БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201там же, с. 673). "Вся правда" о человеке - это рационально неистолковываемая сложность и противоречивость душевной жизни: высокое соседствует с низменным, добро со злом. Р., однако, сохраняет веру в добрую основу человеческой природы, к-рую только искажает совр. общество, заставляя людей носить личины, лгать окружающим и самим себе, смотреть на мир "чужими глазами" и "хотеть чужою волею" (см. "Эмиль", М., 1896, с. 75). Психологии, анализ неотделим у Р. от социального пафоса "Исповеди". К ней примыкают и др. автобиографич. произв. Р.: "Диалоги: Руссо судит Жан Жака" (1775-76) и "Прогулки одинокого мечтателя" (1777-78, опубл. 1782). Р. оказал огромное влияние на всю последующую лит-ру, обществ, мысль и философию. С его именем связано целое течение - руссоизм, в той или иной мере захватившее все европ. страны. За пределами Франции особенно сильным было влияние идей Р. в Германии (в философии - И. Кант, И. Г. Фихте; в лит-ре - поэты "Бури и натиска" Я. М. Р. Ленц, Ф. М. Клингер, молодые И. В. Гёте и Ф. Шиллер).

Творчество Р. постоянно привлекало к себе внимание рус. читателей. А. И. Герцен писал: "Мы также пережили Руссо..., как французы" (Собр. соч., т. 18, 1959, с. 322). К Р. проявляли острый интерес Д. И. Фонвизин, Н. М. Карамзин, А. Н. Радищев, А. С. Пушкин, Н. Г. Чернышевский. Л. Н. Толстой, по собств. признанию, "боготворил Руссо". Ф. М. Достоевский резко полемизировал с идеями Р. Портрет стр. 429.

Соч.: СЕiuvres completes, v. 1 - 13, P., 1885 - 1905: CEuvres completes, i. 1 - 3, P., 1959-64; в рус. пер.- Избр. соч., т. 1-3, М., 1961; Юлия, или Новая Элоиза, М., 1968; Трактаты, М., 1969.

Лит.: Розанов М. Н., Ж. Ж. Руссо и литературное движение конца 18 и начала 19 вв., т. 1, М., 1910; Верцман И. Е., Жан-Жак Руссо, М., 1958; Л о т м а н Ю. М., Руссо и русская литература XVIII в., в кн.: Эпоха Просвещения, Л., 1967; F u s i 1 С. А., Rousseau juge de Jean-Jacques. 3 ed., P., [1923]; Вurge1in P., La philosophic de 1'existence de J.-J. Rousseau, P., 1952; G r е e n e F. C., J.-J. Rousseau. A critical study of his life and writings, Camb., 1955; May G., Rousseau par lui-meme, [P., 1961]; Guёhenno J., Jean Jacques, t. 1-2, [P.,1962]; М о r n e t D., Rousseau, 5 ed. mise a jour, [P., 1963]; Starobinski J., J.-J. Rousseau, [P., 1971] (лит.); Т г о и s s о n R., Rousseau et sa fortune litteraire, P., Saint-Medard-en Jalalles, _ 1971; Senelier J., Bibliographic generate des ceuvres de J.-J. Rousseau, P., 1950. В. Я. Бахмутский.

РУССО (Rousseau) Теодор (15.4.1812, Париж,-22.12.1867, Барбизон, деп. Сена и Марна), французский живописец и график, ведущий мастер барбизонской школы. Как художник формировался в основном самостоятельно. Испытал влияние Я. ван Рёйсдала, Дж. Констебла, Ж. Мишеля. Уже в ранних произв. ("Вид в окрестностях Гранвиля", 1833, Эрмитаж, Ленинград) и особенно в работах зрелой поры, исполненных в Барбизоне (где жил с Т- Руссо, сер. 1830-х гг.) и во время частых поездок по Франции, Р. стремился стать, по его словам, "художником своей страны", раскрывая в глубоко демократич. образах особенности нац. ландшафтов (преим. сельских и диких). Произв. Р. обычно отмечены гармонич. уравновешенностью композиц. решений (что связано с манерой мастера замыкать ср. план, акцентируя центр композиции). Используя сдержанную тональную гамму и стремясь к убедит, воплощению материальности предметов, он тонко передавал различные состояния природы, свето-воздушной среды и во многом способствовал развитию принципов живописи пленэра ("Рынок в Нормандии", ок. 1832, Эрмитаж; "Аллея каштанов", 1837, "Болото в Ландах", 1852, "Дубы", 1852, все - в Лувре, Париж; "Вид в Барбизоне", Музей изобразит, искусств им. А. С. Пушкина, Москва). Известен также как рисовальщик и офортист. Илл. см. т. 2, вклейка к стр. 625.

