БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201 великую интернациональную задачу сов. народа, отвечающую интересам всей мировой социалистич. системы, интересам междунар. пролетариата, всего человечества. В 1-й части П. даётся характеристика совр. эпохи, осн. содержание к-рой составляет переход от капитализма к социализму, как эпохи борьбы двух противоположных обществ. систем, социалистич. и нац.-освободит. революций, эпохи крушения империализма, ликвидации колон. системы, перехода на путь социализма всё новых народов, торжества социализма и коммунизма во всемирном масштабе.

В П. обосновывается историч. неизбежность перехода от капитализма к социализму. Капитализм, гигантски развив производит. силы, превратился в величайшую преграду на пути обществ. прогресса. Усиливающийся конфликт между производит. силами и производств. отношениями властно требует раскрепощения производит. сил и их использования на благо всего общества. Мировая капиталистическая система в целом созрела для социальной революции пролетариата. Империализм вступил в период заката и гибели. Гл. содержание, гл. направление и гл. особенности историч. развития человечества определяют мировая система социализма, силы, борющиеся против империализма, за социалистическое переустройство общества. В П. даётся характеристика международного революционного движения рабочего класса, нац.-освободит. движения, подчёркивается, что гл. врагом всех трудящихся являются капиталистич. монополии. "В ликвидации всевластия монополий кровно заинтересованы все основные слои нации. Это позволяет соединить все демократические движения, выступающие против гнета финансовой олигархии, в один могучий антимонополистический поток" (Программа КПСС, 1974, с. 37). Общедемократич. борьба против монополий приближает социалистич. революцию: борьба за демократию -составная часть борьбы за социализм.

В области междунар. отношений П. гл. целью ставит обеспечение мирных условий для построения коммунистич. общества в СССР и развития мировой системы социализма, избавление человечества от мировой истребит. термоядерной войны. КПСС исходит из того, что в мире сложились и растут силы, способные сохранить и упрочить всеобщий мир. Создаются возможности для утверждения принципиально новых отношений между государствами. Социализм противопоставляет империализму новый тип междунар. отношений, в основе к-рых лежат принципы мира, равноправия, самоопределения народов, уважения независимости и суверенитета всех стран, проведение в жизнь политики мирного сосуществования государств с различным обществ. строем.

В П. указывается, что КПСС выступает против всех и всяческих захватнических войн, поддерживая борьбу угнетённых народов, их справедливые освободит. войны против империализма.

П. определяет задачи КПСС в борьбе с бурж. и реформистской идеологией и различными формами её проявления - антикоммунизмом, фашизмом и клерикализмом, с антисоветизмом, ревизионизмом и догматизмом. Совр. эпоха развития человеческого общества знаменует собой подлинный триумф революционного мировоззрения рабочего класса и глубокий кризис бурж. идеологии. Империалистич. реакция всеми средствами пытается защитить капитализм и опорочить коммунизм. Гл. идейно-политич. оружием империализма является антикоммунизм, борьба с к-рым приобретает важнейшее значение. Идеологич. борьба империалистич. буржуазии направлена прежде всего против рабочего класса и его марксистско-ленинских партий. Отражением бурж. влияния на рабочий класс является социал-демократизм в рабочем движении и ревизионизм в коммунистич. движении. Победа марксизма-ленинизма обеспечена потому, указывает П., что он выражает жизненные интересы рабочего класса, огромного большинства человечества, стремящегося к миру, свободе, прогрессу, выражает идеологию нового общества, идущего на смену капитализму.

2-я часть П. посвящена задачам КПСС по строительству коммунистич. общества. В П. дано определение коммунизма, указывается, что переход к нему от социализма является естественноисторич. процессом и предполагает решение трёх взаимно связанных задач: создание материально-технич. базы коммунизма, преобразование социалистич. обществ. отношений в коммунистические, воспитание всех трудящихся в духе высокой коммунистич. сознательности, всестороннее развитие нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физич. совершенство.

П. считает гл. экономической задачей партии создание материально-технической базы коммунизма и указывает её осн. элементы. Создание материально-технич. базы коммунизма обеспечит изобилие материальных и культурных благ для всего населения, сов. общество приблизится к осуществлению принципа распределения по потребностям, гос. и кооперативно-колхозная собственности сольются в единую общенародную форму собственности. В процессе строительства коммунизма постепенно исчезнут различия между классами, между городом и деревней, между умственным и физическим трудом.

