БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201звития сюжета, первоначального и итогового соотношения действующих сил (обобщённо-сюжетная программность), иногда отображается вся последовательность событий (последовательно-сюжетная программность).

В П. м. используются методы развития, позволяющие "следовать" за сюжетом, не нарушая собственно-муз. закономерностей. В их числе: вариационность и связанный с ней принцип монотематизма, выдвинутый Ф. Листом; принцип лейтмотивной характеристики (см. Лейтмотив), к-рый одним из первых применил Г. Берлиоз; объединение в одночастной форме черт сонатного аллегро и сонатно-симф. цикла, характерное для созданного Ф. Листом жанра симф. поэмы.

Программность явилась большим завоеванием муз. иск-ва, стимулировала поиски новых выразит. средств, способствовала обогащению круга образов муз. произведений. П. м. равноправна с музыкой непрограммной и развивается в тесном взаимодействии с ней.

П. м. известна с глубокой древности (антич. Греция). Среди программных произведений 18 в.- клавесинные миниатюры Ф. Куперена и Ж. Ф. Рамо, "Каприччо на отъезд возлюбленного брата" И. С. Баха. Ряд программных сочинений создан Л. Бетховеном -"Пасторальная симфония", увертюры "Эгмонт", "Кориолан" и др. Расцвет П. м. в 19 в. во многом связан с романтич. направлением в муз. иск-ве (см. Романтизм), провозгласившим лозунг обновления музыки с помощью единения её с поэзией. Среди программных произв. композиторов-романтиков - "Фантастическая симфония" и симфония "Гарольд в Италии" Берлиоза, симфонии "Фауст", "К „Божественной комедии" Данте", симф. поэмы "Тассо", "Прелюды" и др. Листа. Крупный вклад в П. м. внесли и рус. композиторы-классики. Большой известностью пользуются симф. картина "Иванова ночь на Лысой горе" и фп. цикл "Картинки с выставки" Мусоргского, симф. сюита "Антар" Римского-Корсакова, симфония "Манфред", увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта", фантазия для оркестра "Франческа да Римини" Чайковского и др. Программные сочинения написаны также А. К. Глазуновым, А. К. Лядовым, А. Н. Скрябиным, С. В. Рахманиновым и др. Нац. традиции в области П. м. находят своё продолжение и развитие в творчестве сов. композиторов - Н. Я. Мясковского, Д. Д. Шостаковича и др.

Лит.: Чайковский П. И., О программной музыке, Избр. отрывки из писем и статей, М., 1952; Стасов В. В., Искусство XIX века, Избр. соч., т. 3, М., 1952; Лист Ф., Избр. статьи, М., 1959, с. 271 - 349; Хохлов Ю., О музыкальной программности, М., 1963; Кlauwеll О., Geschichte der Programmusik, Lpz., 1910; Sусhrа А., Die Einheit yon absoluter Musik und Programmusik, "Beitriige zur Misikwissenschaft", [Heft] 1, 1959; Niecks Fr., Programme music in the last four centuries, N. Y., 1969. Ю. Н. Хохлов.

ПРОГРАММНАЯ ОБРАБОТКА, меха нич. обработка деталей на металлорежущих станках с программным управлением, при к-рой большинство движений станка осуществляется автоматически в определ. последовательности по заранее заданной программе. В качестве программоносителя применяются: механич. гидро- и электрокопировальные следящие устройства, перфокарты, перфоленты, магнитные ленты, фото- и киноплёнки и др. П. о. позволяет значительно увеличить производительность труда, повысить точность изготовления деталей и облегчить перенастройку на др. детали.

ПРОГРАММНОЕ УПРАВЛЕНИЕ, управление режимом работы объекта по заранее заданной программе. П. у. может осуществляться как с использованием обратной связи (системы с замкнутой цепью воздействия), так и без неё (системы с разомкнутой цепью воздействия) (см. Автоматическое управление). Системы П. у. с замкнутой цепью воздействия могут функционировать с оптимизацией и без оптимизации режима работы управляемого объекта. Процесс П. у. с оптимизацией можно рассматривать как минимизацию нек-рого функционала, характеризующего "расстояние" между искомым и действительным (фактическим) состояниями объекта. Так, напр., П.у. летательными аппаратами реализует требуемую траекторию их движения, что обеспечивает нахождение летательного аппарата в соответствующих точках пространства в заданные моменты времени.

