БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201ию позиций торг.-ремесл. слоев; возобновилась борьба горожан за ограничение привилегий знати. В результате крупного восстания пополанов, возглавленного Кола ди Риенцо, Р. в 1347 был провозглашён республикой; в 1354 власть в городе захватила знать, к-рая удерживала её вплоть до сер. 15 в. (наиболее могуществ. феод, роды - Колонна и Орсини). Господство пап, вернувшихся в Р. в 1377, было полностью восстановлено лишь при Сиксте IV (1471-84). В сер. 15 - нач. 16 вв. Р. превратился в крупный центр Возрождения. С Р. этого периода связана деятельность мн. гуманистов, художников, архитекторов (Поджо Браччолини, Л. Б. Альберти, Ф. Бьондо, Д. Браманте, Рафаэль, Микеландже-ло и др.), к-рых привлекали к своему двору папы Николай V (1447-55), Пий II (1458-64), Юлий II (1503-13), покровительствовавшие лит-ре, иск-ву, стремившиеся прославить себя стр-вом и украшением дворцов, храмов. Во время Итальянских войн 1494-1559 Р. был разгромлен войсками имп. Карла V (май 1527). В 17 в. город переживал экономич. упадок, но в связи с Контрреформацией ещё более увеличилось его значение как религ. центра.

1 Олимпийский городок

2 Палаццетто (Малый дворец "спорта)

3 Дворец спорта

4 Музей римской цивилизации

б Музей Виллы Джулия

6 Национальная галерея современ ного искусства

7 Галерея Боргезе

8 Собор св. Петра

9 Площадь св. Петра

10 Ватиканские музеи

И Замок Сант-Анджело

12 Дворец Правосудия

13 Пьяцца Навона

14* Пантеон

15 Палаццо Мадэма (сенат республики)

16 Палаццо Монтечиторио (палата депутатов)

17 Палаццо Боргезе

18 Церкви Санта-Мария дель Анима и Санта-Мария депла Паче

19 Церковь Сан-Луиджи деи Франчези

20 Театр "Балле"

21 Палаццо Массимо алле Колонне

22 Музей Рима

23 Церковь Сант-Андреа делла Балле

24 Палаццо Канчеллерия

25 Палаццо Фальконьерк

26 Палаццо Фарнезе

27 Пьяцца Кампо деи Фьорн

28 Театр „Арджентина"

29 Церковь Санта-Мария сопра Минерва

30 Палаццо Дориа

31 Палаццо Венеция

32 Церковь Иль-Джезу

33 Пьяцца Венеция

34 Памятник Виктору Эммануилу И

35 Церковь Санта-Мария ин "Арачели

36 Капитолийский музей

37 Палаццо деи Консерватори

38 Палаццо деи Сенатори (муниципалитет)

39* Театр Марцеллз

40* Императорские форумы

41* Римский форум

42* Императорские дворцы

43 * Колизей'(амфитеатр Флавиев)

44* Арка Константина

45* Термы Траяна

46* Термы Каракаллы

47* Пирамида Цестия

48* Термы Диоклетиана (Национальный римский музеи и церковь Сзнта-Мария дельи Анджели)

49 Палаццо Барберини (Национальная 'галерея античного искусства)

50 Палаццо Квиринале(резиден ция президента)

51 Фонтан Треви

52* Колонна Марка Аврелия

53 Церковь Сант-Андреа аль Квиринале

54 Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане

55 Римская опера

56 Церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи

57 Банк Италии

58 Церковь Санта-Мария Маджоре

59 Церковь Сан-Пьетро ин Вин кол и

60 Церковь Сан-Клементе

61 Церковь Санти-Джованни э Паоло

62 Церковь Сан-Стефано Ротондо

63 Палаццо Латерзно

64 Церковь Сан-Джованни нн Латерано

65 Церковь Санта-Мария ин Козмедин

66 Национальная академия деи Линчей

67 Вилла Фарнезе 68 Церковь Сан-Пьетро ин Монторио

69 Церковь Санта-Мария ин Трастевере.

