БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

21681190235521335092013. Церковь Петра и Павла в Кожевниках в Новгороде. 1406. 4, Благовещенский собор в Московском Кремле. 1484-89. Достроен в 1562-64. 5. "Чудо о Флоре и Лавре". Икона московской школы. Конец 15 в. 6. Андрей Рублёв. Икона "Спас". Ок. 1410-20. 7. Церковь Богоявления в селе Красном Костромской области. 1592. 8. Митрополичьи палаты (Соборный дом) в Ярославле. 1680-е гг. 9. П. С о л а р и. Угловая Арсенальная (Собакина) башня Московского Кремля. 1492-93. (5, 6 - Третьяковская галерея, Москва.)

К ст. РСФСР. 1. А. М. Матвеев. Портрет А. П. Голицыной. 1728. Собрание Голицыных. Москва. 2. Ф. С. Рокотов. Портрет В. И. Майкова. Ок. 1766. 3. В. А. Т р о п и н и н. "Крестьянин, обстругивающий костыль". 1834. 4. А. Г. Венецианов. "Захарка". 1825. 5. С. Ф. Щедрин. "На острове Капри". 1826. 6. А. П. Л о с е н к о. "Прощание Гектора с Андромахой". 1773. Фрагмент. 7. П. А. Федотов. "Сватовство майора". 1841. 8. Д. Г. Левицкий. Портрет Е. И. Нелидовой. 1773. 9. К. П. Брюллов. "Последний день Помпеи". 1830-33. Фрагмент. 10. А. А. Иванов. Группа апостолов. Фрагмент картины "Явление Христа народу". 1837-57. (2-6, 7, 10 - Третьяковская галерея, Москва; 8,9 - Русский музей, Ленинград.)

К ст. РСФСР. 1. И. И. Шишкин. "Лесные дали". 1884. 2. В. И. Суриков. "Покорение Сибири Ермаком". 1895. 3. В. Г. П е р о в. "Сельский крестный ход на пасхе". 1861. 4. В. В. Верещагин. "Смертельно раненный". 1873. 5. И. И. Левитан. "Владимирка". 1892. 6. В. А. Серов. Портрет К. А. Коровина. 1891. 7. В. Е. Маковский. "На бульваре". 1886-87. 8. Ф. А. М а л я в и н. "Две девки".. 1910-е гг. 9. М. А. Врубель. "Царевна-Лебедь". 1900. 10. К. А. Коровин. "Пристань в Гурзуфе". 1914. 11. А. Н. Б е н у а. "Фантазия на версальскую тему". 1906. 12. П. П. К о н ч а л о в с к и и. "Агава". 1916. (1, 3-7, 9, 11, 12 - Третьяковская галерея, Москва; 2, 8, 10 - Русский музеи, Ленинград.)

К ст. РСФСР. 1. К. С. Петров-Водкин. "Девушка в сарафане". 1928. 2. В. Г. Ц ы п л а к о в. "В. И. Ленин в Смольном", 1947, Центральный музей В. И. Ленина. Москва. 3. Ю. И. Пименов. "Новая Москва". 1937. 4. М. В. Н е с т е р о в. Портрет Е. С. Кругликовой. 1938. 5. Б. В. Иогансон. "На старом уральском заводе" ("Урал демидовский"). 1937. в. С. В. Герасимов. "Зима". 1939. 7. П. Д. Корин. Александр Невский (средняя часть триптиха). 1942-43. 8. А. А. Пластов. "Полдень". 1961. 9. Д. Д. Ж и л и н с к и й. "Гимнасты СССР". 1964. (1, 8 - Русский музей, Ленинград; 3-7 - Третьяковская галерея, Москва.)

К ст. РСФСР. 1. Н. А. А н д р е е в. В. И. Ленин. Бронза. 1920. 2. С. Т. Конёнков. Маяковский. Гипс тонированный. 1947. Литературный музей. Москва. 3. И. Д. Ш а д р. Сеятель. Бронза. 1922. 4. С. Д. Л е б е д е в а. Портрет В. И. Мухиной. Гипс. 1939. 5. В. И. Мухина. Портрет И. Л. Хижняка. Бронза. 1942. 6. Н. В. Томский. Памятник М. В. Ломоносову перед университетом на Ленинских горах в Москве. Бронза, гранит. 1953. 7. Л. В. Шервуд. "Часовой". Гипс. 1933. 8. Л. Е. Кербель. Памятник К. Марксу в Карл-Маркс-Штадте (ГДР). Бронза. 1971. 9. Л. Ф. Л а н к и н е н. "Помор". Гранит. 1966. 10. Скульптор Е. В. Вучетич, архитектор Я. Б. Белопольский и др. Памятник-ансамбль воинам Советской Армии, павшим в боях с фашизмом. Трептов-парк. Берлин. Бронза, гранит. 1946-49. 11. М. Г. М а н и з е р. Зоя Космодемьянская. Бронза. 1942. (1, 3-5, 7, 9, 11- Третьяковская галерея, Москва.)