Термин "П. у." с оптимизацией возник в теории управления системами, подверженными действию случайных возмущений (стохастическими). Пусть, напр., движение объекта описывается системой дифференциальных уравнений вида x = f(x, и, E). где х - т. н. фазовый вектор, E - случайная вектор-функция, u(t) - управляющий вектор. Предположим также, что цель управления - перевести объект (систему) из начального состояния хo в нек-рое конечное xT. Поскольку система стохастическая, то нельзя говорить о точном достижении конечного состояния xT. Речь может идти лишь о таком выборе управления, к-рое минимизирует нек-рую функцию конечного состояния J[х(Т)]. В качестве такой функции принимается норма J[x(Т)] =||x(Т)-xT||. В теории подобных систем, к числу к-рых относятся системы управления ракетами, многими технологич. процессами и т. д., широко распространён след. приём исследования. Предположим, что E = 0, т. е. система детерминирована. Тогда можно пытаться найти управление U(t), к-рое переводит систему точно в состояние xT по нек-рой траектории движения - функции x(t). Если цель управления достижима, то таких траекторий можно определить достаточно много. Следовательно, появляется возможность выбора управления U(t) (программы), к-рое обеспечивает оптимальное значение нек-рому критерию. Напр., если речь идёт о выводе ракеты на заданную орбиту, то таким критерием может быть затрата горючего. Так возникает понятие оптимальной программы, к-рое охватывает обычно и понятие оптимальной траектории x(t), и оптимального управления U(t). Понятие оптимальной программы относится к идеализированным системам. Поэтому конструктор, определив оптимальную программу, проектирует ещё и систему управления программой - траекторией. Можно написать: U=U + u, где U - фиксированная функция времени, а и - корректирующее управление, к-рое осуществляется по цепи обратной связи. Система управления содержит средства измерения действительной траектории, и задача корректирующего управления - обеспечить минимальное рассогласование реальной траектории x(t) и оптимальной x(t), к-рая достигает цели управления xT.

Лит.: Моисеев Н. Н., Численные методы в теории оптимальных систем, М., 1971; его же, Оптимизация и управление (эволюция идей и перспективы), "Известия АН СССР. Техническая кибернетика", 1974, № 4; его же, Элементы теории оптимальных систем, М., 1975. Н. Н. Моисеев.

П. у. технологическим оборудованием и процессами охватывает управление движением (станки и др. машины, механизмы, движущиеся объекты) и управление изменением физ. и хим. параметров (темп-ры, давления, концентрации и т. п.). Наибольшее практич. применение получило П. у. станками (см. Металлорежущий станок). В первом станке (фрезерном) с цифровым П. у. (1952, Массачусетсский технологич. нн-т, США) программа задавалась двоичным цифровым кодом, записанным на магнитной ленте, к-рый преобразовывался интерполятором в сигнал управления. Сигнал управления воспроизводился следящими приводами подач. В совр. системах наиболее употребительны два варианта следящего привода - с замкнутой цепью управления (преимущественно постоянного тока) и с разомкнутой цепью (на шаговых электродвигателях). Схемы управления выполняются на полупроводниковых приборах. Существуют два осн. класса систем П. у.: координатное управление перемещением из одного положения в другое по непрограммируемой (но, возможно, оптимизируемой) траектории движения и контурное управление, в к-ром программируется вся траектория.

Первоначальное цифровое П. у. рассматривалось как осн. метод автоматизации индивидуального и мелкосерийного производств; по мере же совершенствования П. у. оно начинает проникать в серийное и массовое произ-во как средство, обеспечивающее макс. мобильность произ-ва (быстроту смены характеристик изделий). В 60-х гг. появились системы "прямого" П. у. с непосредств. связью ЭВМ с одним или группой станков при работе ЭВМ в реальном масштабе времени. Получают распространение системы цифрового П. у. с малыми ЭВМ переменной структуры ("с гибкой логикой"). В кон. 60-х гг. появились "цикловые" системы П. у.- малые ЭВМ, выполняющие только логические операции и заменяющие обычные электронные устройства на контактных и бесконтактных реле. Стали применяться также и адаптивные системы цифрового П. у., в к-рых программа задаёт геометрию изделия и критерии оптимальности, а адаптивное управление изменяет режимы резания по оптимальному закону. В самообучающихся системах цифрового П. у. критерии оптимальности вырабатываются на основе статистич. анализа предыдущих циклов.

Разработаны технологич. участки полностью автоматизированного управления, осуществляемого по иерархич. принципу. В этом случае центральная ЭВМ управляет ЭВМ-сателлитами, а последние - малыми ЭВМ у станков. Созданы автоматич. линии, работающие без ручного обслуживания (напр., "Система 24" фирмы "Молинз", Великобритания). В таких системах термин "П. у." получает новый, более широкий смысл - всё управление осуществляется через систему ЭВМ с помощью одной гл. входной программы и вспомогат. подпрограмм, хранящихся в памяти всех ЭВМ системы.

