БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201") и неск трупп, созданных в разных горо дах под рук Э Стюарт, "Театр поэтов Джадсон" (руководитель Дж Чайкин) и др Многие из них находятся под влиянием творческой практики "Ливинг ти этра", организованного в 1959 (руководители Дж Бэк и Дж Малина), к-рый с 1963 обосновался в Зап Европе, а с 1968 гастролировач в др странах, затем в 1971 вернулся в США Движение вневнебродвейских театров выяви чо та лантливых молодых драматургов (С Шеппард, Л Уичсон, П Фостер и др ) и режиссеров (T О'Хорган и др ) Во вне внебродвейских театрах появились спектакли, остро критикующие амер действительность,- "Америка, ура!" Ж К Ван Италли, "Вьет рок" M Тэрри, "Волосы" комп. Г Мак Дермота и др , драматургов Д Рагоша, Д Радо, и др Режиссерское и актерское иск во в этих спектаклях проявлялось в крайне натуралнстиче ских и экспрессивных формах. В сезон 1971-72 более 100 вневнебродвейских театр организаций объединилось во Вневнебродвейский театр альянс Сформировался также Альянс черных теат ров, т к со 2 и пол 60 х гг количество негритянских трупп резко возросло К нач 70 х гг их насчитывалось OK 70 (большинство в Нью Йорке - в Гарлеме, р нах черного гетто) Наиболее известные - "Нью Лафайет", Негритянский ансамбль (подобные театры в Новом Орлеане, Калифорнии и др ) Известные негритянские актеры - Д Э Джонс, P Ди, С Пуатье и др , режиссеры - Д T Уорд, Д Макбет, Д О' Нил В сер 60 х гг в Нью Йорке был построен Линкольновский центр исполнит иск-в, куда вошли Театр библиотека и музей, а также репертуарный драматич театр В Бомон (с постоянной труппой в 19/3 после неоднократной смены руководства театр возглавил Дж Папп) Во мн. городах организуются Mecтные, т. н. региональные театры В 60 х - нач 70 х гг наряду со старыми коллективами -"Элли тиэтр" в Хьюстоне (с 1947), "Арена" в Вашингтоне (с 1951) - возникли десятки новых, имеющих постоянные труппы Театр об разование осуществляется на спец ф тах ун тов, а также в частных студиях Среди критиков и историков амер театра - А X Куин, Б Аткинсон, Ш Чиней, Б Кларк, Дж В Крач, Б Мантл, Дж Дж Нэтан, У Керр, X Таубмен, M Годфрид, К Варне

Наиболее популярные театр журналы "The Drama Review" (N Y , с 1956), "Performance" (N Y, с 1971)

Лит О d е 1 1 G , Annals of the New York stage, V 1 - 15, N Y , 1927 - 49 Hug h e s G , A history of the American theatre 1700-1950, N Y 1951 HornblowA, A history of the theatre in America From its beginning to the present time V 1 - 2 N Y , 1965, Taubman H, The making of the American theater N Y 1965 L ittl e S W , Off Broadway, N Y 1972 A t k n s on В., Broadway, N Y , 1974 3 В Воинова


