианист и дирижёр, нар. арт. РСФСР (1947). Род. в семье агронома. Заниматься музыкой начал с 5 лет под руководством матери, летом 1902 и 1903-Р. М. Глиэра, приезжавшего в Сонцовку. К моменту поступления в Петерб. консерваторию (1904) был автором 4 опер, симфонии, 2 сонат и фп. пьес. В 1909 окончил консерваторию по классу композиции (учился у А. К. Лядова, Н. А. Римского-Корсакова и Я. Витола), в 1914 - дирижирования (у Н. Н. Черепнина) и фп. (у А. Н. Есиповой). В консерваторские годы зародилась творческая дружба П. с композитором Н. Я. Мясковским, продолжавшаяся до конца жизни.

Становление П. как композитора протекало в противоречивой, сложной обстановке, отмеченной интенсивными поисками новых тем и выразит. средств во всех областях иск-ва. Присматриваясь к новым течениям, отчасти испытывая на ceбe их влияние, П. вместе с тем стремился к независимости и самостоятельности. Произв., написанные за предреволюционное десятилетие, охватывают почти все жанры. Большое место занимает фп. музыка: 2 концерта для фп. с оркестром (1912: 1913, 2-я ред. 1923), 4 сонаты, циклы ("Сарказмы", "Мимолётности"), токката и др. пьесы. Кроме того, в эти годы П. созданы 2 оперы ("Маддалена", 1913, и "Игрок" по Ф. М. Достоевскому, 1915-16, 2-я ред. 1927), балет "Сказка про шута, семерых шутов перешутившего" (1915-20), "Классическая" (первая) симфония (1916-17), 1-й концерт для скрипки с оркестром (1921), хоровые н камерно-вокальные сочинения. Уже в ранний период выявляются характернейшие черты творческого облика П.- активное отношение к жизни, оптимизм, энергия и воля. Обширен диапазон тем и образов: тонкий лиризм романсов на слова А. А. Ахматовой (1916) и напряжённая экспрессия "Игрока"; живописность и поэтичность сказки "Гадкий утёнок" для голоса и фп. (1914) и стихийная сила оркестровой "Скифской сюиты" (1914-15); острый гротеск "Сарказмов" и скоморошья сказочность балета "Сказка про шута...". С 1908 П. начинает регулярную и обширную концертную деятельность как пианист и дирижёр - исполнитель собственных произв. Весной 1918 П. направляется через Японию в США. Пребывание за рубежом вместо предполагаемых неск. месяцев продолжалось 15 лет. Первые 4 года композитор проводит в поездках по Америке и Европе (гл. обр. Франции) в связи с постановкой своих сценич. сочинений и сильно расширившейся концертной деятельностью. В 1922 он живёт в Германии, а с 1923 - в Париже. Зарубежный период творчества П. отмечен активным интересом к театр. жанрам. Он создаёт оперы: комич. "Любовь к трём апельсинам" по К. Гоцци (1919), замысел к-рой возник ещё до отъезда за границу, и экспрессивную драму "Огненный ангел" по В. Я. Брюсову (1919-27). Творческое содружество с С. П. Дягилевым, поставившим в 1921 "Сказку про шута...", стимулировало создание новых балетов для его труппы: "Стальной скок" (1925) и "Блудный сын" (1928).

В 1930 для театра "Гранд-Опера" был написан балет "На Днепре". В области инструментальной музыки наиболее значит. работами этого периода были: 5-я соната для фп., 3-я и 4-я симфонии (1924, 1928, 1930-47), 3-й, 4-й и 5-й концерты для фп. с оркестром (1917-21, 1931, 1932). В последние годы пребывания за рубежом творческая активность П. стала снижаться - давал себя знать длительный отрыв от Родины. "В ушах моих должна звучать русская речь, я должен говорить с людьми моей плоти и крови, чтобы они вернули мне то, чего мне здесь недостаёт: свои песни, мои песни" ("Сергей Прокофьев". Статьи и материалы, 1965, с. 377). В 1927, 1929 композитор приезжает на гастроли в СССР и в 1932 принимает решение окончательно возвратиться на Родину.

