БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201ние напора у П. создаёт возможность энергетич. использования стока реки; наличие водохранилища позволяет регулировать сток, т. е. увеличивать расход воды в реке в меженные периоды и уменьшать макс, расход в паводок, способный привести к разрушительным наводнениям. П. и водохранилище существенно воздействуют на реку и прилегающие территории: изменяются режим стока реки, темп-pa воды, продолжительность ледостава; затрудняется миграция рыбы; берега реки в верхнем бьефе затопляются; меняется микроклимат прибрежных территорий. П. обычно является осн. сооружением гидроузла.

Плотиностроение возникло так же давно, как и гидротехника, в связи со значит, развитием искусств, орошения территорий у земледельческих народов Египта, Индии, Китая и др. стран. Возведение П. потребовалось для строительства гидросиловых установок, а затем и сооружения гидроэлектростанций. Энергетич. использование водных ресурсов явилось осн. стимулом увеличения размеров и совершенствования конструкций П., появления гидроузлов на многоводных реках.

На территории СССР водяные мельницы с П. строились ещё во времена Киевской Руси. В 17-19 вв. горнодобывающая, металлургич., текстильная, бумажная и др. отрасли пром-сти на Урале, Алтае, в Карелии и центр, областях России использовали в основном механич. энергию гидросиловых установок; их П. были незначительны по размерам и сооружались из местных материалов. Мощные гидроэлектростанции с бетонными и земляными П. больших размеров начали строить лишь при Сов. власти, после принятия плана ГОЭЛРО. В 1926 была построена первая бетонная водосливная П. Волховской ГЭС. В 1932 сооружена высокая бетонная П. Днепровской ГЭС (её наибольшая высота около 55 м). Водосливная П. Нижнесвирской ГЭС -первая П., построенная на слабых глинистых грунтах. В 50-70-х гг. на многоводных реках были сооружены: намывные земляные П. на Волге у Куйбышева и Волгограда, бетонные П. Братской ГЭС на Ангаре (вые. 128 м) и Красноярской ГЭС на Енисее (124 м) (рис. 1), высокая 300-метровая каменно-земляная П. Нурекской ГЭС на р. Вахш, арочная П. Саянской ГЭС на Енисее (вые. 242 м, длина по гребню 1070 м; находится в стадии сооружения, 1975) и мн. др. Проектирование и строительство П. в СССР отличаются высоким техническим уровнем, позволившим советскому пло-тиностроению занять одно из ведущих мест в мире.

Из П., сооружённых за рубежом, следует отметить: многоарочную П. Барт-летт, вые. 87 м (США, 1939), кам. П. Парадела, вые. 112 м (Португалия, 1958), земляную П. Сер-Понсон, вые. 122 м (Франция, 1960), каменно-земляную П. Миборо, вые. 131 м (Япония, 1961), гравитационную бетонную П. Гранд-Диксанс, вые. 284 м (Швейцария, 1961).

Тип и конструкция П. определяются её размерами, назначением, а также природными условиями и видом осн. строит, материала. По назначению различают П. водохранилищныеи П. водоподъёмные (предназначенные лишь для повышения уровня верхнего бьефа). По величине напора П. условно подразделяют на низконапорные (с напором до 10 м), средненапорные (от 10 до 40 м) и высоконапорные (более 40 м).

Рис. 1. Общий вид плотины Красноярской ГЭС имени 50-летия СССР.

В зависимости от роли, выполняемой в составе гидроузла, П. может быть: глухой, если служит лишь преградой для течения воды; водосливной, когда предназначена для сброса избыточных расходов воды и оборудована поверхностными водосливными отверстиями (открытыми или с затворами) или глубинными водоспусками; станционной, если имеет водозаборные отверстия (с соответств. оборудованием) и водоводы, питающие турбины ГЭС. По осн. материалу, из к-рого возводят П., различают земляные плотины, каменные плотины, бетонные плотины, деревянные плотины.

