БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201


1,3


1,5
лен-долгунец


1,0


1,5


1 ,4


1,0


0,6
конопля


0,5


0,4


0,3


0,2


0,1
подсолнечник


0,9


2,5


2,3


2,3


2,7
соя


-


0,2


0,3


0,4


0,8
Картофель


2,1


4,1


5,0


5,1


4,5
Овощи


0,3


0,8


0,7


0,7


0,7
Кормовые культуры


1,4


10,4


11,8


37,3


37,6

1. Иркутская область. Транссибирская магистраль. 2. Ульяновская область. На полях совхоза им. Н. К. Крупской. 3. Краснодарский край. Красноармейский хлебоприёмный пункт. 4. Красноярский край. Строительство магистрального канала Тубинской оросительной системы на полях совхоза "Енисейский" Минусинского района. 5. Хакасская автономная область. На пастбище овцеводческого совхоза "Борец". 6. Рязанская область. Сбор ягод в совхозном саду.

Из др. зерновых культур возделываются рожь, кукуруза, просо, гречиха, рис. По валовому сбору этих культур (за исключением кукурузы) РСФСР занимает ведущее место в стране. Республика даёт (1974) св. 2/3 валового сбора ржи (11 млн. т), более 1/2 проса (1,7 млн. т) и риса (0,97 млн. га), 3/5 гречихи (0,6 млн. то) и зернобобовых (5,5 млн. т). Произ-во кукурузы на зерно составляет 2,1 млн. т. Рожь и гречиха - типичные культуры Нечернозёмной зоны. Просо возделывается гл. обр. в лесостепной и степной зонах (выделяются Поволжье и Центральночернозёмный р-н). Наибольшие валовые сборы зернобобовых - в Поволжье и Центральночернозёмном р-не. Рис выращивают на Сев. Кавказе (низовья pp. Кубани, Терека и др.), в Поволжье (Волго-Ахтубинская пойма и др.) и на Д. Востоке (Приханкайская низм.). В лесостепной и степной зонах наряду с пшеницей возделывают также технич. культуры-сах. свёклу и подсолнечник. К В. от Волги озимая пшеница замещается яровой, а площади под техническими культурами становятся меньше. В лесной зоне велика роль ржи и льна-долгунца.

На РСФСР приходится св. 2/5 посевной площади технич. культур, св. 1/2 картофеля и овоще-бахчевых культур, ок. 3/5 кормовых культур всего Сов. Союза. Республика даёт (1974) 41% валового сбора льноволокна - 167 тыс. то, 1/2 подсолнечника - 3,4 млн. га, св. 1/4 сах. свёклы - 20,4 млн. то, ок. 1/2 картофеля- 39,6 млн. то, 43% овощей - 10,8 млн. то. Осн. р-ны возделывания: льноволокна (урожайность 2,6 ц с 1 га) - Центр, р-н (ок. 60% валового сбора) и Северо-Запад (более 25%); подсолнечника (урожайность 12,8 ц с 1 га) - Сев. Кавказ (ок. 50% ) и Центральночернозёмный р-н (17% ); сах. свёклы (урожайность 134 ц с 1 га) - Центральночернозёмный р-н (более 40% ) и Сев. Кавказ (св. 30%); картофеля (урожайность 89 ц с 1 га) - Центр, р-н (ок. 25%); овощей (урожайность 142 ц с 1 га) - Центр, р-н (21,5%) и Сев. Кавказ (более 20%).

В РСФСР сосредоточено (1974) 30% площади плодово-ягодных и виноградных насаждений страны - ок. 1,5 млн. га, в т. ч. под виноградниками 0,2 млн. га. Валовой сбор плодов и ягод составляет 2,4 млн. то (30,2% всего сбора в стране), а винограда 0,7 млн. га (ок.15%). По возделыванию плодов и ягод выделяются Сев. Кавказ и Центр, р-н, виноградники почти целиком сосредоточены на Северном Кавказе.