В П. дана характеристика политич. организации общества в период строительства коммунизма, научно обоснованы положения о перерастании государства диктатуры пролетариата в общенародное государство, о постепенном переходе к обществ. самоуправлению. Государство как общенародная орг-ция сохранится до полной победы коммунизма. При этом в нём сохранится руководящая роль рабочего класса как самой передовой и организованной силы общества. Для полного отмирания государства потребуется построение развитого коммунистического общества и упрочение социализма на международной арене. С точки зрения внутренних условий Сов. Союз не нуждается в армии. Однако партия исходит из того, что, пока существует империализм, остаётся опасность агрессивных войн, и потому рассматривает защиту социалистич. отечества, укрепление обороны СССР как священный долг партии, всего сов. народа, как важнейшую функцию социалистич. государства.

Определяя задачи в области повышения материального благосостояния народа, П. отмечает взаимодействие двух осн. принципов удовлетворения потребностей граждан: повышение индивидуальной оплаты по количеству и качеству затраченного труда в сочетании со снижением розничных цен, отменой налогов с населения; расширение обществ. фондов потребления, предназначенных для удовлетворения потребностей членов общества, независимо от затрат труда. По мере продвижения к коммунизму роль и значение обществ. фондов потребления, темпы их роста будут увеличиваться.

Вопросы нац. взаимоотношений П. решает с позиций социалистич. интернационализма, ставит задачи дальнейшего укрепления дружбы народов СССР, борьбы против проявлений и рецедивов всякого национализма и шовинизма, против тенденций к нац. ограниченности. П. отразила новый этап в развитии нац. отношений в СССР. В ней указывается, что в процессе строительства коммунизма произойдёт дальнейшее сближение наций. Стирание нац. различий - объективный ист. процесс, имеющий прогрессивный характер. Однако этот процесс очень длительный, и искусственное ускорение его может привести только к оживлению вредных националистич. пережитков.

В П. сформулирован моральный кодекс строителя коммунизма, определены задачи в области народного образования, науки, культурного строительства, лит-ры и иск-ва и др. Строительство коммунизма предполагает воспитание и подготовку коммунистически сознательных и высокообразованных людей, способных к умственному и физическому труду в различных областях обществ., гос. и культурной деятельности. П. поставила задачу осугцествить всеобщее обязательное ср. образование; обществ. воспитание детей дошкольного и школьного возраста; создание условий, обеспечивающих высокий уровень образования и воспитания подрастающего поколения; дальнейшее развитие высшего и ср. спец. образования, призванного готовить высококвалифицированных специалистов, обладающих широким теоретич. и политич. кругозором. Коммунизм невозможен без развития науки, технич. и социального прогресса. П. предусматривает дальнейшее развитие теоретич. исследований прежде всего в областях ведущих отраслей естествознания, что обеспечит условия подъёма и эффективности технич., мед., с.-х. и др. наук. Интенсивно должна развиваться исследовательская работа в области обществ. наук, к-рые составляют науч. основу руководства развитием общества. "Главным в этой области является изучение и теоретическое обобщение практики коммунистического строительства, исследование основных закономерностей экономического, политического и культурного развития социализма и перерастания его в коммунизм, разработка проблем коммунистического воспитания" (там же, с. 127-28). П. ставит задачу всестороннего развития культурной жизни общества, повышения воспитат. роли лит-ры и иск-ва; развитие международных культурных связей. П. исходит из того, что "от культурного роста населения в огромной мере зависят подъем производительных сил, прогресс техники и организации производства, повышение общественной активности трудящихся, развитие демократических основ самоуправления, коммунистическое переустройство быта" (там же, с. 129-30).

Достигнутые результаты в построении развитого социалистич. общества, единство целей и действий партии и народа, задачи развёрнутого коммунистич. строительства обусловили и возрастание роли и значения КПСС, к-рая, продолжая оставаться партией рабочего класса, стала в то же время партией всего сов. народа - строителя коммунизма. Коммунистич. партия, объединяющая в своих рядах наиболее передовых представителей рабочего класса, всех трудящихся, тесно связанная с массами, владея знанием законов развития общества, обеспечивает руководство строительством коммунизма, придаёт ему научно обоснованный характер. "Партия существует для народа, в служении ему видит смысл своей деятельности" (там же, с. 140).