Земляная П. возводится полностью или частично из малопроницаемого грунта. Уложенный по верховому откосу П., малопроницаемый грунт образует экран; при расположении такого грунта внутри тела П. создаётся ядро. Наличие экрана или ядра обеспечивает возможность возведения остальной части П. из проницаемого грунта или из каменных материалов (каменно-земляная П.). У подошвы низового откоса земляной П. для отвода воды, профильтровавшейся через тело и основание П., устраивают дренаж. Верховой откос П. защищают от воздействия волн бетонными плитами или каменной наброской. При возведении земляной насыпной П. грунт добывают в карьере экскаваторами, транспортируют к месту сооружения самосвалами, укладывают в тело П., разравнивают бульдозерами и уплотняют послойно катками. Возведение намывной П. включает разработку грунта землесосами или гидромониторами, транспортировку пульпы по трубам и распределение её по поверхности возводимой П., после чего вода уходит, а оседающий грунт самоуплотняется. Для подготовки основания и возведения земляной П. в русле реки её котлован ограждается перемычками, а река отводится по заранее проложенным временным водоводам, закрываемым после возведения П.

В каменной (набросной) П. экран или центр, водонепроницаемый элемент (диафрагму) выполняют из железобетона, асфальта, дерева, металла, полимерных материалов. Требование малой водопроницаемости распространяется и на основание П. Если грунт основания проницаем на большую глубину, его покрывают перед П. понуром (напр., из глины), образующим с экраном одно целое. П. с ядром дополняется устройством в основании стальной шпунтовой стенки или противофилътрационной завесы. Камень в каменнонабросную и каменно-земляную П. отсыпается слоями большой высоты.

Бетонные П. обычно классифицируют по конструктивному признаку в зависимости от условий работы на сдвиг, соответственно этому различают 3 осн. типа П. (рис. 2) - гравитационные плотины, арочные плотины, контрфорсные плотины. Осн. материалом для совр. бетонных П. (преим. гравитационных) служит гидротехнический бетон. Один из важнейших вопросов при возведении бетонных П.- снижение фильтрации воды в основании. С этой целью в основании высокой бетонной П. вблизи верховой грани устраивается противофильт-рационная завеса. На остальном участке основание дренируется для уменьшения давления воды на подошву П., что повышает устойчивость сооружения. Гравитационная и контрфорсная П., во избежание образования трещин вследствие температурных колебаний, разрезаются по длине на короткие секции, швы между к-рыми перекрываются водонепроницаемыми уплотнениями (см. Гидроизоляция). Для предотвращения появления трещин в результате усадки бетона при твердении и снижения температурных напряжений П. бетонируют отд. блоками ограниченных размеров, применяют искусств, охлаждение составляющих бетонной смеси и уложенного в блоки бетона посредством циркуляции охлаждающей жидкости (от холодильной установки) по системе труб, проложенных в теле П. Бетонная П. в русле реки обычно сооружается в 2 очереди под защитой ограждающих котлованы перемычек. При возведении первой очереди П. река течёт по свободной части русла; при второй -через оставленные в П. отверстия (прораны), к-рые закрывают по окончании всех строит, работ. Если русло реки узкое, бетонная П. строится в один приём, с врем, отводом реки в береговые водоводы. Распространённая в практике гид-ротехнич. стр-ва низконапорная бетонная водосливная плотина, возводимая на нескальном основании и предназначенная для пропуска больших расходов воды, имеет конструкцию, показанную на рис. 3.

Рис. 2. Схемы бетонных плотин: а - гравитационной; 6 - арочной; в - контр-форсной; 1 - верховая грань; 2 - бык; 3 - затвор; 4 - гребень водослива; 5 - носок; 6 - водоспуск; 7 - низовая грань; 8 - плоское напорное перекрытие; 9 - контрфорс; 10 - балки жёсткости; 11 - противофильтрационная завеса; 12 - дренаж.

Рис. 3. Низконапорная водосливная плотина:1 - флютбет; 2 - бык; 3 - затвор; 4 - водобой; 5 - рисберма; 6 - понур; 7 - шпунт; 8 - дренаж.