К ст. РСФСР. 1-10. Сцены из спектаклей: 1. "Шторм" В. Н. Билль-Белоцерковского. Театр им. МГСПС. 1925. 2. "Любовь Яровая" К. А. Тренёва. Малый театр. 1926. 3. "Дачники" М. Горького. Ленинградский Большой драматический театр им. М. Горького. 1939. 4. "Оптимистическая трагедия" В. В. Вишневского. Камерный театр. 1933. 5. "Фронт" А. Е. Корнейчука. Театр им. Евг. Вахтангова. 1942. 6. "Третья патетическая" Н. Ф. Погодина. МХАТ. 1958. 7. "Ричард III" У. Шекспира. Куйбышевский драматический театр им. М. Горького. 1962. 8. "Всё остаётся людям" С. И. Алёшина. Ленинградский академический театр драмы им. А. С. Пушкина. 1959. 9. "Золотая карета" Л. М. Леонова. Томский драматический театр. 1970. 10. "Человек со стороны" И. М. Дворецкого. Ленинградский театр им. Ленсовета. 1971.

К ст. РСФСР. 1-13. Кадры из фильмов: 1. "Броненосец „Потёмкин"". Реж. С. М. Эйзенштейн. 1925. 2. "Мать". Реж. В. И. Пудовкин. 1926. 3. "Чапаев". Реж. Г. Н. и С. Д. Васильевы. 1934. 4. "Юность Максима". Реж. Г. М. Козинцев и Л. 3. Тpayбepr. 1935. 5. "Весёлые ребята". Реж. Г. В. Александров. 1934. 6. "Человек с ружьём". Реж. С. И. Юткевич. 1938. 7. "Ленин в 1918". Реж. М. И. Ромм. 1939. 8. "Секретарь райкома". Реж. И. А. Пырьев. 1942. 9. "Коммунист". Реж. Ю. Я. Райзман. 1958. 10. "Баллада о солдате". Реж. Г. Н. Чухрай. 1959. 11. "Война и мир". Реж. С. Ф. Бондарчук. 1966-67. 12. "Любить человека". Реж. С. А. Герасимов. 1972. 13. "А зори здесь тихие...". Реж. С. И. Ростоцкий. 1972.

Артисты цирка демонстрировали свои достижения почти во всех зарубежных странах. В РСФСР также выступают артисты различных стран (США, Болгарии, Венгрии, ГДР, ДРВ, Индии, Италии, Китая, Мексики, Польши, ФРГ, Франции и мн. др.).

Кадры цирковых артистов готовит Гос. уч-ще циркового и эстрадного иск-ва в Москве (осн. 1926).

Лит.: Кузнецов Е., Арена и люди советского цирка, Л.- М.; 1947; его же, Цирк, 2 изд., М.- Л., 1971; Дмитриев Ю., Русский цирк, М., 1953; его же, Советский цирк, М., 1963; его же, Советский цирк сегодня, М., 1968.

Ю. А. Дмитриев.