Лит.: Яворская Н. В., Пейзаж Барбизонской школы, М., 1962, с. 91 - 130.

РУССОВ, Рюссов (Russow) Бальтазар (ок. 1542-1602), ливонский хронист. Род. в Таллине в семье извозчика. Учился в Германии. В 1563-1600 был священником и школьным учителем в родном городе-. "Хроника Ливонской провинции", написанная на нижненем. яз., была напечатана в Ростоке (1578) и вторично, с дополнениями, в Барте (1584). Первые 2 части хроники Р. компилятивны. В них изложена история Ливонии до 1561. В 3-й части Р. подробно, как очевидец, излагает ход Ливонской войны (до 1582). Р.- идеолог бюргерства, оправдывающий позицию Ревеля (Таллина) в этой войне и захват эст. земель Швецией. Подверг суровой критике политику Ливонского ордена и помещиков-крепостников и показал неизбежность распада ливонского гос-ва, сочувствовал тяжёлому положению эст. и латыш, крестьян. "Хроника" Р. явилась гл. источником для более поздних ливонских хронистов.

Лит.: Зу тис Ч. Я., Очерки по историографии Латвии, Рига, 1949, с. 29 - 35.

РУССОВ Фёдор Карлович [2(14).4.1828, Таллин,-9(22).7.1906, Петербург], русский этнограф и искусствовед. Окончил историко-филологич. ф-т Петерб. ун-та (1851). Начал службу чиновником в Ревеле, в 1860-63 ред. "Ревельской газеты". С 1863 жил в Петербурге. В 1875- 1888 зав. отделом гравюр и рисунков в Эрмитаже. С 1865 хранитель, с 1874 учёный хранитель Этнографич. музея Петерб. АН. Много сделал для пополнения и систематизации его коллекций, составил "Путеводитель по Музею Императорской Академии наук по антропологии и этнографии" (1891).

Лит.: Петри Е. Л., Федор Карлович Руссов, СПБ, 1911 (Сб. Музея по антропологии и этнографии при АН, т. 10).

РУСТАВЕЛИ Шота (гг. рожд. и смерти неизв.), грузинский поэт 12 в., автор поэмы "Витязь в барсовой шкуре" (др. назв.- "Витязь в тигровой шкуре"). Достоверных биографич. сведений о Р. сохранилось мало. Гл. источник сведений - пролог поэмы, поев, царице Тамаре (правила 1184-1213) и её соправителю-мужу Давиду Сослани. Т. о., поэма (не первое произв. Р.) создана не ранее конца 80-х гг. 12 в. и не позднее 1-го десятилетия 13 в. Можно предположить, что Р. родился на рубеже 60-70-х гг. 12 в. В прологе два раза упоминается автор поэмы - Руставели (Руствели), что значит - "владетель Руставского поместья" или "выходец из Рустави". Имя поэта - Шота встречается в иконографич. и лит. памятниках начиная с 13 в. Считается, что Р. был гос. казначеем царицы, реставрировал и расписывал груз, монастырь св. Креста в Иерусалиме. На одной из колонн этого монастыря обнаружена фреска, по предположению учёных, изображающая Р. "Витязь..." - одна из величайших поэм мировой лит-ры. Её персонажи - представители разных народов (в т. ч. и вымышленных). Искусно используя приёмы сюжетной маскировки, Р. художественно правдиво изображает современную ему действительность Грузии. В поэме сочетаются два осн. повествоват. цикла (индийский - линия Тариэла и Нестан-Дареджан, и арабский - линия Автандила и Тинатин). Глубокая психологич. характеристика героев, изображение внутр. сущности явлений - осн. черты новаторства Р. Он создал галерею живых, полнокровных, пластичных характеров; его герои - самоотверженные, бесстрашные борцы за торжество справедливости и счастья, обобщённые, типизированные образы передовых людей феод. Грузии 12 в. Гл. героиню поэмы, добродетельную и кроткую Нестан-Дареджан охватывает дух протеста, когда она узнаёт, что её ожидает брак по принуждению. Стойко переносит героиня заточение в Каджетской крепости, являющейся символом тирании, изуверства и земного мрака. Борьба трёх витязей-побратимов за освобождение Нестан увенчивается победой. Оптимистич. идея торжества справедливости над произволом, добра над злом лежит в основе поэмы: человек должен дерзать, он может добиться полного счастья на земле.