На РСФСР приходится (1974) ок. 1/4 всей площади орошаемых земель страны- 3,3 млн. га и более 30% осушенных земель - 4,2 млн. га. Орошаемые земли сосредоточены на Сев. Кавказе (св. 45% ) и в Поволжье (24%), осушенные - на Северо-Западе (св. 26%), в Центр, р-не (св. 22%) и на Д. Востоке (св. 11%). Орошаемые земли используются гл. обр. под посевы кормовых и зерновых культур, картофеля и овоще-бахчевых культур, под сенокосы и пастбища. Посевы кормовых культур на орошаемых землях имеются во всех экономич. р-нах. На Сев. Кавказе и Д. Востоке ведущая роль принадлежит зерновым культурам; в Центр, р-не, на Урале на 1-м месте находятся картофель и овоще-бахчевые культуры. Сенокосы и пастбища на орошаемых землях преобладают в Волго-Вятском и Центральночернозёмном р-нах и в Зап. и Вост. Сибири. Намечено ускорить освоение Волго-Ахтубинской поймы для развития овощеводства, бахчеводства и рисосеяния. Продолжается стр-во крупных водохоз. объектов Куйбышевской оросит, системы, а также в зонах Большого Ставропольского и Саратовского каналов. Создан Николаевский гидроузел на р. Дон, будет расширен Донской магистральный канал. Сооружаются инж. системы под посевы риса в Краснодарском крае, Астраханской и Ростовской областях, Приморском крае.

Животноводство. Обширные сенокосные и пастбищные угодья - 86,4 млн. га (1974), а также значит, посевная площадь под кормовыми культурами создают благоприятные условия для животноводства. В РСФСР находится более 1/2 поголовья кр. рог. скота страны, 1/2 свиней, 45% овец и коз, всё поголовье сев. оленей, 55% птицы (см. табл. 9).

Табл. 9. - Поголовье скота (в хозяйствах всех категорий на начало года), млн, голов





1916


1941


1951


1961


1975
Кр. рог. скот


33


27,8


30,2


38,2


56,5
в т. ч. коровы


17,3


14,2


13,3


17,9


21,8
Свиньи


11,3


12,1


11,9


29,4


36,5
Овцы и козы


47,0


51,2


46,2


65,4


68,7
Сев. олени


-


1,9


2,1


2,1


2,3

Б. ч. поголовья кр. рог. скота, свиней, сев. оленей, птицы сосредоточена в совхозах и др. гос. х-вах, а овец - в колхозах. Довольно значит, поголовье скота находится в личных подсобных х-вах колхозников, рабочих, служащих. Самое многочисленное поголовье кр. рог. скота- в Поволжье, Центр, р-не и Зап. Сибири (взятые вместе - более 40% ), свиней - на Сев. Кавказе, в Поволжье и Центральночернозёмном р-не (более 50%), овец и коз - в Поволжье, на Сев. Кавказе и в Вост. Сибири (более 60% ), сев. оленей - на Д. Востоке (57%), птицы - в Центр, р-не, на Сев. Кавказе и в Поволжье (ок. 50%).

РСФСР даёт более 1/2 всего мяса в стране - 7,3 млн. m в убойном весе (1974), св. 1/2 молока - 48,8 млн. то, почти 3/5 яиц - 32 млрд. щт. и ок. 1/2 шерсти - 228 тыс. то. По произ-ву мяса выделяются Поволжье, Сев. Кавказ и Центр, р-н (взятые вместе - ок. 50%), молока - Центр, р-н, Поволжье и Зап. Сибирь (более 47%), яиц - Центр, р-н, Поволжье и Сев. Кавказ (почти 50%), шерсти - Сев. Кавказ, Поволжье и Вост. Сибирь (более 72% ).

Осуществляются мероприятия по созданию прочной кормовой базы для животноводства. Значительно повышается урожайность и увеличивается произ-во зернобобовых и зернофуражных культур, корнеплодов, многолетних и однолетних трав, силосных культур. Динамика гос. закупок продуктов с. х-ва показана в табл. 10.