В П. подчёркивается, что КПСС будет и впредь крепить единство и сплочённость междунар. коммунистич. движения, развивать братские связи со всеми коммунистич. и рабочими партиями, координировать свои действия с усилиями всех отрядов мирового коммунистич. движения для совместной борьбы против опасности новой мировой войны, за интересы трудящихся, за мир, демократию и социализм. КПСС в соответствии с П. исходит из необходимости непримиримой борьбы с ревизионизмом, догматизмом и сектантством, со всякими отступлениями от ленинизма, считая эту борьбу непременным условием дальнейшего укрепления единства междунар. коммунистич. движения, упрочения социалистич. лагеря. КПСС считает своей интернац. обязанностью строгое соблюдение совместно выработанных братскими партиями оценок и выводов, касающихся общих задач борьбы против империализма, за мир, демократию и социализм, и принятых на Междунар. совещаниях коммунистич. и рабочих партий.

КПСС рассматривает строительство коммунизма в СССР как составную часть создания коммунистич. общества народами всей мировой социалистич. системы.

Выполняя третью П., КПСС постоянно совершенствует и находит новые методы решения задач коммунистич. строительства, укрепления мировой социалистич. системы, упрочения мира на Земле. Руководя коммунистич. строительством, партия постоянно развивает марксистско-ленинскую теорию, что находит отражение в документах и решениях съездов КПСС и пленумах ЦК.

Претворение в жизнь П. строительства коммунизма в СССР оказывает возрастающее воздействие на развёртывание рабочего и национально-освободит. движения. Пример строительства коммунизма в СССР воодушевляет трудящихся всех стран, служит им огромной моральной поддержкой в борьбе за освобождение от социального и нац. гнёта, ускоряет торжество идей марксизма-ленинизма во всемирном масштабе.

Лит.: Программа РСДРП, принятая на II съезде партии, в кн.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 8 изд., т. 1, М., 1970; Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же, Проект программы нашей партии, там же, . т. 4; его же, Заявление редакции "Искры", там же; его же, Рабочая партия и крестьянство, там же; его же, Материалы к выработке программы РСДРП, там же, т. 6; его ж е, Аграрная программа русской социал-демократии, там же; его же, К деревенской бедноте, там же, т. 7; его же. Ответ на критику нашего проекта программы, там же; его же, Национальный вопрос в нашей программе, там же; его же, II съезд РСДРП. Речь по вопросу о программе партии 22 июля (4 авг.). Речь при обсуждении аграрной программы 31 июля (13 авг.). Речи и выступления при обсуждении аграрной программы. 1(14) августа, там же; его же, Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905 - 1907 гг., там же, т. 16; его же, О задачах пролетариата в данной революции. [Тезисы], там же, т. 31; его же, Задачи пролетариата в нашей революции, там же; его же, Седьмая (Апрельская) Всероссийская конференция РСДРП(б), там же; его же, Материалы по пересмотру партийной программы, там же, т. 32; его же, По вопросу о программе партии, там же, т. 34; его ж е, К пересмотру партийной программы, там же; его же, Седьмой экстренный съезд РКП(б), там же, т. 36; его же, Проект программы РКП(б), там же, т. 38; е г о ж е, VIII съезд РКП(б), там же; Седьмой экстренный съезд РКП(б). Об изменении названия партии и партийной программы, в кн.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 8 изд., т. 2, М., 1970; Восьмой съезд РКЦ(б). Резолюции и постановления. О проекте программы. Программа РКП(б), М., 1933; XX съезд КПСС. Стенографии, отчет, ч. 1 - 2, М., 1956; Внеочередной XXI съезд КПСС. Стенографич. отчет, т. 1 - 2, М., 1959; XXII съезд КПСС. Стенографич. отчет, т. 1-3, М., 1962; XXIII съезд КПСС. Стенографич. отчет, т. 1 - 3, М., 1966; 50 лет Великой Октябрьской социалистической революции. Постановление Пленума ЦК КПСС. Тезисы ЦК КПСС, М., 1967; XXIV съезд КПСС. Стенографич. отчет, [т.] 1-2, М., 1971; Программа КПСС. Принята XXII съездом КПСС, М., 1974. Ф. Д. Рыженко.

ПРОГРАММА МИРА, система мероприятий, направленных на коренное улучшение современной междунар. обстановки и принципиальную перестройку отношений между гос-вами, изложенная Л. И. Брежневым в Отчётном докладе ЦК партии и принятая 24-м съездом КПСС (1971).