Щ. Руставели. Портрет работы А. Ройнишвили. 1875.

Поэма Р.- восторженный гимн свободной, земной, чистой и возвышенной любви. Поэт отвергает любовь грубо чувственную, плотски низменную. В поэме ярко выражена идея преклонения перед женщиной, поэтически обоснована возможность нравственно-интеллектуального равенства мужчины и женщины.

Нек-рые учёные полагают, что тема братства и дружбы превалирует в поэме над темой любви. Однако руставелевские витязи побратались именно во имя победы и спасения любви. Т. о., можно говорить о равноправии в поэме двух этих тем.

Ш. Руставели. "Витязь в барсовой шкуре". Илл. Мамуки Тавакалашвили. 17 в.

Поэма проникнута идеей патриотизма. Политич. идеал Р.- объединённое, сильное, единодержавное гос-во во главе с просвещённым и гуманным царём. Поэт осуждает феод, распри и сепаратистские устремления знати, ценит жизнь разумную, достойную благородного человека. Его герои не страшатся смерти. Поэт клеймит позором лжерыцарей, малодушных горе-воинов, подлых трусов и предателей, клятвопреступников, льстецов и лицемеров. Он превозносит рыцарскую доблесть и отвагу, смелость и дерзание.

Одним из первых в мировой лит-ре Р. нарисовал колоритную реалистич. картину купеческой жизни, противопоставив ей идеализированную жизнь куртуазно-рыцарского общества.

"Витязь...", бесспорно, имеет нек-рое сходство с зап.-европ. рыцарскими романами и с вост. эпико-романтич. поэмами средневековья, однако в целом Р. шёл самостоят, путём. Великий гуманист, он, в противовес церковно-аскетич. морали, провозглашает свободу личности, свободу мысли и чувств, ратует за человеческую жизнь, не предопределённую божеств, провидением, роком. Р. воплотил идеалы и чаяния своего народа, но ему чужда нац. ограниченность. Мир его идей имеет общечеловеческое значение. Своим свободомыслием поэт предвосхитил гуманистич. идеи Раннего Возрождения.

Груз, драматич. театру, Театр, ин-ту в Тбилиси, НИИ груз.лит-ры АН Груз.ССР. Лит.: М а р р Н., Вступительные и заключительные строфы "Витязя в барсовой коже" Шоты из Рустава, СПБ, 1910; его же, Об истоках творчества Руставели и его поэме, Тб., 1964; Б е р к о в П., Шота Руставели в русской литературе, "Изв. АН СССР. ООН", 1938, № 3; Гольцев В., Шота Руставели, 2 изд., М., 1956; Н у ц у б и д з е Ш., Творчество Руставели, Тб., 1958; О р б е л и И., Герои Руставели и их подданные, Избр. труды, Ер., 1963; Барамидзе А., Шота Руставели, М., 1966; Цаишвили С., "Витязь в тигровой шкуре" Шота Руставели, М., 1966; Самарин Р., Поэма Руставели и мировой литературный процесс XII - XIII веков, "Литературная Грузия", 1967, № 3; Шишмарев В., Шота Руставели, в его кн.: Избр. ст., Л., 1972; Конрад Н., "Витязь в тигровой шкуре" и вопрос о ренессансном романтизме, в его кн.: Запад и Восток. Статьи, 2 изд., М., 1972.