Основу её составляют водосливные пролёты, образованные бетонным флютбетом и быками и перекрываемые гидротехническими затворами. За водосливами устраивается массивное крепление русла - водобой (иногда заглублённое в виде водобойного колодца), далее располагается более лёгкое крепление - рисберма. Под водобоем устраивается дренаж. С берегами или земляными П. водосливная П. сопрягается массивными устоями. Низконапорная бетонная водосливная П. обычно строится с применением армирования, часто всего сооружения (см. Железобетонная плотина). Флютбет и быки такой П. с целью экономии материала иногда делают облегчённой ячеистой конструкции, с заполнением ячеек грунтом.

В лесных р-нах часто сооружают низконапорные деревянные П. свайной и ряжевой конструкции (обычно их устраивают водосливными).

Особый тип водоподпорного сооружения - разборная судоходная П. Для её возведения в летнюю межень на плоском флютбете устанавливают контрфорсы из стальных ферм, по ним прокладывают мосты, на к-рые опирают затворы простейшей конструкции. П. подпирает уровень верхнего бьефа, а суда и плоты идут через шлюз. В многоводный период затворы и мосты убирают, фермы контрфорсов укладывают на флютбет, открывая судам и плотам путь через П.

Общая тенденция совр. плотинострое-ния - увеличение высоты П. Технически достигнутые высоты могут быть превзойдены, однако в экономич. отношении сооружение двух последовательно расположенных П. меньшей высоты часто оказывается более рациональным, чем одной высокой. Совершенствование типов П. из грунтовых материалов осуществляется при одновременном удешевлении и ускорении их строительства за счёт повышения мощности строит, механизмов и транспортных средств. Повышение экономичности бетонных П. достигается уменьшением их объёма, заменой гравитационных П. контрфорсными и более широким применением арочных П. Этой тенденции сопутствуют улучшение и специализация свойств цемента и бетона. Весьма эффективно совмещение в одном сооружении водосливной плотины и здания ГЭС, что обеспечивает сокращение бетонной (наиболее дорогостоящей) части напорного фронта гидроузла. Эта задача решается как путём размещения гидроагрегатов в полости высокой П., так и посредством использования подводного массива низконапорной ГЭС для устройства в нём водосбросных отверстий.

Лит.: Гришин М. М., Гидротехнические сооружения, М., 1968; Ничипорович А. А., Плотины из местных материалов, М., 1973; Моисеев С. Н., Каменно-земляные и каменно-набросные плотины, М., 1970; Гришин М. М., Розанов Н. П., Бетонные плотины, М., 1975; Производство гидротехнических работ, М.. 1970.

А. Л. Можевитинов.

ПЛОТНИКОВ Кирилл Никанорович [р.11(24).5.1907, Курск], советский экономист, чл.-корр. АН СССР (1960). Чл. КПСС с 1940. Окончил Моск. финансово-экономич. ин-т (1930). С 1931 ведёт пе-дагогич. и науч. работу. Постоянный представитель СССР в Экономич. комиссии ООН для Азии и Д. Востока (1955-1959). В 1959-65 директор Ин-та экономики АН СССР, в 1965-70 зам. академика-секретаря Отделения экономики АН СССР, зав. сектором Ин-та экономики мировой социалистической системы АН СССР. С 1970 зав. кафедрой Моск. инженерно-экономич. ин-та им. С. Орджоникидзе. Осн. труды по политич. экономии социализма и по конкретным вопросам сов. экономики: теория гос. бюджета, его связи с нац. доходом и расширенным социалистическим воспроизводством, теория денег и денежного обращения, кредита, ценообразования, хозрасчёта. Награждён 3 орденами, а также медалями.

Н. С. Плотников.

П. А. Плотников.

Соч.: Бюджет социалистического государства, М., 1948; Очерки истории бюджета советского государства, М., 1954; Финансы и кредит СССР, М., 1959; Современные проблемы теории и практики ценообразования при социализме, М., 1971 (совм. с А. С. Гусаровым).