Эстрада. Начало русского эстрадного иск-ва связано с представлениями скоморохов, к-рые были певцами, музыкантами, исполнителями сатирич. сценок, звукоподражателями, кукольниками, фокусниками и др. В 17 - нач. 18 вв. в оперно-балетные и драматические спектакли вводились вставные, преим. вокально-хореографич. номера (не связанные с осн. темой представления) - дивертисменты, позже они становятся самостоят, номерами в концертах. В дивертисментах участвовали крупнейшие оперные, балетные, драматич. артисты. Короткие рассказы, стихи и монологи исполняли в концертах М. С. Щепкин, П. С. Мочалов, П. М. Садовский, И. Ф. Горбунов, М. Н. Ермолова, В. Н. Давыдов и др.; обширную концертную деятельность вели оперные певцы П. И. Богатырёв, Ф. И. Шаляпин и др. В формировании рус. эстрады заметную роль сыграли нар. хоры - русские, цыганские и др. В 60-е гг. 19 в. среди хоровых коллективов, выступавших на эстраде, особую известность получили "Славянская капелла" Д. А. Агренева-Славянского, хор И. Молчанова, цыганский хор под управлением И. О. Соколова и др. Из солисток хоров вышли ставшие популярными В. В. Панина, Н. В. Пле-вицкая, А. Д. Вяльцева и др.; гармонист и частушечник П. Е. Невский, куплетисты П. Ф. Жуков и Н. Ф. Монахов и др. В кон. 19 в. эстрадные представления давались на нар. гуляньях, в увеселительных садах; отд. номера часто поднимались до уровня социальной сатиры. Концерты при участии артистов гос. и частных театров проводились в привилегированных клубах и собраниях.

Особое место заняли утвердившиеся в нач. 20 в. театры миниатюр, лучшие из которых - "Летучая мышь" (Москва) и "Кривое зеркало" (Петербург), ставили пародии, короткие инсценировки, небольшие пьесы. В них получили известность конферансье Н. Ф. Балиев, К. Э. Гибшман, А. Г. Алексеев.

После Окт. революции 1917 с большой остротой встал вопрос об удалении с эстрады элементов пошлости, эротики, к-рые имели место в прошлом, об использовании в сов. эстрадном иск-ве лучших демократич. традиций, создании нового репертуара. В Декрете СНК об объединении театрального дела (1919) указывалось, что и для эстрады обязательны адм. и художеств, требования органов Советской власти, руководящих учреждениями иск-ва. Эстрадные артисты выступали на фронтах Гражд. войны, в рабочих клубах, на заводах и фабриках.

В 20-е и 30-е гг. создаются эстрадные театры - мюзик-холлы в Москве, Ленинграде, Н. Новгороде, Ростове-на-Дону и др. городах, передвижные театры того же типа.

В репертуар сов. эстрады входят совр. публицистич. и сатирич. произведения. Сатирич. куплеты, монологи и песенки, направленные против врагов революции, мещан и обывателей, исполняют Б. С. Борисов, Н. П. Смирнов-Сокольский, И. С. Набатов, юморисгич. рассказы читает В. Я. Хенкин, оригинальные номера с куклами показывает С. В. Образцов, в своеобразной манере выступает Р. Зелёная. Песни разных народов исполняет И. П. Яунзем. Утверждается как самостоят, жанр иск-во художеств, чтения, представители к-рого ориентируются на классич. лит-ру и лучшие произв. сов. прозы и поэзии. Крупнейшие мастера этого жанра - А. Я. Закушняк, В. Н. Яхонтов, А. Г. Шварц, В. Н. Аксёнов, С. А. Кочарян, Д. Н. Журавлёв, В. А. Попова, С. М. Балашов, Я. М. Смоленский и др. Ведущие конферансье - М. Н. Гаркави, А. А. Менделевич, П. Г. Райский, Б. С. Врунов, парные конферансы и эстрадные дуэты - Л. Б. Миров и Е. П. Дарский (ныне дуэт Миров и М. В. Новицкий), А. И. Шуров и Н. Н. Рыкунин, П. В. Рыбаков и В. П. Нечаев, А. Б. Лифшиц и А. С. Левенбук и др. Созданные ещё в 20 - 30-е гг. джаз-оркестры (под рук. Л. О. Утёсова и др.) ищут и находят новые формы совр. сов. эстрадной музыки. Среди известных эстрадных певцов разных лет: Т. С. Церетели, К. Джапаридзе, И. Юрьева, Л. А. Русланова, М. Н. Бернес, К. И. Шульженко, Л. Г. Зыкина, Г. М. Велика-нова, Э. С. Пьеха, М. В. Кристалинская, И. Д. Кобзон, Э. А. Хиль и мн. др. Хореографич. иск-во эстрады обращается к спорту и нар. традициям, что нашло яркое отражение в творчестве артистов А. А. Редель и М.М. Хрусталёва, М. Эсамбаева и др. и в деятельности мн. танц. ансамблей. В эстрадных концертах принимают участие ведущие драматич., оперные и балетные артисты (И. В. Ильинский, И. А. Любезнов, Б. Т. Штоколов, М. М. Плисецкая и др.). Крупнейший артист сов. эстрады А. И. Райкин возглавляет с 1939 Ленингр. театр миниатюр. В 50-60-е гг. возникли новые коллективы: Саратовский театр миниатюр, Моск. театр миниатюр, мюзик-холлы в Москве и Ленинграде. С 1954 в Москве работает Театр эстрады. В 60-70-х гг. создаются многочисл. эстрадно-муз. ансамбли, на эстраде возрождается иск-во пантомимы (А. А. Елизаров и Др.), получают развитие номера, пришедшие с цирковой арены (Л. Г. Енгибаров и др.), с успехом выступают иллюзионисты. В 1960, 1962, 1963, 1964 и 1973 были проведены конкурсы артистов эстрады РСФСР.