* Античные ансамбли и памятники

В февр. 1798 Р. оккупировала армия франц. Директории. В результате восстания в Р. была провозглашена республика (см. Римская республика 1798-99). В 1808 в ходе наполеоновских войн город вновь оккупировали франц. войска, а в 1809 светская власть папы Пия VII была ликвидирована, и Р. присоединён к наполеоновской Франции. В годы франц. оккупации (до 1814) в Р. проводились строит, и архит. работы, но в то же время бесценные сокровища музеев и картинных галерей расхищались оккупантами, население страдало от поборов и реквизиций. С началом Рисорджименто Р., столица Папского гос-ва и опора феод.-клерикальной реакции, стал серьёзным препятствием к объединению Италии. Во время Революции 1848-49 в Италии Р. был ареной революц. событий: в нояб. 1848 в результате выступлений нар. масс светская власть папы Пия IX фактически была свергнута, а сам он бежал из Р.; 9 февр. 1849 в Р. была провозглашена республика, Рим. республика 1849 явилась наивысшим выражением демократич. тенденций Итал. революции 1848-49. В 50-60-х гг. 19 в., после подавления Рим. республики силами междунар. реакции, прежде всего франц. интервентами, светская власть папы римского держалась в городе только благодаря присутствию в нём (с 1849) франц. гарнизона. Попытки отрядов Дж. Гарибальди в 1862 и 1867 освободить Р. оказались безуспешными. Лишь в 1870, когда франц. гарнизон был отозван (в связи с поражением франц. армии при Седане), светская власть папы над Р. была ликвидирована: в обстановке усилившегося нар. движения за воссоединение Р. с образованным в 1861 объединённым Итал. королевством 20 сент. 1870 в город вступили войска Итал. королевства и отряд патриотов-гарибальдийцев; после референдума 2 окт. 1870 Р. был включён в состав Италии. 26 янв. 1871 Р. провозглашён столицей Итал. королевства, что знаменовало завершение создания итал. нац. гос-ва. Пий IX отказался признать совершившиеся перемены, это привело к длит, конфликту между папством и итал. гос-вом (см. "Римский вопрос").

Рим. Демонстрация против провокаций неофашистов. Январь 1975.

Средоточие в Р. памятников античного мира и великих творений художников и зодчих эпохи Возрождения всегда привлекало художников, писателей, туристов. В 19 в. в Р. жили А. А. Иванов, С. Ф. Щедрин, Н. В. Гоголь и др. представители рус. культуры.

С превращением Р. в столицу Италии начало быстро возрастать его население, увеличилось количество пром. предприятий,'город стал крупнейшим трансп. узлом. С кон. 19 в. Р.- центр социальной и демократич. борьбы трудящихся.

В окт. 1922 итал. фашисты инсценировали т. н. поход на Р.- после вступления в город фаш. отрядов, стянутых со всей страны, был осуществлён гос. переворот, в результате к-рого установлена фаш. диктатура (1922-43). В 1929 по Латеранским соглашениям на части терр. Р. было образовано государство-город Ватикан. 8 сент. 1943, после капитуляции Италии во 2-й мировой войне 1939- 1945, Р. оккупировали нем.-фаш. войска. За время оккупации (1943-44) тысячи людей были брошены в тюрьмы, казнены, замучены (особенно зверским явилось массовое убийство рим. граждан в марте 1944 в Ардеатинских пещерах). Население героически боролось против аахватчлксш. Р. был освобождён 4 июня 1944 англо-амер. войсками. В 1946 с упразднением монархии (референдум 2 июня) Р. стал столицей Итал. республики. Р.- один из важнейших центров рабочего и демократич. движения совр. Италии. л. М. Брагина.