Лит.: Спиридонов А. А., Федоров В. Б., Металлорежущие станки с программным управлением, 2 изд., М., 1972; Шаумян Г. А., Комплексная автоматизация производственных процессов, М., 1973; Булгаков А. А., Программное управление системами машин, М., 1975.

А. А. Булгаков.

ПРОГРАММЫ ОРГАНИЗАЦИЯ, раздел программирования, изучающий состав и взаимосвязь отд. элементов программы (её структуру); процесс сборки программы. В качестве элементов обычно выделяют участки программы (операторы), соответствующие кускам алгоритма, к-рый реализуется этой программой. По виду связи между операторами различают логич., информац. и информац.-логич. структуры. Два оператора считаются логически связанными, если они могут выполняться один непосредственно после другого (см. Математическая логика), операторы считаются информационно связанными, если выходная информация одного из них может быть использована в качестве входной для другого. Наиболее широко применяются логич. структуры программ в форме логич. схем алгоритмов (напр., при планировании вычислений и особенно при проектировании и отладке т. н. больших программ для моделирования сложных систем).

Понятие "П. о." (в смысле процесса сборки) возникло в 50-х гг. 20 в. с появлением в математич. обеспечении ЦВМ средств, позволяющих автоматически включать в ходе вычислений либо до их начала заранее составленную и отлаженную стандартную программу. Программы для совр. ЦВМ могут собираться из модулей - отд. программ, оформленных в стандартном виде. При автоматич. программировании работа программиста заключается в том, что он, составляя задание для ЦВМ, включает в него данные о структуре программы (т. е. указывает набор модулей и порядок их соединения). Иногда для конкретного класса задач разрабатывают спец. языки сборки программ из отд. блоков (т. н. блочное программирование).

Лит.: Криницкий Н. А., Равносильные преобразования алгоритмов и программирование, М., 1970; Поспелов Д. А., Введение в теорию вычислительных систем, М., 1972. Л. Н. Столяров.

ПРОГРЕСО (Progreso), город на Ю.-З. Мексики, на побережье Мексиканского зал., в шт. Юкатан. 22 тыс. жит. (1970). Главный порт на п-ове Юкатан, обслуживает г. Мерида, с к-рым соединён жел. и автодорогами. Вывоз хенекена (волокно, получаемое из листьев агавы, выращиваемой в р-не Мериды) и продукции его переработки. Рыболовство.

ПРОГРЕСС (от лат. progressus - движение вперёд, успех), тип, направление развития, для к-рого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О П. можно говорить применительно к системе в целом, к отдельным её элементам, к структуре и др. параметрам развивающегося объекта. Понятие П. соотносительно с понятием регресса.

Представление о том, что изменения в мире происходят в определённом направлении, возникло в глубокой древности и первоначально носило чисто оценочный характер, разрабатываясь гл. обр. применительно к истории общества. В развитии докапиталистич. формаций многообразие и острота политич. событий сочетались с крайне медленным изменением социально-экономич. основ обществ. жизни. Для большинства антич. авторов история - простая последовательность событий, за к-рыми стоит нечто неизменное; в целом же она рисуется либо как регрессивный процесс, идущий по нисходящей от древнего "золотого века" (Гесиод, Сенека), либо как циклич. круговорот, повторяющий одни и те же стадии (Платон, Аристотель, Полибий). Не видит П. в обществе и христианство. Хотя христ. историософия рассматривает историю как процесс, имеющий определённое направление, имеется в виду не имманентный процесс, а движение к некоей провиденциальной цели (см. Провиденциализм), лежащей за рамками действит. истории. Идея историч. П. родилась не из христ. эсхатологии, а из её отрицания.

Социальная философия подымающейся буржуазии, отражавшая реальное ускорение обществ. развития, была овеяна оптимизмом, уверенностью в том, что "царство разума" лежит не в прошлом, а в будущем. Прежде всего был замечен П. в сфере науч. познания; уже Ф. Бэкон и Р. Декарт учили, что не нужно оглядываться на древних, что науч. познание мира идёт вперёд. Затем идея П. распространяется и на сферу социальных отношений (А. Тюрго, Ж. Кондорсе).