Ш. Руставели. "Витязь в барсовой шкуре". Илл. И. Тоидзе. 1937.

Впитав богатство древнегруз. письменной культуры и одновременно следуя лучшим фольклорным традициям, Р. развил и поднял на большую высоту груз, поэзию в целом. Поэма написана изящным, лёгким, музыкально-напевным стихом шаири. Р.- законодатель и непревзойдённый мастер этого стиха. Для поэтич. речи Р. характерны метафоричность и афористичность. Лирич. прелюдии, эпистолии, не нарушая динамичности действия, красочно обрамляют сюжет и оживляют повествование. Р.- родоначальник нового груз. лит. языка.

Существует более 50 изданий поэмы на груз. яз. 1-е изд. под ред. и с комментариями Вахтанга VI вышло в Тбилиси в 1712. Поэма переведена на мн. языки народов СССР и на иностр. языки. Существует 5 полных переводов поэмы на рус. язык (К. Д. Бальмонт, П. А. Петренко, Г. Цагарели, Ш. Нуцубидзе, Н. А. Заболоцкий). Имя Р. присвоено

РУСТАВИ, город республиканского подчинения в Груз. ССР. Расположен в Гар-дабанской степи, на р. Куре, в 27 км к Ю.-В. от Тбилиси. Ж.-д. станция на линии Тбилиси - Баку. 121 тыс. жит. в 1975 (62 тыс. в 1959, 98 тыс. в 1970). Вырос в связи со стр-вом Руставского металлургического завода. Кроме предприятий чёрной металлургии, в Р. построены хим. комбинат и з-д хим. волокна. Имеются: з-ды - краностроит., по ремонту строит, и дорожных машин, рем.-механич., металлоконструкций, цементный, "Центролит"; комбинаты-домостроительный, железобетонных изделий, стройматериалов, деревообр. и др. предприятия. Близ Р.- Тбилисская ГРЭС. В городе - химико-металлургич. техникум, муз. уч-ще. Драматич. театр. Краеведч. музей.

Р. состоит из левобережной (проект планировки и застройки - 1944, М. Н. Непринцев, 3. Курдиани, Н. Курдиани, Д. Меликишвили, Л. Кобаладзе) и правобережной (1955, М. Н. Непринцев, И. Чхенкели, Д. Меликишвили) частей, разделённых широкой поймой Куры. На терр. левобережной части в древности был город, разрушенный в 13 в. монголами (раскопками открыты остатки стен и фундаментов зданий). Архит. облик Р. формируют крупные сооружения пром. зоны и живописные кварталы жилой застройки. В числе значит, построек 1950- 60-х гг.: Дворец культуры металлургов (1956, М. Н. Непринцев), стадион со спортивным залом и закрытый плавательный бассейн (1956-57, Д. А. Меликишвили), Дом обществ, организаций (1959, Т. Кашакашвили) и др. Ныне застройка ведётся по утверждённому в 1972 ген. плану (гл. арх. Л. 3. Сумбадзе, Д. А. Меликишвили, В. С. Паперашвили, Л. П. Гошадзе, Ш. А. Багашвили, Т. Д. Церетели). Пам. В. И. Ленину (1961, скульптор В. Топуридзе, арх. В. Насаридзе, Д. Папинашвили).

Лит.: [Багашвили Ш, А., Кулага Л. Н.], Рустави, М., 1958 (Новые города СССР).

РУСТАВСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД, крупное предприятие металлургич. пром-сти СССР. Находится в г. Рустави Груз. ССР. Стр-во начато в 1941, прервано в связи с Великой Отечеств, войной 1941-45. В 1944 возобновилось на новой, более обширной площади. Завод вступил частично в эксплуатацию в 1947, первая сталь выпущена в 1950. Созданию Р. м. з. способствовало наличие исходного сырья - ткварчельских и ткибульских коксующихся углей, дашкесанской жел. руды, чиатурской марганцевой руды, огнеупорного сырья, флюсов и др. На Р. м. з. установлено совр. оборудование. Продукция завода- кокс, агломерат, чугун, сталь, готовый прокат, горячекатаные и холоднотянутые стальные трубы. Выпуск стали увеличился в 1974 по сравнению с 1960 на 26,1%, проката на 48%, труб на 49,3%.

Лит.: Закавказский металлургический завод, [М.], 1959; Д о л и д з е В., Рустави, [Тб., 1962].

РУСТАМЗАДЕ Сулейман Али Аббас-оглы (р. 1906), азербайджанский советский поэт; см. Сулейман Рустам.

РУСТАМОВ Гамид Алиевич (р. 15.9. 1911, с. Аксай, ныне Хасавъюртовского р-на Даг. АССР), кумыкский советский режиссёр, драматург и актёр, нар. арт. РСФСР (1966). Чл. КПСС с 1945. В 1930 окончил Махачкалинский театрально-муз. техникум, в 1940 - ГИТИС. С 1930 актёр, с 1940 (кроме 1951-56) гл. реж. Кумыкского муз.-драм, театра им. А. П. Салаватова (Махачкала). Поставил спектакли: "Горцы" Фатуева (1940), "Айгази" Салаватова (1940, 1955, 1963), "Отелло" Шекспира (1946), "Дочь Ганга" по Р. Тагору (1957), "Ирчи казак" (1964), "Сквозь бурю" (1970) Яхьяева, "Солтан-Саид" Атаева (1970) и др. Автор неск. пьес, ставящихся даг. театрами. Пред. Даг. отделения ВТО (с 1968). Респ. пр. им. А. П. Салаватова (1959), пр. им. Г. Цадасы (1967). Награждён 2 орденами, а также медалями.

Лит.: Рустамов Гамид, в кн.: Писатели Советского Дагестана. Справочник, Махачкала, 1969.

РУСТЕМАС Йонас [1762, Константинополь,-9(21).6.1835, Дукштас Игналинского р-на], литовский живописец и рисовальщик. Учился в Варшаве у Я. П. Норблина и М. Баччарелли, а также в Германии (1788-90). Преподавал в Вильнюсском ун-те (1798 - 1832; проф. с 1811). Писал преим. портреты в духе раннего романтизма (автопортрет, илл. см. т. 14, стр. 552; "Бабушка с внучкой", рисунки из жизни крестьян и горожан - все в Карт, гал., Вильнюс; портреты неизв. женщины и начальника почты в Вильнюсе - оба Каунасский художеств, музей им. М. К. Чюрлениса).

Лит.: G а 1 a u n е Р., Vilniaus meno mokukla, Kaunas, 1928; Lietuva Taryba XVI-XIX, Vilnius, 1970.

РУСТЕМИ (Rustemi) Авни (26.9.1895, Либохова,- 22.4.1924, Тирана), деятель албанского нац.-освободит, и революц.-демократич. движения. По профессии учитель. В 1918-19 организатор революц. молодёжи во Влёре, инициатор выступлений против итал. оккупантов. В 1920 находился в тюремном заключении в Париже за покушение на реакц. алб. политич. деятеля Э. Топтани. По требованию прогрессивной общественности освобождён и возвратился в Албанию. В 1921-24 один из организаторов и руководителей демократич. орг-ций "Атдеу" и "Башкими"; один из лидеров парламентской оппозиции. Убит в результате заговора, организованного пр-вом А. Зогу. Похороны Р. вылились в общенародную антиправительственную демонстрацию.