ПЛОТНИКОВ Николай Сергеевич [р.24. 10(5.11).1897, Вязьма], русский советский актёр, нар. арт. СССР (1966). Чл. КПСС с 1954. Творческую деятельность начал в 1920 в труппе вяземского Нар. театра. В 1922-34 работал в 4-й студии МХАТ (позже Реалистический театр), одновременно в 1922-26 учился в школе МХАТ. В 1934-36 играл в Театре Революции, в 1936-38- в Центр, театре Красной Армии, с 1938 актёр Театра им. Вахтангова. Актёр широкого диапазона с успехом играет острохарактерные, комедийные роли. Создал также ряд мягких, глубоко психологических лирических образов. Исполнил роль В. И. Ленина ("Человек с ружьём" Погодина). Среди театральных ролей: Шмага ("Без вины виноватые" Островского), Труффальдино ("Слуга двух господ" Гольдони), Маякин ("Фома Гордеев" по Горькому), Сердюк ("Иркутская история" Арбузова), Крутицкий ("На всякого мудреца довольно простоты" Островского) и др. Снимается в кино - Эдгар ("Семья Оппенгейм", 1939), Кулак ("Ленин в 1918 году", 1939), Синцов ("Девять дней одного года", 1962); за роль Ниточкина ("Твой современник", 1968) получил пр. на Меж-дунар. кинофестивале в Карлови-Вари (1968). В 1972 создан телевизионный фильм "Николай Сергеевич Плотников". Преподавал в 1935-37 в актёрской школе Мосфильма, в 1937-39 - во ВГИКе, в 1932-51 - в ГИТИСе (с 1946 доцент). Гос. пр. СССР (1947), Гос. пр. РСФСР им. К. С. Станиславского (1970). Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, а также медалями. Е. А. Ходунова.

ПЛОТНИКОВ Павел Артемьевич (р. 4.3. 1920, с. Гоньба, ныне Барнаульского горсовета Алтайского края), дважды Герой Сов. Союза (19. 8. 1944 и 27.6. 1945), генерал-майор авиации (1966), заслуженный военный лётчик СССР (1966). Чл. КПСС с 1944. Окончил 3-ю Новосибирскую воен. авиац. школу (1940), Высшую офицерскую лётно-тактич. школу (1945), Военно-возд., ныне им. Ю. А. Гагарина, академию (1951) и Воен. академию Генштаба (1960). В Великую Отечеств, войну 1941-45 - на Юго-Зап., Южном, Закавказском, Воронежском, Степном, 2-м и 1-м Укр. фронтах.

Был пилотом, командиром звена, зам. командира эскадрильи 82-го гвард. бомбардировочного авиаполка, командиром эскадрильи 81-го гвард. бомбардировочного авиаполка. Совершил 343 боевых вылета. Сбил 3 самолёта противника. После войны на ответств. должностях в ВВС. Награждён орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечеств, войны 1-й степени, Красной Звезды, а также медалями. Бюст П. установлен в г. Барнауле.

ПЛОТНИЧНЫЕ РАБОТЫ, строит, работы по изготовлению и установке деревянных конструкций и деталей, характеризующиеся менее тщательной (в отличие от столярных работ) обработкой древесины. К П. р. относятся работы по устройству деревянных фундаментов (свай), стен, перегородок, полов, элементов каркасов и перекрытий зданий (балок, стоек, настилов, накатов), крыш (стропильных ферм, обрешётки), а также работы по изготовлению деревянных конструкций инж. сооружений (мостов, плотин, эстакад, шахтной крепи, опор линий электропередачи и др.), вспомогат. устройств (строит, лесов, подмостей, опалубки и т. п.), по сборке стандартных щитовых домов и др.

В совр. строительстве обработка древесины и заготовка осн. конструкций и изделий для крупных строек осуществляются механич. способом на деревообрабатывающих з-дах, оборудованных высокопроизводит. установками для распиловки, сушки, острожки, сверления, долбления и др. операций. Обработка древесины при малых объёмах работ производится электрифицированным инструментом, а также вручную - при помощи пил, топоров, рубанков, долот и т. п. Соединение плотничных изделий выполняют в основном тремя способами: на врубках, на нагелях и на водостойких клеях - с их помощью осуществляют сращивание, наращивание, сплачивание, соединение элементов под различными углами и др. виды сопряжений (см. Соединения в строительных конструкциях).

