БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201 социализма. После падения самодержавия русская П. ц. стала союзником бурж. Врем, пр-ва. Врем, пр-во санкционировало созыв в авг. 1917 поместного собора русской П. ц.- первого после замены патриаршей формы церковного управления синодальной. В нояб. 1917 собор восстановил патриаршество, избрав главой русской П. ц. реакционера Тихона (Белавина).

Великую Окт. социалистич. революцию большинство священников встретило с неприкрытой враждебностью. Патриарх Тихон, поддержанный поместным собором, предал Сов. власть церковному проклятию - анафеме. В годы Гражд. войны 1918-20 многие представители рус. православного духовенства активно сотрудничали с белогвардейцами и интервентами, надеясь на восстановление дореволюц. порядков. В 1922 П. ц. попыталась сорвать изъятие части церковных ценностей, предназначавшихся для закупки за границей хлеба голодающему населению Поволжья и др. р-нов страны. Контрреволюц. деятельность церковников вела к изоляции их от осн. массы верующих. Чтобы сохранить влияние русской П. ц., наиболее дальновидная часть духовенства выступила с идеей "обновления" православия - признания социалистич. гос-ва, модернизации со-циально-этич. доктрины, изменения в духе времени православного вероучения и уклада церковной жизни. Возникли реформаторские группы "Живая церковь", "Союз общин древле-апостольской церкви", "Союз церковного возрождения" и др., объединившиеся в т. н. обновленческую церковь. Успехи социалистич. строительства заставили Тихона и его сторонников отказаться от борьбы с Сов. властью и постепенно перейти на позиции лояльного к ней отношения. Преемник Тихона митрополит Сергий (Страгородский) (патриарх с 1943) декларацией от 29 июля 1927 закрепил новую политич. ориентацию русской П. ц., осудив церковную контрреволюцию и призвав духовенство и верующих оказать активную поддержку внутр. и внеш. политике Сов. гос-ва. В 1945 состоялся поместный собор русской П. ц. Он завершил процесс реорганизации Московского патриархата в послеоктябрьский период и ориентировал церковь на поиски путей приспособления к существованию в условиях социализма. Собор принял "Положение об управлении рус. православной церковью", действующее и ныне (с поправками архиерейского собора 1961, одобренными поместным собором 1971), а также избрал патриархом Алексия (Симанского).

С переменой политич. ориентации русская П. ц. начала пересмотр традиционных социально-нравств. воззрений. Она положительно оценила (с позиций религ. восприятия) успехи социалистич. и ком-мунистич. строительства, призвала верующих к активному участию в общенар. движении сторонников мира и т. п. Стали усиливаться модернистские тенденции и в чисто религ. аспектах идеологии и практики русской П. ц. Признано возможным по-новому формулировать как сами христианские догмы, ранее считавшиеся неприкосновенными, так и выводы из них. В частности, больше не воспеваются бессмысленные страдания, к-рые раньше считались прямым путём к -"личному спасению", не пропагандируется в прежней форме идея -"ухода от мира", труд объявлен не "наказанием господним", а "богоугодным делом", пересматривается традиционное толкование многих положений Библии - буквальное понимание библейских текстов в ряде случаев заменяется аллегорическим. Исподволь модернизируются культ и уклад церковной жизни. Фактически изъяты из обращения из-за их неприменимости обряды освящения новопостроенных сооружений, колодцев, скота перед первым выгоном в поле, не проводятся крестные ходы к "святым местам", не совершаются молебны в поле и т. п. Введены такие богослужебные новшества, как заочное отпевание умерших, общая исповедь. Верующим прощают несоблюдение постов, нерегулярное посещение храма, систематические опоздания к началу богослужения и уход до его окончания. В церковное обращение вводятся новые молитвы и службы, напр. "неделя молитв о христианском единстве". Некоторые итоги деятельности русской П. ц. по приспособлению к новым условиям подвёл поместный собор, проходивший в 1971 и ориентировавший Моск. патриархию на дальнейшее обновление рус. православия, на активизацию её деятельности по укреплению своих позиций в секуляризованном обществе и расширению контактов с др. христ. церквами и объединениями. Собор особым решением снял церковное проклятие со старообрядцев. Патриархом был избран Пимен (Извеков).

