БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201з Долгого парламента пресвитериан, осуществлённое 6 дек. 1648 полковником Т. Прайдом (Th. Pride) по приказу индепендентского командования парламентской армии. Всего было удалено из Долгого парламента 143 его члена. П. ч. была по существу политич. переворотом, к-рый покончил с преобладанием пресвитериан; власть перешла в руки индепендентов.

Лит.: Underdown D., Pride's purge, Oxf., 1971.

ПРАКРИТСКАЯ ЛИТЕРАТОРА, наименование совокупности разнотипных лит. общностей древней и ср.-век. Индии на пракритах. В П. л. включают обычно и лит. общности на более поздних языковых формах - апабхранша и авахаттха. Палийская литература представлена преим. памятниками буддийского канона, носит на себе печать проповеднич. задачи, решавшейся на основе широкого использования разнообразных фольклорных жанров. Это особенно сказалось на джатаках, являющихся сводом художест-венно-повествоват. жанров лит-ры на пали, а также на монашеской лирике антологий "Тхерагатха" и "Тхеригатха".

Разнообразнее по и дейно-художеств. содержанию и жанрам лит-pa махараштри, сохранившая богатую, тесно связанную с фольклором лирику ("Гахасаттасаи" Халы, "Вадджалагга" Джайавал-лабхи), фольклорно-повествоват. лит-ру (цикл сказаний о Муладеве), сатиру ("Дхуртакхьяна" Харибхадры), произв. больших эпич. жанров, часто связанных с проповедью джайнизма. В них нашли выражение социальные мотивы (чЯшастилака" Сомадевы) и даже опыт социальной утопии ("Махапурана" Пушпаданты). Особое развитие в лит-ре махараштри приобрели биографич. романы и агиографич. жанры, к к-рым примыкает свод ольклорно-повествоват. произв. "Васудевхинди".

Хотя свидетельства о лит-ре на других пракритах достаточно авторитетны, сохранились лишь отд. памятники. Так, ардха-магадхи представлен гл. обр. канонич. сочинениями джайнизма, на шаурасени и магадхи отсутствует светская лит-ра. Теоретики лит-ры Дандин и Руйяка и мн. авторы (напр., Бана) указывают на исключит, художеств. достоинства написанного на пайшачи эпоса "Брихаткатха" Гунадхьи. Он дошёл до нашего времени лишь в трёх переработках на санскрите, по к-рым можно судить о структуре и характерных чертах лит-ры пайшачи.

Важное место в П. л. занимают памятники на разных апабхранша, из к-рых в дальнейшем развиваются нек-рые из совр. инд. языков. За годы независимости введены в обиход и опубл. мн. памятники на пракритах, апабхранша и авахаттха, в т. ч. поэма чСандешрасак" Аддахмана Мултани (приблизительно 9-10 вв.), отличающаяся народностью, лиричностью, синтезом фольклорных и лит. традиций.

В общеинд. лит.-историч. процессе П. л. длит, время играла роль субстрата, на к-ром вырастала санскритская литература, в свою очередь оказывавшая воздействие на лит-ру на пракритах, апабхранша и авахаттха.

Лит.: Ко char Н., Apabhrams-sahitya, Delhi, 1957; Sankrtyayan R., Pali sahitya ka itihas, Lakhnau, 1963; Кatre S. M., Prakrit languages and their contribution to Indian culture, Poona, 19S4; Sastri N., Prakrt bhasa aur sahitya ka aiocnatmak itihas, Varanasi, 1968; Warder A. K., Indian Kavya literature, Delhi-Patna-Varanasi, 1972.

И. Д. Серебряков.