Экономика. Удобство географич. положения Р. на стыке Севера и Юга страны способствовало первоначально развитию его трансп.-торг., а затем и др. экономич. функций. Индустриальное значение город приобрёл довольно поздно; по размерам пром. продукции он занимает 4-е место в Италии (после Милана, Турина, Генуи.). Сначала JB P. стали развиваться отрасли пищ. и лёгкой пром-сти, представленные преим. небольшими фабриками и мастерскими. В 1960-70-е гг. пром-сть Р. значительно расширилась. На пищ., полиграфич., швейную, мебельную, бумажную, текст., обувную, парфюмерную отрасли приходится'ок. 1/2 всех занятых в столичной пром-сти. Имеются электротехнич. пром-сть (телефонно-телеграфное оборудование, электроприборы, изделия электроники, электрич. бытовые приборы длит, пользования и др.), точное приборостроение, произ-во ж.-д. подвижного состава, с.-х. машин, типографского оборудования, мотоциклов, велосипедов, хим. пром-сть (фармацевтич. изделия, искусств, шёлк, кислоты, сода, суперфосфат и др.), произ-во стройматериалов (цемент, стекло, железобетонные изделия), строит, индустрия. Мощность ТЭС ок. 3 млн. кет. Сохраняется ремесл. произ-во, традиционно изготовление различных художеств, ювелирных изделий, гобеленов, плетёной мебели, изделий из стекла, кожи, муз. инструментов и др.; переплётное дело.

Р. не имеет городов-спутников и пром. пригородов, однако ряд пром. городов области Лацио (Коллеферро, Фрозиноне, Латина и др.) экономически тесно связаны со столицей.

Р.- один из крупнейших в мире центров междунар. туризма (св. 10 млн. чел. ежегодно); для обслуживания туристов предназначены многочисл. отели, обществ, и частный транспорт, магазины (торговля сувенирами, предметами иск-ва), рестораны, зрелищные учреждения, клубы и мн. др. В столице сосредоточены правительств, и адм.-управленч. учреждения, руководящие органы политич. партий и массовых орг-ций Италии, крупнейшие банки, кредитные, страховые и торг, учреждения, правления итал. и иностр. фирм, нек-рые междунар., орг-ции [напр. Орг-ция ООН по вопросам продовольствия и с. х-ва (ФАО), Междунар. торг, палата и др.].

Р.- крупный трансп. узел внутр. и междунар. сообщений; 8 ж.-д. лучей, 10 автострад, 30 авиалиний. Аэропорты Р.- Леонардо да Винчи ди Фьюмичино и Чампино. Р.- речной порт (на участке Фьюмичино - Рим р. Тибр канализована), портовый комплекс Сан-Паоло; аванпорт Р. на побережье Тирренского м. - Чивитавеккья. Осн. виды гор. транспорта: трамвай (кроме центра), троллейбус, автобус; метрополитен (сооружён в 1927- 1938) соединяет центр с р-ном предполагавшейся Всемирной выставки (Эспозиционе универсале романа, ЭУР) на Ю. города и мор. побережьем (Лидо-ди-Рома ). Количество автомашин, мотоциклов и мотороллеров (св. 1,3 млн. в 1970) в Р. приближается копределу насыщенности".

В Р. относительно мало зелени (ок. 1700 га), особенно обществ, парков и бульваров, в юж. (Монтеверде) и сев. (Париоли) р-нах города - сады, частные виллы и особняки рим. аристократии, буржуазии, высших чиновников. Гл. обр. на Ю. и Ю.-В. столицы размещается б. ч. пром. предприятий. Места отдыха римлян - приморские районы (Лидо-ди-Рома, Фреджене), горы: Альбанские в 20-30 км к Ю.-В. от Р. (городки, окружённые виноградниками, - Дженцано, Альбано, Марино, Фраскати) и Тибур-тинские к В. от Р. (г. Тиволи, живописные водопады на р. Аниене). Вокруг столицы - значит, с.-х. район (огороды, сады, виноградники, оливковые насаждения; мясо-молочные фермы; посевы зерновых). Т. А. Галкина. Архитектура. Архит. памятники Р., отражающие его почти трёхтысячелетнюю историю, наложили яркий отпечаток на формирование неповторимого и сложного облика города. В своеобразии Р. важную роль играют его живописное расположение на холмах, обилие грандиозных руин, величавых дворцов и церквей самых различных эпох, многообразие площадей, многочисленность фонтанов и монументов, декоративной скульптуры. Специфику гор. силуэта определяют купола и пинии. Рыжеватый туф, тёмный кирпич и красновато-коричневая штукатурка фасадов придают застройке общий колорит, связывающий Р. с природным окружением.