Выступление Государственного эстрадного оркестра РСФСР под руководством Л. О. Утёсова.

Артистов эстрады выпускает спец. отделение (создано в 1961) Гос. уч-ща циркового и эстрадного иск-ва (Москва).

Лит.: Кузнецов Е., Из прошлого русской эстрады, М., 1958; Дмитриев Ю., Эстрада и цирк глазами влюбленного, М., 1971; Воображаемый концерт, [Л., 1971]. Ю. А. Дмитриев.

XVI. Кино

Первые киносеансы состоялись в Москве и Петербурге в 1896. С 1908 появились рус. кинофирмы: А. О. Дранкова (Петербург), А. А. Ханжонкова, И. Н. Ермольева (Москва) и др. Пионеры отечеств, кино обращались к нар. песням, лит. классике, рус. истории ("Стенька Разин и княжна", др. назв. "Понизовая вольница", 1908, реж. Б. Ромашков; "Оборона Севастополя", 1911, реж. В. М. Гончаров и А. А. Ханжонков). В 1911-13 режиссёр и оператор В. А. Старевич создал первые в мире объёмные мультипликац. ленты. Снимались научные и учебные фильмы. К 1914 игровые фильмы России достигли художеств, уровня лучших зап.-европ. и амер. картин. В "золотой фонд" тех лет вошли: "Дворянское гнездо" (1915, по И. С. Тургеневу, реж. В. Р. Гардин), "Наташа Ростова" (1915, по "Войне и миру" Л. Н. Толстого, реж. Гардин и Я. А. Протазанов), "Пиковая дама" (1916, по А. С. Пушкину) и "Отец Сергий" (1918, по Л. Н. Толстому) - оба реж. Протазанова, и др. картины, близкие реалистич. традициям рус. лит-ры и театра. Наряду с Протазановым и Гардиным, утверждавшими психологич. реализм в кино, и Е. Ф. Бауэром, поднявшим изобразит, культуру фильма, работали реж. П. И. Чардынин, А. Н. Уральский, Н. А. Салтыков и др. В их картинах снимались "звёзды" рус. экрана В. В. Холодная, И. И. Мозжухин, В. А. Полонский, О. И. Преображенская, И. Н. Перестиани и др. Высокую артистич. культуру внесли в кино театр, актёры В. В. Максимов, В. Г. Орлова и др. Сформировалась школа кинооператоров - А. А. Левицкий, Е. О. Славинский, Н. Ф. Козловский, П. В. Ермолов, Б. И. Завелёв, П. К. Новицкий, А. Г. Лемберг и др. Первые шаги делало документальное кино, показывая быт народов Востока, хронику жизни России. После Фсвр. революции 1917 возрос выпуск хроникальных фильмов, новые темы пыталось решить игровое кино - "Да здравствует свободная Русь!" (1917, реж. А. А. Чаргонин), "Революционер" (1917, реж. Бауэр) и др.

Кадры из фильмов: 1. "Оборона Севастополя". Реж. В. М. Гончаров и А. А. Ханжонков. 1911. 2. "Жизнь за жизнь". Реж. Е. Ф. Бауэр. 1916. 3. "Отец Сергий". Реж. Я. А. Протазанов. 1918.