ПРАКРИТЫ, среднеиндийские языки и диалекты, продолжающие древнеинд. стадию развития индоевропейских диалектов и лёгшие в основу новоинд. языков [см. Индийские (индоарийские) языки]. Первая письменная фиксация П.- 3 в. до н. э., однако они были известны и раньше (пракритизмы в Ведах). Первоначально П. были разговорными диалектами [отсюда противопоставление П.-"пракрта" (prakrta) - "естественный" - санскриту -"самскрта" (samskrta)-"обработанный"], позже получившими литературную форму. В развитии средне-индийских языков различают 3 стадии: раннюю - более архаичный язык буддийского Канона - пали, стоящий изолированно; П. наскальных надписей царя Ашоки (в разных частях Индии), ранний пайшачи, отд. эпиграфич. тексты; среднюю - лит. П.- шаурасени (С.-З. Индии), магадхи (В. Индии), махараштри (Махараштра); сюда же примыкают ард-хамагадхи и джайнские варианты шаурасени и махараштри; надписи 1-4 вв., пайшачи и чулика-пайшачи; позднюю - апабхранша (с 5 в.). Изолиров. место занимает смешанный сев.-зап. П. документов на кхароштхи из Вост. Туркестана. Особое значение приобрели лит. П. В классич. пьесах Калидасы, Бхасы и др. цари и знатные господа говорят на санскрите, знатные дамы на шаурасени, "низкий люд" - на магадхи, женщины поют на махараштри.

П. отличаются и от санскрита и от пали. Фонетич. особенности: отсутствие слоговых сонантов и дифтонгов, последовательное упрощение большинства групп согласных, изменение согласных в интервокальном положении (особенно в махараштри); зависимость гласного в количеств. отношении от закона двух мор; тенденция к открытию слога (напр., слово оканчивается только на гласный). Для морфологии П. характерны утрата двойств. числа; медиального залога (в значит. степени), личных форм прошедшего времени; тенденция к унификации типов основ в имени и глаголе; совпадение ряда падежных форм, усиление влияния местоименной парадигмы на именную. В синтаксисе проявляется тенденция к аналитизму - употребление вспомогат. слов для передачи падежных значений, употребление в прошедшем времени причастий, выражающих вид и род (но не лицо); появление при переходном глаголе в прошедшем времени конструкции пассивной по форме, активной по значению (будущая эргативная конструкция).

Лит.: Вертоградова В. В., Структурная типология среднеиндийских фонологических систем, М., 1967; Jacobi Н., Ausgewahlte Erzahlungen in Maharashtrl. Zur Einfuhrung in das Studium des Prakrit, Lpz., 1886; Pisсhe1 R., Grammatik der Prakrit-Sprachen, Stras., 1900; Wоо1ner A. C., Introduction to Prakrit, 3 ed., Lahore, 1939; Кatre S., Prakrit languages and their contribution to Indian culture, Poona, 1964; M ehendale M. A., Historical grammar of inscriptional Prakrits, Poona, 1948; В1осh I., Les Inscriptions d'Asoka, P., 1950.

Т. Я. Елизаренкова.

ПРАКСИТЕЛЬ (Praxiteles) (ок. 390 до н. э., Афины,- ок. 330 до н. э.), древнегреческий скульптор, представитель поздней классики. Сын и ученик ваятеля Кефисодота. Работал преим. в Афинах. Произв. П. (исполненные гл. обр. в мраморе) известны по антич. копиям и свидетельствам древних авторов; в оригинале сохранилась лишь найденная в Олимпии группа "Гермес с младенцем Дионисом" (ок. 340 до н. э., Музей, Олимпия), однако ряд учёных и её считает более поздней копией. В ранних работах ("Сатир, наливающий вино", ок. 375 до н. э.) П. в основном следует принципам Поликлета. В созданных П. образах богов и богинь преобладает созерцат. настроение; скульптор достигает впечатления идиллически-чувственной одухотворённости с помощью тончайшей обработки мрамора, виртуозного использования светотеневых эффектов (благодаря чему отдельные поверхности плавно перетекают одна в другую, возникает эффект "влажного взгляда"). Среди известнейших произв. П.: "Аполлон Сауроктон" (т. е. "Аполлон, убивающий ящерицу"; ок. 370 до н. э.); "Афродита" для о. Кос (ок. 360-350 до н. э.), любующаяся своим отражением в зеркале; "Афродита Книдская" (ок. 350 до н. э.; илл. см. т. 7, табл. XXIX, стр. 288-289), снявшая одежды перед купанием,- наиболее прославленная в древности работа П.; "Отдыхающий сатир".

Илл. см. на вклейке, табл. XXII (стр. 512-513).