Просветительские теории П. обосновали смелую ломку феод. отношений, на их основе складывались многочисленные системы утопического социализма. Но рационалистич. теории П. были чужды историзму. В них подчёркивалась поступательность историч. развития, однако игнорировались его противоречивость и многообразие форм, а также необходимость предшествовавших стадий развития. П. общества просветители выводили из П. человеческого разума. Их теории имели телеологич. характер, возводя в ранг конечной цели истории преходящие идеалы и иллюзии подымающейся буржуазии. Вместе с тем уже Дж. Вико и особенно Ж. Ж. Руссо указывали на противоречивый характер историч. развития. Романтич. историография нач. 19 в. в противовес рационализму просветителей выдвинула идею медленной органич. эволюции, не допускающей вмешательства извне, и тезис об индивидуальности и несравнимости историч. эпох. Но этот историзм был односторонне обращён в прошлое и часто выступал в роли апологии архаич. отношений. Наиболее глубокую в домарксовской мысли трактовку П. дал Г. Гегель, выступив как против просветительского пренебрежения к прошлому, так и против ложного историзма романтич. "исторической школы". История - не простое изменение, а П. в сознании свободы, в к-ром старое служит необходимым фундаментом для нового. Каждый народ, выполнив свою историч. миссию в качестве временного носителя абсолютной . идеи, уступает место другому. Однако, понимая историч. П. как саморазвитие мирового духа, Гегель не мог объяснить переход от одной ступени обществ. развития к другой. Обществ. П. заканчивается, по Гегелю, прусской монархией, а его философия истории превращается в теодицею, оправдание бога в истории.

Марксистско-ленинская концепция П. исходит из материалистич. понимания истории и характеризуется диалектико-материалистич. подходом к проблеме П., выдвижением его объективного критерия. К. Маркс подчёркивал, что "вообще понятие прогресса не следует брать в обычной абстракции" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 736). "...Представлять себе всемирную историю идущей гладко и аккуратно вперед, без гигантских иногда скачков назад, недиалектично, ненаучно, теоретически неверно" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 30, с. 6). П. не егть какая-то самостоят. сущность или трансцендентная цель историч. развития. Понятие П. имеет смысл лишь в применении к определённому историч. процессу или явлению, это всегда П. по отношению к чему-то. Цели, стремления и идеалы людей, в свете к-рых они оценивают историч. развитие, сами меняются в ходе истории, поэтому такие оценки неизбежно страдают субъективностью, неисторичностью. Как пишет Маркс, "так называемое историческое развитие покоится вообще на том, что новейшая форма рассматривает предыдущие как ступени к самой себе и всегда понимает их односторонне, ибо лишь весьма редко и только при совершенно определенных условиях она бывает способна к самокритике" (Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 732).

Объективный критерий обществ. П. надо искать в материальной основе общества. Производств. отношения выражают прерывность, дискретность историч. процесса и специфичность его конкретных форм. Напротив, производит. силы развиваются б. или м. непрерывно и кумулятивно (хотя и здесь, конечно, бывает понятное движение). К тому же это главная, определяющая сторона обществ. развития. Поэтому В. И. Ленин считал интересы развития производит. сил "...высшим критерием общественного прогресса..." (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 16, с. 220).

Совершенствование средств и организации труда обеспечивает рост его производительности, что, в свою очередь, влечёт за собой совершенствование человеческого элемента производит. сил, рабочей силы, вызывает к жизни новые производств. навыки и знания и меняет существующее обществ. разделение труда. Одновременно с П. техники идёт развитие науки. Наконец, рост производительности труда означает увеличение количества прибавочного продукта. При этом расширяются состав и объём необходимых потребностей человека и изменяются способы их удовлетворения, образ жизни, культура и быт. Более высокому уровню развития производит. сил соответствует и более сложная форма производств. отношений и обществ. организации в целом. Степень овладения обществом стихийными силами природы, выражающаяся в росте производительности труда, и степень освобождения общества из-под гнёта стихийных обществ. сил, социально-политич. неравенства и духовной неразвитости людей - вот наиболее общие критерии историч. П. В свете указанного критерия первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистич. и коммунистич. формации представляют собой закономерные стадии поступат. развития человечества.