Рим. Развалины дворца Септимия Севера на Палатине. Нач. 3 в.

Границы центр, части совр. города совпадают с др.-рим. стеной Аврелиана (272; сохранилась частично), а многие улицы - с др.-рим. дорогами. Гигантский размах и мерная величавость антич. памятников во многом предопределили масштабы и монументальность зданий последующих веков. Сложившись на Капитолии и Палатине, др.-рим. город распространился на соседние холмы (Эсквилин, Авентин, Виминал, Целий, Квиринал), низину до излучины Тибра (Марсово поле) и перекинулся на правый берег (совр. р-н Трастевере). Его обществ, центрами являлись Капитолий и комплексы Рим. форума [с 6 в. до н. э.; включает: храмы Кастора и Поллукса (с 484 до н.э.), Антонина и Фаустины (141), базилику Максенция (или Константина; ок. 315), триумфальные арки Тита (81) и Септимия Севера (203)] и императорских форумов: Юлия Цезаря, Августа, Нервы, Траяна (111-114, арх. Аполлодор из Дамаска; с колонной Траяна. Среди важнейших др.-рим. сооружений, находящихся вне форумов,- храмы: Весты и Фортуны Вирилис на Бычьем рынке (1 в. до н. э.), Пантеон, Венеры и Ромы (135- 307); мавзолеи: Цецилия Метелла, Еврисака (оба - сер. 1 в. до н. э.), Цестия (чпирамида Цестия"; 12 в. до н. э.), Адриана (135-140, в ср. века превращён в замок Сант-Анджело); театр Марцелла (44 до н.э. -13н. э.), амфитеатр Флавиев (или Колизей); термы Каракаллы (206- 217) и Диоклетиана (306; ныне Нац. рим. музей); триумфальная колонна Марка Аврелия (176-193); триумфальная арка Константина (315); мосты: Адриана (Сант-Анджело; 136) и др.; акведуки: Клавдия (илл. см. т. 1, стр. 330) и др.; дорога Виа Аппиа (312 до н. э.). На Палатине расположены руины дома Ливии (1 в. до н. э.), дворца Флавиев (1 в.) и др. дворцов. План Р. периода, империи см. на карте Римская, империя в 27 г. дон. э.-138 г. н. э. В 6-9 вв. терр. города сокращалась; антич. памятники разрушались; разобщёнными центрами ср.-век. Р. были Капитолий, где находилось гор. управление, и резиденции епископа (а затем папы ) Латеран и Ватикан. Жилые ср.-век. кварталы были сосредоточены на противоположном от Ватикана берегу Тибра, у христ. базилик и обжитых антич. зданий, перемежаясь с пустырями, садами и болотами. Среди раннехрист. памятников Р.- катакомбы: Сан-Себастьяно (с криптой 1-2 вв.), Домициллы (1-4 вв.), Калликста (2-3 вв.); базилики, перестраивавшиеся вплоть до 18 в.: Сан-Джованни ин Латерано (311-314), Сан-Лоренцо фуори ле Мура (330; мозаики 6 в.), Санта-Мария Маджоре (3-я четв. 4 в.; мозаики 5 и 13 вв.), Санти-Джован-ни э Паоло (ок. 400; фрески 12 в.), Сан-Клементе (4 в.; мозаики и фрески 9- 12 вв.), Санта-Мария ин Козмедин (перестройки 8 и 12 вв.), Санта-Мария ин Трастевере (1140; на месте церкви 4 в.; мозаики П. Каваллини), Санта-Мария ин Ара-чели (перестройка 1250); центрич. церкви: Сан-Стефано Ротонде, Санта-Мария Ан-тикуа (фрески 6-8 вв.) - обе 6 в. Из немногочисл. готич. построек выделяется церковь Санта-Мария сопра Минерва (с 1280; фасад - 1453).