Подлинное обновление рус. кино началось после Окт. революции 1917; В. И. Ленин, партия и Сов. пр-во придавали киноиск-ву большое значение. Руководящие органы сов. кинематографии -Моск. и Петрогр. кинокомитеты - проделали значит, работу по организации кинопроиз-ва и проката фильмов. В 1919 по пост. СНК РСФСР фотографич. и кинематографич. торговля и пром-сть были переданы в ведение Наркомата просвещения. Национализацию кино дела осуществлял созданный в том же году Всеросс. фотокиноотдел (ВФКО). Стали выпускаться игровые агитфильмы: "Уплотнение" (реж. А. П. Пантелеев), "Восстание" (реж. А. Е. Разумный), "О попе Панкрате, тётке Домне и явленной иконе в Коломне" (реж. Н. Ф. Преображенский, по басне Д. Бедного) - все в 1918, "Чем ты был?" (1919, реж. Ю. А. Желябужский), "На Красном фронте" (1920, реж. Л. В. Кулешов). Частные киноателье, находившиеся под контролем гос-ва, выпустили ряд значит, картин: "Барышня и хулиган" (1918, по сценарию и при участии Маяковского, реж. Е. О. Славинский), "Поликушка" (1919, по Л. Н. Толстому, реж. А. А. Санин, в гл. роли - И. М. Москвин) и др.

Наряду с режиссёрами активно участвовали в строительстве молодой сов. кинематографии операторы, художники, актёры рус. дореволюц. кинематографа. В 1920 создана первая экранизация повести М. Горького "Мать" (реж. Разумный), в 1921- историко-революц. фильм "Серп и молот" (реж. Гардин). Широкое развитие получила кинохроника. В 1918-19 выходил периодич. хроникальный сов. киножурнал "Кинонеделя". Начало образной кинопублицистике положили первые выпуски революц. кинохроники, документальный полнометражный фильм реж. Д. Вертова "История гражданской войны" (1922) и др. По инициативе В. И. Ленина в 1920 созданы первые науч. фильмы о внедрении новой техники в области добычи торфа.

В 1922 по пост. СНК РСФСР прокат и кинопроиз-во от ВФКО перешли к "Госкино" (адм. хозрасчётное учреждение, к-рому было предоставлено монопольное право проката фильмов на всей терр. РСФСР). В 1923 картиной "На крыльях ввысь" начала деятельность одна из кинофабрик "Госкино" (с 1935 "Мосфильм"), в 1924 - кинофабрика "Межрабпом-Русь" (с 1936 "Союздет-фильм", с 1948 Центр, студия детских и юношеских фильмов им. М. Горького). Мастера первого поколения сов. кинорежиссёров - С. М. Эйзенштейн, В. И. Пудовкин, Вертов, Кулешов, Ф. М. Эрмлер - новаторски осваивали революц. проблематику. Фильмы Эйзенштейна "Стачка", "Броненосец „Потёмкин"" (оба в 1925), "Октябрь" (1927) воссоздавали образ революц. народа, показанного художественно ёмко, масштабно, с документальной достоверностью. Пудовкин первый среди кинематографистов обратился к системе К. С. Станиславского. В фильмах "Мать" (1926, по Горькому), "Конец Санкт-Петербурга" (1927), "Потомок Чингис-хана" (1929) он стремился показать внутр. мир человека, захваченного революц. преобразованием жизни. Эйзенштейн и Пудовкин заложили основы теории киноиск-ва, глубоко осмыслили проблемы монтажа. К реалистич. показу совр. жизни пришли ленингр. реж. Г. М. Козинцев и Л. 3. Трауберг. Лучшая их работа в период "немого" кино - историко-революц. фильм "Новый Вавилон" (1929). Среди фильмов, поев, революц. тематике: "Дворец и крепость" (1924, по мотивам романа "Одеты камнем" О. Форш, реж. А. В. Ивановский), "Сорок первый" (1927, по Б. А. Лавренёву, реж. Протазанов), "Москва в Октябре" (1927, реж. Б. В. Барнет). Ряд фильмов, отличавшихся жанровым и стилистич. многообразием, освещал актуальные вопросы быта и социалистич. строительства: "Кружева" (1928) и "Чёрный парус" (1929) С. И. Юткевича, "Катька - Бумажный ранет" (1926), "Парижский сапожник" (1928) и "Обломок империи" (1929) Эрмлера, сатирич. и бытовые комедии "Дом на Трубной" (1928) Барнета, "Закройщик из Торжка" (1925) и "Дон Диего и Пелагея" (1928) Протазанова, "Два друга, модель и подруга" (1928) А. Д. Попова, и др. Фильмами на совр. сюжеты дебютировали режиссёры Е. В. Червяков, И. А. Пырьев, М. С. Донской, С. Д. и Г. Н. Васильевы, В. М. Петров, А. Г. Иванов, А. Г. Зархи, И. Е. Хейфиц, А. М. Роом, Ю. Я. Райзман. Заметное место в репертуаре 2-й пол. 20-х гг. отводилось экранизациям рус. классики и произв. зарубежных писателей: "Коллежский регистратор" (1925, по повести "Станционный смотритель" Пушкина, реж. Желябужский), "Чины и люди" (1929, по рассказам А. П. Чехова, реж. Протазанов), "По закону" (1926, по рассказу "Неожиданное" Лондона, реж. Кулешов), "Привидение, которое не возвращается" (1929, по новелле "Свидание, которое не состоялось" Барбюса, реж. Роом) и др. Успешно работали: операторы - А. Д. Головня, Л. В. Косматое, А. Н. Москвин, сценаристы - Н. Ф. Агаджанова, Н. А. Зархи. С. А. Ермолинский, Б. Л. и О. Л. Леонидовы, Л. В. Никулин, В. К. Туркин, Ю. Н. Тынянов, В. Б. Шкловский и др. Зачинателями сов. мультипликац. кино были В. С. и 3. С. Брумберг, А. И. Бушкин, А. В. Иванов, И. П. Иванов-Вано, Ю. А. Меркулов, А. Л. Птушко, В. Г. Сутеев, Н. П. Ходатаев, М. М. Цехановский и др.