Табл. 10. - Государственные закупки сельскохозяйственых продуктов





1940


1960


1970


1974
Зерновые культуры, млн. т


24,2


29,5


45,7


43,0
Семена подсолнечника, млн. m


0,9


1,2


2,3


2,6
Сах. свёкла, млн. m


3,0


18,3


21,4


18,7
Скот и птица в живом весе, млн. m


1,2


4,3


6,4


8,2
Молоко, млн. m


4,2


14,9


25,3


30,3
Яйца, млрд. шт.


1,5


3,9


11,2


19,2
Шерсть, тыс. m


68,0


166,0


217,0


251

Сельское хозяйство РСФСР, как и др. союзных республик, развивается по линии интенсификации произволе т-в а на базе химизации, комплексной механизации земледелия и животноводства, широкой мелиорации земель. Вместе с тем намечено улучшение размещения, углубление специализации и усиление концентрации произ-ва, более рациональное использование с.-х. угодий, техники, трудовых ресурсов колхозов и совхозов. Важную роль играет создание вблизи городов крупных гос., колх. и межколх. комплексов по произ-ву продукции животноводства на пром. основе, а также птицефабрик. В связи с науч.-технич. прогрессом характерным становится развитие производств, контактов между с.-х. и пром. предприятиями, возникновение агропромышленных комплексов и объединений.

Разработана программа развития с. х-ва Нечернозёмной зоны, к-рая включает Сев.-Зап., Центральный и Волго-Вятский экономич. р-ны, Калининградскую, Свердловскую и Пермскую области, Удмуртскую АССР. Велика роль Нечернозёмной зоны в с. х-ве: занимая 9,1% площади с.-х. угодий страны, она даёт 15% валовой продукции с. х-ва, специализируясь на молочном животноводстве, произ-ве картофеля, овощей, льноволокна. С.-х. произ-во в Нечернозёмной зоне затруднено невысоким естеств. плодородием земель, их переувлажнённостью и заболоченностью, распылённостью землепользования и т. п. Поэтому в пост. ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР (1974) "О мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР" мелиорация и химизация выступают как основа повышения плодородия земель, урожайности всех с.-х. культур, продуктивности естеств. кормовых угодий. Вместе с развитием с.-х. произ-ва в Нечернозёмной зоне намечены и соци-ально-экономич. мероприятия: жилищное стр-во, улучшение мед., бытового и торг, обслуживания сел. населения, дорожное стр-во и т. п.

Транспорт. Терр. разделение труда внутри РСФСР, взаимные связи между отраслями нар. х-ва и между экономич. р-нами обеспечиваются всеми видами совр. транспорта, к-рый выполняет 69% общего грузооборота страны - 3388 млрд. т/км (1974). На РСФСР приходится ок. 3/5 протяжённости жел. дорог общего пользования - 78,9 тыс. км (1974), более 2/5 автомоб. дорог с твёрдым покрытием - 273 тыс. км, св. 4/5 внутр. водных путей сообщения - 126 тыс. км, 4/5 магистральных трубопроводов (нефте- и нефтепродуктопроводов)- 42 тыс. км. За 1941-74 сеть жел. дорог увеличилась в 1,3 раза, внутренних водных путей сообщения примерно в 1,4 раза, автомобильных дорог с твёрдым покрытием более чем в 4 раза, а магистральных трубопроводов более чем в 22 раза. На 1 янв. 1975 на 10 тыс. км2 территории приходилось: жел. дорог 46 км, внутр. водных путей сообщения 74 км, автомоб. дорог с твёрдым покрытием 160 км, магистральных трубопроводов 28 км. Густота трансп. сети постепенно уменьшается при переходе от Европ. части к вост. р-нам. Наиболее высокие темпы роста грузооборота характерны для трубопроводного и автомобильного транспорта. Однако в структуре грузооборота ведущее положение сохраняет ж.-д. транспорт. В 1974 его доля составила 61,8% , речного 5,9%, автомобильного 5%, морского 13,6%, трубопроводного 13,6% . В отличие от др. союзных республик для РСФСР характерно явное преобладание внутри-респ. перевозок (9/ю всего отправления и прибытия грузов).