С нач. 16 в. Р. украшается зданиями и ансамблями, призванными, по замыслу пап, возродить величие античного Р. Ренессансное стр-во началось у Ватикана и на противоположном берегу Тибра, развиваясь к Пьяцца Навона и Капитолию. В Ватикане, подвергнутом полной реконструкции, были возведены грандиозный собор св. Петра (1506-1614, арх. Браманте, Микеланджело, Дж. делла Порта, Виньола, К. Мадерна и др.; илл. см. т. 11, табл. III, стр. 48-49; т. 16, табл. XI, стр. 96-97), купол к-рого стал гл. архит. акцентом в панораме Р., а также дворы Бельведера и Сан-Дамазо (илл. см. т. 3, табл. XL, стр. 593; т. 4, стр. 333). Деловой центр ренессансного Р. находился в р-не моста Сант-Анджело, где в 1540-е гг. была намечена первая трёхлучевая композиция улиц, расходящихся от пл. Сан-Чельсо. Среди рим. построек эпохи Возрождения - палаццо: Венеция (с 1452, очевидно, по планам Л. Б. Альберти или Б. Росселлино), Канчеллерия (илл. см. т. 3, табл. XL, стр. 593, а также т. 19, стр. 96), Фарнезе (илл. см. т. 5, табл. IX, стр. 448), Видони-Каффарелли (ок. 1515-20, арх. Рафаэль); виллы: Фарнезина (1509-11, арх. Б. Перуцци; фрески Рафаэля, Дж. Романо и др.), Мадама (с 1517, арх. Рафаэль, А. да Сангалло Младший); церкви: Сан-Пьетро ин Монторио (1480-е гг., арх. Б. Понтелли; во дворе - Темпьетто, Санта-Мария делла Паче (илл. см. т. 3, табл. XL, стр. 593; фасад - 1656, арх. Пьетро да Кортона), Санта-Мария дель Анима (нач. 16 в., арх. Дж. да Сангалло и Браманте), Сант-Элиджо дельи Орефичи. Со 2-й четв. 16 в. в нек-рых рим. зданиях появляются черты маньеризма (палаццо Массимо алле Колонне, илл. см. т. 19, стр. 455; вилла Джулия, ныне музей, илл. см. т. 5, табл. III, стр. 48-49). Приёмы, предвосхищающие градостроительство 17-18 вв., характерны для созданного Микеланджело ансамбля Капитолия (новый светский центр города), в к-ром наглядно раскрыта связь папской столицы с антич. Р. [с 1546; ансамбль включает: палаццо деи Сенатори, палаццо деи Консерватори, гл. здание Капитолийских музеев, антич. статую Марка Аврелия, установленную на площади в 1538; план см. т. 5, стр.277]. При Сиксте V (1585-90) были проложены прямые улицы, соединившие важнейшие раннехрист. базилики и связавшие р-ны города в единую систему. В сети этих улиц, дополненных многочисл. ансамблями, ярко выразилось свойственное барокко понимание города как целостного организма, постигаемого в движении, последовательно открывающем виды на эффектные архит. мизансцены. К важнейшим ансамблям барокко относятся: Пьяцца дель Пополо (16-17 вв.; завершена в 1816-20, арх. Дж. Валадье) с др.