РУСТИКА (от лат. rusticus - простой, грубый; букв.- деревенский) в архитектуре, рельефная кладка или облицовка здания камнями с грубо отёсанной или выпуклой лицевой поверхностью (т. н. рустам и). Оживляя плоскость стены богатой игрой светотени, Р. создаёт впечатление мощи, массивности здания. При отделке фасада штукатуркой Р. имитируется разбивкой стены на прямоугольники или на полосы.

Рустованная часть фасада доходного дома на Адмиралтейской набережной в Ленинграде (1880-е гг., архитектор А. В. Иванов).

РУСЬ, Русская земля, в 9-10 вв. назв. гос. образования вост. славян на ср. Днепре. О существовании Р. свидетельствуют Константин Багрянородный в соч. "De administrando imperio" (10 в.), договоры Р. с Византией 10 в., показания рус. летописных сводов 11 -12 вв. Центрами Р. были Киев, Чернигов и Переяславль (Южный). Более поздние рус. летописные своды позволяют точнее наметить границы древней Рус. земли. По данным 11 -12 вв., в состав Рус. земли, кроме названных городов, входили Вышгород, Белгород, Торческ, Треполь, Богуславль, Корсунь, Канев, Шумск, Тихомль, Выгошев, Гнойница, Бужск. Это были бывшие племенные территории полян, части территорий северян и радимичей, возможно, сюда входили нек-рые земли улицей и вятичей. Границы Рус. земли указывают на то, что Р. была не племенным и не этническим, а политич. гос. образованием. Процесс классообразования на Р. и соседних терр. вост.-слав, племён, рост местной знати привели к образованию Др.-рус. гос-ва (см. Киевская Русь), получившего назв. по имени своего первоначального ядра - Р. Уже в нач. 12 в. под термином "Рус. земля" понимались (наряду с древней Рус. землёй) все слав, племена, населявшие Вост. Европу. Такой историко-географич. смысл термина встречается уже в "Повести временных лет": "Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Руская земля...". В нач. 13 в. назв. Р., Рус. земля стали применяться к сев.-вост. землям Др.-рус. гос-ва: Ростово-Суздальской и Новгородской. После монголо-тат. завоевания 1237-41 термин "Р." закрепился за этой терр., хотя в памятниках 13 - 14 вв. он встречается со значением более широким, имеющим в виду все земли, населённые вост. славянами. В 13 в. и позднее, когда связь между различными территориями б. Др.-рус. гос-ва сильно ослабла, появляются новые названия: Белая Р., Малая Р., Чёрная Р. Эти новообразования имели свои территории и ист. судьбы. Термин "Р." стал также основой понятия "русский", "русские".

Лит.: Шахматов А. А., Древнейшие судьбы Русского племени, П., 1919; Л ю б а в с к и й М. К., Образование основной государственной территории великорусской народности, Л., 1929; Насонов А. Н., "Русская земля" и образование территории Древнерусского государства, М., 1951; П а ш у т о В. Т., Образование Литовского государства, М., 1959.

"РУСЬКА БЕСIДА", украинский музыкально-драматич. передвижной театр. Создан в 1864 при товариществе "Руська бесiда" во Львове. Выступал в городах и сёлах Галиции и Буковины. Большое значение для успешной деятельности театра имела работа (в разные годы) актёров: Т. Ф. Романович, И. В. Биберовича, М. Л. Кропивницкого, М. К. Заньковецкой, Н. К. Садовского, И. Д. Стадника. В репертуар наряду с произв. укр. драматургов - М. Л. Кропивницкого, И. К. Карпенко-Карого, М. П. Старицкого, Г. Ф. Квитки-Основьяненко, И. П. Котляревского, включались пьесы Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, А. В. Сухове- Кобылина, А. П. Чехова, М. Горького, Г. Ибсена и др. Ставились оперы Н. В. Лысенко, Н. Н. Аркаса, Д. В. Сичинского, П. И. Чайковского, С. Монюшко, Б. Сметаны, Дж. Пуччини, Дж. Верди, Ж. Бизе. В состав труппы входили артисты: Ф. Н. Лопатинская, И. Д. Рубчак, Е. А. Рубчакова, В. М. Юрчак, С. Стадникова, А. М. Буч-ма, Л. Курбас и др. Под разными назв. театр работал до 1924.