Науч. и уч. фильмы выпускала кинофабрика "Культкино". Во 2-й пол. 20-х гг. лучшими фильмами хроникально-документального кино стали: "Шагай, Совет!", "Шестая часть мира" (оба в 1926, реж. Вертов), "Турксиб" (1929, реж. В. А. Турин), новаторские архивно-документальные фильмы реж. Э. И. Шуб "Падение династии Романовых" (1927), "Россия Николая II и Лев Толстой" (1928) и др.

Мастера кино успешно осваивали метод социалистич. реализма. Этот важный творческий процесс совпал с введением звука в кино. С помощью отечеств, аппаратуры (изобретатели П. Г. Тагер и А. Ф. Шорин) были сняты первые звуковые фильмы "Путёвка в жизнь" (1931, реж. Н. В. Экк) и "Златые горы" (1931, реж. Юткевич). Этапным произведением сов. киноиск-ва стал фильм бр. Васильевых "Чапаев" (1934, в гл. ролях: Б. А. Бабочкин -Чапаев, Б. В. Блинов - Фурманов). Воскрешая революц. романтику прошлого, эта нар. эпопея продолжает сохранять огромное воспитат. значение и служит образцом простоты и ясности, реалистич. изображения образов-характеров. Ист.-революц. теме были поев, картины: "Окраина" (1933, реж. Барнет), трилогия-"Юность Максима" (1935), "Возвращение Максима", (1937), "Выборгская сторона" (1939), реж. Козинцева и Трауберга (в роли Максима - Б. П. Чирков), "Мы из Кронштадта" (1936, реж. Е. Л. Дзиган), "Депутат Балтики" (1937, реж. Зархи и Хейфиц, в роли Полежаева - Н. П. Черкасов), "Последняя ночь" (1937, реж. Райзман). Крупнейшим достижением стали фильмы о В. И. Ленине: "Ленин в Октябре" (1937) и "Ленин в 1918 году" (1939) реж. М. И. Ромма и "Человек с ружьём" (1938) реж. Юткевича. В первых двух фильмах образ Ленина создал Б.В.Щукин, в последнем - М. М. Штраух. Начиная с фильма "Встречный" (1932, реж. Эрмлер и Юткевич) были созданы правдивые, идейно и художественно зрелые картины о современности: "Крестьяне" (1935, реж. Эрмлер), "Партийный билет" (1936, реж. Пырьев), "Великий гражданин" (1938-39, реж. Эрмлер), "Член правительства" (1940, реж. Зархи и Хейфиц), "Машенька" (1942, реж. Райзман). Значит, успех имели фильмы С. А. Герасимова, поев. сов. молодёжи: "Семеро смелых" (1936), "Комсомольск" (1938), "Учитель" (1939). Красной Армии и флоту поев, картины: "Лётчики" (1935, реж. Райзман), "Тринадцать" (1937, реж. Ромм), "На границе" (1938, реж. Иванов), "Фронтовые подруги" (1941, реж. В. В. Эйсымонт), "Валерий Чкалов" (1941, реж. М. К. Калатозов) и др. Ставились антифаш. фильмы: "Профессор Мамлок" (1938, по пьесе Ф. Вольфа, реж. Г. М. Раппапорт и А. И. Минкин), "Болотные солдаты" (1938, реж. А. В. Мачерет), "Семья Оппенгейм" (1939, по Л. Фейхтвангеру, реж. Г. Л. Рошаль). Новые, принципиальные достижения сов. кинокомедии связаны с новаторскими поисками её мастеров (см. Кинокомедия). Г. В. Александров создал муз. кинокомедии "Весёлые ребята" (1934), "Цирк" (1936), "Волга-Волга" (1938), "Светлый путь" (1940). Дарование режиссёра Пырьева проявилось в муз.