Цирк. В нач 18 в в Филадельфии, Нью Йорке и др городах под открытым небом гастролировали цирковые труппы (канатоходцы, наездники, клоуны) Враз личных городах США выступали англ наездники M Фолкс, Дж Шарп, Д Бейтс, канатоходец А Темплмен и др Первые цирковые здания были построены в Фи ладельфии (1793 и 1795) и Нью Йорке (1797) шотландским конным акробатом Дж Б Рикетсом для выступлений своей труппы Создавались зверинцы, где демонстрировачись отд элементы дрессировки животных (гл обр счонов) В 1830 А Тернер построил первый амер цирк шапито В последующие годы возникли цирки Дж Андерсона, братьев Коле, Дж О'Брайена, А Форпо, братьев Селлс и др. В 1830-75 цирковой синдикат "Флатфут" объединял крупнейших антрепренёров. Работали также цирки Дж. Спеллинга и Ч. Роджерса; они создали передвижной т. н. плавучий цирк (1840- 1865), обслуживавший жителей побережья Миссисипи и Миссури. Крупнейшими владельцами цирков были Ф. T. Барнум (создатель первого в мире трёхманежного цирка; т. н. железнодорожного, передвигавшегося по жел. дороге и обслуживавшего окрестных жителей; паноптикума "Американский музей"), Дж. А. Бей ли и братья Ринглинг. Впоследствии эти предприятия объединились и их владельцы стали фактически монопольными хозяевами амер. цирка (компания существовала до 1960-х гг.). Передвижное зрелищное предприятие Буффало Билла "Дикий Запад" (др. назв. "Родео", 1883-1903) воссоздавало картины из быта ковбоев и индейцев (демонстрация езды на диких неосёдланных лошадях и быках н др.). Под названием "Родео" аналогичные зрелища создавали другие фирмы. США не имеет стационарных цирков, однако передвижные цирки отличаются высокой технич. оснащённостью, ориентируются на эффектную внешнюю зрелищность, участие цирковых "звёзд" и гастроли известных артистов. Крупнейшие артисты, работавшие в разные годы: В. Амбург - первый укротитель хищников; T. Пул, Кониот - наездники; Д. Раис, Ф. Окли (Сливерс), Э. Келли, Ф. Адлер - клоуны; А. Кодона, Л. Лейтцель, Артур и Антуанетт Конселло, К. Коллеано, Валенда, Нельсон - воздушные гимнасты; Брун-Огилл - жонглёр; Унус - эквилибрист.

Илл. см. на вклейке, табл. XIX (стр. 128-129).

Лит.: Кузнецов E. M.. Цирк, [2 изд.], M., 1971; Д м и т р и ев Ю-, В цирке братьев Ринглинг-Барнум-Белей, "Советская эстрада и цирк", 1967, № 12; Murray M, Circus! From Rome to Ringling, N. Y., [1956]; Freeman H., Gr at days of the circus, N. Y., 1962. А.Я.Шнеер.


XVIII. Кино

Производство фильмов началось в 1896 в Нью-Йорке, с 1909 в Голливуде. Уже в 1910-20-е гг. амер. кино обрело черты самостоят, иск-ва с собств. системой выразит, средств. Реж. Д. У. Гриффит плодотворно работал в жанрах ист. и психологич. драмы и эпопеи, T. X. Инс заложил основы жанра "вестерн", M. Сеннетт создал комич. фильм "немого" периода. В 20-е гг. возникла голливудская система произ-ва фильмов с концентрацией киностудий в руках неск. кинокомпаний ("РКО", "Парамаунт", "Коламбия", "Метро-Голдвин-Майер", "20 век-Фоке" и др.).

Связь кинопром-сти с финанс. капиталом США, крупные капиталовложения и экспансия на мировом рынке сделали кино одной из важнейших отраслей амер. пром-сти, средством идсологич. пропаганды, утверждавшей амер. образ жизни. Широкое развитие получила система "кинозвёзд", выпускались многочисл. кинокартины в жанрах "вестерна", салонной комедии, ист. "костюмных" боевиков и псевдоромантич. драмы, т. н. гангстерского фильма. Большой популярностью пользовались актёры P. Валентино, M. Пикфорд, Д. Фэрбенкс, Л. Гиш, позднее - Г. Гарбо, H. Ширер, К. Гейбл, Г. Купер, X. Богарт и др. Лишь отд. режиссёрам удавалось создавать фильмы, отражающие жизнь бурж. общества с позиций критич. реализма. Такими были фильмы Э. Штрогейма-"Алчность" (1923), Ч. Чаплина - "Золотая лихорадка" (1925), "Новые времена" (1936), "Великий диктатор" (1941), К. Видора - "Толпа" (1928), Дж. Форда-"Дилижанс" (1939, по роману Э. Хейкокса, в сов. прокате-"Путешествие будет опасным"), "Гроздья гнева" (1940, по роману Дж. Стейнбека), Ф. Капры - "Мистер Дидс переезжает в город" (1936), У. Уайлера -"Лисички" (1941, по пьесе Л. Хелман), "Лучшие годы нашей жизни" (1946, по роману M. X. Кантора), О. Уэллса- "Гражданин Кейн" (1941). Реж. У. Дисней разрабатывал основы рисованного фильма, персонажи его мультипликац. кинолент приобрели мировую известность, особенно "Забавные симфонии", фильмы "Белоснежка и семь гномов" (1938), "Бэмби" (1942). Во время 2-й мировой войны 1939-45 прогрессивные амер. кинодеятели стремились внести вклад в борьбу антигитлеровской коалиции; наибольшие достижения были связаны с документальным кино - с фильмами Ф. Капры (серия "Почему мы воюем"), Дж. Хьюстона ("Рапорт с Алеутских островов", 1943), Дж. Форда ("Битва за Мидуэй", 1942), У. Уайлера ("Мемфис Белл", 1944).