Ж.-д. транспорт выполняет осн. функции по обслуживанию межрайонных экономич. связей, обеспечивая ок. 2/3 грузооборота - 2097 млрд. т/км и более 3/5 пассажирооборота. Наряду с жел. дорогами общего пользования имеются ж.-д. подъездные пути (87 тыс. км), но их грузооборот невелик. Наиболее густая ж.-д. сеть в Центральном, Центральночернозёмном, Северо-Кавказском и Волго-Вятском р-нах, в Поволжье и на Урале. Крупнейшие магистрали, к-рые связывают Центр, р-н с др. экономич. р-нами РСФСР и союзными республиками: Москва-Куйбышев - Челябинск - Омск - Новосибирск - Красноярск-Иркутск - Хабаровск - Владивосток (Транссибирская), Москва - Пермь - Свердловск, Москва - Оренбург - Ташкент, Москва - Ленинград - Мурманск, Москва - Вологда - Архангельск, Москва - Минск - Брест, Москва - Киев - Одесса, Москва - Харьков - Севастополь, Москва - Ростов-на-Дону - Баку. За годы Сов. власти, особенно после Великой Отечеств, войны 1941-45, созданы многие жел. дороги: Коноша - Котлас - Воркута, Обозер-ская - Беломорск, Свияжск - Ульяновск - Сызрань - Саратов - Илов-ля, Астрахань - Кизляр, Магнитогорск - Целиноград - Барнаул - Новокузнецк - Абакан - Тайшет (Южносибирская), Айдырля - Тобол - Куста-най - Кокчетав - Карасук - Барнаул (Среднесибирская), Тайшет - Братск - Усть-Кут, Комсомольск-на-Амуре - Сов. Гавань и др. Они дали возможность вовлечь в пром. оборот новые сырьевые и топливно-энергетич. ресурсы, усилили наиболее грузонапряжённые направления, связали между собой отд. магистрали. Протяжённость жел. дорог, переведённых на электровозную и тепловозную тягу, составляет 72,7 тыс. км (1974), или 92% всей ж.-д. сети. Электрифицированы магистрали с наиболее интенсивным грузовым движением, участки жел. дорог с трудным профилем пути, а также пригородные линии с густым пассажирским движением. Важнейшие из них: Москва - Куйбышев -Челябинск - Новосибирск - Иркутск - Слюдянка, Москва- Горький - Пермь - Свердловск, Москва - Ленинград, Москва - Киев, Москва - Харьков, Москва - Ростов-на-Дону - Туапсе - Тбилиси и др., пригородные участки Московского, Ленинградского, Свердловского, Куйбышевского, Новосибирского и др. ж.-д. узлов.

В 1974 ж.-д. транспортом отправлено 1980 млн. т грузов, в основном кам. угля и кокса, нефт. грузов, чёрных металлов, лесных, хлебных грузов, минеральных стройматериалов и минеральных удобрений. В целом по РСФСР отправление грузов несколько превышает прибытие. На Северо-Западе, в Поволжье, на Сев. Кавказе, в Зап. Сибири и Вост. Сибири отправление грузов больше прибытия; в Центральном, Центральночернозёмном и Волго-Вятском р-нах, на Урале и Д. Востоке прибытие грузов больше отправления. Осн. направление в развитии железнодорожного транспорта - повышение пропускной и провозной способности железных дорог. Для этой цели намечено стр-во вторых путей, прежде всего на выходах с Урала в Поволжье и Центр, р-н (Свердловск - Казань - Москва), из Кузбасса на Урал (Алтайская - Омск), из Сибири в Юж. Казахстан и Ср. Азию. Будут электрифицированы отдельные линии с интенсивными грузовыми и пасс, потоками, включая пригородные зоны крупных городов. Вступила в строй (1975) линия Тюмень - Тобольск - Сургут. Завершается сооружение линий Краснодар - Туапсе, Белорецк - Чишмы и др. Начато (1974) стр-во Бай-кало-Амурской магистрали (БАМ) протяжённостью 3145 км по трассе Усть-Кут (ст. Лена) - Нижнеангарск - Чара - Тында - Бам - Нора - Ургал - Бе-рёзовка - Комсомольск-на-Амуре. В мае 1975 по участку Бам - Тында прошёл первый поезд.