Лит.: Зeeст И. Б., Пракситель, М., 1941; Белов Г. Д., Пракситель, Л., 1973; Rizzо G. E., Prassitele, Mil.- Roma, 1932.

ПРАКТИКА (греч. praktike, от praktikos - деятельный, активный), материальная, чувственно-предметная, целе-полагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания. П. многогранна и имеет различные уровни. В широком смысле под П. подразумевают все виды чувственно-предметной деятельности человека, напр. педагогич., художеств., административную и т. д. Осн. формы практич. деятельности людей - производство материальных благ, труд, а также социально-преобразующая, революц. деятельность масс, направленная на изменение социальных отношений. Практич. деятельность людей охватывает и их участие в общественно-политич. жизни, борьбу классов, социальные революции. Чувственно-предметная науч. деятельность, связанная с использованием приборов, аппаратуры в процессе наблюдения и эксперимента,- это тоже форма П. Под П. прежде всего разумеется не только и не столько чувственно-предметная деятельность отд. человека, сколько совокупная деятельность человечества, опыт всего человечества в его историч. развитии. Как по своему содержанию, так и по способу осуществления практич. деятельность носит обществ. характер. Совр. П. есть результат всемирной истории, выражающий бесконечно многообразные взаимоотношения людей с природой и друг с другом в процессе материального и духовного производства. Будучи основным способом обществ. бытия человека, формой его самоутверждения в мире, П. выступает как целостная система действий. Структура П. включает в себя такие моменты, как потребность, цель, мотив, целесообразная деятельность в виде её отд. актов, предмет, на к-рый направлена эта деятельность, средства, с помощью к-рых достигается цель, и, наконец, результат деятельности.

Обществ. П. находится в единстве с познават. деятельностью человека, с теорией. Она является источником науч. познания, его движущей силой, даёт познанию необходимый фактич. материал, подлежащий обобщению и тео-ретич. обработке. Люди, по словам К. Маркса, никоим образом не начинают с того, что стоят в теоретич. отношении к предметам внешнего мира. Они начинают с того, что активно действуют, овладевают при помощи практич. действий предметами внешнего мира, удовлетворяя свои потребности. При этом они фиксируют значимые для них свойства предметов, их отношения и тем самым познают их (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2изд.,т. 19, с. 377). П. формирует самого субъекта познават. деятельности, детерминирует строй, содержание и направление его мышления. "...Существеннейшей и ближайшей основой человеческого мышления является как раз изменение природы человеком, а не одна природа как таковая, и разум человека развивался соответственно тому, как человек научился изменять природу" (Энгельс Ф., там же, т. 20, с. 545). Процесс познания на ранних ступенях развития человека непосредственно воспроизводил приёмы практич. действий, к-рые служили основой возникновения логич. операций. В. И. Ленин писал, что "...практика человека, миллиарды раз повторяясь, закрепляется в сознании человека фигурами логики" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 198). Познание возникло и развивается в силу того, что оно обеспечивает жизнедеятельность общества, выступает как практически значимая социальная ценность. Производств. П. людей явилась основой возникновения наук о природе. Так, практич. потребность в мореплавании породила астрономию, а геометрия возникла из нужд земледелия.

П. обосновывает объективность содержания знания, служит критерием, мерилом проверки истинности результатов познания. "Точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной точкой зрения теории познания" (там же, т. 18, с. 145). Только те результаты познания, к-рые прошли проверку практикой, могут претендовать на объективное значение. П. может быть критерием истины потому, что она как материальная деятельность людей имеет достоинство непосредств. действительности. Она соединяет и соотносит объект н действие, производимое в соответствии с мыслью о нём. Именно в таком действии и проявляется истинность мысли. Вместе с тем Ленин указывал, что, хотя успешность человеческой П. доказывает согласие наших представлений с объективной природой вещей, "...при этом не надо забывать, что критерий практики никогда не может по самой сути дела подтвердить или опровергнуть полностью какого бы то ни было человеческого представления. Этот критерий тоже настолько „неопределенен", чтобы не позволять знаниям человека превратиться в „абсолют", и в то же время настолько определенен, чтобы вести беспощадную борьбу со всеми разновидностями идеализма и агностицизма" (там же, с. 145-46).