Он становится в ряды активных строителей сов. муз. культуры. В течение неск. лет (с 1933) ведёт занятия по композиции в Школе высшего мастерства при Моск. консерватории. В творчестве П. наступил период расцвета. Оно обогащается новыми значит. темами и идеями высокого гуманистического звучания. Выдающимся достижением сов. и мирового иск-ва стал балет "Ромео и Джульетта" (1935-36), в к-ром композитор создал образы подлинно шекспировской глубины и реалистич. силы. Опера "Семён Котко" по повести "Я сын трудового народа" В. П. Катаева (1930) смело и во многом успешно разрешала трудную задачу освоения совр. темы в оперном театре. Значит. место в предвоенные годы занимала работа П. для драматич. театра и кино в содружестве с крупнейшими сов. режиссёрами-В. Э. Мейерхольдом, А. Я. Таировым, С. М. Эйзенштейном. Одним из этапных произв. П. стала музыка к кинофильму "Александр Невский" Эйзенштейна, послужившая основой для одноим. кантаты. Обращение к нар. историко-патриотич. теме выявило и укрепило нац. основу творчества П., ярко раскрывшуюся в последующих сочинениях - кантате "Здравица" (1939) на нар. тексты, в музыке к фильму "Иван Грозный" (1942-45; в ред. М. И. Чудаки создан балет, пост. 1975, Большой театр) и др. В 30-е гг. П. пишет произв. для детей: сб. фп. пьес "Детская музыка" (1935), симф. сказку "Петя и волк" для чтеца и оркестра (1936), знакомящую детей в остроумной, живой образной форме с тембрами различных инструментов, детские песни. Конец 30 - нач. 40-х гг. отмечены новым взлётом творческой активности композитора. Он начинает работу почти одновременно над целым рядом соч.: сонатой для скрипки и фп., тремя сонатами для фп. (6-я, 7-я, 8-я), лирико-комич. оперой "Обручение в монастыре" по пьесе Р. Б. Шеридана "Дуэнья", балетом "Золушка" (Гос. пр. СССР, 1946). Завершение большинства из них было отодвинуто начавшейся Великой Отечеств. войной 1941-45. Важнейшей работой военных лет стала опера "Война и мир" по роману Л. Н. Толстого (1941-52) - одно из центральных произв. в творчестве П. и крупнейшее достижение сов. оперного иск-ва. Тема войны отразилась и в др. соч. того времени: в 7-й сонате для фп. (1939-42; Гос. пр. СССР, 1943), 5-й и 6-й симфониях (1944, 1945-47). С этой же темой связана и последняя опера П. "Повесть о настоящем человеке" по Б. Н. Полевому (1947-48).

В послевоен. годы творчество П. приобрело черты особой ясности, классич. стройности, мудрой простоты. Всё большее место начинают занимать в нём светлые лирич. или фантастич. образы (9-я соната для фп., 1947; соната для виолончели и фп., 1949). По-прежнему привлекает композитора мир детства, юности: вокально-симф. сюита "Зимний костёр" (1949) и оратория "На страже мира" на тексты С. Я. Маршака (1950) - за оба произв. Гос. пр. СССР, 1951; балет "Сказ о каменном цветке" по П. П. Бажову (1948-50); 7-я симфония (1951-52), за к-рую П. первым из сов. композиторов был удостоен Ленинской пр. (1957).

Гос. пр. СССР в 1946 за 5-ю симфонию, 8-ю сонату для фп. и музыку к 1-й серии фильма "Иван Грозный" и в 1947 за 1-ю сонату для скрипки и фп. П. вошёл в историю сов. и мировой муз. культуры как композитор-новатор, создавший глубоко самобытный стиль, свою систему выразительных средств. Творчеству П. в высшей степени присущи действенность и активность. В его произв. преобладает эпическое начало. Яркой индивидуальностью отмечена лирика П.- вдохновенная, глубокая и вместе с тем внутренне сдержанная, кристально чистая. В процессе развития творчества П. всё яснее выявлялись его тесные связи с традициями рус. музыки (М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова). Присущая композитору острая наблюдательность сделала его одним из выдающихся мастеров муз. портрета, сочетающего внешнюю характерность с психологич. правдивостью. Это предопределило гл. роль сценич. жанров в творчестве П. Стремясь к сценич. реализму, преодолению статики и др. оперно-балетных условностей, П. значительно усилил в балете роль пантомимы, в опере отказался от стихотворного либретто, заменив его повсюду свободным прозаич. текстом. П. существенно обогатил сферу вокальной выразительности в опере за счёт широкого использования декламационности, осн. на гибком претворении речевых интонаций. Для опер П. характерны жанровая многозначность и многоплановость драматургии. Так, "Война и мир" сочетает в себе черты лирико-психологич. драмы и нар.-героич. эпопеи. Большое место в творческом наследии П. занимают фортепианные соч., в к-рых своеобразно преломились особенности пианизма П.: конструктивная ясность формы и фактуры, отчётливость звучания, инструментальная трактовка фп. тембра, упругость и энергия ритма. Симф. (симфонии, увертюры, сюиты) и вокально-симф. (оратории, кантаты) произв. также в целом отразили характерную для П. эпическую направленность. Большинству из них присущи объективность, повествовательность тона, драматургия, осн. не на столкновении, а на сопоставлении контрастных образов.