П. м. базируется на ленинском принципе мирного сосуществования гос-в с различным обществ. строем. В ней ставятся задачи:

- Ликвидировать воен. очаги в Юго-Вост. Азии и на Ближнем Востоке и содействовать политич. урегулированию в этих районах на основе уважения законных прав гос-в и народов, подвергшихся агрессии; давать немедленный и твёрдый отпор любым актам агрессии и междунар. произвола; отказ от применения силы и угрозы её применения для решения спорных вопросов должен стать законом междунар. жизни.

- Исходить из окончательного признания терр. изменений, происшедших в Европе в результате 2-й мировой войны 1939-45, осуществить коренной поворот к разрядке и миру на этом континенте, обеспечить созыв и успех Совещания по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе; сделать всё для обеспечения коллективной безопасности в Европе. СССР подтверждает совместно выраженную странами - участницами оборонительного Варшавского договора готовность к одновременному аннулированию этого договора и Североатлантич. союза или - в качестве первого шага - к ликвидации их воен. орг-ций.

- Заключить договоры, ставящие под запрет ядерное, химич. и бактериологич. оружие; добиваться прекращения всюду и всеми испытаний ядерного оружия, включая подземные; содействовать созданию безъядерных зон в различных районах мира. СССР выступает за ядерное разоружение всех гос-в, обладающих ядерным оружием, за созыв в этих целях конференции пяти ядерных держав - СССР, США, КНР, Франции, Англии.

- Активизировать борьбу за прекращение гонки вооружений всех видов. СССР высказывается за созыв всемирной конференции для рассмотрения вопросов разоружения во всём их объёме, за ликвидацию иностр. воен. баз, за сокращение вооруж. сил и вооружений в районах, где воен. противостояние особенно опасно, прежде всего в Центр. Европе; считает целесообразным разработку мер, уменьшающих вероятность случайного возникновения или преднамеренной фабрикации воен. инцидентов и их перерастания в междунар. кризисы, в войну. СССР готов договариваться о сокращении воен. расходов в первую очередь крупных гос-в.

- Полностью претворить в жизнь решения ООН о ликвидации колониальных режимов; всеобщему осуждению и бойкоту подлежат проявления расизма и апартеида.

- СССР готов углублять отношения взаимовыгодного сотрудничества во всех областях с гос-вами, к-рые стремятся к этому; готов участвовать со всеми другими заинтересованными гос-вами в решении таких проблем, как сохранение природной среды, освоение энергетич. и др. природных ресурсов, развивать транспорт и связь, предупреждать и ликвидировать наиболее опасные и распространённые заболевания, вести исследование и освоение космоса и Мирового океана (см. Материалы XXIV съезда КПСС, 1971, с. 29-30).

Претворение в жизнь П. м. на междунар. арене происходит в острой борьбе сил прогресса против сил реакции. В реализации П. м. активно участвуют страны социалистич. содружества, междунар. рабочее и коммунистич. движение. С положениями П. м. солидаризируются лидеры развивающихся стран, её конструктивный характер признают нек-рые гос. деятели Запада, реалистически оценивающие междунар. обстановку.

Эффективно способствуя позитивному развитию отношений между гос-вами различных социальных систем и активизируя борьбу всех прогрессивных сил за прочный мир, против агрессии и колониализма, П. м. явилась важным фактором оздоровления междунар. обстановки.

ПРОГРАММА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ГЛОБАЛЬНЫХ АТМОСФЕРНЫХ ПРОЦЕССОВ, правильнее - Программа исследования глобальных атмосферных процессов.

ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков), принята на 8-м съезде РКП (б) в 1919; содержала задачи построения социализма в СССР (см. в ст. Программа Коммунистической партии Советского Союза).

ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РАБОЧЕЙ ПАРТИИ, принята на 2-м съезде РСДРП в 1903; содержала задачи совершения буржуазно-демократич. революции, а затем социалистич. революции и установления диктатуры пролетариата (см. в ст. Программа Коммунистической партии Советского Союза).

ПРОГРАММА-МАКСИМУМ РСДРП, вторая часть Программы РСДРП, принятой на 2-м съезде партии (1903), определявшая осн. задачу - свержение капитализма и установление диктатуры пролетариата для построения социалистич. общества (см. в ст. Программа Коммунистической партии Советского Союза).

ПРОГРАММА-МИНИМУМ РСДРП, первая часть Программы РСДРП, принятой на 2-м съезде партии (1903), ставившая ближайшей задачей свержение самодержавия и установление демократич. республики, к-рая обеспечила бы введение 8-часового рабочего дня, равноправие всех наций и право их на самоопределение, уничтожение остатков крепостничества в деревне и т. д. (см. в ст. Программа Коммунистической партии Советского Союза).