По окончании войны преследование прогрессивных творческих киноработников привело к снижению художеств, уровня фильмов, что в сочетании с конкуренцией появившегося в нач. 50-х гг. телевидения обусловило резкое снижение посещаемости кинотеатров и экономич. кризис в кинопром-сти. Попытки возродить интерес зрителей к амер. кино, введение технич. усовершенствований (гл. обр. новых форматов экрана) не оказались эффективными, т. к. не затрагивали идейно-худо-жеств. содержания фильмов. В сер. 50-х гг. голливудская система потерпела крах. Ряд крупных кинокомпаний перешёл под контроль телевидения, другие резко сократили количество фильмов, производимых для киноэкрана, выпуская лишь в отд. случаях дорогостоящие супербоевики. Появились режиссёры, актёры и продюсеры, начавшие выпуск фильмов на деньги, получаемые в виде ссуды в банках или кинопрокатных компаниях. Эти т. н. независимые режиссёры определили новый облик амер. киноиск-ва 60-х- нач. 70-х гг. Ими созданы кинокартины, в к-рых критически изображается бурж. общество: "На последнем берегу" (1959), "Пожнёшь бурю" (1960), "Процесс в Нюрнберге" (1962) С. Креймера; "Погоня" (1966), "Бонни и Клайд" (1967) А. Пенна; "Доктор Стрейнджлав..." (1963), "2001 год Космическая Одиссея" (1969, по повести А. Кларка), "Заводной апельсин" (1972, по роману А. Бёрджесса) С. Кубрика; "Двенадцать рассерженных мужчин" (1957, по пьесе P. Роуза), "Серпико"(1975) С. Люмета, и др. Принципы реалистич. киноиск-ва развиваются также в фильмах режиссёров, обратившихся к деятельности в кино в 60-х- нач. 70-х гг.: "Выпускник" (1967) M. Николса, "Лошадей ведь тоже убивают" (1969), "Такими мы были" (1973) С. Поллака; "Дневник разгневанной домохозяйки" Ф. Перри (1970); "Последний киносеанс" (1971), "Бумажная луна" (1972) П. Богдановича; "Пять лёгких музыкальных пьес" P. Рафелсона (1971); "Крестный отец" (1972), "Крестный отец - часть вторая" (1974), "Подслушивание" (1974) Ф. Копполы; "Последнее поручение" X. Эшби (1973) и др. Выпускаются также кинокомедии, муз.-танц. фильмы - мьюзиклы, детективные кинокартины. Большое место в "массовой культуре" США занимают низкопробные фильмы "ужасов" и киноленты, объектом изображения к-рых являются секс и насилие.

Важный вклад в развитие документального кино в 20-40-е гг. внесли реж. P. Флаэрти, П. Лоренц, П. Стренд. Среди ведущих режиссёров совр. периода - P. Ликок ("Предвыборное собрание", 1960), Дж. Пеннебейкер ("Джейн", 1962). Научно-популярное кино наиболее успешно представлено фильмами У. Диснея ("Живая пустыня", 1953, "Исчезающая прерия", 1954), У.Грина ("Хроника Хеллстрома", 1972). В числе лучших представителей амер. школы актёрского иск-ва: С. Треси, Ф. Марч, Б. Дейвис, Г. Фонда, Б. Ланкастер, M. Брандо, П. Ньюмен, P. Стейгер, А. Куин, Г. Пек, Джейн Фонда, Д. Хофман, P. Редфорд, Дж. К. Скотт, Д. Николсон.