Науч. знания имеют жизненный смысл лишь в том случае, если они воплощаются в жизнь. Конечной целью познания являются не знания сами по себе, а практич. преобразование действительности для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества и человека. Практич. воплощение идей, превращение их в предметный мир представляет собой опредмечивание (см. Опредмечивание и распредмечивание). Знания опредмечиваются не только в языковой форме, но и в творениях материальной культуры. "Процесс... познания и действия превращает абстрактные понятия в законченную объективность" (там же, т. 29, с. 177). Знания и идеи дают возможность перестраивать производство, покорять природу, развивать культуру, осуществлять социальные преобразования.

Практич. деятельность людей н её отношение к познанию так или иначе рассматривались в истории философии. В домарксистской философии, когда материализму был свойствен созерцательный подход к миру, деятельное начало в познании развивалось гл. обр. идеализмом; но последний ограничивал деятельность, творческую активность лишь сферой духа (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 1). Согласно Г. Гегелю, напр., П. суть "волевая деятельность идеи". Субъективные идеалисты понимают под П. деятельность, обусловленную лишь волей, интуицией, подсознательным началом. Так, прагматист У. Джемс (США) относил к П. "религиозный опыт", т. е. чисто духовную деятельность. Нек-рые представители ревизионизма вслед за идеалистами также сводят П. к свободной творческой самосознающей деятельности, трактуемой как единств. форма реальности.

Правые ревизионисты односторонне трактуют отношение общества и природы, видя в последней лишь воплощение нужд, стремлений и ценностей человечества, что приводит к субъективистскому пониманию П.

В действительности же хотя люди и изменяют природу, но это не означает, что она становится зависимой от духа, что бытие будто бы включает в себя момент субъективного как активного начала. Маркс подчёркивал, что независимо от уровня активности отношения людей к природе в продуктах человеческого труда "...всегда остается известный материальный субстрат, который существует от природы, без всякого содействия человека» (М арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 51). Как неочеловеченная, так и очеловеченная природа, общественное бытие развиваются по своим объективным, не зависящим от субъекта закономерностям. С др. стороны, «левые» ревизионисты, сужая сферу обществ. П., утилитарно понимают её как лишь непосредств. физич. участие индивида в производств, или политич. деятельности.

Коренной порок идеалистич. понимания П. состоит в метафизич. абсолютизации идеального, духовного момента чувственно-практич. деятельности. Великая заслуга марксизма в том, что он впервые ввёл П. в теорию познания. Поскольку практич. деятельность носит осознанный характер, то духовное начало составляет её необходимый момент. Диалектич. материализму чужда концепция, обособляющая материальную, практическую и духовную, теоретич. деятельность. Между этими видами деятельности существует нерасторжимое единство. Но это совсем не означает, что духовная деятельность есть форма П. Марксизму также чужда концепция «...мистического тождества практики и теории» (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 2, с. 211). Практич. деятельность осуществляется с помощью материальных средств и ведёт к созданию материальных продуктов, тогда как в духовной деятельности оперируют образами, понятиями и создают мысли, идеи.

Теория и П. образуют единство противоположностей, в к-ром П. принадлежит решающая роль. Диалектич. взаимосвязь марксистско-ленинской теории и П. является важнейшим принципом строительства социализма и коммунизма.

Лит.: Основы марксистско-ленинской философии, 3 изд., М., 1974; Практика и познание, М., 1973. См. также лит. при ст. Теория познания. А. Г. Спиркин.
2035.htm
ПРАНСКУС Бронюс (псевд.; 2-й псевд.-Жалёнис; настоящее имя и фам. Вацловас Анскайтис) [28.9 (11.10). 1902, дер. Юодупенай, ныне Вилкавишк-ского р-на, - 7. 5. 1964, Вильнюс], советский литературовед, засл. деят. науки Литов. ССР (1962). Чл. КПСС с 1927. При бурж. власти преследовался за революц. деятельность. В 1923 уехал в СССР. Печатался с 1917. Автор работ о развитии литов. пролет, лит-ры. Один из авторов "Истории литовской литературы" (т. 1-3, 1957-65).