Эволюция рус. православия не могла сделать и не сделала его мировоззренчески приемлемым для строителей коммунизма. И модернизированное, оно остаётся пропагандистом антинаучной религ. идеологии, поборником христ. нравств. идеалов, противоречащих нормам коммуни-стич. морали. Коренная противоположность науки и религии неустранима при всех самых радикальных модификациях религ. веры.

Первичное звено рус. П. ц. составляет религиозное общество - церковный приход, к-рый возглавляется исполнит. органом, состоящим из мирян. Духовенство не вмешивается в адм.-хоз. деятельность прихода, его функции ограничиваются совершением богослужения, удовлетворением религ. потребностей верующих. Храмы и обслуживающий персонал содержатся за счёт добровольных пожертвований верующих, доходов от треб (крещений, отпеваний, венчаний), а также средств, полученных от продажи свечей и др. предметов культа. На часть этих же средств, отчисляемых приходами в общецерковный фонд, содержится и весь аппарат русской П. ц. Церковные приходы объединены в округа (благочиния), а последние, в свою очередь, в епархии (76) и экзархаты (4). Возглавляют епархии архиереи (епископы, архиепископы и митрополиты), подчинённые патриарху. Всего в епископате русской П. ц. более 70 архиереев. Русская П. ц. возглавляется патриархом и управляется им совместно с Синодом. Синод включает патриарха (председатель) и 8 епархиальных архиереев. 5 членов Синода являются постоянными и 3 -временными, вызываемыми поочерёдно для участия в полугодичных сессиях Синода. Различными сторонами церк. деятельности руководят синодальные учреждения: отделы (внешних церк. сношений и издательский), комитеты (учебный и пенсионный) и хоз. управление. Важная роль отводится комиссии Синода по вопросам христ. единства и межцерковных сношений. В 1974 действовало ок. 7,5 тыс. православных церквей и молитвенных домов.

Православно-церковные кадры готовят 3 духовные семинарии (Московская, Ленинградская и Одесская) и 2 духовные академии (Московская и Ленинградская). За 1945-73 в духовных школах русской П. ц. подготовлено ок. 1 тыс. докторов, магистров и кандидатов богословия. Функционирует 16 монастырей, кроме того, 2 монастыря находятся за пределами СССР: мужской Пантелеймоновский на Афоне (Греция) и женский Гор-ненский близ Иерусалима. Имеются за рубежом и приходы русской П. ц., объединённые в 2 благочиния (венгерское и финляндское) и 3 экзархата (западноевропейский, среднеевропейский и латиноамериканский). В отд. округ входят приходы русской П. ц. в США и Канаде. В Иерусалиме находится рус. духовная миссия, основанная ещё в дореволюц. время; в Дамаске, Женеве и Праге -представительства, в Бейруте, Белграде и Софии - подворья.

Рус. П. ц. издаёт литературу религ.-богослужебного назначения. С сент. 1943 ежемесячно выходит "Журнал Московской патриархии" (часть тиража с 1971 на англ. яз.), с 1946-"Православний вюник" (Львов), с 1960 - ежегодник "Богословские труды", а также зарубежные периодич. издания. Регулярно издаются настенные и настольные календари. Изданы Библия (1956 и 1968), четырёхтомник проповедей, речей и посланий патриарха Алексия и четырёхтомник произведений митрополита Николая (Ярушевича), сборники "Правда о религии в России", "Патриарх Сергий и его духовное наследство", "Поместный собор русской православной церкви" и т. д. Ряд периодических изданий выходит за рубежном: "Единая церковь" (на англ. яз., Нью-Йорк), "Вестник Русского западноевропейского патриаршего экзархата" (на франц. и рус. яз., Париж), "Голос православия" (на нем. яз., Берлин), "Церковная хроника" (на венг. яз., Будапешт), "Православний вюник" (на укр. яз., Канада), "Единая церковь" (на англ. яз., Лондон).