-егип. обелиском в точке схода 3-лучевой системы магистралей и 3 церквами, пл. Св. Петра (Пьяцца Сан-Пьетро; план см. т. 2, стр. 299; илл. см. т. 3, вклейка к стр. 209; т. 4, стр. 333), Пьяцца Навона (17 в.), Пьяцца ди Спанья. Среди отд. памятников барочного зодчества - палаццо: Квиринале (с 1574, арх. Ф. Понцио, К. Мадерна, Л. Бернини и др.), Латерано (1586-90, арх. Д. Фонтана), Боргезе (1590-1615, арх. М. Лонги Старший, Ф. Понцио), Барберини (илл. см. т. 11, стр. 35 и табл. III, стр. 48-49), Фальконьери (1639-41, арх. Ф. Борромини), Монтечиторио (1650-90, арх. Л. Бернини, К. Фонтана), Дориа-Памфили (17-18вв., арх. А. дель Гранде и др.; ныне картинная галерея); виллы: Боргезе (ныне музей; илл. см. т. 5, табл. III, стр.48-49) и др.; церкви: Иль Джезу (1568-84, арх. Дж. Виньола; фасад - 1575, арх. Дж. делла Порта, илл. см. т. 20, стр. 378), Сан-Луиджи деи Франчези (1518-88; фасад - 1589, арх. Дж. делла Порта), Сант-Андреа делла Балле (1591-1663, арх. П. Оливьери, К. Мадерна, К. Райнальди), Сан-Карло алле Куатро Фонтане, Сант-Ивоалла Сапиенца (илл. см. т. 3, табл. I, стр. 80), обе - арх. Ф. Борромини; Сант-Андреа аль Квиринале (1653-58, арх. Л. Бернини). Пышные дворцы, парки и церкви, неожиданно раскрывающиеся площади и видовые площадки, пространств, акценты в виде лестниц, обелисков, фонтанов (Четырёх рек, Треви и др.) и декоративных скульптур вносят в восприятие барочной архитектуры Р. (во многом определившей и облик совр. города)фабульную увлекательность. С превращением Р. в столицу Италии его рост стал особенно интенсивным; застраивались (преим. доходными домами) р-н Прати у Ватикана, вост. и юго-вост. р-ны. Большинство рим. вилл [за исключением виллы Адриана (2 в.) и виллы д'Эсте (1550-72, арх. П. Лигорио)-обе в Тиволи] оказались включёнными в черту города, а многие из их парков стали общественными. В соответствии с ген. планом 1873 прокладывались новые артерии (Корсо Витторио Эмануэле, Виз Национале), строились многочисл. здания и ансамбли помпезно-эклектич. характера (памятник Виктору Эммануилу II, илл. см. т. 11, стр. 37). Обществ, центр Р. переместился на Пьяцца Колонна.