Лит.: Чарнецький С., Нарис icтоpii украшського театру в Галичинi, в его кн.: Вибране, Льв!в, 1959.

РУТА (Ruta), род растений сем. рутовых. Многолетние травы и полукустарники. Листья испещрены просвечивающими желёзками, содержащими ароматич. эфирные масла. Цветки 4-5-членные, в полузонтичных соцветиях. Плод - 4-5-гнёздная коробочка. Ок. 60 видов, гл. обр. в Средиземноморье и в умеренном поясе Азии. В СССР 1 вид - Р. душистая (R. graveolens); растёт в Крыму, по каменистым склонам; ядовита. Содержит 0,1-0,15% эфирных масел, флавоноид рутин, а также фурокумарины. В нек-рых странах Р. культивируют как пряное и лекарственное растение.

РУТЕНБЕРГ (Ruthenberg) Чарлз Эмиль (9.7.1882-2.3. 1927), деятель рабочего движения США. Род. в Кливленде, шт. Огайо, в семье рабочего. В 1909 вступил в Социалистич. партию, был одним из руководителей её левого крыла. В 1912 ред. газеты "Кливленд сошиалист" ("Cleveland Socialist"). В 1913-19 секретарь кливлендской орг-ции Социалистич. партии. В годы 1-й мировой войны 1914-18 разоблачал империалистич. характер войны и выступал против участия в ней США. Был гл. автором манифеста Социалистич. партии (1917), явившегося программой борьбы против войны и политики классового сотрудничества, проводившейся правыми лидерами партии и профсоюзов. После Окт. революции 1917 активно участвовал в борьбе против антисов. интервенции.

Р.- организатор Коммунистич. партии Америки (КПА). На учредит, съезде КПА (сент. 1919) был избран её ген. секретарём. В 1920 избран чл. Исполкома Коминтерна. В 1921-23 секретарь ЦК Объединённой коммунистич. партии Америки и секретарь ЦК Рабочей партии Америки (РПА). На 3-м съезде РПА (30 дек. 1923-1 янв. 1924) был избран секретарём ЦК единой Рабочей (коммунистической) партии Америки. Р. неоднократно подвергался суд. преследованиям и тюремному заключению. Умер в тюрьме. Согласно воле Р., его прах перевезён в Сов. Союз. Похоронен на Красной площади у Кремлёвской стены.

Лит.: Джонсон С., День грядет, пер. с англ., М., 1963 (лит.).

РУТЕНИЙ (лат. Ruthenium), Ru, хим. элемент VIII группы периодич. системы Менделеева, ат. номер 44, ат. масса 101,07; один из платиновых металлов.

РУТИЛ (от лат. rutilus - изжелта-красный, ярко-красный, отливающий золотом), минерал, одна из трёх полиморфных модификаций двуокиси титана ТiO2. В виде примесей содержит Fe, Cr, иногда V, Nb, Та. Структура Р. отличается от двух др. модификаций ТiO2(анатаза и брукита) характером сочетания октаэд-рич. групп [ТiO6], к-рые связаны между собой двумя общими рёбрами, образуя цепочки, параллельные оси с; последняя лежит в плоскости, соответствующей слоям плотнейшей гексагональной упаковки. Кристаллизуется в тетрагональной системе. По электрич. свойствам Р.- полупроводник, по магнитным - антиферромагнетик. Тв. по минералогия, шкале 6-6,5; плотность 4200-5600 кг/л3 (у разностей, содержащих Nb и Та). Чистый Р. бесцветен, но благодаря наличию примесей почти всегда бывает окрашен в различные тона.

Р.- распространённый акцессорный минерал горных пород; в пегматитах и гидротермальных жилах встречается в виде крупных призматич. или игольчатых кристаллов. Пром. значение как важные титановые руды имеют рутилоносные кварциты, хлоритовые, графитовые и др. с