Нормальное функционирование русской П. ц., протекающее в рамках сов. законодательства о религ. культах, наглядно и убедительно опровергает враждебные измышления о том, будто верующие граждане Сов. Союза не имеют возможности удовлетворять свои религ. потребности.

Грузинская православная церковь имеет собств. организацию и структуру. Её возглавляет католикос: патриарх Давид V (Девдариани). В её составе 4 епархии. Священнослужителей готовят в семинарии (Мцхета). См. также ст.: Ереси в России, Иосифляне, Нестяжатели, Брестская уния 1596, Христианство, Православие.

Лит.: Гордиенко Н. С., Современ-ное православие, М., 1968; Курочкин П. К. Православие и гуманизм, М., 1962; его же, Эволюция современного русского православия, М., 1971; Новиков М. П., Православие и современность, М., 1965; Дулуман Е. К., Лобов и к Б. А., Танчер В. К., Современный верующий, М., 1970; К обществу, свободному от религии, М., 1970; Куроедов В. А., Религия и закон, М., 1970; его же, Из истории взаимоотношений Советского государства и церкви, "Вопросы истории", 1973, № 9, с. 15 -31г Лисавцев Э. И., Критика буржуазной фальсификации положения религии в СССР, М., 1971; Никольский Н. М., История русской церкви, 2 изд., М.- Л., 1931; Церковь в истории России (IX в.- 1917), М., 1967; Шахнович М. И., Ленин и проблемы атеизма, М. - Л., 1961; Патриарх Сергий и его духовное наследство, [М.], 1947; Поместный собор русской православной церкви. 30 мая - 2 июня 1971 г. Документы. Материалы. Хроника, М., 1972; Русская православная церковь и Великая Отечественная война. Сб. церковных документов, [М., 1943]. Н. С. Гордиенко, П. К. Курочкин.

ПРАВОСОЗНАНИЕ, совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей к праву, законности, правосудию, их представление о том, что является правомерным или неправомерным; одна из форм обществ. сознания. Концентрированным выражением П. является правовая идеология, система правовых взглядов, основывающаяся на определённых социальных и науч. позициях. Психологич. сторону П. составляют привычки и чувства людей в отношении правовых явлений (напр., чувство справедливости, отвращение к беззакониям, преступлениям и т. д.).

П. тесно связано с др. формами обществ. сознания, и прежде всего с политич. сознанием. Правовые взгляды класса выражают и конкретизируют те его политич. установки и требования, к-рым он стремится придать "...всеобщую силу в форме законов" (Энгельс Ф., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 515). Равным образом и характер П. конкретных лиц определяется прежде всего их социальным положением и политич. ориентацией. П. также тесно связано и с моралью. Вместе с тем мораль и П. имеют и ряд различий, как по кругу
оцениваемых ими отношений, так и по характеру оценочных категорий.

С победой пролетарской революции социалистич. П. приобретает важную роль в становлении социалистич. государственности. Построение социализма и ликвидация эксплуататорских классов создают все условия для упрочения единого социалистич. П., в к-ром выражается социально-политич. и идейное единство рабочего класса, колхозного крестьянства, интеллигенции. Основополагающие идеи социалистич. П.- законность и справедливость, уважение к обществ. собственности и труду, народовластие и последоват. демократизм, интернационализм, подлинное равноправие, развитие прав и свобод в их неразрывной связи с обязанностями перед обществом. КПСС постоянно добивается утверждения социалистич. П. в сознании всех сов. граждан.

ПРАВОСПОСОБНОСТЬ, признанная гос-вом способность физич. лиц (граждан) и юрид. лиц иметь права и нести обязанности, предусмотренные и допускаемые законом. В СССР П. обладают граждане, гос. орг-ции, предприятия, учреждения, колхозы и иные кооп. орг-ции, обществ. орг-ции. Все граждане пользуются равной П. независимо от пола, расы, национальности, происхождения, рода занятий, социального положения и т. д. П. юрид. лиц определяется их уставами в соответствии с целями их деятельности (см. также Лицо юридическое). Наравне с сов. гражданами П. (за отд. изъятиями, установленными законом) обладают иностр. граждане и проживающие в СССР лица без гражданства (см. Иностранцы).