Материалом для плотничных изделий служит древесина (преим. хвойных пород) в виде брёвен, брусьев, досок, пластин, фанеры, древесноволокнистых и древесностружечных плит и т. п. Плотничные изделия во избежание деформации и гниения должны изготовляться из древесины с ограниченными размерами пороков (сучков, косослоя и др.) и влажностью (не более 15%).
2004.htm
ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ, ручные машины с встроенными пневматич. двигателями. П. и. предназначен для механизации ручного труда в стр-ве, машиностроении, металлообработке, горной пром-сти и на транспорте. Наибольшее распространение получили: молотки, перфораторы, бетоноломы, гайковёрты, пилы, ножницы, шлифовальные и сверлильные машины. Масса П. и. обычно 2-10 кг. Осн. типы двигателей, применяемых в П. и.,- поршневые и ротационные мощностью от 0,15 до 1,75 квт (0,2-2,5 л. с.); давление сжатого воздуха, применяемого для питания П. и.,-0,6-1 Мн/м2(6-10 кгс/см2). Несмотря на сравнительно низкий кпд (10-15%),

П. и. получил распространение благодаря таким преимуществам: безопасность, надёжность и безотказность действия, нечувствительность к перегрузкам, продолжительное безостановочное действие, работа в условиях повышенной сырости, запылённости и взрывоопасности.

ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ КАНАЛ, пневмоканал, изолированный переход между устройствами пневмоавтоматики, к-рый имеет один вход и один выход и обеспечивает передачу пневмосигналов на расстояние. В качестве П. к. чаще всего применяют резиновые, пластмассовые или металлич. трубопроводы (рис.), соединяющие между собой пневматич. приборы и устройства. При построении устройств из отд. пневмоэлементов П. к. выполняют также в пластинах (печатных платах), на к-рых крепятся пневмоэлемен-ты. Такой монтаж придаёт устройствам компактность, уменьшает протяжённость каналов и повышает их надёжность. Сечение и длина П. к. оказывают существ, влияние на характеристики устройств пневмоавтоматики (чрезмерно большие сечения и длина приводят к увеличению паразитных пневмоёмкостей, а следовательно, и расхода рабочего воздуха, к снижению быстродействия систем и их удорожанию; заниженные сечения создают дополнит. сопротивление). Предельная длина П. к. ограничивается допустимой величиной затухания сигнала и обычно составляет ~300 м при стандартном сечении 4-8 мм2. П. к., длина к-рого существенно сказывается на характеристиках устройств пневмоавтоматики, наз. пневматич. длинной линией и при расчётах рассматривается как система с распределёнными параметрами.

Пневматиче-ское управляющее устройство на элементах универсальной системы элементов промышленной пневмоавтоматики: 1 - трубопровод; 2- канал в печатной плате.

Лит.: 3 а л м а н з о н Л. А., Проточные элементы пневматических приборов контроля и управления, М., 1961; Берендс Т. К., Ефремова Т. К. .ТагаевскаяА. А., Элементы и схемы пневмоавтоматики, М., 1968. Т. К. Берендс.

ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ МОЛОТ, молот, в к-ром функцию рабочего тела выполняет сжатый воздух, упруго связывающий компрессорный и рабочий поршни. Воздух из компрессора поступает в рабочий цилиндр и через поршень и кривошипный механизм передаёт возвратно-поступат. движение падающим частям (пустотелая баба, к-рая одновременно служит поршнем и штоком рабочего цилиндра). П. м. имеет индивидуальный электрич. привод. В П. м. простого действия подъём бабы осуществляется благодаря разрежению, к-рое образуется в рабочем цилиндре, когда поршень компрессорного цилиндра идёт вниз. В П. м. двойного действия верх, и ниж. полости компрессорного цилиндра соединены соответственно с верх, и ниж. полостями рабочего цилиндра. Опускание бабы происходит при движении компрессорного поршня вверх, подъём - при его движении вниз. Независимо от высоты обрабатываемой поковки число ударов, наносимых бабой, равно числу оборотов кривошипного вала. П. м. используются гл. обр. для выполнения свободной ковки на плоских или вырезных бойках. Пром-сть СССР выпускает П. м. с массой падающих частей 30-1000 кг', скорость движения падающих частей в момент удара для малых молотов - 5 м/сек (до 200 ударов в 1 мин), для крупных - 7,5 м/сек (до 95 ударов в 1 мин).

ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ, устройство пневмоавтоматики, предназначенное для изменения амплитуды, частоты или формы пневмосигналов либо для преобразования давления воздуха (газа) в др. физич. величину. Иногда П. п. называют также пневматич. усилителями. Конструкция П. п. определяется его функциональным назначением; так, напр., пневмоэлектрич. и электропневматич. преобразователи имеют завершённую конструкцию и относятся к элементам универсальной системы элементов промышленной пневмоавтоматики (УСЭППА), а аналого-цифровые или цифро-аналоговые и, тем более, функциональные П. п. имеют более сложную, многоэлементную структуру.

ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ РЕГУЛЯТОР, регулятор, в к-ром взаимодействие между отд. элементами и воздействие на регулирующий орган вызываются изменением давления сжатого воздуха. Принцип действия П. р. заключается в компенсации перемещений или усилий, развиваемых чувствит. элементами при изменении давления подводимого к ним сжатого воздуха, за счёт изменения давления на выходе регулятора. В качестве чувствит. элементов в П. р. используются мембраны (преим. эластичные) или сильфоны. Питание П. р. осуществляется сжатым воздухом; входными и выходными сигналами служат изменения давления сжатого воздуха в стандартном диапазоне значений. Наибольшее распространение в СССР имеют П. р. систем пневмоавтоматики АУС (агрегатная унифицированная система) и "Старт", реализующие след, функции: стабилизации параметра на заданном значении, изменения параметра по программе, поддержания постоянного соотношения двух параметров или коррекции соотношения двух параметров по третьему, поддержания оптимального значения параметра.

П. р. применяются в системах автома-тич. регулирования расхода, давления, темп-ры, уровня и др. параметров техно-логич. процессов.

Лит.: Березовец Г. Т., Малый А. Л., Наджафов Э. М., Приборы пневматической агрегатной унифицированной системы и их использование для автоматизации производственных процессов, 3 изд., М., 1965: Системы и устройства пневмоавтоматики. [Сб. ст.], М., 1969. Г. Т. Березовец.

ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ТРАНСПОРТ, совокупность установок и систем, служащих для перемещения сыпучих и штучных грузов с помощью воздуха или газа; один из видов промышленного транспорта. Установки П. т. в зависимости от способа создания воздушного потока и условий движения его в трубопроводе вместе с материалом или создания перепада давления в трубе могут быть всасывающие, нагнетательные и комбинированные. По сравнению с др. видами транспорта П. т. имеет следующие преимущества: герметичность трансп. систем, возможность приспосабливать их к различным производств, условиям и автоматизировать работу пневмоустановок; использование пневмоустановок для сушки, нагрева или охлаждения материала при его транспортировании; монтаж трубопроводов произвольной конфигурации. Недостатки, общие для всех типов П. т.: сравнительно высокий расход энергии и большая металлоёмкость. В установках П. т., работа к-рых осн. на принципе переноса грузов в смеси с воздухом, отмечается повышенный износ оборудования при транспортировке материалов, обладающих высокой абразивностью, затруднено перемещение влажных материалов.

Установки П. т. применяются для загрузки бункеров и регулируемого выпуска материалов из них, перемещения материалов со складов в производств, цехи и между цехами, разгрузки и загрузки вагонов, судов и автомобилей, закладки выработанных пространств шахт породой, удаления отходов производства (золы, металлич. и древесной стружки и т. п.), отсасывания пыли и т. д. Производительность пневмотранспортных установок -от неск. кг до сотен т в 1 ч, дальность транспортирования достигает нескольких км. В системах П. т. применяют трубы диаметром 70-1200 мм. Давление воздуха или газа в установках П. т. высокого давления до 0,8 Мн/м2(8 кгс/см2), удельный расход энергии до 5 кет -ч/т.