Кадры киноработников готовят Амер. киноин-т (Беверли-Хилс), Калифорнийский ун-т (Беркли). H.-и. работу в области теории и истории киноиск-ва ведут киноархивы Амер. киноин-та (Вашингтон) и Музея совр. иск-ва (Нью-Йорк). В Сан-Франциско ежегодно проводится междунар. кинофестиваль. Функционирует Амер. академия киноиск-ва и наук (осн. в 1927, Голливуд) - обществ, орг-ция, ежегодно присуждающая премии (т. н. Оскар) лучшим амер. и иностр. фильмам. Издаются журналы: "Film quarterly" (Berkeleg, с 1945), "Films in review" (N. Y., с 1950), "Film culture" (N. Y., с 1955) и др. В 1974 выпущено 190 художеств, фильмов, работало 14 000кинотеатров.

Илл. см. на вклейке, табл. XX (стр. 128-129).

Лит.: M е р с и и о н А., Кино и монополии в США, пер. с франц., M., 1956; Теплиц E., Кино и телевидение в США, пер. с польск., M., 1966; Колодяжная В., T р у т к о И., История зарубежного кино, т. 2, [2 изд., M.. 197O]; Goodman E., The fifty-year decline and fall of HoIIywood, N. Y., 1961; J а с о в s L., Therise of the American film, N. Y., 1968; В г о w n 1 о w KL., The parade's gone by..., L., 1970. H. П. Абрамов.


СОЕДИНЁННЫЙ БАНК в Москве, см. Банки в дореволюционной России

СОЕДИНЁННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ И KAHАДЫ ИНСТИТУТ, ин-т Соединённых Штатов Америки и Канады АН CC CP, н.-и. учреждение, изучающее экономику, социальные отношения, внутр. и внеш. политику США и Канады. Находится в Москве. Создан в 1968. До 1974 носил назв. Ин-т США. Исследования в области экономики сосредоточены на вопросах гос.-монополистич. регулирования, научно-технич. прогресса и его последствий, системы управления и т. п., в области социальных отношений и внутр. политики - на таких вопросах, как социальная структура общества, рабочее движение, расовая проблема, политич. партии и движения, гос. механизм, в области внеш. политики - на изучении её региональных направлений и внешнеполитич. доктрин. Большое внимание уделяется проблемам советско-американских и советско-канадских отношений. С 1970 издаёт журн. "США. Экономика. Политика. Идеология".

СОЕДИНИТЕЛЬНАЯ ТКАНЬ, ткань животного организма, развивающаяся из мезенхимы; выполняет опорную, питат. (трофическую) и защитную функции. Особенностью строения этой ткани является присутствие хорошо развитых межклеточных структур (волокон и основного вещества).


К ст. Соединённые Штаты Америки. 1. Тихоокеанское побережье (шт. Орегон). 2. Река Св. Лаврентия в районе "Тысячи островов". Мост соединяет города Айви-Ли (США) и Коллинз-Лендинг (Канада). 3. Кордильеры в национальном парке Олимпик (шт. Вашингтон). 4. Водопад на р. Йеллоустон. S. Центральные равнины (шт. Оклахома).


К ст. Соединённые Штаты Америки. 1. Плато Льяно-Эстакадо (шт. Нью-Мексико). 2. Ниагарский водопад. 3. Река Гудзон близ г. Уэст-Пойнт (шт. Нью-Йорк). 4. Пастбище на восточном склоне гор Сьерра-Невада.


К ст. Соединённые Штаты Америки. 1. Вашингтон Вид на центральную часть города с р Потомак. 2. Лос-Анджелес Вид на центральную часть города 3. Нью Йорк Бруклинский мост и вид на южную часть Манхаттана 4. Филадельфия Вид на мост имени Франклина и часть городского центра. 5. Чикаго Общий вид с оз Мичиган 6. Детройт. Деловой квартал.

К ст. Соединённые Штаты Америки. 1. Сент-Луис Центральная площадь Плаза Мемориал 2. Балтимор Общий вид со стороны порта. 3. Кливленд. Вид на центральную часть На переднем плане - стадион 4. Канзас Сити. Деловой район города. 5. Сан-Франциско. Вид на порт и центральную часть города. 6. Омаха. В центральной части города.

К ст. Соединённые Штаты Америки. 1. Даллас. В центральной части города 2. Новый Орлеан. Общий вид 3. Посёлок Уайлд-Лейк (шт. Мэриленд) 4. Батон-Руж. Вид на город я нефтеперерабатывающие заводы 5. Майами в. Сакраменто.