П.- необходимая предпосылка возникновения (при наступлении установленных законом оснований - юрид. фактов) многих конкретных субъективных прав и обязанностей у граждан и орг-ции - участников соответствующих (гражд., трудовых, колхозных, семейных, нек-рых адм., процессуальных и др.) правоотношений. Сама П. также является субъективным правом, она охраняется гос-вом: так, никто не может быть ограничен в П. иначе, как в случаях и в порядке, предусмотренном законом. Сделки, направленные на ограничение П., недействительны.

П. граждан возникает с момента рождения, однако полностью она может быть реализована лишь по достижении возраста, установленного законом (см. также Дееспособность). До достижения этого возраста права гражданина осуществляют его родители и другие законные представители. В отношении юрид. лиц П. и дееспособность не разделяются: П. (юрид. лиц) возникает с момента их образования и прекращается в связи с их ликвидацией или реорганизацией.

ПРАВОСУДИЕ, форма гос. деятельности, к-рая заключается в рассмотрении и разрешении судом отнесённых к его компетенции дел - об уголовных преступлениях, о гражд. спорах и др. Осн. элементами осуществления П. являются: установление факта, события, по поводу к-рого ведётся судопроизводство (преступление, имуществ. отношения и др.), применение к этому факту соответств. правовой нормы, вывод суда на основе данной правовой нормы по рассматриваемому случаю (признание подсудимого виновным и применение к нему меры уголовного наказания или оправдание его, удовлетворение иска или отказ в нём). Осуществление П. судом производится в установленном законом процессуальном порядке (см. Уголовный процесс, Гражданский процесс).

П. всегда имеет классовый, политич. характер, оно направлено на Сохранение и укрепление существующих социальных порядков, на защиту интересов господств. классов. В. И. Ленин, характеризуя бурж. суд, писал, что этот суд "...изображал собою защиту порядка, а на самом деле был слепым, тонким орудием беспощадного подавления эксплуатируемых, отстаивающим интересы денежного мешка" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 35, с. 270).

Деятельность бурж. суда, защищающего интересы эксплуататорских классов, противоречит нар. представлению о П. как о выражении справедливости, а его практика убеждает трудящихся в классовой пристрастности этого суда.

Социалистич. П. основано на принципах социалистич. демократизма и социалистич. законности. Сов. социалистич. П. призвано охранять от всяких посягательств гос. и обществ. строй СССР, права и законные интересы сов. граждан, права и охраняемые законом интересы гос. учреждений и обществ. орг-ции. Задача П.- обеспечение точного и неуклонного исполнения законов всеми учреждениями, орг-циями, должностными лицами и гражданами СССР (см. также Законность). П. в СССР осуществляется только судом, т. е. никакому другому гос. органу или общественной организации право осуществления П. не принадлежит. Соответственно никто не может быть признан виновным в совершении преступления иначе как по приговору суда, только приговором суда осуждённый может быть подвергнут уголовному наказанию. Осн. принципы сов. П.: выборность и отчётность судей и нар. заседателей, право их досрочного отзыва, гласность рассмотрения суд. дел, участие в судах обществ. обвинителей и защитников и др. Важнейшим принципом социалистич. П. является независимость судей и их подчинение только закону. П. осуществляется на началах равенства граждан перед законом и судом, независимо от их социального, имуществ. и служебного положения, нац. и расовой принадлежности и вероисповедания. См. также Выборность судей, Гласность судопроизводства, Непосредственность, непрерывность и устность судебного разбирательства, Суд.

Лит.: Демократические основы советского социалистического правосудия, М., 1965.

М. С. Строгович.