2107.htm
ПРОГРАММИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЕ, математич. дисциплина, посвящённая решению экстремальных задач определённого типа. См. Математическое программирование.

ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ, организация уч. процесса по определённой обучающей программе. П. о. появилось в результате заимствования педагогикой рациональных принципов и средств управления сложными системами у кибернетики, математич. логики и вычислит. техники. П. о. предусматривает расчленение учебного материала и деятельности обучаемого и обучающего на небольшие порции и шаги, получение информации о выполнении обучаемым каждого шага (оперативная обратная связь) и использование её для изменения стратегии обучения, приспособление обучения к динамике усвоения знаний, умений и навыков каждым обучаемым (индивидуализацию темпов обучения), осуществление обучающим функций управления процессом обучения. Обучающая программа (обучающий алгоритм), по к-рой осуществляется П. о., закладывается или в спец. обучающее устройство (машинное П. о.; см. Технические средства обучения), или в программированные учебники (безмашинное П. о.). Относительно определения П. о. к 1975 единого мнения не сложилось: оно характеризуется и как система науч. организации труда обучающих и обучаемых, и как педагогич. система, призванная заменить традиционное обучение, и как некая кибернетич. дидактика, и как новый метод обучения, и, наконец, как особый вид самостоят. работы. Несмотря на разногласия в определении П. о., цель его трактуется однозначно - оптимизация управления процессом усвоения знаний обучаемым. См. также Педагогика.

Лит.: Талызина Н. Ф., Теоретические проблемы программированного обучения, М., 1969; Беспалько В. П., Программированное обучение, М., 1970.

Л. Д. Червякова.

ПРОГРАММИРОВАННЫЙ УЧЁБНИК, книга, в к-рой, кроме уч. материала (что учить), содержатся указания о том, как учить - как сочетать чтение (прослушивание) материала с контролем усвоения знаний и навыков, как находить и устранять расхождения между намеченным и достигнутым уровнем усвоения знаний. П. у. реализует линейную, разветвлённую или комбинированную обучающую программу. Материал П. у. разбивается на части (кадры), каждая из к-рых содержит порцию информации, подлежащей усвоению, или указания о выполнении обучаемым определённых действий, дополнит. разъяснения, вопросы и ответы для самопроверки. П. у. выполняет ряд функций преподавателя: служит источником информации, организует учебный процесс, контролирует степень усвоения материала, регулирует темп изучения предмета, даёт необходимые разъяснения, предупреждает ошибки и т. д. Действия обучаемого, как правило, немедленно контролируются ответами. Если действие выполнено правильно, то обучаемому предлагается перейти к след. кадру; при неверном действии П. у. обычно разъясняет характерные ошибки, допущенные обучаемым. П. у. не всегда можно читать страницу за страницей, в нём часто встречаются препятствия в виде вопросов и задач для самопроверки, и только правильно найденный ответ позволяет двигаться вперёд. См. также Учебные пособия, Учебник. Л. Д. Червякова.

ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА, род инструментальной музыки; муз. произведения, имеющие словесную, нередко поэтич. программу и раскрывающие запечатленное в ней содержание. Программой может служить заглавие, указывающее, напр., на явление действительности, к-рое имел в виду композитор ("Утро" Грига из музыки к драме Ибсена "Пер Гюнт"), или на вдохновившее его лит. произведение ("Макбет" Р. Штрауса - симф. поэма по драме Шекспира). Более подробные программы обычно составляются по лит. произведениям (симф. сюита "Антар" Римского-Корсакова по одноим. сказке Сенковского), реже - вне связи с лит. прообразом ("Фантастическая симфония" Берлиоза). Программа раскрывает нечто недоступное для муз. воплощения и потому не раскрытое самой музыкой; этим она принципиально отличается от любого анализа или описания музыки; придать её муз. произведению может только его автор. В П. м. широко применяются муз. изобразительность, звукопись, конкретизация через жанр.

Простейший вид П. м. - картинная программность (муз. картины природы, нар. празднеств, битв и т. п.). В сюжетно-программных произведениях развитие муз. образов в той или иной степени отвечает контурам сюжета, как правило, заимствованного из художеств. лит-ры. Порой в них даётся лишь муз. характеристика осн. образов, общего направления ра