Общий вид


К ст. Соединённые Штаты Америки. 1. На заводе "Мак-Доннелл-Дуглас" в Лонг-Биче (шт Калифорния) 2. Сборка фотоаппаратов на конвейере предприятия фирмы 4Поляроид" в Норвуде (шт. Массачусетс) 3. На бумажном предприятии в Монтиселло (шт Миссисипи) 4. Лаборатория исследования топлива фирмы "Лубри ойл" 5. На автозаводе в Детройте.


К ст. Соединённые Штаты Америки. 1. Индейское скальное селение и ритуальный "Дом Ели" (двор святилища "кива") в Меса-Верде (шт. Колорадо). Культура пуэбло. Около 1200. 2. Церковь Сан-Франсиско де Асис в Ранчес-оф-Таос (шт. Нью-Мексико). 1772. 3. Дом священника Кейпена в Топсфилде (шт. Массачусетс). 1683. 4. Д ж. A р и с с. Вилла МаунтЭри близ Ричмонда (шт. Виргиния). 1758-62. 5. Ч. я Г. Г р и н и. Дом Д. В. Гэмбла в Пасадене (шт. Калифорния). 1908- 1909. 6. T. Джефферсон, Б. Латроб. Университет Виргинии в Шарлотсвилле (шт Виргиния). 1818-26. 7. Ч Булфинч. Дом штата (Капитолий) в Бостоне. 1795-98. 8. И Д ж и л л. Дом Доджа в Лос-Анджелесе. 1916. 9. Г. X Ричардсон. Оптовый магазин "Маршалл Филд" в Чикаго. 1885-87. 10. Д. X. Б ё р н е м, Д ж. У. P у т. Небоскрёб Рилайенс-билдинг в Чикаго. 1890-94. 11. Л. Салливен. Универмаг "Карсон-Пири-Скотт" в Чикаго (фрагмент фасада). 1899-1900.

К ст. Соединённые Штаты Америки. 1. Ч. Ф. M а к - К и м, У. M и д, С.Уайт. Вокзал Пенсильвания-стейшен в Ныо-орке. 1906-10. Зал ожидания. 2. Ф. Л. P а и т. Дом Л. Льюиса в Либертивилле (шт. Иллинойс). 1940. 3. Л. К а н. Институт биологических исследований Дж. Солка в Ла-Ойе (Сан-Диего, шт. Калифорния). 1959-66. Световой дворик (вид сверху). 4. Э. С а а р и в е н. Аэровокзал компании TWA в аэропорту им. Дж. Ф. Кеннеди в Нью-Йорке 1962. 5. "Золотой треугольник" в Питсбурге (шт. Пенсильвания). 6. Ф. Д ж о н с о в, P. Ф о с т е р. Научный центр Клайна в Йельском университете в Нью-Хейвене (шт. Коннектикут). 1966. 7. П. P у д о л ф. Школа искусства и архитектуры Йельского университета в Нью-Хейвене (шт. Коннектикут). 1962-63. 8. Э. Д. Стоун. Посольство США в Дели (Индия). 1958. 9.Р. В е н т у р и, Д ж. P а у х. Пожарное депо в Колумбусе (шт. Индиана). 1965-67. 10. К. P о ш, Д ж. Д и н к е л у и др. Здание Фонда Форда в Нью-Йорке. 1967.


К ст. Соединённые Штаты Америки. 1. Г. Стюарт. "Конькобежец ". 1782. Национальная галерея искусства. Вашингтон. 2. У. С. M а у я т. "Ловля угрей в Сетокете". 1845. Историческая ассоциация. Куперстаун (шт. Нью-Йорк). 3. Ч. У. Пил. "Сыновья художника на лестнице"·. 1795. Музей искусства. Филадельфия. 4. А. П. P а я д е р. "Зигфрид и рейнские девы". До 1891. Национальная галерея искусства. Вашингтон. 5. T. Салли. "Рваная шляпа". 1820. Музей изящных искусств. Бостон. 6. У. X о м е р. "Восемь склянок". 1886. Галерея американского искусства Аддисона. Андовер (шт. Массачусетс). 7. Д ж. M. У и с т л е р. "Маленькая Роза из Лайм-Риджиса". 1895. Музей изящных искусств. Бостон. 8. T. Э и к и н с. "Уильям Раш, вырезающий аллегорическую фигуру реки Скулкилл". 1877. Музей искусства. Филадельфия. 9. P. Xe н р и.