ПРАВОСУДИЕ МИТРОПОЛИЧЬЕ, памятник др.-рус. права; см. Митрополичье правосудие.

ПРАВОТВОРЧЕСТВО, деятельность roc-ва по руководству обществом, осуществляемая в форме издания нормативных актов, выражающих гос. волю правящего класса в виде общеобязат. правил -правовых норм. П. охватывает установление новых, а также изменение и отмену действующих правовых норм. Предварит. стадии П.- выявление потребностей в правовом регулировании, анализ эконо-мич., социологич. и иных данных, обобщение практики применения действующего законодательства, определение целей и выбор метода правового регулирования, выработка проекта нормативного акта, его согласование с заинтересованными органами. Гл. стадии П.- прохождение проекта нормативного акта в пра-вотворческом органе и придание ему юрид. силы действующего права.

В СССР П.- исключительная прерогатива государства. Круг правотворче-ских органов, их компетенция, виды актов, издаваемых ими (законы, указы, постановления и т. д.), предусмотрены Конституцией СССР. О порядке принятия подготовленного проекта нормативного акта см. в ст. Законодательный процесс.

ПРАВЫЕ СОЦИАЛИСТЫ, реформистские деятели социал-демократич. партий, отрицающие революц. принципы марксизма, проводящие политику классового сотрудничества пролетариата и буржуазии. См. в статьях Оппортунизм, Ревизионизм, Реформизм.