-бытовых комедиях "Богатая невеста" (1938), "Трактористы" (1939), "Свинарка и пастух" (1941). Сатирич. комедии "Счастье" (1935) и "Чудесница" (1937) созданы реж. А. И. Медведкиным. Комедии ставили также К. К. Юдин - "Девушка с характером" (1939), Ивановский - "Музыкальная история" (1940), "Антон Иванович сердится"(1941) и др. Получил развитие приключенческий жанр: "Джульбарс" (1936, реж. В. А. Шнейдеров), "Ошибка инженера Кочина" (1939, реж. Мачерет), "Мужество" (1939, реж. Калатозов) и др. Значит, роль в патриотич. воспитании народа в предвоен. годы сыграли фильмы "Пётр I" (1937-39, реж. В. М. Петров), "Александр Невский" (1938, реж. Эйзенштейн), "Суворов" (1941, реж. Пудовкин). В 30-х гг. успешно осуществлялась экранизация произв. классич. лит-ры: "Гроза" (1934, реж. Петров), "Бесприданница" (1937, реж. Протазанов)- по пьесам А. Н. Островского, "Иудушка Головлёв" (1934, по М. Е. Салтыкову-Щедрину, реж. Ивановский), трилогия о Горьком ("Детство Горького", 1938, "В людях", 1939, "Мои университеты", 1940, реж. Донской), "Маскарад" (1941, по М. Ю. Лермонтову, реж. Герасимов), были поставлены картины для детей: "Дети капитана Гранта" (1936, по Ж. Верну, реж. В. П. Вайншток), "Белеет парус одинокий" (1937, по В. П. Катаеву, реж. В. Г. Легошин), "Дума про казака Голоту" (1937, по А. П. Гайдару, реж. И. А. Савченко), "Тимур и его команда" (1940, по Гайдару, реж. Разумный); фильмы-сказки: "По щучьему велению" (1938, реж. А. А. Роу), "Золотой ключик" (1939, реж. Птушко). Созданы мульти-пликац. картины: "Новый Гулливер" (1935, реж. Птушко), "Колобок" (1937, реж. В. Г. Сутеев), "Мойдодыр" (1939, реж. Иванов-Вано) и др. Богатейшие возможности звукового кино способствовали расцвету творческих дарований актёров, большое значение приобрела и кинодраматургия. Лучшие фильмы 30-х гг. поставлены по сценариям М. Ю. Блеймана, М. В. Болынинцова, К. Н. Виноградской, Е. И. Габриловича, Г. Э. Гребнера, О. Л. Леонидова, П. А. Павленко, Е. М. Помещикова, Л. Н. Рахманова, Б. Ф. Чирскова, Б. В. Шкловского и др. Музыка к фильмам, созданная композиторами Д. Д. Шостаковичем, И. О. Дунаевским, Д. Б. Кабалевским, В. В. Щербачёвым, Н. В. Богословским и др., стала одним из важнейших выразит, средств кино. Одновременно кинематограф явился мощным пропагандистом и распространителем массовой песни (см. Киномузыка). В 1930-35 было выпущено 176 художеств, фильмов (78 звуковых, 98 "немых"), в 1936-40-196 звуковых.

Получили известность документальные картины "Три песни о Ленине", "Челюскин" (обе в 1934), "Будем, как Ленин", "Испания" (обе в 1939), "День нового мира" (1940). Сформировалась самобытная школа сов. научно-популярного кино (реж. А. М. Згуриди, Б. Г. Долин и др.), регулярно выпускается киножурнал "Наука и техника".

В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 вслед за первыми "Боевыми киносборниками" были созданы высокопатриотич. произведения, сыгравшие большую воспитат. и мобилизующую роль: "Секретарь райкома" (194