"Мальчик-рыбак". Собрание Британской энциклопедии. Нью-Йорк.


К ст. Соединённые Штаты Америки. 1. О Сент-Годенс. "Мир господень" (надгробие миссис Г Адаме) Бронза. 1891. Кладбище Рок Крик. Вашингтон. 2. Д ж. Беллоуз "Докеры" 1912 Колледж Рандолф Мейкон (шт Джорджия). 3. Р Кент "Труженики моря" 1907. Художественный музей. Нью Бритен (шт. Коннектикут) 4. Дж. Эпстайн Портрет П Робсона 1928 Бронза Музей искусства Филадельфия 5. А Мозес "За рождественской ёлкой" 1946. Собрание Мозес Нью-Йорк 6. Б Ш а н. "Мы требуем мира!" Рисунок для плаката 1946 Галерея Даунтаун Нью-Йорк. 7. Э У а в е т. "Молодая Америка". 1950 Пенсильванская академия изящных искусств Филадельфия 8. С Дейвис. "Ax! B Сан-Паулу!" 1951. Музей американского искусства Уитни Нью-Йорк


К ст. Соединённые Штаты Америки. 1. Сцена из оперы "Порги и Бесо Дж Гершвина. "Тилд-тиэтр" Нью-Йорк. 1935. 2-7, 10-12.
Сцены из спектаклей 2. "Вы не можете взять это с собой" P. Кауфмана и M Харта. 1937. 3. "Лисички" Л Хелман 1939. 4. "Трамвай „Желание" " T. Уильямса. 1947. 5. "Смерть коммивояжера" А. Миллера. 1949. 6. "Кто боится Вирджинии Вулф" Э. Олби. 1962. 7. "Странная интерлюдия" Ю. О'Нила 1963 10.
"Счастливый конец" Д. T. Уорда. Негритянский ансамбль. 11.
"Хелло, Долли!" Дж, Хермина. 1964. 12. "Вестсайдская история" Л. Бернстайна. Балетмейстер Дж Роббинс. 1957 8-9. Сцены из балетов: 8. "Родео" А Копленда Балетмейстер А. Де Милль "Американ балле тиэтр" 1942 9. "Не все ли равно?" на музыку Дж Гершвина. Балетмейстер Дж. Баланчин. "Нью-Йорк сити балле" 1970.


К ст. Соединённые Штаты Америки. 1-14
. Кадры из фильмов 1. "Нанук с Севера". Реж. P. Флаэрти 1922. 2. "Нетерпимость". Реж. Д. У. Гриффит. 1923 3. "Алчность" Реж. Э. Штрогейм. 1924 4. "Золотая лихорадка"· Реж Ч Чаплин 1925. 5. "Большой парад". Реж. К Видор. 1925 б. "Мистер Дидс переезжает в город". Реж. Ф. Капра. 1936 7. "Бэмби". Реж. У. Дисней. 1942 8. "Гроздья гнева". Реж. Дж. Форд 1940. 9. "Гражданин Кейн". Реж. О. Уэллс 1941 10
. "Лучшие годы вашей жизни". Реж. У. Уайлер. 1946 11
. "Двенадцать рассерженных мужчин". Реж. С Люмет. 1957. 12
. "Пожнешь бурю" Реж С. Креймер. 1960. 13
. "Погоня". Реж А. Пени. 1966. 14
. "Лошадей ведь тоже убивают?". Реж. С. Поллак. 1969


К ст. София. 1. Церковь св. Георгия (в 3-4 вв. перестроена из древнеримского сооружения). 2. Дом партии 1952-55. Архитекторы П. Златев и др. 3. Академия наук. 1892. Архитектор H Майер. 4. Национальная художественная галерея (о. царский дворец). Перестроена в 1877-87 Архитектор П Момчилов. 5. Университет им. Климента Охридского 1924-34. Архитектор И. Миланов. 6. Спортивный зал "Универсиада". 1961. Архитекторы А. Баров и др. 7. Жилищный комплекс

Восток . 1970-73. Архитектор С. Георгиева.