ПРАВЫЙ УКЛОН В ВКП(б), оппортунистическое течение в 1928-30, возглавлявшееся группой Н. И. Бухарина, А. И. Рыкова, М. П. Томского. Социалистич. строительство в СССР проходило в сложной междунар. и внутр. обстановке. Империалисты пытались сорвать продвижение СССР к социализму. Внутри страны капиталистич. элементы - нэпманы и кулачество - ожесточённо сопротивлялись мероприятиям Сов. власти. Проведение индустриализации и коллективизации сельского хозяйства было связано с преодолением больших трудностей. Создание социалистич. форм х-ва в этих условиях и обострение классовой борьбы вызвали усиление колебаний в мелкобурж. слоях населения, настроения к-рых проникали в среду рабочего класса, а через него и в партию. В результате в её рядах образовался П. у., к-рый выразился "...в стремлении снизить темп и задержать дальнейшее строительство крупной индустрии, в пренебрежительном или отрицательном отношении к колхозам и совхозам, в недооценке и затушевывании классовой борьбы, в частности борьбы с кулаком..." (см. "КПСС в резолюциях...", 8 изд., т. 4, 1970, с. 136). Оппортунистич. позиция лидеров П. у. была не случайной: политич. и теоретич. колебания были у них и ранее - в дооктябрьский период и после Окт. революции 1917, они неоднократно выступали против осн. положений В. И. Ленина по вопросам революции и строительства социализма в СССР. Правые считали, что социалистич. строительство станет успешным лишь при условии союза рабочего класса со всем крестьянством, в т. ч. и с кулаком; что в СССР может быть создан только отсталый тип социализма, причём период его построения будет длительным, а темпы чрезвычайно медленными. Извращая кооперативный план В. И. Ленина, правые утверждали, что столбовая дорога крестьян к социализму - не колхозы, а снабженческо-сбытовая кооперация. Гл. задачу диктатуры пролетариата они сводили к регулированию взаимоотношений якобы мирно сосуществующих различных классов и социальных групп, в т. ч. и враждебных социализму, выдвигали концепцию затухания классовой борьбы и врастания капиталистич. элементов в социализм. Эти теоретич. взгляды правых явились основой их политич. позиции. Они считали гл. задачей партии развитие с. х-ва, требовали для этого снижения темпов индустриализации и сокращения ассигнований на капитальное стр-во. Возможность ликвидации отставания с. х-ва видели не в технич. реконструкции и не в социалистич. преобразовании его, а во всемерном развитии и укреплении индивидуальных крестьянских, прежде всего кулацких, х-в; недооценивали и прямо игнорировали задачу строительства колхозов и совхозов, сопротивлялись её практич. решению; выступали за прекращение нажима на кулаков в хлебозаготовках, отмену их индивидуального обложения, за максимальное повышение хлебных цен и свободу рыночных отношений. Политич. платформа П. у. объективно означала сдачу социалистич. позиций под напором мелкобурж. стихии, вела к срыву индустриализации и коллективизации с. х-ва. Открытую борьбу против линии партии, выработанной 15-м съездом ВКП(б) (дек. 1927), правые развернули в нач. 1928. Их политич. взгляды были сформулированы в письме зам. наркома финансов СССР М. И. Фрум-кина в ЦК ВКП(б) (июнь 1928). Июльский (1928) пленум ЦК ВКП(б) поставил задачу усиления борьбы с нарастающей правооппортунистич. опасностью. Игнорируя решения пленума ЦК, правые перешли к фракц. методам борьбы. В июле 1928 Бухарин вёл переговоры с одним из лидеров разгромленной ранее "новой оппозиции" Л. Б. Каменевым об объединении усилий в борьбе против ЦК и политики партии. В сент. 1928 Бухарин опубликовал в "Правде" статью "Заметки экономиста", в к-рой попытался дискредитировать политич. линию партии. Лидеры П. у. попытались противопоставить Центральному Комитету ВКП(б) Московский комитет партии, во главе к-рого находился их сторонник Н, А. Угланов. 18 окт. 1928 ЦК ВКП(б) в обращении "Ко всем членам Московской организации ВКП(б)" осудил действия правых. Состоявшийся в октябре пленум МК и МКК ВКП(б) выразил твёрдую поддержку политич. линии партии. Входившие в комиссию ЦК ВКП(б) по разработке тезисов о контрольных цифрах развития нар. х-ва на 1928-29 Бухарин и Рыков открыто противопоставили свои взгляды линии ЦК, но получили отпор. В знак протеста, пытаясь оказать давление на ЦК в целях изменения его политики, Бухарин (редактор газ. "Правда" и секретарь Исполкома Коминтерна), Рыков (пред. СНК СССР) и Томский (пред. ВЦСПС) подали коллективное заявление об уходе с занимаемых постов. На заседаниях Политбюро ЦК ВКП(б) большинство его членов признали мотивы отставки необоснованными. Взяв заявление обратно, лидеры П. у. одновременно настаивали на том, чтобы партия прекратила борьбу с правыми и предоставила им возможность беспрепятственно распространять свои взгляды. На Ноябрьском (1928) пленуме ЦК ВКП(б) правоукло-нисты продолжали навязывать партии антиленинский курс. Пленум признал несостоятельными их взгляды и указал, что П. у. превратился в главную опасность в партии. В дек. 1928 на 8-м съезде профсоюзов правые пытались противопоставить партии профсоюзы и заручиться поддержкой съезда в их политич. позиции (они насаждали в профсоюзах тред-юнионизм, открыто игнорировали парт. руководство профдвижением). Однако съезд отверг претензии правых и высказался в поддержку политич. курса ВКП(б). На объединённом заседании Политбюро ЦК и Президиума ЦКК ВКП(б) 30 янв. и 9 февр. 1929 лидеры П. у. выступили с новым заявлением, официально противопоставлявшим платформу оппозиции линии ЦК. Апрельский (1929) объединённый пленум ЦК и ЦКК ВКП(б) признал взгляды правых противоречащими ген. линии партии, потребовал от лидеров П. у. прекратить фракц. борьбу. 16-я Всесоюзная конференция ВКП(б) (апр. 1929) подтвердила решения пленума. Бухарин был снят с поста ответств. редактора "Правды", Томский - с поста пред. ВЦСПС; позднее Рыков - с поста пред. СНК СССР. В Коминтерне правые поддерживали оппортунистов в зарубежных компартиях. Бухарин вновь выступил с теорией "организованного капитализма", к-рую Ленин ещё в 1916 подверг критике как несостоятельную и антиреволюционную. П. у. был осуждён 6-м конгрессом Ко