Речной транспорт. В РСФСР находятся самые крупные водные магистрали Сов. Союза: Волга с Камой, Обь с Иртышом, Енисей, Лена, Амур и др. Большое значение для развития речного транспорта имело создание Бе-ломорско-Балтийского, им. Москвы, Волго-Донского им. В. И. Ленина су дох. каналов, реконструкция Волго-Балтий-ского водного пути, гидроэнергетич. стр-во на Волге, Каме и др. реках. Грузооборот речного транспорта РСФСР составляет 199 млрд. т/км (1974), или почти 94% речного грузооборота СССР. По количеству перевозимых грузов (387 млн. те) речной транспорт уступает только автомобильному и ж.-д. Важнейшие грузы: стройматериалы (ок. '/2), лес, нефть и нефтепродукты. Примерно половина грузооборота приходится на Волжский басс., к-рый охватывает экономич. р-ны с мощным пром. потенциалом. Речной транспорт получает преимущественное развитие в восточных р-нах в связи с освоением сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. Более высокими темпами растут грузовые перевозки в бассейнах Оби, Иртыша, Енисея, Лены и Амура.

Мор. транспорт обеспечивает значит, часть внешнеторг. перевозок страны, а также перевозок в большом (напр., по Северному морскому пути) и малом каботаже. В РСФСР находятся важнейшие мор. порты: Новороссийск (самый крупный в стране по грузообороту), Ленинград, Калининград, Мурманск, Архангельск, Владивосток. Продолжаются работы по дальнейшему увеличению пропускной способности Владивостокского, Ванинского, Мурманского, Ленинградского и др. портов. Строится (1975) глубоководный порт в районе Находки.

Автомоб. транспорт играет видную роль, прежде всего в обслуживании внутрирайонных перевозок. Уступая др. видам транспорта (кроме воздушного) по грузообороту, находится на 1-м месте по количеству перевозимых грузов - 10,8 млрд. т (1974). Важнейшие автомагистрали: Москва - Ленинград, Москва - Минск, Москва - Киев, Москва - Симферополь, Москва - Горький - Казань, Москва - Куйбышев, Б. Невер - Якутск, Магадан - Усть-Нера и др. Завершается стр-во автомагистралей Куйбышев - Уфа - Челябинск, Ленинград - Мурманск, Москва - Калуга - Брянск - Севск и отд. участков дорог на др. автомагистралях.

Воз д. транспорт получил в РСФСР большое развитие под влиянием роста перевозок пассажиров преим. на дальние и ср. расстояния и необходимости улучшения связей с отдалёнными и труднодоступными р-нами. Москва, Ленинград, Новосибирск, Свердловск, Красноярск, Иркутск, Хабаровск, Омск и др. центры РСФСР являются крупными узлами возд. транспорта. Линия Москва - Хабаровск - Владивосток (вместе с ответвлениями) охватывает р-ны Урала, Зап. и Вост. Сибири, Крайнего Севера, Якут. АССР, Д. Востока (включая Курильские о-ва, о. Сахалин и Камчатку). В 1974 возд. транспортом перевезено пассажиров более 58 млн. чел., грузов и почты - 1,8 млн. те (в 1960 соответственно 9,5 млн. чел. и 0,5 млн. т).