Рим. Порта Пиа. 1561. Арх. Микеланджело.

В 1930-х гг. была предпринята попытка вернуть Р. "императорское величие", к-рая сопровождалась расчисткой антич. памятников, стр-вом комплекса несостоявшейся Всемирной выставки (р-н Эспозиционе универсале романа, ЭУР), прокладкой новых магистралей (Виа деи Фори Империали, Виа ди Кончилиационе), для чего сносились ценные ист. кварталы (р-н Борго). Постройки этих лет решены в стиле неоклассицизма (спортивный комплекс Форо Италико, 1928-34, арх. М. Пьячентини и др.; комплекс ЭУР, с 1937, арх. М. Пьячентини, Дж. Пагано и др.; илл. см. также к ст. Пьячентини). После 2-й мировой войны терр. города быстро разрастается во всех направлениях. С 1930-х гг. создалась чрезмерная концентрация транспорта на узких улицах и площадях 16-18 вв. в центре Р., поэтому в 1950-60-х гг. встал вопрос о прокладке периферийных магистралей в обход ист. р-нов города. Построенная к Олимпийским играм 1960 Виа Олимпика, связавшая Форо Италико с ЭУР, а также вост. и юж. отрезки скоростной кольцевой автострады, ряд тоннелей и пересечений в 2 уровнях лишь частично облегчили эти трудности [с Олимпийскими играми связаны также реконструкция Форо Италико, возведение Олимпийского городка, Дворца спорта и т. н. Палаццетто (Малого дворца спорта), илл. см. т. 7, табл. LII, стр. 545]. Р-ны старой застройки сохраняются по возможности в первоначальном состоянии (однако без их оздоровления); здесь возводятся лишь отд. сооружения, нередко органически связанные с ист. окружением (вокзал Термини, илл. см. т. 11, табл. III, стр. 48-49; Дом на пл. Золотых медалей, илл. см. т. 11, стр. 38; посольство Великобритании, 1970, арх. Б. Спенс). Новое стр-во развивается гл. обр. на периферии. Р-н ЭУР превратился в 1960- 1970-е гг. в крупнейший деловой центр Р., распространяющегося далее на Ю.-З. Растущие с 1930-х гг. кварталы домов для рабочих, однообразные, лишённые достаточного количества обслуживающих учреждений, располагаются преим. на равнинах (Тусколано. Дон Боско, Номентано) и состоят из 5-6-, 7-8- и 10-12-этажных домов. Подчёркнуто экстравагантные по архитектуре богатые кварталы возникли на С. и С.-З., на холмах (Париоли, Монте-Марио, Винья-Клара, илл. см. т. 9, табл. XXIX, стр. 256-257); здесь искусно используются особенности рельефа, но обществ, зелёные зоны (на терр. бывших вилл) нередко распродаются под застройку. Жилые р-ны Р. плохо связаны с центром и осн. местами приложения труда. Решению этой проблемы призвано помочь создание (по ген. плану 1964) "оси обслуживания", т. е. системы касательных к городу магистралей, соединяющих с ЭУР 2 новых обществ, центра, намеченных в р-нах Ченточелла и Пьетралата.

В. Ф. Маркузон.

Учебные заведения, научные и культурные учреждения. Высшие уч. заведения: Римский университет, частный Междунар. ун-т социальных наук, Высшая школа физического воспитания, Академия изящных иск-в и художеств, лицей, Нац. академия драматич. иск-ва им. С. Д'Амико (имеется уч. театр), Нац. академия танца, Консерватория "Санта-Чечилия". Науч. учреждения: Национальная академия деи Линчей, Академия мед. наук, Нац. академия Сорока (членов) и др. академии, Нац. совет по науч. исследованиям, Нац. ин-т ядерной физики, Астрономия, обсерватория, более 100 науч. об-в, центров и ин-тов по различным областям науки и иск-ва. Крупнейшие библиотеки: Нац. центр, б-ка, б-ка Ун-та, б-ка Анджелика, б-ка Ка-санатенсе, б-ка Нац. академии деи Линчей, б-ка Валличеллиана и др. Музеи: Нац. рим. музей (музей Терм), Музей Виллы Джулия, Галерея Боргезе, Музей этнографии и доисторич. периода Луиджи Пигорини, Нац. галерея антич. иск-ва, Нац. галерея совр. иск-ва, Музей Барракко, Нац. музей нар. иск-в и традиций, Музей рим. цивилизации, Нац. музей вост. иск-ва, Музей Рима, Капитолийские музеи и др., музеи Ватикана. В Р. имеются (1975): Римская опера ("Театро дель опера"), постоянная драматич. труппа "Театро ди Рома", выступающая в помещении театров: "Арджентина", "Театро чирко", "Абако", "Театрино Э. Флайано". Существуют также театр, здания: "Балле", "Элизео", "Квирино", чТеатро делле арти", "Россини", "Гольдони", "Тординона", "Театро делле музе" и др., в к-рых выступают лучшие итал. драматич. труппы. Работают "Театр марионеток" и театр для детей "Аль Торкьо". В летнее время оперные театр, представления устраиваются в Термах Каракаллы, драматич. - в "Амфитеатре куэрчо дель Тассо", "Театро делле фонтане" и др. Нац. академия "Санта-Чечилия" (с 2 концертными залами). Большой известн