К ст. София. 1. София. Площадь В. И. Ленина. 2. В центре столицы. 3. Микрорайон им Милева. Улица им. Чапаева (в центре - здание завода "Электроника"). 4. Бульвар Георгия Димитрова. 5. Орлов мост. 6. Стадион им. Васила Ленского.


К ст. Сочи. 1. Побережье в Хосте. 2. Санаторий Министерства обороны СССР. 1931-33. Архитектор M. И Мержанов 3. Санаторий им. Г К.Орджоникидзе 1934-37 Архитектор И С Кузнецов. 4. Гостиница "Москва". 1975. Архитектор И. H. Заков. 5. Ванное здание в Старой Мацесте 1936-38. Архитектор А. П Голубев б. Комплекс магазинов "Торговая галерея" 1973. Архитекторы E. Б Анцута, В В Кузнецов, инженер E В. Мандель 7. Пансионаты в Адлере Строятся с 1965. Архитекторы H. П Шеломов, H. 3. Чернявский и др., инженеры A M Сороко и др. 8. Санаторий "Актёр" 1968 Архитектор В. И. Очинский. 9. Ресторан гостиницы "Магнолия". 1965. Архитекторы Л. Ю. Гальперин, A. H Михаилов.

В С. т. в зависимости от состава клеток, типа и свойств межклеточных структур, их ориентации и т. п. выделяют собственно С. т., костную ткань и хрящевую ткань. Собственно С. т. подразделяют на неоформленную, или диффузную, и оформленную, или ориентированную. В неоформленной С. т. с волокнами, расположенными без особого порядка, различают рыхлую (напр., подкожная клетчатка, С. т., заполняющая промежутки между органами и сопровождающая кровеносные сосуды) и плотную (напр., соединительнотканная основа кожи). В оформленной С. т. волокна закономерно ориентированы (сухожилия, фасции, связки, склера глаза и др.). Выделяют виды С. т. со спец. свойствами - ретикулярную ткань, жировую ткань, ткань, богатую клетками, содержащими пигмент (напр., в сосудистой оболочке глаза), к-рые вместе с кровью и лимфой объединяют в систему тканей внутренней среды. Межклеточное вещество включает коллагеновые, эластические, а также ретикулиновые волокна и основное вещество, содержащее большое кол-во мукополисахаридов. Волокна и основное вещество вырабатываются фибробластами - главной клеточной формой С. т. В рыхлой С. т. имеются также макрофаги - гистиоциты (клетки, очищающие путём фагоцитоза ткань от инородных частиц и омертвевших структур); тучные клетки, содержащие гепарин, гистамин и др. биологически активные вещества; жировые, пигментные, плазматич. клетки, различные виды лейкоцитов крови. Рыхлая С. т., заполняя пространства между органами, сосудами, нервами, мышцами и др. структурами организма, создаёт внутр. среду, через к-рую происходит доставка питат. веществ клеткам и удаление продуктов их метаболизма. Повсеместное распространение рыхлой С. т., её роль в трофике (питании) клеток, защитных процессах делает эту ткань участником практически всех физиологич. и патологич. реакций животного организма (физиологич. и репаративной регенерации, воспаления, заживления ран, склеротич. процессов и др.). Для С. т. с выраженной защитной функцией характерно относительно большое кол-во и разнообразие клеток, в т. ч. лейкоцитов крови. В С. т. преим. опорного типа преобладают межклеточные структуры, а клетки представлены только фибробластами или аналогичными им формами (хрящевые, костные клетки и т. п.).

Лит.: Елисеев В. Г., Соединительная ткань, M., 1961; Хрущев H. Г., Функциональная цитохимия рыхлой соединительной ткани, M., 1969; его же, Гистогенез соединительной ткани, M., 1976.

H. Г. Хрущев.
СОЖ, река в Смоленской обл. РСФСР, Могилёвской и Гомельской обл. БССР, частично по границе с Черниговской обл. УССР, лев. приток р. Днепра. Дл. 648 км, пл. басе. 42,1 тыс. км2. Берёт начало на Смоленской возв., протекает п