Соч.: Artimieji toliai, Vilnius, 1962; Proletarine lietuviu literature, Vilnius, 1964; Laikas ir literatflra, Vilnius 1973.

Лит.: Tarybu, Lietuvos rasytojai, Vilnius, 1967.

ПРАПАПОРОТНИКИ (Primofilices), подкласс древнейших вымерших папоротников, существовавших с раннего девона до ранней перми. П.- сложная и, по-видимому, неоднородная группа, через примитивных представителей, возможно, связанная с риниофитами или псилофитами. Древнейшие П. обнаруживают близость к ранним прогимноспермам, поэтому разделение этих групп условно. Одни П. внешне напоминали обычные папоротники, так что различить их по отпечаткам невозможно. Другие П. были построены по типу сложно ветвящейся трёхмерной системы осей. Среди П. были как равноспоровые, так и разноспоровые формы. Спорангии с однослойной или многослойной стенкой, иногда со сложным кольцом. Споры с трёхлучевой щелью. Анатомич. строение осей и ли-стоподобных образований очень разнообразно. У нек-рых П. хорошо развита вторичная древесина. Стебли у одних П. имели неск. изолированных стел, у др. П.-одну. Стела в поперечном сечении была разной формы - округлой, эллиптической, крестовидной, Н-образной, звёздчатой и др. Осн. представители: С1а-doxylon, Zygopteris, Botryopteris.

С. В. Мейен.

ПРА-ПАТОМ, комплекс археол. памятников в Таиланде. Расположен на месте совр. города Наконпатом, в 48 км к 3. от Бангкока. Исследовался в 1939-40 франц. учёным П. Дюпоном. П.-П.-остатки одного из древнейших городов монов периода гос-ва Дваравати (1-е тыс. н. э.). Среди развалин храмов Ват-Пра-Меру и Ват-Пра-Патом и в др. местах обнаружены бронз. фигуры стоящего и сидящего Будды, рельефы на камне, орнаменты из штука, кам. декоративные колёса и т. д. Памятники П.-П. освещают раннюю историю Индокитая и доказывают, что там в первых веках н. э. распространился буддизм. Находки свидетельствуют также о тесных экономич. и культурных связях с Юж. Индией и о. Шри-Ланка.

Лит.: Duроnt P., L'archeologie mone de Dvaravati.v. 1-2, P., 1959.

"ПРАПОР" ("Знамя"), ежемесячный литературно-художеств. и общественно-политич. журнал, орган СП УССР. Издаётся в Харькове с 1956 (вместо альманаха "Харьков", 1952-55). Осн. разделы: проза, поэзия, публицистика, критика. В журнале публикуются произв. укр. писателей, переводы из литератур др. народов СССР и зарубежных литератур. Значит. место в "П." уделяется теме рабочего класса, науке, культуре. Тираж (1975) 14 тыс. экз.

ПРАПОРЩИК (от старослав. прапор -знамя), воинское звание в Сов. Вооруж. Силах, введённое с 1 янв. 1972. Имеется также в Чехосл. нар. армии (см. Звания воинские). В дореволюц. рус. армии П.-младший офицерский чин. Первоначально П. были знаменосцами. В России чин П. введён в нач. 18 в., в 1884 упразднён в армии мирного времени и оставлен лишь для воен. времени. В 1886 установлен чин П. запаса.

ПРАСАД Джайшанкар (10.1.1889, Бенарес,- 15.11.1937, там же), индийский писатель. Писал на хинди. П. принадлежит значит. роль в развитии инд. поэзии и драматургии. П.- один из идеологов романтико-символич. направления чхая-вад в поэзии Индии 20-30-х гг. В центре художеств. интересов П.- проблемы добра и зла, человека и природы, разума и страсти, к-рые он рассматривал в ре-лиг.-этич. и филос. плане. Полемизируя с буддизмом, индуизмом и христианством, П. прославлял любовь, к-рую считал единств. религией. Социальное зло казалось П. извечным, отсюда ощущение трагичности бытия, пронизывающее его творчество. В пьесах П. изображена гл. обр. реальная жизнь; он создал психологич. драму, используя в основном тра-диц. инд. историч. сюжеты: "Аджаташатру" (1922), "Скандагупта" (1928), "Чанд-рагупта" (1931) и др.