Однако процесс этот противоречив, а типы и темпы его различны. Для первобытнообщинного, а также рабовладельч. и феод. обществ характерны вообще крайне медленные темпы развития. Капитализм означает громадное ускорение темпов, но при этом усиливается и обостряется антагонистичность, свойственная развитию эксплуататорского общества. В любом процессе развития существует определённая взаимосвязь между группой ведущих, развивающихся элементов системы и её структурой как целым. Отд. элементы опережают другие, за ними подтягиваются остальные, и лишь затем меняется структура целого. В досоциалистич. формациях первоначально из-за низкого уровня развития произ-ва, а в дальнейшем также из-за частной собственности на средства производства одни элементы социального целого систематически прогрессируют за счёт других. Это делает П. общества в целом антагонистическим, неравномерным, зигзагообразным (см. Ф. Энгельс, в кн. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 177). П. техники и развитие обществ. разделения труда колоссально повышают его производительность. Но оборотной стороной этого является превращение человека в частичного работника, рост отчуждения и эксплуатации. Сравнительно высокий жизненный уровень немногих развитых капиталистич. стран достигнут отчасти за счёт беспощадной эксплуатации колоний. Диспропорции наблюдаются не только в развитии разных стран и народов, но и в развитии различных сфер и элементов обществ. жизни. Так, К. Маркс отмечал, что "...капиталистическое производство враждебно известным отраслям духовного производства, например искусству и поэзии" (там же, т. 26, ч. 1, с. 280).

Диспропорция между материальным богатством капиталистич. общества и уровнем его духовной культуры особенно заметна в эпоху общего кризиса капитализма. Она находит своё отражение в росте социального пессимизма и многочисленных филос. и социологич. теориях 20 в., прямо или косвенно отрицающих П. и предлагающих заменить это понятие либо идеей циклич. круговорота (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин), либо "нейтральным" понятием "социального изменения" (амер. социолог У. Ф. Огборн). Широкое распространение получают также различные эсхатологич. концепции относительно "конца истории" и пессимистич. антиутопии вроде "Славного нового мира" О. Хаксли или "1984" Дж. Оруэлла. Наряду с ними существуют и казённооптимистич. теории П., вроде "стадий экономич. роста" У. Ростоу.

Переход от капитализма к социализму в мировом масштабе - генеральная линия обществ. П. в совр. эпоху. Колоссально ускоряя темпы обществ. развития, коммунистич. формация постепенно преодолевает унаследованные от прошлого диспропорции в развитии города и деревни, передовых и экономически отставших стран, людей умственного и физич. труда, производит. сил и духовной культуры общества. Т. о., происходит становление нового, коммунистич. типа П., свободного от антагонистич. противоречий прежних формаций. Однако это процесс отнюдь не автоматический. Обилие задач и недостаточное знание механизма действия законов социалистич. общества (к-рое само отчасти объясняется ограниченностью имеющегося историч. опыта) создают возможность появления элементов субъективизма и волюнтаризма, приводящих к диспропорциям. Сложные Проблемы ставят неодинаковость уровня развития и своеобразие исторических традиций стран социалистической системы.

Социалистич. общество, устраняя социальный антагонизм, не отменяет противоречивости развития как такового. В частности, познание законов развития общества - процесс по существу бесконечный; между тем именно степень познания и овладения такими законами определяет меру социальной свободы.

Возникнув на почве социальной истории, понятие П. было в 19 в. перенесено и в естеств. науки. Однако здесь, как и в обществ. жизни, понятие П. имеет не абсолютное, а относит. значение. Понятие П. неприменимо ко Вселенной в целом, т. к. здесь отсутствует однозначно определённое направление развития, а постулирование такого направления неизбежно приводит к идеализму и религии. Неприменимо понятие П. и ко многим процессам неорганич. природы, имеющим циклич. характер (см. Прогресс в живой природе). Поэтому проблема критериев П. в живой природе вызывает споры среди учёных.

Лит.: Давиташвили Л. Ш., Очерки по истории учения об эволюционном прогрессе, М., 1956; Проблемы развития в природе и обществе. Сб. ст., М.- Л., 1958; Семенов Ю. Н., Общественный прогресс и социальная философия современной буржуазии, М., 1965; Nisbеt R. A., Social change and history. Aspects of the Western theory of development, N. Y., 1969; Sklair L., The sociology of progress, L., [1970]. И. С. Кон.

ПРОГРЕСС в живой природе, совершенствование организмов или надорганизменных систем в процессе эволюции. Ранее термином "П." обозначали направление эволюции в сторону усложнения строения. Ч. Дарвин понимал П. как выражение растущей приспособленности организмов к окружающим условиям и их победы в борьбе за существование, к-рая может достигаться не только усложнением, но и упрощением строения, напр. у паразитич. и сидячих форм (см. Дарвинизм, Естественный отбор). Ясность в применение термина "П." внёс А. Н. Северцов (1914, 1925, 1939), предложивший различать биологич. и морфо-физиологич. П., или ароморфоз. Биологическим П. он называл вызванное приобретением нового приспособления увеличение