Трубопроводный транспорт. Значение его быстро растёт вместе с ростом добычи нефти и газа. Общая длина нефтепроводов и нефтепродуктопроводов 42 тыс. км (на 1 янв. 1975). Важнейшие из них - нефтепровод "Дружбах Альметьевск - Куйбышев - Унеча - Мозырь - Брест, Унеча - Вентспилс, Унеча - Ужгород и дальше в Польшу, ГДР, Венгрию и Чехословакию (общей протяжённостью 7 тыс. км); Туймазы - Омск - Новосибирск - Красноярск - Ангарск (3,7 тыс. км), Усть-Балык - Курган - Уфа - Альметьевск (1,8 тыс. км), Альметьевск - Горький - Ярославль - Кириши, Александровское - Анжеро-Судженск, Усть-Балык-Омск. Транспортировка зап.-сиб. нефти расширяется путём стр-ва трубопровода Омск - Павлодар - Чимкент. Осн. газопроводы: Ср. Азия - Центр, "Сияние Севера" (Вуктыл - Ухта - Торжок с отводом до Рыбинска). Сооружается (1975) магистральный газопровод "Сибирь - Москва" (протяжённостью более 3 тыс. км) по трассе Медвежье - Надым - Пунга - Ниж. Тура - Пермь - Ижевск - Казань - Горький - Москва.

Табл. 11.-Доля экономических районов по т е р р и т о р и и населению и масштабам производства (1974, в % к итогу)












Производство
Экономич. районы

Территория

Население

электроэнергии

чугуна

древесины (вывозка)

цемента

тканей

зерна
Центральный

2,8

21,4

17,3





28,5





7,9

14,0

81,0

9,9
Центральночерно-
























зёмный

1,0

6,2

2,7

0,3

9,7

0,5

11,4
Волго-Вятский

1,5

6,4

2,4

8,3

4,1

1,7

4,8
Сев. -Западный

9,8

9,4

7,8

26,5

8,4

4,6

1,1
Поволжский

4,0

14,2

16,9

0,3

3,3

17,2

4,7

26,8
Сев. -Кавказский

2,1

11,0

5,9

-

0,9

7,3

1,7

18,6
Уральский

4,0

11,7

17,3

53,0

16,0

19,7

1,7

12,0
Зап. -Сибирский

14,2

9,4

10,4

18,2

9,2

9,3

2,3

9,3
Вост. -Сибирский

24,2

5,8

15,9

-

18,7

6,6

1,6

4,3
Дальневосточный

36,4

4,5

3,4

-

8,9

3,7

0,2

1,4

Экономические районы. На терр. РСФСР исторически сложилось неск. крупных экономич. р-нов, отличающихся друг от друга условиями и особенностями формирования, величиной, структурой и специализацией произ-ва и др. (см. табл. 11). Каждый из этихр-нов выполняет определённые функции в общей системе терр. разделения труда внутри страны. Экономич. районы РСФСР существенно различаются между собой не только по степени освоенности территории, обеспеченности природными и трудовыми ресурсами, но и по направлениям развития производит, сил. Районы Европ. части республики, где сосредоточена осн. масса населения и материальных ценностей, при огромном экономическом потенциале испытывают значит, дефицит в топливно-энергетич. ресурсах. Поэтому гл. внимание здесь обращено на увеличение производств, мощностей и технич. реконструкцию исторически сложившейся пром-сти, а также на создание предприятий трудоёмких отраслей. Для более рационального использования трудовых ресурсов новые предприятия будут создаваться преим. в ср. и малых городах, имеющих резервы рабочей силы.

Осуществляется реконструкция ряда крупных индустриальных центров. Происходит формирование мощного терр.-производственного комплекса Курской магнитной аномалии. Развиваются Тольяттинский и Нижнекамский пром. комплексы, состоящие из крупнейших автомоб. з-дов с их смежниками, ряда хим. предприятий, работающих на нефтегазовом сырье. Большое значение приобретает укрепление топливно-энергетич. базы путём освоения новых месторождений нефти и природного газа и стр-ва АЭС.

Вост. районы меньше заселены и освоены. Занимая 3/4 территории, они имеют только 1/5 населения. В то же время на их долю приходятся самые крупные и наиболее эффективные сырьевые и топливно-энергетич. ресурсы. Это находит отражение в специализации пром-сти, к-рая даёт ок. 30% электроэнергии, св. 70% угля, более 40% нефти и природного газа, 71% чугуна, св. 1/2 древесины, примерно