Соч. в рус. пер.: Жалоба камня, в кн.: Рассказы писателей Востока, Л., 1958; [Рассказы], в кн.: Дети Индии, М., 1959; [Рассказы], в кн.: Рассказы индийских писателей, т. 1, М., 1959; Один глоток, в кн.: Вишневская Н. А., Индийская одноактная драма, М., 1964.

Лит.: Потабенко С., Джайшанкар Прасад, в кн.: Литературы Индии, М., 1958; Вишневская Н. А., Новое поэтическое направление в литературе хинди -чхаявад, в кн.: Проблемы теории литературы и эстетики в странах Востока, М., 1964; Адхикари Махав и р, Прасад ка дживан-даршан аур крититва, Дели, 1955; Гулабрай, Прасад джи ки кала, Агра, 1956. Н. А. Вишневская.

ПРАСАД Раджендра (3.12.1884, Зерадеи, Бихар,-28.2.1963, Патна), политич. и гос. деятель Индии. Род. в семье помещика. Образование получил в Калькуттском ун-те. В 1911 -16 адвокат в Верх. суде Калькутты, а в 1916-20 - Патны. В 1911 вступил в Индийский нац. конгресс (ИНК). Впервые выступил как последователь М. К. Ганди в 1917 во время сатьяграхи в округе Чампаран (Бихар). С этого времени принимал активное участие в нац.-освободит. движении Индии. В 1934, 1939 и 1947-48 пред. ИНК. Неоднократно подвергался тюремному заключению (последний раз в 1942-1945). В 1946 - янв. 1948 находился в составе врем. пр-ва Индии в качестве мин. продовольствия и с. х-ва. В 1946-1950 пред. Учредит. собрания Индии. В 1950 после провозглашения Индии республикой избран её врем, президентом. В 1952-62 президент Индии. В 1960 посетил с официальным визитом СССР. Почётный доктор историч. наук Моск. гос. ун-та.

Соч. в рус. пер.: Автобиография, М., 1961.

ПРАСИНЫ, политич. партия в Византии. См. в ст. Венеты и прасины.

ПРАСНЫШСКИЕ ОПЕРАЦИИ 1915, 1) наступательная операция войск рус. Сев.-Зап. фронта против группировки герм. войск 7(20) февр.- 17(30) марта в р-нег. Прасныш (ныне Пшасныш, Польша) во время 1-й мировой войны 1914-18. Планируя окружение рус. армий в Польше и Галиции, герм. командование поставило перед армейской группой ген. М. Гальвица (8-я и 10-я армии) задачу -ударом на Прасныш нанести поражение 1-й рус. армии, не допустить сосредоточения 12-й рус. армии сев.-восточнее Варшавы и занять выгодное положение для последующего удара с целью окружения рус. войск в Польше. Рус. командование готовило вторжение в Вост. Пруссию из р-на Варшавы и поставило перед 1-й армией задачу, не дожидаясь сосредоточения 12-й армии, начать активные действия на варшавском направлении. 7(20) февр. противник перешёл в наступление и 11(24) февр. после ожесточённых боёв занял Прасныш. 12(25) февраля 1-й и 2-й Сибирские корпуса нанесли сильные контрудары во фланг герм. войскам и 14(27) февр. выбили противника из Прасныша. 17 февр. (2 марта) 1-я, 12-я и 10-я рус. армии перешли в общее наступление и отбросили противника на терр. Вост. Пруссии. В итоге П. о. германский план разгрома русских армий в Польше был сорван, но не состоялось и запланированное вторжение русских армий в Вост. Пруссию. 2) Оборонительная операция войск рус. Сев.-Зап. фронта (1-я и 12-я армии, всего ок. 141 тыс. чел., 377 орудий) против 12-й герм. армии (177 тыс. чел., 1256 орудий) 30 июня (13 июля) - 4(17) июля в р-не г. Прасныш. Герм. командование планировало ударом 12-й армии прорвать фронт 1-й рус. армии в р