Творчество П. составило эпоху в мировой муз. культуре 20 в. Самобытность муз. мышления, свежесть и своеобразие мелодики, гармонии, ритмики, инструментовки композитора открыли новые пути в музыке и оказали мощное воздействие на творчество многих сов. и зарубежных композиторов. В 1955-67 изданы 20 томов собраний муз. сочинений композитора.

Награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Соч.: Автобиография, М., 1973.

Лит.: Игорь Глебов [Асафьев Б. В.], Сергей Прокофьев, Л., 1927; С. С. Прокофьев. Материалы, документы, воспоминания, 2 изд., М., 1961; Черты стиля С. Прокофьева. Сб., М., 1962; Сабинина М., "Семен Котко" и проблемы оперной драматургии Прокофьева, М., 1963; Рогожина Н., Вокально-симфонические произведения С. Прокофьева, М.- Л., 1964; её же, Романсы и песни С. С. Прокофьева, М., 1971; Сергей Прокофьев. Статьи ц материалы, 2 изд., М., 1965; Холопов Ю., Современные черты гармонии Лоокофьева, М., 1967; Слонимский Симфонии Прокофьева, М., 1964; Тараканов М., Стиль симфоний Прокофьева, М., 1968; его же, Список литературы по теме "Прокофьев", в сб.: Музыкальный современник, в. 1, М., 1973; Арановский М., Мелодика С. Прокофьева, Л., 1969; Степанов О., Театр масок в опере С. Прокофьева "Любовь к трём апельсинам", М., 1972; Блок В., Виолончельное творчество Прокофьева, М., 1973; Сорокер Я., Камерно-инструментальные ансамбли С. Прокофьева, М., 1973; Дельсон В., Фортепианное творчество н пианизм Прокофьева, М.,1973; Нестьев И., Жизнь Сергея Прокофьева, 2 изд., М., 1973. О. Б. Степанов.

ПРОКОШКИН Юрий Дмитриевич (р. 19.12.1929, Москва), советский физик, чл.-корр. АН СССР (1970). Чл. КПСС с 1963. Окончил МГУ (1952). В 1953- 1963 работал в Объединённом ин-те ядерных исследований (Дубна). С 1963 руководитель сектора Ин-та физики высоких энергий (Серпухов). Осн. работы по физике элементарных частиц. Исследовал образование я-мезонов, обнаружил и исследовал процессы 3-распада пионов и захвата пионов ядрами связанного водорода. В 1968-72 совм. с сотрудниками провёл эксперименты по обнаружению антигелия-3, открыл (совм. с др..) т. н. Серпуховской эффект в полных сечениях и масштабную инвариантность в образовании частиц при высоких энергиях. Награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Соч.: Бета-распад пиона, "Журнал экспериментальной и теоретической физики", 1964, т. 47, в. 1(7), с. 84 - 91 (совм. с др.); Обнаружение перезарядки остановившихся я-мезонов на ядрах связанного водорода, там же, 1962, т. 42, в. 6, с. 1680-81 (совм. с др.); Наблюдение антигелия-3, "Ядерная физика", 1970, т. 12, в. 2, с. 311 - 22; Полные сечения взаимодействия Пи+, К+-мезонов и протонов с протонами и дейтронами в области импульсов 15-60 Гэв/с, там же, 1971, т. 14, в. 5, с. 998 - 1005 (совм. с др.).

ПРОКРУСТ, в др.-греч. мифологии прозвище великана-разбойника, к-рый насильно укладывал путников на ложе и тем, кто был больше его размеров, обрубал ноги, а малорослых вытягивал до размеров ложа (отсюда имя П. - "растягивающий"). В переносном значении "прокрустово ложе"- искусственная мерка, не соответствующая сущности явления; насильственно налагаемые на что-либо ограничения.

ПРОКСЕНИЯ (греч. ркохеnia, от pro -в защи